Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников. Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида

Консультация по теме:

«Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель Воробьева Е.П.
1 кв.категория

г.Дзержинск

2014 г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения .

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Оно происходит с помощью:

  • опорных схем,
  • мнемотаблиц,
  • пиктограмм,
  • предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

  1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
  2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
  3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели - это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители . Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке « Колобок » колобок - жёлтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. В сказке « Волк и козлята » волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята- маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз . В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой « Рукавичка » можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

При пересказе сказки « Заюшкина избушка » можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой - большой, средний или маленький? Средний - потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

Лиса - какой круг, почему? (Оранжевый.)

Волк - какой круг, почему?

Медведь - коричневый, почему?

Последний из героев - петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга - голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная - значит коричневого цвета, и ледяная - значит, голубого. А лес... Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.


анжелика пышкина
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

«Моделирование , как средство развития связной речи дошкольников »

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей , что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том , что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства , связи , отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер) . Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования . По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели ; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ » - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей . Моделирование своим объектом имеет модели .

«МОДЕЛЬ » - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели , используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи . Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели , обозначающие явления и объекты. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Оно происходит с помощью :

Опорных схем,

Мнемотаблиц,

Пиктограмм,

Предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка : схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка : обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи .

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями , схемами :

вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п.

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи .

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей , придерживаясь ряда требований к ним :

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет) ;

3. построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) .

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели - это выводы , итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными) . При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют . В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький серый кружок) . Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.

Например, в сказке «Колобок» колобок - жёлтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. В сказке «Волк и козлята» волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята- маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием , изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор : маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой) .

При пересказе сказки «Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой - большой, средний или маленький ? Средний - потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

Лиса - какой круг, почему? (Оранжевый.)

Волк - какой круг, почему?

Медведь - коричневый, почему?

Последний из героев - петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга - голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки : лубяная или деревянная - значит коричневого цвета, и ледяная - значит, голубого. А лес. Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов : «Скажи, какой» , «Кто больше узнает и назовёт» , «Угадай по описанию» , «Чудесный мешочек» , «Магазин игрушек» . Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем : «Расскажи сказку по картинкам» , «Скажи, что сначала, что потом» , «Я начну, а ты закончишь» , . Такие игры способствуют связному рассказыванию , последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме, можно использовать игры : «Кто знает, тот дальше продолжает» , «Свари компот» , «Готовим винегрет» , «Начинаем дежурить» . К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями , например : «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей : рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью . Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными . Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

подготовила : воспитатель Пышкина А. З.

Тема «Использование метода моделирования как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

В приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены задачи развития и образования воспитанников, в том числе и речевого: (они представлены на слайде)

· овладение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность проблемы состоит в том, так как дети в силу своих психофизиологических особенностейL

Ø быстро теряют интерес к простому рассказыванию художественных произведений. Поэтому чтобы поддержать интерес детей к рассказыванию я решила использовать в своей работе модели (деятельность моделирования).

Ø связные высказывания у детей короткие

Ø отличаются непоследовательностью рассказывания, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста

Ø речь ребёнка состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

Кроме того, большинство детей активно делятся впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с

дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей

характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного

моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания

Основными принципами работы с детьми по наглядному моделированию наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность и развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.

Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность . Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания . На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Перед собой я поставила цель это развитие у детей дошкольного возраста навыков связной речи посредством моделирования русских народных сказок .

Выделила задачи:

Сформировать у детей умения в построение полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

Развивать умение подбирать заместители по цвету,величине, форме, характеру персонажа сказки;

Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

В процессе работы были намечены этапы работы:

1этап подготовительный:

Изучение литературы по проблеме исследования;

Выявить развитие речевых навыков связной речи детей.

Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

2 этап основной:

Разработка системы деятельности и подготовка материалов для развития связной монологической речи детей посредством наглядного моделирования, организация подготовительной работы с дошкольниками и внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику

Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3 этап Заключительный этап

Анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта.

Мною было разработано тематическое планирование по рассказыванию сказок с использованием моделей.

Система работы проходила в несколько этапов:

1 Этап: Ознакомление детей со сказкой с помощью рассказывания воспитателем с использованием различных видов театра на фланелеграфе и рассматривание иллюстраций к сказкам. В процессе этой работы, мною был составлен каталог сказок, которые можно моделировать в соответствии с требованиями к программе воспитания и обучения в детском.

2 Этап: Ознакомление с моделями по сказке в процессе дидактической игры «Превратим кружки в сказку» - способствует развитию словотворчества. Дети могут как придумать свою сказку, так и рассказать знакомую сказку. «Узнай кто пришёл», «В гостях у сказки».

Прежде чем начать моделировать сказку, мы с детьми проговаривали главных героев, как их можно изобразить, чем они характерны, что у них есть (у зайчики – длинные уши,).

В дидактической игре «В гостях у сказки» детям предлагается определённый кружок и они должны назвать кто это (лягушка, мышка…), из какой сказки этот герой.

Так же я знакомила детей с моделями героев сказки с помощью подвижных игр. Таких как: «Лохматый пёс» (коричневый кружок), «Волк и зайцы» (большой серый круг – волк), «У медведя во бору» (большой коричневый круг).

3 Этап: Рассказывание сказки воспитателем с помощью моделей.

4 Этап: Рассказывание сказки детьми с помощью моделей совместно с воспитателем

Я использовала модели при инсценировке сказок (в театральной деятельности)

5 Этап: Использование моделей в самостоятельной деятельности.

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста через использование наглядного моделирования» представлена педагогическому коллективу учреждения дошкольного образования в процессе проведения серии открытых просмотров занятий по развитию общения и речи, подготовки методических рекомендаций по использованию наглядного моделирования, как средства развития у дошкольников монологической речи.


Воронина Нина Владимировна

Наталья Шалашова
Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различияв уровне речи детей . Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи . Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания, и основными средствами , которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой политрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи , мелодию слов, переживать содержание услышанной речи ? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи ?

Все ответы на эти вопросы мы нашли применяя технологию наглядного моделирования

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что :

1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит : «когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики» ;

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное , систематизировать полученные знания.

Что же такое наглядное моделирование ?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого средства , создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить обстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств , наглядный материал усваивается лучше вербального. Еще К. Д. Ушинский говорил : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.», т. к. наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы :

Усвоение сенсорного материала

Перевод его на знаково-символический язык

Работа с моделью

Помочь ребенку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаков предметов. это цвет, форма, размер, пространственное расположение и четыре основные категории величины : длинна, ширина, высота, толщина

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Например используется елочка

Дети владеющие развивать

Эффективность использования

условий. Модель

детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

Особенности данного метода- применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например : для обозначения группы диких животных используется елочка , а для обозначения домашних животных домик.

Дети владеющие средствами наглядного моделирования , в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных

условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

предметные картинки

Сюжетные картинки

Серии сюжетных картинок

их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.

Мнемотехника произошло от греческого слова мнемоника.

Мнемоника – это искусство запоминания, совокупность приемоа и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций;

Мнемотехника – 1. это тоже что и мнемоника;2 это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.

Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих упешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи .

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста , удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой . Мнемодорожки это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Это дидактический материал, схема в которую занесена определенная информация. Поскольку она в начале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т. е. доводили до детей содержание , которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

Применение мнемотаблиц, схем-моделей

В работе мы используем

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы.

Мнемотаблицы это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т. е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию.

Применение мнемотаблиц, схем-моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

В работе мы используем как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и наши собственные или придуманные вместе с детьми.

Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например : лиса-состоит из геометрических фигур (треугольника и круга, медведь –большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка- изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Работа с мнемотаблицами идет в несколько этапов :

1 этап

2 этап

3 этап : после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших- дети должны уметь самостоятельно.

Этапы зарисовывания мнемотаблицы самостоятельно :

1 чтение рассказа

2 беседа с детьми по содержанию

3 рассматривание картинок

4деление текста на части (подбор фраз к картинкам)

5 нахождение изображений к содержанию.

ПИКТОГРАМЫ

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм- дорожные знаки, на одежде- (уход за одеждой) .

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением : слов- предметов (например, «девочка» , «солнце» , «бабочка» и т. д,

Слов- признаков («большой» , «маленький» , «грустный» , «веселый» ) слов- действий («идет» , «светит» , «летает» ) символов – предлогов (над, под, в) личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей . Это спосбствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание, активизация связной речи , ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки) . При использование различных схем меняется характер деятельности детей : дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть» . При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования .

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Работа с пиктограммами осуществляется так же как и с мнемотаблицами в несколько этапов :

1 этап : рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.

На последнем этапе детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы . При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью ) ; передавать текст с опорой на предметное моделирование ; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи , т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок : «колобок» , «машенька и медведь» , со временем дети зажотия самостоятельно смоделировать понравившиеся произведения.

ЗАМЕЩЕНИЕ

Замещение это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально- условными. В качестве заместителей удобно использовать плоскостные или объемные предметы-геом фигуры, детали конструктора, т. к. замещение основывается на каком- либо различии между предметами, их признаками.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок,т. к. устойчивые стеореотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой коричневый) легко переносятся на модели . На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние предметы- заместители, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. коллаж это лист картона, на который наносят различные картинки, буквы, геом фигуры. Это обучающие пособие решает различные задачи : развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. данное пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребенок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

Также в своей практике мы используем приемы картинографии.

Картинография помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространенными предложениями вводили модели «красивые слова» - употребления детьми качественных прилагательных; «слова-действия» -употребленние глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения» , с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картино-графических схем способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей , развитию внимания ,мышления, наблюдательности. наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными , полными последовательными.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используем прием фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из четырех частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Выводы : наглядное моделирование прочно вошло в жизнь наших воспитанников. В прцессе обучения дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут зарисовывать результаты наблюдений, составить наглядные планы рассказов . Не у всех еще получается самостоятельно составить планы из предложенных картинок, требуются наводящие вопросы и дополнительное обговаривание текста. Практика показывает эффективность данной работы :

Значительное рассширение активного словаря детей ;

Усвоение ряда языковых средств , необходимых для составления речевых высказываний;

Улучшение монологической и диалогической речи ;

Добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью) ;

Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие не речевых процессов : внимание память мышление.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

    во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

    в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например, "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

    самостоятельного анализа ситуации или объекта;

    развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);

    развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    пересказ;

    составление рассказов по картине и серии картин;

    описательный рассказ;

    творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    геометрические фигуры;

    символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

    планы и условные обозначения, используемые в них;

    контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

    предметные картинки;

    силуэтные изображения;

    геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

    усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

    формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

    передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее - то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    определение взаимосвязи между ними;

    объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ-описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

    выделение значимых объектов картины;

    рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

    определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

    объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

    принадлежность к родовидовому понятию;

    величина;

    цвет;

    форма;

    составляющие детали;

    качество поверхности;

    материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

    как он используется (какую пользу приносит)?

    за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Творческий рассказ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

    угадывание эпизода по демонстрации действия;

    рассказывание по демонстрации действия взрослым.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

    ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;

    взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

    конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

    ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа - геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

    и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Творческая сказка по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя - прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели - обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком - осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

    пересказ - слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

    творческий рассказ - составление модели рассказа - рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.



Рассказать друзьям