Наши ''мелкомоторные'' занятия (от года до двух). Почему столь важно развивать моторику? Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:


Хотите дать своему малышу мощный стимул для развития внимания, мышления, восприятия, памяти и даже речи? Тогда развивайте мелкую моторику рук!

Итак, сегодня мы поговорим о тренировке мелкой моторики. Существует множество игрушек, называемых развивающими. Так производители изготавливают развивающие игрушки с учётом данной задачи. Например, развивающие коврики сделаны с учётом того, что какой-то элемент шуршит, шелестит, какой-то пушистый, какой-то гладкий, где-то приделана пуговичка и т.д. То есть во время игры малыш касается того или иного элемента, тем самым развиваясь.

Однако осмотритесь по сторонам - в наших квартирах есть также множество интересного, что может служить прекрасным стимулятором для развития пальчиков и выработки тактильной чувствительности у деток. Лучшие развивающие игрушки у нас под рукой.

Развивающие игрушки у нас на кухне - крупы, тесто

Обычная крупа - как просто и как гениально. Сколько интересных игр можно придумать с маленьким ребёнком из обычной крупы.

Крупу можно пересыпать, перекладывать из одной посудины в другую. Можно заняться пальчиковым рисованием, а именно: высыпать крупу на большой поднос и проводить пальчиком по поверхности крупы, при этом будут получаться линии. Фасоль и горох более объёмные, из них можно выкладывать фигурки, как впрочем и из бытовых предметов (пуговицы, спички (с них предварительно можно срезать серу), ватные палочки).

С ребёнком постарше можно перейти к аппликациям из крупы. Это интересное развивающее занятие, к тому же результат - готовую аппликацию из крупы - можно подарить кому-то из близких.
Также очень интересным занятием является лепка из теста.

А ещё на кухне можно поиграть с ложками, мисками, кастрюльками. Мамы, без паники! Прячем все острые и бьющиеся предметы, а те, с которыми малышу будет не опасно играть, достаём. И пусть малыш даёт выход энергии - стучит половником по кастрюле, насыпает в миску ложки. Это же так весело! А разная фактура поверхности (гладкие ложки, шершавый казанок) помогут малышу развивать тактильные ощущения.

Кстати, фрукты и овощи также подойдут. Яблоко, банан, киви - разная форма, разная поверхность. Только не забудьте предварительно их помыть.

Другие развивающие игрушки в комнате или в ванной

Самым маленьким деткам будет очень полезно трогать маленькие гладкие предметы - круглые пуговки, напёрстки, большие фасолины, жёлуди. Только будьте особо внимательны. Разноцветые пуговки так и норовят попасть малышу в ротик.

Разные баночки и тюбики с разноцветными этикетками также придутся по душе маленьким исследователям. Если взять не обычные стеклянные банки, а именно маленькие с толстым стеклом из-под детского пюре, то бояться не стоит. Малыш не разобьёт такую баночку. Ими можно не только весело стучать, крутить в руках, но и насыпать в них крупу, наливать и выливать водичку. А какое удовольстие для детичек закручивать и откручивать крышки на баночках!

Дети также очень любят листать газеты и журналы, рвать и комкать листы бумаги. Просто чудесным развивающим мелкую моторику руки эффектом обладает прикосновение к разнообразным материям. Дайте малышу потрогать шёлк, хлопок, краешек полотенца, шерстяного изделия.

Играйте с малышом на здоровье, но при этом обязательно соблюдайте меры предосторожности. Для этого внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.

Такая разная бумага

Вам потребуются: листы бумаги разной текстуры (тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка).

Поочередно сминайте листы бумаги, подключите к этому занятию ребенка. Комментируйте: «Вот бумажная салфетка. Смотри, как она легко мнется, это потому, что она сделана из очень тонкой и мягкой бумаги. Теперь давай попробуем смять тетрадный листок. Смотри-ка, его труднее смять, он - плотный и т.д.)». Из смятых листов можно скатать шарики и поиграть ими в снежки.

В игре ребенок знакомится со свойствами материалов, развивает мелкую моторику.

Ухвати пинцетом

Вам потребуются: пинцет, шарики из ваты, кусочки поролона.

Научите ребенка пользоваться пинцетом. Покажите, как можно брать ватные шарики, мелкие кусочки поролона.

Усложняйте игру, заменяя мягкие предметы твердыми - пуговицами, винтиками, крупой, фасолью и т.д. Можно использовать бумагу, порванную на мелкие части. Предложите малышу отсортировать предметы двух видов (вата, фасоль), раскладывая их по разным тарелкам. В дальнейшем в игру можно включать обрывки бумаги разных цветов (разложить на группы по цвету), твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, круглые и некруглые и т.п.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Порвем и соберем

Вам потребуются: бумажные салфетки.

Пусть малыш разорвет салфетки на мелкие части.

Рассыпьте их по столу, затем попросите ребенка пальчиками собрать обрывки в ведерко или в коробочку. На следующих занятиях можно использовать бумагу другой текстуры. Чтобы заинтересовать кроху, придумайте сюжет игры, например, пальчики - это птички, которым надо собрать пух (бумажные обрывки) для своих гнездышек, или цыплята, склевывающие крошки.

Много - мало

Вам потребуются: два листа бумаги.

Попросить ребенка разорвать один лист на две части, а другой - на мелкие кусочки. Прокомментировать: «Смотри, это большие обрывки бумаги, их всего два - это мало, а маленьких вон сколько, их много».

Игра способствует развитию мелкой моторики, знакомит ребенка с понятиями «много - мало».

Мастерим бусы

Вам потребуются: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу со шнурком. Пусть он попробует сделать это сам.

Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и надеть на куклу.

Крутится?

Вам потребуются: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

На глазах у малыша откручивайте и закручивайте крышки на банках и бутылках. Попросите его повторить ваши действия.

В игре ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает мелкую моторику.

Учимся пересыпать

Вам потребуются: любая крупа, две емкости с широким отверстием.

Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепотью, пропускать сквозь пальцы.

Опять мима!

Вам потребуются: крупа, емкость с широким отверстием, емкость с узким отверстием.

После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в пользование ребенка емкость с зауженным верхом.

Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. Закрученные крышками, они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка заполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Раз фасоль, два фасоль

Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку.

При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины и т.д.».

Чтобы ребенку не стало скучно, можно напевать песенку:

Мы фасолинки берем,

Их в бутылочку кладем.

Будет Ванечке игрушка -

Из фасоли погремушка.

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Сортируем макароны

Вам потребуются: макаронные изделия разной формы.

Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это ракушка, это - спираль, это - бантик и т.д.». Смешайте их.

Попросите ребенка разобрать макароны: ракушку к ракушке, бантик к бантику. Помогите малышу справиться с заданием.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования.

Попробуй, расстегни

Вам потребуются: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта и т.д.).

Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы. После того, как малыш научится это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами, затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Яблоко с пуговицей

Вам потребуются: силуэт дерева и яблоко, вырезанные из картона.

К картонному дереву пришейте небольшую пуговицу, а на яблоке сделайте петлю. Покажите малышу, как можно пристегивать и отстегивать яблоко. Поиграйте в «Ураган» - дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, второй - отстегните от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предложите ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоко.

Порисуем?

Вам потребуются: поднос, мелкая крупа или мука.

Насыпьте на поднос ровным слоем манку или муку, покажите малышу, как пальчиками можно рисовать на муке. Проводите линии, рисуйте различные фигуры.

Пусть ребенок порисует самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики,творческих способностей.

Узоры из пуговиц

Вам потребуются: разноцветные пуговицы разных размеров.

Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц.

Во время игры называйте цвет и форму каждой пуговицы. Вскоре ребенок запомнит, что все пуговицы круглые, научится классифицировать предметы по одному признаку. В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров, не забывайте сравнивать их: «Теперь мы берем пуговицу поменьше, посмотри, как она отличается от большой, ну а теперь положим самую маленькую - пуговку-малютку», и т.д. Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики, одним словом, то, что подскажет ваша фантазия. Спрашивайте ребенка о том, что бы он хотел выложить из пуговиц, с какими пуговицами он будет играть сегодня (крупные, мелкие, красные, белые и т.п.).

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка.

Входит - не входит

Вам потребуются: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самому.

Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку, пусть малыш сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

Игра способствует развитию мелкой моторики,навыков сопоставления.

От того, насколько ловко малышу даются движения пальчиками и кистями рук, зависит развитие мыслительных процессов и умственных способностей. Вот почему так важно уделять внимание развитию мелкой моторики ребёнка.

Развитие мелкой моторики - ключ к познанию мира

Мелкая моторика - это скоординированная работа мышечной, костной и нервной систем. И направлена она на развитие ловкости пальцев и кистей рук, их гибкости и силы. Ребёнок, находясь в состоянии постоянного беспрерывного познания мира, развивается и учится ловкости. А руки - это его главное орудие для приобретения логически выстроенной речи, хорошей памяти, развитого внимания.

Многие педагогические системы выстроены на принципе «ум находится на кончиках пальцев» (Монтессори).

Польза и ценность развития мелкой моторики

На руках и ногах человека находится несколько тысяч биологически активных точек, воздействие на которые дает определенную реакцию в головном мозге и внутренних органах.

Мелкая моторика:

  • помогает ;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Игры для развития мелкой моторики у детей

Безусловно, ребёнок самостоятельно способен выполнять манипуляции руками, ощупывать предметы. Главная задача взрослых - сделать развивающие игры для детей максимально полезными и при этом увлекательными.

  • В отлично подойдут пальчиковые игры (не только на ручках, но и ножках). Происходит массаж активных точек на пальчиках и ладошках, которые связаны с центрами головного мозга. Например, «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока». Это увлекательная и эмоциональная для ребёнка инсценировка сказок или историй, воссозданная пальчиками.
  • Позже интерес начинают вызывать самые разные предметы окружающего мира. Тогда практически любое бытовое действие можно оформить в развивающую игру для детей. Попробуйте вместе пересыпать любые мелкие предметы, складывать коробочки, закрывать молнии, нажимать на кнопки, открывать и закрывать ящики, рвать бумагу, складывать различные предметы в ёмкость, застегивать пуговицы и т. д.
  • Чтобы малыш мог сколько угодно манипулировать предметами, ничего не сломав при этом - сделайте панно. Приклейте на него всё, что есть «ненужное» - всё, что гремит, трещит, звенит, открывается. Фантазия родителей очень важна!
  • В 1,5 -2 года у ребёнка начинают вызывать интерес рисование и лепка. А в качестве занятий для развития мелкой моторики они незаменимы. Начать можно с пальчиковых красок в ванной (малыш рисует ручками на бумаге или в ванной) и лепки простейших фигурок и форм из воскового (не сильно прилипает) и «съедобного» пластилина.
Попробуйте заняться аппликацией. В раннем возрасте достаточно того, что ребенок рвет бумагу, мнет ее и разглаживает. Такие действия носят и терапевтический характер, положительно влияя на нервную систему.

Что важно во время занятий по развитию мелкой моторики

  • Положительный эмоциональный фон. Играть лучше, когда малыш в хорошем настроении. Перед сном или сразу после отдыха ребёнок может капризничать.
  • Не допускать переутомления. Поскольку оно может привести к негативизму.
  • Соблюдать последовательность. Игры и занятия должны соответствовать возрасту ребёнка, переходить нужно от простого к сложному.
  • Понимать, что в развитии важна систематичность. Формирование того или иного навыка и доведение его до автоматизма происходит не сразу, а только через многократные повторения.
Развитие мелкой моторики происходит на всех этапах развития ребёнка. Но чем раньше вы начнете, тем положительнее будет её влияние на формирование важных навыков.

О пользе игр и занятий, развивающих мелкую моторику руки, написано достаточно много. В данной статье я хочу рассказать о тех играх, которые чаще всего использовали для занятий мы с дочкой, в возрасте от года до двух лет. Некоторые игры позаимствованы из опыта других мам, некоторые - придуманы нами самими.

Сразу хочу уточнить - большая часть перечисленных занятий рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Во-первых, это вопрос безопасности. Большинство родителей справедливо опасаются оставлять ребенка наедине с мелкими предметами, такими, как фасоль или пуговицы - поэтому подобные игры должны проходить только под контролем взрослого, особенно поначалу. Во-вторых, многие из перечисленных заданий ребенок в таком возрасте сам выполнить не в состоянии - зато охотно выступит маминым "ассистентом".

1. Мелкая моторика в играх

Для игр, разумеется, можно использовать любую "мелочь": фигурки из "киндер-сюрпризов", мелкий конструктор - кому что нравится. Например, у нас любимой игрушкой был набор крохотной детской посуды - очень маленьких по размеру чашечек и блюдечек. Задача состояла в том, чтобы сначала достать пальчиками эти миниатюрные посудные принадлежности из коробки, затем сервировать маленький игрушечный столик: поставить блюдца, на блюдца сверху чашечки, причем сделать все так, чтобы столик не потерял равновесие и не завалился - признаюсь, с этой задачей трудно справиться было даже мне. У дочки получалось лучше.

Следующим предметом, который был способен увлечь Олечку всерьез и надолго, оказались пуговицы. По этому случаю с антресоли была снята большая шкатулка с большими, маленькими, металлическими, пластмассовыми, деревянными - яркими, разноцветными пуговицами. Эта шкатулка стала Олиной сокровищницей, с которой играла она, разумеется, только в компании со мной.

Сначала дочке просто нравилось запускать в коробку пальцы и перебирать содержимое. Затем - перекладывать, пересыпать в стаканчики. Позже, когда рутинное перебирание и раскладывание пуговиц Оле немного наскучило, мы начали включать этот "мелкомоторный" предмет в наши ролевые игры. Например, варили для кукол и зверушек кашу - пересыпали пуговицы в кастрюльку, помешивали, затем раскладывали по тарелочкам. Или перевозили "ценный груз", сложив пуговицы в грузовичок и двигаясь от мишкиного домика к зайкиной избушке.

В более старшем возрасте, ближе к двум годам, - смешивали в коробке пуговицы и фасоль, и Оле предстояло, как Золушке, отобрать крупу.

Говоря о "мелкомоторных" играх, трудно обойти вниманием традиционные развивающие игрушки. Для развития маленьких пальчиков очень полезными считаются шнуровки, но дочка оказалась равнодушна ко всем их видам. Зато очень увлекли ее рамки-вкладыши (которые мы не только собирали, но также обводили по контуру и раскрашивали), паззлы (хотя Оля еще не могла, конечно, собрать целую картинку, но соединение "кусочков" по моей подсказке ей очень нравилось и служило хорошим пальчиковым упражнением) и "склеивание" разрезанных пополам картинок.

Ближе к двум годам Олечка очень полюбила книжки с наклейками. Ассортимент этих книг достаточно разнообразен (животные, растения, цифры, буквы и пр.), но я заметила, что малышке доставляет большое удовольствие именно сам процесс отклеивания и наклеивания картинок. Поэтому мы стали покупать обычные наклейки в киосках канцтоваров (желательно тематические - например, с изображением овощей, фруктов, цветов) и наклеивать их в специальный альбомчик. Впрочем, книжками с наклейками мы также продолжаем пользоваться.

2. Мелкая моторика и творчество

Как известно, лепка и рисование сами по себе являются мощным инструментом для развития мелкой моторики. Обращу внимание на некоторые моменты, которые хорошо использовались именно в данном возрасте.

  • рисование кусочком поролона. Тут два момента - во-первых, отрывание от поролона мелких кусочков нравится ребенку само по себе. Во-вторых, выжимание этих кусочков в процессе рисования является очень хорошим упражнением для детской ручки
  • рисование ватной палочкой или спичкой - приходится прилагать больше усилий, чем при рисовании кисточкой
  • и, разумеется, рисование пальцами

Что касается лепки, то, конечно же, разминание , перекатывание в руках пластилиновых шариков, отрывание мелких кусочков, наклеивание их на бумагу - список можно продолжать долго. Совместными с дочкой усилиями мы изготавливали (и продолжаем сейчас) поделки из пластилина и различных материалов. Например, пластилиновую куколку. Я скатываю шарик (получается голова), а Оле предлагается оторвать два маленьких кусочка пластилина и приделать кукле глазки. Потом скатать пластилиновую колбаску (это она умеет), которую мы вместе превращаем в ротик. А в заключение приделать кукле "волосы". В качестве "волос" мы используем макароны в форме спиралек - и на голове у куклы появляются забавные кудряшки. Сооружение такого "парика" под силу самой Оле.

Есть поделки и попроще, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Например, "ежик" - малышу предлагается утыкать кусок пластилина спичками. Или "новогодняя елка" - обычную еловую шишку украсить пластилиновыми кусочками. Ну, и так далее.

Еще одним инструментом для развития моторики, сродни пластилину, к моему удивлению оказалась... фольга. Да-да, обычный лист пищевой фольги можно скрутить в жгутик и из этого жгутика соорудить нечто.... например, кольцо, подковку и т.д. Из маленьких кусочков фольги можно попробовать скатать шарики. И самое простое, то, что очень нравилось Оле - заворачивать и разворачивать небольшие предметы, например, фигурки, вылепленные из пластилина нашими совместными с дочкой усилиями. Аналогичным образом мы заворачивали в фольгу макаронные фигурки.

К слову, фигурные макароны (в форме ракушек, цветков, листиков) - наша особая любовь. С ними можно делать что угодно. Можно просто утыкать кусок пластилина макаронными цветками или ракушками, и сделать "цветочную поляну" или "морской берег". Можно попробовать нанизать те же макаронины на леску и соорудить симпатичное ожерелье или браслет. А можно просто выкладывать импровизированные узоры на листе цветной бумаги - очень интересно и красиво получается.

Цветная бумага - тоже полезный предмет. Орудовать ножницами малышу еще не под силу пока (поползновения есть, но пока безрезультатные), а вот рвать лист цветной бумаги на полосы - сплошное удовольствие. Цветная бумага рвется легче, чем, например, старые газеты, и, разумеется, ребенка яркая цветовая гамма привлекает больше, чем непритязательный газетный лист.

Ну вот, пожалуй, основное, наше любимое.

3. Мелкая моторика на кухне

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда - и малыш при деле.

Итак, достается крупа (гречка, горох, рис), ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать), ложечки, миски, стаканчики - все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т.д. Когда у меня появляется пауза в работе, мы вместе выкладываем из крупы узоры на подносе. Поднос подбираем по контрасту с крупой (например, если рис - поднос берем темный, если гречка - то наоборот) и выкладываем дорожки, домики, цветы...Или засыпаем весь поднос крупой, и дочка сосредоточено водит по нем пальцем, с любопытством глядя на появляющиеся разводы.

Кроме того, для игр с крупой мы любим использовать лотки из-под яиц или конфетные коробки с ячейками - Оле очень нравится распределять крупинки по "гнездышкам". К тому же, это занятие занимает достаточно много времени и не требует моего участия - мне остается лишь исподволь наблюдать за соблюдением техники безопасности.

Однако крупа - не единственный вид "кухонной деятельности". Оля очень любит "помогать". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков? Олечка даже лук любит чистить ручками - и при этом не плачет совсем.

Еще с того момента, как дочка научилась ползать, нижние секции кухонных шкафов были освобождены под "исследовательский инвентарь". Туда я сложила безопасные, но интересные для ребенка предметы: пластиковую посуду, небольшие судочки и мисочки, и, среди прочего, пластмассовые бутылки с закручивающимися пробками. Вот эти бутылки и увлекали Олю надолго: откручивать и закручивать пробки и примерять их на другие бутылки - очень интересное и достаточно трудоемкое для детской руки занятие.

Единственным побочным эффектом наших развивающих занятий на кухне является "творческий" беспорядок - ну, а без этого, увы, никак.

4.Мелкая моторика и самостоятельное одевание

С раннего возраста все попытки Оли одеться самостоятельно мы всячески поощряли, обучая, как застегнуть кнопку или пуговицу на курточке, или "липучку" на ботинке - для детских пальчиков поистине ювелирная работа.

5. Мелкая моторика на прогулке

Тут можно долго рассказывать: все мы знаем, насколько увлекает ребенка собирание природного материала - камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень - мы с Олей всегда возвращались из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебирали, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки. На прогулке Олечка обрывала с гроздей ягодки рябины и перекатывала их в ладошках...



Рассказать друзьям