Январь на Руси - самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе, когда впереди ещё будут морозы, но и весна уже не за горами. Корова попеременно греет на солнце бока, найдя место, недосягаемое для холодных ветров, а цыган спешит продать шубу, пока она в цене, чтобы впоследствии изнывать от холода.
На Рождество цыган шубу продает, а потом дрожжами торгует.
Длиннее, светлее становятся дни. Вначале прибавка света невелика, но и помалу ее набегает к концу января около полутора часов. Глухозимье постепенно, незаметно перейдет в февральскую весну света.
Январь прибавил дня на куриный переступ.
В высоченном небе редеют куртинки далеких облаков. В лютые дни солнце словно в столбах, ярких, как само светило. Иногда кажется, что оно с ушами, в рукавичках или в кольцах. Все это признаки устойчивых морозов…
На оконных стеклах распластался папоротник. Затейник-мороз тщательно вывел мозаику перистого листа, набросал разводы орнамента. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. А назавтра глянь - рисунок другой: стекло заслонила хрустальная пальмовая ветка. Трескун на выдумку тороват, но к папоротникам и пальмам расположен неизменно.
Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «просинец».
Название месяца
Слово «январь» пришло к нам из Древнего Рима. Именно так называли римляне первый месяц своего календаря, посвящённый Янусу - богу входов и выходов, дверей и всякого начала.
У древних славян названия месяцев были тесно связаны с наблюдавшимися в это время года явлениями природы, крестьянскими работами. В Древней Руси январь величали словом сечень , которое соответствует польскому стычень (однокоренному глаголам тыкать, ткнуть ). С этим именем наши предки могли соединять мысль о переломе зимы (половина зимы к середине января проходит), который, по народному поверью, происходит именно в январе, «рассечении » зимы на две половины, или же мысль о трескучих, жестоких морозах.
Другое древнее имя января - просинец . Название это производят от слова «просинь» или «синь» (одного корня с глаголом сиять ) и видят в нем указание на возрождающееся солнце, так как дни в январе начинают заметно увеличиваться (проясняться), а на фоне синего неба всё чаще появляется яркое солнце.
Холоден и студен январь, льдистый месяц. Отсюда у него такие наименования: «студзень» - в Белоруссии, «ледень» - в Чехии, «студеният» и «ловзаец» - в Болгарии.
К концу января день в средней полосе страны прибавляется на полтора часа. Ночь отступает перед светом. Его нарастание чувствуют спящие под снегом бутоны ранневесенних цветов. Это близкое родство первого месяца года с весной народ отметил поговоркой: Январь - весне дедушка . Не потому ль на новогодних праздниках Деда Мороза сопровождает юная дочь весны - Снегурочка?
События и праздники января
Издавна, наблюдая за явлениями природы, русский народ передавал свои наблюдения из поколения в поколение в виде примет, а старинные языческие верования до сих пор сохраняются традицией крестьянских праздников. Обо всём этом говорит нам русский народный календарь. Вот его январские дни (все даты указаны по новому стилю - григорианскому календарю; в скобках указаны соответствующие им числа по старому стилю - юлианскому календарю).
1 января (19.12) - Вонифатий. В русском народе Святой Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от этого недуга. Также в этот день поминали Илью Муромца и славные подвиги всех защитников Отечества.
2 января (20.12) - Игнатий Богоносец. Святой Игнатий оберегал крестьянский дом и добро от всякой напасти. Ему служили молебен, вокруг села обносили крестным ходом иконы, а затем кланялись своему дому. Это был также яблочный день. Полагалось трясти яблочные деревья, освобождая их от снега и инея, чтобы в будущем получить хороший урожай.
3 января (21.12) - Петр Полукорм. Этот день получил в народе название Полукорма, потому что к этому времени половина заготовленного на зиму для скота корма бывала им съедена. В этот день пересчитывали стога сена, обходили овины и амбары с хлебом, пытаясь угадать, хватит ли запасов до будущего урожая; «кормили» (проверяли) сусеки и «торкали» (ворошили деревянной лопатой) зерно. Кроме того, зерно «наслушивали» приложив к нему ухо. Гудение зерна предвещало неспокойное лето.
4 января (22.12) - Анастасия Узоразрешительница. Христианское предание гласит, что Святая Анастасия получила своё прозвище за то, что помогала узникам древнеримских темниц во время гонений Диоклетиана. Русский народ сделал её покровительницей рожениц. 4 января ей молились об успешном разрешении от бремени. В этот день узорницы (вышивальщицы) вышивали узорочье - специальное полотенце, которое считалось, по народному поверью, своеобразным оберегом для беременной и её будущего ребёнка.
5 января (23.12) - Федул. Пришёл Федул - ветер подул. Ветреный день на Федула был к хорошему урожаю в наступающем новом году. В этот день отгоняли нечистого от людей и скота. Пекли постные лепёшки и по частям скармливали скотине.
6 января (24.12) - Рождественский сочельник. Канун Рождества Христова называется сочельником или сочевником. Название происходит от слова «сочиво» - сок из семян, которым приправляли одноимённое блюдо (постную кутью из обваренных зёрен пшеницы с мёдом и фруктами). В дни сочельника кутью предписывалось употреблять в пищу православным христианам, которые «до первой звезды» садились за постный стол, накрытый в родительском доме. Стол к ужину осыпался сеном, а поверх стелилась белоснежная скатерть. С наступлением 7 января пост заканчивался, и на столе появлялись мясные блюда. Под Рождество скот обильно кормили, а во дворе жгли навоз и солому, чтоб родители на том свете согревались. В рождественский сочельник дня прибыло на куриную ступню.
7 января (25.12) - Рождество Христово. 7 января (25 декабря по старому стилю) начинался главный зимний праздник - Рождество Христово. Вместе с ним начинались Святки - время от Рождества до Крещения, т. е. с 7 по 19 января по новому стилю. Это был своеобразный русский карнавал сродни византийскому празднованию календ, когда люди надевали маски, заходили в незнакомые дома с весёлыми песнями, принимая участие во всеобщем пиршестве и требуя награду за свои выступления.
На Руси также существовал подобный обряд. Здесь он получил (скорее наследовал из прежней культуры) название колядования. Многочисленные ряженые ходили от дома к дому, исполняя величальные рождественские песни - колядки, в которых было пожелание счастья и благополучия для той или иной семьи и просьба о вознаграждении за это пожелание.
Другой неизменный атрибут Святок - гадания. Дело в том, что Рождество было приурочено к празднику зимнего солнцестояния, когда, согласно древним языческим религиям, происходила смена жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, а в природе ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время потусторонний мир становился особенно близок земному. Поэтому, с одной стороны, можно было легко стать жертвой козней различных выходцев с того света, с другой же, узнать свою судьбу, прибегнув к магическому ритуалу - гаданию.
Святки на Руси делились на два периода: от Рождества до Васильева дня (7 -14 января, 25 декабря - 1 января по старому стилю) - Святые вечера, и от Васильева дня до Крещения (14 -19 января, 1-6 января по старому стилю) - Страшные вечера. Наиболее благоприятным временем для гадания считались Рождественский сочельник (06.01 по новому стилю, 24.12 по старому стилю), Крещенский сочельник (18.01 по новому стилю, 05.01 по старому стилю), а также Васильев вечер (13.01 по новому стилю, 31.01 по старому стилю).
8 января (26.12) - Бабьи каши . 8 января Русская православная церковь прославляет и благодарит Богородицу, а сам праздник носит название Собора Пресвятой Богородицы. Однако в народе он известен как Бабьи каши, потому что в этот день русские женщины ходили проведать рожениц. Также было принято поздравлять бабку-повитуху своего ребёнка.
9 января (27.12) - Степан. Другое название - Степановы труды. На Степана нанимали батраков и пастуха. В пастухи наймешься - вся деревня у тебя в долгу. На Святого Степана каждый себе пан. Лошадей поили через серебро. Также в этот день хозяин дома вытёсывал осиновые колья и ставил их по всем углам двора, чтобы уберечь избу от непрошеного вторжения ведьм и прочей нечисти. Степан колья тешет.
10 января (28.12) - Домочадцев день. В этот день было принято собирать у себя гостей и играть в самые разнообразные игры: жмурки, фанты, молчанку и многие другие.
11 января (29.12) - Страшный вечер. Такое название связано с тем, что вечером 11 января вся семья, за исключением молодёжи, проводившей время на посиделках, собиралась у домашнего очага. Взрослые постарше забирались на печи и на полати отдыхать, а помоложе - рассказывали детям страшные истории и сказки или загадывали загадки.
12 января (30.12) - Анисья. Этот день имеет также и другие названия - Анисья Желудочница или Анисья Порезуха. Название этого дня связано с тем, что 12 января крестьяне обычно резали свиней, а затем варили свиные желудки и свиную требуху. По свиным внутренностям гадали о том, каким будет январь и февраль, и когда снова наступят зимние холода, ударит ли мороз в середине или в конце зимы.
13 января (31.12)
- Васильев вечер. Другие названия - Щедрец
и Маланья. Свинку да боровка для Васильева вечерка. Перед Новогодьем - щедрый вечер, щедрованье, щедровки. В этот день устраивалась наиболее богатая и обильная трапеза. Стряпухи наваривали, нажаривали, напекали побольше снеди: на Маланьины именины ряженые придут - за стол сажать надо, а потом завернуть что получше с собой.
Считалось, что щедрый и богатый стол принесёт достаток в течение всего года. Поэтому народ не скупился на угощение, что, кстати говоря, отражает и русская фразеология в пословицах типа «наготовить, как на Маланьину свадьбу» или «наряжаться, как Маланья на свадьбу». Васильев вечер также считался особенно благоприятным для гадания. На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час).
Современное 14 января (01.01) - Васильев день, старый Новый год. Васильев день, получивший своё название по имени одного из Отцов Церкви - Василия Великого или Василия Кесарийского, является началом нового года по старому стилю (юлианскому календарю) и современным праздником под названием «Старый Новый год». Однако в качестве такового он никогда не праздновался русскими крестьянами. В этот день поминали Святого Василия, который в народе считался покровителем свиней. Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь подпалит, а Василий Зимний освятит.
На стол подавалась Васильева каша и зажаренный целиком поросёнок. Хозяин дома отделял себе голову, давая затем каждому члену семьи по куску, а после обращался к святому с молитвой о благополучии дома, богатом урожае и плодовитости скота. На Василия святочные забавы были в полном разгаре: продолжались колядования и хождения ряженых. В этот день начиналась вторая половина Святок - Страшные вечера, когда девушки особенно усердно гадали о замужестве.
15 января (02.01) - Сильвестр. Издревле русские крестьяне верили в лихоманок - потусторонних существ, олицетворяющих собой лихорадку. Лихорадка - не матка, треплет, не жалеет. Уходила, умучила, согнула да скрючила. Считалось, что мороз выгоняет лихоманок из ада, а те ищут пристанища в тёплых избах, не забывая, конечно, и о своих кознях. Поэтому бабушки-повитушки приходили на заре в крестьянскую избу «смывать» лихоманок с притолок. Происходило это на Сильвестра. Гонит Святой Сильвёрст лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст. Также данный святой считался у крестьян покровителем всяческой домашней птицы. Поэтому 15 января курятники окуривали смолою с девясилом, чтобы нечистая сила кур куриной слепотой не испортила.
16 января (03.01) - Малахия. Считалось, что в этот день можно вылечить припадочных людей. Также считалось, что оголодавшие во время своих гулянок ведьмы могли до смерти «задоить» коров. Чтобы этого не случилось, крестьяне привязывали над воротами сальную свечу и обращались к «дедушке домовому» с просьбой позаботиться о своей скотинушке.
17 января (04.01) - Феоктист. Считалось, что в этот день чёрт особенно силён в своём желании напакостить добрым христианам. Поэтому, чтобы оградить себя от его козней, полагалось зашить в ладанку чертополох и носить у креста в качестве оберега.
18 января (05.01)
- Крещенский сочельник. В Крещенский сочельник наступал последний день Коляд. В последний раз ряженые ходили по деревне, а под вечер девушки собирались в какой-нибудь избе погадать о замужестве.
В этот день женщины собирали снег, веря в его магические и целебные свойства. Этим снегом можно было отбелить холст, излечиться от многих недугов, а также натереть лицо для пущей привлекательности. Однако сочельник прежде всего должен был подготовить христиан к большому православному празднику. Церковью в этот день предписывается строгий пост: есть дозволяется только кутью, овощные блины, медовые оладьи или любую другую постную пищу.
19 января (06.01) - Крещение. Праздник Крещения завершает двенадцать святочных дней. Главное событие праздника - Водосвятие. В одном из водоёмов с проточной водой делалась прорубь (Иордань), в которой, после молебна и крестного хода, купались все желающие, чтобы излечиться от болезней. В Крещение определяли, каким будет лето и будущий урожай: тёплый день - густой хлеб, холодный и ясный - засушливое лето, много снега и сильные морозы - хороший урожайный год. О крещенских морозах говорили: Трещи, мороз, не трещи, а минули водокрещи. Завтра перезимье о весне весть подаст: в стужу почудится желанное времечко.
20 января (07.01) - Иван Бражный. Так в народе прозвали Иоанна Крестителя. Дуй, вьюга, не дуй - к Великодню пошло. На Ивана молодухи «запивали» горе немилого супружества, а к родителям невест засылали сватов, чтобы сыграть свадьбу в период от Крещения до Масленицы.
21 января (08.01) - Емельян Перезимник. На Емельяна святочные гуляния заканчивались, в гости приходили кум и кума, принося с собой кусок мыла и полотенце - подарки для крестника, а вечером рассказывали сказки и небылицы. Мели Емеля, твоя неделя. В этот день следили за ветром: подует с юга - посулит грозное лето.
22 января (09.01) - Филипп. На Филиппа было принято ходить в баню - смывать Святки. В деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся. Хозяйки занимались уборкой дома и стиркой. Ясный день предвещал хороший урожай летом.
23 января (10.01) - Григорий Летоуказатель. На Григория - свои поверья. Делали прогнозы относительно будущего лета, каким оно будет: засушливым или дождливым. Иней на деревьях и стогах предвещал мокрое и ненастное лето.
24 января (11.01) - Федосей Весняк или Худосей. Федосеево тепло - на раннюю весну пошло. В этот день пытались предугадать, какой будет весна: ранней или поздней. Оттепель - к ранней весне, морозы - к поздней. Морозы на Федосея часто связывались с кознями нечистой силы. Мороз худ, готовит хлуд. Мужик за порог, а мороз ему поперек.
25 января (12.01) - Татьяна Крещенская. В этот день было принято убирать дом после январских праздников и печь хлеб, поэтому его можно назвать днём хозяйки. Старшая в семье женщина пекла большой хлеб и отламывала по кусочку каждому члену семьи. На Татьяну проглянет солнышко - к раннему прилету птиц. Снег на Татьяну - лето дождливое.
26 января (13.01) - Ерёма. Ерёма на печи, а кошка в печурке. В этот день по поведению кошки делали прогнозы погоды. Кошка свернулась клубком - к морозу; катается по полу, лежит брюхом вверх и тянется - к теплу; скребёт когтями пол - к метели, а стену - к ненастью.
27 января (14.01) - Нина. В этот день проявляли особенную заботу о скотине: чистили, перестилали солому, выбрасывали навоз.
28 января (15.01) - Павел. Павел - дня прибавил. Павел взмок - дня приволок. На Павла существовали свои приметы: ветер - к сырому и дождливому году, звёздная ночь - к урожаю льна, тусклые звёзды - к теплу.
29 января (16.01) - Пётр Полукорм. От Петра Полукорма - половина зимнего корма. Крестьяне ходили осматривать амбары. Если хлеба оставалось больше половины, быть урожайному году.
30 января (17.01) - Антон Перезимник. На Антона, по народному календарю, проходила половина зимы (перезимник). Хитёр Антон со всех сторон. Ненадолго установишееся тепло обманчиво: ожидай скорых морозов.
31 января (18.01) - Афанасий Ломонос. Он и заканчивает январь. Афанасий - время сильных январских морозов, последних в этом месяце. Афанасий да Кирило забирают за рыло. На морозе и старик вприпрыжку идет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Также считалось, что в этот день ведьмы летают на шабаш, а после, желая нанести кому-либо вред, влетают в печную трубу. Поэтому знахари и колдуны заговаривали печные трубы, тем самым освобождая односельчан от ведьминых проказ.
Лютует зима, стужи поддает. «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят»,- причитал предусмотрительный деревенский люд, влезая в кожухи да полушубки. В легкой одежде страсть как холодно. А впереди морозы еще строже. Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника (04.02), тимофеевских морозцев.
Летопись января
Характер этого времени точно выражают пушкинские строки: «Мороз и солнце, день чудесный!…», «…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»
…Неустойчивость погоды побуждает нас заглянуть в летописи метеорологии.
Скажем сразу, и прежде январи бывали всякие. В 1011 году целиком замерзло… Черное море. «Морозы очень сильные, снег человеку по грудь»,- читаем в летописи 1481 года. «Великие морозы во всю зиму, и не один день с оттепелью не бывал, и снег паче меры, многие деревни занесло»,- было отмечено в 1557 году.
С давних времен земледельцы не любили крайностей зимы, считали их коварными, предпочитая погоду умеренную. Своеобразной точкой отсчета повсюду служил коренной месяц зимы: «Сохрани себя от теплого января», «Берегись весны в январе»,- предостерегают пословицы. Как показывает статистика погоды, такие опасения не случайны. Лучше уж холода и снега, чем оттепели. В 1472 году зимой в Европе цвели сады, а лето отличалось жесточайшей засухой, в январе 1567 года пахали землю, а в марте поля завалило снегом.
Русская зима, славная трескучими, палящими морозами, порой так сникает на оттепелях, что лишь антициклон, носитель устойчивого холода, способен выправить зиму. Подобные потепления случаются приблизительно раз в десять лет. Так, в 1925 году температура января повсеместно в стране оказалась выше положенной на 4-7 градусов. Даже севернее Москвы наблюдалось небывалое: в январе-трескуне зацвела вестница весны - голубая перелеска.
Да и сравнительно недавно в 1975 году выдалась рекордно теплая зима, а весна была жаркой. Весь год оказался самым теплым за прошедшее столетие: в Москве средняя температура составила 6,7 градуса - чуть ли не вдвое выше обычной.
Метеорологи-прогнозисты проявляют к зиме свой, вполне определенный интерес. Так, в Белоруссии, например, они подметили, что обычно похолоданию в январе соответствует потепление в июле, и наоборот.
«От снега - богатство»,- в это мудрое прорицание все верят: урожаями подтверждено; «Снега надует - хлеба прибудет», «Снега на землю - тот же навоз», «Снег глубок - хлеб хорош». Но при всех превратностях нашей погоды зимой будем благодарны ей за обилие ее снегов. Каким бы ни был наступивший январь, все же веселее: треть зимы позади. Январь хотя и «лютовей», но он же и «бокогрей». И солнца в январе больше: день прибывает, погода часто стоит ясная, солнечная. Открывается весна света.
В народе говорят…
Итак, продолжается январь. Ровно держится стужа, не спадает. Постылых оттепелей и в помине нет. Трещит морозный январь, льды-толстяки впросинь красит. С прибавкой света и холода прибавились.
Январь сухой, снежный да морозный принесет и хороший год.
Январь - первенец года, пора снеговеев.
Январь - ледяной месяц.
Январь - месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов-перемётов.
Январь - месяц зверской стужи, прибывающего света.
Январь кроток в солнечном сиянии.
Январь жалит морозами лютобокими, атакует ветрами-снеговеями.
Чем ядренее морозы, тем жарче летние месяцы.
Ясная погода при глубоком снеге - к сильным морозам.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны - к стуже.
За снегопадом всегда бывает оттепель.
Бегут по небу громадные облака-корабли, нос которых обращен на север,- наступит потепление.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Раннее пение петухов в мороз - на оттепель.
В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега - к неурожаю.
Волнистые облака бегут - к теплу.
Чистый закат - к сильным морозам.
Звезды мерцают - к снегу.
Деревья трещат - к долгим морозам.
Красное солнце заходит в тучу - день будет ясный и морозный.
Деревья в инее - небо будет синее.
Луна светит ярко - назавтра жди ясный морозный день.
Обычаи, традиции
Древние славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Этот обряд называется «коляда» - от древнеримского «календа» , что означает «первый день месяца» .
Разновидность колядок - «щедривки» известны на Украине и в Белоруссии. В раннее новогоднее утро раздавался стук в окно. Хозяева раскрывали двери. «Сею, вею, повеваю!» - приговаривали гости, разбрасывая по избе хлебные зерна. Их сохраняли, а весной заботливо бросали в землю первыми в надежде, что именно они влекут за собой хороший урожай.
Во многих областях России, Украины, Белоруссии и наши дни еще жив обычай ходить по домам с колядками и щедривками. Свои обычаи есть и в других странах. Например, в узбекские кишлаки «снежный дедушка» Карбобо (Дед Мороз) в полосатом халате и тюбетейке въезжает верхом на ослике. Гостя встречает Каркыз (Снегурочка). Черные косички сверкают серебряными снежинками-блестками. Оба шествуют по празднично украшенным улицам, раздавая детишкам подарки. И всюду слышится: «Салам, Карбобо!»
Но всюду, где бы люди ни встречали Новый год, и какие бы обычаи ни были связаны с этим праздником, все дарят друг другу подарки и говорят: «С новым счастьем!»
| | | | | |
-> Мобильная версия
Народный календарь 1 января, праздники и приметы.
Календарь народных праздников, примет и суеверий, сегодня:
Новый год. Пров. Вонифатий.
До Петра I в России отмечали Новый год 1 сентября. Но 19 декабря 7208 года (1700-го по европейскому календарю) был издан царский указ «впредь лета счислять» с 1 января и не от «создания мира, а от «Рождества Христова».
В Новый год не работали, так как считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде.
На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался «дорог почин». Он определял коммерческий успех впредь на весь год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) отмечали погоду на каждый день. Считалось, что такая же погода будет и в соответствующий месяц наступившего года. Некоторые особенно доверяющие приметам люди советовали запоминать не только погоду, но и настроение, происшествия в каждый из первых двенадцати дней года, уверяя, что таким же выдастся и соответствующий месяц года.
Рождественская елка стала так же и новогодней «гостьей» в каждом доме. С елкой встречаем Новый год и мы, потому что нарядно убранная елка – добрый знак будущего благополучия, удач и достатка.
С петровских времен пошла и поговорка: «Свинку да боровка для Васильева вечерка» – в новогодний вечер жареный поросенок почитался самым отменным угощением.
Как Новый год встретишь, так он и пройдет. Каков первый день Нового года, таков и первый день лета. Если на Новый год небо звездное - жди хорошего урожая.
Новый год - к весне поворот. На Новый год много звезд на небе - ягод много будет. Звездная ночь на Новый год - урожай гороха и чечевицы. Если в Новый год тепло - рожь будет хороша. В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега - к неурожаю.
В русском народе Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от запоя.
Приметы:
Хороший снежный покров – хороший урожай.
Если утром густой иней на деревьях, год будет урожайный.
Звездное небо в новогоднюю ночь – к урожаю.
Звезд густо – ягод много.
Лунная ночь – урожай гороха и чечевицы.
Сильный ветер – урожай орехов.
На Новый год сильный мороз и малый снежок – к неурожаю хлебов.
Январь — «сечень», «студенец», «перезимье», «просинец» — год начинает, зимними праздниками богат. Этот зимний месяц может летнюю погоду предсказать. Морозно и сухо — лето жарким и сухим будет. Много длинных сосулек — к урожайному году. Снежный январь с метелями — лето дождливое будет. «Бойся январской весны — худая зима живуча». «Теплые дни января добром не отзываются».
Есть интересная закономерность: холодный январь подряд два раза не повторяется.
В январе яркое солнышко лишь светит, но не греет. Морозным этот месяц в народе считается. Но и теплая погода случается, например, если … собака на полу растягивается.
В этот день об урожае гадали, землю на перекрестке слушали. Звук, похожий на тот, что издают груженые сани, богатый урожай обещает.
Ветер — к урожаю орехов, звезды на небе — много ягод и гороха уродится.
Теплый день — к урожаю ржи.
Какова погода в этот день, такова и в июле будет.
В этот день жилище от злых людей и темных сил уберегали. Обходили дом с иконою в руках, поклон ему клали. С родней общались.
С яблоней снег стряхивали, чтобы урожай был богатым.
Погода этого дня погоду на август предсказывает.
В этот день амбар проверяли. Сколько зерна, сена и соломы осталось? При этом зерно ворошили, чтобы мышей отогнать. Заодно и зерно слушали: если от него гул шел, то лето неспокойным ожидалось.
Девушки поутру пол в доме мели. К центру все сметали, чтобы добра из дому не вымести.
Девушкам в этот день полагалось молочный кисель варить. Они с ним блины ели и желания загадывали.
Какова погода в этот день, такова и в сентябре.
Красное утреннее солнышко — к метели.
Беременные женщины, «узорницы», в этот день полотенца-обереги («узорочье») вышивали, которые роды облегчали.
Обязательно для беременных постную кашу варили. Она тоже считалась оберегом от всех болезней.
В этот день мать чествовали.
Погода в этот день на погоду в октябре указывала.
Облака против ветра идут — к снегопаду.
В этот день в хлеву и птичнике порядок наводили, проверяли состояние домашних животных. Кормили их досыта.
Пекли печенье в форме птиц, коровок и овечек и сразу же их полотенцем прикрывали, чтобы злые духи в них не поселились. Нередко пекли не только «зверюшек», но и постные лепешки, которыми животных угощали.
Погода в этот день погоду на ноябрь предсказывает.
«Пришел Федул — ветер подул».
Ветер — к урожайному году.
Из пшеницы в этот день из орехов, пшеницы и меда готовили сочиво. С восходом первой звезды к ужину приступали. На «вечерю» вся семья в доме родителей собиралась.
Канун Рождества — время гаданий.
После вечери парни и девушки по домам ходили и песни-коляды распевали.
В бане попариться — здоровье прибавится.
Ткать в этот день запрещалось, чтобы несчастья не было.
Ясный день — к урожаю пшеницы и овощей.
Звездное небо — к урожаю черники.
Иней — хлеб уродится.
По погоде в тот день о погоде в декабре судили.
С Рождеством много традиций связано.
На праздник ели сочиво, кутью, блины, студень, гуся (утку) с яблоками, рыбу заливную, пироги, печенье и пряники.
Празднование Рождества сопровождалось гуляниями. Ряженые по домам ходили, забавы и пляски устраивались. Колядовали.
Смотрели, чтобы посторонняя женщина впереди мужчины в дом не входила, иначе свои «бабы» весь год хворать будут.
В этот день веником из крапивы все углы обметали, нечистую силу прогоняли.
Метель — пчелы хорошо роиться будут.
Праздник рожениц и повивальных бабок.
Пророка Давида просили защитить от разбойников и лютых зверей в дороге.
Ясный день — просо уродится.
Синички поутру пищат — к морозу вечером.
Вороны раскаркались — к метелям и снегопаду.
В этот день с пастухами договаривались.
Лошадей в этот день чествовали. Если могли, то из серебра их поили.
По углам двора осиновые колья ставили. Это был оберег от колдунов и ведьм.
Морозов ждали.
Снегопад — к ненастью и сырой погоде.
Скот в январе забивали, поэтому много мяса ели (кроме среды и пятницы).
Свадьбы праздновать начинали.
Иней на стогах — к дождливому лету.
Детей в этот день оберегали. Вспоминали избиенных Иродом в Вифлееме младенцев.
Северный ветер, безоблачное небо — к скорым морозам.
В этот день в деревнях варили свиную требуху (и желудки). По состоянию селезенки зиму определяли: гладкая и ровная — к суровой зиме.
Мужчины на кабанов охотились.
Обычно морозно было. «Не проси у Анисьи тепла».
Снег на полях — зерно в закромах.
Снегопад или сильный мороз — к урожаю.
Туман — к урожаю.
Вьюга в этот день — к урожаю орехов.
Ясное звездное небо — к урожаю гороха и ягод.
Курятники в этот день чистили, черный «куриный бог» (камень с дыркой) вешали, чтобы змей Василиск не родился из яйца, которое черный семилетний петух снесет. Лихоманок отгоняли, они куриную слепоту вызывали.
Рога месяца острые и яркие — к ветру, крутые — к морозу, отлогие — к ненастью.
Сороки возле жилья появились — к вьюге.
В этот день боялись ведьм, которые коров до смерти задоить могут. Помощи у домового просили. Корвушек баловали овсяной кашей на молоке.
Знахари припадочных лечили, нечистую силу из них выгоняли. Боялись, что она не скотину перекинется.
В этот день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детишками. Потерять все можно: «Сатана гордился, да с неба свалился».
Погода в этот день на указывает.
Белые облака к вьюге.
Раньше на Зосиму-пчельника всей деревней чертей прогоняли. Процессии из мужиков и баб, которые в тулупах, надетых наизнанку, с кочергами в руках и горящей ветошью, в деревнях появлялись. Со словами: «Выходи, нечистая сила!», они колотили тулуп, вывернутый мехом наружур а потом костер в знак победы разводили. Молодые парни и девушки через огонь прыгали.
В этот день на столе мед стоять должен.
Много снега — год сладким будет.
Чистое небо, луной освещенное, — к сильному половодью.
Безоблачное небо и мороз — холода долгими будут.
Перед Крещением ели постную кашу, блины овощные, медовые оладьи и сочиво.
Иней на деревьях, поземка и метель в ночь на Крещение — к урожаю.
Метель в этот день — будет метель и на Масленицу.
Яркие звезды на небе — родится много ягнят.
Считается, что крещенскую ночь вода приобретает чудодейственные свойства и целебной становится. В ледяную воду окунаются.
В Богоявленскую ночь небу молились, чтобы все обязательно сбылось.
Сильные крещенские морозы — к погода скоро изменится.
Туман и снег хлопьями — к урожаю.
В этот день девичьи слезы и горе запивали. Считалось, что горе нужно в этот день «обмыть». «Празднуй раз в месяц — будешь веселым; празднуешь каждый день — будешь голым».
Перед тем, как сесть за стол, крещенскую воду выпивали.
Ясная и холодная погода — к засушливому лету.
Снежно и пасмурно — к обильному урожаю.
Утренний туман — к богатым хлебам.
В этот день кумов угощали.
Вечером семья собиралась, чтобы всякие истории и небылицы рассказывать. Отсюда: «Мели Емеля, твоя неделя».
В этот день часто метель бывает. Южный ветер — к грозовому лету.
В этот день хозяйством занимались. Дом убирали, стирали, в баню ходили. «Святки смывали».
Ясная погода — к хорошему урожаю.
Будет еще холоднее, если скот в стойло возвращается.
Иней на стогах — лето мокрое.
Южный ветер — лето грозное.
День чаще холодным бывает. «Мужик за порог, а мороз ему поперек».
Мороз — к затяжным холодам.
Теплый день — к ранней весне.
Старшая в семье хозяйка пекла каравай. Пыль из половиков выбивали: «Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет».
Девушки, желающие замуж выйти, метелку делали и в доме жениха ее оставляли. Будущая свекровь не должна была ее заметить, чтобы не выбросить.
Снег — лето дождливое.
Метель — лето засушливое будет. Урожая не жди.
Солнечный день — скоро птицы прилетят.
В этот день рекомендовалось дома оставаться, так как простуда легко к человеку цеплялась.
Для того, чтобы выздороветь, вставали на то место, где кошка долго лежала.
«Кошку убить — семь лет счастья не видеть».
Туманный круг вокруг солнца — к метели.
Животных чистили и из хлева выводили. «На святую Нину порадуй скотину».
Иней на деревьях — к теплу.
Снег в морозный день — к скорому потеплению.
Вороны каркают к метели.
Столб солнечного света на закате — к морозам.
Это день колдунов и колдуний, которые свое ремесло ученикам передают. Те на людях колдовать учатся. Рекомендуется чаще по деревяшке стучать и через левое плечо сплевывать.
Ветер или снег — к сырому холодному лету. Ясно — к сухому и жаркому лету. Лучший вариант — безветренная пасмурная погода.
Яркие звезды — к морозу, тусклые — к теплу, мигающие — к вьюге.
Смотрели, сколько корма для скота осталось.
Северный ветер — к морозам.
Половина зимы позади. Но «Хитер Антон со всех сторон».
Пекли «солнышко» — колобки из толокна, смешанного с пшеничной мукой, яйцом, солью и яйцом.
Порчу серпом отсекали. Для этого серпом наносили черту на тропинке к дому.
Тучи на небе — к метели.
Считали, что в этот день ведьмы на шабаш собираются. По пути людям жизнь отравляют. Чтобы их в дом не пустить, печные трубы заговаривали, а мужики кнутами по стенам домов и сараев колотили.
В этот день бывают сильные морозы.
Вьюга — к поздней весне.
Вороны стаей кружат — к морозу.
Василь-месяц, сечень, просинец, крыша зимы, стужало, студень, перезимье, трескун – ярких и колоритных народных прозвищ у января немало. А уж таким обилием примет и любимых народом праздников, пожалуй, ни один другой месяц в году «похвастать» не может.
С самого отмечаемого в нашей стране праздника «зимы государь» и начинается. 1 января вряд ли удастся найти человека, не справляющего наступление Нового года. «Как Новый год встретишь, так его и проведешь», — эта примета стала своеобразным руководством к действию. Когда-то, пытаясь предугадать, каким будет наступающий год, в новогоднюю ночь замораживали воду в ложке. Многочисленные пузырьки во льду предрекали здоровье и долголетие, а ямка по центру – болезнь кого-то из членов семьи или даже смерть. Звездная новогодняя ночь предвещала богатый урожай ягод летом. Мороз и небольшой снежок расценивали как предзнаменование хорошего урожая хлебов, теплое бесснежное новогодье грозило неурожаем. В первый день наступившего года ни в коем случае нельзя было браться за работу тяжелую или грязную, чтобы не провести весь год в тяжком труде.
4 января – на Анастасию Узорешительницу – обращались к этой святой — покровительнице беременных с молитвами о помощи в родах. Считалось, что Анастасия способна спасти от любых уз, даже от вечной погибели, поэтому в своих молитвах к ней обращались и те, кто находился в заключении или в плену (или же их родные).
Существовало множество примет на каждый день, по которым пытались предопределить, чего ждать в наступившем году, прежде всего, от природы. Например, сухая погода на Григория-летоуказателя (23 января) предвещает жаркое лето. Январь холодный – жди жаркого июля. А самое главное, январь, как гласит народная мудрость, – дедушка весны, и как бы ни лютовали январские морозы, зима уже сделала поворот на весну.