Основные типы нарушений семейных взаимоотношений.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Заполнить пробелы

1. Типовой причиной нарушения супружеских отноше­ний является ……………. ……….. жены.

2. Умение понимать свои эмоции связана с развитием способности к..........

Верно или нет

3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.

4. Чувство неполноценности делает человека неспособ­ным преодолевать жизненные трудности.

Выбрать правильный ответ

5. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно, учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого партнера;

г) все ответы верны.

6. Основные причины деструктивного характера разре­шения противоречий

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;

в) снижение возможностей самоактуализации и уров­ня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

Половой диморфизм

Заполнить пробелы

1. В России самый большой в мире разрыв между про­должительностью жизни мужчин и женщин, который со­ставляет …………. ………. .

2. По-видимому, у женщин творческие потенции ……….., ……….. у мужчин.

Верно или нет

3. Многие женщины должны быть готовы к конфликту между большой потребностью в самоуважении и боязнью успеха.

4. Процент никогда не состоявших в браке в России выше среди мужчин.

Выбрать правильный ответ

5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до эяку­ляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;

г) все ответы верны.

6. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуальна активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после пре­кращения менструации;

г) все ответы верны.

Тема: Основы семейного консультирования

Тема 1. Современная семья и типы нарушений в её развитии

Заполнить пробелы

1. Семейная терапия - особый вид................. , направ­ленный на............. межличностных отношений и имеющий целью.................... эмоциональных расстройств в семье.

2. Под семейным диагнозом понимается типизация ……………….. ……………. с учетом индивидуально-личностных свойств................ семьи.

Верно или нет

3. Коэффициент разводимости в России увеличился за последние 20 лет.

4. У большинства брачных пар удовлетворенность бра­ком растет вместе с увеличением его «стажа»: от первого года через время, когда рождаются дети и когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу на пенсию.

Выбрать правильный ответ

5. Базисные для семьи психологические составляющие: самооценка, коммуникации, семейная система, социальные связи выделены

а) К. Роджерсом;

б) В. Сатир;

в) 3. Фрейдом;

г) все ответы верны.

6. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловли­вается рядом обстоятельств:

а) ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности;

б) многосторонностью семейных отношений и их тес­ной взаимосвязью;

в) особой открытостью и, следовательно, уязвимос­тью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим;

г) все ответы верны.

Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном консультировании и терапии

Заполнить пробелы

1. Нарушения, связанные с тревогой, включают ……………… , …………… и ……………… расстройства.

2. Эффективное использование молчания, умение слу­шать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюми­рование), уточнение и отражение аффекта, конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых скульптур», анализ

видеомагнитофонных записей относятся к....................

Наиболее часто применяемым в семейной психо­терапии.

Определить тип защиты

3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже думать не хотела.

4. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадле­жащие ему вещи.

Выбрать правильный ответ

5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, непремен­но должны тебя любить»:

а) иррациональна;

б) лежит в основе многих неадекватных форм пове­дения;

в) базируется на фундаментальной потребности чело­века;

г) все ответы верны.

6. Часто в семейной терапии выделяются следующие этапы:

а) диагностический;

б) ликвидация семейного конфликта;

в) реконструктивный;

г) поддерживающий;

д) все ответы верны.

Тренинг « Семья. Кризисы семейной жизни. Конфликты в семье»

Цель: Раскрыть понятия «семья», «конфликт», «кризисы семейной жизни». Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи: Научиться понимать причины конфликтов и кризисов семейной жизни, их положительные и отрицательные последствия;

Определить собственный стиль поведения в конфликтных ситуациях («Я в конфликте»);

Научиться конструктивно разрешать конфликт, при котором выигрывают обе стороны;

Время:

Ход работы:

1 Упр. «Рука» (10 мин.)

Цель: знакомство участников, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в группе.

Раздаточный материал: листы бумаги, скотч.

Вступление (5 мин):

Так как наша профессиональная деятельность связана с оказанием помощи, работой с семьями и детьми, и сами мы имеем семьи, следует отметить, что значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и ребенку в том числе, тем увереннее человек будет чувствовать себя в жизни, тем лучше станет наше общество. Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне. Именно поэтому так важно научиться понимать и сохранять семейные отношения, понимать причины конфликтов и кризисов семейной жизни, научиться конструктивно разрешать конфликт. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Информационный блок:

Как вы думаете что такое семья? – обсуждение –

Семья – это один из основных институтов людей. Иными словами семья это люди, объединённые семейными узами или браком, живущие вместе. Так же семья это величайшая ценность в жизни большинства людей. Для ребёнка семья это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов - психотерапевтов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, на любом этапе ее существования. Во-первых, проблемы в семейной жизни могут начаться тогда, когда один из супругов переживает свой собственный психологический кризис, сложности на работе, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, изменение материального положения (как в сторону его ухудшения, так и в сторону улучшения), переезд семьи в другой город или страну. И, конечно, более серьезные стресс-факторы - тяжелые болезни, смерти, потеря работы, рождение неполноценных детей... Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Условно все существующие кризисы семейной жизни рассматриваются как два варианта кризисов: Кризис развития . Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т.д.);

Кризис ситуации . Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод, конфликты и др.);

Возникновение семьи - стадия, условно называемая "пред - семья".

Становление семьи (формирование единого психологического и духовного пространства).

Рождение собственно семьи в ее разветвленной структуре (объединение двух поколений старшего и младшего).

Взросление детей и разделение поколений.

Отделение детей от родительской семьи.

Повторение цикла.

Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями.

Первый кризисный период - связан с изменением образа партнера, а именно, с понижением его психологического статуса. Если в начале семейной жизни он или она казались «самыми-самыми», то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают недостатки близкого человека. Семейная жизнь, как маятник, в начале жизни отклонилась к положительному полюсу (позитивное преувеличение), а затем резко метнулась к полюсу отрицательному (негативное преувеличение).

Разрешение: Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.

Второй кризисный период - это психологическая усталость друг от друга, тяготение к свежести и новизне в отношениях. Нередко этот период особенно остро переживают мужчины.

Разрешение: Этот кризис семейной жизни менее болезненно переживают те семьи, в которых «ослабевает поводок» - обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга, а также там, где оба начинают искать способы обновления своих отношений.

Третий кризисный период – Рождение ребенка. Обычно его тяжело переносят и мужчины и женщины. Но мужчинам достается много страданий в первый год после рождения ребенка, а женщине во второй. Мужчины часто говорят о том, что у них в первый год очень много страха и тревоги за семью, жена теряет работоспособность и все финансовое бремя ответственности ложиться на мужчину, это очень напряженная ситуация. В этот момент женщина почти не способна оказывать мужу поддержку, она целиком посвящает себя ребенку. Второй год жизни ребенка очень сложен для жены. Она долго была дома, вся ее жизнь была расписанием кормлений. Вот тут у женщины возникают сомнения, а интересна ли она еще мужу, а стоит ли она еще чего нибудь, как специалист.

Разрешение: Обычно выживают те семьи где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи и живут они, как говориться «про разное» к тому же полностью поглощенные в свое дело.

Четвертый кризисный период – Обычно его выделяют все психологи и даже не психологи. Это возраст семьи семь лет. Обычно кризис этого периода связывают со скукой в семейной жизни, но если задуматься молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными «новостями роста». Все дело в том, что в семь лет обычно в семье дети идут в школу. А что это значит? А, значит это то, что молодой семье в первый раз придется показать миру, что они вырастили. Это время первых экзаменов для ребенка, а ребенок плод союза.

Разрешение: Так же помнить об идеализации/обесценивании. Наш ребенок может и не лучше чем у остальных, но уж точно не хуже. Обычно мир хорошо принимает детей, главное чтоб родители не создали дополнительного напряжения.

Пятый кризисный период – Это кризис семейной жизни, когда ребенок превращается в подростка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься, как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое – ребенок приносит в дом еще какие то мнения и взгляды.

Разрешение: Как не парадоксально, но семья будет крепнуть если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового, нового которое приносит в семью ребенок.

Шестой кризисный период – Это тот момент, когда семья опять становиться из двух человек, дети выходят из дома. Скорее правильней написать про отдаление. Ребенок не уходит из семьи, родительская семья всегда остается для него убежищем, он всегда может туда вернуться. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Обычно сложный и для женщин и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена.

Разрешение: Обычно помогает учиться заново, веселиться.

Упражнение «Режиссер»

Цель: рефлексия пройденного материала.

Инструкция: необходимо снять фильм о семье, которая переживает один из кризисов в отношениях. Сценаристы – пишут краткий сценарий(сцену), предает ее Режиссеру, который распределяет роли и выбирает актеров, Актеры разыгрывают сценку. Обсуждение (в чем конфликт, какой кризисный период вы показали)

Инструментарий: бумага ручка

Упражнение « Театр КАБУКА»

Цель: сплочение коллектива, настройка на дальнейшую работу.

Инструкция: делятся на 2 команды, игра как Камень-ножницы- бумага, только здесь есть принцесса – бьет самурая, дракон – бьет принцессу и самурай – бьет дракона; участники на счет три совещаются а при хлопке показывают какую либо роль играем до счета 3.

Информационный блок:

Конфликт [лат. conflictus- столкновение] - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация.

Упражнение «Черта»

Цель: определение видов конфликта

Инструкция проводится невидимая линия и группе задается вопрос Конфликт – это хорошо или плохо? Обсуждение (выделяем конструктивные и деструктивные конфликты)

Упражнение «Айсберг»

Цель: определение выхода из конфликтных ситуаций путем мозгового штурма

Инструментарий: ватман, маркер

Инструкция: Вы мореплаватель, капитан корабля, встречаете на своем пути айсберг. Что вы предпримите? (записываем – обсуждаем)

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Основные методы разрешения конфликтов не так уж и сложны – и это при всей их весьма высокой эффективности! А самое главное (вот ведь парадокс!) – большинство из них необходимо применять, когда все спокойно и никакой ссорой даже и не пахнет. Проще говоря, эти способы должны стать нормой поведения. И тогда многие конфликты в семье просто не возникнут! Итак, давайте по порядку: что же надо делать и как необходимо себя вести, чтобы семейные бури не тревожили ваш дом? А если уж и случится ссора, как сделать так, чтобы она не навредила вашим отношениям? (методы поведения в конфликтных ситуациях)

Проявляйте интерес к супругу - Помните – тому, кого интересуют только собственные проблемы, будет очень трудно общаться с людьми, и со своим супругом в первую очередь. Понимание другого человека значительно сокращает возможность проявления агрессии с его стороны.

Учитесь слушать - Слушайте друг друга, и тогда вы будете лучше понимать друг друга. Тогда и многих конфликтов вам удастся избежать, ведь взаимопонимание – один из самых надежных способов разрешения конфликтов.

Поставьте себя на место вашего партнера - Каждый из нас видит тот или иной спорный вопрос со своей точки зрения. И очень часто конфликт возникает именно из-за того, что мы наше видение проблемы приписываем и своему партнеру. Не учитывая при этом, что он может воспринимать происходящее по-иному.

Не злоупотребляйте критикой, не вспоминайте прошлое - Конфликты в семье и пути их разрешения могут быть разные, неизменно только одно: во время ссоры необходимо обсуждать только те вещи, которые связаны непосредственно с этой проблемой. Это поможет вам избежать еще больших проблем.

Остыньте! Несколько минут глубокого дыхания творят чудеса -не спешите ни сдаваться, ни достигать победы любой ценой, это даст вам возможность успокоиться и взглянуть на проблему по-другому.

Научитесь признавать ошибки и прощать - не загоняйте себя в ловушку и прощайте друг друга. Прощайте – и двигайтесь дальше.

Идите на компромисс - Очень разумно будет с вашей стороны сделать первый шаг к поиску компромисса. Это нисколько не унизит вас в глазах супруга. Наоборот, такой шаг с вашей стороны может даже побудить его самого сделать следующий шаг к компромиссу.

Улыбнитесь! - Приветливость и доброжелательность одного человека вызывает подобную реакцию от другого, снимая напряжение. Это позволит решить возникшее разногласие, избегая ссоры.

Итак, основные методы разрешения конфликтов:

- Избегайте оскорблений

- оставайтесь спокойными

- Уединяйтесь

- Говорите по одному

-Придумайте стоп-сигнал

- Возьмите на себя ответственность за ссору

- Сначала накормите мужа, а потом выясняйте отношения

- Ходите в гости

Упражнение «Салфетка»

Цель: показать на практике разрушительную силу конфликтов в семье, и основную причину их возникновения

Инвентарь: салфетки

Инструкция: Раздаем салфетки, сладываем по инструкции(как на снежинку) рвем края, раскрываем салфетку, обсуждаем полученый результат: Можно ли вернуть салфетку к прежнему виду? Почему выполняя укащзания ведущего рез-т получился различный? Вывод - каждый видит ситуацию по своему, необходимо придерживаться правил поведения в конфликтных сит-ях что бы не нанести непоправимый вред отношениям.

Конфликты в семье хоть и обычное дело, но они не слишком хорошо влияют на отношения. Поэтому старайтесь их избегать. И помните: ваши отношения могут принести вам больше счастья, чем вы думаете. Поверьте, как бы Вам не надоедали Ваши близкие и чтобы не случалось, они первые люди которые придут к Вам на помощь, согреют и разделят с Вами неудачу.Достаточно сделать, один и очень чёткий вопрос: «Кому Вы нужны на этой земле кроме Ваших родных?». Всегда находите общий язык. И увидите, как семья становится крепче, сплоченные, тем более что все жизненные неурядицы, лучше преодолевать всем вместе.Любите, каждого человечка в семье. Цените время проведённое с ними. Уважайте их такими какие они есть. Ясно и понятно, что идеальных людей не бывает. Но если не концентрироваться, на негативных чертах характера, членов Вашей семьи. То можно найти массу положительных черт

Упражнение «Прощание»

-мягкая игрушка предается с пожеланиями коллективу.

Рассмотрев функции семьи, необходимо остановиться на факторах, способствующих нарушению реализации функций семьи:

личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п.);

взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;

определенные условия жизни семьи.

К факторам, способствующим нарушению реализации воспитательной функции семьи могут быть отнесены:

неполный состав семьи;

недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

негативность отношений между родителями;

конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам, касающимся воспитания семьи);

вмешательство со стороны родственников в воспитании детей. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2010., С.172

Для возникновения и проявления семейного конфликта характерны следующие основные моменты. На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов. В связи с этим перед семьёй часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на её жизнедеятельности. Исследования трудностей, с которыми сталкивается семья, идёт в двух направлениях: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2010., С.181

Первое: исследование семьи в условиях трудностей, возникающих в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.

Второе: изучение «нормативных стрессоров» - трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих при действии факторов, нарушающих жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005, С. 444

Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обуславливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и её реакции (в частности, осмысление нарушений членами семьи).

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьёй и угрожают её жизнедеятельности, можно разделить на следующие группы:

Острые: внезапная смерть одного из членов семьи, извести о супружеской измене и так далее.

Хронические: чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа). Эта группа психологических трудностей возникает при переходе от одного этапа жизненного цикла семьи к другому (появление ребёнка).

Связанные с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга: завершение образования и освоение профессии, уход за ребёнком.

Связанные с этапами жизненного цикла семьи (например, сближение идеологий родительских семей у молодожёнов).

Обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла: это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов. Причиной может быть развод, длительная разлука, бездетность. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005., С. 446

Ситуационные воздействия на семью. К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционирования семьи (серьёзное заболевание, крупные имущественные потери). Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверены, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем). Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2010., С.132

Самое главное последствие всех этих нарушений - это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее и интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Галагузова М.А.; Галагузова Ю.Н. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2008., С.175

Дисгармония, дестабилизация семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающихся в конфликтном взаимодействии супругов, родителей. Возникающий семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимодействий, их фригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажение в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

6. Наказание:

а) действует также, как отрицательное подкреп­

б) способствует развитию других форм поведения;

в) препятствует определенным формам поведения;

г) все ответы неверны.

I I. Супружеские конфликты, их причины и врофилактика

Заполнить пробелы

1. Типовой причиной нарушения супружеских от­

ношений является жены.

Умение понимать свои эмоции связана с развити­

ем способности к

Верно или нет

3. Отрицательные эмоции появляются чаще всего,

когда субъект располагает недостаточной информацией.

4. Чувство неполноценности делает человека не­

способным преодолевать жизненные трудности.

Выбрать правильный ответ

5. Формирование семейного договора (распреде­

ление ролей) должно учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого парт­

г) все ответы верны.

6. Основные причины деструктивного характера

разрешения противоречий:

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребно­

стей партнера;

снижение возможностей самоактуализации и

уровня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

11. ПОЛОВОЙ диморфизм

Заполнить пробелы

1. В России самый большой в мире разрыв между

продолжительностью жизни мужчин и женщин, кото­

рый составляет

2. По-видимому, у женщин творческие потенции

у мужчин.

Верно или нет

3. Многие женщины должны быть готовы к конф­

ликту между большой потребностью в самоуважении

и боязнью успеха.

4. Процент никогда не состоявших в браке в Рос­

сии выше среди мужчин.

Выбрать правильный ответ

5. Мужчины, если сравнивать их с женщинами:

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до

эякуляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет;

г) все ответы верны.

6. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуальна активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после

прекращения менструации;

г) все ответы верны.

■ Часть 2. Семейное консультирование

Тема 1. Современная семья и тины нарушений в ее

развитии

Заполнить пробелы

1. Семейная терапия - особый вид, на­

правленный на межличностных отношений и

имеющий целью эмоциональных расстройств

2. Под семейным диагнозом понимается типизация

с учетом индивидуально-личностных

свойств семьи.

Верно или нет

3. Коэффициент разводимости в России увеличил­

ся за последние 20 лет.

4. У большинства брачных пар удовлетворенность

браком растет вместе с увеличением его «стажа»: от

первого года через время, когда рождаются дети и

когда они растут, к периоду «пустого гнезда» и выходу

на пенсию.

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru

Выбрать правильный ответ

5. Базисные для семьи психологические составля­

ющие: самооценка, коммуникации, семейная система,

социальные связи выделены

а) К. Роджерсом;

б) В. Сатир;

в) 3. Фрейдом;

г) все ответы верны.

6. Ведущая роль семьи в возникновении патоген­

ных ситуаций и психотравмирующих переживаний

обусловливается рядом обстоятельств:

а) ведущей ролью семейных отношений в систе­

ме взаимоотношений личности;

б) многосторонностью семейных отношений и их

тесной взаимосвязью;

в) особой открытостью и, следовательно, уязви­

мостью члена семьи по отношению к различ­

ным внутрисемейным влияниям, в том числе и

травматизирующим;

г) все ответы верны.

Тема 2. Работа с семейными проблемами в семейном

консультировании и терапии

Заполнить пробелы

1. Нарушения, связанные с тревогой, включают

И расстройства.

2. Эффективное использование молчания, умение

слушать, обучение с помощью вопросов, повторение

(резюмирование), уточнение и отражение аффекта,

конфронтация, проигрывание ролей, создание «живых

скульптур», анализ видеомагнитофонных записей от­

носятся к наиболее часто применя­

емым в семейной психотерапии.

Определить тип защиты

3. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребен­

ке, о котором во время беременности она даже думать

не хотела.

4. Агрессивность одной женщины по отношению к

мужу выражается в том, что она непроизвольно пря­

чет принадлежащие ему вещи.

Выбрать правильный ответ

5. Мысль, что «все, с кем ты контактируешь, не­

пременно должны тебя любить»:

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru

а) иррациональна;

б) лежит в основе многих неадекватных форм

поведения;

в) базируется на фундаментальной потребности

человека;

г) все ответы верны.

6. Часто в семейной терапии выделяются следую­

щие этапы:

а) диагностический;

б) ликвидация семейного конфликта;

в) реконструктивный;

г) поддерживающий;

д) все ответы верны.

Тема 3. Виды семье,

Психотерапевтическаи модель

Заполнить пробелы

1. Исторически первым в семейной психотерапии

было направление, выросшее из анализа

случая «маленького Ганса».

2. Представители направления соеди­

няют в психотерапевтической работе с семьями раз­

личные методы: гипноз, аутогенную тренировку, меди­

тацию, домашние задания по модификации поведения,

анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые

дискуссии.

Верно или нет

3. Семейное консультирование ставит своей целью

совместное с консультантом изучение запроса члена

семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и

обеспечения возможностей личностного роста.

4. Предметом динамического подхода является

открытое общение.

Выбрать правильный ответ

5. Эмпатичность, доброжелательное внимание, не

нанесение вреда, ориентация на нормы и ценности

клиента, конфиденциальность - это:

а) приемы консультирования;

б) техники консультирования;

в) принципы консультирования;

г) все ответы верны.

Текст взят с психологического сайта http://psylib. myword. ru

6. Если исходят из того, что природа страданий

Редкий развод не вытекает из супружеского конфликта, возникающего по различным причинам. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни в семье. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворённостью, степенью эмоциональной привязанности супругов.

Семейные конфликты подразделяются на конструктивные и деструктивные. При конструктивном конфликте в результате столкновения разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое решение вопроса, рождается ощущение удовлетворённости, снижается напряжение, раздражение. В случае деструктивного конфликта возникает недовольство исходом взаимодействия, которое обычно не связано с нахождением взаимоприемлемого решения проблемы, остаются ощущение неизбежности новых подобных столкновений, эмоциональное напряжение, раздражение, досада.

Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной среде их воспитания.

Специалисты по проблемам психологии семьи указывают на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками супружеских конфликтов: 1) проблемы отношений с родственниками и друзьями; 2) вопросы, связанные с воспитанием детей; 3) проявление супругами стремления к автономии; 4) ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5) ситуации рассогласования норм поведения; 6) проявление стремления к доминированию, власти; 7) проявление ревности; 8) расхождения в отношении к деньгам.

В исследовании О. Э. Зуськовой и В. П. Левкович (1987) были выявлены следующие источники конфликтов в супружеском взаимодействии:

1) Систематическое нарушение супругами этики семейного общения, низкая культура общения (невнимательность, грубость, сарказм и т. п.)

2) Недостаточная удовлетворённость потребности в защите «Я-концепции» в процессе супружеского взаимодействия. Устойчивость «Я-концепции» поддерживается, в частности, постоянством форм общения, ожидаемых со стороны социального окружения. Поддержка, взаимопонимание, эмоциональный комфорт способствует осознанию значимости и ценности своего «Я», сохранению собственного достоинства;

3) Расхождения в представлении супругов о распределении семейных ролей, об их выполнении. Особо остро конфликт может протекать из-за расхождения в представлении о семейном лидерстве;

4) Особенности взаимодействия, связанные со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях супругов. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, стремление к утаиванию каких-то сведений порождают подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение;

5) Конфликтность в семье связана с особенностями моральной мотивации супругов: чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семье. Мотивационная структура высшего типа характеризуется преобладанием у человека ориентации на самооценку как ведущего мотива поведения (вместо ориентации на оценку окружающих). Супруги с высоким уровнем моральной мотивации в значительной степени осознают себя субъектами собственной деятельности, руководствуются в своих действиях совестью, как главным регулятором поведения.

Стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Брак стабилен лишь в том случае, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.

В качестве факторов, предотвращающих возникновение и развитие деструктивных конфликтов в брачно-семейных отношениях, прежде всего можно назвать повышение уровня коммуникативной компетентности супругов, связанное, в первую очередь, с изменением отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Не менее важно и овладение супругами специальной системой практических приёмов бесконфликтного общения. Успешность семейных отношений во многом определяется также и сформированностью индивидуально стиля супружеского взаимодействия, включающего характер общения, способы контактов с окружающими, пути преодоления разногласий, психологический микроклимат семьи.

Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К факторам, которые могут разрушить брак, относят:

1. Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьёзная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно пытаться уделить внимание всему сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, воспитывать детей, обустраивать быт и заниматься бизнесом. Зачастую молодые пары так и поступают. Вследствие моральных и физических сил начинает недоставать. Ситуация наиболее чревата конфликтами в случае, если супруг занят на работе, а супруга посвящает себя воспитанию детей и ведению дома. Первоначально накапливаются обида и горечь, что в последствии ведёт к конфликтам.

2. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.

3. Эгоистичность.

4. Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом представляют, что их дети - взрослые, самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.

5. Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: ничем не нарушаемой идиллии. Неизбежное разочарование - это эмоциональная ловушка.

6. Пьянство и наркотики. Они убивают не только браки, но и людей.

7. Всё, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и др.).

8. Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще.

Кроме этого существуют следующие факторы:

· укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин;

· либерализация взглядов на развод;

· освобождение от классовых, расовых и национальных предрассудков;

· рост продолжительности жизни;

· снижение влияния родителей на выбор супругов;

· неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнёров.

Процесс распада семьи начинается задолго до официального расторжения брака. Этот период получил название предразводной ситуации. Взаимоотношения в семье в этот период характеризуются высокой психологической напряжённостью и дисфункциональностью, которые могут сопровождать бывших супругов и их детей очень длительное время.

Шнейдер выделяет следующие основные причины разводов (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):

· материальные, бытовые проблемы - 55;

· пьянство одного из супругов - 39;

· ослабление ценности семьи для нынешнего поколения - 27;

· супружеская неверность - 19;

· психологическая несовместимость - 17;

· однообразие и скука семейной жизни - 12;

· новая любовь - 11;

· отсутствие детей - 7;

· другое - 2;

· затрудняюсь ответить - 6.

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

Выбор направлений работы по предупреждению разводов напрямую зависит от причин, приводящих к этому явлению. Ведь именно искореняя причины и мотивы, разрушающие семью, мы можем говорить об укреплении брака.



Рассказать друзьям