Парфюмеры создавшие первые ароматы духов. Из истории духов и ароматов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Туалетной водой пользуются и женщины и мужчины. Что же представляет собой этот легкий парфюм? С точки зрения химического состава - это концентрация душистых веществ в спирте в размере от 7 до 10%. Доля основных нот в этом парфюме уменьшена, а верхние ноты наоборот - усилены. Eau de toilette - именно так написано на флаконах, более легкая, чем духи, поэтому их используют в день несколько раз. Туалетные воды идеально подходят для работы, ими удобно пользоваться в летнее жаркое время.

Как появилось название «туалетная вода»

Туалетную воду все привыкли называть «туалетной водой» так же, как и, например, море «морем» или солнце «солнцем». Но это название придумал и впервые употребил известный человек, не имеющий отношения к производству духов, туалетных вод - император Бонапарт Наполеон.

Своему имиджу император уделял очень большое внимание. Ходили слухи, что на себя он переводил в день до 12 л одеколона. На острове Святой Елены, куда он был сослан, не проводилось пышных приемов, не было прекрасных дам. Но любовь к парфюмам у него осталась. С собой у императора был приличный запас духов, но однажды они закончились. Тогда Бонапарт создал свое ароматическое средство. Оно состояло в основном из спирта, куда добавлялось немного свежего бергамота. Этому составу французский полководец дал название «Eau de toilette», что в переводе - туалетная вода .

Истории о туалетной воде

Ароматические вещества использовались людьми задолго до времен Наполеона. Составы делали из различных компонентов, но любовь к ароматам была неизменной во все века.

Древний Египет

Вещества, дающие ароматы, знакомы людям еще в Древнем Египте. Царица Клеопатра перед путешествиями всегда издавала приказ увлажнять паруса кораблей ароматным составом. Она хотела, чтобы в пути с ней был любимый шлейф запаха. Именно с помощью туалетной воды египтянке удалось обрести власть над военачальником Марком Антонием.

Древняя Греция и Древний Рим

В городах Древней Греции, Древнего Рима принято было пропитывать ароматной водой завесы в амфитеатре. В праздничные дни такая вода лилась из фонтанов, а на крылья птиц, которые пролетали над присутствующими, разбрызгивали туалетную воду. Благоухание стояло очень сильное. Такую концентрацию некоторые не могли выдержать. Были случаи, когда из-за такого насыщенного аромата люди страдали удушьем.

Венгрия

Королева Елизавета составила свой парфюм. Основным его компонентом являлся розмарин. Такая вода неожиданно поправила здоровье венгерской властительницы, после чего польский правитель предложил ей руку и сердце.

Франция

Король Франции Луи 14-й всегда орошал одежду ароматной суспензией, ее он называл «небесной». При приготовлении подобия душистой воды туда бросали апельсиновый цвет, алоэ, составляющими были редкий по тем временам мускус, восточные специи, и почти обязательный ингредиент — розовая вода.

Нидерландская королева Вильгельмина настолько любила ароматы, что при купании выливала в свою ванну целый флакончик туалетной воды. Ароматные водные процедуры принимала и Мария Антуанетта.

Современная история

Компания Guerlain смогла изменить понятие об ароматной жидкости. Выпустив в 1920 г. Eau de Fleurs de Cedrat, туалетную воду уже не воспринимали, как духи, которые разбавили водой. Всем пришелся по вкусу скромный аромат с нотами цитруса.

Во времена Великой депрессии, которая длилась три года, к парфюмерии никто не проявлял интереса. Но сразу же после ее завершения интерес к ароматам резко вырос. Тогда и появилось два вида туалетной воды, выпущенных компанией Floris: «Red Rose», «English Violet».

После завершения II мировой войны широко распространились : «Muse» от Coty, «Vent Vert» от Pierre Balmain, «L’AirduTemps» от NinaRicci. Последнюю и сегодня можно найти в продаже. Модный дом Hermes выпустил свой первый аромат «Eau d’Hermes». А Dior представил в 1953 году свою туалетную воду «Eau Fraiche».

Сегодня существует очень много запахов, которые можно встретить только как туалетную воду. Чаще всего их производят для сильной половины.

Интересный факт: если туалетная вода изготавливается, как пара к духам, которые уже существуют, то в ней меняется не только насыщенность ароматическими веществами, а еще и сама композиция.

Такая практичная туалетная вода

В тот момент, когда производителям духов ароматические композиции показались очень уж «тяжелыми», их сменила туалетная вода. Переход производителей на ее выпуск оправдан. Духи имеют интенсивный, тяжелый запах, который не подойдет для применения в течение дня, особенно, если женщина проводит его на работе. Поэтому использовать духи начали чаще для вечерних торжественных или просто приятных моментов. Им на смену пришла туалетная вода - более легкая. В повседневной жизни она подходит, как нельзя лучше. Этим парфюмом разрешается пользоваться на работе. При желании аромат можно обновлять, нанося на кожу воду несколько раз.

Самая дорогостоящая туалетная вода

Данные статистики свидетельствуют: люди чаще всего покупают туалетную воду в ценовом диапазоне 10-80 долларов за 1 бутылочку, вместимостью 75 мл. Среди этого парфюма вряд ли встретишь брендовый аромат, ведь все бренды, известные в мире, не опускают цену ниже 100-150 долларов.

Для привлечения внимания к своим ароматам производители добавляют в композиции всевозможные вытяжки экзотических трав, феромонов животных. Стоимость воды может увеличиться, если налить ее в дорогостоящий флакон. Так, компания Clive Christian запросила за аромат «Imperial Majesty» 250 тысяч долларов. В истории она стала известна, как изготовитель самой дорогой туалетной воды. Сам флакон маленького размера, украшен бриллиантами, золотом. Содержимое этой изысканной упаковки имеет аромат, соединяющий ваниль Таити, индийский сандал, редкие эфирные масла. Всего фирма выпустила 10 таких упаковок туалетной воды. Кто стал владельцем флакончиков, является тайной.

Эта же компания выпустила самый дорогой мужской аромат «Clive Christian’s No.1». Флакон этой туалетной воды мастера решили выдержать в строгой форме, добавив на горлышко причудливое кольцо. Стоимость парфюма составляет всего 650 долларов. Clive Christian и сегодня выпускает этот аромат, поэтому каждый желающий может его приобрести.

Нельзя не отметить еще один парфюмерный бренд, который выпускает продукцию класса люкс. Компания Amouage основана в 1983 году. Сегодня она известна, как производитель самой дорогостоящей мужской туалетной воды. Называется аромат «Amouage Die Pour Homme». В нем можно услышать чувственные цветочные веяния. Аромат основан на нотках благовоний, цветов сливы, пиона. Вода помещена в винтажный флакон из розового золота и хрусталя. Эту туалетную воду можно купить за 250 долларов.

Как носить туалетную воду

  • Прежде чем наносить аромат воды, определите, насколько мужчина имеет рост выше Вашего. Если его рост намного превышает Ваш, то распылите воду на верхние части тела. Так запах быстрее дойдет до обоняния спутника.
  • Разбрызгивать на себя туалетную воду лучше сразу после душа. Чистая, влажная кожа значительно интенсивнее поглотит аромат. Распылять парфюм старайтесь на тело, не допуская попадания на одежду, ведь туалетная вода может испортить ткань.
  • Если нанести аромат на влажные волосы, приятный запах будет чувствоваться очень долго.
  • Если нужно нанести второй раз туалетную воду, увлажните место кожи кремом, можно лосьоном - аромат усвоится намного лучше.

Куда нанести аромат

Для нанесения парфюма есть специальные «правильные» места. Избранник обязательно оценит Ваш аромат, если туалетная вода будет нежно окутывать Вас.

За ушами не стоит брызгать туалетной водой из флакона. Так содержимое попадет на одежду, истратится зря. Побрызгайте парфюмом кончики пальцев и легко нанесите ими аромат за ушами, в мочки.

Верхнюю часть груди нужно орошать туалетной водой аккуратно, чтобы вокруг Вас создалась легкая дымка аромата. В этой части тела важно не переусердствовать с ароматом.

Подбородок душится легким прикосновением.

Немного eau de toilette нанесите между молочными железами, чтобы обеспечить ненавязчивый аромат, создать целостность композиции.

Любой аромат ярче проявится на тех местах тела, где повышается температура. Активнее всего реакция на нагревание пройдет под коленями. Именно это место является лучшим для нанесения парфюма.

На запястья аромат нужно наносить в самом конце — на каждое отдельно. Растирать между запястьями туалетную воду не стоит, чтобы аромат держался дольше.

Количество нанесения туалетной воды подскажет Вам тип аромата. Если он нежный и легкий, то чаще всего парфюм не очень стойкий. Вам нужно будет наносить его чаще. Более «густые» ароматы на коже будут держаться дольше, а потому достаточно нанести такую туалетную воду пару раз в день.

Учтите тип кожи

При распылении воды обязательно учитывать тип кожи. Темная, жирная гораздо лучше впитывает запахи, чем светлая, сухая. Туалетная вода выветривается несколько быстрее духов поэтому, если Вы обладательница смуглой кожи или имеете кожу повышенной жирности, то лучший вариант - бросить любимую воду в сумочку, чтобы при необходимости дополнительно надушиться.

Важно не наносить аромата слишком много. Даже если Ваша туалетная вода очень дорогая нужно помнить, что любой аромат нужно наносить в меру. Никому не понравится, если от человека разит духами.

Любимый аромат придает любой женщине уверенности, поэтому очень важно выбрать свой аромат. Туалетная вода менее стойкая, чем духи, но ее можно менять чаще, выбирая под настроение подходящий вариант.

Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.



Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Какова история парфюмерии? Как появляются духи на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах...

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали нащи предки, когда ароматы служили культовым целям. История парфюмерии начинается с времён, когда жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей.

Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

История парфюмерии делает новый виток в XII веке, когда расширяются торговые отношения. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является ещё одним поворотным моментом истории парфюмерии. Тогда рождаются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел , которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.



XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в мире парфюмерная фабрика . Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги, князья и даже сам Папа римский.

В 1709 году происходит новый виток истории парфюмерии - в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой ». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием «одеколон ». Император Наполеон пользовал её до 60 флаконов в месяц.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия , когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. На фото внизу: Эммануэль Булле и Поль Пуаре на фабрике «Розин» в 1925 году.

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель , выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком «Chanel No.5 ». А после - духи продолжили эволюционировать: Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» («Шипр»), ставший впоследствии прародителем для целого шипрового семейства ароматов . Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые , ванильные и ярко выраженные животные ароматы .



Начало 20-х годов XX века - революция в истории парфюмерии. Были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём. В распоряжении парфюмеров появляются альдегиды , впервые использованные в «Chanel No.5 ». Количество новых духов в связи с этим резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры . Переживают взлёт духи для мужчин . В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится самый большой «бум» ароматов для мужчин.

В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные - ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались , мускус, амбра, .

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − . В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим , Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному . Появилось семейство , изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.






Суббота, 23 Ноября 2013 г. 10:02 + в цитатник

В хмурое время поздней осени хочется вспомнить яркие краски и ароматы весны и лета.
Можно посмотреть летние фото. А еще можно насладиться душистыми ароматами, а заодно вспомнить разные интересные истории…

И только аромат цветущих роз -

Летучий пленник, запертый в стекле, -

Напоминает в стужу и мороз

О том, что лето было на земле.
В. Шекспир

Из истории духов и ароматов
Духи — это ароматизирующие спиртовые растворы смесей душистых веществ. Парфюмерией пользовались издавна — еще в Библии и в свитках Древнего Египта есть упоминания об использовании ароматических масел.
При вскрытии гробницы Тутанхамона нашли 3000 сосудов с благовониями, которые спустя 300 веков источали аромат!
А слово «парфюм » происходит от лат. per fumum — «через запах, через дым»), ведь древняя « парфюмерия » началась с поджигания смолистых выделений ладана .

Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами.
« Таппути , изготовительница духов» была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. А недавно археологи обнаружили на Кипре самые старые духи в мире, изготовленные более 4 000 лет назад.
В античном Средиземноморье атлеты смазывали тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями. В Древнем Египте в Гелиополисе , городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи . А стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме.


В античном мире использовали туалетную воду: ею обрызгивали жилища, домашних животных, она изливалась в городских фонтанах, наполнялся ее ароматами воздух на приёмах.
Люди удовлетворяли потребность в прекрасных запахах цветами и пряными растениями, из которых и египтяне, и греки, и римляне, и персы делали гирлянды и венки. Ими украшали героев, украшали жилища.
Клеопатра и многие знатные римляне устраивали пиры в залах, засыпанных на локоть ароматными лепестками роз.


Ароматы входили в число хитростей, которыми Клеопатра покорила сердце Марка Антония. Она встретила флот Антония на корабле, паруса которого были пропитаны парфюмами. Так встречу описал Шекспир : "А пурпурные были паруса напоены таким благоуханьем, что ветер, млея от любви, к ним льнул. "
Лоуренс Альма-Тадема "Цезарь и Клеопатра»


А Царица Савская преподнесла царю Соломону при встрече пряности и благовония, которых он еще не видел-царский подарок!
Но с падением Римской империи парфюмерия стала достоянием Востока.

Аравийский химик ал-Кинди (Алкиндус) написал в 9-м веке книгу по духам. Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод.
Персидский ученый Ибн-Сина (Авиценна) извлек масло из цветов роз посредством дистилляции. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолченных трав или лепестков, а розовая вода Авиценны была более тонка, и сразу стала популярной.
В Европе сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370 для венгерской королевы Елизаветы и были известны в Европе как венгерская вода.
Италия, а затем Франция стали европейским центром парфюмерного производства.
В 1608 году во Флоренции , в монастыре Санта Мария Новелла монахи-доминиканцы организовали первую парфюмерную фабрику в мире. Делали богатые вклады в фабрику герцоги и сам Папа Римский.
В 16-м столетии итальянские парфюмерные разработки были вывезены во Францию парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем . Его лаборатория была связана с ее апартаментами тайным проходом, чтобы секреты не были украдены.
…………………………
Много интересных историй связано с известными духами.

Красная Москва
Красная Москва — легендарные духи , один из символов советской эпохи. Это духи московской фабрики «Новая заря » (до революции — «Брокар и К»).


А история духов такова.
Аромат «Любимый букет императрицы » был создан для императрицы Марии Фёдоровны Августом Мишелем , парфюмером дома «Брокаръ и Ко» к 300-летию дома Романовых в 1913 году. За удачно преподнесенный «Любимый букет …» и «За многолетние качественные поставки» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Императорского Двора.

Производство аромата было возобновлено Августом Мишелем на фабрике «Новая заря» в 1925 г. под названием «Красная Москва ».
(В 1917 фабрику Брокара национализировали и переименовали в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат №5». Август Мишель предложил название «Новая заря».)
По официальной же версии, духи «Красная Москва» созданы в 1925г. при участии Полины Жемчужиной (жены наркома В. М. Молотова и подруги Надежды Аллилуевой), и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам. По мнению парфюмеров, аромат «Красной Москвы» не мог быть изобретен в 1913 году: технологии были недостаточны для производства такого парфюма. Наверно создателей вдохновил аромат «Любимого букета императрицы» -это невозможно выяснить, неизвестно точно, какие именно ноты использовались для создания дореволюционной легенды.
Верхние ноты аромата - бергамот и нероли , дополненные грейпфрутом и кориандром.
Ноты сердца - тона жасмина , розы , иланг-иланга , с легкой примесью мускатного ореха .
И шлейф аромата - роскошное сочетание ирисов , ванили, амбры и бобов тонка.


«Красная Москва » приобрела мировую популярность, завоевывала награды на международных выставках, например в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе . На той же выставке золотой медали были удостоены духи «Черный ларец» и «Каменный цветок» и одеколон «Северный »— все они были созданы главным парфюмером «Новой зари» Августом Мишелем. Но, в 1937 году он по навету был арестован…
Этот аромат у многих связан с прекрасными воспоминаниями детства, когда жизнь была светлой и безмятежной. И духи вновь стали входить в моду. Новая Заря» стала выпускать версию аромата, но запах остался тот же - многогранный, узнаваемый аромат!

Распространена городская легенда о сходстве ароматов «Красная Москва » и «Шанель №5 ». При этом либо советские духи трактуются как попытка скопировать знаменитый аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».
«Любимый букет императрицы » в источниках нередко путают с ароматом «Букет императрикс », который был разработан Генрихом Броккаром (1836—1900) не позднее 1882 года. Поэтому, часто Брокара и считают автором «Букета императрицы» 1913 г, но Брокар умер в 1900г.
А рассказы о Брокаре тоже полны легенд.

Брокар
Французский парфюмер Генрих (Анри) Брокар в 1861 году решил попытать счастья в России.
Он основал фабрику и начал собственное производство с мыла.
Чтобы увеличить продажи, «Детское» мыло» выпускалось в виде зайчиков и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита. Для взрослых Шарлотта, жена Брокара, придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологические красители растительного происхождения). Кусочек мыла от Брокара стоил всего копейку и быстро завоевал популярность в России.

Брокар стал думать над тем, как приблизиться ко двору Императора. Ведь в России любой товар, которым пользовалась царская семья, становился популярным.
И вскоре представился случай вручить подарок дочери Александра II.
Эта история похожа на сказку Андерсена.
"Летом 1873 года,— говорилось в жизнеописании Брокара,— Москву посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. На Высочайшем приеме Генрих Брокар поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов…»
Это был букет восковых цветов: алых роз, нежных фиалок, нарциссов, ландышей. Цветы были искусно сделаны из воска, и каждый из цветов источал аромат, неотличимый от натурального. Все эти ароматы сливались в один - удивительный, завораживающий…
Букет производил полную иллюзию живых цветов и вызвал всеобщее удивление. «Ее Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его".
А вскоре Генрих Брокар создал духи "Букет императрикс ", которые сочетали ароматы цветов, входивших в тот знаменитый букет. Духи «Букет императрикс » (не путайте с «Любимым букетом императрицы»!) моментально стали популярными.
Брокару разрешили именоваться поставщиком Великой Княгини Марии Александровны.


Кстати, это не первая эффектная выдумка Брокара.
Вот история (или легенда) его женитьбы.
Брокару нравилась Шарлотта Раве, но сердце девушки было занято известным певцом. Однако Брокар не отступился. На один из домашних концертов он приносит к Равэ корзину восковых фиалок и ставит их на рояль. Коварный парфюмер знал тайны запахов. Оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки. В результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты опозорился, а Брокар вскоре женился на Шарлотте.
Об этой истории и о жизни Брокара рассказывается в исторической миниатюре В. Пикуля «Душистая симфония жизни».
Парфюмерия и выдумки Брокара
Шарлотта во многом помогала Броккару, можно сказать, что она была превосходным маркетологом и пиарщиком.
К открытию нового магазина придумали сюрприз новинку- объединять продукты в «линию ». Были выпущены наборы «Слава», включавшие 10 предметов парфюмерии: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем —десять изделий в одной коробке.

А цена - один рубль. Покупатели буквально ломились в открывшийся магазин.
И еще одна новая продукция Броккара - одеколон "Цветочный " - была презентована чрезвычайно эффектным способом!

Ароматный фонтан из этого одеколона , который бил в центре павильона, стал сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г). Газеты писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в принесенные из дома банки и флаконы, окунали одежду или платочки в фонтан.

А «Цветочный» одеколон получил Золотую медаль.

Духи Брокара Lilas de Perse , «Персидская сирень » получили в 1889 Большую золотую медаль на Международной выставке в Париже — хит, наравне с Chanel No5 Эрнеста Бо, конкурента Броккара.
Эти духи продолжали выпускать в XX веке в советской России, они вдохновили современного автора Николая Коляду на создание одноименной пьесы, специально для Лии Ахеджаковой. Уже в честь пьесы духи перевыпустили на «Новой Заре» в XXI веке.
Флаконы духов отличались красотой и изяществом. К созданию флаконов и этикеток привлекались видные художники.
Компанией «Brocard and Co» выпускались и почтовые карточки .
Это были не только рекламные, но и познавательные открытки, выпускались серии «нации», «Виды Москвы», репродукции картин.

К началу XX века фабрику стали именовать “Империя Брокара ”. К 1913 году Брокар получил восемь золотых медалей на всемирных выставках в Париже, Ницце и Барселоне.
А поставщиком высочайшего двора в 1913 году стал уже сын Генриха Брокара — Александр. Теперь фабрика известна под названием «Новая заря». А с 2004 года парфюмерная продукция выпускается под маркой «Nouvelle Etoile ».
Одеколон «Северный ». Его оригинальный флакон исполнен в виде айсберга, а пробка представляет собой белого медведя, стоящего на вершине снежной глыбы.

………………………
Шанель №5
Духи - это невидимый , но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла".
Коко Шанель.
Chanel No. 5 —знаменитый аромат марки Chanel , созданный в 1921 году парфюмером Эрнестом Бо . Эрнест Бо —парфюмер царского двора, бежавший из России после революции 1917 года.
По легенде, Коко Шанель попросила господина Бо создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» она подразумевает созданный человеком аромат.
Парфюмер представил мадемуазель Шанель десять ароматов, из которых она выбрала пятый — отсюда и пошло название. К тому же, «пять » было любимым числом Коко Шанель. Она представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, пятого месяца (мая), и решила, что число 5 принесет успех.
Сьюзи Паркер - известная актриса 50-х представляет духи Шанель №5

Верхние ноты: альдегиды , нероли , иланг-иланг , бергамот , лимон

Революционным оказался не только аромат.

До сих пор фабриканты выпускали флаконы разнообразных форм, перегружая их орнаментами. А Габриель (Коко) предложила простой флакон в форме параллелепипеда, позволявший любоваться таящейся в нём золотой жидкостью.
Особым спросом эти духи пользовались в США.
После того, как Мэрилин Монро на вопрос репортеров: «Что вы надеваете на ночь?» — ответила: «Несколько капель «Шанель №5».


..........................
Одеколон
Популярный парфюмерный товар - одеколон (от французского «Eau de Cologne» - «Кёльнская вода») появился в 1709 году.
В Кельне выходец из Италии Джованни Мария Фарина содержал парфюмерную лавку. Джованни от дяди, достался рецепт ароматной воды, который он решил усовершенствовать.
За основу Джованни взял масла цитрусовых (лимона, апельсина, грейпфрута), к которым добавил масла кедра, бергамота и некоторых трав. В письме брату он пишет: «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут , бергамот , цедрат , цветы и травы моей родины».
Название ароматному раствору автор дал в честь Кёльна :- Eau de Cologne (Кельнская вода).
Как ни странно, распространению одеколона поспособствовала война.
В период (1756-1763 гг.) Кельн захватили французские войска. Французским воякам одеколон пришелся по душе. Вскоре одеколон оказался в Париже, где быстро завоевал популярность.
Тогда же «Кельнская вода» попала в Россию, её подарил бывший противник в Семилетней войне, король Пруссии Фридрих II. Одеколон тут же стал популярен в .

В Кельне есть мемориальная доска создателю знаменитой «Кельнской воды»
Также здесь создан музей , в котором можно проследить всю историю одеколона, «продегустировать» ароматы.


Российские парфюмеры добавили к одеколону три эфирных масла: бергамотное , лимонное и нероли , и назвали «Тройной ».

,,,
Шипр
Шипр (фр. Chypre , «Кипр») — популярные духи и одеколон, аромат которых был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти .
В состав «Шипра» входят смесь ароматов мха дуба , бергамота , пачули , сандала и ладана . Основой аккорда стал

На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим.

Большинство из нас не задумывается о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательными и неотразимыми.

Однако если хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.

Из глубины веков

Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине тысячелетий. В жизни первобытного человека значительную роль играло обоняние. Оно имело центральное значение в поиске животной и растительной пищи, оценке её годности, выявлении опасностей, хищников.

Свыше 15 тысяч лет до н.э. люди научились самостоятельно добывать огонь. Сидя у костра, бросая в огонь благовонные ветки можжевельника, кедра или ароматные травы, они ощущали душистый аромат.

Представляя небо обителью богов, высщих сил, которые в большинстве своём враждебно относятся к людям, человек искал средства их ублажить, получить защиту. Применяя проверенные средства - молитву, жертву и благовонный дым, он лелеял надежду избежать небесной кары.

Ритуал воскуривания как неотъемлемая часть обряда поклонения богам, высшим силам встречается во всех странах и культурах, он сохранился до нашего времени.

С большой уверенностью можно сделать вывод, что появление данного ритуала связано с общей эволюцией человека, его сознания, а не с проявлением какой-либо одной культуры.

В дальнейшем использование ароматических растений носило определённый смысл - улучшение вкусовых свойств пищи, целебное действие, умиротворение высших сил и т.д.

Первые духи – благовония

«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов.

С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым».

Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла.

Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан .

Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).

Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики.

Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов.

Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами.

Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ.

По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ.

Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее.

Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана .

Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.

Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери.

Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.

Использование духов становится индивидуальным

На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи.

Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью.

Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело.

Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы.

Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши.

Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам.

Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.

Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия.

Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве.

Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы , лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы.

Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога.

Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.

После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы.

В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ.

Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение.

Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи.

Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.

Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом.

Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.

Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.

Красивый сосуд для изысканного аромата

Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах.

Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор.

Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.

Духи распространяются по всему миру

С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах.

После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета.

У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни.

Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов).

Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло.

До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат.

Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.

В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами.

Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы.

Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае.

Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни.

Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах.

Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.

Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина.

В это время появляется «эссенция нероли », экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни.

Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.



Рассказать друзьям