План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД "Свойства воды и воздуха" в старшей группе. Нод в старшей группе "удивительные свойства воздуха"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект НОД в старшей группе по теме «Как увидеть воздух».

Шишова Лилия Александровна, воспитатель МБДОУ «Березка»,
г. Суровикино, Волгоградская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по теме «Как увидеть воздух». Данный материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.
Это конспект познавательного занятия на развитие познавательного интереса к экспериментированию с объектами и предметами окружающей среды.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детейстаршей группы по теме «Как увидеть воздух».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие.
Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Задачи:
Образовательные: научить детей проводить элементарные опыты с воздухом, исследовать его свойства, устанавливать связи, происходящие изменения;
- организовать самостоятельный поиск детьми знаний по теме «Воздух»;
- обогащать и активировать словарь детей:
- познакомить с экологическими проблемами воздуха;
Развивающие: развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-оценивать результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи
-развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха;
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
-развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-оценивать результат работы (получилось-не получилось), исправлять ошибки;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Речевые: развивать связную речь детей, обогатить словарь детей: : лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитательные: слушать и понимать чужую речь, работать в коллективе;
воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы по данной теме, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля, «коробка-сюрприз»
Ход (НОД)
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами помогли жителям планеты Пузыряндии, а сегодня, к нам с далекой планеты прилетел гость Шарон Шароныч (шарик накаченный гелием) и передал нам с вами вот этот подарок (красивая коробка). От благодарных жителей планеты Пузыряндии. Они считают, что в коробке находится что-то очень дорогое и ценное для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке, не открывая ее? (Дети пробуют на ощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какие-то подсказки. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Шарон Шароныч приготовил нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.
Опыт 1: “Что внутри”.
-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
-Его раздуло.
-Какой стал мешок? (мешок стал упругий, выпуклый, твердый).
-Что появилось в наших мешках (воздух).
А кто его видел этот воздух? Может, его и вовсе нет? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он вокруг нас всегда. Мы его видим? Нет.
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? (ответы детей). Почему его называют невидимкой? (ответы детей: воздух прозрачный значит, через него всё видно).
Воспитатель: А что ещё бывает прозрачным? Найдите прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окнах, стаканы, банки). Через стекла видны деревья на улице, другие дома, значит они какие? (прозрачные).
А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем, что воздух есть и он вокруг нас.
Опыты:
Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку).

Опыт 2. Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить).
Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: А хотите узнать может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.
Опыт 3. предложить опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть.
Воспитатель: А я знаю ещё один способ, как можно увидеть воздух.
Опыт 4. Воспитатель берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. Давайте подуем в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. A вот если дуть сильно-сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)
Воспитатель: Правильно ребята, мы вдохнули много воздуха и выдохнули его в воду, пузырьки воздуха вырываются из воды, и их очень много. Воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
Воспитатель вместе с детьми подходит к аквариуму, обращает внимание на пластмассовый листок кувшинки и маленькой девочки Дюймовочки. Просит детей прислушаться, как Дюймовочка и лист не могут договориться, спорят.
Воспитатель: Дети, давайте выясним, в чем дело, - прислушиваются.
Оказывается, листик очень хочет попасть на дно морское, а Дюймовочка боится намокнуть. Вот из-за чего, оказывается, они "поссорились!
Воспитатель спрашивает детей: "Ребята, можно ли сделать так, чтобы листок опустился на дно, но при этом маленькая девочка не намокла? "Многие дети соглашаются и правильно действуют: накрывают лист и Дюймовочку стаканом и опускают его на дно емкости. Объясняют, почему Дюймовочка оказалась сухой. Дети делают вывод.
Воспитатель: А чтобы листок с девочкой больше никогда не ссорились, давайте покажем им, как дружно мы играем в игру "Раздувайся пузырь "
Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух?
(подбор определений) Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя-влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.

Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …
Воспитатель: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей) Движение воздуха.
Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.
- А как называется движущийся воздух? (ветер)
-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
Игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.
Загадки.
* Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился (парашют)
* Маленький, удаленький
Громко кричит. (свисток)
* Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать -
Станет кверху летать. (мяч)
*Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш военный (вертолет)
* Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)
* Всю жизнь крыльями машет
А улететь не может. (ветряная мельница)
* Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
* Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди. (Фен)
(Подводятся итоги игры)
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что воздух не только всюду имеется: он есть в банке, в стакане, в воде, в пенопласте, в губке, - но его еще можно и взвесить, он имеет вес.
На пути встречаем сооружение - весы. Показывая на весы, воспитатель спрашивает: "Дети, кто знает, что это такое? ". Устанавливаем, что это весы, что при помощи весов можно определить, какое тело тяжелее, а какое легче.
"Дети. Давайте проверим и взвесим вот эти шары". На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: "Какой шарик тяжелее? " Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. Шарики снимаем с весов и один из них надуваем.
"Почему шарик раздулся? " Раздулся потому, что мы туда надули воздух. "Давайте еще раз взвесим". Одна чашка немного опускается. Воспитатель спрашивает: "Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? " - тяжелее тот, в котором воздух. "Значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес".
А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно?
Вывод: без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы много сегодня узнали по воздух, думаю, что сейчас мы сможем точно сказать, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, воздух – это самое дорогое и ценное для человека. Давайте с вами скажем спасибо за такой ценный подарок Шарон Шароныча и сделаем подарки для жителей планеты.

Дети конструируют бумажные вертушки и дарят подарки Шарон Шаронычу и выпускают его в окно.

НОД по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в старшей группе Григорьева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ Д/С №1 «Колосок». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; - развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей; - поощрять выдвижение гипотез; - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; - воспитывать аккуратность при работе с водой; Гипотезы: - воздух постоянно нас окружает; - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха не возможна жизнь; - воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - ветер - движение воздуха. Оборудование: - кукла Воздушинка - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); - спасательные нарукавники; - миска (желательно стеклянная) - стакан; - игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; - стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; - чеснок, чеснокодавилка; - веера по количеству детей; - песочные часы; - воздушные шары по количеству детей. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Незнайка, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим. Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим. Опыт 2. Подводная лодка. Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок). Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика). Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Незнайка: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите! Опыт 3. Камень. Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде? Дети: Из камня выходят пузыри. Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что? Дети: Воздух! Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Физкультминутка. Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте) Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками). Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Опыт 4. Воздух в человеке. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Незнайка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Опыт 5. «Не дышу» Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Воспитатель: НЕзнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер? Дети: Да. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует ветерок. Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! - что воздух постоянно нас окружает; - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; - что воздух легче воды; - что воздух есть внутри предметов; - что воздух есть внутри людей; - что без воздуха не возможна жизнь; - что воздух не имеет запаха, но может передавать запах; - что ветер - движение воздуха. Воспитатель: НЕзнайка куда ты исчез? Что ты там делаешь? Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания! Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом! |

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

НОД в старшей группе

Тема «Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

Задачи: развивать познавательную активность

развивать плавный длительный выдох

развивать тактильные ощущения

развивать слуховое внимание

развивать связную речь

развивать навыки взаимодействия детей с друг с другом

Оборудование: воздушные шарики, атласные ленточки, цветные и белые листы бумаги, резиновые игрушки

Ход

1.Коммуникативная игра «Солнечные лучики»

Логопед: Ребята, давайте с вами познакомимся. Назовите своего соседа справа ласково и протяните руки вперед.

Наши руки – это солнечные лучики, чувствуете, как стало тепло?

Логопед: Ребята, скажите, кто такие ученые? (люди, которые много изучают, делают опыты, открытия).

Хотите быть сегодня маленькими учеными?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Опыт с воздушными шариками

Посмотрите, сколько много воздушных шариков в лаборатории, давайте их соберем.

Интересно, а какое настроение у ваших шариков?

Какой формы шарики?

А что же случилось с моим шариком, почему он такой маленький?

(сдулся, плохо надули).

Что же сделать, чтобы шарик вновь стал круглым?

(надуть посильнее)

Хорошо, попробую!

И, правда, получилось! Вот какой красивый шарик и настроение у него стало веселым.

Ребята, а что у шариков внутри, посмотрим? Видите, что-нибудь?

(ничего не вижу, ничего).

Развяжем шарики, что случилось?

(они сдулись)

Почему сдулись шарики?

Из шариков вышел воздух.

Вы заметили, какого цвета воздух?

Почему мы не видим воздух?

(у воздуха нет цвета, он бесцветный)

Еще про воздух говорят, что он невидимка.

Почему так говорят?

(потому что мы его не видим, он невидимый).

Ребята, а где нас окружает воздух?

(на улице, в группе, дома)

Опыт с атласными ленточками

Внутри нас есть воздух? Хотите проверить? Возьмите атласную ленточку. Подуйте на нее.

Что происходит с ленточкой?

(колышется, шевелится, двигается)

Что помогает ленточке двигаться? (ветер, воздух)

А почему твоя ленточка зашевелилась? От чего стала двигаться твоя ленточка? Что стало происходить с твоей ленточкой, когда ты на нее подул?

Как же воздух внутри нас оказался?

(мы вдохнули носом)

Давайте надуем животики, как шарики. Положите руки на живот. Вдох – шарик надули,

Выдох – шарик сдулся.

Ребята, а почувствовать воздух можно?

(садятся на ковер)

Опыт с веером

Как вы думаете, для чего нам нужна цветная бумага?

Я предлагаю сделать веера.

Помашите веером тихо. Что чувствуете? (ветерок)

А сейчас помашите посильнее. Что чувствуете? (ветер)

Что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха.

А сейчас закроем глаза и посидим в тишине, послушаем звуки.

Ребята, что вы услышали?

Да, ребята, вы услышали разные звуки. А воздух можно услышать?

Хотите услышать нашего невидимку?

Подойдите к столу. Возьмите игрушку, из чего они сделаны?

(из резины).

Значит игрушки какие?

(резиновые).

Попробуйте надавить на игрушку. Что-то слышите?

(шум, писк)

Почему раздается шум? Почему игрушки запищали?

Воздух выходит через дырочки и раздается шум.

Ребята, хотите заставить звучать эти листочки?

Из чего эти листочки?

(из бумаги)

Значит они какие?

(бумажные)

Приложите край листочка бумаги к губам и подуйте. Что происходит с листочком?

(листочек дрожит)

Слышится звук.

Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем?

(дышать)

Без воздуха можно долго продержаться?

Игра «Ныряльщики»

Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»

Вдох, присели и не дышим, нырнули.

Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.

Легко было без воздуха?

(трудно, тяжело)

Без воздуха можем долго находиться?

Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.

Сегодня в нашей лаборатории вы провели много опытов с воздухом, много о нем узнали.

(расскажем)

Я предлагаю написать письмо вашим мамам и папам обо всех открытиях, согласны?

С чего начинается письмо?

«Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня мы были учеными. Мы узнали, что воздух бесцветный, его называют невидимка. Воздух окружает нас и даже находится внутри нас. Воздух можно почувствовать, он движет предметы. А еще воздух можно услышать. Без воздуха нет жизни на земле»

Ребята, куда поместим письмо?

(в раздевалку)

Хорошо, когда мамы и папы придут, они смогут прочитать наше письмо.



Рассказать друзьям