Особенности социализации подростков в образовательной среде. Особенности социализации в подростковом возрасте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Особенности адаптации подростков в обществе

2.1 Особенности социализации подростков

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Очень часто именно в подростковом возрасте труднее всего найти этот баланс. Этот возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В период взросления подростки сталкиваются с несколькими проблемами:

Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Школа становится местом, общения: дружба, вражда, первые влюбленности.

Часто одной из острейших проблем подростков становится -- одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.

Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. У подростков ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Уникальность семейного воспитания в том, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка-подростка к социальной жизни. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

Подросток-школьник. При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку - овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Самопознание, самореализация. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет.

Половое созревание и психосексуальная идентичность. Проблемами, связанными с тем, что в психологии называется «психологический пол», «психосексуальная идентичность» в современной школе никто не занимается. Стало общим местом утверждение о том, что наша педагогика беспола, что современный воспитательный и учебный процессы абсолютно одинаковы для девочек и мальчиков, что чревато различными негативными последствиями. Все это ведет тому, что проблемы формирования психосексуальной идентичности обостряются в старшем подростковом возрасте, когда у подростков возникает отчетливая ориентация на будущее, и мотивы временной перспективы начинают играть заметную роль. Трудности некоторых подростков во взаимоотношениях с противоположным полом обусловлены их повышенной застенчивостью.

В разных возрастных периодах существуют типичные опасности, влияющие на дальнейшую социализацию личности. Так для подросткового возраста это пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

Подростки -- особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к “подростковой” общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

2.2 Институты социализации подростков как места адаптации и помощи

Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности подростка к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. Социализация подростка неразрывно связана с его адаптацией к окружающему миру, принятия себя как полноправного члена общества, в котором он живет и чувство комфорта среди людей.

Успешный переход молодежи к взрослой жизни обеспечивается за счет эффективного функционирования традиционных институтов социализации -- семьи, образования. Однако в современных условиях данные институты социализации, или агенты социализации, как их принято еще называть, уступают свои позиции другим агентам социализации, влияние которых быстро увеличивается в формирующемся информационном обществе. Речь идет о СМИ и Интернет, оказывающих сильнейшее воздействие на формирование молодой личности. Виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему свободу действий для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления внутриличностных и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.д. Семья составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка. В семье ребенок впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Семья играет большую роль в процессе социального развития подростка в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях

Социальное положение родителей определяет социальный статус человека на протяжении первых 20 лет его жизни. То, где и как родители живут, конкретизирует социальный контекст, в котором ребенок растет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения подростков и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины:

Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате, родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения;

При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью;

Сложнее стали отношения подростков и родителей. Подростки нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Какую бы сторону развития подростка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Он помогает развивать волевые качества, нацеленность на результат и умение доводить дело до конца.

Развитие компьютерных технологий и компьютеризация школ, семьи и т.д. снижает уровень физической активности детей, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым дети уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания, отсутствие финансовой возможности у родителей и др.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Не стоит забывать, что школа несет воспитательную функцию. В условиях общеобразовательной школы решаются задачи трудового воспитания учащихся:

Формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; - подготовка к сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе;

Воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив;

Развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку; - вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками.

молодежь социализация подростковый семья

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

Одной из составляющих функциональной стороны социализации является стиль педагогического руководства, воспитания школьников. Особое внимание мы решили уделить этому внимание в виду того...

Восстановительный подход в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов

В современных условиях глобализации миграция приобретает все более массовый характер. В поисках лучшей жизни люди мигрируют в страны с разными культурами и ценностями...

Девиантное поведение

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей...

Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека...

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками

Отрочество- этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст...

Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ "Центр образования" г. Петрозаводска

Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том...

Молодёжная субкультура

Проблемы семьи. Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи. 3.Формирование профессиональные интересов детей в семье. Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья...

Неформальные объединения молодёжи как фактор социализации подростка

Опытно-экспериментальная работа проводилась среди подростков в возрасте 12-17 лет. Для исследования особенностей социализации подростков в неформальных группах были поставлены следующие задачи: 1. подбор комплекса методик...

Особенности адаптации подростков в обществе

Особенности социализации подростков в семье

подросток семья социализация гендерный Социализация личности - это сложный социально-психологический феномен, в основе которого лежит усвоение индивидом системы норм, ценностей, знаний, принятых в обществе...

Особенности социализации подростков в условиях современных неформальных субкультур

Появление молодежной субкультуры как феномена приходится на 50-е гг. XX вв. Одними из первых изучать молодежную субкультуру стали ученые США. В исследованиях данной субкультуры, которые велись ранее и ведутся до сих пор...

Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития...

Уровень развития подростка, его стремления и притязания, стартовые возможности характеризуют некоторый «результат» функционирования многодетной семьи. По результатам исследования, проведенного в 1992-93 гг...

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь...

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями...

Введение Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.

"Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения" (В.Ядов). В соответствии с этим представлением личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Известно, что младенец вступает в мир как биологический индивид. Его основной потребностью в этот период жизни является физический комфорт. Затем по мере социализации у человека формируется комплекс установок и ценностей, симпатии и антипатии, разнообразные цели и намерения, стереотипы поведения и ответственность, а также с неповторимо индивидуальное видение мира. Человек приобретает все это с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Посредством социализации у человека формируются групповые нормы поведения. Но вместе с тем, через формирование индивидуального "Я" он формируется и как личность.

Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, в том числе обучение и воспитание, с помощью которых человек приобщается к социальному миру и становится способнобным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д.

Стадии социализации

  • первая стадия - до 12 лет;
  • подростковая от 12 до 18 лет;
  • взрослая – от 18 лет и старше.

Особенности социализации в подростковый период.

Подростковый период социализации характеризуется:

  1. Расширением видов деятельности, в том числе в сфере познания, культуры, игровой деятельности.
  2. Активным формированием когнитивных процессов, социальных установок и норм.
  3. Расширением круга общения (за счет улицы), увеличением личной автономии.

Основными каналами социализации для подростка в этот период являются школа, СМИ.

Можно выделить три сферы, через которые происходит социализация и в рамках которых осуществляется становление ребенка как личности: деятельность, общение и самосознание.

В деятельности происходят три наиболее важных процесса (А.Н. Леонтьев):

  1. ориентировка в системе связей, через посредство личностных смыслов (личностный выбор деятельности);
  2. сосредоточение (центрирование) вокруг главного, выбранного; подчинение ему всех остальных видов деятельности;
  3. освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми и специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Формирование самосознания - это такой процесс социализации, который означает становление в человеке образа его «Я» (И. Кон).

В структуре «Я» выделяются три главных компонента:

  • познавательный (знание себя);
  • эмоциональный (оценка себя);
  • поведенческий (отношение к себе).

Социализация невозможна без активного участия человека в процессе освоения социального опыта и культуры. Важной тенденцией общения в процессе социализации является обособление человека.

Процедуры и результаты исследования уровня социализации подростков

Задачей нашего исследования являлось изучение уровня социализации подростков.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 496. В исследовании принимали участие учащиеся 9 и 11 класса, в возрасте 14-16 лет. Все участвующие в исследовании подростки были предупреждены о целях исследования. Тестирование проводилось групповым способом. Существенных различий среди полученных результатов между 9 и 11 классом не выявлено.

Методики исследования : Для изучения и оценки уровня социализации подростков в исследовании использовались следующие диагностические средства:

1 методика«Ценностные ориентации» М. Рокича.

2. методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостатокам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности.

Методика «Уровень субъективного контроля» Дж.Роттера. предназначена для диагностики интернальности-экстернальности., т.е. как подросток воспринимает контроль над своим поведением - в результате внутреннего или внешнего фактора. Тест-опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера, адаптирован Е.Ф.Бажиным, в 1984 году.

Уровень субъективного контроля - обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных ситуаций в учебном процессе и др. В соответствии с концепцией локуса контроля, те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, обладают внутренним (интервальным) контролем. Напротив, подросткам, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам, другим людям, случаю, судьбе, - присущ внешний (экстернальный) контроль. В соответствии с локусом контроля тестиркемый занимает определенное место на континууме интернальность-экстернальность. Тест-опросник содержит 44 утверждения. с которыми обследуемый может согласиться (+) или не согласиться (-). Испытуемый последовательно читает утверждения и выражает свое отношение к каждому из них, используя шкалу от -3 ("полностью не согласен") до +3 ("полностью согласен"). Обработка результатов тестирования проводилась поэтапно по всем семи шкалам, предусмотренным для данного теста:

Сначала проводился подсчет "сырых" баллов по 7 шкалам;

Затем «сырые» баллы переводились в стены;

Эти результаты фиксировались графически в виде профиля УСК.

Профиль локуса контроля личности выше 5,5 стена свидетельствует об интервальном уровне контроля в соответствующих ситуациях. Профиль ниже 5,5 стена свидетельствует об экстернальном типе уровня субъективного контроля.

Авторы тест-опросника сообщают о весьма высоких показателях надежности методики. Валидность демонстрируется связями шкал опросника с другими особенностями личности (например, с личностным опросником Кеттела).

К достоинствам методики относится достаточно высокая его надежность и валидность, что позволяет наиболее полно и качественно оценить уровень субъективного контроля. К недостаткам - непростая и долгая по времени процедура интерпритации результатов.

Обсуждение результатов исследования

В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» учащиеся ранжировали список ценностей следующим образом:

Терминальные ценности.

  1. Здоровье
  2. Счастливая семейная жизнь
  3. Наличие хороших и верных друзей
  4. Любовь
  5. Уверенность в себе
  6. Свобода
  7. Активная деятельная жизнь
  8. Развитие
  9. Жизненная мудрость
  10. Познание
  11. Интересная работа
  12. Продуктивная жизнь
  13. Творчество
  14. Материально обеспеченная жизнь
  15. Развлечения
  16. Счастье других
  17. Общественное признание
  18. Красота природы и искусства

Инструментальные ценности.

  1. Независимость
  2. Образованность
  3. Жизнерадостность
  4. Воспитанность
  5. Эффективность в делах
  6. Честность
  7. Ответственность
  8. Аккуратность
  9. Рационализм
  10. Чуткость
  11. Смелость в отстаивании взглядов
  12. Твердая воля
  13. Широта взглядов
  14. Исполнительность
  15. Самоконтроль
  16. Терпимость
  17. Непримиримость к недостаткам других и в себе
  18. Высокие запросы

В ходе исследования по методике Дж. Роттера были получены следующие данные: 82,5% опрошенных подростков имеют интервальный локус контроля. У остальных 17,6% был выявлен экстернальный локус. Это позволяет предположить, что большинство подростков считают, что они ответственны за происходящие с ними события.

Как видно на рисунке 1 в группе исследуемых наиболее выражены такие шкалы как интернальность в области достижений, производственных (учебных) отношений, шкала здоровья, а также шкала общей интернальности.

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из

Рис 1. Средние показатели выраженности шкал по тесту УСК

Среднее значение по показателю общей интернальности (Ио) у подростков равно 6,0 баллам. Это говорит о том, что для учащихся характерен высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями жизни. Они считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий и что они могут ими управлять.

По шкале интернальности в области достижений (Ид) среднее значение равно 5,5 баллам. Это означает, что подростки в большей степени склоны считать, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть и их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

По шкале интернальности в области неудач (Ин) среднее значение = 4,2. В этой области для подростков характерен экстернальный локус контроля, т.е. учащиеся склоны приписывать ответственность за отрицательные события и ситуации в жизни другим людям или невезению.

По шкале интернальности в области семьи (Ис) среднее значение = 4,3. Из этого следует, что учащиеся считают, что лично они сами менее ответственны за события, происходящие в их семье, чем другие члены в семье.

По шкале интернальности в области учебных отношений (Ип) среднее значение = 6,0 баллам. Это означает, что для подростков характерно считать свои действия в области учебной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении важным фактором собственной организации.

По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) среднее значение равно 4,0 баллам. Это можно проинтерпретировать так: большинство подростков школы считают, что сложившиеся отношения со сверстниками, есть результат действия партнеров.

И, наконец, по шкале интернальности в отношении здоровья (Из) среднее значение равно 6,2, т.е. подростки чувствуют себя ответственными за свое здоровье.

Таким образом, анализ результатов по данной методике показывает, что для большинства подростков характерен интервальный локус контроля. В целом, уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью. Следует добавить, что людей с высоким уровнем субъективного контроля характеризуют как независимых, решительных, уверенных, ответственных, надежных.

Заключение

На основании проведенного нами эмпирического исследования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков 14-16, можно выделить такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, независимость. Важно, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье. Выявлены низкие значения в области межличностных отношений между подростками, тогда как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В дополнение к этим результатам отметим, что в работе с подростками необходимо обсуждать темы нравственного поведения: любовь к ближнему, вера в правду и совершенство, сострадание и жалость, стремление к счастью и идея нравственного долга, идеи пользы и общего блага - все это факты душевной жизни личности, состояния и свойства нашего внутреннего «Я».

Заметим также, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы специалистами в работе с подростками, использоваться при составлении обучающих и воспитательных программ

Введение

Для современного российского общества ещё не выработавшего эффективных механизмов социального гомеостаза, нарастающая социальная поляризация обусловливает необходимость комплексного подхода к процессу социализации личности.

Трансформационные процессы в обществе зачастую усиливают своё негативное воздействие на регулирование отношений между подростком и социальной средой. Реформирование институтов социализации, таких, как семья, школа, детские и молодежные коллективы, отражается, прежде всего, на степени социальной адаптации современного поколения детей. Сегодня можно наблюдать нормативно-ценностный кризис, сопровождающий реформирование российского общества и приводящий к тому, что молодёжь, не имея целостного устойчивого мировоззрения, неспособная противостоять асоциальным явлениям, скатывается на путь цинизма, безверия и апатии. И это в то время, когда от подрастающего поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное развитие.

Проблемы молодёжи во многом связаны и с теми объективными процессами, которые происходят в современном мире: урбанизация, повышение удельного веса пенсионеров и лиц преклонного возраста, снижение рождаемости и т. д. Вместе с тем, молодёжные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованную нашей действительностью и той политикой, которая проводится по отношению к молодёжи.

Молодежь является важнейшей социально-демографической группой, в структуре населения города Иркутска, основным стратегическим ресурсом городского развития.

Необходимость обращения к теме исследования определяется следующими обстоятельствами:

Молодое поколение является полноправным субъектом общества, который частью пассивно воспринимает предлагаемые ему общественные отношения, частью адаптируется к ним;

Подросток как объект социализации, сегодня познаёт, быстро и легко принимает те искажённые установки, ценности, способы поведения и жизненные ситуации, которые характерны для современного кризисного состояния.

В данном исследовании мы рассмотрим молодежные организации, действующие в нашей области.

Социализация личности подростка

Сущность процесса социализации

Социологи утверждают, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX века. Однако историки считают, что существование определённых молодёжных групп можно проследить, по крайней мере, с Франции XVI века. Исследование подростковой социализации как социального явления и процесса получило распространение одновременно с «молодёжной революцией» 60-х годов XX столетия. До этого времени рассматривались в основном: философские, педагогические, психологические и другие аспекты данной проблемы.

Изучение возрастной стратификации позволило обнаружить отсутствие единого мнения авторов о месте подросткового возраста в системе возрастов. Чаще всего подростковый возраст соотносят с возрастом - 13-16 лет, ранний юношеский - 15-17 лет. Согласно Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.11.89 года 13 «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста…» Права детей: сборник документов Совета Европы и ООН (перевод с англ.) / Составитель Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». - СПб., 2002. С. 12.. Поэтому справедливо употреблять слова «ребёнок» и «подросток» в близком значении, так как в российском понимании возраст подростков - субъектов самоуправления составляет 13-18 лет.

Современная модель социализации (воспитания и образования) была заложена в эпоху Просвещения. В ее основе - стремление воспитать всесторонне, гармонично развитую личность с присущим ей универсализмом. Однако последующее развитие, особенно последние десятилетия, внесли свои коррективы в просвещенческую модель воспитания и образования, или социализации молодого поколения. На протяжении XX века резко увеличилась сумма знаний и информации, необходимая каждому члену общества. В то же время невозможность «объять необъятное», привели к изменению модели образования и воспитания и появлению порожденной постмодернистским сознанием синергетической модели формирования личности.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Бобосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. - Минск: Тетра-Системс, 2000.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

В процессе социализации всегда взаимодействуют две стороны: объект социализации - это индивид, отдельные люди или группы людей, на кого направлен этот процесс, и субъект социализации, осуществляющий этот процесс. Основы социологии: Учеб. пособие / М.П. Прокопов, Т.М. Пенская, Е.В. Реутов и др.; Под общ. ред. М.В. Прокопова. - М.: Русская деловая литература, 2000. Сложным и противоречивым процессом является самосоциализация (самообразование и самовоспитание), в которой объектно-субъектное проявляется в одном и том же индивиде. В процессе ресоциализации происходит освоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. В той или иной мере это может иметь место на каждом этапе жизни в связи с устареванием тех или иных элементов культуры, с серьезными изменениями в условиях жизни самой личности и всего общества. Причинами ресоциализации могут служить концептуальная перемена взглядов на общество, профессиональная переподготовка кадров или изменение взглядов и поведения людей. Специфична ресоциализация, связанная с эмиграцией, когда человек вынужден осваивать новую социокультурную среду.

Справедливо, что главный агент в социализации личности - это семья. В молодых семьях (на которые приходится основная часть деторождений) рождение ребёнка всё чаще откладывается на неопределённое будущее, ввиду жизненной неустроенности, влияния различных факторов социального риска (вместе с тем, растёт число молодых, даже юных, матерей-одиночек). Отсюда понижение уровня рождаемости нашей стране.

Известно, что демографическая ситуация в России в целом остаётся неблагоприятной и имеет тенденцию к ухудшению. Также следует заметить в качестве особенности подростковой социализации в условиях современной России, что в молодёжной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по социально-экономическим показателям. Раковская Л.И. Социализация подростка в молодёжных объединениях города // Актуальные проблемы современных гуманитарных и социально-экономических исследований: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во АГРУС, 2006. Это означает, что возрастает необходимость учёта специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоёв юношества в становлении и реформировании общества.

На фоне социально-экономических потрясений 90-х годов XX века произошли важные сдвиги в общественном сознании молодёжи: усилились ценностные ориентации прагматического толка, в молодёжной среде царит более высокий уровень социального оптимизма и большая готовность к жизни в современных условиях, чем у старшего поколения.

2.2 Особенности процесса социализации подростков

В подростковом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

Несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

Несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

Противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых.

Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

Итак, мы рассмотрели трудности социализации в подростковый период и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Выводы по 2 главе

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всего организма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В это время активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы.

Современный подросток стремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкий круг духовных запросов, интересов и увлечений.

Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям.

Стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.

Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.

Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. Мускулатура и костная система активно развиваются.

Из-за интенсивного умственного, физического, нравственного, духовного развития социализация у подростка проходит проблематично.

На процесс социализации подростков, безусловно, оказывают влияние многие факторы, но главными из них являются:

1-роль семьи. Семья – это маленькая кладовая, в которой формируются и умения, и навыки, и развиваются способности и индивидуальные особенности подростка. Ребенок учится от родителей, еще в младшем школьном возрасте, всему: манере поведения, умению общаться, различным видам деятельности и т.д. Очень важно родителям читать литературу по воспитанию всестороннего развитого ребенка. Тогда к подростковому возрасту ему будет легче адаптироваться к новым жизненным ситуациям, найти общий язык с незнакомыми людьми. Это даст ему возможность стать интеллектуально развитым, стать благополучным в дальнейшей жизни и добиться большого успеха.

2-собенности взаимодействия со сверстниками. Так как в переходном возрасте происходит половое созревание подросток начинает обращать внимание на противоположный пол, чаще всего в группе сверстников. Общение со сверстниками играет для подростка очень важную роль, поэтому из-за возникновения непонимания, плохих взаимоотношений процесс социализации у подростка может нарушиться.


Глава 3. Работа социального педагога с подростками субкультуры

Испытания себя. Сюда, как правило, относятся молодежные и подростковые группы, любители "сатанистской" музыки и т.д. Специфические признаки сатанистов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах: 1. Ношение украшений с перевернутым крестом, с обычным крестом, летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью. 2. Длинные волосы на голове, окрашенные в...

Ценностям, развитию нравственного и художественно-эстетического образования проблема эта с каждым днем все больше усугубляется. Реальный процесс музыкально-эстетического развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло эстетическую ориентацию, ...

Социализация подростков в современном обществе

Последние десятилетия отличаются ростом числа научных исследований, в которых делаются выводы о стремительном увеличении рисков социализации подростков. Следует отметить, что этот процесс протекает на фоне развития тенденции повышения рискологической проблематики в современной социологии и распространяется на все человечество в целом. Ученые разных стран все чаще ставят вопрос об управлении рисками в связи с нарастанием количества угроз.

В этой связи можно привести цитату из монографии Института социально-политических исследований РАН: «Поиск эффективных методов управления приводит социологов к выводу, что в условиях риска происходят значительные изменения в существующих механизмах социальной регуляции. Поэтому проблема управления рисками все больше входит в область фундаментальных исследований».

Таким образом, можно констатировать, что негативные явления, наблюдаемые в сфере социализации подростков, в определенной степени объясняются глобальными законами развития цивилизации.

В числе этих законов доминирует общемировая тенденция ускорения изменения условий жизни, упомянутая в Концепции модернизации российского образования.

Специфика третьего тысячелетия заключается в том, что действие закона ускорения истории или закона ускорения общественного развития привело к новой фазе - гиперразвития, характеризующейся превышением числа новых (нестандартных) задач, с которым сталкивается субъект в процессе своей жизнедеятельности, над количеством известных (стандартных) задач.

Специфические особенности нового миллениума нашли свое отражение в определенном кризисе науки, поскольку сложность прогнозирования развития современного социума, а следовательно и управления им, непрерывно возрастает. Увеличение скорости изменения условий жизни повышает сложность решения задачи формирования новых ценностей, отвечающих требованиям нестандартной ситуации. Еще более сложной представляется задача гармоничного дополнения традиционной системы ценностей новыми элементами или формирования новой системы ценностей с сохранением преемственности.

Поэтому реакция человечества на специфику третьего тысячелетия все чаще выражается в форме отказа от традиционных ценностей, целей, понятий и норм ради новых, зачастую прямо противоположных по своей сущности и далеко не всегда обеспечивающих успешную деятельность в новой ситуации. Если опираться на устоявшееся определение девиантного поведения как поведения, «отклоняющегося от принятых в обществе правовых или нравственных норм», то общий парадокс третьего тысячелетия, вызванный его спецификой, можно сформулировать так: девиантное поведение становится социальной нормой.

Указанный парадокс свидетельствует о наличии кризисного периода филогенеза, характеризующегося возрастанием проблем социокультурного развития человечества, вызванных несоответствием его возможностей степени сложности задач, решение которых необходимо для устойчивого развития. Перечисленные выше особенности современного социума оказывают негативное влияние на социализацию подростков.

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов онтогенеза человека. В соответствии с представлениями отечественной научной школы, созданной трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, общественно полезная деятельность рассматривается как ведущий тип деятельности подросткового возраста. Стремление к самоутверждению, свойственное подросткам, выражается в поиске социально признаваемой и одобряемой деятельности, а современная информационная среда дает все основания считать девиантное поведение наиболее эффективным методом самоутверждения.

Таким образом, в современном обществе подростковый возраст находится в зоне резонанса кризисных периодов филогенеза и онтогенеза, что и определяет остроту ситуации. Приведем некоторые примеры, позволяющие составить представление о глубине, сложности и масштабности проблемы. В отечественной науке сложилась традиция рассматривать образование как целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения.

Однако в первой редакции Закона РФ «Об образовании» функции воспитания и развития были исключены из определения, и образование трактовалось только как процесс целенаправленного обучения.

При этом ни о каких объективных предпосылках, обусловивших мотивацию столь решительного отказа от действующих норм, не было известно. Лавинообразный рост подростковой преступности заставил частично вернуться к традиционной формулировке, и в действующей редакции Закона РФ «Об образовании» воспитание восстановлено в правах, а многие субъекты федерации пошли еще дальше: в региональных законах об образовании восстановили в правах и развитие, вернувшись к традиционной формулировке. К сожалению, ликвидировать негативные тенденции социализации подростков оказалось сложнее, чем вернуться к традиционному определению.

Положение усугубляется тем, что в современном обществе роль системы образования в формировании мировоззрения молодежи стала менее значимой, чем в доперестроечный период. Как свидетельствуют результаты социологических исследований в 80-е годы 20 века информация, которую дети получали в школе, занимала 2 место по степени влияния на формирование мировоззрения, а в настоящее время - 20 место.

Другими словами, эффективность воспитания в системе образования снизилась на порядок, несмотря на то, что Закон РФ «Об образовании» снова рассматривает воспитание как основную функцию образования.

Стоит ли удивляться, что актуальность проблем, вызванных девиантным поведением подростков, в России острее, чем в других странах? Приведенный пример наглядно демонстрирует, что инновации далеко не всегда приносят положительный результат и должны рассматриваться не только в качестве средства развития, но и как источник риска, особенно если речь идет о системных инновациях. В частности, еще до нашей эры было известно, что позиционирование фальшивых ценностей является не только сверхприбыльным бизнесом, но и средством устранения конкурентов, в том числе, на геополитическом уровне.

В качестве противовеса столь заманчивого сочетания приятного с полезным сформировалась система взаимодействия государственной идеологии, цензуры и образования.

Политические и государственные структуры, ответственные за идеологию, формировали систему ценностей, призванную обеспечить устойчивость государства, цензура препятствовала позиционированию фальшивых ценностей, а государственное образование выполняло задачу воспитания как формирования мировоззрения, соответствующего государственной идеологии.

Действующая Конституция впервые в истории России запрещает государственную идеологию (ст. 13) и цензуру (ст. 29). Другими словами, традиционная система защиты ликвидирована.

В рыночной экономике сложились благоприятные условия для бизнеса на позиционировании фальшивых ценностей, тем более что представление о свободе совести как о свободе без совести получило широкое распространение. Столь значительные системные изменения при полной неготовности системы образования к осуществлению функции воспитания в условиях деидеологизации, деполитизации, демократизации, отсутствия государственной идеологии и цензуры не могли не сказаться на результатах социализации подростков.

Д.Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка, характеризующаяся его взаимоотношением с миром вещей и взаимодействие с миром людей, представляет единый процесс, в котором формируется личность. В детском возрасте первый вид деятельности доминирует над вторым, а в подростковом они как бы меняются местами. Сегодня на рынке детских игрушек в большом количестве представлена военная тематика. Однако доминируют наборы образцов зарубежной военной техники и игрушечных солдатиков иностранных армий, в том числе, третьего рейха.

На одной из коробок изображена картина с незамысловатым сюжетом: мальчик восторженно чистит сапоги офицеру гестапо.

Стоит ли удивляться тому, что среди подростков становится популярной татуировка в виде свастики?

В этой связи особый интерес представляет вывод, сделанный авторами практико-ориентированной монографии «Управление качеством образования», выпущенной Российской академией образования в 2000 году, о том, что школа не может нести ответственность за конечный результат воспитания: «Кому неизвестны телепередачи (так их было много, и все они похожи одна на другую) о проблемах школьной молодежи, когда ведущий тележурналист спрашивал у руководителей школ и учителей о причинах глубокого духовного морального кризиса (здесь и далее выделено автором) школьной молодежи? Педагоги начинали рассеянно перечислять, как много они делают для лучшего обучения и воспитания детей, а в ответ задиристые журналисты - любители так называемой «клубнички» - наступательно поясняли: «А как же проституция, наркомания, пьянство, воровство?!», как будто именно школа и обучала детей проституции, наркомании и пьянству. Приходилось «оправдываться» и объяснять журналистам азбучные истины о том, что ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, телевидением и другими социальными институтами, а школа, хоть и значима, но не всесильна и за отрицательное воздействие на школьников всех факторов и источников воспитания не может нести ответственность».

Примечательно, что общественное мнение о причинах роста негативных явлений в подростковой среде совпадает с мнением профессионального сообщества. Так, например, резолюция одного из гражданских форумов, посвященных законодательной защите нравственности детей и молодежи в России отмечает: «Можно констатировать: именно ценностный кризис стал причиной этих явлений. Его следствия - низкий уровень культуры и нравственности значительной части подрастающего поколения, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотиков и табака, распространение подростковой преступности, проституции и насилия в среде несовершеннолетних».

Таким образом, анализ динамики результатов социализации подростков на протяжении последних десятилетий позволяет установить причинно-следственную связь между переходом цивилизации в фазу гиперразвития, резонансом кризисных периодов филогенеза и онтогенеза, углублением ценностного кризиса и ростом негативных результатов социализации подростков.

Поэтому перспективы позитивной социализации подростков следует искать в направлении создания образовательных технологий, гарантирующих профилактику ценностного кризиса, преодоление кризиса филогенеза и обеспечения устойчивости в фазе гиперразвития цивилизации.

Современные исследования показывают, что в связи с нестандартной ситуацией воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей претерпевает существенные изменения.

При этом среди причин опасного явления, в первую очередь, выделяют экономические, аргументируя выбор тем, что борьба за возможность обеспечения базовых материальных потребностей не оставляет времени на воспроизводство традиционных духовных ценностей.

По мнению британского социолога Зигмунда Баумана: «Там, где царит неуверенность, остается мало времени для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот». Академик С.В. Дармодехин считает, что многие семьи в течение всего периода реформ не сумели сформировать защитные стратегии и механизмы. По мнению И.Ф. Дементьевой, сегодня наблюдается «совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества».

А.В. Мудрик отмечает отсутствие «социального консенсуса» в рамках семьи и в обществе в целом, что приводит к неопределенности цели в вопросах воспитания.

Вопрос: «Что транслировать?» - не имеет точного ответа. Многочисленные исследования свидетельствуют о несформированности общей системы ценностей на уровне родителей. На основании этого факта большинство исследователей делают вывод: «родительское поколение не представляется сплоченной социальной группой, способной к активным социальным преобразованиям, а значит - к адекватному современным требованиям воспитанию детей».

Констатируя факт нивелировки традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ, представители современной научной школы наиболее часто делают вывод о необходимости «инициативы официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России» («Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье» И.Ф. Дементьева, Институт социологии РАН).

Соглашаясь с перечисленными фактами и выводами, авторы, тем не менее, считают необходимым отметить, что возможности института семьи современной России сложно описать языком среднестатистических значений. Потенциал развития заключается именно в изучении различий современных семей, установлении факторов, вызывающих дифференциацию результатов социализации подростков, и создании образовательных технологий, позволяющих сделать успех, достигнутый наиболее прогрессивными семьями, всеобщим достоянием и гарантией устойчивости современного социума. Поскольку есть основания считать, что просоциальное поведение не является врожденным качеством ребенка, а приобретается им в ходе возрастного развития, авторами было проведено исследование опыта организации воспитания в семьях, добившихся положительных результатов социализации подростков. Обобщение результатов исследований позволило выделить наиболее значимую составляющую - активность и системность в организации развития самосознания, самооценки, самоопределения, самоактуализации, самоконтроля и самоуважения.

Продолжение исследований позволило установить, что возрастание отрицательных результатов социализации подростков находится в сильной зависимости от снижения активности в развитии перечисленных выше качеств. Детальное исследование этой зависимости позволило вывести формулу обеспечения устойчивости цивилизации в фазе гиперразвития:

  • - жизнь определяется деятельностью;
  • - деятельность определяется ценностями;
  • - ценности могут являться следствием как воздействия среды;
  • - творчества самого человека или субъекта любого уровня вплоть до человечества.

К сожалению, из-за перечисленных выше причин следует признать, что если ценности субъекта формируются как результат потребления информационной среды, то его жизнеспособность и устойчивость развития имеют тенденцию к регрессу (процесс деградации).

Следовательно, есть, по крайней мере, один способ гарантированного обеспечения устойчивого развития цивилизации - формирование культуры активного осознанного отношения к систематическому непрерывному процессу творчества собственной системы ценностей и ее совершенствования. Если в период накопления знаний (до XVIII-XIX веков) ценности большинства формировались под влиянием традиций, в переходный период (XX век) - под влиянием информационной среды, управляемой государственной идеологией и цензурой, то конец XX - начало XXI века (переход к фазе гиперразвития) характеризуется возрастанием агрессивности информационной среды, и субъекты, формирующие систему ценностей как результат потребления этой среды, обречены. То есть механизмы социокультурного развития, сложившиеся до начала третьего тысячелетия, не позволяют преодолеть кризис филогенеза, однако создают предпосылки для создания принципиально новой культуры за счет дополнения традиционной системы технологией ценностно-смыслового самоуправления. Данная технология может использоваться как самостоятельно, так и в системе с другими инновационными технологиями, позволяющими повышать эффективность процессов интеграции до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность субъектов корпоративной деятельности. Центр образования №1804 «Кожухово» является уникальным примером плодотворного сотрудничества общества и государства за счет эффективной координации различных ведомств в деле образования здорового социума.

Деятельность семейного центра системного проектирования, организовавшего изучение особенностей детей микрорайона, проблем практической деятельности образовательных учреждений, возможностей инфраструктуры, систем образования, культуры, здравоохранения, позволила использовать системный потенциал социума в создании образовательного учреждения, обеспечивающего оздоровление общества.

Принципиально новая база знаний легла в основу технологии проектирования социальных систем, получившей название творческого социального заказа.

Эта технология позволяет использовать творческий потенциал общества для создания самоорганизующейся воспитательной системы, способной успешно противостоять разрушительному влиянию массированной пропаганды ложных ценностей в деле образования здорового социума. Формирование творческого социального заказа осуществляется в целях изучения общественного мнения о системе образования здорового социума (микрорайона, района, региона) и выявления потенциала, готового к реализации немедленно, без привлечения дополнительных ресурсов или при минимальном их использовании. Основное отличие от известных методов заключается в том, что при проведении опроса выявляется не только отношение респондентов к проблеме, но и их готовность участвовать в ее решении. Таким образом, одновременно решаются три задачи:

  • - формируется банк данных для расчета ресурсосберегающей программы развития системы образования;
  • - обеспечивается актуальность создаваемой системы образования для развития социокультурной среды региона;
  • - обеспечивается высокая мотивация участников образовательного процесса в развитии системы образование здорового социума.

Последнее положение следует отметить особо, так как одной из ошибок организации социальных систем в доперестроечную эпоху являлось навязывание идеалов и способов их достижения сверху.

Как показали исследования психологов, такая стратегия организации работы может вызвать неприятие даже к самым высоким идеалам, так как только приблизительно 11% населения не испытывают отрицательного отношения к директивам, поступающим сверху.

Наоборот, личная инициатива и результаты ее реализации являются для человека наиболее ценными.

Поэтому формирование творческого социального заказа является необходимым условием для определения начальной фазы в целях организации управления развитием социума при максимальном соблюдении требований Л.С. Выготского к точному определению зоны ближайшего развития, актуальной для каждого участника образовательного процесса в условиях личностно-ориентированной творческой системы образования.

Методика формирования творческого социального заказа разработана в целях компенсации последствий сокращения бюджетного финансирования и разрушения инфраструктуры системы образования, вызванных социально-экономическим кризисом.

Последовательность ее реализации включает в себя следующие этапы:

  • 1. Информация участников образовательного процесса, органов власти и управления о реальном состоянии и результатах работы системы образования;
  • 2. Анализ предложений участников образовательного процесса, органов власти и управления, направленных на развитие системы образования. Особенность организации второго этапа заключается в том, что его участникам ставится условие указать хотя бы одно предложение, в реализации которого они сами готовы участвовать, и предлагается классификация вида, степени и условий участия в реализации сделанного предложения;
  • 3. На основе полученных предложений и результатов исследований производится оценка системного потенциала социума, готового к реализации немедленно без привлечения дополнительных средств или с минимальным привлечением государственного финансирования или других источников ресурсов;
  • 4. В соответствии с апробированной в процессе эксперимента методологией определяются варианты системных решений, позволяющие наиболее эффективно реализовать системный потенциал социума;
  • 5. В соответствии с технологией, показавшей стабильный положительный результат в процессе 20-летней апробации, организуется процесс подготовки управленческого решения силами участников образовательного процесса;
  • 6. В соответствии с приоритетами управленческого решения определяется образовательная программа и программа развития системы образования района силами участников образовательного процесса;
  • 7. Организуется реализация образовательной программы и программы развития системы образования, сформированных по социальному заказу на основе изучения системного потенциала социума силами участников образовательного процесса;
  • 8. Организуются исследования качественных изменений показателей социокультурного развития района в результате реализации творческого социального заказа;
  • 9. Организуется публикация результатов исследований и корректировка принципов методологии и технологии управления в соответствии с оценкой достигнутых результатов и задачами на новый период.

Информация, полученная в процессе формирования творческого социального заказа, служит исходной для проектирования социальной системы силами участников образовательного процесса под руководством сотрудников центра семейного системного проектирования, сформированного из заинтересованных лиц, обладающих соответствующей квалификацией и желанием выполнять такую работу.

Использование методологии системного подхода, с одной стороны, позволяет на практике привить участникам образовательного процесса навыки научно-обоснованной организации труда, ознакомить с приемами, формами и методами программно-целевого планирования, принципиально новыми подходами к созданию и развитию социальных систем, а с другой стороны, развить чувство ответственности за свои действия, понимание необходимости и потребности согласования своих усилий с действиями окружающих. Систематическое развитие навыков социального творчества на положительном эмоциональном фоне, вызванном успехами и достижениями, обеспеченными эффективными технологиями в процессе образования, позволяет сформировать качественно новый менталитет, способный гарантировать мирное гармоничное социальное развитие в условиях высокой динамики жизни XXI века.

Методология, разработанная специалистами центра семейного системного проектирования, в настоящее время позволяет кроме решения перечисленных выше задач обеспечивать соответствие программы развития образования системы макроцелям культурного, правового и экономического развития региона, государства и мирового сообщества. Апробация и совершенствование указанного подхода в течение 20 лет позволили организовать принципиально новый технологический цикл образования, основой которого является творчество участниками образовательного процесса модели своего учреждения образования в целях развития социума. Результатом инициации самоорганизующейся и саморазвивающейся системы воспитания в настоящий момент является образовательное учреждение нового типа, реализующее полный образовательный цикл от подготовки молодой семьи к рождению ребёнка до вуза (аспирантуры).

Следует отметить, что эта модель является результатом эволюции от традиционной системы к системе образования учреждения XXI века. При этом эволюция осуществлялась целенаправленно как результат управления развитием воспитательной системы по новой технологии.

Особенностью этой технологии является сочетание максимального учёта возможностей человеческого фактора с использованием современных методов прикладных системных исследований и проектирования, а также организацией самостоятельных научных исследований участниками образовательного процесса в целях воспитания культуры мышления, соответствующей требованиям XXI века.

Указанная особенность позволяет значительно повысить адаптационные возможности и уровень развития творческих способностей участников образовательного процесса, что в свою очередь позволяет решить задачу устойчивого развития воспитательной системы за счёт организации самостоятельных научных исследований в интересах повышения эффективности и результативности процесса воспитания.

Таким образом, использование новой технологии создания воспитательной системы привело к появлению принципиально новой модели, выполняющей функции научного и образовательного учреждения с одновременным решением задач подготовки кадров с принципиально новыми понятиями о педагогической компетентности.

Указанные особенности новой модели позволяют своевременно обеспечивать профилактику кризисных состояний и совершенствование воспитательной системы, не допуская её морального старения.

Впервые, благодаря разработанной методологии регулирования системно-личностных отношений, реализуется принцип личного сознательного, добровольного и компетентного творчества воспитательной системы каждым участником образовательного процесса.

Двадцатилетний опыт организации развития системы силами участников образовательного процесса позволяет предположить, что апробированная методология представляет собой оптимальный вариант решения сверхзадачи, поставленной в статьях 12, 13 Конвенции о правах ребёнка, которые, с одной стороны требуют предоставления каждому свободы, а, с другой стороны, требуют, чтобы предоставленная свобода личности не ограничивала свободу других личностей.

С помощью указанной методологии достигается гармония взаимодействия системообразующих факторов, обеспечивающая, в первую очередь, необходимое качество решения задач воспитания, что является гарантией гуманистического характера не только развития образования, но и социально-экономических преобразований в целом.

Учитывая достаточную осведомленность общества об угрожающем состоянии здоровья нации, можно считать закономерным тот факт, что желание создать систему образования, положительно влияющую на здоровье не только личности, но и социума, становится определяющим при формировании социального заказа на систему образования.

А реализация этого заказа собственными силами позволяет не только сформировать здоровье личности и социума, но и сделать их (приоритетными) жизненными ценностями.

Показатели результативности участия обучающихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

О результатах использования технологии творческого социального заказа в микрорайоне «Кожухово» опубликовано более 100 работ. Все они свидетельствуют о том, что управление развитием системы образования на основе творческого социального заказа позволило радикально изменить социокультурную сферу микрорайона за счет использования внутренних ресурсов. Так, например, по результатам обследования детей микрорайона до открытия новой модели образовательного учреждения было установлено, что 80% будущих воспитанников нуждаются в коррекционном обучении.

Через два года после начала работы Центра образования «Кожухово» этот показатель снизился до 5%.

Объединение в одном юридическом лице я/сада, центра творчества и многопрофильной общеобразовательной школы - требование социального заказа, сформированного родителями, - было успешно реализовано именно потому, что сами заказчики стали и исполнителями, подвижнически переносившими все трудности становления новой системы.

Никакими финансовыми стимулами невозможно добиться того качества работы, какое дает заинтересованность родителей в результатах образования собственных детей.

Динамика результативности участия обучающихся ГОУ ЦО №1804 «Кожухово» в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях от районного до международного уровней приведена на рисунке, приведенном выше.

Отличительной чертой исторического периода, который переживает Россия сегодня, является насыщенность ее высококвалифицированными специалистами, таланты которых не востребованы.

Творческий социальный заказ позволяет обеспечить их самореализацию в совершенствовании системы образования.

Исследования авторов позволили установить возможность успешной реализации следующей стратегии: формирование культуры осознанного планомерного творчества собственной системы ценностей личности, семьи, группы и т. д., что обеспечивает гарантию позитивной самореализации и социализации.

Поэтому предпочтительной представляется правительственная инициатива, направленная на организацию процесса формирования общих ценностей - как средства стабилизации общества, достигшего фазы гиперразвития. Тем более что в условиях России получен первый опыт самоорганизации семей, сумевших не только спроектировать модель образовательного учреждения и систему государственно-общественного управления качеством воспитания и социализации подростков, но и добиться ее признания как в России, так и за рубежом.

Указанный факт позволяет рассматривать опыт создания и развития Государственного образовательного учреждения «Школа здоровья» №1804 «Кожухово», являющегося экспериментальной площадкой института управления образования РАО, как основу для решения проблемы, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным: «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Аналогичную мысль высказал министр образования и науки А.А. Фурсенко, подчеркнув, что необходимо способствовать процессу формирования системы ценностей снизу, а не насаждать ее сверху.

Кроме того, созданы предпосылки для трансляции этого опыта как в России, так и за рубежом. В процессе 18-летней апробации технологии ценностно-смыслового самоуправления проводились систематические исследования, основанные на сравнении динамики показателей интеллекта, здоровья и ценностной ориентации участников образовательного процесса всех возрастных категорий.

Результаты анализа полученных данных позволили установить сильную зависимость перечисленных показателей от эффективности организации ценностно-смыслового самоуправления как средства воспитания и социализации личности, семьи, группы, сообщества и т. д.

Технологии ценностно-смыслового самоуправления в условиях экспериментальной деятельности, а также полученные результаты трансляции этого опыта в регионах, позволяют обоснованно утверждать, что в России на уровне образовательного учреждения создана модель системы, гарантирующей успешную социализацию подростков.

Литература

подросток общество социум

  • 1. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002.
  • 2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследовании. - 2002. - №1.
  • 3. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика. - 2001. - №1.
  • 4. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье. - М.: Институт социологии РАН, 2007.
  • 5. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. - М.: издательство РГСУ, 2007.
  • 6. Краткий психологический словарь // сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985.
  • 7. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н.И. Лапин. - М.: ИФАН, 1991.
  • 8. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. - 1999. - №1-2.
  • 9. Региональная молодежная политики: анализ, проблемы, перспективы // Под общ. Ред. А.Д. Плотникова. - М.: Компания «Димитрейд График Групп», 2005.
  • 10. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М.: Большая российская энциклопедия. - 1993. - Т. 1.
  • 11. Россия: предпосылки преодоления системного кризиса // Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2006 году. Под редакцией Г.В, Осипова, В.В. Локосова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007.
  • 12. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. - 2002. - №1.
  • 13. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.


Рассказать друзьям