Монголы. Народы Монголии: одежда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Недавно я размещала фотографии , которые произвели на меня впечатление своей необычностью и красотой. Сегодня пост тоже посвящён монгольским женщинам, а точнее их традиционным головным уборам, которые произвели на меня не меньшее впечатление. Самым впечатляющим, пожалуй, оказался убор замужних женщин народности кхалкха. Главный элемент этого убора - особая причёска, призванная имитировать рога коровы, которая для монголов является символом свободы и кочевой жизни (уж не знаю почему, по мне так нет более домашнего животного чем корова). Согласно другой версии, причёска имитирует не рога, а крылья некой мифической птицы. Но по-моему, на рога всё же больше похоже.


Как можно догадаться, конструкция причёски очень сложная. Основой является небольшая серебряная шапочка, к которой крепятся многочисленные подвески - серебряные, из бусин коралла или бирюзы. Волосы зачёсываются назад, делятся на две части и укладываются в "рога" с помощью особых крупных серебряных или бамбуковых заколок. Нижняя часть волос заплетается в косы. Богатые женщины позволяли себе украшать и эту часть причёски: покрывали косы чехлами с нашитыми на них серебряными пластинами с филигранными орнаментами и вкраплениями коралла, бирюзы и других самоцветов. В торжественных случаях поверх серебряной шапочки одевается другая - остроконечная шапка (малагай) с бархатным или плисовым околышем и лентами сзади.

фото Стив Зарате


У женщин других народностей, ордас например, основой головного убора является войлочная повязка или шапочка, на которую нашиваются бусины коралла, бирюзы, серебряные пластины и накладки. По периметру крепятся длинные подвески, нити коралловых и бирюзовых бус, серебряные колокольчики; сзади - сетка из коралловых бусин. Волосы заплетаются в две косы и на них опять-таки надеваются бархатные или парчовые чехлы, на которые сверху нашиваются бляхи. На конце каждой косы привязывают по серебряной подвеске. Косы спускают на грудь, и концы их пристегивают к бокам платья.

Головной убор женщин Ордос, Музей Искусств Чикаго


Вид убора Ордос сзади, Национальный Музей Копенгагена


Сколько племенных народностей в Монголии - столько и разновидностей женского головного убора. Взгляните на эти открытки



ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ОДЕЖДА

Национальная одежда монголов - дели (монгол дээл) - хорошо приспособлена к кочевому образу жизни и представляет из себя халат, одинаковый для мужчин и женщин. Дели подпоясывают кушаком из контрастного по цвету материала, длиной иногда до 6-7 метров. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде, при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом.

Монгольское дэли издавна являлось основной и единственной частью гардероба монголов. И по сей день дэли с удовольствием одевают и в праздники, и в будни. В качестве повседневной одежды дээл в основном одевают люди преклонного возраста, молодежь же предпочитает носить стили-зованые дэли. Насчитывается около 400 видов монгольского дэли, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Интересно, что еще во времена Чингисхана существовала всегосударственная регламентация одежды и ее цвета. Разницы в покрое между мужским и женским дели нет. Будничные дели шьют из плотной хлопчатобумажной ткани "далембы", праздничные - из узорчатого шелка. Зимой дели подбиваются теплым мехом. Этот вид монгольской одежды очень практичен. Верхняя часть дели до пояса служит как бы большим карманом, из которого ничего не выпадет даже при самой быстрой скачке. Покрой одежды, застегивающейся сбоку, спасает аратов от сильных ветров. Дели - идеальная одежда для верховой езды.

Свадебное дэли молодоженов шьют, используя национальные монгольские элементы. А невесте в качестве приданого в обязательном порядке шили новое добротное дэли. После революции форма рукавов и воротников, а особенно дизайн женского дэли, изменились, и после этого женское дэли стали называть «гэргийн дээл» - «дэли жены, замужней женщины».

При раскройке, в качестве меры измерения монголы использовали особую измерительную методику, Дизайн монгольской традиционной одежды разработан с учётом особенностей кочевого образа жизни монголов. Длина дэли закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает конечностям замерзнуть даже при сильном морозе. Высокий воротник дэли оберегает от болезней горла. Широкий пояс плотно обхватывает дэли вокруг тела, и тем самым оберегает от воспаления лёгких, радикулита. В степных условиях дэли может послужить и «экстренной» постелью -на одну часть дэли можно прилечь, а другой укрыться.

В прошлом веке по цвету и качеству ткани из которой было изготовлено дэли, можно было определить к какому сословию относится человек. Тогда монголы предпочитали яркие цвета в выборе дэли. Красный цвет ассоциировался с пылающим огнем, которыи в традиционнои символике трактовался как приносящий удачу и жизненную силу. В настоящее время монголки отдают предпочтение более спокойным цветам: бежевый, тёмно-синий, коричневый, тёмно-зелёный, серый. А мужчины - чёрный, коричневый, темно-коричневый, серый. Мужское дэли, в отличие от женского, окантовывают из той же ткани, из которого сшито само дэли. Дэли же шьют из шёлка, жигуна, сатина, далимбы, бархата, парчи. Нарядные же дэли шили из атласных шелковых тканей.
Производители кашемировых изделий выпустили в продажу дэли для пары - мужское и женское дэли, которые сочетаются между собой по цветовой гамме. Дан дээл (летнее дэли без подклада) шьют преимущественно из шёлка и без рукавов. Нарядные дэли без подклада бывают разных фасонов. Воротник и лацканы дэли шьют по желанию заказчика на любой вкус. Например, воротник-стойка, квадратный вырез, с косым лацканом и т.д.

Пуговицы для дэли изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней, из золота и серебра.

Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, табарган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.

Хадак, голубой шелковый платок, символизирующий уважение, дружбу, пожелания счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак уважения, дружбы и мира. Во время празднования Цаган-Сара принято в гостях обмениваться хадаками. Эта же символика отражается в обычае привязывать хадаки во время ежегодных тайлаганов во время чествования родового обо .

А хадаг для монголов - это самый лучший подарок. Хадаги бывают разными как по длине, цвету, узорам. Хадаг, который называют Аюуш имеет изображения людей, дают самым уважаемым людям, родителям или самому старшему. Хадаг является символической вершиной духовного и материального богатства. И с давних пор существует обычай хранить пятицветные "хадаги" как добрый знак благополучия и спокойствия.

    Синий хадаг - цвета синего неба - это знак согласия и спокойствия. Синий хадак, кроме преподношения божествам, применяется в обряде поклонения, в подношении обрядовой пищи.

    Зеленый - символ размножения, урожайности.

    Красный - символ огня - знак сохранности и безопасности очага. Используется в обрядах для поправки возраста (поправки жизненных сил и увеличения духовной силы)

    Желтый хадак - отводит все плохое и является знаком возвышения в должности, профессионального роста, знаний и распространения буддийской философии. Символ отстранения зла и уважения религии. Обычно преподносится учеником ламы, Учителю в дар пизнательности.

    Белый - цвета материнского молока, олицетворяет ясную мудрость Будды и благие деяния, щедрость.

    Черный хадак применяется только в особых случая, к примеру, в обрядах отстранения сглаза - порчи.

Традиция хранения хадага. Самыми благословенными хадагами считаются 100 Даш хадагов, которые касались благословенной божьей руки или подаренные в память самыми дорогими, близкими людьми. А самыми великими хадагами считаются "самбай", имеющие подпись высших религиозных чинов в буддизме (хутагт, хувилгаан). Эти хадаги хранятся в храмах и их используют для обрядов поклонения.
В случае правильного хранения дома хадага вместе с архи-водкой прибывает богатство и устанавливается величие (благосостояние).

Как преподносить хадаг? Хадаг складывают вдвое по ширине, и при подношении держат так, чтобы открытая часть смотрела в сторону человека, которому преподносят. Это означает, что "хадаг Вам преподнесенный с благими намерениями, с искренними чувствами и принесет Вам благополучие". Хадаг подается и принимается двумя руками с поклоном. Принимающий берет его и складывает на левой руке. При приветствии младший отдает свой хадаг старшему.

Обувь аратов своеобразна . Это гутулы - сапоги с загнутыми кверху носками и толстой подошвой. Внутрь гутула вставляется войлок, поэтому гутулы очень теплые. Кроме того, загнутые вверх мыски сапог удобны для верховой езды в стременах. Сейчас эту обувь носят в основном люди пожилого возраста, бережно хранящие традиции прошлого.

Естественно, что городские жители, в особенности молодежь, предпочитают европейскую одежду, и можно с полным основанием сказать, что в Улан-Баторе за модой следят не менее внимательно, чем в Москве.

Кто интересуется национальной монгольской одеждой советуем посетить небольшой, но довольно интересный музей национальных костюмов. Экскурсовод на русском языке расскажет вам обо особенностях национального костюма в различных аймаках Монголии.


Костюм Монголии имеет межэтнический характер. В костюм входят отдельные элементы верхней одежды ламаистского духовенства, светских феодалов и чиновничества. Изготовление одежды, ее декоративная отделка были обычным занятием женщин. Пошив сложных головных уборов, выполнение аппликаций из цветной кожи – мужские занятия. Силуэт традиционного монгольского костюма определяется покроем и пропорциями: соотношением линии плеча и формы рукава с длиной талии, а также с формой и длиной поясных изделий (женской юбки или мужских штанов). Эстетические воззрения и этические нормы определяли форму одежды основного населения, распределяемую строго по половозрастным признакам.












Монгольская обувь Раскраивается обувь по лекалам, каждая часть головки и голенища состоит из парных частей. В настоящее время подошва выполняется из плотной кожи, в более ранее время – из простеганного войлока и ткани. Сапоги гутал (гутул) различались по типу орнамента, количеству декорируемых частей, размещавшихся на отдельных деталях и частях сапога. Гуталы подразделяли на 8-,12-,16-, 32- орнаментные. Распределяют орнамент в определенном порядке. Под сапоги надевали оймс - тип носков из войлока, фетра или простеганной на ватной прокладке ткани





Монгольская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям-едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

(Фотографии увеличиваются при клике).

Своеобразие климатических условий также влияет на характер одежды - возникают костюмы, предназначенные для разных времен года. Летом монголы носят легкий халат "Тэрлэк", весной и осенью ватный халат "Ховонтэй дээл" или халат на ягнячьей овчине "Хурган дотортой дээл", зимой овчинный халат, напоминающий шубу "Цагаан нэхий дээл". Свой отпечаток накладывает на одежду и возрасть ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, неярок, скромен, а молодежь предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

С давних времен монголы носили халат с косым бортом "Ташуу энгэртэй дээл", и халат, напоминающий длинную безрукавку с прямым бортом "Задгай энгэртэй дээл". Это подтверждается одеждами хуннского периода, найденными при раскопках Ноин-ульского кургана. Конструкция одежды, сочетание цветов, орнаментальные украшения говорят о древней культуре монгольского народа. Материалы, из которых сделана одежда, обнаруживают связь монгольской культуры с культурой соседних стран Востока.

Вместе с тем несомненен тот вклад, который внесен самими монголами в искусство костюма, национально-самобытный характер монгольской одежды. Позже очень популярным стал с прямоугольным бортом "Дуроэлжин энгэртэй дээл". В процессе приспособления меняющимся социально-экономическим условиям происходила дальнейшая эволюция национального костюма, сохранившая однако в обогащенном виде древние традиции. И по сей день монголы продолжают носить халаты с косыми бортами "Ташуу энгэртэй" и прямоугольными бортами "Дурбэлжин энгэртэй дээл". Материалы, из которых шили одежды, изготовлялись самими монголами "кожа, шерсть, меха" или привозились из заграницы. Неизвестно, когда началось в Монголии собственное производство тканей, однако твердо установлено, что уже очень давно одежду шили из шелка, хлопчатобумажных тканей, шерстянах тканей, парчи.

Некоторые из костюмных тканей, особенно в Хуннский период, привозились из других стран Востока. Естественно, что костюмы для разных сезонов шились из разных материалов. Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или волчьей шкуры, корсака, рыси, россомахи, енота, лисьего и собольего меха. Зимняя шуба могла быть просто из овчины, а иногда верх шубы делался из хлопчатобумажной ткани, чесучи, шелка, парчи, атласа. Часто белую овчину окрашивали в желтый или зеленый цвет и наносили орнамент. На летнюю одежду шили названные выше ткани, а также сукно и бархат. Подкладку делали из тонких материалов. Как правило, одежда была богато украшена. Народные мастера - умельцы изготовляли украшения из золота, серебра, кораллов, жемчуга и других драгоценных камней.

Изучая национальные костюмы, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры. Изготовление одежды с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел и клеить, стегать, он был знаком с символикой орнамента, применяемого в одежде, с символикой цветов и их сочетаний. Вообще символика одежды представляет большой интерес. Например, устремленная к небу остроконечная верхушка шапки покоящаяся на куполообразном основании, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну, узелок сампина - прочность, крепость, нижняя часть сампина, называемая тав символизирует солнце. Вниз от тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг, и тридцать две прошивки-солнечные лучи. Сампин и прошивки бывают на большинстве шапок цвета сампина - обычно красный или коричневый.
Широко применяется в отделке костюма вышивка разных видов - строчная, стеж-ковая и т. д.

Давнюю традицию имеет украшение одежды орнаментами, причем каждой одежде свойствен строго определенный вид орнамента, имеющий, как уже было сказано, собственную символику. Интересно познакомиться с цветовой гаммой монгольского костюма. Народные одежды были главным образом коричневого или синего цветов. Как известно Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Например, неодинаковы борта халатов, форма безрукавки, надеваемой поверх халат, обшивки по краям бортов, украшения и орнаменты. В костюме халхасца преобладают синий и коричневый цвета, в костюме бурят - синий, хотона - темные цвета. Почти все национальности для обшивки борта употребляют черный бархат и кроме того пускают тонкую полоску черного бархата по самому краю борта. Однако формы обшивки различны - иногда с прямоугольным вырезом, иногда без него. Женские безрукавки "ууж" в общем сходны, но и в их конструкции можно наблюдать отдельные различия. Как халхаские, так и мингатские женщины носят одежду с высокими буфами на рукавах, однако у халхасок стежки на буфах располагаются горизонтально, а у мингаток - вертикально. Некоторые мужчины надевают халаты с разрезом, как и женщины. Различия в национальных женских костюмах затрагивают и украшения.

Несколько слов нужно сказать о прическе, важной части женского туалета. Прическа у халхаских и мингатских женщин как бы "крылатая", волосы заплетены в две косы, расширяющиеся у висков в виде крыльев, причем размах крыльев в прическе халхасок - шире, у мингаток - уже, и украшения волос более просты. Совершенно своеобразна прическа у барга и дариганга. Женщины некоторых национальностей не носят заколок в волосах, а вместо них употребляют "хадлага". Узумчины и дариганга любят коралловые украшения, халха-золотые, серебряные, жемчужные.

Не лишены своеобразия и головные уборы. Почти каждая народность вносит свое в конструкции, форму, цвета головного убора, в его украшения, так что существует много типов монгольских шапок. В западной Монголии распространены шапки типа "Торцог", "Юден", "Жарантай" отличные от головных уборов халха и бурят. Можно указать несколько видов обуви, которую носят монголы, "наамал ултай гутал", сапоги с прикленной подошвой, "шохойтой гутал", "ханчин гутал", притом и здесь прослеживаются различия между обувью отдельных национальностей. Если торгуты носят сапоги типа "тоохуу гутал", то буряты "улсан гутал". После народной революции монгольская национальная одежда претерпела существенные изменения, стала проще, скромнее.

Изучение истории одежды, вариаций и типов в рамках одной нации у разных народностей помогает лучше понять процесс развития культуры, в особености народного искусства, вносит ценный вклад в этнографические исследования. Современные мастера, народные умельцы, опираясь на богатые традиции монгольского костюма, используют все лучшее что дошло до нас из глубины веков, создают новые образцы национальных одежд.

Для изучения истории монгольского костюма чрезвычайно много сделал народный художник МНР, лауреат Государственной преми, У. Ядамсурен. С детских лет У. Ядамсурен интересовался народным ис-куством, национальной одеждой. Вслед за своим старшим братом Чойдаши, овладев мастерством художника, У. Ядамсурен близко познакомился и глубоко изучил мастерство народных художников, вышивальщиков, клейщиков, портных и всех тех, чьи руки создавали замечательные образцы одежды.

В поездках по стране У. Ядамсурен собрал ценнейшие материалы по истории монгольского костюма, сделал множество зарисовок, часть из которых и содержит настоящий альбом. Несомненно, что этот альбом представляет особый интерес для этнографов и всех интересующихся народной одеждой, для театральных художников, работников ху-дожственной промышленности. Богатство, высокий художственный уровень исполнения монгольских национальных одежд настоятельно выдвигают необходимость их всестороннего изучения.

Монгольская одежда обусловлена суровым климатом и приспособлена к кочевому образу жизни, продумана мельчайшая ее деталь. Средневековый путешественник писал: «Удивительно, как эта нация создала одежду, соответствующую всем сезонам и потребностям, хорошо продуманную и используемую разными способами».

Традиционная монгольская одежда - это дээл, который носят как в рабочие, так и в праздничные дни. Это длинная, свободная цельная мантия с рукавами и высоким воротником. Широкие полы дээла накладывается спереди друг на друга, опоясывается створкой.

До революции 1921 года у каждого социального слоя была своя одежда. Животноводы носили обычный дээл как летом, так и зимой. Ламы носили желтый дээл с накидкой (орхимж), обернутой вокруг груди. Светские феодалы носили шикарные шляпы и шелковые жилеты поверх дээла.

А женщины особенно ценили дээл как предмет моды, пытаясь превзойти друг друга в выборе ткани, элегантности выреза и оригинальности обрезки.

Обычно различают три вида дээл, которые носят в зависимости от сезона.

Дан дээл напоминает платье, выкраивается из простой ткани без подкладки. Сельские женщины носят его круглый год, в холодную погоду надевая сверху теплую одежду.

Тэрлэг утеплен лишь слегка, его надевают веной и осенью. Зимний дээл утеплен подкладом из овечьей шерсти.

Мужской и женский дээл имеет один и тот же срез, но мужской дээл шире и менее яркий. Для повседневного дээла обычно выбирают ткань серого, коричневого или другого темного цвета; праздничный дээл шьется из синего, зеленого или красного шелка, носится с шелковым поясом контрастного цвета длиной несколько метров.

Пояс - не просто украшение, он служит еще и мягким корсетом во время длительных поездок на лошадях. Мужчины носили на поясе ножны с ножом, табачный мешочек, кремнь и крючок для чистки труб, специальную серебрянуюая ложку для чистки языка. Характерно, что монголы прятали трубку для курения в сапогах.

Воротник дээл, передняя часть и рукава обычно украшаются кожей и цветной парчой, широкой или узкой. Пуговицы дээл, если они не изготовлены из декоративных камней или серебра, представляют собой узкую тесьму, завязанную в замысловатые узлы.

Сегодня монголы, живущие в городах, как правило, носят одежду в европейском стиле, но в сельской местности современный наряд часто неудобен и непрактичен. В дополнение к дээл в холодную погоду монголы носят куртку или хүрэм, ее надевают сверху на дээл.

Гутал - это высокие сапоги из жесткой кожи, утепленные тонким войлоком и украшенные вышивкой и аппликациями из кожи. Левый и правый сапог традиционно одинаковой формы, носятся с толстыми носками из стеганого полотна. Традиционные гутал имеют загнутые носки и не имеют пяток. Многие иностранцы ошибочно считают, что загнутые носки монгольской обуви - проявление уважения и бережного отношения к земле, но в первую очередь загнутые носки позволяют великолепно сохранять тепло благодаря «воздушному карману».

Различные монгольские этнические группы имеют разные костюмы. Существует приблизительно 400 различных предметов одежды, 20 различных сапог и десять поясов.

Один из самых ярких и оригинальных предметов национальной одежды - традиционный головной убор или малгай. Малгай по-прежнему очень распространен в сельской местности. Головные уборы различаются по форме и назначению - для молодых и старых, мужские и женские, праздничные и повседневные, для лета и зимы, праздников и церемоний. Внешний вид, крой и цвет варьируются в зависимости от пола владельца, его или ее социальной касты и в зависимости от того, к какой этнической группе принадлежит будущий владелец.

Существует более 100 различных традиционных стилей. Каждая этническая группа имеет свой собственный стиль дээл, отличающийся вырезом, цветом и отделкой.

Халхская этническая группа состоит из четырех подгрупп, в значительной степени они названы по названию тех мест, где они осели: Элжгэн халх, Ээвэнхэн халх, Төв халх и Боржигон халх. Халх до сих пор является доминирующей этнической группой в Монголии, составляющей 80 процентов населения.

Халхские женщины традиционно носят очень своеобразный дээл с чрезвычайно широкими плечами. Женская прическа Халха очень отличается от других групп, представляя собой мифическую птицу гаруду. Прическа украшается 5-10 кг серебра и драгоценных камней. Халхи обожают красно-синие цвета, которые символизируют огонь и небо.

На костюм Баргутов гораздо больше серебряных украшений, чем на одежде других групп: на голове женщины Барги может находиться 20 кг серебра. Барга дээл отличается серебряным орнаментом, который изображает оленей и природные сцены.

Люди Баяда любят фиолетовый цвет. В особых случаях женщины Баяда носят цэгдэг - дээл с очень широкими рукавами, отделанными черным бархатом. Они также носят замысловатые украшения, похожие на серебряные конверты для волос (кос). Мужчины баяд ежедневно носят белый дээл с широкой черной отделкой и воротником. Зимой они носят малгай под названием шаазгай.

Бурятский костюм отличается уникальным стилем среди других монгольских этнических групп и имеет свои особенности.

Головные украшения народности Дарьганга украшены богаче, чем других этнических групп, что иллюстрирует мастерство ремесленников Дарьганга. Их дээл похож на дээл халхасов.

Традиционный дээл Дурвуда сильно отличается от одежды центральных монголов, более напоминая стиль Ойрада. Он сохранил многие характеристики древнего монгольского костюма. Мужчины носят дээл с белой кожаной отделкой по нижнему краю. Женщины носят белый воротник над дээл, обшитый красочной ниткой. Они также не опускают нижнюю часть дээл и добавляют длинную одежду без рукавов. Говорят, что отсутствие края символизирует свободу. Самая распространенная малгай Дурвуда называется махлай, но другие называются төгрөг, дуулгал, тойруул, халван и хасаг. Замужняя представительница Дурвуда носит две косы, каждая в тонком хлопчатобумажном мешке с серебряным орнаментом в форме бабочки.

Хотон. Женщины-хотоны традиционно заплетают волосы в две косы, которые убирают в хлопчатобумажный мешочек, называемый чачвагом, он свисает по спине женщины. Чудесные предметы, называемые ладонями чачвага, висят в конверте. Кисточка с драгоценностями проходит от ладоней чачвага до нижнего лоскута дээл.

Мужчины Мянгад носят дээл халхского стиля, отделанный черным шелком и имеющий красный или желтый воротник. Женский дээл и украшения похожи на халх, так как племена халх и мянгад имеют древние связи. Одной из характерных черт женщин мянгад является маленький нож, который они носят справа, предположительно, для того, чтобы подчеркнуть свою силу.

Торгууды особенно примечателен тем, что сохранили свой традиционный костюм в XIX и XX веке. В теплое время года мужчины традиционно носят тонкие хлопчатобумажные дээл с малгай под названием жатаг, лоовууз или халван, но теперь они в основном носят эти головные уборы только во время исполнении танцев и песен. Женщины торгууд традиционно носят маленькую малгай, верхушка которой украшена своеобразным узелком-шишкой, украшенным кораллами.

Для малгай характерны шесть или восемь цветов и форма луны на передней части, выполненная из серебряной нити. Костюм Торгууд отличается от других этнических костюмов рукавами и тем, что наиболее узок в груди. И мужчины, и женщины носят войлочную обувь, называемую тоохуу, изготовленную из влажной толстой необработанной кожи коровы.

Традиционный костюм Урианхай демонстрирует различия в классе и статусе, особенно ярко показывает богатство человека. Женский дээл имеет широкие рукава, костюм включает в себя длинную одежду без рукавов, узкую в груди. Мужчины ежедневно носят белый дээл, похожий на Халх дээл. Основное различие заключается в том, что урианхайский мужской дээл имеет разрезы с обеих сторон и черные спиральные узоры над прорезями. Грудь и нижняя часть дээл отделаны широким черным шелком и овечьей шкурой. Урианхайские мужчины обычно носят малгай под названием лоовууз, с которого свисает толстая красная шелковая нить, или малгай, называемый тоохуу. Мужчины заплетают свои волосы в пять косичек.

Женщины Захчин любят бледно-голубые и голубовато-зеленые цвета и оттенки. И мужчины, и женщины носят малгай под названием халбан. Женщины Захчин традиционно носят белый воротник над дээл, символизирующий «молочное» сердце. Пятицветные шарфы свисают по обеим сторонам длинной одежды без рукавов, похожие на волны, символизируя мягкое сердце женщины.



Рассказать друзьям