Общение педагога с родителями. Технологии педагогического общения с родителями Правила работы в группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Статья по психологии: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество»

Автор работы: Мария Александровна Шпанагель, педагог-психолог.
Название работы: рекомендации педагогам для работы с родителями: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество».
Содержание работы: данная статья будет полезна учителям и воспитателям, так как они имеют постоянный контакт с родителями воспитанников и учащихся. Умение выстраивать конструктивное общение с родителями – неотъемлемая составляющая педагогического мастерства. Эффективное общение педагогов и родителей позволит сделать учебно-воспитательный процесс более успешным, плодотворным.
Цель: повышать коммуникативную компетентность педагогов, преодолевать трудности педагогов в общении и взаимодействии с родителями, искать резерв для более эффективного общения, выделять причины возможных или истинных коммуникативных проблем; вырабатывать внутреннюю позицию на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.
Задачи:
1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей учащихся;
3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные педагоги чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
С чего начать общение
Важно установить контакт (узнать интересы, трудности, проблемы), подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.
Выразить позитивное отношение: «Благодарю вас, что уделили внимание…»
Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений:
«Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…».
Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «У меня очень мало времени».
Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится»,
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый
Принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сендвич»).
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй
Использование речевых штампов, нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:

Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...» «Вера Алексеевна! Я прошу... »(Сравните: «Вера Алексеевна! Вы должны…! Вы обязаны...!»)
Желательно озадачить родителя «Вы не замечали, что в последнее время...» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова...).
Проявить беспокойство о ребенке «Вы знаете, меня очень тревожит, что... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок... (такой-то), все время... ».)
Используйте стиль непрямых вопросов « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к...(врачу, психологу, психиатру)».
Используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Давайте вместе попробуем поступить...(так или так)», «Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь Саше...».

Проявляйте осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме. Объективно опишите проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения. Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения. Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен», «и речи быть не может», «ошибаетесь», «Вы не правы» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума: «по решению специалистов», «по моему наблюдению».
Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда». «Ваш ребенок всегда мешает на уроках», «Он никогда не делает домашние задания». Отметить, на каких уроках он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т.п.
Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки: «Так же ведь?», «Я правильно говорю?», «Правда же?».
Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.
Не ставить в пример другого ребенка. Недопустимы шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы (двоечка, тетрадочка и т.п.).
В конце встречи подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить.
Способ третий
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например:
Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.
или
Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается.

Марина ничего не может сделать сама!
или
Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней.

Саша не может работать на уроке в одном темпе с классом.
или
Саша выполняет все задания на уроке, но ему для этого требуется больше времени.

Без помощи взрослого Коля не умеет договариваться с ребятами, работать совместно, часто конфликтует.
или
Под руководством взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами.

Способ четвертый
Применение при общении стиля «адвокат»
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, не выражает своего одобрения или порицания, а просто оказывает помощь в сложившейся ситуации).
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
Способ пятый
Применение приема активного слушания
Приемы активного слушания для многих оказывается не по силам даже такой простейший прием, как умение слушать собеседника, не перебивая его. А ведь это – основа активного слушания и признак элементарной вежливости. Рассмотрим самые простые проявления из области метода активного слушания:
легкий наклон тела к собеседнику;
регулярные кивки головой во время речи собеседника;
вспышки глазами;
мимика, соответствующая предмету разговора;
поддакивание в знак согласия;
пояснения по ходу речи;
переспрашивание в конце высказывания («то есть, как я понимаю….»);
подведение итогов («в общем, вы решили…»);
выражение сопереживания;
эмпатия («это расстроило вас?») и т.д.
Техника активного слушания позволяет расположить собеседника к себе, убедить его в том, что для вас действительно важны его слова и даже позволяет вам влиять на его точку зрения, подводя его к новым выводам, используя только ту информацию, которую он вам выдал.
Способ шестой
Применение приема «Я – высказывания»
Я - высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Схема "Я-высказывания"
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…
3. Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Например:Витя пропускает очень много занятий. Я переживаю за успеваемость Вити из-за пропусков! Мальчик очень много времени проводит за компьютерными играми. Я переживаю, что Коля слишком увлечен компьютерными играми.
Если вы произнесли негативное предложение, ваш энергетический уровень ниже, чем при позитивном. При таком сообщении затрачивается много энергии и учителя, и учеников, и родителей, и они запоминают этот день, как неприятный. Избегайте таких предложений.
Литература
1. 7 золотых правил делового общения (заглавие с экрана) [Электронный ресурс].
2. Бодалева А.А., Спиваковская А.С., Карпова Н.Л. Популярная психология для родителей. МПСИ. Изд-во «Флинта», 1998.
3. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. 1995. № 6.
4. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. 1996. № 7. С.17.
5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)
Автор Тюлякова С.А. по материалам кн. "Коммуникативный тренинг "(педагоги, психологи, родители). Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К – СПб.: Речь, 2010
6. Швец И. С. «Как повысить эффективность взаимодействия педагогов
с родителями в инклюзивной школе».

Лариса Кузьмина

Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями».

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.

Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

После проведенного мною анкетирования педагогов по анкете самоанализа воспитателя по работе с родителями, выявлено, что одной из причины трудностей в работе, это трудности связанные с взаимодействием и общением с родителями воспитанников. Неуверенность в умении вести конструктивный диалог, а порой и отсутствие знаний психологии общения, подрывают уверенность в себе как профессионала.

В связи с этим просто необходимо интерактивные мероприятия с данной тематикой, поскольку они направлены на расширение знаний и развитие способов эффективного общения, формированию умения адекватно выражать свои чувства и понимание выражений чувств и поведения других людей, повышение уровня рефлексии, создание мотивации для дальнейшего саморазвития педагогов.

Продолжительность тренинга: 1 час

Материал: матрешка 5 составная, фломастеры на каждого участника, листы бумаги А4, по числу участников, 1 шляпа, бельевая веревка 2,5 метра, мяч, музыкальный центр, запись веселой музыки для игры со шляпой.

Цель: способствовать восполнению знаний педагогов и само -рефлексии во взаимоотношениях с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать понимание проблемы во взаимодействии с родителями.

2. Обучить приемам эффективного вербального и невербального общения.

3. Способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

Вступление и упражнение «Матрешка»

Сконцентрировать внимание педагогов на понятии ценности каждой личности и подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.

Цель: осознание своих личностных качеств, принятие себя, активизация своих внутренних ресурсов для изменений и совершенствования.

Участникам предлагается 5 составная матрешка, которую разбирает ведущий и с помощью участников составляет портрет человека с внешними и внутренними качествами.

В первом случае (внешняя, видимая часть матрешки) обсуждается вопрос:

1) Как вас воспринимают окружающие?

Во втором (вытаскивается вторая матрешка) участники отвечают на вопрос:

2) Как вас воспринимают на работе коллеги?

В третьем (вытаскивается матрешка) участники отвечают:

3) Как вас воспринимают дома?

В четвертом (вытаскивается четвертая матрешка)

4) Какое свое качество вам хотелось бы скрыть от других?

В пятом случае (вытаскивается последняя маленькая матрешка)

5) Какая я вы на самом деле?

Обсуждение:

Какие черты (качества) труднее было найти (положительные или отрицательные? Почему?

Какие чувства возникли? Ответы участников.

Практическая часть

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: обучение навыкам сплоченной командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками невербального общения.

Педагоги встают в круг, берут в руки веревку. Закрывают глаза. По команде ведущего они должны встать в ту геометрическую фигуру, которую назовет ведущий (квадрат, круг, треугольник)

Обсуждение. Что мешало и что помогало выполнить это упражнение?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать искажение информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Показать эффект избирательности; в первую очередь как искажаются и теряются блоки информации, без эмоционального окрашивания информации.

Все участники кроме одного выходят за дверь. Оставшемуся ведущий передает в устной форме сообщение. Содержащее несколько предложений, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения

Для нашего детского сада купили новые

компьютеры. Через месяц в помещение где

сейчас находится пед. кабинет, поставят

компьютеры, а пед. кабинет перенесут в

пустующий кабинет на втором этаже. По

вечерам в нерабочее время можно будет

работать на них тем, кто отработает 30

минут после работы на благоустройство

территории детского сада.

Получивший сообщение участник зовет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. очень полезно записать это упражнение на видеокамеру, при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход искажения информации. (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы, после упражнения сравнить результат.

Обсуждение. Что вызвало искажение сообщения при его передачи от участника к участнику?

По окончанию упражнения ведущий рассказывает педагогам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10-15 минут). Вот план подобной информационного блока.

Информационный блок «Психология общения».

1. Общении: единство процессов обмена информации, взаимодействия и восприятия друг друга.

2. Функции общения.

Обмен информацией, необходим для совместных действий людей;

Объединение людей;

Передача эмоций, переживаний;

Инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3. Непосредственное и опосредованное общение.

4. Факторы, определяющие успешность общения: искренность, умение внимательно слушать, восприятие через «эмпатию», учет ситуации, разборчивая и грамотная речь.

5. Обратные связи в общении.

Дискуссия «Я и родители моей группы»

Вопросы к участникам:

Какие трудности вы испытываете на сегодняшний день в общении с родителями?

Предъявляют ли родители какие-то претензии, а Вам?

Какие ситуации наиболее сложные были в вашей работе?

Ответы участников обсуждаются и выявляются причины.

Информационный блок «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса.

Самые универсальные способы – это:

Имя собеседника

Комплимент.

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес.

Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника.

В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок.

Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Игра «Тренировка интонации»

Цель: осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями.

Ведущий назначает одного участника который должен произнести стихотворение (про Бычка А. Борто) с оттенком иронии, затем другого участника упрека и так далее, с оттенком безразличия, агрессии, вопросительно, требовательно, доброжелательно. После окончания упражнения участники делают вывод, удалось ли на их взгляд достичь цели при общении и какая из продемонстрированных интонаций наиболее приемлемая в общении с родителями передать.


Игра «Волшебная шляпа»

Цель: упражнять воспитателей в умении высказывать комплименты родителям.

Когда зазвучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка остановится, тот у кого она окажется в руках, должен одеть её на голову и сказать комплимент, касающийся непосредственно родителей, а так же можно сказать, что то положительное о ребенке. По окончанию игры все участники обмениваются впечатлениями: легко ли было говорить комплименты, приятно ли слушать их.

Ведущий подводит итог занятия. Высказываются желающие.

Рефлексия «Что понравилось, что запомнилось, что будете применять?»

Передается мяч по кругу участник у кого мяч отвечает в свободной форме мнение о тренинге.

Литература.

1. Грецов А. «Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание».

2. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

С запросом к нам в психологический центр “Шанс-Омет”, находящийся при Управлении образования города Елабуга обратилась администрация ДОУ, так как в штате детского сада нет психолога. Запрос был такого содержания: помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

С администрацией ДОУ было согласовано время проведения и продолжительность работы. Нашей задачей было дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому мы остановились на такой форме, как семинар с элементами тренинга “Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ”. Целью которого мы ставили: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Наш семинар “Эффективное общение” – попытка показать педагогам структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Были проведены три встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции), так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

Занятие 1. Рефлексия как способ продуктивного общения. Самопознание и рефлексия.

Основной целью первой встречи было создание доверительных отношений, а так же сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.

На второй встрече проводился анализ собственного опыта общения педагога с родителями воспитанников. Отрабатывались навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Занятие 3. Навыки эффективного общения

Целью третьей встречи было поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии, где предусматривалась отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.

Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было прежде заметно. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно!

Занятие 1. Самопознание и рефлексия. Рефлексия как способ продуктивного общения

  1. Создать благоприятные условия для работы группы;
  2. Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
  3. Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
  4. Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
  5. Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.), тетради, ручки.

Ход встречи

1. Упражнение “Мы рады вас видеть”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь крута.

– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

2. Беседа: О сущности понятия “тренинг”

Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем ассоциируется?

(Ответы педагогов.)

Психологический тренинг - это тренировка души, разума и тела.

Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей

Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.

3. Правила работы в группе

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы. (Приложение 1 )

4. Оформление визиток

– Каждый из нас при рождении получает имя. Оно сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют знакомые, близкие и совсем незнакомые люди. Вам предоставляется возможность проявить свое творчество в оформлении визиток.

5. Вступительная бесед по теме

Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

Тема нашей первой встречи “Рефлексия как способ продуктивного общения”

Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность погрузиться в мир своих ощущений, провести определенную работу по извлечению своих скрытых потенциальных возможностей, проводя рефлексию своих чувств и состояний.

6. Упражнения “Мои ожидания от тренинга”

Цель: Создание в группе атмосферы психологического комфорта, снятия эмоционального напряжения в группе участников.

Инструкция: Каждый из нас начиная какую-либо работу, ждет от нее определенных результатов. В чем заключаются ваши ожидания и в какой степени вам важны знания в области эффективного общения?

На ватмане ведущим рисуется прямая линия, и проставляются от 1 до 10 баллов, участникам предлагается поставить точку на линии, где они себя ощущают и оценивают степень важности знаний в области общения, затем проговаривают ожидания от семинара.

7. Упражнение “Интервью”

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. (Приложение 2 )

Психолог: Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе:

  • Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
  • Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
  • Как вы думаете, было ли это упражнение примером рефлексии?
  • Что означает рефлексия? Что мы вкладываем в понятие “рефлексия”?
  • Давайте поговорим, как часто мы обращаемся к рефлексии в своей жизни и в профессиональной деятельности?
  • Можем ли мы назвать обмен чувствами и мыслями рефлексией?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

8. Мини-лекция “Окно Джохари”

Ведущий выполняет рисунок “Окно Джохари”.

– Что напоминает нам этот рисунок? (Окно.)

9. Техника самодиагностики

Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”. (Приложение 4 )

Итог первой встречи: Наш семинар “Эффективное общение” – попытка понять структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно.

Занятие 2. Барьеры эффективного общения

Цели: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ход встречи

1. Упражнение-активатор “Здравствуй друг”

2. Закрепление правил работы в тренинге

Психолог: Существует китайская поговорка:

“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.

Для эффективной работы в тренинге нами были приняты определенные правила. Вспомним их. (Приложение 6 )

3. Рефлексия

– Что помешало вам высказать свою точку зрения?

Наши ограничения влияют на наши взаимодействия. Как часто наши ограничения связаны с нашими установками.

Вспомните “Окно Джохари” – “Видимое” – это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.

Прошла неделя. После первой встречи эмоции улеглись, остался лишь сухой остаток. Когда приятное чувство новизны уходит, остается сухой остаток знаний. Предлагаю обменяться своими мыслями и чувствами о первой встрече.

– Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”

Обменяемся своими мыслями и чувствами (по принципу попкорна – кто готов тот и высказывается)

4. Упражнение “Сфера ответственности”

В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. Участникам предлагается встать возле определенной надписи.

Обсуждение:

– Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.

Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

5. Упражнение “Взгляды”

Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

– Удалось ли всем найти пару?

Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, - это две команды для следующего упражнения.

Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.

6. Групповая дискуссия

– Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

7. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями”

– Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:… (Приложение 7 )

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

8. Упражнение “Построимся”

Психологический смысл упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

9. Рефлексия

Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня

Итог второй встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

10. Техника самодиагностики

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями. (Приложение 9 )

Занятие 3. “Навыки эффективного общения”.

Цель: Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.

Продолжить работу с участниками по самоизучению и самоанализу. Поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии.

Материал: планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).

Ход встречи

1. Упражнение-активатор “Поменяйтесь местами, кто...”

2. Вводная беседа

А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.

3. Упражнение на умение интонировать

Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре”) с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

4. Упражнение “Диалог с ролями”

Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?

Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)

5. Мини-лекция: “Торт общения”

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

  • Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
  • Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
  • Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).

Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”

6. Мини-лекция Что такое “активное слушание?”

7. Выдача памятки “Правила активного слушания”

8. Упражнение “Активное слушание”

Цель: выработать собственную технику активного слушания.

9. Мини-лекция

Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.

Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих родителей, которые закладывают установки “должна”, “нельзя”

Позиция “Я” в роли “взрослого” – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. Характерная особенность позиции – целесообразность во всем.

Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной.

10. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении

Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).

Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.

11. Мини-лекция “Важные средства общения”

“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).

– Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать:

Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

12. Упражнение “Рюкзачок”

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Что-то за эти 3 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.

14. Обратная связь

Литература

  1. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: “ЧеРо”. – 2004.- 240с.
  2. Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005.- №4 – с.157-159Г
  3. Мириманова М.С. Конфликтология: – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.-320с.

Консультация

«Способы эффективного общения педагогов с родителями»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами столичных детских садов, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение принять точку зрения родителей, нежелание искать подход к каждому члену семьи.

От характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника, - все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия.

Приемы эффективного общения с родителями.

В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:

  1. ​Групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  2. ​Дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог.

Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  1. ​ психолого-педагогической подготовленностью;
  2. ​ коммуникативной культурой педагога;

​ 3. личностной психологической готовностью.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение.

Для того чтобы овладеть техникой «Я-сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

«Я-сообщение» состоит из четырех частей (таблица 1).

Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что...»; «Когда я слышу...»; «Когда я сталкиваюсь с тем, что...». ВАЖНО: в первой части «Я-сообщения» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении человека (ребенка или родителя), но не давайте оценку его личности.

Во второй части «Я-сообщения» надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т.д.).

В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение.

Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения.

Например:

  1. ​ Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверно!

​ Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы - верно!

Конечно, чтобы пользоваться техникой «Я-сообщение», нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя привычным, естественным навыком общения.
Возможно, сначала «Я-сообщение» покажется непривычным, искусственным, но важно не отступать, поскольку освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность.

* Изложенный здесь материал о технике «Я-сообщение» может быть использован старшими воспитателями для проведения консультации и практических упражнений в применении данной техники на практике.

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка ), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога . Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель предлагаемого вашему вниманию тренинга – обучить родителей и педагогов приемам эффективного вербального общения, способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе, обучить навыкам коллективного взаимодействия, способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

1. Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.

Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тренинга. Озвучивает поставленную цель.

2. Игра «Геометрические фигуры»

Цель – обучение навыкам командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

3. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

· Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

· На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

· Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

· Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

· Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

· Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

· Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

· На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

· Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

· Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

4. Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»

Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

3. Описание причины возникновения чувства.

4. Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Отработка построения «Я – высказывания».

Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели на улице; у ученика в четверти намечается 2-ка по вашему предмету. Сообщите об этом родителям, используя «Я - высказывания».

Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.

В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.

Позиция «адвокат»

Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник. Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

5. Игра «Здравствуйте, мама Пети…»

Педагоги разыгрывают 2 ситуации:

1. Один участник – педагог-«прокурор», хочет рассказать родителю «всю правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.

2. Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку, «адвокат». Второй участник – наглая мама с установкой «все вокруг виноваты».

6. Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного было на тренинге).

Аксенова У. С. ,

к.п.н., доц.,

НИИ ПКРО,

г. Белгород



Рассказать друзьям