Переходный возраст у девочек. Как взрослеют девочки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Психологическая ломка

На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.

Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.

Взросление мальчика

Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.

Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).

Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.

В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Взросление девочки

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.

Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.

Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора.

Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.

Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

  • постоянная подавленность;
  • отстраненность;
  • отсутствие аппетита;
  • хамство;
  • демонстративные поступки;
  • жестокость;
  • «деньголюбие».

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: . При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

Окончание постпубертатного возраста

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.

Переходный возраст у девочек начинается в начальной школе и заканчивается к окончанию старшего звена. Период полового созревания занимает около 10 лет и характеризуется внешними и внутренними изменениями. Сколько длится у девочек, будет зависеть от общего состояния организма. Чем больше имеется скрытых пороков в работе органов внутренней секреции, тем больше потребуется времени для урегулирования всех процессов.

Процесс изменения тела будет начинаться, когда активная совместная деятельность гипоталамуса и гипофиза запустит работу яичников. Так как эндокринная система еще не отрегулирована, а биохимические процессы происходят неупорядоченно, то гормональные взрывы приводят к изменению характера. Ребенок в этот момент становится нервным, дерзким и раздраженным.

Когда начинается переходный возраст у девочек, родителям нужно проявлять тактичность по отношению к ребенку, организм которого претерпевает гормональную перестройку. Гормональные сбои тяжело переносятся нервной системой, и даже взрослые женщины становятся раздраженными и истеричными.

Во сколько лет начнут появляться вторичные половые признаки, зависит от генетических особенностей организма. На становление эндокринной системы влияют климатические условия, особенности быта и питание. Современная пища содержит большое количество гормонов, биологически активных веществ, различных добавок. Это может привести к раннему половому созреванию. Уже в возрасте семи лет у ребенка могут появиться первые признаки пубертатного периода, что называют ранним взрослением.

В некоторых случаях это приводит к раннему закрыванию точек роста опорно-двигательного аппарата, и девушка остается невысокого роста, несмотря на то, что формула указывает, что ее тело должен быть несколько выше достигнутых значений.

У девочек, имеющих скрытые патологии эндокринной системы, часто наблюдаются позднее половое созревание, которое начинается в 18 лет, в то время, когда сверстницы уже благополучно прошли все этапы взросления.

Несвоевременное появление признаков пубертатного периода должно настораживать родителей. Ребенка нужно показать специалистам, специализирующимся в области детской гинекологии и эндокринологии.

Первые признаки переходного возраста у девочек можно заметить в возрасте от 7 до 9 лет. В это время происходит созревание гипоталамических структур, и это отражается на состоянии кожи. Увеличение секреции сальных желез становится причиной появления единичных гнойничков на лице и черных точек. Фигура у девочки в это время тоже изменяется. К девяти годам уходит детский жир, подтягивается живот, бедра округляются.

После 10 лет начинает увеличиваться продукция эстрогенов, количество которых будет увеличиваться . В этот переходной возраст у девочек признаки пубертатного периода становятся особенно явными. Начинается рост молочных желез, появляются жесткие волосы на половых органах, увеличиваются половые губы.

Яичники начинают активно функционировать и отлаживают свою работу. У девочек начинаются первые менструации, которые могут вначале менять свой характер. В это время обостряются психологические проблемы переходного возраста у . Многие начинают страдать от повышенного аппетита, что указывает на неполноценное питание. От этого начинаются проблемы с лишним весом. Состояние кожи ухудшается, потому что избыточная работа сальных желез увеличивает риск размножения условно-патогенной микрофлоры на коже, что приводит к воспалительным процессам.

С 14 лет у многих девушек происходит полное формирование гипоталамо-гипофизарной системы. После этого у нее установится полноценный менструальный цикл, который в здоровом организме будет существовать постоянно. Девушка в этом возрасте имеет сформированную фигуру, и пропорции тела с этого возраста могут сохраняться всю последующую жизнь. Заканчивается переходный возраст к 17-ти годам, и в это время прекращается рост скелетных костей.

Психологические проблемы тинейджеров

Все проблемы переходного возраста у девочек нужно обсуждать в кабинете врача, чья деятельность тесно связана с наблюдением за организмом подростов. Часто такие встречи носят консультативный характер, потому что до полного становления эндокринной системы врачи не вмешиваются в естественные процессы организма.

Родители в это сложное время должны понимать, что девочек во время пубертатного периода следует сдерживать от ошибок. В это время изменяется не только физическое состояние организма. Ребенок превращается в женщину, и это понимание изменяет его мироощущение.

Надоедливая опека их раздражает. На этом этапе им требуется взрослая подруга, которая бы научила правильному поведению по женскому типу. Если мать не найдет времени для того, чтобы стать дочери таким другом, девочка найдет его вне дома. Тогда жизнь родителей значительно усложнится.

Если появились трудности в общении с подростком, всегда нужно обращаться к психологу, который разберется в создавшейся ситуации и даст совет, как вести себя родителям с данным ребенком. Компетентная помощь ребенку в период, когда происходит активное становление личности, способствует формированию доверительных .

Чаще всего в это непростое время родители отмечают у девочек:

  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • вялость;
  • рассеянность;
  • неряшливость.

Все эти недостатки нужно мягко корректировать, чтобы не усугублять конфликтную ситуацию.

Роль матери очень велика в это время. Если в переходном возрасте она начнет относиться к девочке как к равной, и воспринимать ее как личность, будет позволять пользоваться подходящей к возрасту косметикой, покупать модную одежду, то это значительно сгладит сложности общения в тот год, когда могут начаться сложности переходного периода.
В это время следует учить подростка правильному обращению с дорогими вещами, ухаживать за кожей, приводить в порядок свою внешность. От такого родительского отношения все в семье только выиграют. Девочка будет рассказывать матери о своих приключениях, а родители получат возможность мягко корректировать поступки взрослеющей дочери.

Мама должна стать подругой для дочери.

Нежная дружба матери с дочерью поможет пережить ребенку первую влюбленность, которая может начаться внезапно и закончиться драматически. Если у дочери начнется или нервный срыв, при доверительных отношениях всегда можно выяснить, что происходит в жизни ребенка и дать необходимый совет.

Родители подростка должны понимать, что сложное время закончиться после того, как гормональный фон наладится. Если сохранить доверие и уважение, не вспоминать все ошибки, которые совершает дочь в это время в попытках решить свои проблемы, все трудные периоды в семье будут заканчиваться положительно.
Если ребенка оскорблять, понижать его самооценку, может произойти отдаление подростка от семьи, что приведет к разрыву отношений на долгие годы.

Готовиться к осложнениям в период переходного возраста нужно заранее. Ребенка нужно воспринимать таким, какова она есть и целенаправленно воспитывать в ней чувство меры. К пубертатному периоду девочка должен уметь извиняться за поступки, ощущать чувство вины за невыполненные обещания, предупреждать родителей о месте, где находится.

Идеально, если каждый вечер при встрече мать будет спрашивать, что интересного произошло в жизни ребенка. Если она сумеет правильно пользоваться полученной информацией, то всегда будет знать, что происходит с ее любимой дочерью. Оживленный диалог и реплики в поддержку дочери позволяют выработать привычку рассказывать родителям обо всем, что с нею происходит, и спрашивать совета в сложной ситуации.

Роль отца в воспитании подростка

Отец, участвующий в воспитании дочери, важен в период становления личности. Если девочка знает, что такое отцовская забота и любовь, ее гормональные всплески не будут выходить из рамок дозволенного. Девочки, выросшие с отцом, принимающим активное участие в воспитании, намного реже вступают в ранние половые связи и рожают детей до 18 лет.

Родитель, дружелюбно относящийся к ребенку, регулярно привлекающий дочь к совместным делам, интересующийся ее личной жизнью, вызывает полное доверие. Непререкаемый авторитет отца в семье часто положительно влияет на девочку, и агрессивное начало подавляется. Мужчина должен понимать, что воспитание дочери требует такта. Следует установить определенные правила и придерживаться их в течение всего времени, постепенно убирая ограничения.

Родители должны общаться с дочерью

Нравоучительные беседы, несмотря на все их недостатки, позволяют на подсознательном уровне сформировать положительные черты характера. Мужчины любят вести разговоры, в которых юной женщине раскрывается взгляд на ситуацию с мужской точки зрения. Это помогает девушке строить свои отношения с представителями противоположного пола. Часто отцовские нравоучения позволяют четко осознать, какие оценки дают мужчины девушке в том или ином случае, и исключить ошибки в общении.

Умение сдерживать негативные эмоции и во всем видеть положительное начало смягчает негативные проявления пубертатного периода. Воспитанный ребенок, умеющий давать оценку происходящим событиям и критически относящийся к своей личности, намного легче переносит тяготы подросткового периода, чем подросток, выросший без родительского внимания.

Кажется, что только недавно вы принесли маленький кричащий свёрточек домой, и вот уже этот комочек вырос и превратился в замечательную девочку, столкнувшуюся с тысячами вопросов.

Чаще всего переходный возраст у девочек наступает в 10–11 лет, но в редких случаях этот момент может наступить на 1–2 года в ту или иную сторону. Длительность этого процесса зависит от скорости формирования форм и устаканивания гормонов в организме девочки. В среднем переходной возраст длится до 15–17 лет. В отдельных случаях при некоторых физических или психических отклонениях может затянуться до 23–25 лет.

Переходный возраст – это нелёгкий период, во время которого появляются проблемы не только у детей, но и у их взрослых родителей. Как правильно определить переходный возраст у девочек до скольки лет, и по каким причинам он затягивается.
Первичные признаки прихода полового созревания.

У каждого полового возраста есть свои признаки при помощи которых для взрослых есть возможность определить назревающую проблему или разговор о первой любви, комплексах, истериках, депрессиях и физиологических изменениях.

1. Происходит расширение костей таза, визуально заметны округления бёдер и ягодиц.

2. Происходит усиление пигментации околососкового кружка.

3. Начинается прорастание первых волосков на лобке и подмышечных впадинах, продолжает расти и округляться молочная железа.

4. Происходит подготовка к менструальному циклу и непосредственное его начало, и установление.

5. Нестабильное психологическое состояние с частыми перепадами настроения.

6. Препровождение достаточно большого количества времени возле зеркала.

7. Разительная смена гардероба.

Физиологические изменения девочки в переходный период.

Усиленная работоспособность щитовидной железы и гипофиза приводит к интенсивному выделению гормонов в молодой организм девочки, что приводит, в свою очередь, к молниеносному росту и внешним изменениям, которые часто пугают подростка. Ввиду заложенной любопытности в женское существо, девочки начинают проводить много времени возле зеркала, стараясь подробно изучить и понять изменения в своём организме. Именно в это время юные создания начинают чаще всего интересоваться косметикой, кремами, парфюмерией. Внешние изменения и округления фигуры ведут за собой достаточно часто и такую неприятную вещь как прыщи. Подростковые прыщи – это, наверное, самое большое расстройство, с которым стараются в одиночку правиться маленькие девочки. Прыщи и переходный возраст у девочек до скольки лет могут шагать рука об руку, напрямую зависит от степени ухаживания за кожей. Именно в это время на девочек сваливаются сотни вопросов, ответы на которые раскроются либо с вашей помощью, либо без таковой. Мамочки, именно в это время ваше умение слушать, рассказывать, наставлять на путь истинный необходимо проявить с максимальной осторожностью и чувством такта. Девочки в переходном возрасте очень ранимые, сверхкритичные к внешности. Поэтому всегда подбирайте выражения относительно их гардероба, вкусов, макияжа, образа жизни.

Именно в этот период вы можете стать лучшей подружкой, рассказав о грядущих изменениях и способах борьбы с ними, или же отдалиться на ещё долгие годы от своей кровиночки.

Сегодня в материале расскажем про переходный возраст у девочек и у мальчиков. Как быть родителям и как правильно себя вести с детьми в данный период. Что следует делать а, что нет.


Взросление – естественный процесс, который, тем не менее, сопровождается немалыми проблемами. Все изменения, происходящие в подростковый период, настолько сильны, что затрагивают все сферы жизни. Ничего уже не будет по-прежнему. И это очень сильно пугает родителей. Впрочем, и дети не всегда с восторгом принимают происходящее.

Меняется не только физическое тело ребенка, но и его мировосприятие . Дитя формирует свое представление об окружающем, ориентируясь на взрослого. Родители для него почти боги, они защищают, дают еду и кров, и поощряют. Со временем ребенок накапливает свой собственный жизненный опыт, который зачастую идет вразрез с тем, что он видит в семье, на первое место выходит авторитет сверстников.

Общая психическая и физиологическая незрелость, перестройка гормональной системы, неадекватная самооценка – все это делает практически любого подростка взрывоопасным субъектом общения. Взрослым порой кажется, что их ребенок теряет рассудок. А дети не могут донести до взрослых свои проблемы.

Переходный возраст у девочек

У девочек пубертат начинается довольно рано. Первые изменения можно заметить уже к концу начальной школы. Примерно к 10-11 годам наблюдается резкий скачек роста и мышечной силы. Гормональные изменения у девочек проходят мягче и дольше растянуты по времени. Могут появиться первые комплексы по поводу внешности. Родителям, да и всем окружающим, нужно быть максимально деликатными.

В 12-14 лет у здоровой девочки-подростка начинается менструация. Это очень важный период становления и осознания своей женской сути. Мама либо любой другой взрослый, которому ребенок доверяет, должны заранее поговорить об особенностях взросления и о том, как теперь будет функционировать организм.

Кроме того важно грамотно проводить профилактику подростковой беременности. Без запугиваний, но честно рассказать обо всех последствиях незащищенного секса. Ведь подросшие девочки в этом вопросе наиболее уязвимы.

Переходный возраст у мальчиков

Взросление мальчиков начинается несколько позднее, чем у девочек. Если посмотреть, например, на шестой класс школы, то резко бросается в глаза отличие и физическое и эмоциональное. Пубертат у мальчиков начинается в среднем в 13 лет и отличается более активными гормональными всплесками, и более быстрым ростом костной и мышечной массы.

Активный выброс в кровь андрогинов , делает мальчиков-подростков более агрессивными, они реже идут на компромисс, чаще свершают необдуманные действия. Задача взрослых максимально корректно объяснять подростку последствия его поступков. В этот период очень важно постараться найти общий язык и общие интересы.

Чего родителям ждать от детей-подростков

Пубертат окутан множеством мифов. Взрослые, конечно, помнят себя в этом возрасте, но современные подростки кажутся совсем другими. Если внимательно приглядеться, со сменой поколений, по сути, ни чего не изменилось. У подрастающих детей те же проблемы, им хочется сепарации от родителей, но нет возможности.

То, насколько остро будет проходить подростковый возраст детей в каждой конкретной семье, зависит от множества факторов.

Прежде всего от того насколько доверительные и открытые отношения были в более раннем периоде. Но есть общие тенденции, присущие всем подросткам, в той или иной степени:

  • Внешне необъяснимые перепады настроения. Они связаны с особенностями работы растущего мозга и перестройкой гормональной системы.
  • Проблемы со здоровьем, связанные со слишком быстрым ростом. Нервная и кровеносная система не успевают за стремительно вытягивающимися конечностями.
  • Отдаление от родителей и «уход» из дома. Это абсолютно нормальный этап взросления, родителя следует с пониманием относится ко все возрастающей самостоятельности подростка.

Ожидания детей-подростков от родителей

Каким бы сложным не был период перехода от детства к юношеству для родителей, детям гораздо сложнее. Часто они не понимают что происходит. Почему тело вдруг стало болеть и перестало слушаться. Почему хочется плакать и кричать без повода. И как теперь дальше жить.

Отсутствие жизненного опыта делает подростков очень уязвимыми и, по сути, они все равно еще дети, даже если переросли маму на голову. Им так же нужна родительская опека и поддержка в сложных ситуациях. Просто необходимо знание, что есть надежный тыл, где их любят и примут любыми.

Подростки на самом деле готовы идти на компромиссы и выстраивать новые отношения с родителями. Они ожидают, что родители с пониманием отнесутся к их желаниям, проблемам и страхам.

Как минимизировать конфликты и ошибки

Подростковый возраст – наиболее сложный период в жизни семьи. Ребенок внешне уже часто выглядит совсем взрослым. Но при этом малый жизненный опыт и невозможность отвечать за свои поступки делает детей этого возраста очень уязвимыми.

Подростки стремятся к независимости , начинают «уходить» из дома, ставят на первое место авторитет сверстников. Характер этого обособления зависит от характера ребенка и от предыдущего опыта отношений с родителями.

Взрослых эта ситуация тревожит и вызывает стремление все исправить, «вернуть как было». Эти попытки либо оканчиваются неудачей и окончательным отдалением ребенка. Либо порыв к естественной сепарации пресекается и из подростка вырастает инфантильная, неприспособленная к жизни личность.

Еще один негативный вариант дальнейшего развития детско-родительских отношений – ребенок замыкается в себе, затаивается и ждет момента взросления. После чего следует разрыв отношений надолго, возможно навсегда.

Родителям важно , исходя из собственной ситуации, найти компромисс между попустительством и абсолютным запретом. Надо учится заново выстраивать приемлемые границы поведения и отпускать там, где это возможно.

Для этого надо учесть основные задачи в воспитании подростков:

  1. Определите для себя конечную цель воспитания. Родители не часто задаются этой проблемой. Либо смотрят на нее слишком узко и одномоментно. Они хотят, чтобы подросток вот прямо сейчас был послушным, а через пять лет стал самостоятельным, смелым и решительным. Но так не бывает, если человека очень долго ломать, он рано или поздно сломается. Из хорошей правильной послушной деточки не вырастет успешный, психологически зрелый взрослый. Помните о главной цели – .
  2. Создайте подростку условия для взросления. Дети хотят исследовать мир, и это совершенно нормальное их стремление. Взрослые хотят обеспечить максимальную безопасность. Чем старше ребенок, тем шире круг его интересов и тем он дальше от дома и семьи. Основная беда подростка – малый жизненный опыт, влекущий за собой порой слишком жестокие последствия. Родителям стоит заранее продумать стратегии действий в разных опасных ситуациях. Просто запрещать – не выход, подросток все равно сделает то, что хочет, но уже втайне. Надо максимально подробно проговаривать все последствия тех или иных решений, часто уже только это останавливает ребенка от сомнительных действий. В крайнем случае, допустимо и запретить, но таких запретов должно быть как можно меньше, в идеале не больше пяти.
  3. Безусловное принятие ребенка . Любовь родителя не должна зависеть ни от каких внешних факторов. Ни оценки в школе, ни успехи/неудачи в любимом деле, не должны глубинно влиять на детско-родительские отношения. Любить подростка порой очень сложно, такого нескладного, хамоватого, неряшливого, но ему это необходимо даже больше чем младенцу. Родительская безусловная любовь дает силы для преодоления, для познания нового, для движения вперед.
  4. Доверьте подростку зону ответственности. Научитесь делегировать подросшему ребенку часть заботы о семье и нем самом. Есть довольно много вещей, с которыми подростки справляются не хуже взрослых – приготовить несложный ужин, забрать посылку с почты, самому выбрать и купить шторы в свою спальню. Такое делегирование идет на пользу всем, и дети учатся настоящей жизни и родители получают небольшую передышку.

Подростковый возраст в жизни мальчиков и девочек рано или поздно заканчивается. Наступает новый этап жизни – юношество, а затем зрелость. От того насколько грамотно поведут себя родили в период пубертата, зависит то насколько гармоничными и сильными личностями вырастут их дети.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.



Рассказать друзьям