Оригами древнее японское искусство. Что такое оригами? Уроки и схемы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации . Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

Усилием воли удерживается на объекте концентрации , часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.

Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации , приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.

По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию . Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация , т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.

Человек, освобожденный от мыслей на время медитации , пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.

По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».

Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.

Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии .

*****Чтобы перейти на 2 часть Концентрации*****

необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.

Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете , это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.

Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.

Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.

В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.

По мере продвижения в практике медитации , выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.

Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.

Как уже упоминалось можно медитировать без объекта , просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.

По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.

В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.

Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.

Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей Вам практикой физических упражнений. Одна из статей сайта посвящена удивительному, с точки зрения эффективности и простоты комплексу упражнений Сурья Намаскар .

Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).

1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.

Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.

КГКП Детская школа искусств города Сатпаев

Мастер-класс

«Искусство оригами»

Выполнил: Ажибеков Манарбек

преподаватель ИЗО

Мастер-класс

«Искусство оригами»

    Цель: Обучить педагоагов искусству оригами на примере изготовления журавлика из бумаги

    Обучающая: формирование моральных качеств

    Воспитательная: воспитание любви к икусству, эстетического вкуса и творческих способностей.

    Развивающая: развивать постранственное мышление,ловкость рук и фантазию.

    Вступительное слово учителя:

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте уважаемые коллеги сегодня мы с вми проведем занятие по изготовлению оригами

Оригами - удивительное, загадочное слово. В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу - творцу Всего из Ничего, а сам результат работы - бумажная фигурка - был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий. Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.

Уже не одно тысячелетие оригами считается одним из самых оригинальных и необычных видов искусств. Многие годы люди следуют главному правилу оригами – не прибавлять и не вычитать ничего лишнего, из-за этого правила в Японии оригами принято называть искусством целого листа. Первоначально оригами использовались в религиозных обрядах, различных церемониях. Стоит заметить, что в японском языке слова «бумага» и «Бог» созвучны, возможно, это является одной из причин придания религиозного смысла поделкам из бумаги. На свадебных церемониях использовались оригами – бабочки, которыми украшали бокалы гостей, и фигурки, олицетворявшие жениха и невесту.
По мере развития искусства оригами сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, им все больше присваивали сверхъестественное значение. Существует много интересных легенд об оригами, важности этого искусства в жизни человека и истории мира.
В Японии дарят различные поделки оригами на счастье. Подарок, сделанный своими руками, когда человек вкладывает в него частичку своей души, может выразить благодарность, признательность, дружбу, любовь.
Классическое оригами создается без дополнительных подручных средств, клея, ножниц, только из одного равномерно окрашенного квадратного листа бумаги. Мастер, хорошо знающий технику оригами, может оживить бумагу и создать из нее целый мир, заложить в каждую фигурку оригами свою душу, свой особый нрав и характер. Классические схемы оригами изображают животный, растительный, сказочный мир – это удивительные птицы, животные, герои из мира сказок. Опытный мастер оригами создает индивидуальные поделки из бумаги, тем самым выводя этот вид искусства на совершенно новый уровень

Очень весело и интересно заниматься оригами вместе с детьми, все они отличаются незаурядной фантазией, стремлением постичь что-то новое, проявить свое творчество. Придумав специальный сюжет, родители с помощью оригами могут отвлечь своих детей от ежедневны

х шалостей и направить их энергию в полезное русло. Оригами для детей полезно, потому что развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость.

Ребенок, создающий неповторимые поделки из бумаги, может почувствовать себя маленьким

волшебником. Оригами для детей – одно из лучших занятий, которое научит его доводить начатые дела до конца, сможет развить в нем художественный вкус, изобретательность.

Уже не одно тысячелетие оригами считается одним из самых оригинальных и необычных видов искусств . Многие годы люди следуют главному правилу оригами – не прибавлять и не вычитать ничего лишнего, из-за этого правила в Японии оригами принято называть искусством целого листа. Первоначально оригами использовались в религиозных обрядах, различных церемониях. Стоит заметить, что в японском языке слова «бумага» и «Бог» созвучны, возможно, это является одной из причин придания религиозного смысла поделкам из бумаги. На свадебных церемониях использовались оригами бабочки, которыми украшали бокалы гостей, и фигурки, олицетворявшие жениха и невесту.

По мере развития искусства оригами сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, им все больше присваивали сверхъестественное значение. Существует много интересных легенд об оригами, важности этого искусства в жизни человека и истории мира. В восточных странах символом любви, веры и надежды является журавль, поэтому в искусстве оригами одна из главных легенд связана с бумажными журавликами – если сделать тысячу фигурок журавлика и подарить их родным и знакомым, то сможет исполниться самое заветное желание.

В Японии дарят различные поделки оригами на счастье, подарок, сделанный своими руками, когда человек вкладывает в него частичку своей души, может выразить благодарность, признательность, дружбу, любовь. Самураи издавна складывали из бумажных лент символы удачи – оригами амулеты, украшенные пластинами сушеного мяса и акульей шкуры. Эти оригами предназначались для оберега самурая и достижения победы.

Классическое оригами создается без дополнительных подручных средств, клея, ножниц, только из одного равномерно окрашенного квадратного листа бумаги. Мастер, хорошо знающий технику оригами, может оживить бумагу и создать из нее целый мир, заложить в каждую фигурку оригами свою душу, свой особый нрав и характер. Классические схемы оригами изображают животный, растительный, сказочный мир – это удивительные птицы, драконы, герои из мира сказок. Опытный мастер оригами создает индивидуальные поделки из бумаги, тем самым выводя этот вид искусства на совершенно новый уровень.

Очень весело и интересно заниматься оригами вместе с детьми, все они отличаются незаурядной фантазией, стремлением постичь что-то новое, проявить свое творчество. Они верят в сказки, волшебство, обожают фей и чародеев. Придумав специальный сюжет, родители с помощью оригами могут отвлечь своих детей от ежедневных шалостей и направить их энергию в полезное русло. Оригами для детей полезно, потому что развивает пространственное мышление, ловкость рук , преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость.

Ребенок, создающий неповторимые поделки из бумаги , может почувствовать себя маленьким волшебником. Оригами для детей – одно из лучших занятий, которое научит его доводить начатые дела до конца, сможет развить в нем художественный вкус, изобретательность.

Искусство оригами, как и любое другое, постоянно развивается, нарабатывается новый опыт, в зависимости от географического положения и новаторских принципов открываются различные школы оригами. Авторы произведений оригами, стремясь продлить срок службы своей поделки, привлекают новые материалы в техники оригами. Активно используется фольга, которую с двух сторон обклеивают бумагой, из такого материала оригами будет гораздо прочнее и будет лучше держать форму. Такая технология в оригами называется серебряный сэндвич

Искусству оригами находят все новые сферы применения. В архитектуре оригами используется для создания резких геометрических сгибов и ломаных переходов из одной плоскости в другую, что придает объекту футуристических дизайн. Для создания подобных форм часто используется гипсокартон. В дизайне интерьера часто встречаются аксессуары, например, вазы, светильники, посуда, в которых заложены принципы оригами. Для экодизайна, которому свойственно повышенное внимание к защите окружающей среды, желание приблизить интерьер жилища к естественным природным условиям, как нельзя лучше подходят оригами.

Чилийский дизайнер Veronica Posada знает, как из такого недорогого материала как бумага сотворить настоящее чудо. Она создала оригами светильник , который выполнен в форме голов барана, оленя и носорога. Оригами животные могут заменить настоящие охотничьи трофеи.


Как сложить журавлика из бумаги - мастер-класс

Для складывания красивой фигуры птицы счастья приготовьте лист бумаги в форме квадрата со стороной в 15 см.

    Сложите лист пополам таким образом, чтобы образовался сгиб по диагонали. После этого разверните бумагу.

    Затем сложите лист пополам, чтобы в итоге образовался прямоугольник.

    После этого действия разверните бумагу и сложите ее пополам, но уже в другую сторону, снова образуя прямоугольник.

    Снова разворачиваем бумагу, но уже складываем ее в виде треугольника по диагонали и разворачиваем.

    Благодаря таким манипуляциям на листе бумаги появятся восемь сгибов, которые в последствии помогут нам легко складывать фигурку журавля.

    Затем лист нужно сложить так, чтобы серединки сторон бумажного квадрата сложить друг к другу.

    В итоге у вас должен получиться небольшой ромб.

    Заверните правый угол ромба к центру.



Рассказать друзьям