Натуральный шелк или искусственный. Простые способы определения оригинальной шелковой ткани

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Китае — стране, где изобрели шелк, — этот материал был настолько дорог, что носить его мог только император и члены его семьи, а секрет производства столетиями являлся тщательно охраняемой государственной тайной. Шелк и сегодня считается элитной тканью. Несмотря на усовершенствование технологий производства, текстильщики до сих пор не могут воссоздать все качества натурального шелка в искусственном. Притом ткани очень похожи внешне, поэтому выбирая постельное белье в магазине, вы можете ошибиться и приобрести комплект из ненатурального материала.

7 простых способов убедиться, что материал натуральный

  • Шелк, произведенный из натурального волокна никогда не будет иметь идеально ровную поверхность, на ней будут видны неровности. Искусственный же, наоборот, идеально гладкий и ровный.
  • Неокрашенная шелковая нить может быть только кремового цвета, поэтому белье из абсолютного белого шелка - подделка. Натуральный окрашенный шелк имеет мягкий блеск, на солнце переливается и искрит, а искусственный блестит тускло и оттенков вы не заметите.
  • Натуральные шелковые волокна отличаются от искусственной нити структурой, они мягче и намного эластичнее, поэтому и шелк почти не мнется. Чтобы убедиться в его натуральности, достаточно сжать ткань: настоящий шелк почти не сомнется, а на искусственном останутся четко выраженные заломы.
  • Приложив к лицу натуральный шелк, вы ничего не почувствуете, потому что он сейчас же примет температуру вашего тела. Искусственная ткань будет холодить кожу.
  • Если поджечь нить из натуральной ткани, то она, сгорая, будет пахнуть палеными шерстью или пером, и ее обугленные остатки легко растираются пальцами. Искусственная ткань будет не гореть, а плавиться, вы почувствуете запах жженой пластмассы, если это нити из полиэстера, или горелой бумаги, если нити произведены из целлюлозы.
  • Натуральный шелк нельзя порвать руками - его нити прочны, как проволока, а искусственный может порваться.
  • Порвите вытащенную из шва изделия нить. Если нить распушится, то вы держите в руках искусственную ткань, если же волокна не распушатся, перед вами натуральный шелк.


Химические эксперименты

Проверить, натуральный ли комплект белья вы купили, можно дома при помощи несложных опытов. Первый вариант — опустить кусочек ткани в 10 % раствор щелочи и нагреть. Натуральный шелк растворится, поскольку его нити белкового происхождения, а искусственная ткань не видоизменится. Второй опыт посложнее, но с тем же эффектом: в воде (150 мл) растворить сульфат меди (16 гр.), по 10 грамм каустической соды и глицерина. Натуральный шелк растворится.

Почему так важно, чтобы шелк был натуральным?

Несмотря на то, что шелк остается одной из самых дорогих тканей, его стоимость полностью оправдана превосходными характеристиками материала. Так, натуральный шелк:

  • воздухопроницаем;
  • выдерживает серьезные нагрузки и многократные стирки;
  • быстро впитывает влагу и высыхает;
  • не мнется;
  • отличается потрясающим блеском и очень приятен на ощупь.

Разнообразные изделия из натурального шёлка всегда высоко ценились и ценятся по сей день. Роскошное постельное белье, великолепные струящиеся платья из шёлка обладают не только чудесными внешними, но и физическими свойствами. К сожалению или к счастью, сегодня на рынке присутствует множество заменителей шёлка. С одной стороны, натуральный шёлк стоит недешево, а искусственные заменители позволяют покупателям с любым достатком приобрести красивую вещь, с другой стороны, многие недобросовестные продавцы могут продавать изделия из искусственного шёлка под видом и по цене натурального, и здесь уже важно уметь отличать натуральный шёлк от искусственного.

Свойства натурального шёлка

Как и любой другой натуральный материал, шёлк обладает рядом уникальных свойств.

1. Шёлк очень хорошо впитывает влагу;

2. Натуральный шёлк отличается низкой чувствительностью к воздействию органических растворителей, таких как спирт или уксус;

3. При горении огонь распространяется очень медленно и быстро затухает;

4. В жаркую погоду в шёлковых вещах прохладно, а в прохладную — достаточно тепло;

5. Отличная теплопроводность. Шёлк быстро принимает температуру окружающей среды;

6. Высокая прочность в сухом состоянии и несколько меньшая во влажном;

7. Прекрасные гигиенические свойства;

8. Отличная драпируемость;

9. Характерный блеск после соответствующей обработки.

Определяем натуральный шёлк

Вот и добрались мы к главному и наиболее актуальному вопросу: «Как отличить натуральный шёлк от искусственного?». Следует сразу отметить, что не профессионалу по внешнему виду материала практически невозможно определить натуральный шёлк. Кроме того, очень часто шёлковые вещи имеют примеси других материалов для придания дополнительных свойств. К примеру, для придания вещи эластичности к шёлку могут добавлять 3 % эластана и т.д. Итак, как же определить, натуральную ли вещь вам предлагают?

1. Поджечь. Самый надёжный, но не очень гуманный метод определения подлинности шёлковой вещи. В магазине вы навряд ли будете поджигать красивый халатик в примерочной, однако к некоторым изделиям прилагаются небольшие кусочки ткани для подтверждения подлинности. Также можно взять кусочек ткани с внутренних завязок халата и т.д.

Итак, как же горит натуральный шёлк и как себя ведут во время поджига синтетические вещи? Синтетика горит активно и край вы в итоге получаете оплавленный, в то время как натуральный шёлк очень быстро затухает, образуя по краям мягкую крошку темно-серого цвета, которую очень легко удалить вручную. Во время горения шёлка можно отметить запах горелых перьев.

2. Наэлектризовать. Более гуманный, но менее показательный способ проверить материал на натуральность — потереть о пластик. Натуральный шёлк практически не электризуется, в то время как с тем же атласом следует отметить обратное. Если материал липнет к рукам и ногам и электризуется — это точно не натуральный шёлк.

3. Приложить материал к лицу . Если поднести натуральный шёлк к лицу, он сразу же приобретает температуру тела. Синтетические же материалы долго остаются холодными.

4. Попробовать смять. Сминаемость у натурального шёлка очень низка. Попробуйте сжать материал в руке — если он сильно помялся, образовав складки, значит это не натуральный шёлк.

5. Изучить лицевую и изнаночную стороны изделия. Натуральный шёлк будет одинаково мягок как с одной, так и с другой стороны. Если же одна сторона изделия гладкая, а другая шершавая, значит перед вами искусственный шёлк.

Если это шёлковый платок, то его край должен быть подшит вручную, правда в некоторых подделках также можно встретить вручную подшитый край.

Как стирать натуральный шёлк?

Лучше всего стирать вещи из натурального шёлка в ручном режиме с мягким жидким шампунем. Стиральный порошок не подходит для стирки шёлковых вещей. Мыльный раствор также может оставлять после себя разводы.

Сушить шёлковые вещи в стиральной машине категорически запрещено. Лучше гладить их в деликатном режиме еще во влажном виде без использования пара. Шёлк «не любит» пар.

Шелк – материал поистине императорский. Китай - это родина шелка . В Китае его используют уже много тысячелетий, а одежда из него издавна была одеждой лиц, приближенных к правителю. За разглашение тайны создания шелка была предусмотрена смертная казнь. Шелковую нить производят гусеницы шелкопряда. Она по крепости такая же, как и проволока из стали того же диаметра, при этом очень эластичная. Как отличить подделку от натурального? Поговорим сегодня об этом.

Изделия из шелка приятны на ощупь и очень красивы. Натуральный шелк хорошо впитывает влагу и дает коже дышать. Неудивительно, что натуральный шелк научились подделывать. Поэтому нелишне будет узнать, как отличить натуральный шелк от подделки, тем более, что одежда из натурального шелка станет замечательным подарком, привезенным из Китая. Кроме того, для тех, кто хочет купить изделия из нефрита, не помешает статья, как отличить нефритовую подделку от настоящего камня . Чтобы не омрачить ощущение от привезенного подарка, нужно обязательно почитать эту статью.

Внешний вид

У натурального шелка блеск немного мерцающий, переливающийся. Полиэстер же имеет ровный холодный блеск. Если внимательно присмотреться, то в натуральном шелке можно заметить мельчайшие неровности, так как нить шелкопряда не может быть абсолютно одинаковой по всей длине. Поверхность полиэстера же отличается идеальной ровностью. Поэтому натуральный шелк не может быть слишком скользким.

По фактуре, особенно после стирки, он больше напоминает нежную лайку. В руках натуральная ткань очень быстро нагревается, полиэстер же будет холодить кожу. При прикосновении натуральной ткани к коже Вы не должны испытывать ни малейшего дискомфорта. Возьмите отрез ткани и сомните его. В натуральной ткани останутся едва видимые складки, в искусственной – глубокие заломы

Проверяем нить

Аккуратно выдерните кусочек нити из ткани и подожгите ее. Натуральная ткань будет пахнуть как горелый волос или кожа. Если поджечь нить из искусственного шелка, то раздастся специфический химический запах. Более того, полиэстер плавится. Если в качестве подделки используют вискозу, то при горении она будет пахнуть горелой бумагой и будет тлеть. Кроме того, сгоревшая нить натурального шелка с легкостью разотрется пальцами в пепел.

Дешевая рыбка…

Конечно, благодаря промышленному производству стоимость натуральной шелковой ткани упала. Но при этом его цена составляет не менее 10 долларов за метр, а чаще она доходит до 50, а иногда и 100 долларов. Но при этом все равно натуральный шелк не может быть слишком дешевым, ведь его производство достаточно сложное и долгое. Кроме того, для производства всего 9 килограмм натуральной шелковой нити потребуется около 100 килограмм коконов шелкопряда.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Шёлк – это натуральная ткань, которая не относится к растительному или животному происхождению. Её получают из кокона гусеницы шелкопряда. Но также бывают искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они отличаются уникальным блеском, гладкостью и прочностью.

История шёлка

Существует множество интересных преданий и легенд о возникновении первых шёлковых нитей. Факты, подтверждающие изготовление шёлка в древности, датируют начало его изготовления периодом около 5 тысяч лет назад. Этому свидетельствуют археологические раскопки в некоторых районах Китая, где были найдены фрагменты коконов шелкопряда. Также были обнаружены надписи иньских иероглифов «шёлк», «тутовое дерево», «шёлковая ткань» на костях животных и панцирях черепах, которые относят ко второму тысячелетию до н.э. А фрагменты шёлковой ткани впервые были найдены в гробницах южного Китая.

Поэтому родиной шёлка считается именно Китай. Много времени китайцы держали в секрете технологию производство шёлка, а разглашение тайны каралось казнью. Уже во втором веке до н.э. активно развивалась внешняя торговля, названная «Шёлковый путь». Китайцы отправляли караваны, груженные товаром, в страны Центральной Азии. В это же время секрет производства шёлка попал в Корею, затем в Японию и к четвёртому веку н.э. изготовлением экзотической ткани занимались и в Индии.

Несмотря на популярность шёлка, секрет его изготовления дошёл до Европы только к 550 году. Активное производство и торговля велась в Италии уже в 13 веке. А в 17 веке одним из лидеров производства шёлка в Европе стала Франция.

В настоящее время производством шёлка занимаются во многих странах: Индии, Японии, Корее, Таиланде, Узбекистане, Бразилии и других. Но самым крупным его поставщиком остаётся Китай, на долю которого приходится около 50% всего мирового производства.

Особенности производства

Шелководство очень точное и деликатное производство. Оно состоит из нескольких важных этапов:

  1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой моли откладывает около 500 яиц. Яйца сортируют и тестируют, оставляя только здоровые. В течение 7 дней появляются маленькие шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав вручную и измельчив. По истечении определённого времени гусеницы начинают свивать коконы, в которые за несколько дней полностью закручивают себя. Далее идёт сортировка коконов по цвету, форме, размеру и так далее.
  2. Раскручивание коконов. Для начала куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. После этого кокон погружают в кипяток для растворения клейкого вещества, чтобы легко размотать его нити.
  3. Создание шёлковых нитей. Каждый кокон даёт до 1000 м. нити. Для получения шёлковой пряжи в одно волокно скручивают по 5-8 нитей. Если одна ниточка заканчивается, то к ней прикручивают следующую. Тогда получается очень длинная шёлковая нить. В итоге получается продукт – шёлк-сырец, который сматывают в мотки пряжи. Далее их сортируют, обрабатывают, снова крутят для лучшей плотности и однородности, затем отправляют на ткацкую фабрику.
  4. Изготовление ткани. В ткацких цехах пряжу замачивают, обрабатывают и окрашивают. Далее из нее ткут шёлковые ткани, используя различные переплетения.

Виды и свойства

Натуральные шёлковые нити бывают разных видов. Это зависит от страны обитания и условий, в которых выращиваются гусеницы (естественная среда или искусственная), а также от листьев, которыми питаются эти червячки (тутовые, дубовые, касторовые и др.).

Безусловно, качество и вид нити определяет свойства и особенности ткани. А всевозможные переплетения, с помощью которых создаются разные виды полотен, отличают их по свойствам, внешнему виду, структуре и другим параметрам.

Вот некоторые популярные виды шёлковых тканей различного плетения:

  • Туаль. Для этого вида натуральной шёлковой ткани используют полотняное переплетение. Отличается мягким блеском, хорошей плотностью, также хорошо держит форму. Подходит для галстуков, платьев, подкладок.
  • Атлас. Это шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском лицевой стороны, мягкостью, хорошо драпируется. Используют для пошива различной одежды и обуви, обивки мебели.
  • . Это ткань сатинового переплетения, часто из хлопчатобумажного волокна или химического, а также шёлкового. Отличается гладкостью, шелковистостью лицевой поверхности, плотностью, блеском. Из него изготавливают платья, мужские рубашки и т.д.
  • Креп. Это группа шёлковых, полушёлковых, шерстяных, искусственных и синтетических тканей, которая изготавливается из нитей с большой круткой (креповой). К ней относят: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Отличается шероховатостью, лёгким блеском, хорошей драпировкой, а также слабо мнётся. Используют для пошива платьев и костюмов.
  • . Шёлковая или хлопчатобумажная ткань, полотняного переплетения. Отличается мягкостью, тонкостью, матовостью, шероховатостью, хорошо драпируется.
  • Органза. Ткань из шёлка, полиэстера или . Отличается жёсткостью, тонкостью, прозрачностью.
  • Газ. Ткань имеет особое газовое переплетение. Отличается лёгкостью, прозрачностью, нежностью, хорошо держит форму, без блеска. Используют в основном для отделки, часто для свадебных нарядов.
  • Дикий шёлк. Это фактурная ткань, мягкая, с приглушённым блеском.
  • Шёлк Дюпон. Очень плотная, не мягкая, но и не слишком жёсткая ткань, с мягким блеском. Используют для пошива портьер.
  • Тафта. Это шёлковая или хлопчатобумажная ткань. Отличается пластичностью, жёсткостью. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду, вечерние наряды.

Особенности ухода

Шёлк − очень деликатная ткань, поэтому требует аккуратной носки и бережного ухода. Так рекомендуется:

  • Стирать в воде не выше 30 градусов. Шёлк по сути - белок, очень похожий на эпидермис человека, поэтому не переносит высоких температур.
  • Использовать специальные моющие средства для шёлковых изделий. Обычный щелочной порошок может испортить столь деликатное изделие.
  • При ручной стирке нельзя излишне мять и тереть шёлковое изделие – можно испортить структуру ткани.
  • Если стирать в машинке, то только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
  • Не рекомендуется отбеливать – ткань может пожелтеть и быстро износиться.
  • Не желательно использовать смягчители для белья.
  • Последнее полоскание следует производить в холодной воде с добавлением уксуса, чтобы избавиться от щелочных остатков на ткани.
  • Нельзя выкручивать мокрую ткань и сушить в барабане и на солнце.
  • Утюжат шёлк с изнанки, установив режим «Шёлк» или не выше 200 градусов.
  • Нельзя допускать попадания на ткань дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, содержащих алкоголь. Также лучше избегать попадания пота.
  • Шёлковые изделия можно подвергать химчистке, но с учётом особенностей ткани.

Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью и особенной любовью. Виной тому не столько его свойства, сколько удивительный вид материала, который сложно спутать с иным видом ткани.



Рассказать друзьям