Новый закон о перевозке детей в автомобиле. Какой штраф за перевозку детей без кресла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Перевозка детей в автомобиле с июля 2017 года осуществляется по ужесточенным правилам, направленных на повышение безопасности жизни и здоровья маленьких пассажиров.

Они, в первую очередь, касаются расположения ребёнка в транспорте и оборудования посадочного места для него. Кроме того будет иметь важное значение и то, сколько лет уже исполнилось сыну или дочери.

В этой статье мы уделим пристальное внимание изменениям в ПДД в части правил перевозки детей в машине. Вы узнаете, как нужно перевозить ребёнка в легковом автомобиле по новым требованиям, а также об ответственности и размере штрафа за их нарушение.

В этой статье:

Особенности и требования ПДД при перевозке детей в автомобиле

Итак, правила перевозки ребёнка в автомобиле претерпели серьёзные изменения. И произошли они благодаря Постановлению правительства под номером 761 от 28 июня 2017 года. Все новшества уже действуют с 12 июля.

Поправки в ПДД касаются не только движения с участием детей. Есть ещё некоторые важные моменты, но это уже тема для отдельного разговора.

Новшества направлены на оборудование посадочного места для ребёнка в зависимости не только его возраста, но и действительного веса. Кроме того, теперь в ряде случаев не разрешается оставлять ребёнка одного в запертом автомобиле.

Важно знать молодым и начинающим водителям! Перевозить маленьких пассажиров просто на руках правилами запрещено. А также не все удерживающие устройства допускаются к эксплуатации.

Согласно новым требованиям машина, в которой будут перевозиться дети, должна быть оборудована специальными приспособлениями (удерживающими устройствами) - они называются автокреслами либо же автолюльками.

Подбираются и крепятся устройства исходя из возраста ребёнка и его веса. Существуют специальные стандарты в отношении присутствия дополнительных ремней безопасности, положения детей (сидячее или лежачее), расположения устройства в машине (ГОСТ Р 41.44-2005)

«Детское» кресло помещается как на переднем, так и на одном из задних сидений. Естественно, что следует придерживаться руководства по монтажу от производителя.

Отметим, что автолюльки и другие подобные приспособления обустраиваются в салоне боком по отношению к направлению движения, лицом к движению или же против него. Все зависит от типа удерживающего устройства, веса и возраста ребёнка.

Правила перевозки детей в автомобиле

Прежде всего, отцам и матерям семейств рекомендуем ознакомиться с текстом п. 22.9 нынешней редакции ПДД.

В этом блоке содержатся основополагающие особенности перевозки детей автотранспортом в зависимости от их возраста. Более того, изменения в правилах перевозки детей с 12 июля 2017 года коснулись всех видов транспортных средств.

Поэтому ниже мы подробно проанализируем новые правила перевозки детей в машине в зависимости от их возрастных групп и места посадки ребёнка в автомобиль. Сразу скажем, что дети могут находиться, как на переднем, так и заднем сидениях. Но здесь существуют свои особенности.

Перевозка детей в автомобиле на переднем сидении

Нынешние правила перевозки детей на переднем сидении автомобиля с июля 2017 года говорят о том, что необходимо при этом использовать специальные удерживающие устройства, такие как упомянутые нами автокресла или автолюльки, бустеры.

Помещать ребёнка на переднее сидение можно без кресел в случае, если ему уже исполнилось 12 лет. Но при таком варианте ребенок должен быть обязательно пристегнут, впрочем это касается и взрослых пассажиров.

Также перевозка на переднем сидении допускается без кресла в отношении детей до 12 лет в том случае, когда ребёнок по своим параметрам (росту или весу) просто не помещается в автомобильное кресло положенных стандартов.

Перевозка детей до 7 лет

В машине можно везти даже грудничков. Поэтому основные предписания сводятся к следующему.

Ребёнка следует транспортировать в специальном кресле. Оно выпускается в нескольких типах в зависимости как от возраста, так и массы тела ребёнка.

Сейчас на рынке для перевозки маленьких пассажиров представлены автолюльки, автокресла и бустеры.

  1. Автолюльки используются, как правило, в том случае, если ребёнок находится в возрасте до одного года, и предусматривают его размещение в лежачем положении.
  2. Автокресла подходят для детей, которым уже исполнился год.
  3. Бустеры можно применять в случае перевозки ребёнка от 3 лет и старше.

Однако ПДД делают акцент на том, что удерживающее устройство (то есть специальное оборудование для перевозки ребёнка) должно соответствовать стандартам, действующим на территории всех государств, входящих в Таможенный союз.

Правила перевозки детей в автомобиле до 7 лет не запрещают помещать специальное кресло на переднем сидении. Однако в этом случае придётся отключить опцию для подушки безопасности (ведь её срабатывание может травмировать ребёнка).

Перевозка детей от 7 до 12 лет

Правила перевозки детей в автомобиле до 12 лет предполагают несколько вариантов. Так, если ребёнка планируется посадить на переднее сидение, то автокресло все равно необходимо (за исключением ситуаций, когда ребёнок в силу своих физических данных просто не помещается в автомобильное кресло).

Когда же ребёнок будет расположен на задней группе сидений, то ему достаточно будет пристегнуться автомобильными ремнями, предусмотренными заводской конструкцией транспортного средства. Напомним, что ранее автокресло требовалось и на этот случай.

А также нельзя перевозить ребёнка до 12 лет на заднем (пассажирском) сидении мотоцикла (ПДД это однозначно запрещают).

Перевозка детей после 12 лет

Здесь правила перевозки детей в автомобиле старше 12 лет говорят о том, что использование автокресел и прочих устройств подобного предназначения является для водителя сугубо добровольным делом.

То есть, удерживающие устройства в машине можно и не устанавливать. Однако в любом случае ребёнка следует пристегнуть оборудованными автомобильными ремнями безопасности.

Оставление ребенка в машине

Согласно поправкам, внесённым в ПДД (пункт 12.8) запрет на оставление ребёнка в машине распространяется по отношению к детям, которым ещё не исполнилось 7 лет.

Таким образом, им следует обязательно находиться в автомобиле под присмотром одного или нескольких совершеннолетних граждан.

Обязательно несколько слов следует сказать о том, каков может быть штраф за оставление ребёнка в машине.

Судебная практика на этот счёт пока не сформировалась, поскольку законодательные поправки действуют менее месяца. Однако владельцу машины нужно быть готовым к двум вариантам развития событий.

Минимальная сумма наказания составляет пятьсот рублей и полагается она за нарушение процедуры перемещения пассажиров (пункт 1 статьи 12.23 КоАП РФ).

В то же время закрытие ребёнка в машине одного может совершенно спокойно истолковано как нарушение правил перевозки детей. А в этом случае цена вопроса составляет уже 3 тыс. рублей (п.3 ст. 12.23).

Поэтому останется дождаться на этот счёт разъяснений от ГИБДД или судебных инстанций. Уверены, что они обязательно появятся в самом ближайшем будущем.

Что говорит ПДД

Итак, вот основные положения пункта 22.9 гл. 22 ПДД РФ:

  1. Перевозить ребёнка в возрасте до семи лет можно только с помощью специальных устройств. Это применимо как к грузовому транспорту, так и к легковым автомобилям. Не важно, где будет располагаться ребёнок.
  2. Дети в возрасте от 7 до 12 лет отныне должны перевозиться именно с помощью автокресел, иного подобного оборудования только на переднем сидении машины. На заднем же ряду кресел достаточно просто ребёнка пристегнуть имеющимися ремнями безопасности. До достижения 12 лет ребёнку запрещено располагаться на пассажирском сидении мотоцикла.
  3. Пассажир, которому исполнилось 12 лет, в обязательном порядке может быть только пристегнут.

Выбирая автокресло, следует делать поправку на физические данные ребёнка. Убедитесь в том, что устройство сертифицировано в установленном законодательстве порядке.

Более того, документы по креслу полезно возить с собой для того, чтобы избежать ненужных разбирательств с инспектором ГИБДД.

Мы подошли к вопросу о том, каким же будет штраф ГИБДД за нарушение правил перевозки детей. Он чётко прописан в уже упомянутом нами выше пункте 3 ст. 12.23 КоАП РФ

  1. Если нарушителем является рядовое физическое лицо, то ответственность составит 3 тысячи рублей.
  2. Когда же нарушение было допущено со стороны предприятия, то для него санкции составят 100 тысяч рублей.
  3. Должностные же лица компании понесут ответственность в сумме 25 тысяч рублей.

Впрочем, когда наказание особо не обсуждается, есть возможность уменьшить финансовые траты.

На штрафы, которые прописаны в ст. 12.23 административного кодекса, распространяется пятидесятипроцентная скидка по их оплате. Важно только успеть ее произвести за 20 дней с момента принятия постановления о штрафе – (важно, не его получения).

Обратите внимание, что вышеуказанная ответственность может наступить не только за отсутствие кресла для ребёнка как такового, так и за неправильное его размещение. Поэтому во всех деталях рекомендуется изучить руководство от изготовителя.

Следует также возить с собой копию свидетельства о рождении ребёнка. Ведь его возраст будет определяющим в споре с инспектором ГИБДД.

Может случиться и так, что оспаривать штраф дальше придётся в суде. Поэтому водителю следует запастись доказательной базой. В частности полезно сделать съёмку салона машины с креслом в кадре, а также предоставить на него все необходимые документы.

О каких удерживающих устройствах говорим на самом деле

Сейчас есть несколько видов так называемых креплений для детей к стационарным автомобильным сидениям, которые на официальном языке в правилах дорожного движения именуются удерживающими устройствам. Итак.

Автолюлька

Простым языком это маленькая коляска, которая предназначена для перевозки новорождённого. Её обязан установить у себя счастливый отец семейства даже тогда, когда торжественно забирает ребёнка из роддома.

На практике используют такое приспособление для достижения ребёнком годичного возраста. В зависимости от конструкции, автолюльку оборудуют как на заднем сидении, так и торцевой части переднего пассажирского.

Автокресло

Это дополнительное приспособление, которое предназначено для крепления к основному сидению автомобиля. Оно снабжено дополнительными ортопедическими поверхностями и ремнями, прочно удерживающими ребёнка в период движения.

Кроме того, могут в некоторых конструкциях устанавливаться подлокотники для облегчения двигательной активности ребёнка.

Бустер

Это удерживающее устройство предназначено для перевозки уже подросших детей. Вообще бустер это промежуточная система, при которой ребёнок уже вырос из стандартного кресла, но конструкция установленных на машине ремней ещё не обеспечивает ему должную безопасность.

У бустера есть и некоторые отличия в конструкции от автокресел. Бустер не имеет спинки, так же, как и подлокотников. Поэтому некоторые считают его подставкой для ребенка с целью надлежащего крепления автомобильных систем безопасности.

Соблюдайте ПДД, берегите детей

Для матери или отца, находящихся в статусе автолюбителя, жизнь собственного ребёнка превыше всего. Тогда нужно особое внимание уделить такому вопросу, как перевозить детей в автомобиле. На принятие решений влияет расстояние перевозки, её маршрут, прочие факторы

Нужно заранее выбрать автокресло или удерживающее устройство. Кроме того следует заранее определить, где будет установлено приспособление. Наиболее оптимальным вариантом является крепление сидения для ребёнка на заднем ряду кресел.

Перед покупкой следует поинтересоваться были ли испытания автокресла, бустера в условиях, приближенным к реальным. Ведь наличие сертификатов это одно, а защита ребёнка в случае ДТП – совсем другое.

Выше мы рассказали о том, как правильно перевозить ребёнка в автомобиле. Знание ПДД убережёт водителя от финансовых санкций. Но главное, что жизнь маленького члена семьи при этом находиться будет вне опасности.

Типичные вопросы и ответы на них

В заключение мы попытаемся дать ответы на наиболее характерные вопросы по уже существующим нововведениям.

У нас с женой двое детей разного возраста. Необходимо ли при их перевозке устанавливать в машину оба приспособления?

Да. Только при выборе кресла сделайте поправку на возраст ребёнка и его вес. К сожалению, в новых стандартах ничего не сказано о параметрах роста детей. А между тем, этот показатель также играет важное значение.

Например, при достижении определённого момента времени автокресло просто становится для ребёнка маленьким. Поэтому перед приобретением все детали покупки стоит оговорить с её производителем или продавцом.

Должен ли я предоставлять сотрудникам ГИБДД документы по удерживающему устройству?

В силу ПДД и предписаний иного законодательства, такой обязанности у водителя нет. Но лучше копии документов в отношении автокресла желательно возить при себе. Тогда можно сэкономить личные нервы и средства для диалога с автоинспектором.

Если на заднем сидении нет ремней безопасности, могу ли я перевозить в автомобиле собственного ребёнка?

Действительно в конструкции многих моделей старого поколения автопрома наличия ремней безопасности просто не было предусмотрено. Тогда ребёнка, независимо от его возраста, стоит транспортировать в удерживающем устройстве определённого типа.

Кем оформляется постановление о штрафе в случае выявления фактов

И протокол, и постановление по штрафу оформляет на месте работник ГИБДД. Впрочем, в дальнейшем штраф можно обжаловать.

Для этого есть два законных пути: или обратиться с жалобой на имя начальника инспектора, либо же подать заявление об оспаривании постановления в суд. Следует только соблюсти отведённый КоАП десятидневный срок.

Здравствуйте, дорогие читатели! Правила перевозки детей все время меняются, так как правительство ищет наиболее эффективные способы защиты малышей от автомобильных аварий. Изменения в законодательстве произошли и в 2017 году. Теперь водителям придется всерьез задуматься над тем, стоит ли перевозить малышей в машине, если для этого нет соответствующих устройств. Новые правила перевозки детей в автомобиле с 1 июня 2017 года вступили в действие. Рассмотрим основные правила, возможные штрафы.

Стоит сначала упомянуть историю закона о новых правилах перевозки детей в машине. Рассмотрим, что было раньше, в 2016 году. Ребят до 12 лет разрешалось перевозить только в специальных удерживающих устройствах, под которыми подразумевались автокресла. Но поскольку закон предусматривал формулировку «и другие средства», водители нередко пользовались адаптерами ФЭСТ, которые стоят на порядок меньше.

Однако последние испытания, проведенные в ГИБДД, показали, что ФЭСТ не обеспечивает достаточный уровень безопасности, поскольку не приспособлен для конкретного возраста, веса и роста малышей (ФЭСТ рассчитан на пассажира, средний рост которого 150 см, поэтому усаживать в него лицо возрастом до 7 лет категорически нельзя). В 2017 году в России в транспортное законодательство внесли соответствующие изменения.

Предполагалось, что новый закон вступит в силу с 1 января 2017 года. Однако Государственная Дума так и не рассмотрела проект. Затем пронеслись слухи, что закон вступит в силу с 1 июня, но окончательное его утверждение последовало только 28 июня. Официальный сайт правительства РФ опубликовал постановление только 4 июля, а 12 июля оно вступило в силу.

Новые правила

Что же предусматривает новое законодательство?

  • Ребят до 7 лет можно перевозить в авто или кузове грузовика только в автокресле. Удерживающее устройство должно быть сертифицировано и соответствовать стандарту ЕЭК ООН № 44-04, возрасту и росту крохи. Любые адаптеры и средства, не соответствующие указанному стандарту, запрещены.
  • Отдельный вопрос посвящен тому, когда можно ездить на переднем сидении. Перевозка малышей на переднем сиденье осуществляется с применением автокресла до 12 лет. После 12 лет разрешено пользоваться штатными ремнями безопасности.
  • Школьников от 7 до 12 лет можно перевозить на заднем сидении или в кузове грузовика либо используя автокресло, либо просто пристегнуть ремнями безопасности.

Последнее правило значительно облегчает родителям перевозку малышей в личном транспорте и существенно снижает затраты.

Оставлять ли одного в машине?

Еще один вопрос, который затронуло законодательство, — можно ли оставлять ребенка в машине одного. В отношении малышей до 7 лет это категорически возбраняется на время дольше 5 минут. Если сотрудник ГИБДД обнаружит дошкольника, сидящего в машине на стоянке без присмотра старших, водителю или родителям солидные штрафы обеспечены.


Чем вызваны столь категоричные меры? Решение правительства объяснимо. Нередко летом или зимой, включив «печку», родители выходили в магазин, думая, что оставляют малышей ненадолго. При этом окна в авто были закрыты. Если родители задерживались, ребятишки просто задыхались. Новые правила позволят избежать столь жестокой халатности со стороны взрослых.

Штрафы за несоблюдение

К соблюдению нового постановления теперь стоит отнестись серьезно. Штрафы по сравнению с тем, как было, нешуточные. По закону с 2013 года за отсутствие пристегнутого ремня или автокресла для ребенка нужно было платить 500 рублей. Штраф пугал далеко не всех.

Что теперь предлагают власти? В зависимости от того, к какой категории лиц относится провинившийся, сумма наказания составляет:

  • водитель – 3 тысячи рублей;
  • административное лицо – 25 тысяч рублей;
  • юридическое лицо – 100 тысяч рублей (частные предприниматели входят в эту категорию). Ранее штраф для них составлял 3 тысячи рублей.

Если дошкольника обнаруживают без присмотра в машине на стоянке, родителям придется выложить в пользу государства 500 рублей.

В связи с новым законодательством не стоит удивляться, если таксист откажется везти малыша без автокресла.

В то же время вас должен насторожить тот факт, когда вас с ребенком соглашаются подвести без удерживающего устройства в авто.

Мнение водителей

Улучшат ли новые меры ситуацию на дорогах? Как к постановлению отнесутся родители и водители такси?

Даже методом простых логических рассуждений можно предположить следующее:

  • Таксисты откажутся брать пассажиров с детьми до 7 лет. В противном случае им придется приобретать сертифицированное удерживающее устройство, поскольку адаптеры теперь не «работают».
  • Родители, которые приобрели автокресла для школьников от 7 лет, возможно, пожалеют о своей покупке. Во всяком случае, теперь устройства для ребят этого возраста не обязательны.
  • Папам и мамам малышей дошкольников по той же причине придется выложить крупную сумму за сертифицированное удерживающее устройство, если ранее в их машине стоял ФЭСТ.


Можно сказать однозначно: полного одобрения новые требования не вызывают. Для тех водителей, которые и ранее соблюдали закон и не скупились на средства безопасности, постановление не несет ничего нового. Родитель, который ценит жизнь и здоровье своего крохи, не поскупится на автокресло и будет возить малыша исключительно в нем.

Проблемы возникнут у малобюджетных семей, которые ранее игнорировали правила. Для дошкольника придется потратиться на автокресло стоимостью 10-15 тысяч рублей, в то время как обычный адаптер стоит около 500 рублей. Лишние затраты налицо.

Частным предпринимателям, которые работают в качестве такси, тоже придется выложить крупную сумму за автокресло, чтобы перевозить малышей, или взять устройство в аренду у знакомых. Правда, если в семье водителя уже есть дети, существенно на его положение это не повлияет. Ясно одно: на работу таксистов накладываются ограничения.

С другой стороны, с перевозкой школьников теперь намного легче. Если ранее для них приходилось приобретать удерживающее устройство, то теперь вполне можно обойтись без него.

Дорогие читатели! Мы с вами рассмотрели новые правила перевозки детей в 2017 году. Время покажет, насколько они эффективны. Однако размер штрафов намекает: нужно быть настороже и не нарушать закон.

С 1 января 2017 года вступают в силу изменения в правилах перевозки детей. Разбираемся с каждым из изменений с нашим экспертом Александром Старостиным.

МВД подготовило проект изменений в ПДД, которые упростят правила перевозки детей в автомобиле. Проект поправок размещен на сайте .

Согласно проекту изменений в ПДД, планируются следующие нововведения, касающиеся правил перевозки детей:

22.9. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка. Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Что это значит и как к этому относиться? Разбираемся.

Вводится новое понятие «детская удерживающая система, соответствующая весу и росту ребенка». Детей до 7 лет теперь можно перевозить на заднем сидении автомобиля только с ее помощью.

Четкого описания, что такое «детская удерживающая система, соответствующая весу и росту ребенка» пока не дано, но очевидно, что под ней подразумевается детское автомобильное кресло. На сегодняшний момент действует п. 22.9 ПДД, согласно которому детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье нужно перевозить с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». К этим «иным средствам», которые исключены из п. 22.9 проекта поправок, относятся бустеры, адаптеры, накладки, подушки и пр.

«Перевозите малышей до 7 лет только в автокреслах! Бустеры и прочие устройства – это дешевая альтернатива, чтобы избежать наказания, — сообщил «Здоровым детям» эксперт по безопасности автоспортивных соревнований, спасатель . — Так как в Правилах четко не прописано, что из себя должно представлять удерживающее устройство, нерадивые водители-родители, чтобы обойти закон и не получать штрафов от инспекторов ГИБДД, прибегают к использованию любых «иных средств», вплоть до домашних подушек и Советской энциклопедии. Предприимчивые люди тряпочку с двумя кнопочками начали называть адаптером или удерживающим устройством, ссылаясь всего лишь на один параметр — что ремень не должен проходить через шею ребенка (адаптеры — приспособления, которые позволяют изменить геометрию прохождения штатного ремня безопасности автомобиля через тело ребенка – прим. Артем Магидович )».

Стоит добавить, что Росстандарт инициировал изменения в европейские правила, запрещающие сертификацию и, как следствие, официальную продажу адаптеров ремней безопасности, сообщает . Использование же бустеров ведомство предлагает разрешить только детям ростом выше 125 см.

«При использовании схемы «бустер плюс рост ребенка 125 см» штатный ремень безопасности автомобиля будет правильно удерживать ребенка, его тело будет попадать именно в те зоны, которые считаются максимально безопасными и предназначены для сохранения жизненных функций – это зоны безопасности для плечевого пояса и головы. Адаптеры же не работают в динамике так, как этого хотелось бы производителям. В статичном состоянии они позволяют изменить геометрию прохождения ремня безопасности, а в условиях реальных нагрузок, как правило, они работают на отказ, и все происходит не по тому сценарию, по которому хотелось бы».

Детей старше 7 лет разрешат перевозить на заднем сидении без автомобильного кресла, используя штатные ремни безопасности автомобиля, а на переднем сидении – только с использованием « детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка».

Александр Старостин: «Это наиболее приближено к реальности, потому что мало кто школьников возит в автокреслах. Это нормально, потому что в возрасте 7 лет дети как правило такого размера, что в автокресле они чувствуют себя не очень уютно. Обычно в этом возрасте они уже попадают в штатные размеры под ремни и под сиденья, которые предусмотрены заводом-изготовителем. По статистике при лобовых столкновениях, передняя часть автомобиля больше подвергается перегрузкам, нежели задняя часть. Поэтому место на заднем сидении будет более безопасным для ребенка».

Ездить на переднем сидении без вспомогательных удерживающих средств детям теперь можно будет с 11 лет, а не с 12, как было ранее.

Александр Старостин: «Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Подобные нормативы – некий усредненный баланс. В каждом конкретном случае родителям лучше самим принимать решение, стоит ли ребенку ездить спереди без автокресла. Понятно, что детям хочется как можно скорее сесть вперед и почувствовать себя взрослым. Также необходимо учитывать, что у автомобилей разных классов отличаются размеры сидений и салона.»

«Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица». За это нарушение предлагается ввести штраф 500 руб.

Александр Старостин: «Согласен. Основная проблема здесь – эмоциональное состояние ребенка и температурный режим. Дети, как правило, начинают перегреваться в машине, происходит обезвоживание организма, угроза теплового удара. Если автомобиль заведен, ребенок может перебраться к органам управления и натворить дел. Кроме того, были случаи и у нас и в Европе, когда тонированные машины с ребенком в салоне увозили на эвакуаторах, что также приводило к негативным последствиям для здоровья детей».

Вопрос Ответ
* группа 0 - рассчитаны на ребёнка весом 0-10 кг;

* группа 0+ - подходят для ребёнка с массой тела меньше 13 кг;

* группа I - подходят для детей весом 9-18 кг;

* группа II - подходят для ребёнка с массой тела 15-25 кг;

* группа III - кресла разработаны для детей весом 22-36 кг.

Согласно ПДД, использовать автокресло, не соответствующее весовым параметрам ребёнка, запрещено.

Путешествие ребёнка до 12-ти лет в машине допускается только при задействовании автокресла, которое соответствует весу и росту малыша. Вместо кресла можно использовать другие средства, помогающие пристегнуть ребёнка и соответствующие конструкции ТС. Если ребёнок до 12-ти лет размещается на переднем сидении авто, его нужно фиксировать только с помощью детского автокресла.
* согласно ПДД, ребёнка нужно перевозить в автокресле, соответствующем его весу и росту;

* перевозка ребёнка в удерживающем устройстве разрешена как на заднем, так и на переднем сидении авто;

* если ребёнок младше 12-ти лет, на переднем сидении машины его можно размещать только в автокресле (подушки, бустеры, адаптеры использовать запрещено).

* 25 тыс. руб. для должностных лиц;

* 3 тыс. руб. для водителя;

* 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Да, если внести сумму штрафа в течение 20 дней после вынесения постановления.

Правила перевозки детей определяют, каким требованиям должно отвечать техническое оснащение автомобиля. Их выполнение может спасти жизнь малышу в случае дорожного транспортного происшествия.

Согласно статистике, наибольшие показатели детской смертности в ДТП приходятся на случаи, когда малолетние пассажиры находились в автомобиле на руках у взрослых.

Что говорят ПДД 22.9 о перевозке ребенка в машине

Перевозка детей

Статьей 22-9 Правил дорожного движения Российской Федерации определен перечень требований к перевозке несовершеннолетних. 28 июня 2017 года Правительство РФ постановлением N-761 внесло в нее некоторые поправки.

До 7 лет

Согласно изменениям для детей до семи лет обязательны к применению удерживающие устройства в соответствии с весом и ростом без возможности замены какой-либо альтернативой. Данное условие распространяется на легковые машины и кабины грузовых автомобилей, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности и удерживающей системы европейского стандарта Isofix.

От 7 до 12 лет

Пассажиры возрастом от семи до одиннадцати лет включительно должны быть либо пристегнуты ремнем, либо сидеть в удерживающем устройстве, предусмотренным конструкцией автомобиля. То есть для ребенка в таком возрасте имеется выбор — либо специальное кресло, либо стандартный ремень.

Министерством внутренних дел Российской Федерации по соображениям безопасности рекомендовано перевозить пассажира в детском удерживающем устройстве даже после достижения им семилетнего возраста.

В некоторых случаях применение штатного ремня безопасности, а не автомобильного кресла может быть действительно оправданным.

Примерами являются следующие ситуации:

  • Особенности конструкции транспортного средства не дают возможности разместить необходимое количество специализированных кресел.
  • Физические параметры роста и веса несовершеннолетнего пассажира превысили стандартные показатели, по которым рассчитываются размеры удерживающего устройства.
  • Перевозка с помощью попутных автомобилей в сельских населенных пунктах или удаленных районах либо в крайне сложных погодных условиях.
  • В автомобиле перевозится больной ребенок или инвалид в учреждение для оказания медицинской помощи.

Строго запрещено перевозить на заднем сидении мотоцикла детей возрастом менее 12 лет.

Старше 12 лет

ПДД РФ не установлено особых требований к перевозке детей возрастом более двенадцати лет. В данном случае применяются правила, предусмотренные для взрослых пассажиров.

Штраф нарушение правил перевозки детей

В соответствии с пунктом №3 статьи 12-23 КоАП несоблюдение требований безопасной перевозки детей в автомобиле влечет за собой наказание в форме штрафа. Для физических лиц его величина составит три тысячи рублей. Для юридических лиц сумма взыскания – 100 тысяч рублей, для должностных лиц — 25 тысяч рублей.


Неправильной перевозкой несовершеннолетних в машине является как фактическое отсутствие специального удерживающего устройства, так и его установка с нарушением требований инструкции по установке. Отсутствие в автомобиле крепления для установки детского кресла не является смягчающим для водителя обстоятельством.

Он должен побеспокоиться о наличии кресла. Требование об обязательной установке устройства обусловлено особенностями конструкции автомобиля. Обеспечиваемая стандартными ремнями система безопасности эффективна только для пассажиров ростом от 1 метра 50 сантиметров. Если использовать их для человека меньших параметров, то крепления просто будут пережимать ему область шеи.

В случае дорожного транспортного происшествия даже при низкой скорости вес малыша становится больше в десятки раз. Удержать его в такой ситуации очень непросто, что подвергает маленького пассажира необоснованной опасности, так как он может вылететь вперед через лобовое стекло.

Возраст двенадцать лет указывается в требованиях к перевозке несовершеннолетних неслучайно. Обычно к этому времени они вырастают именно до 150 сантиметров. Для пассажира с такими параметрами уже допускается использовать штатные автомобильные ремни.

Частные случаи

Перевозка в такси

Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, в том числе и на такси. Помимо административной ответственности водитель может понести еще и уголовную. Согласно статье 238 УК РФ нарушение правил перевозки несовершеннолетних в таком случае является оказанием услуг, не соответствующим требованиям безопасности здоровья или жизни потребителя. Данная правовая норма устанавливает наказание в виде:

  • Штрафа до 300 000 рублей.
  • Обязательных работ на срок до 360 часов.
  • Ограничения или лишения свободы, либо принудительных работ до двух лет.


Если правонарушение повлекло за собой смерть двух или более людей по неосторожности, то наказание установлено в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Если автомобиль не оборудован ремнями безопасности или они двухточечные

Осуществление перевозки несовершеннолетних детей в автомобиле, в котором согласно техническому устройству не предусмотрены специальные удерживающие устройства, трактуется статьёй 12.5 Кодекса об административных правонарушениях как управление транспортом при наличии не устраненных неисправностей. Наказание в таком случае предусмотрено в виде предупреждения или административного штрафа размером пятисот рублей.

В правилах нет конкретного указания на то, что нельзя перевозить детей на сидениях с двухточечными ремнями. Требуемое число точек крепления ремня также нигде не оговаривается.

Однако в целях обеспечения безопасности необходимо помнить, что технические особенности каждого удерживающего устройства направлены на правильное размещение и фиксацию грудной ветки 3-точечного ремня безопасности, применение которой не предусмотрено на двухточечном ремне.

Особенности перевозки на переднем сидении

На переднем сиденье автомобиля перевозка несовершеннолетних детей до 12 лет должна осуществляться только с использованием удерживающих систем безопасности. Устройства в легковой машине или кабине грузового автомобиля необходимо устанавливать в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

При перевозке детей на переднем сидении нужно соблюдать следующие требования к обеспечению его безопасности:

  1. Пассажир должен быть надёжно зафиксирован специально установленным удерживающим устройством.
  2. Удерживание малыша при посадке спереди лишь штатным ремнем безопасности категорически запрещается.
  3. Обычно во всех современных автомобилях имеется оснащение подушками безопасности пассажирского сидения, которое расположено рядом с водителем. При перевозке на нем маленького пассажира их нужно отключить.
  4. Для обеспечения наибольшей безопасности кресло необходимо отодвинуть назад до упора.
  5. Грудного малыша нужно посадить так, чтобы он располагался лицом в сторону салона и спиной к движению автомобиля. В таком случае при резком ударе, торможении или ДТП маленький пассажир будет двигаться в сторону движения. Это предотвратит травмы области шеи и не приведет к более опасным последствиям.


В противном же случае, если он будет сидеть лицом вперед, голова при резком торможении голова откинется туда же, что чревато очень серьезными травмами.

Как перевозить новорожденного из роддома

В правилах перевозки детей нет исключений для грудных детей. Их также необходимо перевозить в специальных устройствах. Существует три варианта устройств, которые подойдут новорожденному малышу:

  • Автокресла группы 0-0+/I-II подходят с рождения до восемнадцати, двадцати пяти или тридцати шести килограмм в зависимости от модели.
  • Автомобильное кресло-переноска 0+ предусмотрено для детей с рождения до десяти-тринадцати килограмм.
  • Автолюльки 0+ используются с рождения до достижения возраста семи-восьми месяцев.

Выбрать подходящее удерживающее устройство непросто, так как с одной стороны хочется обеспечить малышу безопасность и удобство, а с другой — купить действительно практичную и долговечную вещь.

Чтобы окончательно определиться, нужно проанализировать все достоинства и недостатки каждого варианта. Главное помнить, что жизнь и здоровье детей это не тот вопрос, на котором стоит экономить.

Можно ли оставлять детей в машине

В пункте 12.8 Правил дорожного движения указано, что детей младше семи лет запрещено оставлять в автомобиле при отсутствии рядом с ними совершеннолетнего лица.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за это в виде штрафа размером 500 рублей (ст.12.19).

Водитель получит взыскание 2 тысячи 500 рублей при нарушении правил перевозки детей в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Однако в случае обнаружения детей в закрытом автомобиле полицейские могут также возбудить уголовное дело по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». В этом случае возрастное ограничение установлено до 18 лет. Если родители будут признаны виновными, им грозит одно из следующих видов наказания:

  • Штраф в сумме до 80 000 рублей.
  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Арест до трех месяцев.
  • Исправительные или принудительные работы на период до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1-го года.

Не стоит оставлять детей без присмотра только из-за боязни наказания, а из соображений безопасности.

Специальное удерживающее устройство на сегодняшний день – обязательный атрибут перевозки детей в автомобиле. Данное требование установлено п. 22.9 ПДД РФ и утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 767. В законную силу изменения вступили с 1 января 2007 года.

Согласно вышеуказанному пункту правил, перевозка детей от 12 лет и младше должна осуществляться только с применением специальных устройств для надежного удерживания ребенка в автомобиле на случай возникновения аварийных ситуаций либо с использованием других средств, позволяющих фиксировать малышей с помощью ремней безопасности, являющихся частью ТС.

На переднем сиденье автомобиля ребенок может перевозиться только при наличии детского удерживающего устройства (ДУУ).

Детей до 12-летнего возраста запрещено перевозить позади водителя мотоцикла, в прицепе и кузове ТС.

Правила перевозки новорожденных детей

Ремни безопасности, которыми оборудованы большинство современных автомобилей, рассчитаны на пассажиров ростом не менее полутора метров, поэтому, благодаря конструктивным особенностям, такие устройства не выполняют свою основную функцию по отношению к маленьким пассажирам.

Детские удерживающие устройства являются единственным альтернативным вариантом обеспечения безопасности передвижения детей на автомобиле. Правило надежной фиксации малыша в салоне машины позволит сберечь ребенка во время непредвиденных ситуаций на дороге.

Есть еще несколько правил, которых стоит придерживаться при поездках с детьми:

  • обязательно блокируйте двери и стеклоподъемники, независимо от того, стоите вы или находитесь в движении;
  • установите дополнительное зеркало заднего вида для контроля за ребенком во время движения;
  • не позволяйте ребенку пить и перекусывать на ходу;
  • никогда не оставляйте ребенка одного, даже если собираетесь отойти всего на несколько минут.

Если малыш раскапризничался, не пытайтесь решить проблему на ходу, это небезопасно. Припаркуйтесь в ближайшем дозволенном правилами месте и успокойте ребенка.

Ни в коем случае не перевозите ребенка на руках. В случае аварии вес ребенка по законам физики увеличится во много раз, и вы не сможете удержать малыша, со всеми вытекающими из этого последствиями. Либо просто придавите своим телом.

Виды детских автомобильных кресел

Автокресла подразделяются на пять основных категорий, каждая из которых соответствует определенным параметрам ребенка (рост, вес, возраст).

Автокресло оснащено специальными креплениями для удерживания люльки в стационарном положении на заднем сидении автомобиля. Самого ребенка в люльке надежно фиксируют мягкие и широкие ремни. Все ДУУ группы 0 усилены дополнительной защитой детской головки.

Автолюлька используется и как переноска для малыша.

Автокресло такого типа представляет собой нечто среднее между автолюлькой и полноценным креслом. Ребенок располагается в положении полулежа, и закрепляется при помощи широких пятиточечных (Y-образных) ремней.

Конструктивные особенности автокресла группы 0+ позволяют использовать устройство в качестве переноски либо стульчика. Некоторые модели можно устанавливать на шасси, трансформируя кресло в удобную прогулочную коляску.

Устройства этой группы в обязательном порядке оснащаются внутренними пятиточечными или трехточечными ремнями, имеющими возможность регулировки по высоте. Спинка кресла также регулируется, откидываясь для обеспечения комфортного положения ребенка во время сна.

ДУУ группы 0+ и 1 схожи по своим характеристикам и могут быть взаимозаменяемы до достижения ребенком определенных параметров.

Категория 2 – разработана для перемещения на автомобиле детей от трех до семи лет. Зачастую производители выпускают универсальный вариант, объединяющий группы 2 и 3. В последней группе возраст ребенка устанавливается от семи до десяти лет. Ограничение по весу – 15–25 килограмм и 22–36 килограмм, соответственно.

Конструкция автокресла, помимо внутренних ремней, предусматривает использование штатного ремня безопасности ТС. А для преобразования кресла для нужд детей из 3 группы снимается спинка ДУУ.

Бустер не имеет спинки, но в устройстве предусмотрены подлокотники и специальные направляющие для безопасной фиксации ребенка автомобильными ремнями.

К шестой группе относятся все остальные ДУУ:

  • бескаркасные детские автокресла (от 1 до 12 лет);
  • кресла-трансформеры, совмещающие 1, 2 и 3 группы.

Причиной смены категорий автокресел должен быть не возраст, а то обстоятельство, что ребенок перерос кресло. Как только височная область малыша поравняется с краем автокресла, следует переходить к ДУУ следующей возрастной группы. Если же ребенок отметил 12-й день рождения, но рост его менее метра и 50 см – ДУУ следует оставить в автомобиле, пока ребенок не достигнет необходимых параметров.

На видео подробно о детских автокреслах.

Где установить детское автокресло

  • Автолюлька (группа 0) должна быть размещена на заднем сидении машины перпендикулярно движению ТС (вдоль заднего ряда сидений).
  • Автокресло группы 0+ устанавливается против движения автомобиля (ребенок в положении «спиной вперед») на заднем либо переднем сидении.

Такое положение обусловлено особенностями последствий фронтального удара (лобовое столкновение), при котором сила инерции отбрасывает человека вперед. Если малыша усадить против хода машины, то его всего лишь крепче прижмет к спинке сиденья. В положении «лицом вперед», крепежные ремни при резком рывке удержат тело ребенка, но шейный отдел позвоночника не в состоянии удержать голову. Последствия неправильного расположения малыша могут быть весьма тяжелыми.

Если ваша машина укомплектована подушками безопасности – их следует заблокировать, когда везете ребенка на переднем пассажирском сидении, поскольку при срабатывании механизма защиты, скорость и сила выброса подушек может стать причиной травмирования ребенка.

  • Категории 1, 2 и 3 размещают в салоне по ходу движения транспортного средства,причем предпочтение стоит отдать местам, расположенным за водительским сидением либо посредине заднего ряда кресел (если позволяет конструкция автомобиля).

Установка ДУУ за водителем оправдана с точки зрения инстинктивного поведения человека в момент опасности: водитель автоматически пытается отвести удар от своей стороны.

Что касается установки посреди заднего ряда сидений – если случится лобовое столкновение, ребенок будет застрахован от удара о спинки передних кресел.

Все, без исключения, устройства безопасности перевозок детей должны быть надежно закреплены штатными ремнями автомобиля либо при помощи системы Isofix (стационарное крепежное устройство для детских кресел, предусмотренное комплектацией некоторых марок автомобилей).

Если нет возможности купить детское автокресло

Действительно, средняя стоимость качественных средств безопасности для детей довольно высока. Цена китайского ширпотреба радует, но большинство детских автокресел работы граждан КНДР служат лишь ширмой, прикрывающей глаза инспектору ГИБДД. К безопасности такая продукция не имеет никакого отношения – ремни отрываются, остов деформируется при малейшем напряжении.

А как быть в ситуации, когда финансовое положение семьи очень нестабильно, но рисковать жизнью детей тоже желания нет?

  1. Во-первых, вам все равно придется возить малыша в автокресле до определенного возраста (до 3-х лет), поскольку достойной альтернативы такому варианту не существует. Другое дело, что вы можете существенно снизить расходы, если купите подержанное автокресло с рук. Дети растут быстро, поэтому на тематических ресурсах можно найти множество приличных вариантов по приемлемым ценам.
  2. Во-вторых, начиная с 3-летнего возраста, ребенка можно фиксировать на заднем сиденье при помощи специального адаптера, формирующего правильное положение штатных ремней безопасности автомобиля. Тоже экономически выгодный выход из ситуации.
  3. В-третьих, попробуйте самостоятельно изготовить автокресло. Однако, надежность подобного устройства будет исключительно на вашей совести.

Уровень безопасности ребенка напрямую зависит от качества удерживающего устройства, его правильной установки и соответствия возрастной категории малыша.

Ответственность за неправильную перевозку детей

В понятие «неправильная перевозка» входит не только отсутствие специального удерживающего устройства, но и неправильная фиксация элементов автобезопасности. В соответствии с п. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, данное нарушение карается денежным штрафом в размере 3000 рублей .



Рассказать друзьям