Минаев Д - Отцы или дети (стих. Менглет)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема урока: «Кто ж вам милей: отцы иль дети?»

Эпиграф: «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело»

(Идейные споры в романе).

Тип урока: урок – дискуссия (2 часа)

1 урок – подготовительный этап к дискуссии: сбор необходимой информации, выявление позиции каждого учащегося, деление на 4 группы

1-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию П.П.Кирсанова.

2-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию Е.В.Базарова.

3-я – группа – учащиеся, понявшие самостоятельно и поддерживающие взгляд автора.

4-я группа – эксперты (анализируют дискуссию).- 3 учащихся.

Цели:


  1. Образовательные:
- продолжить изучение и анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения;

Развивать умение определять и сопоставлять идейные и нравственные

позиции героев;

Совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику

Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова;

Определить и обосновать свое отношение к Базарову.


  1. Развивающие:

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

саморазвитие

Развитие умения ставить цели и определять пути ее достижения

Сотрудничество в группе

Развитие личностной позиции

Развитие логического мышления

Поиск и сбор информации

Развитие личностных качеств (терпение, терпимость, вежливость, уважение к мнению другого)

Умение вести диалог и работать в группе
^ Умение вести дискуссию

Умение разрешать возникающие конфликты

Социальная компетентность (уважение к наследию прошлых поколений)

Формирование умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности


Формирование грамотной речи

Развитие речи, ее логики

Гражданская идентичность (гордость за величие русской литературы 19 века, в том числе – за творчество И.С.Тургенева)

Выявление признаков, умение сравнивать, рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать свои

мысли, выстраивать доказательный ряд

Умение находить главное, отбирать материал, работать с критическим материалом


Развитие монологической речи
^

Ход урока:


  1. Орг.момент.
Учитель:

Мы продолжаем изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Думаю, вам очень понравилось это произведение, авторские стиль и слог, мысли, образы.

Я надеюсь, все выполнили домашнее задание, материалы которого необходимы нам сегодня для очень интересного по типу урока – урока – дискуссии.

Тема нашего урока:

Слайд № 1.

(Учитель проверяет наличие домашнего задания – таблицы сравнительной характеристики Е.Базарова и П.П.Кирсанова - у всех учащихся. Тем учащимся, у которых домашнее задание не выполнено или выполнено, но оставлено дома, раздает заранее подготовленные и распечатанные таблицы). Пример таблицы. (Материал таблицы может варьироваться. См. Приложение 1 (после конспекта урока).

Слайд № 2. Что такое дискуссия?

Что может привести к дискуссии? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего личного опыта. Если в ответах учащихся не звучит проблема поколений, то учитель задает вопрос: вы и ваши родители – представители разных поколений. Случаются ли между вами и родителями дискуссии? Как вы думаете, почему?

Дискуссия применялась нашими предками еще в 300-е годы до н.э., во времена философа и мыслителя Аристотеля.

Сообщение ученика, подготовленное заранее. Слайды № № 3, 4.
^

Слайд № 5.


Как вы думаете, какой вид дискуссии мы будем использовать, оценивая правоту и неправоту героев? (Учащиеся предлагают варианты)

Слайд № 6. Определения видов дискуссии по Аристотелю.

У нас – аподиктическая дискуссия.

Слайд № 7 . (Открывается после ответа учеников)

Приведите примеры синонимов к слову «дискуссия». Дайте определения этих слов.

Если ответы учащихся были неполными или неточными, то они исправляют сами свои ошибки на основании содержания слайда.
^

Определение проблемы урока. Слайд № 8.


Кто является победителем и почему в идейном споре между Евгением Васильевичем Базаровым, главным героем романа «Отцы и дети», и Павлом Петровичем Кирсановым?
^

Определение путей решения проблемы. Слайд № 9.


  • Определить смысл названия романа

  • Определить замысел автора

  • Проанализировать взгляды автора на общечеловеческие ценности и общество в конце 50-х годов, на Базарова

  • Определить особенность романа (ответить на вопрос: «Чем объясняется центральное положение Базарова?»)

  • Проанализировать П, Ш,1У,У, УП, Х1У, Х, Х11, ХУ11, ХУ, ХУ1, ХХШ, ХХ1, ХХ1У, ХХУ, ХХУ1, ХХУП, ХХУШ главы романа

  • Проанализировать мнения М.Н.Каткова (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме»), Ф.М.Достоевского, Д.Минаева (стихотворение «Отцы иль дети»), Д.И.Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»).
Самые объемные задания вы выполнили дома.

Мы можем начать нашу дискуссию. Но сначала мы ознакомимся с правилами ее ведения. Слайд № 10.

И с правилами завершения дискуссии. Слайд № 11.

Итак, я вас попрошу пересесть, в зависимости от того, какого из героев вы поддерживаете в его взглядах (каждая группа учащихся занимает один ряд парт, или столы переставляются, и каждая группа садится за 1 стол).


  1. я группа – «последователи» Базарова.
2-я группа – «последователи» Кирсанова

    1. –я – группа – «последователи» автора.

    2. –я группа экспертов, их 3 учащи хся, они сидят за отдельной партой.
Урок 2.

      1. Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание В.Г.Белинского.
^

Слайд №12,13.


      1. Объясните смысл заглавия романа. Слайды №№ 14, 15, 16, 17.
(На эти вопросы могут отвечать «последователи» автора или учащиеся из любой группы)

Учитель Слайд № 18 - представители разных идейных направлений в литературе.

Слайд 19 . Базаров и Кирсанов. К каким идейным лагерям принадлежат эти герои?

Слайд 20. Работа со словарем. Определение антитезы.

Слайд 21 . Что Тургенев хотел показать в романе?

Слайд 22. Вопросы для дискуссии. Работа с домашней таблицей.

(Работа организуется таким образом: по каждому вопросу высказывается один ученик из каждой группы, начинаем с «отцов». «Отцу» возражает или представитель группы «детей», или «последователь» автора. В качестве аргументации принимается не только текст романа, но и ученические мысли и другие, не зафиксированные в таблице материалы из текста романа, выдержки из критических статей). «Эксперты» наблюдают за ходом дискуссии, заполняют таблицы, анализирующие работу групп. Слайды №№ 23,24

(Перед выступлением учащегося из группы «детей»)

Что такое нигилизм?

Мультимедиа выключается.

После проведенной дискуссии включается для подведения итогов.

Слайд № 25 . В чем правы оба героя?

Слайд № 26. В чем неправы оба героя?
^

Слайд № 27.

Ф.И.Тютчев об отцах и детях.

Слайд № 28.


Итоги дискуссии. Выступление экспертов.

Насколько ясно и логично был представлен ответ каждой группы?

Приемы аргументации (цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)

Какая из групп представлена наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку?

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь?

Какие интересные вопросы и мысли прозвучали в процессе дискуссии?

Кто самый дипломатичный, самый творческий участник дискуссии?
^

Слайд № 29.

Выступление представителя автора.

Слайд № 30.


Что такое компромисс. Примеры исторических компромиссов.

Чему научил нас, читателей, роман И.С.Тургенева.

Чему научила нас проведенная дискуссия?
^

Домашнее задание (на 2 урока):


Перечитать главы 24, 28. Сделать вывод о том, кто является победителем в идейных спорах «отцов» и «детей», проанализировать идейный смысл, заключенный в философском пейзаже, завершающем роман.

Для работы с текстом романа по теме: «Одиночество Базарова» устно сопоставить отношение Аркадия и Базарова к отцу и дяде, к женщине, к искусству и природе, проанализировать сцену на сеновале, сцену прощания, сцену двух свадеб. Ответить на вопрос: является ли Аркадий последователем Базарова? Почему?

Проанализировать образы и художественные приемы создания образов (психологический портрет, интерьер, речевая характеристика) Ситникова и Кукшиной. Являются ли они последователями Базарова?

Проанализировать взаимоотношения Базарова с родителями в первый и второй приезд. Обратить внимание на отсутствие взаимопонимания (до заражения) между родителями и сыном.

Приложение № 1.

Материалы из критических статей.

^ М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Базаров: «…самоуверенный до дерзости, но глупый. Любящий кутеж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями…Сердца у него вовсе нет… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего;… это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол… асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце…».

« Он представляется каким- то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит».

«…не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечною головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом. И притом карикатура злостная…»

^ Д.И.Писарев. «Базаров». «Базаров, человек. Сильный по уму и по характеру…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким…у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Личность Базарова замыкается в себе самой, потому что вне ее и вокруг нее почти нет родственных ей элементов…. Он молчит, или говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность… он принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомы приходятся ему по колено…Не прикидываться же ребенком, чтобы делить с ребятами их недозрелые мысленки?»

«… в его личности сгруппированы те свойства. Которые мелкими долями рассыпаны в массах…».

^ Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев . «Отцы и дети». «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна. Базаров – теоретик; он6 человек странный, односторонне-резкий,…он школьник., в котором вместе с глубокою искренностью сочетается самое глубокое ломанье;… он человек, чуждый жизни… Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно».

«Все эти лица (Павел Петрович, Аркадий, Одинцова) ничтожны рядом с Базаровым…».«…есть…, что в целом стоит выше Базарова… это высшее – не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет».

^ Мнение И.С.Тургенева о Базарове.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего…»

«Да, я действительно не знал, что сним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог».

^ Позиция М.Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

Рассказ П.В.Анненкова о реакции Каткова. «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином»

Письмо Каткова Тургеневу. «… он (Базаров) как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь. Или слабо и зелено…»

Приложение 2.

Таблица к уроку.

Предмет спора

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм


^ В силу чего вы действуете?

Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить.

Вам только в калмыцкой кибитке сидеть.

Сперва гордость сатанинская, потом глумление – вот чем увлекается молодежь.

^ Прежде молодым людям не хотелось прослыть за невежд, они трудились, а теперь вдруг стали нигилисты. (Считает нигилистов бездельниками и невеждами).

Вы идете против своего народа.

^ Вы презираете народ.


Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее все отрицать – мы отрицаем… Все…

Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие.

^ Мы решили ни за что не браться и только отрицать…

Важно то, что дважды два – четыре, а остальное пустяки.

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества

^ Исправьте общество - и болезней не будет.

Мы ломаем, потому что мы – сила… Сила – так и не дает отчета.

От копеечной свечи Москва сгорела.

Всякий человек сам себя воспитать должен. Называет себя «самоломанным».

^ А что касается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Презирает окружающих. Изменит свое мнение о людях, если встретит человека выше себя по развитию.

^ Признает только то, что можно пощупать, понюхать, непосредственно увидеть глазами.

Аристократия


Нам дорога цивилизация.

Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу.

Аристократизм – принцип, а без принципов могут жить одни безнравственные или пустые люди. Аристократы – люди с высокими принципами, с чувством собственного достоинства, именно они – движущая сила общественного развития, их идеал – конституционная монархия, путь к идеалу – либеральные реформы.

^ Все меня знают за человека либерального и любящего прогресс

Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию (т.е., аристократы – основа общества)

^ Личность – вот главное.


Вы уважаете себя и сидите сложа руки, какая от этого польза общественному благу?... Аристократизм, либерализм, принцип – сколько бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны…

^ Аристократы не способны к действию, от них нет пользы.

Отрицает способность дворян вести Россию к новой жизни.

Принсипов вообще нет, а есть ощущения.

Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть.

^ Дрянь, аристократишко.

Искусство


Николай Петрович читает романтическую поэму А.С.Пушкина «Цыганы», играет на виолончели.

Павел Петрович положительно относится к немецким поэтам-романтикам Шиллеру и Гете.

^ Наши художники Рафаэля считают чуть ли не дураком, а у самих фантазии не хватает


По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит

Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта…

Я нахожу. Что говорить красиво неприлично.

Природа


Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.
^

Русский народ


Русский народ свято чтит предания

Он – патриархальный и не может жить без веры…

всегда заступается за крестьян, правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон.

После отъезда за границу на письменном столе Павла Петровича стоит пепельница в виде лаптя – символ его «любви» к народу.


^ Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья –пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним?

Что ж, коли он заслуживает презрения.

«Мой дед землю пахал, с надменной гордостью отвечал Базаров. (Гордится крестьянским происхождением).

Считает, что в жизнь народа следует внести коренные изменения:

- просветить;

- досыта накормить;

- уравнять в правах с остальными социальными группами.

^

Наука и деятельность


После военной службы никогда никакой практической или общественно полезной деятельностью не занимался. Не интересуется наукой.

Материалист, атеист.

^ Люди – это такие же лягушки.

Встает рано, проводит опыты, через год «хочет держать на доктора»

Жизненная цель – продвижение отечественной науки

Сын небогатого полкового лекаря, с детских лет приученный к труду.

У родителей не взял ни копейки, на образование зарабатывал сам.

^

Отношение к женщине, к любви между мужчиной и женщиной


Однолюб. Всю жизнь любил княгиню Р. по-рыцарски, из-за неразделенной любви загубил карьеру.

Что за фигура такая, на остальных баб не похожа. Тело, хоть сейчас в анатомический театр.

Если считаешь, что будет толк (имеет в виду физическую близость), то добивайся, если нет, отойди в сторону, свет клином не сошелся.

^

Отношение к родителям


Считает своих родителей людьми недалекими, отставшими от жизни, отстраняется от них, запрещает «надоедать» себе.

На вопрос Аркадия о чувствах к родителям Базаров отвечает:»Люблю, Аркадий».

^

Отношение к окружающим и отношения с окружающими


Отказался стать предводителем дворянства.

Из-за принципов брата Николай Петрович не венчается с Фенечкой даже после рождения сына, несмотря на свое желание узаконить отношения.

^ Однако после дуэли П.П.Кирсанов сам просит брата сделать Фенечку своей женой.


Любят и уважают.

Крестьянские мальчишки бегали толпой.

Фенечка доверяет Митеньку.

Однако для крестьян он не понятен.


Приложение № 3

Таблица для заполнения экспертами.

(в 10-балльной системе)




Наименование критерия

«Отцы»

«Дети»

«Автор»

1

Логичность

2

Аргументированность

3

Адекватность оценок

4

Грамотная речь

5

Выразительность и эмоциональность

6

Неординарность мышления

7

Дипломатичность

Итого

Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и . Заключительный по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.

I Группа Представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать

Нарождающийся новый тип , но не встал на его сторону.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом Нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „...Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку - за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. „Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный репёаШ; Пугачеву“».

Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

II группа Рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский

Вестник» (статьи « Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу

Романа Тургенева)»).

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)

«Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)

Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

III группа. Взгляды Ф. М. Достоевского. Базаров - «теоретик», находящийся

В разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий

К Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая

Отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается

О жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.

IV Группа. Позиция М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость

И художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, - «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман - клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».

V группа. Взгляд Д. Минаева (стихотворение «Отцы иль дети?» Параллель

С романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию «отцов» и «детей».

VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос»,

«Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает

Наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.

«Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа.

Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа - лучшее доказательство этих слов.

Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных. — Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, — доложил дворецкий. — Не будет ли от вас покамест никаких приказаний? — Никаких приказаний не будет, почтеннейший, — ответил Базаров, — разве рюмку водочки соблаговолите поднести. — Слушаю-с, — промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами. — Какой гранжанр! — заметил Базаров, — кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно. — Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. — А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть? Аркадий только плечом пожал... но и он чувствовал небольшое смущение. Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины — и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. «Должно быть, сам , — шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: — Аль удрать?» Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу. — Благодарствуйте, что сдержали слово, — начала она, — погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем. Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», — думал он про себя. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. — Вот вам и моя Катя, — проговорила Одинцова, указав на нее движением головы. Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку. — Это ты все сама нарвала? — спросила Одинцова. — Сама, — отвечала Катя. — А тетушка придет к чаю? — Придет. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. Одинцова обратилась к Базарову. — Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь. Базаров приблизился. — О чем прикажете-с? — промолвил он. — О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица. — Вы? — Я. Вас это как будто удивляет. Почему? — Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение. — Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь. Базаров поглядел на Анну Сергеевну. — Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например. — Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку. — Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах. Анна Сергеевна помолчала. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь? — А на что он нужен, позвольте спросить? — Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой. — Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? — Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей? — По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. — Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка. — Именно так-с, сударыня. Одинцова обратилась к Аркадию. — А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич? — Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья. — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши. Тетушка Анны Сергеевны, княжна Х...я, худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были ярко-желтые ленты. — Как вы почивали, тетушка? — спросила Одинцова, возвысив голос. — Опять эта собака здесь, — проворчала в ответ старуха и, заметив, что Фифи сделала два нерешительные шага в ее направлении, воскликнула: — Брысь, брысь! Катя позвала Фифи и отворила ей дверь. Фифи радостно бросилась вон, в надежде, что ее поведут гулять, но, оставшись одна за дверью, начала скрестись и повизгивать. Княжна нахмурилась, Катя хотела было выйти... — Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать. Княжна молча встала с кресла и первая вышла из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливавшая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что) и вдруг спросила хриплым голосом: — А что пишет кнесь Иван? Ей никто не отвечал. Базаров и Аркадий скоро догадались, что на нее не обращали внимания, хотя обходились с нею почтительно. «Для ради важности держат, потому что княжеское отродье», — подумал Базаров... После чаю Анна Сергеевна предложила пойти гулять; но стал накрапывать дождик, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную. Приехал сосед, любитель карточной игры, по имени Порфирий Платоныч, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый. Анна Сергеевна, которая разговаривала все больше с Базаровым, спросила его — не хочет ли он сразиться с ними по-старомодному в преферанс. Базаров согласился, говоря, что ему надобно заранее приготовиться к предстоящей ему должности уездного лекаря. — Берегитесь, — заметила Анна Сергеевна, — мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты, Катя, — прибавила она, — сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней: ему казалось, что Одинцова его отсылает, а у него на сердце, как у всякого молодого человека в его годы, уже накипало какое-то смутное и томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса: — Что же вам сыграть? — Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий. — Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения. — Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий. — Моцарта любите? — Моцарта люблю. Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь. Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби... Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна». Кончив сонату, Катя, не принимая рук с клавишей, спросила: «Довольно?» Аркадий объявил, что не смеет утруждать ее более, и заговорил с ней о Моцарте; спросил ее — сама ли она выбрала эту сонату, или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась , ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу, с благосклонною улыбкой, гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы. А Базаров между тем ремизился да ремизился. Анна Сергеевна играла мастерски в карты, Порфирий Платоныч тоже мог постоять за себя. Базаров остался в проигрыше хотя незначительном, но все-таки не совсем для него приятном. За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике. — Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства. — На что вам латинские названия? — спросил Базаров. — Во всем нужен порядок, — отвечала она. — Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, — воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате. — Да, — отвечал Базаров, — баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. — В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич? — В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо — не она, а ее сестра. — Как? эта смугленькая? — Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та — тертый калач. Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове. И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию. «Странный человек этот лекарь?» — думала она, лежа в своей великолепной постеле, на кружевных подушках, под легким шелковым одеялом... Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. Она очень любила своего грешного, но доброго отца, а он обожал ее, дружелюбно шутил с ней, как с ровней, и доверялся ей вполне, советовался с ней. Мать свою она едва помнила. «Странный этот лекарь!» — повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку — и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье. На следующее утро Анна Сергеевна тотчас после завтрака отправилась ботанизировать с Базаровым и возвратилась перед самым обедом; Аркадий никуда не отлучался и провел около часа с Катей. Ему не было скучно с нею, она сама вызвалась повторить ему вчерашнюю сонату; но когда Одинцова возвратилась наконец, когда он увидал ее — сердце в нем мгновенно сжалось... Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» — Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошла мимо его. «Здравствуй, — подумал Аркадий... — Разве мы не виделись сегодня?» 1. Дмитрий Дмитриевич Мина́ев (1835 – 1889) – русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре».
...Рассказывали, что однажды на волжском пароходе Минаев встретился с провинциальным любителем юмористической поэзии. Они разговорились. Провинциал стал расспрашивать Минаева о столичных писателях. Одобрительно отозвавшись о стихах, печатающихся под псевдонимом "Обличительный поэт", он спросил, не знает ли Минаев их автора. Минаев ответил, что автор этих стихотворений – он сам. Молодой человек очень обрадовался возможности побеседовать со знаменитым поэтом и попросил позволения пожать ему руку. Затем он поинтересовался, не знает ли его собеседник, кто такой "Отставной майор Михаил Бурбонов", и, услышав, что это тоже он, молодой человек уже с вызовом спросил: "А вот недавно новый какой-то объявился. Общий друг. Из молодых, должно быть... Пожалуй, и это вы?" Получив ответ: "Я, я! Представьте себе!", он окончательно решил, что его мистифицируют, и незаметно исчез. (Лихачев В. Из давнего и недавнего былого // "Слово". 1909,13 мая.) ()

7. Гостеприимства прав не зная. – В журнальном тексте "Отцов и детей" абзац, в котором говорится об отъезде Базарова из усадьбы Кирсановых после дуэли с Павлом Петровичем (гл. 24), кончался фразой: "Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства". Слова эти были вставлены Катковым или под его нажимом и впоследствии исключены Тургеневым. (

1 Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.

История создания сборника; понятие “физиологический очерк”.

“Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др. (по выбору учителя).

3. Роман “Отцы и дети”:

  1. история создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя);
  2. понятие “нигилизм”: происхождение, теория;
  3. смысл заглавия романа;
  4. конфликт “отцов” и “детей”:

а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов;

б) Аркадий и Евгений Базаров;

Составить таблицу “Споры отцов и детей”:

“Отцы” “Дети”
о значении дворянства
цитаты цитаты

О русском народе,

Об искусстве, о науке,

О любви,

О нигилизме.

в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников), отношения с родителями.

5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо ).

Задание по группам:

  • 1 гр. Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение);
  • 2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья);
  • 3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья);
  • 4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть).

Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (восстановите цепочку: цинизм - ... -... -... мучительное чувство).

Почему не могла “состояться” любовь героев?

6) Анализ эпизода “Смерть Базарова”.

  • Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова?

Задание по группам:

  • 1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);
  • 2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).

8) Творческие задания (по желанию учеников).

9) Темы для сочинений.

Материалы для учителя

1. “Вся биография – в моих сочинениях”

Урок-сообщения десятиклассников об этапах жизни И.С.Тургенева: роль матери в становлении личности будущего писателя; Спасское-Лутовиново – колыбель русской природы (заочная экскурсия по усадьбе); “Записки охотника” - повествование о судьбе русского народа и его бесправном положении, о красоте родной природы; любовь к Полине Виардо; дружба с “Современником”; философские размышления о жизни в “Стихотворениях в прозе”.

2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника” .

История создания сборника: публикация рассказа “Хорь и Калиныч” в январе 1847 г. в журнале “Современник”, положившего начало появления цикла произведений.

Время написания сборника 1847-1852 гг. Результатом публикации за “нарушение цензурных правил” стал арест Тургенева.

Особенности жанра “Записок охотника”: перед нами цикл произведений, состоящий из 25 рассказов и объединенный образом рассказчика. Большинство произведений посвящено жизни крестьян, значительное место занимают пейзажные зарисовки как средства психологической характеристики героев и как средства усиления лиризма.

Понятие “очерк”, “физиологический очерк”: определение можно взять из любого литературоведческого словаря.

Для анализа предлагаются следующие рассказы (на усмотрение учителя): “Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др.

Определить типы характеров крестьян (“полифонизм” образов), идеи произведений.

3. Изучение романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

1) История создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя): в конце 50-х годов в России назревал кризис (крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства). Реформа была необходима, кроме того, в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Работу над произведением Тургенев начал в августе 1860 года, в разгар которой вышел манифест Александра II об отмене крепостного права. И.С.Тургенев учёл сложившуюся обстановку в стране и вывел на литературную арену героя нового типа – разночинца Базарова, чей образ вызвал неоднозначную оценку современников.

Август 1860 г. – август 1861 г. – создание основного текста романа; сентябрь 1861г. – январь 1862г. – внесение многочисленных поправок, связанных с политическими изменениями в стране и работой над образом главного героя (“В этом человеке воплотилось – на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма”); февраль – сентябрь 1862 г. – подготовка романа к печати.

В основу образа Евгения Базарова легло наблюдение, по мнению самого автора, над “живым лицом”: “поразившая меня личность молодого провинциального врача”.

2) Нигилизм (от латинского nihil – “ничто”) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов.

Зародилось понятие в Средние века и было предано анафеме папой Александром II в 1179г. как учение, отвергавшее человеческое естество Христа. В русской литературе понятие “нигилизм” впервые употребил Н.И.Надеждин в статье “Солнце нигилистов” (журнал “Вестник Европы”, 1829 г.). Это слово употреблялось как синоним скептицизма. Понятие не было популярным до тех пор, пока Тургенев в своем романе не назвал нигилистом Базарова. Таким образом, во второй половине XIX века в Российской империи нигилистами стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, также не признавали нормы морали. Понятие приобрело негативное значение. В современном мире распространен термин “правовой нигилизм”, подразумевающий неуважение к праву.

3) Смысл заглавия романа.

  • Почему роман назван “Отцы и дети”, а не по имени главного героя “Базаров”?
  • Докажите, что тема “отцов и детей” вечна.

4) Конфликт “отцов” и “детей”:

а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов.

б) Аркадий и Евгений Базаров.

Цитатная характеристика героев: обратите внимание на то, какими мы увидели героев в первый раз (гл.1-4).

Пользуясь текстом, составьте таблицу (гл. 2, 6, 10)

“Споры отцов и детей”

“Отцы” “Дети”
о значении дворянства
цитаты цитаты

О русском народе,

Об искусстве, о науке,

О любви, о браке,

О нигилизме.

в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников). Гл. 2-7, 9-10, 12-13.

5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо: “история любви, длиною в целую жизнь...” - инд. сообщение ).

Значение имен: Елена = Нелли = “свет, блеск”; Фенечка, Федосья = “Божья благодать”.

Задание по группам:

1 гр . Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение): гл.7.

  • Как вы относитесь к словам Базарова? “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина...”.
  • Какие эпитеты помогут охарактеризовать отношения Павла Петровича и княгини Р.? Что дало героям это чувство? Как изменился Кирсанов после смерти княгини Р.?
  • Почему в дальнейшем Павел Петрович интересовался Фенечкой? (гл.24)

2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья): гл. 11.

  • История Фенечки.
  • Что ищет каждый из братьев Кирсановых в отношениях с женщинами?

3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья): гл.16, 17, 25, 26.

  • Влюбленность Аркадия в Одинцову и последовавшая затем его любовь к Кате Локтевой. Зачем автор прибегает к данному приему, демонстрирующему смену чувств Аркадия?

4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть):

  • Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (гл.6, 14, 17).
  • Найдите цитаты и восстановите цепочку: цинизм – любопытство конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязанность – стремление понравиться – смущение – мучительное чувство (гл.14-16).
  • Анна Сергеевна Одинцова: история жизни (гл.15)
  • Почему не могла “состояться” любовь героев? (гл.16, 18)
  • Анализ эпизода “Дуэль” (гл.24): какую роль сыграла дуэль в судьбе героев?

Вывод: тема любви в романе представлена многолико.

Как вы прокомментируете высказывание И.С.Тургенева: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь; ... обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли... В любви одно лицо – раб, а другое – властелин...”.

Отношения Базарова с родителями.

История жизни Василия Ивановича и Арины Власьевны (гл. 20-21).

Отношение к сыну: найдите слова в тексте, показывающие страстную любовь родителей к сыну. Как Базаров отзывается о своих стариках? Почему считает жизнь родителей “глухой”?

6) Анализ эпизода “Смерть Базарова” (гл.27).

  • С кем же близок Базаров? В ком находит понимание? Являются ли для него теперь такие понятия, как “дружба”, “любовь к женщине”, “родительская любовь”, значимыми?
  • Какие качества Базарова проявились в данном эпизоде? Подтвердите цитатами из текста (мужество, сила воли, сила любви, жалость к родителям, убежденность в своих взглядах).
  • Как вы понимаете слова критика: “Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг”?
  • Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова? Автор мог оставить героя в живых, но не счёл это жизненно важным. Почему?
  • В чём заключается символический смысл этого эпизода?
  • Каково отношение Тургенева к своему герою? (“Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я сам этого не знаю, люблю я его или ненавижу!” )

Вывод: И.С.Тургенев показывает Базарова противоречиво.

7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”

Задание по группам:

1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);

2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).

Выдержки из статей.

8) Творческие задания.

  • Написать письмо от имени одного из героев другому (например, письмо Одинцовой Базарову) с сохранением стиля.
  • Вставьте своё определение и прокомментируйте его: “Этот...Базаров”.
  • Могла ли любовь спасти Базарова?

9) Темы для сочинения:

  1. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  2. “Страстное, грешное и бунтующее” сердце Базарова (По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”).
  3. “Мысль семейная” в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  4. Тема любви в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.


Рассказать друзьям