Народный календарь январь. Народный календарь на январь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Январь на Руси - самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе, когда впереди ещё будут морозы, но и весна уже не за горами. Корова попеременно греет на солнце бока, найдя место, недосягаемое для холодных ветров, а цыган спешит продать шубу, пока она в цене, чтобы впоследствии изнывать от холода.

На Рождество цыган шубу продает, а потом дрожжами торгует.

Длиннее, светлее становятся дни. Вначале прибавка света невелика, но и помалу ее набегает к концу января около полутора часов. Глухозимье постепенно, незамет­но перейдет в февральскую весну света.

Январь прибавил дня на куриный переступ.

В высоченном небе редеют куртинки далеких обла­ков. В лютые дни солнце словно в столбах, ярких, как само светило. Иногда кажется, что оно с ушами, в рука­вичках или в кольцах. Все это признаки устойчивых морозов…

На оконных стеклах распластался папоротник. Затейник-мороз тщательно вывел мозаику перистого листа, набросал разво­ды орнамента. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. А назавтра глянь - рисунок другой: стекло заслонила хрустальная пальмовая ветка. Трескун на выдумку тороват, но к папоротникам и пальмам расположен неизменно.

Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «просинец».

Название месяца

Слово «январь» пришло к нам из Древнего Рима. Именно так называли римляне первый месяц своего календаря, посвящённый Янусу - богу входов и выходов, дверей и всякого начала.

У древних славян названия месяцев были тесно связаны с наблюдавшимися в это время года явлениями природы, крестьянскими работами. В Древней Руси январь величали словом сечень , которое соответствует польскому стычень (однокоренному глаголам тыкать, ткнуть ). С этим именем наши предки могли соединять мысль о переломе зимы (половина зимы к середине января проходит), который, по народному поверью, происходит именно в январе, «рассечении » зимы на две половины, или же мысль о треску­чих, жестоких морозах.

Другое древнее имя января - просинец . Название это про­изводят от слова «просинь» или «синь» (одного корня с глаголом сиять ) и видят в нем указание на возрож­дающееся солнце, так как дни в январе начинают замет­но увеличиваться (проясняться), а на фоне синего неба всё чаще появляется яркое солнце.

Холоден и студен январь, льдистый месяц. Отсюда у него такие наименования: «студзень» - в Белоруссии, «ледень» - в Чехии, «студеният» и «ловзаец» - в Бол­гарии.

К концу января день в средней полосе страны при­бавляется на полтора часа. Ночь отступает перед све­том. Его нарастание чувствуют спящие под снегом буто­ны ранневесенних цветов. Это близкое родство первого месяца года с весной народ отметил поговоркой: Ян­варь - весне дедушка . Не потому ль на новогодних праздниках Деда Мороза сопровождает юная дочь вес­ны - Снегурочка?

События и праздники января

Издавна, наблюдая за явлениями природы, русский народ передавал свои наблюдения из поколения в поколение в виде примет, а старинные языческие верования до сих пор сохраняются традицией крестьянских праздников. Обо всём этом говорит нам русский народный календарь. Вот его январские дни (все даты указаны по новому стилю - григорианскому календарю; в скобках указаны соответствующие им числа по старому стилю - юлианскому календарю).

1 января (19.12) - Вонифатий. В русском народе Святой Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от этого недуга. Также в этот день поминали Илью Муромца и славные подвиги всех защитников Отечества.

2 января (20.12) - Игнатий Богоносец. Святой Игнатий оберегал крестьянский дом и добро от всякой напасти. Ему служили молебен, вокруг села обносили крестным ходом иконы, а затем кланялись своему дому. Это был также яблочный день. Полагалось трясти яблочные деревья, освобождая их от снега и инея, чтобы в будущем получить хороший урожай.

3 января (21.12) - Петр Полукорм. Этот день получил в народе название Полукорма, потому что к этому времени половина заготовленного на зиму для скота кор­ма бывала им съедена. В этот день пересчитывали стога сена, обходили овины и амбары с хлебом, пытаясь угадать, хватит ли запасов до будущего урожая; «кормили» (проверяли) сусеки и «торкали» (ворошили деревянной лопатой) зерно. Кроме того, зерно «наслушивали» приложив к нему ухо. Гудение зерна предвещало неспокойное лето.

4 января (22.12) - Анастасия Узоразрешительница. Христианское предание гласит, что Святая Анастасия получила своё прозвище за то, что помогала узникам древнеримских темниц во время гонений Диоклетиана. Русский народ сделал её покровительницей рожениц. 4 января ей молились об успешном разрешении от бремени. В этот день узорницы (вышивальщицы) вышивали узорочье - специальное полотенце, которое считалось, по народному поверью, своеобразным оберегом для беременной и её будущего ребёнка.

5 января (23.12) - Федул. Пришёл Федул - ветер подул. Ветреный день на Федула был к хорошему урожаю в наступающем новом году. В этот день отгоняли нечистого от людей и скота. Пекли постные лепёшки и по частям скармливали скотине.

6 января (24.12) - Рождественский сочельник. Канун Рождества Христова называется сочельником или сочевником. Название происходит от слова «сочиво» - сок из семян, которым приправляли одноимённое блюдо (постную кутью из обваренных зёрен пшеницы с мёдом и фруктами). В дни сочельника кутью предписывалось употреблять в пищу православным христианам, которые «до первой звезды» садились за постный стол, накрытый в родительском доме. Стол к ужину осыпался сеном, а поверх стелилась белоснежная скатерть. С наступлением 7 января пост заканчивался, и на столе появлялись мясные блюда. Под Рождество скот обильно кормили, а во дворе жгли навоз и солому, чтоб родители на том свете согревались. В рождественский сочельник дня прибыло на куриную ступню.

7 января (25.12) - Рождество Христово. 7 января (25 декабря по старому стилю) начинался главный зимний праздник - Рождество Христово. Вместе с ним начинались Святки - время от Рождества до Крещения, т. е. с 7 по 19 января по новому стилю. Это был своеобразный русский карнавал сродни византийскому празднованию календ, когда люди надевали маски, заходили в незнакомые дома с весёлыми песнями, принимая участие во всеобщем пиршестве и требуя награду за свои выступления.

На Руси также существовал подобный обряд. Здесь он получил (скорее наследовал из прежней культуры) название колядования. Многочисленные ряженые ходили от дома к дому, исполняя величальные рождественские песни - колядки, в которых было пожелание счастья и благополучия для той или иной семьи и просьба о вознаграждении за это пожелание.

Другой неизменный атрибут Святок - гадания. Дело в том, что Рождество было приурочено к празднику зимнего солнцестояния, когда, согласно древним языческим религиям, происходила смена жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, а в природе ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время потусторонний мир становился особенно близок земному. Поэтому, с одной стороны, можно было легко стать жертвой козней различных выходцев с того света, с другой же, узнать свою судьбу, прибегнув к магическому ритуалу - гаданию.

Святки на Руси делились на два периода: от Рождества до Васильева дня (7 -14 января, 25 декабря - 1 января по старому стилю) - Святые вечера, и от Васильева дня до Крещения (14 -19 января, 1-6 января по старому стилю) - Страшные вечера. Наиболее благоприятным временем для гадания считались Рождественский сочельник (06.01 по новому стилю, 24.12 по старому стилю), Крещенский сочельник (18.01 по новому стилю, 05.01 по старому стилю), а также Васильев вечер (13.01 по новому стилю, 31.01 по старому стилю).

8 января (26.12) - Бабьи каши . 8 января Русская православная церковь прославляет и благодарит Богородицу, а сам праздник носит название Собора Пресвятой Богородицы. Однако в народе он известен как Бабьи каши, потому что в этот день русские женщины ходили проведать рожениц. Также было принято поздравлять бабку-повитуху своего ребёнка.

9 января (27.12) - Степан. Другое название - Степановы труды. На Степана нанимали батраков и пастуха. В пастухи наймешься - вся деревня у тебя в долгу. На Святого Степана каждый себе пан. Лошадей поили через серебро. Также в этот день хозяин дома вытёсывал осиновые колья и ставил их по всем углам двора, чтобы уберечь избу от непрошеного вторжения ведьм и прочей нечисти. Степан колья тешет.

10 января (28.12) - Домочадцев день. В этот день было принято собирать у себя гостей и играть в самые разнообразные игры: жмурки, фанты, молчанку и многие другие.

11 января (29.12) - Страшный вечер. Такое название связано с тем, что вечером 11 января вся семья, за исключением молодёжи, проводившей время на посиделках, собиралась у домашнего очага. Взрослые постарше забирались на печи и на полати отдыхать, а помоложе - рассказывали детям страшные истории и сказки или загадывали загадки.

12 января (30.12) - Анисья. Этот день имеет также и другие названия - Анисья Желудочница или Анисья Порезуха. Название этого дня связано с тем, что 12 января крестьяне обычно резали свиней, а затем варили свиные желудки и свиную требуху. По свиным внутренностям гадали о том, каким будет январь и февраль, и когда снова наступят зимние холода, ударит ли мороз в середине или в конце зимы.

13 января (31.12) - Васильев вечер. Другие названия - Щедрец и Маланья. Свинку да боровка для Васильева вечерка. Пе­ред Новогодьем - щедрый вечер, щедрованье, щедровки. В этот день устраивалась наиболее богатая и обильная трапеза. Стряпухи наваривали, нажаривали, напекали поболь­ше снеди: на Маланьины именины ряженые придут - за стол сажать надо, а потом завернуть что получше с собой.

Считалось, что щедрый и богатый стол принесёт достаток в течение всего года. Поэтому народ не скупился на угощение, что, кстати говоря, отражает и русская фразеология в пословицах типа «на­готовить, как на Маланьину свадьбу» или «наряжаться, как Маланья на свадьбу». Васильев вечер также считался особенно благоприятным для гадания. На Васильев вечер дня прибывает на ку­риный шаг (на час).

Современное 14 января (01.01) - Васильев день, старый Новый год. Васильев день, получивший своё название по имени одного из Отцов Церкви - Василия Великого или Василия Кесарийского, является началом нового года по старому стилю (юлианскому календарю) и современным праздником под названием «Старый Новый год». Однако в качестве такового он никогда не праздновался русскими крестьянами. В этот день поминали Святого Василия, который в народе считался покровителем свиней. Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь подпалит, а Василий Зимний освятит.

На стол подавалась Васильева каша и зажаренный целиком поросёнок. Хозяин дома отделял себе голову, давая затем каждому члену семьи по куску, а после обращался к святому с молитвой о благополучии дома, богатом урожае и плодовитости скота. На Василия святочные забавы были в полном разгаре: продолжались колядования и хождения ряженых. В этот день начиналась вторая половина Святок - Страшные вечера, когда девушки особенно усердно гадали о замужестве.

15 января (02.01) - Сильвестр. Издревле русские крестьяне верили в лихоманок - потусторонних существ, олицетворяющих собой лихорадку. Лихорадка - не матка, треплет, не жалеет. Уходила, умучила, согнула да скрючила. Считалось, что мороз выгоняет лихоманок из ада, а те ищут пристанища в тёплых избах, не забывая, конечно, и о своих кознях. Поэтому бабушки-повитушки приходили на заре в крестьянскую избу «смывать» лихоманок с притолок. Происходило это на Сильвестра. Гонит Святой Сильвёрст лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст. Также данный святой считался у крестьян покровителем всяческой домашней птицы. Поэтому 15 января курятники окуривали смолою с девясилом, чтобы нечистая сила кур куриной слепотой не испортила.

16 января (03.01) - Малахия. Считалось, что в этот день можно вылечить припадочных людей. Также считалось, что оголодавшие во время своих гулянок ведьмы могли до смерти «задоить» коров. Чтобы этого не случилось, крестьяне привязывали над воротами сальную свечу и обращались к «дедушке домовому» с просьбой позаботиться о своей скотинушке.

17 января (04.01) - Феоктист. Считалось, что в этот день чёрт особенно силён в своём желании напакостить добрым христианам. Поэтому, чтобы оградить себя от его козней, полагалось зашить в ладанку чертополох и носить у креста в качестве оберега.

18 января (05.01) - Крещенский сочельник. В Крещенский сочельник наступал последний день Коляд. В последний раз ряженые ходили по деревне, а под вечер девушки собирались в какой-нибудь избе погадать о замужестве.
В этот день женщины собирали снег, веря в его магические и целебные свойства. Этим снегом можно было отбелить холст, излечиться от многих недугов, а также натереть лицо для пущей привлекательности. Однако сочельник прежде всего должен был подготовить христиан к большому православному празднику. Церковью в этот день предписывается строгий пост: есть дозволяется только кутью, овощные блины, медовые оладьи или любую другую постную пищу.

19 января (06.01) - Крещение. Праздник Крещения завершает двенадцать святочных дней. Главное событие праздника - Водосвятие. В одном из водоёмов с проточной водой делалась прорубь (Иордань), в которой, после молебна и крестного хода, купались все желающие, чтобы излечиться от болезней. В Крещение определяли, каким будет лето и будущий урожай: тёплый день - густой хлеб, холодный и ясный - засушливое лето, много снега и сильные морозы - хороший урожайный год. О крещенских морозах говорили: Трещи, мороз, не трещи, а минули водокрещи. Завтра перезимье о вес­не весть подаст: в стужу почудится желанное времечко.

20 января (07.01) - Иван Бражный. Так в народе прозвали Иоанна Крестителя. Дуй, вьюга, не дуй - к Великодню пошло. На Ивана молодухи «запивали» горе немилого супружества, а к родителям невест засылали сватов, чтобы сыграть свадьбу в период от Крещения до Масленицы.

21 января (08.01) - Емельян Перезимник. На Емельяна святочные гуляния заканчивались, в гости приходили кум и кума, принося с собой кусок мыла и полотенце - подарки для крестника, а вечером рассказывали сказки и небылицы. Мели Емеля, твоя неделя. В этот день следили за ветром: подует с юга - по­сулит грозное лето.

22 января (09.01) - Филипп. На Филиппа было принято ходить в баню - смывать Святки. В деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся. Хозяйки занимались уборкой дома и стиркой. Ясный день предвещал хороший урожай летом.

23 января (10.01) - Григорий Летоуказатель. На Григория - свои поверья. Делали прогнозы относительно будущего лета, каким оно будет: засушливым или дождливым. Иней на деревьях и стогах предвещал мокрое и ненастное лето.

24 января (11.01) - Федосей Весняк или Худосей. Федосеево тепло - на раннюю весну пошло. В этот день пытались предугадать, какой будет весна: ранней или поздней. Оттепель - к ранней весне, морозы - к поздней. Морозы на Федосея часто связывались с кознями нечистой силы. Мороз худ, готовит хлуд. Мужик за порог, а мороз ему поперек.

25 января (12.01) - Татьяна Крещенская. В этот день было принято убирать дом после январских праздников и печь хлеб, поэтому его можно назвать днём хозяйки. Старшая в семье женщина пекла большой хлеб и отламывала по кусочку каждому члену семьи. На Татьяну проглянет солнышко - к раннему прилету птиц. Снег на Татьяну - лето дожд­ливое.

26 января (13.01) - Ерёма. Ерёма на печи, а кошка в печурке. В этот день по поведению кошки делали прогнозы погоды. Кошка свернулась клубком - к морозу; катается по полу, лежит брюхом вверх и тянется - к теплу; скребёт когтями пол - к метели, а стену - к ненастью.

27 января (14.01) - Нина. В этот день проявляли особенную заботу о скотине: чистили, перестилали солому, выбрасывали навоз.

28 января (15.01) - Павел. Павел - дня прибавил. Павел взмок - дня приволок. На Павла существовали свои приметы: ветер - к сырому и дождливому году, звёздная ночь - к урожаю льна, тусклые звёзды - к теплу.

29 января (16.01) - Пётр Полукорм. От Петра Полукорма - половина зимнего корма. Крестьяне ходили осматривать амбары. Если хлеба оставалось больше половины, быть урожайному году.

30 января (17.01) - Антон Перезимник. На Антона, по народному календарю, проходила половина зимы (перезимник). Хитёр Антон со всех сторон. Ненадолго установишееся тепло обманчиво: ожидай скорых морозов.

31 января (18.01) - Афанасий Ломонос. Он и заканчивает январь. Афанасий - время сильных январских морозов, последних в этом месяце. Афанасий да Кирило забирают за рыло. На морозе и старик вприпрыжку идет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Также считалось, что в этот день ведьмы летают на шабаш, а после, желая нанести кому-либо вред, влетают в печную трубу. Поэтому знахари и колдуны заговаривали печные трубы, тем самым освобождая односельчан от ведьминых проказ.

Лютует зима, стужи поддает. «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят»,- причитал предусмотритель­ный деревенский люд, влезая в кожухи да полушубки. В легкой одежде страсть как холодно. А впереди морозы еще строже. Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника (04.02), тимофеевских морозцев.

Летопись января

Характер этого времени точно выражают пушкинские строки: «Мороз и солнце, день чудесный!…», «…велико­лепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

…Неустойчивость погоды побуждает нас заглянуть в летописи метеорологии.

Скажем сразу, и прежде январи бывали всякие. В 1011 году целиком замерзло… Черное море. «Морозы очень сильные, снег человеку по грудь»,- читаем в ле­тописи 1481 года. «Великие морозы во всю зиму, и не один день с оттепелью не бывал, и снег паче меры, мно­гие деревни занесло»,- было отмечено в 1557 году.

С давних времен земледельцы не любили крайностей зимы, считали их коварными, предпочитая погоду умеренную. Своеобразной точкой отсчета повсюду служил коренной месяц зимы: «Сохрани себя от теплого янва­ря», «Берегись весны в январе»,- предостерегают посло­вицы. Как показывает статистика погоды, такие опасе­ния не случайны. Лучше уж холода и снега, чем оттепели. В 1472 году зимой в Европе цвели сады, а лето отличалось жесточайшей засухой, в январе 1567 года пахали землю, а в марте поля завалило снегом.

Русская зима, славная трескучими, палящими моро­зами, порой так сникает на оттепелях, что лишь антицик­лон, носитель устойчивого холода, способен выправить зиму. Подобные потепления случаются приблизительно раз в десять лет. Так, в 1925 году температура января повсеместно в стране оказалась выше положенной на 4-7 градусов. Даже севернее Москвы наблюдалось не­бывалое: в январе-трескуне зацвела вестница весны - голубая перелеска.

Да и сравнительно недавно в 1975 году выдалась рекордно теплая зима, а весна была жаркой. Весь год оказался самым теплым за прошедшее столетие: в Москве средняя температура составила 6,7 градуса - чуть ли не вдвое выше обычной.

Метеорологи-прогнозисты проявляют к зиме свой, вполне определенный интерес. Так, в Белоруссии, например, они подметили, что обычно похолоданию в январе соответствует потепление в июле, и наоборот.

«От снега - богатство»,- в это мудрое прорицание все верят: урожаями подтверждено; «Снега надует - хлеба прибудет», «Снега на землю - тот же навоз», «Снег глу­бок - хлеб хорош». Но при всех превратностях нашей погоды зимой будем благодарны ей за обилие ее снегов. Каким бы ни был наступивший январь, все же веселее: треть зимы позади. Январь хотя и «лютовей», но он же и «бокогрей». И солнца в январе больше: день прибы­вает, погода часто стоит ясная, солнечная. Открывается весна света.

В народе говорят…

Итак, продолжается январь. Ровно держится стужа, не спадает. Постылых оттепелей и в помине нет. Трещит морозный январь, льды-толстяки впросинь красит. С при­бавкой света и холода прибавились.

Январь сухой, снежный да морозный принесет и хо­роший год.

Январь - первенец года, пора снеговеев.
Январь - ледяной месяц.
Январь - месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов-перемётов.
Январь - месяц зверской стужи, прибывающего света.
Январь кроток в солнечном сиянии.
Январь жалит морозами лютобокими, атакует ветрами-снеговеями.
Чем ядренее морозы, тем жарче летние месяцы.
Ясная погода при глубоком снеге - к сильным морозам.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны - к стуже.
За снегопадом всегда бывает оттепель.
Бегут по небу громадные облака-корабли, нос которых обращен на север,- наступит потепление.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к яс­ной погоде.
Раннее пение петухов в мороз - на оттепель.
В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега - к неурожаю.
Волнистые облака бегут - к теплу.
Чистый закат - к сильным морозам.
Звезды мерцают - к снегу.
Деревья трещат - к долгим морозам.
Красное солнце заходит в тучу - день будет ясный и морозный.
Деревья в инее - небо будет синее.
Луна светит ярко - назавтра жди ясный морозный день.

Обычаи, традиции

Древние славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Этот обряд называется «коляда» - от древнеримского «календа» , что означает «первый день месяца» .

Разновидность колядок - «щедривки» известны на Украине и в Белоруссии. В раннее новогоднее утро раздавался стук в окно. Хозяева раскрывали двери. «Сею, вею, повеваю!» - приговаривали гости, разбрасывая по избе хлебные зерна. Их сохраняли, а весной заботливо бросали в землю первыми в надежде, что именно они влекут за собой хороший урожай.

Во многих областях России, Украины, Белоруссии и наши дни еще жив обычай ходить по домам с колядками и щедривками. Свои обычаи есть и в других странах. Например, в узбекские кишлаки «снежный дедушка» Карбобо (Дед Мороз) в полосатом халате и тюбетейке въезжает верхом на ослике. Гостя встречает Каркыз (Снегурочка). Черные косички сверкают серебряными снежинками-блестками. Оба шествуют по празднично украшенным улицам, раздавая детишкам подарки. И всюду слышится: «Салам, Карбобо!»

Но всюду, где бы люди ни встречали Новый год, и какие бы обычаи ни были связаны с этим праздником, все дарят друг другу подарки и говорят: «С новым счастьем!»

| | | | | |

-> Мобильная версия

Народный календарь 1 января, праздники и приметы.

Календарь народных праздников, примет и суеверий, сегодня:

Новый год. Пров. Вонифатий. До Петра I в России отмечали Новый год 1 сентября. Но 19 декабря 7208 года (1700-го по европейскому календарю) был издан царский указ «впредь лета счислять» с 1 января и не от «создания мира, а от «Рождества Христова».
В Новый год не работали, так как считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде.
На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался «дорог почин». Он определял коммерческий успех впредь на весь год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) отмечали погоду на каждый день. Считалось, что такая же погода будет и в соответствующий месяц наступившего года. Некоторые особенно доверяющие приметам люди советовали запоминать не только погоду, но и настроение, происшествия в каждый из первых двенадцати дней года, уверяя, что таким же выдастся и соответствующий месяц года.
Рождественская елка стала так же и новогодней «гостьей» в каждом доме. С елкой встречаем Новый год и мы, потому что нарядно убранная елка – добрый знак будущего благополучия, удач и достатка.
С петровских времен пошла и поговорка: «Свинку да боровка для Васильева вечерка» – в новогодний вечер жареный поросенок почитался самым отменным угощением.
Как Новый год встретишь, так он и пройдет. Каков первый день Нового года, таков и первый день лета. Если на Новый год небо звездное - жди хорошего урожая.
Новый год - к весне поворот. На Новый год много звезд на небе - ягод много будет. Звездная ночь на Новый год - урожай гороха и чечевицы. Если в Новый год тепло - рожь будет хороша. В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега - к неурожаю.
В русском народе Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от запоя.

Приметы:
Хороший снежный покров – хороший урожай.
Если утром густой иней на деревьях, год будет урожайный.
Звездное небо в новогоднюю ночь – к урожаю.
Звезд густо – ягод много.
Лунная ночь – урожай гороха и чечевицы.
Сильный ветер – урожай орехов.
На Новый год сильный мороз и малый снежок – к неурожаю хлебов.

Январь — «сечень», «студенец», «перезимье», «просинец» — год начинает, зимними праздниками богат. Этот зимний месяц может летнюю погоду предсказать. Морозно и сухо — лето жарким и сухим будет. Много длинных сосулек — к урожайному году. Снежный январь с метелями — лето дождливое будет. «Бойся январской весны — худая зима живуча». «Теплые дни января добром не отзываются».
Есть интересная закономерность: холодный январь подряд два раза не повторяется.
В январе яркое солнышко лишь светит, но не греет. Морозным этот месяц в народе считается. Но и теплая погода случается, например, если … собака на полу растягивается.

В этот день об урожае гадали, землю на перекрестке слушали. Звук, похожий на тот, что издают груженые сани, богатый урожай обещает.
Ветер — к урожаю орехов, звезды на небе — много ягод и гороха уродится.
Теплый день — к урожаю ржи.
Какова погода в этот день, такова и в июле будет.

В этот день жилище от злых людей и темных сил уберегали. Обходили дом с иконою в руках, поклон ему клали. С родней общались.
С яблоней снег стряхивали, чтобы урожай был богатым.
Погода этого дня погоду на август предсказывает.

В этот день амбар проверяли. Сколько зерна, сена и соломы осталось? При этом зерно ворошили, чтобы мышей отогнать. Заодно и зерно слушали: если от него гул шел, то лето неспокойным ожидалось.
Девушки поутру пол в доме мели. К центру все сметали, чтобы добра из дому не вымести.
Девушкам в этот день полагалось молочный кисель варить. Они с ним блины ели и желания загадывали.
Какова погода в этот день, такова и в сентябре.
Красное утреннее солнышко — к метели.

Беременные женщины, «узорницы», в этот день полотенца-обереги («узорочье») вышивали, которые роды облегчали.
Обязательно для беременных постную кашу варили. Она тоже считалась оберегом от всех болезней.
В этот день мать чествовали.
Погода в этот день на погоду в октябре указывала.
Облака против ветра идут — к снегопаду.

В этот день в хлеву и птичнике порядок наводили, проверяли состояние домашних животных. Кормили их досыта.
Пекли печенье в форме птиц, коровок и овечек и сразу же их полотенцем прикрывали, чтобы злые духи в них не поселились. Нередко пекли не только «зверюшек», но и постные лепешки, которыми животных угощали.
Погода в этот день погоду на ноябрь предсказывает.
«Пришел Федул — ветер подул».
Ветер — к урожайному году.

Из пшеницы в этот день из орехов, пшеницы и меда готовили сочиво. С восходом первой звезды к ужину приступали. На «вечерю» вся семья в доме родителей собиралась.
Канун Рождества — время гаданий.
После вечери парни и девушки по домам ходили и песни-коляды распевали.
В бане попариться — здоровье прибавится.
Ткать в этот день запрещалось, чтобы несчастья не было.
Ясный день — к урожаю пшеницы и овощей.
Звездное небо — к урожаю черники.
Иней — хлеб уродится.
По погоде в тот день о погоде в декабре судили.

С Рождеством много традиций связано.
На праздник ели сочиво, кутью, блины, студень, гуся (утку) с яблоками, рыбу заливную, пироги, печенье и пряники.
Празднование Рождества сопровождалось гуляниями. Ряженые по домам ходили, забавы и пляски устраивались. Колядовали.
Смотрели, чтобы посторонняя женщина впереди мужчины в дом не входила, иначе свои «бабы» весь год хворать будут.
В этот день веником из крапивы все углы обметали, нечистую силу прогоняли.
Метель — пчелы хорошо роиться будут.

Праздник рожениц и повивальных бабок.
Пророка Давида просили защитить от разбойников и лютых зверей в дороге.
Ясный день — просо уродится.
Синички поутру пищат — к морозу вечером.
Вороны раскаркались — к метелям и снегопаду.

В этот день с пастухами договаривались.
Лошадей в этот день чествовали. Если могли, то из серебра их поили.
По углам двора осиновые колья ставили. Это был оберег от колдунов и ведьм.
Морозов ждали.
Снегопад — к ненастью и сырой погоде.

Скот в январе забивали, поэтому много мяса ели (кроме среды и пятницы).
Свадьбы праздновать начинали.
Иней на стогах — к дождливому лету.

Детей в этот день оберегали. Вспоминали избиенных Иродом в Вифлееме младенцев.
Северный ветер, безоблачное небо — к скорым морозам.

В этот день в деревнях варили свиную требуху (и желудки). По состоянию селезенки зиму определяли: гладкая и ровная — к суровой зиме.
Мужчины на кабанов охотились.
Обычно морозно было. «Не проси у Анисьи тепла».

Снег на полях — зерно в закромах.
Снегопад или сильный мороз — к урожаю.
Туман — к урожаю.
Вьюга в этот день — к урожаю орехов.
Ясное звездное небо — к урожаю гороха и ягод.

Курятники в этот день чистили, черный «куриный бог» (камень с дыркой) вешали, чтобы змей Василиск не родился из яйца, которое черный семилетний петух снесет. Лихоманок отгоняли, они куриную слепоту вызывали.
Рога месяца острые и яркие — к ветру, крутые — к морозу, отлогие — к ненастью.
Сороки возле жилья появились — к вьюге.

В этот день боялись ведьм, которые коров до смерти задоить могут. Помощи у домового просили. Корвушек баловали овсяной кашей на молоке.
Знахари припадочных лечили, нечистую силу из них выгоняли. Боялись, что она не скотину перекинется.
В этот день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детишками. Потерять все можно: «Сатана гордился, да с неба свалился».
Погода в этот день на указывает.
Белые облака к вьюге.

Раньше на Зосиму-пчельника всей деревней чертей прогоняли. Процессии из мужиков и баб, которые в тулупах, надетых наизнанку, с кочергами в руках и горящей ветошью, в деревнях появлялись. Со словами: «Выходи, нечистая сила!», они колотили тулуп, вывернутый мехом наружур а потом костер в знак победы разводили. Молодые парни и девушки через огонь прыгали.
В этот день на столе мед стоять должен.
Много снега — год сладким будет.
Чистое небо, луной освещенное, — к сильному половодью.
Безоблачное небо и мороз — холода долгими будут.

Перед Крещением ели постную кашу, блины овощные, медовые оладьи и сочиво.
Иней на деревьях, поземка и метель в ночь на Крещение — к урожаю.
Метель в этот день — будет метель и на Масленицу.
Яркие звезды на небе — родится много ягнят.

Считается, что крещенскую ночь вода приобретает чудодейственные свойства и целебной становится. В ледяную воду окунаются.
В Богоявленскую ночь небу молились, чтобы все обязательно сбылось.
Сильные крещенские морозы — к погода скоро изменится.
Туман и снег хлопьями — к урожаю.

В этот день девичьи слезы и горе запивали. Считалось, что горе нужно в этот день «обмыть». «Празднуй раз в месяц — будешь веселым; празднуешь каждый день — будешь голым».
Перед тем, как сесть за стол, крещенскую воду выпивали.
Ясная и холодная погода — к засушливому лету.
Снежно и пасмурно — к обильному урожаю.
Утренний туман — к богатым хлебам.

В этот день кумов угощали.
Вечером семья собиралась, чтобы всякие истории и небылицы рассказывать. Отсюда: «Мели Емеля, твоя неделя».
В этот день часто метель бывает. Южный ветер — к грозовому лету.

В этот день хозяйством занимались. Дом убирали, стирали, в баню ходили. «Святки смывали».
Ясная погода — к хорошему урожаю.
Будет еще холоднее, если скот в стойло возвращается.

Иней на стогах — лето мокрое.
Южный ветер — лето грозное.

День чаще холодным бывает. «Мужик за порог, а мороз ему поперек».
Мороз — к затяжным холодам.
Теплый день — к ранней весне.

Старшая в семье хозяйка пекла каравай. Пыль из половиков выбивали: «Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет».
Девушки, желающие замуж выйти, метелку делали и в доме жениха ее оставляли. Будущая свекровь не должна была ее заметить, чтобы не выбросить.
Снег — лето дождливое.
Метель — лето засушливое будет. Урожая не жди.
Солнечный день — скоро птицы прилетят.

В этот день рекомендовалось дома оставаться, так как простуда легко к человеку цеплялась.
Для того, чтобы выздороветь, вставали на то место, где кошка долго лежала.
«Кошку убить — семь лет счастья не видеть».
Туманный круг вокруг солнца — к метели.

Животных чистили и из хлева выводили. «На святую Нину порадуй скотину».
Иней на деревьях — к теплу.
Снег в морозный день — к скорому потеплению.
Вороны каркают к метели.
Столб солнечного света на закате — к морозам.

Это день колдунов и колдуний, которые свое ремесло ученикам передают. Те на людях колдовать учатся. Рекомендуется чаще по деревяшке стучать и через левое плечо сплевывать.
Ветер или снег — к сырому холодному лету. Ясно — к сухому и жаркому лету. Лучший вариант — безветренная пасмурная погода.
Яркие звезды — к морозу, тусклые — к теплу, мигающие — к вьюге.

Смотрели, сколько корма для скота осталось.
Северный ветер — к морозам.

Половина зимы позади. Но «Хитер Антон со всех сторон».
Пекли «солнышко» — колобки из толокна, смешанного с пшеничной мукой, яйцом, солью и яйцом.
Порчу серпом отсекали. Для этого серпом наносили черту на тропинке к дому.
Тучи на небе — к метели.

Считали, что в этот день ведьмы на шабаш собираются. По пути людям жизнь отравляют. Чтобы их в дом не пустить, печные трубы заговаривали, а мужики кнутами по стенам домов и сараев колотили.
В этот день бывают сильные морозы.
Вьюга — к поздней весне.
Вороны стаей кружат — к морозу.

Василь-месяц, сечень, просинец, крыша зимы, стужало, студень, перезимье, трескун – ярких и колоритных народных прозвищ у января немало. А уж таким обилием примет и любимых народом праздников, пожалуй, ни один другой месяц в году «похвастать» не может.

С самого отмечаемого в нашей стране праздника «зимы государь» и начинается. 1 января вряд ли удастся найти человека, не справляющего наступление Нового года. «Как Новый год встретишь, так его и проведешь», — эта примета стала своеобразным руководством к действию. Когда-то, пытаясь предугадать, каким будет наступающий год, в новогоднюю ночь замораживали воду в ложке. Многочисленные пузырьки во льду предрекали здоровье и долголетие, а ямка по центру – болезнь кого-то из членов семьи или даже смерть. Звездная новогодняя ночь предвещала богатый урожай ягод летом. Мороз и небольшой снежок расценивали как предзнаменование хорошего урожая хлебов, теплое бесснежное новогодье грозило неурожаем. В первый день наступившего года ни в коем случае нельзя было браться за работу тяжелую или грязную, чтобы не провести весь год в тяжком труде.

4 января – на Анастасию Узорешительницу – обращались к этой святой — покровительнице беременных с молитвами о помощи в родах. Считалось, что Анастасия способна спасти от любых уз, даже от вечной погибели, поэтому в своих молитвах к ней обращались и те, кто находился в заключении или в плену (или же их родные).

Существовало множество примет на каждый день, по которым пытались предопределить, чего ждать в наступившем году, прежде всего, от природы. Например, сухая погода на Григория-летоуказателя (23 января) предвещает жаркое лето. Январь холодный – жди жаркого июля. А самое главное, январь, как гласит народная мудрость, – дедушка весны, и как бы ни лютовали январские морозы, зима уже сделала поворот на весну.



Рассказать друзьям