Об уважении и любви детей к родителям. Как привить ребёнку уважение к старшим

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель урока : выявление отношений Базарова к родителям, анализ стихотворения Лермонтова «Ангел», анализ отрывка из поэмы Н.Некрасова «Мать».

Задача урока : воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Методические приёмы:

Ход урока

Слово учителя

2.


Старенькая женщина слегла.

Одиноко в комнате жила.


И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:



Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.


Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?


Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,

- Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

Слово учителя:

- Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

духовное родство: общие интересы,
взгляды,
деятельность

душевные качества:
искреннее дружелюбие,

любовь, уважение

- Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

- Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

- Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

Отец

Мать

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.

Люди хорошие
народ не строгий
как опёнки на дубле

Задание классу.

- Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

3.

Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними”

Слово учителя.

- Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

4. Слово учителя.

- В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Работа с текстом.

- Прочитайте последний абзац эпилога, сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

2) Устное рисование.

в поэме «Мать»(1877):


С души моей тлетворные следы



За идеал добра и красоты,

Живой любви глубокие черты -

Во мне спасла живую душу ты!





Ей посвятит досуг уединенный,


Вывод.

5.) Домашнее задание.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Русский язык и литература

Описание:

Урока литературы в 10 классе: «Любовь и уважение к родителям – святое чувство».

Цель урока : выявление отношений Базарова к родителям, анализ стихотворения Лермонтова «Ангел», анализ отрывка из поэмы Н.Некрасова «Мать».

Задача урока : воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Методические приёмы: аналитическая беседа по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети», стихотворению Лермонтова «Ангел», поэме Н.Некрасова «Мать», создание проблемной ситуации, работа с текстами по вопросам.

Ход урока

Слово учителя

1) 1.Любовь - самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше.

Любовь - самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки: хорошие и плохие.

Любовь бывает разной: любовь к Родине, мужчине, женщине, искусству, к друзьям. Но, наверное, самая первая любовь человека- это любовь к самым родным людям, к родителям. Дети должны слушаться своих родителей, не грубить им, помогать, заботиться о них в старости. Нельзя обманывать родителей, говорить о них кому-то плохо.

Сам Господь в пятой заповеди повелевает, глаголя: «Чти отца твоего и матерь твою да благо тебе будет, и долголетен будеши на земле блазе».

Значение родителей для каждого из нас огромно. Они подарили нам жизнь. Они отдали огромное количество сил, духовных, физических, чтобы мы выросли успешными, сильными, здоровыми, добрыми. В детстве родители всегда рядом с нами, и они непременно приходят нам на помощь в трудную минуту жизни, они наставляют нас на благочестие, желают нам только хорошее.

Почитание родителей – первейшая обязанность детей. Что же значит почитать и уважать?

Почтение заключается в следующем: любить родителей, говорить о них с почтением, самое лучшее место отдавать, ничего не делать, плохого, за что родителям будет стыдно, и, конечно же, заботиться о них, слушать их советы,

2. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

· У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.

· Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.

· Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Слово учителя:

Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

"Семья как основа нравственного благополучия в смутное время".

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочетсяпоговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

· Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.

· Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).

· Речь отца и сына. (Примеры из текста).

· Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Задание классу.

· Расскажите историю жизни Арины Власьевны.

· Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

· Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.

· Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” ).

3. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

· 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?

· 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.

· 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними”

Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

4. Слово учителя.

В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины.

Работа с текстом.

Прочитайте последний абзац эпилога, сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

2.) Переходим к анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел».

Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов рано потерял своих родителей. И тема одиночества в его лирике является основной.

В три года маленький Миша плакал на коленях у матери, когда она пела ему песню. И в память о рано ушедшей матери и о песне он написал своего «Ангела».

Задание. 1) Чтение стихотворения.

2) Устное рисование.

По полуночному небу летел Ангел и пел песню, которую слушали все. Он пел о райской жизни духов, о Боге, хвалил его, хвалил искренне. В объятиях Ангел нес «душу младую» на землю «для печали и слёз». Звук песни запал в душу младую. Душа долго томилась на земле, потому что «скучные песни земли» не могли «звуков небес заменить».

3.) Творчество Н.А.Некрасова озарено любовью к матери, Елене Андреевне. Именно под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Свои первые стихи он написал в семь лет и преподнёс их «любезной маменьке». Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать»(1877):

И если я легко стряхнул с годами,
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

И счастлив я! уж ты ушла из мира,
Но будешь жить ты в памяти людской,
Пока в ней жить моя способна лира.
Пройдут года - поклонник верный мой
Ей посвятит досуг уединенный,
Прочтет рассказ и о твоей судьбе;
И, посетив поэта прах забвенный,
Вздохнув о нем, вздохнет и о тебе

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

5.) Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру “Святое чувство- любовь к родителям!”

Римма Салимзянова
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «Любовь и уважение к родителям - есть, без всякого сомнения, чувства святые»

Разработка конспекта занятия на тему : «10 заповедей – основа жизни»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему : «Любовь и уважение к родителям – есть , без всякого сомнения , чувства святые »

Подготовила воспитатель : Салимзянова Римма Рифкатовна.

Цели : формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры; воспитание в детях добродетель и чувство уважения к родителям , семье, старшему поколению и понимания значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей .

Задачи :

1. Формирование понятия «семья» , «дружная семья» , определение роли матери и отца в воспитании детей.

2. Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.

3. Воспитание уважения к своей семье , ответственного отношения к своим родителям .

Материалы и оборудования : мультимедийное оборудование, картинки счастливой семьи

Ход занятия:

1. Воспитатель :

У нас, ребята, сегодня необычное занятие. Были разные занятия : и смешные, и веселые, и музыкальные, и физкультурные. А сегодня занятие очень серьезное. И то о чем сегодня мы с вами будем говорить, старайтесь все запомнить и быть внимательными.

Узнать, о чём пойдет речь, поможет стихотворение :

У меня есть мама .

У меня есть папа .

У меня есть бабушка .

У меня есть дедушка .

А у них есть я !

Как назвать одним словом : мама, папа, бабушка, дедушка, я? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о семье, родителях .

Как вы понимаете слово «семья» ?

Ответы детей : (Это те близкие нам люди : мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи).

Чтобы семья была дружная, прежде всего, нужно научиться любить семью. Господь дал заповедь о почитании родителей . Почитать – значит любить и слушаться.

Любили тебя без особых причин :

За то, что ты – внук,

За то, что – ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь , до конца твоих дней,

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Воспитатель : - Сегодня мы поговорим о роли родителей в вашей жизни и о взаимоотношениях родителей и детей .

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле» - 5 заповедь учит нас почитать своих родителей и за это обещает нам всякое благополучие и долгую жизнь. Родители помогают тебе , пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни . Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми , в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям , наставникам, старшим. В основе правильного и здорового подхода к жизни, семье, людям, обществу и лежит правильное и здоровое отношение к родителям .

Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

Заповеди - это 10 законов Божих. В каждой из десяти заповедей написано, что нужно, а что нельзя делать.

«Относись с уважением к папе и маме !

Мудрость, опыт родителей стоят внимания !

Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!

Как у Бога характер свой сделать пытайся!

И тогда будет жизнь твоя – благополучной.

Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

Воспитатель : - Какое же все-таки великое это слово! Семья. Как оно согревает наши сердца! В нем слышится ласковый голос мамы, заботливая строгость отца.

Расскажите о своей семье, чем вы любите заниматься.

(Ответы детей)

Воспитатель : - А что вам говорят эти слова «Ласковая, добрая, нежная, тихая, заботливая, чуткая, любимая» . О ком эти они?

Дети : - О маме

Воспитатель : - Правильно. Закройте глаза, прислушайтесь. Вы слышите мамин голос? Он живет в тебе самом – такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины руки, мамины глаза. Мама!

А теперь откройте глаза. Что вы сейчас вспомнили, почувствовали (Ответы детей)

Воспитатель : - Да. Вы еще не умели говорить, а мама понимала вас без слов. Угадывала, что вы хотите, что у вас болит. Когда вы не умели ходить, мама носила вас на руках. А потом мама научила вас говорить, ходить. Прочла первую книжку. Мать никогда не желает своему ребенку плохого. Какое бы ни было ее дитя, она будет защищать его. Народная мудрость гласит :

1. «Материнская забота – в огне не горит, и в воде не тонет» .

2. «Материнская молитва со дна моря вытянет» .

3. «Нет лучше друга, чем родная матушка» .

4. «Материнская ласка конца не знает» .

5. «Матери все дети равны, одинаково сердцу больны» .

6. «Материнский гнев, что весенний снег : много выпадет, да скоро растает».

Воспитатель :- А почему мама нас ругает?

Дети : Потому что любит, хочет, чтобы мы были хорошие, делали все так, как нужно.

Воспитатель : - Да, молодцы. Маму нужно уважать , а когда она делает замечание, то обижаться не следует.

Как проявлять почтение к маме? (Быть внимательным к ней, к её жизни. Помогать ей, не шуметь, когда она устала.)

1. Ребенок : - Мама спит, она устала,

Ну а я играть не стала.

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки.

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

Я б хотела поиграть,

Но мало ль я чего хочу.

Мама спит, и я молчу.

Мы должны быть внимательны к маме. Мы знаем, чем можем огорчить маму и не должны поступать так.

Физкультминутка : Семейная зарядка

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

2. Ребенок : читает стих про папу

Ты сильный и смелый,

И самый большой,

Ругаешь – по делу,

И хвалишь – с душой!

Ты друг самый лучший.

Всегда защитишь,

Где надо – научишь,

За шалость простишь.

Любую поломку

Легко устраняешь,

И головоломку

Ты быстро решаешь.

Я рядом шагаю,

За руку держусь!

Тебе подражаю,

Тобою горжусь.

Воспитатель : - Подумайте и ответьте на вопросы :

1. Чему научил тебя твой отец?

2. Попробуй назвать качества, присущие твоему папе.

(Ответы детей)

Чтение : «Притча об отце и сыне» .

У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын : людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать : как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый. – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал : “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?”

Стыдно стало сыну, он и отвечает : “Обещаю, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый. Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя.

Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит : “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал : люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил : “Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее – она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

Воспитатель : - О чем говорится в этой притче? (Рассуждают о великодушии, самоотверженности и ответственности отца, который не позволяет своему ребенку идти в жизни ложным путем).

Сегодня мы с вами познакомились с пятой заповедью. Она призывает почитать и любить своих родителей , слушаться их, а также воспитателей, старших, ухаживать за ними, если они больны.

Грубить родителям , не слушаться их, обманывать – это большой грех.

Нужно каждую минутку помнить, что Бог все видит, как вы относитесь к младшим братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и т. д.

Ребята, мало ходить в церковь, носить крестик, иметь в доме икону, нужно каждую минутку, каждую секундочку, помнить, что Бог нас видит, что он о нас знает. И вести себя так, как будет угодно Богу, т. е. жить по законам Божиим.

Игра «Продолжи предложение» .

Если бы сейчас к нам на занятие пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача : я начинаю предложения, а вы должны их закончить.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то , что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Свою семью я считаю….

ИТОГ :

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас (СЕМЬЯ) - Правильно, семья!

Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители , дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Помните, в каком возрасте мы с вами не были, должны уважать и почитать своих родителей .

Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтоб ней всегда царили дружба, понимание, любовь , помощь, доверие, уважение , забота, счастье, согласие.

Уважение детей к родителям и старшим

Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребёнку от любви. Ребёнок не работает - он может выполнить лишь небольшое поручение по дому.

Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая неблагодарность!

Раньше родители наказывали ребёнка телесно, и он принимал телесные наказания без помыслов [обиды]. Часто он даже не понимал, за что его били. Но сегодняшние дети - это одно сплошное "зачем и за что?”. Одно сплошное пререкание. У них нет простоты. Всё происходящее они подвергают суду и оценке. Однако Божественная Благодать подобным образом не приходит. Если ребёнок не чувствует своего отца отцом и не принимает отцовского наказания, то он - ребёнок незаконный (Евр. 12:6-11).

Некоторые дети, стоит лишь родителям сделать им маленькое замечание, сразу начинают угрожать: "Я вскрою себе вены!” И что остаётся делать родителям? Они уступают, а в конечном итоге дети портятся и гибнут.

Ребёнок должен понять, что если иной раз родители и дают ему подзатыльник, то делают это не по злобе, но по любви - для того чтобы он исправился, стал лучше и впоследствии радовался. Мы, будучи маленькими, принимали все: и родительскую ласку, и родительские оплеухи, и родительские поцелуи. Мы понимали, что все это родители делали для нашего блага. Мы имели к [нашим родителям] большое доверие. Иногда бывало и такое: в чем-то был виноват один брат, а мать ругала другого, потому что она не успевала провести "судебное разбирательство”. Однако виновный, видя, что из-за него досталось другому - невиноватому, признавался в своей вине, потому что его обличала совесть. И таким образом виновный брат или сестра получали оправдание.

В семье младшие должны иметь уважение и к родителям, и к старшим [братьям и сестрам]. Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшему необходимостью. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера Мой отец говорил нам: "Оказывайте послушание вашему старшему брату”. Мы знали, что отец любит нас всех, и вели себя с ним очень свободно. А вот старшему брату, не находя в нем отцовской любви, мы оказывали большее послушание (У Старца Паисия было семь братьев и сестёр).

Когда супруги уважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идет ровно, подобно часам.

В такой семье старший сын никогда не скажет матери что-то наподобие "гляди-ка, мать, чтобы ты больше такого не делала” или "почему ты сделала всё шиворот-навыворот?” Но в такой семье и отец не разговаривает с матерью подобным тоном. Взрослый может шутить с ребёнком, чтобы его порадовать, но ребёнок, чувствуя радость от шуток взрослого, не должен вести себя с ним бесцеремонно и фамильярно.

Когда я был в монастыре Стомион и иногда спускался из монастыря в город за покупками, один малыш, дом которого стоял прямо на дороге, подбегал ко мне, лишь завидев меня, и я целовал ему ручку. Потом он привык к этому и, подбегая ко мне, сам протягивал свою ручку для того, чтобы я её поцеловал! Я делал то, что он хотел. Но потом его родители попросили: "Отче, не надо целовать ему руку, потому что он бегает за батюшками, протягивает им свою ручку для поцелуя, а если они этого не делают, начинает реветь”.

Как детям любить родителей после того, как они создадут свою собственную семью

Благий Бог устроил так, что муж и жена связываются между собой такой любовью, что оставляют даже своих родителей. Если бы этой любви не было, то люди не могли бы создать собственную семью. Задача родителей завершается, как только их дети создают свою собственную семью [или станут монахами]. После этого дети должны родителям лишь [две вещи]: огромное уважение и столько любви, сколько нужно питать к своим родителям. Я не хочу сказать, что муж и жена не должны любить своих родителей. Нет.

Но сперва они должны иметь большую любовь между собой и [только] потом любить своих родителей. Супруги должны любить друг друга так сильно, чтобы их любовь лилась через край. И уже от этого преизлияния супружеской любви они должны оказывать своим родителям всё уважение и всю благодарность. Любовь супругов должна быть благородной, так, чтобы каждый из супругов как можно больше заботился о родителях другого супруга.

Чтобы в семье были мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вести себя так же.
Я знаю семьи, в которых в начале супружеской жизни муж и жена имели проблемы, несогласия, потому что один из супругов любил свою мать чрезмерной любовью.

Эта любовь начинается от любочестия, которое имеют сын или дочь, испытывая к своей матери великую благодарность. Однако потихоньку, когда супруги привязываются друг к другу, эта проблема исчезает. Ведь если бы сразу после свадьбы один из супругов дарил другому такую любовь, которая восполняла бы любовь материнскую, это было бы неестественно.

Если супруг уважает тёщу и тестя, то это делает ему честь, так же, как невестке делает честь уважение и любовь к свекрови - женщине, которая родила её мужа, вырастила его, и сейчас он - её муж и её радость. Если муж и жена имеют подобные чувства и подобные мысли, все это тихо наставляет души их собственных детей.

Мать до женитьбы сына находила в его любви немалое утешение. Но старики снова становятся младенцами. Женив сына, мать чувствует себя так, как чувствует себя старший ребёнок, увидев в объятиях своей матери другого - только что родившегося младенца. Видишь как: если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.

Однако невестка не должна на это обижаться. А если она ещё и ухаживает за своей престарелой свекровью, то пусть немножко потерпит, чтобы не потерять мзду, которая начисляется ей за ту заботу, которую она ей оказывает. Если сейчас она с терпением ухаживает за свекровью, то потом, когда все скорби будут позади, она будет радоваться тому добру, которое сделала.

Но, конечно, и свекровь должна любить своих невесток как собственных дочерей. Моя бабушка по отцу любила мою маму сильнее, чем моего отца. Когда женились мои братья, соседки качали головами и стращали мою мать: "Ну, сейчас понаедут невестушки...” А мать отвечала им: "Почему вы так говорите? Меня моя свекровь любила больше, чем свою дочь. Так почему же мне не любить моих невесток?” И действительно, она тоже любила их как дочерей.

Ученые считают, что именно уважение к старшим влечет за собой все хорошие и добрые поступки. В том случае, если у ребенка совсем нет уважения к родителям и вообще к старшим, то он склонен к совершению плохих деяний.


Все больше и больше детей перестают уважать взрослых, а в частности своих родителей. Родителям с самого раннего возраста жизни нужно рассказывать ребенку о культуре общения со взрослыми. Пока родители действительно не покажут то, что они могут как следует наказать, то никакие фразы, к примеру: «так с родителями не разговаривают», не помогут. А после того, как вы покажете «кто в доме хозяин», от хамства не останется ни следа, а за счет наказания вполне хватит ограничений в компьютере или телевизоре, ну или в любые влиятельные ограничения.



Для начала необходимо обратить внимание на свое поведение и действия. Нужно пересмотреть свои взгляды, обратить внимание на свою речь, убрать из своей речи скверные и хамские слова, помня о том, что дети берут пример со взрослых, но если вы никак не можете полностью избавиться от такого лексикона, то избавьтесь от такой речи хотя-бы при ребенке. Вместо этого начните рассказывать своим детям про то, что нужно уступать место старшим в автобусе, обращаться на «Вы» и не перебивать во время разговора. Это элементарные правила, которые предотвращают не пренебрежительное отношение к своим родителям.


Немаловажную роль в воспитании ребенка, занимает отношения в семье. Отец и мать должны уважительно относиться к друг другу, показывать родительский авторитет своим детям. Когда ребенок одному из родителей, второй не должен относиться к этому нейтрально. Прежде всего начните учить своих детей проявлять благодарность, без которой уважения не достичь. Благодарный человек ценит других людей, в том числе и своих родителей.


С самых ранних лет мальчиков нужно учить пропускать вперед девушек, женщин, бабушек, в подходящей ситуации открыть дверь, где-то подать руку, помочь донести сумки, уступать место, в общем, быть мужчиной. Лучше всего у него получится, когда он будет брать пример со своего отца или дедушки. Ведь дети всегда смотрят сначала на своих родителей, а потом поступают так, как они желают. Папе почаще нужно показывать свое уважение к маме, дарить какие-то подарки, проявлять уважение и любовь. Для девочки мама должна стать верной подругой, которая всегда поддержит и поймет. Мама советуется с дочерью так, чтобы она ей доверяла. Проводите семейные вечера раз в неделю, они хорошо укрепляют отношение и доверие.


Главное, правильно начать воспитывать ребенка с самых ранних лет, и тогда в семье будет порядок. Изменяйтесь сами и изменяйте своих детей


Важно понимать изначально, что легкого решения в воспитании детей не существует и что никакой педагогический совет не сделает за один день из маленького баловника послушного малыша. Родители обращаются к своим детям по несколько раз в день. К некоторым малышам особого подхода не надо, однако, шалуны нуждаются в специальном обращении. Научить ребенка слышать ваши просьбы возможно, если потратить на это усилия, внимание, время и соблюдать ряд правил.

Инструкция

Дайте малышу сигнал слушать, сигнал о том, что сейчас последует распоряжение. Легче всего привлечь внимание , позвав его по . Но нельзя это из соседней , издалека, т.к. главный элемент данного этапа – в глаза. Просьбы, отданные глядя в глаза, чаще вызывают уважение и желание подчиниться. Итак, позовите ребенка по имени, стойте рядом с ним, смотрите в его глаза. Если мало позвать по имени, то скажите прямо: «Посмотри на меня», а при необходимости возьмите его за подбородок.

Ваш взгляд приостановил активность ребенка , теперь самое дать распоряжение. При этом будьте уважительны, но тверды, без колебаний. Следите, чтобы ваше невербальное поведение также выражало авторитет. Ваши жесты, лица, интонация, осанка должны быть под контролем. Встаньте на небольшом расстоянии от , примите повелительную позу. Не просите, а просто скажите, чего вы хотите. Достаточно одного приказа. Возможно, будет протестовать. Не обсуждайте, не устраивайте прений. Стоит дать ему одно , особо не распространяясь и не повторяя того, что было уже сказано. Если ребенок продолжает задавать вопросы, то ответьте: «Я тебе уже все сказал». Попросите малыша повторить то, что было ему сказано.

Закончив свою просьбу, вам остается просто стоять и глядеть внимательно на ребенка еще пятнадцать секунд. Не двигайтесь. Это может показаться странным, но пристальный взгляд заставит малыша вдуматься в то, что ему необходимо сделать. Он, возможно, поинтересуется, что это вы смотрите. На вопрос можете не отвечать, или сказать, что вы ждете, когда он сделает, как сказано. Помните, что вы ничего не обязаны объяснять.

Если ребенок выполнил просьбу, вы должны непременно его похвалить. Подайте ему знаки благодарности и одобрения.

В современном мире дети делают именно то, что хотят. Капризничают и не слушают взрослых, могут ударить собственную маму и т.д. У таких детей отсутствует чувство почтения к старшим, т.е. уважение . Это качество формируется в ребенке годами, поэтому нет способов за один день или месяц заставить его уважать взрослых.

Инструкция

Воспитывайте согласованно. Зачастую при воспитании ребенка у обоих появляются разногласия. Например, один родитель запрещает смотреть ребенку телевизор после 10 часов вечера, а другой, наоборот, разрешает. При этом оба родителя могут друг друга всякими нехорошими словами, теряя свой авторитет в глазах ребенка . Воспитать уважение у ребенка в такой атмосфере невозможно. Нужно научиться уважать, прежде всего, самих себя и друг друга. А споры разрешать в отсутствие ребенка .

Относитесь к окружающим почтительно.Чтобы воспитать уважение у ребенка к родителям, старшим сестрам и братьям, воспитателям и взрослым, на собственном примере показывайте ребенку, что надо помогать людям и здороваться со взрослыми.

Не ругайтесь со родителями.Многие молодые семьи проживают сейчас со своими родителями, которые вмешиваются в , упрекают. В свою очередь молодые мама и папа не остаются в долгу, отвечая грубостью на любое высказывание старших. Все это ребенок впитывает в себя как губка, воспринимая поведение как норму. Поэтому, чтобы не возникало конфликтов между разными поколениями, постарайтесь жить отдельно. При этом регулярно навещайте дедушек и бабушек ребенка , звоните им при ребенке и спрашивайте об их состоянии здоровья, интересуйтесь их жизнью, чтобы показать ребенку уважение к родителям на личном примере.

Будьте строгими, но в то же время добрыми родителями.Нельзя слишком баловать ребенка , все разрешать ему. В этом случае ребенок не поймет, уважение к старшим и не будет слушаться. Используйте метод и пряника. Только можно обойтись без кнута, заменив его серьезными, понятными для ребенка , разговорами и объяснениями.

Ограничьте свободу действий ребенка .Четко определите границы дозволенного, поскольку ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо. Конечно, придется несколько раз в день говорить ему одно и то же, но терпение родителей в младшем возрасте принесет свои плоды в старшем, а именно - уважение к родителям.

Видео по теме

Источники:

  • Воспитание уважения к старшим

Детское непослушание ухудшает взаимоотношения с ребенком и портит нервы всем членам семьи. Как же можно существовать мирно, избегая лишних конфликтных ситуаций? Как научить ребенка слушаться родителей ? Попробуйте стать для него примером, завоевав родительский авторитет.

Инструкция

Мечта многих родителей - быть для подрастающего малыша настоящим примером, пользоваться его уважением и расположением, независимо от . Являясь для своего авторитетом, маме или папе намного легче объяснить малышу, что хорошо, а что плохо. Помните, что такому авторитету необходимо постоянное развитие. Упрочить его вы сможете только непрерывно развиваясь . И это относится даже к самым и образованным родителям.

В самом раннем возрасте (до 1 года) мама является всем: она обеспечивает ему существование. Поэтому ее родительский авторитет в это время формируется автоматически. В возрасте от года до трех лет ребенку очень важны совместные игры. В них мама и папа – главные носители знаний о мире и предметах. От трех до шести, помимо игр, очень важно обсуждать прочитанные вместе книги, мультфильмы. Делайте все сообща, не исключая ребенка из своей взрослой жизни. В игре, общении и жизни без правил не получится. Только учтите, что ваши требования к малышу должны быть внятны и обоснованы. А соблюдать их необходимо всем членам семьи. Не забывайте и о последовательности: разрешив что-либо один раз, вы не сможете объяснить ребенку, почему это же нельзя – в другой. Старайтесь не злоупотреблять запретами. Пусть они касаются только жизненно опасных вещей. Малышу, которому запрещают все, очень трудно быть послушным.

Школьнику от 7 до 12 лет необходима и важна помощь родителей в учебе. Поддерживайте его, помогайте в налаживании контактов со сверстниками. Участвуйте в его жизни, устраивайте походы, экскурсии, поездки, рассказывайте о своей профессиональной деятельности. Это упрочит ваш родительский авторитет и обеспечит ребенка в будущем. Ваша дружба с сыном или дочерью, которая основана на естественном авторитете, помогает перенимать ценности и родителей. Своими поступками ребенок стремится вызвать родительское одобрение и уважение, а поводов для детского непослушания в такой семье просто не остается.

Источники:

  • как научить детей 5 лет слушаться

Уважение ребенка к окружающим людям, их труду, мнению и личной жизни начинается с уважения его к своим родителям. Но оно не может возникнуть на пустом месте, уважение надо начинать прививать с первых дней жизни малыша.

Инструкция

Чтобы заставить уважать себя, прежде всего, не идите на поводу у распространенного утверждения «Боится, значит, уважает». Страх и уважение - совсем разные вещи. Если будет слушаться вас только из страха получить наказание, послушание со временем его взросления может исчезнуть или, что еще хуже, превратиться в бунт. А уважения к другим людям у него может не сформироваться уже никогда.

Но наказание за плохие поступки всегда должно быть. Иначе он будет думать, что ему все дозволено. В этом случае ни о уважение не может быть и речи. Ведь ребенок будет считать главным только себя и свои желания. Не бейте . Более эффективно будет просто поставить его в угол или запретить играть в любимую игру на какое-то время.

Старайтесь, чтобы ваши никогда не расходились с делом. Это касается не только наказания за серьезные проступки, но и поощрений. Если вы обещали с ним в кино, сделайте это. Если не получается – приведите веские и обязательно сходите позже. Так ребенок будет всегда уверен в твердости ваших слов. И обещанного наказания тоже. Подобными действиями вы не только воспитаете в нем уважение к своим словам, поступкам, но и подадите отличный пример твердости данного слова.

Уважайте своего ребенка . А именно: его желания, потребности и увлечения. Решая что-то за него, старайтесь поинтересоваться и его мнением тоже. Не считайте его априори глупым детским капризом. В этом случае ребенок не будет потом кричать о том, что он не обязан никого уважать, раз и его мнением никто не интересуется. Помните, что поведение в некотором смысле является отражением поведения своих родителей.

Видео по теме

Источники:

  • Трудности воспитания

Безусловно, чтобы ребенок не превратился в маленького домашнего тирана, необходимо установить для него определенные рамки поведения. Но как реагировать, если малыш не принимает всерьез ваши слова и отказывается слушаться? Существует 4 приема, которые в этом случае работают.

1. Сосчитать до трех.
Вы уже несколько раз попросили малыша убрать игрушки на место или же напомнили ему о том, что без разрешения ему нельзя включать телевизор, но малыш по-прежнему продолжает вас игнорировать. Как быть? Если ребенок в какой-то ситуации, вначале нужно его предупредить, что может последовать за его непослушанием. Скажите, что будете считать до трех. Делайте это громко, чтобы привлечь его внимание. Редкие дети могут устоять перед "нажимом" обратного отсчета. При условии, что за вашим предупреждением последует реальное наказание. В идеале оно должно быть адекватным его проступку. И - внимание! - не жульничайте. Если вы продолжите считать до десяти, то можете утратить свой родительский авторитет.

2. Сделать ставку на изобретательность и хорошее настроение.
Чтобы заставить себя слушаться, необязательно использовать принуждение. Юмор, игра, изобретательность иногда могут быть более эффективными, чем прямое требование. Даша в плохом настроении и отказывается притрагиваться к ужину? Превратите это в шутку: "Уходи от Даши, противный суп, ты портишь ей аппетит! А ей нужны силы, чтобы пойти гулять с друзьями". Реагируя на ситуацию: с , вы создаете позитивную атмосферу, в которой ребенок расслабится и захочет принять участие в вашей игре.

3. Говорить .
Вот еще одно очень эффективное средство, помогающее в тех случаях, когда ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Вместо того чтобы отвечать ему на повышенных тонах, обратитесь к нему: спокойно и попросите: "Подойди ко мне, я хочу тебе кое-что сказать". Заинтригованный и немного сбитый с толку малыш успокоится, чтобы послушать, что вы хотите ему сказать. Тогда наклонитесь к нему и про шепчите на ушко: "Знаешь, что у нас сегодня на ужин? Твои любимые макароны с сыром. Поэтому я прошу тебя не есть печенье прямо сейчас". Возможно, этого недостаточно, чтобы отвлечь ребенка от его "идеи фикс", но обстановка уж точно не будет такой напряженной.

4. Делать акцент на хорошее поведение.
Да, пусть малыш не всегда вас . Но все, же бывают моменты, когда он ведет себя как идеальный ребенок! Например, в тот день, когда он собрал свои игрушки самостоятельно, без лишних уговоров. Или когда неожиданно поделился конфетами с братом. Не забывайте отмечать такие поступки и хвалить ребенка. "У тебя в комнате идеальный порядок, ты большой молодец!"; " Как замечательно, что ты отдал половину своих конфет братик. Ты очень добрый, я тобой горжусь». Эти слова не только вызовут у ребенка желание снова повторить свой хороший поступок, но и повысят его самооценку.

Есть и 5 тактик, от которых стоит воздержаться.

1. Пускаться в долгие объяснения.
Лучше ясно и четко сформулировать: просьбу, чем устраивать долгие беседы. Вместо: "Я хочу, чтобы ты поиграл с братиком, потому что он тебя очень любит. Когда тебе самому было три года, ты всегда хотел играть со старшими детьми..." и так далее, просто скажите: "Илюша, покажи брату, как играть в эту игру, и сыграй с ним вместе".

2. Бесконечно повторять свои слова.
Не стоит повторять одно и то же малышу по нескольку раз. Иначе он может решить, что просто не способен понять то, что от него хотят, с первого раза. Кроме того, у него появится привычка реагировать на ваши просьбы только после пятого-шестого напоминания. А это, согласитесь, никому не нужно. Поэтому лучше сказать один раз, а если малыш не слышит, спокойно, обратить его внимание еще раз на то, о чем вы его просили: "Смотри, твоя пижама лежит на полу. Подними ее, пожалуйста, и отнеси в корзину для белья". Если ребенок по-прежнему не слушается, напомните ему, что может произойти, если он этого не сделает: "Иначе я выключу DVD, и вместо того чтобы смотреть мультфильмы, ты пойдешь в свою комнату". И только в случае если кроха и в этот раз не захочет слушаться вас, переходите к действиям.

3. Угрожать.
За многочисленными воспоминаниями часто следует угрозы: «Я тебя предупреждаю, если ты не уберешь, делали от конструктора, разбросанные по полу, я выброшу его в мусор" или "Если ты сейчас же не вернешься за стол, ты больше ни когда не будешь, есть вместе с гостями". Очень часто мы позволяем себе чрезмерные угрозы, которые на поверку оказываются пустыми. И ребенок быстро это понимает.

4. Делать вид, будто ничего не случилось.
У каждого из нас были ситуации, когда мы пытались замаскировать невежливость ребенка в глазах окружающих объяснениями вроде: "Он целый день провел в детском саду, и ему необходима разрядка. К тому же он еще маленький, ему это простительно". Но это не тактика, ведь в итоге кроха может подумать, повеление приемлемо, в следующий раз не поймет, почему нельзя обгонять и расталкивать окружающих, чтобы как можно скорее войти в трамвай или вертеться как юла вокруг поручня автобуса.

5. Обвинять.
"Ты плохой", "Прекрати вести себя как маленький", "Ну почему ты всегда такой несносный!". Сколько фраз, пусть даже сказанных без злого умысла, в конечном счете, создают у ребенка впечатление, что он плохой (тогда как на самом деле он всего лишь делает что-то не так, как вы считаете правильным). Поймите: подобные фразы не заставят его изменить свое поведение в лучшую сторону, скорее даже наоборот. Чтобы этого избежать, в следующий раз дайте ребенку понять, что дело не в нем самом, а в том, как он себя ведет: "Отнимать игрушку у брата - не самый лучший поступок".

Поставьте условия выполнения ваших правил. Устанавливать правила - это хорошо! Но если мы хотим, чтобы ребенок увидел в них смысл, надо еще, чтобы они были:

Ясными. Малыш должен знать, что ему разрешено и что запрещено делать в доме и почему. Например, вы не разрешаете ему самостоятельно брать продукты из холодильника, потому что следите за тем, чтобы его питание было здоровым и сбалансированным.

Конкретными. Ребенок должен четко понимать, что вы от него ждете. Ваша фраза "ты меня утомил, успокойся!" будет ему не очень понятна. Лучше сказать: "Пожалуйста, не кричи в машине".
Неизменными. Правила не должны меняться в зависимости от вашего настроения или времени суток. Если сегодня вы разрешите ему прыгать на диване в гостиной, а завтра запретите, он этого не поймет.

Логичными. Вы - поведения для вашего малыша. Так покажите ему пример! Если вы заставляете, есть брокколи, а сами складываете ее к краю тарелки, это не логично. Точно так же если вы требуете от ребенка не произносить грубых слов, последите за своей речью.

Имели . У всех детей время от времени возникает желание перейти границы дозволенного. Поэтому они должны знать, что их поступки обязательно будут иметь последствия. К примеру, если ребенок ест перед телевизорам, это запрещено, заставьте его затем пылесосить диван.
Наказать, но как?

Вы уже трижды испросили ребенка поднять с пола куртку. Но он только бросил на вас вызывающий взгляд и не трогается с места. У вас нет выбора, малыша нужно наказать. Иначе, уверенный в своей безнаказанности, в следующий раз он будет вести себя только хуже. Но будьте осторожны: ни в коем случае не лишайте его прогулок на месяц! "Правильное" наказание должно быть реалистичным, недолгим и легко исполнимым в данный момент. Ребенок отказывается поднимать куртку? Закройте его ненадолго в комнате. Он бросил игрушечный грузовик в голову младшему брату? Заберите у него игрушку.

Видео по теме

Порой мы восхищаемся воспитателем в детском саду, который ловко управляется с двадцатью малышами, не переходя на крик и систему наказаний. Почему дети могут слушаться одного взрослого, а у другого - вести себя несносно, несмотря на все запреты?

Инструкция

Не допускайте в своей речи с ребенком много повторений. Повторите свою просьбу дважды и не более.

Обращайтесь к малышу по имени.

Уважение детей к родителям и старшим является самым важным из семи добродетелей. Именно уважение к старшим рождает все хорошие поступки и деяния. Если ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника.

Очень трудно описать то, какие усилия приложили наши родители в течение стольких долгих лет для того, чтобы вырастить нас такими, какие мы есть. Глубокая любовь и забота глубже, чем любой океан, такая сильная любовь и забота, что она может свернуть горы. Они так тщательно за нами ухаживали, что никакие трудности и опасности не смогут искоренить такую любовь. Чего же ожидают родители в ответ? Им просто необходима честность ребенка с ними, его уважение, таким образом ребенок показывает им свою благодарность. Если мы, таким образом относимся и любим своих родителей, то мы показываем хороший пример своим детям. Наши дети будут относится к нам таким же образом, а это является залогом гармонии в нашей семье. Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребенку от любви. Ребенок не работает - он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая неблагодарность.
Мы, дети, в свою очередь, всегда должны помнить и понимать три следующих суждения:

1. Кто дал мне это тело?
2. Кто меня воспитывает и растит?
3. Кто дает мне образование?

Самым большим разочарованием и огорчением для родителей является неподчинение и непослушание своих детей. Дело в том, что уважение и любовь детей к старшим не означает материальную поддержку родителей. Это понятие намного шире и глубже. Уважение и любовь детей к старшим является самой главной и основной добродетелью людей. Наши предки говорили: «Нет никакого смысла поклоняться богу, если мы не уважаем и не любим своих родителей». Небеса говорят: «Те дети, которые в свое время не уважали родителей и старших, будут наказаны и наказание это будет заключаться в таком же отношении их детей к ним. Как мы относимся к родителям, такое же отношение будет у наших детей к нам». В семье младшие должны иметь уважение и к родителям, и к старшим (братьям и сестрам). Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшим. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера.

К сожалению, в наши дни многие люди ведут себя просто аморально. Это поведение выражается в том, что у них просто грубое отношение к родителям, они бесчувственны. Неудивительно, если вы и сами видели таких людей, которые стали совершенно безразличными к их родителям. В газетах тоже можно прочитать довольно много историй, повествующих о ребенке, который и вовсе забыл о родителях.

Человек – самое разумное существо на нашей планете, он должен уважать и любить старших и своих родителей. А видя такое отношение детей к родителям, невольно задумываешься, а вправду ли мы самые разумные существа? Например, даже ягненок, прежде чем кормиться молоком своей матери, становится на колени. Ворона, будучи самой умной птицей на планете, кормит своих родителей, когда они постареют. Лучше ухаживать за своими родителями по мере ваших возможностей, чем оказывать им почести, после того как они уйдут в мир иной.
Например, тот, кто является самураем, должен вести себя в строгом соответствии с долгом сыновней почтительности. Каким бы способным, умным, красноречивым и добрым ни был он рожден, все это бесполезно, если он непочтителен. Ибо бусидо, Путь воина, требует, чтобы поведение человека было правильным во всем. Если нет проницательности во всем, не будет и знания должного. А тот, кто не знает должного, едва ли может называться самураем. Самурай же понимает, что родители подарили ему жизнь и что он - часть их плоти и крови. И именно из преувеличенного самомнения возникает порой пренебрежение к родителям. В этом недостаток различения порядка причины и следствия.

Есть разные способы исполнения сыновних обязанностей перед родителями. Первый - когда родитель честен, а воспитывает детей с искренней добротой и оставляет им всю собственность, включая доход выше среднего, оружие и конское снаряжение, и еще драгоценную утварь, а также устраивает для них хорошие браки. Когда такой родитель удаляется на покой, нет ничего особенного и достойного похвалы в том, что дети должны ухаживать за ним и относиться к нему со всей внимательностью. Даже по отношению к чужому человеку, если он близкий друг и старается помочь нам, мы чувствуем глубокую расположенность и делаем для него все, что возможно, даже если это и не соответствует нашим интересам. Насколько же глубоки должны быть узы любви, если дело касается наших родителей? Поэтому, сколь много мы ни делали бы для них как их дети, мы не можем не чувствовать: как бы хорошо мы ни исполняли сыновний долг, этого всегда недостаточно. Это - обычная сыновняя почтительность, в ней нет ничего выдающегося.

Но если родитель зол, стар и своенравен, если он всегда ворчит и повторяет, что все в доме принадлежит ему, если он не дает детям ничего и, не считаясь со скудными средствами семьи, неустанно требует питья, еды и одежды, и если он, встречая людей, всегда говорит: "Мой неблагодарный сын так непочтителен, поэтому я и влачу такую жизнь. Вы не представляете, как тяжела моя старость", тем самым понося своих детей перед чужими людьми, то даже к такому сварливому родителю следует относиться с почтением и, не выказывая никаких признаков раздражения, потакать его плохому характеру и утешать его в его престарелой немощи. Полностью отдавать свои силы такому родителю - вот подлинная сыновняя почтительность. Самурай, исполненный такого чувства, поступая на службу к господину, глубоко понимает Путь верности и проявит его не только тогда, когда его господин процветает, но и когда тот в беде. Он не покинет его, даже когда из ста всадников у него останется десять, а из десяти - один, но будет защищать его до конца, считая свою жизнь ничем в сравнении с воинской верностью. И хотя слова "родитель" и "господин", "сыновняя почтительность" и "верность" различны, смысл их одинаков.

Древние говорили: "Ищи преданного вассала среди почтительных". Невозможно представить, чтобы человек был непочтителен к своим родителям и в то же время был предан своему господину. Ибо неспособный исполнить сыновний долг перед родителями, давшими ему жизнь, едва ли будет преданно служить господину, с которым он не связан кровными узами, из одного лишь почтения. Когда такой непочтительный сын поступает на службу к господину, он будет осуждать любые недостатки своего хозяина, а если он будет чем-то недоволен, то забудет о своей преданности и исчезнет в минуту опасности, или предаст своего господина, сдавшись в плен врагу. Примеры такого позорного поведения были во все времена, и его следует с презрением остерегаться.

Конфуций сказал: «У денег есть своя ценность, а наши родители бесценны, поскольку деньги можно заработать, а наших родителей не вернешь. Мы любим своих жен, но родителей больше. Женщин много, а родители одни. Работать надо много, работа требует очень много внимания, а нашим родителям мы обязаны уделять еще больше времени. Мы должны защищать свои жизни, но сперва мы должны защитить своих родителей. Если бы не их забота, воспитание, мы бы вообще бы не существовали на данной планете».

Древние мудрецы говорили: «Ничто и никто не сможет заменить нам родителей: ни золотые, ни серебряные монеты. Ежели мы не будем уважать наших родителей при жизни, то бесполезно оказывать им уважение и почтение после того, как они отойдут в мир иной».

Древние философы говорили: «Если мы хотим измерить количество доброты и заботы, которое дали нам родители, то это невозможно сделать. Это так же трудно, как угадать, насколько высоко находится небо или какой толщины Земля. Мы может сосчитать, сколько волосков находится у нас на голове, но мы не сможет сосчитать, сколько же добра и заботы в нас вложили наши родители».

Давайте подумаем и зададимся вопросом, кто же нам дал тело? Благодаря кому мы появились на свет? Кто нас кормит, когда мы голодны? Кто нас приютил и дал тепло, когда нам было холодно? Кто нас успокаивал, когда мы плакали? Кто убирал и приводил в порядок нашу постель, когда мы в детстве мочились в постель? Кто заботился о нас, когда мы болели корью или краснухой? Кто учил нас иностранным языкам? Подумайте, кто кроме родителей, мог дать нам все это, кто мог бы так заботиться о нас? Конечно же, только родители. Никто, кроме них, не смог бы сделать все это. Наши родители вложили свою душу в нас, они не спали ночами, когда мы были младенцами, лишь бы успокоить плачущего младенца. Они думали в первую очередь о нашем благополучии, здоровье, а потом только о своем. Девять месяцев они носили нас в животе, три года с нами нянчились. Подумайте только, через какие трудности прошли наши родители, прежде чем сделать нас взрослыми.

Родители начинают беспокоиться о нас, когда мы слишком близко подходим к глубоководной воде, к огню или к горячему или острому предмету. Прежде чем они начнут кушать, они спросят, не голодны ли мы. Родители не смогут спать спокойно, если они неуверенны, что мы находимся в безопасности. Если мы вдруг заболеем, то они никогда не упрекают нас за то, что им из-за этого было очень трудно. Они, наоборот, начнут винить себя за то, что не приложили необходимых усилий и не досмотрели за нами. Они обязательно найдут нам хорошего доктора и соберут все необходимые лечебные травы, будут молиться Богу за наше здоровье, пойдут в гадалке, чтобы узнать все ли с нами будет в порядке. Они желают, чтобы вместо нас страдали они. Если мы где-то далеко от дома, то они будут сильно беспокоиться за нас, и будут ждать нашего возвращения. Если мы вернемся поздно, они будут осматривать нас беспокойным взглядом, спрашивая, не случилось ли чего. Все это доброта и забота наших родителей, они нас носили в себе, нянчились с нами, кормили нас, дали образование и лечили нас при болезнях. Никто из нас не должен забывать, сколько усилий, заботы и любви вкладывают в нас родители.

Конфуций говорил: «Мы должны ценить и оберегать наши жизни, поскольку каждая частичка нашего тела дана нам нашими родителями. Это основа уважения и любви к нашим родителям. Если мы будем стремиться к совершенствованию себя, то таким образом, мы сможем поддерживать репутацию наших родителей на высоте».

В учении Тао Небес говорится, что если мы будем уважать наших родителей, то они попадут на небеса, следовательно, как приверженцы Тао, мы должны способствовать тому, чтобы наши родители попади на Небеса.



Рассказать друзьям