Планирование художественное творчество средняя группа. Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

НОД «Художественное творчество» (рисование) средняя группа.

Тема: «Сказочное волшебство».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение », «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура».
Цель: обучение нетрадиционным способам рисования,развитие творческих способностей.
Задачи:
Развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто «прячется в пятне; познакомить с кляксографией; закреплять знание об основных и составных цветах- теплой и холодной гамме цветов; воспитывать любовь к рисованию.
Материал:
Бумага, акварель, кисточки, салфетки, баночки с водой, подставки, цветные карандаши, ватные тампоны, тарелочки, маски-красные, желтая, синяя, оранжевая, зелёная.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы поиграем в волшебников, добрых, умных и весёлых. Представьте, что всё вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окошком проплывают облака волшебные. Они наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли, воздушные шары, часы, на рыб, слонов. Пока мы волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.
-Лист бумаги давайте смочим водой с помощью ватного тампона, надо начинать водить им сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь в низ.
-Теперь надо бумаге чуть-чуть подсохнуть, что бы лист стал слегка влажным. А пока можно «напоить» краски водой, капнуть по капельке кисточкой в каждую краску.
Не забывайте о том, что кисточку нужно тщательно промывать в воде, иначе краски будут грязными.
-У меня меня лист стал влажным, я наберу краску на кисть и с помощью кисточки капну краской на бумагу. Посмотрите, как мои капли растекаются в одно яркое, «колючее» пятно.
-Давайте вместе внимательно рассмотрим пятно.
-Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?(Ответы детей)
-Я вижу в ней нос, даю, выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки я дорисую карандашами.
-Кто у меня получился? (Ёжик)
-Правильно ёжик.
-А теперь, дети, с чего вы начнете рисовать?(Ответы детей)
- Правильно, мы наберем краску и капнем на свои листочки.
-Подберите нужную краску и внимательно, пристально смотрите на свою кляксу(Выполняют)
-Кого или что вы видите в кляксе? (Ответы детей)
-Посмотри Лена что получилось у Юли в кляксе?(ответ ребенка)
-Правильно Лена отгадала, что к тебя получилось в кляксе?(ответ ребенка)
-А посмотрите, что у Тани получилось?(предполагаемые ответы детей)
-Молодцы, ребята, вы - настоящие волшебники. Вы в пятнах увидели много предметов.
-Отодвинули в стороны свои рисунки. Слушайте внимательно.
-А еще можно ставить кляксы на сухом листе бумаги. Я капну несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложу лист пополам, а затем разложу его.
-Посмотрите, у меня получилось пятно и оно напоминает мне крылья бабочки. Мне нужно только дорисовать к ним глазки, усики и ножки.
-С чего вы начнете работать? (ответы детей)
-Правильно, нужно капнуть краску и сложить лист пополам.
-Начинайте работать.
-А теперь посмотрите на лист, что напоминает Тани клякса?
-Что ты должна дорисовать в эту кляксу?(Ответ ребенка)
-А теперь постарайтесь увидеть разные предметы в кляксе, чтобы у всех были разные предметы.
-Женя, что ты видишь в кляксе у Тани? (Ответ ребенка)
-Молодцы, у Тани красивый цветок, у Жени тучки и идёт дождь.
-Молодцы, ребята, вы хорошо фантазируете и рисунки у вас получились хорошие.
-А сейчас хотите поиграть в игру « Краски-маски» ? (Выходят)
-Я даю вам маски,каждая маска-определенная краска. (раздаю маски)
-Начинается игра:
Я хотела рисовать, но не знаю, с чего начать.
Маски-краски где вы?(Дети переходят в маски - одевают «очки»)
-Мы здесь!
-Я возьму три краски основные,
Эти краски не простые:
Из них состоят все другие.
Где эти краски основные?(выбегают ребята 3 основные краски: красная, желтая, синяя)
-Если красная и желтая подружатся, какая новая краска получится?
-Ведите свою подружку!(красная и жёлтая выводят оранжевую)
-А если желтая с синей подружится, какая новая краска получится?(желтая и синя выводят зелёную)
-А теперь теплые краски-
Дружно за руки взялись,
Поклонились,
Улыбнулись,
Повернулись,
Разошлись.(Садятся на места)
-Холодные краски
Дружно за руки взялись,
Поклонились,
Повернулись,
Разошлись.
-Как хорошо вы знаете все основные цвета и гамму цветов, и правила общения с красками.
Молодцы дети!Занятие окончено.

Интегрированные задачи:

Познание: Дать детям представление о Красной книге, расширять знания детей о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу, Закрепить знания детей о елке. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой елке и поэтому их надо беречь. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Коммуникация: Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, отгадывать загадки, выразительно читать стихи, правильно выговаривать все звуки.

Художественное творчество: Закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать чувство ритма и чувство цвета.

Труд: Воспитывать желание начатое дело доводить до конца, стремление делать его хорошо.

Музыка: Продолжать развивать музыкальное восприятие, воспитывать устойчивый интерес к музыке.

Материал и оборудование: Красная книга, набор демонстрационных картин по теме «Деревья», альбомный лист, трафареты елок, простой карандаш, клей, кисточки для клея, елочные иголки, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулки за елками, чтение и разучивание стихов, разучивание песен о елке.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Что за стройная девица,

Не швея, а мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка).

Воспитатель: Правильно, ребята, значит, мы сегодня будем говорить о елке. Посмотрите на доску, там очень много деревьев и среди них есть елка. Кто выйдет и покажет ее? Как вы узнали елку? Какая она? (ответы детей).

Воспитатель: Елка – очень красивое, нарядное дерево. «Наряд» у них из иголок и сама елка похожа на пирамиду. По этим признакам елку легко отличить от других деревьев. А что есть у елки, какие части? (Есть ствол, покрытый коричневой корой, есть верхушка, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветви покрыты зелеными, жесткими, колючими иголкам, есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте).

(Кто-то стучится в дверь. Заходит почтальон Печкин).

— Здравствуйте, это детский сад? Группа «Звездочка»? Вам пришло письмо? Получите, пожалуйста, и распишитесь. (Воспитатель берет письмо, расписывается, и почтальон Печкин уходит).

— Ребята, послушайте, какое письмо пришло к нам. В письме написано, что елки, которые растут в лесу взволнованы и переживают о том, что скоро новый год, и они боятся, что их всех срубят. Лесные елки просят о помощи.

— Ребята, поможем нашим лесным красавицам? Можно рубить елки? Почему нельзя? (Елочка живая. Если мы ее спилим, она засохнет и умрет, и не будет такой красавицы)

Правильно, ребята. Нельзя рубить деревья. Они живые как и мы, они так же растут, дышат, питаются. Мы их должны охранять. Есть такая книга, она так и называется Красная книга. Как вы думаете, почему она красного цвета? Красный цвет как сигнал светофора, предупреждает людей, что многих животных и растений осталось очень мало, и их нужно спасать. Мы, ребята, с вами должны охранять все растения и животных, которые попали в эту книгу. Когда мы их встретим в лесу, на лугу или на речке, или у нас на участке детского сада, скажем им: «Мы вас не будем обижать». Вот послушайте стихотворение Б. Дубровиной:

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери.

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Физкультминутка.

Лес, в нем ель растет большая,

Да красавица какая!

Эту елку мы покажем,

Если пальчикам прикажем:

Ну – ка, пальчики, сцепляйтесь,

Меж собой переплетайтесь.

И как ветки развернитесь,

Вниз, к земле вы наклонитесь!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем делать плакаты о бережном отношении к елке. Эти плакаты мы развесим в разных местах, чтобы люди видели. Эти плакаты будут призывать людей к бережному отношению к елкам. Посмотрите, у вас на столах лежат трафареты елок. Их нужно обвести на альбомном листе простым карандашом, потом нанести клей и приклеивать елочные иголки, прижимать салфеткой. Лишние иголки встряхнуть на поднос. (Воспитатель показывает образец, объясняет и показывает этапы работы).



(Под тихую музыку дети выполняют работу. Готовые работы выставляют на мольберте)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что важного, интересного вы узнали? Мы сегодня с вами сделали хорошее дело. Помочь лесу, призвать людей самовольно не рубить деревья – это очень хороший поступок, защита природы.

Ахматнабиева Рауля Масхутовна

воспитатель, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский сад №7 «Улыбка» города Бирска

г. Бирск, республика Башкортостан, Российская Федерация.

Предисловие.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование «Творческая мастерская»

(средняя группа)

Предисловие.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Творчество и его значение в жизни ребенка

Ребенок, познавая окружающий вокруг него мир, растет и развивается. Творческий процесс играет немаловажную роль в жизни малыша. Это может быть лепка из пластилина, карандаши и альбом, холст и краска, цветная бумага и клей, поделки из природных материалов и многое другое. Благодаря творческому процессу дети развивают фантазию и воображение, приобретают усидчивость и развивают моторику пальчиков.

Ребенок-это маленький первооткрыватель. Он растет, развивается, постоянно исследует окружающий мир, узнает новое. Ребенок на месте не сидит! Ему все ново, интересно и важно.

Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учится видеть «конечный результат».

Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогает творческая мастерская.

Цель: сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности.

Работа в творческой мастерской: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», «Работа с солёным тестом».

Творческая мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.

Задачи:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться, помогать друг другу.

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

4.Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

5.Стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми.

6.Формировать умения работать с различными художественными материалами.

7.Формировать технические навыки и умения.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Наша «Творческая мастерская» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Цель «Творческой мастерской»: создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Ожидаемые результаты

1. дети с удовольствием работают в творческой мастерской с различными материалами.

2. Дети овладели различными художественными материалами, способами работы с ними.

3. Дети согласовывают свои усилия и действия, передают образ предмета, явления окружающего мира.

Направления работы.

1.Развитие творческих способностей.

2.Художественно – эстетическое развитие.

3.Познавательное развитие.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2016-2017г.г.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Младшая группа: Программа, конспекты: Пособия для педагогов дошк. Учреждений.М. : Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2003- 144с.: ил.
  2. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей. Дошкольное воспитание. – 1998.- № 1, с 65
  3. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий /авт. – сост. В.Ю. Дьяченко и др.- Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.
  4. Горяева Н.А. Маленький художник; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011. 96с.: ил.

5 . Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду 4-7 лет» Издательство: "АСТ Астрель" (2008) Формат: Мягкая бумажная, 96 стр.

6.Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала» Издательство: "Скрипторий 2000" (2012) Формат: мягкий, 80 стр.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Любимая игрушка»(поделка из природного материала).

Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности.

Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

камушки, листья, шишки, палочки, картон, пластилин, каштан.

«Осенние фантазии»(аппликация).

Развивать творческое воображение, фантазию, логику мышления, любознательность. Формировать умение передавать свои наблюдения и впечатления. Формировать умение работать ножницами.
Воспитывать любовь к природе.

Цветной картон темного цвета (черный или коричневый), листья разных деревьев (ярких цветов), кисточки для клея, клей ПВА, салфетки, тряпочки для рук на каждого ребенка, ножницы.

«Осенние деревья» (объёмная аппликация).

Развивать у детей умение скатывать из бумаги и создавать объемное изображение на плоскости. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать интерес к живой природе. Формировать умение работать коллективно.

Салфетки, лист ватмана, гуашь, кисточки для рисования, тычки, тряпочки для рук, клестер, кисточки для клея.

Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Весёлые мухоморы»(из бросового материала).

Развивать мелкую моторику рук;

Активизировать и обогащать словарный запас. Формировать умение работать ножницами.

Формировать бережное отношение к природе.

Втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, клей, кисточки для клея, клеёнка, тряпочка для рук, ножницы.

«Овощи в корзинке»(лепка из солёного теста)

Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать тесто прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Формировать умение пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность . Закреплять навыки работы с различными материалами.

«Фрукты на тарелке»(объёмная аппликация)

Продолжить обучение технике – объемная аппликация.
Формировать композиционные умения - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом. Развивать внимание, память, глазомер, логическое и образное мышление. Способствовать развитию пространственного мышления и воображения.
Воспитывать чувство ответственности; прививать навыки усидчивости, аккуратности, любви к процессу работы, стремлению к результату.

Картон белый и красный. Цветная бумага: красная, желтая, розовая, зеленая, сиреневая коричневая . Шаблон груши, винограда, клубники, яблока, сливы, листьев. Клей, ножницы, клеёнка, салфетка, кисть для клея.

Ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Продукты для с/р игры «Магазин»»(лепка из солёного теста)

Учить раскатывать тесто.
Развивать координацию движений рук. Развивать фантазию. Развивать образное и логическое мышление. Воспитывать аккуратность и неторопливость в создании различных форм из соленого теста.

Солёное тесто, дощечка, стека.

«Мебель для дома»(из спичечных коробок).

Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы (кровать, стул, стол, комод, шкаф, диван и т. д.). С помощью загадок развивать образное мышление.

Спичечные коробки, цветные полоски бумаги 10 х 5 см, цветная бумага, фломастеры, по крышке от обувной коробки на группу детей из 6–7 человек; ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки.

«Солнышко»

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе. Учить скатывать формы из бумаги, скатывание тонкие и толстые жгуты. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

Бумажные салфетки, клей, кисть для клея, клеёнка, цветной картон.

Декабрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Снеговичок»(аппликация из ватных дисков)

Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков, бумаги. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. Упражнять в умении дифференцировать предметы по величине. Развивать творчество.

Ватные диски, клей, кисть для клея, клеёнка, цветной картон.

«Снежинки» »(из бросового материала).

Активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать умение создавать композицию из отдельных подготовленных деталей. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Клей белый, втулка от туалетной бумаги, порезанная на колечки, гуашь, кисточки для рисования, салфетка, клеёнка.

«Дед Мороз»(аппликация).

Заинтересовать детей предстоящей поделкой, используя для работы ватные диски. Учить приклеивать готовые формы на бумажную тарелку в правильной последовательности. Развивать воображение, глазомер, пространственное мышление, мелкую моторику.

Ватные диски, бумажная тарелка, ножницы, клей ПВА. Готовые шаблоны деталей - большой круг (голова), полукруг (шапочка), 3 маленьких круга (глаза и нос), цветная бумага.

Январь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Петушок» (из бросового материала).

Закрепить знания детей о домашней птице - петух.
Вызвать положительные эмоции и желания изготовить петушка.
Развивать воображение, аккуратность в изготовлении поделки.

одноразовая тарелка, клей, ножницы, картон, ажурная салфетка из бумаги. Готовые шаблоны деталей: голова, крылья, клюв. Прямоугольники для хвоста разного цвета(вырезать овал).

«Птички невелички»(объёмная аппликация)

Знакомить детей с техникой оригами. Развивать творческие способности детей, фантазию.
Научить действию - вогнуть уголок вовнутрь изделия. Повторить условные обозначения действий по схеме поэтапного складывания изделия. Повторить правила работы с ножницами. Закрепить складывание квадрата по диагонали уголок к уголку для получения треугольника.

цветная бумага (желательно с двух сторон окрашенная разными цветами), карандаш, ножницы, клей.

«Ангелочек»

Учить детей выполнять поделку из разных материалов: ажурных салфеток, ватных палочек и дисков. Упражнять в сгибании ватных дисков и ажурных салфеток. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать духовную ценность.

ажурные салфетки, ватные палочки и ватные диски, нитки, клей ПВА.

Февраль

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Рубашка с галстуком»

Знакомить детей с техникой оригами. Учить детей складывать в технике оригами рубашки из прямоугольника . Умение складывать лист пополам. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами. Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе.

Ножницы, клей салфетка бумажная , полоска картона для галстука, принтерная бумага разных цветов .

«Кораблик в бутылке»

Учить детей соединять детали по образцу и показу воспитателя. Воспитывать у детей доброе отношение к своему деду; вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, вызывать желание у детей изготовить подарок для дедушки своими руками; продолжить учить складывать на листе бумаги детали аппликации, наклеивая их аккуратно; развивать моторику рук.

Клей, кисточка для клея, клеенки, тряпочные салфетки, трапеция и два квадрата для паруса, вырезанная бутылка из картона – 2 шт., одна белая, другая синяя – поменьше.

«Валентинка – мышка»(аппликация)

Формировать умение работать по образцу, внося элементы творчества. Закрепить полученные умения и навыки. Повторить правила работы с ножницами. Продолжать учить детей создавать полу объемные изображения средствами бумажной пластики. Катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать любовь к близким людям.

Принтерная цветная бумага; клей ПВА, ножницы, шаблоны сердечек, красная бумажная салфетка или гофрированная бумага.

Март

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Платье для любимой мамочки»

Продолжать учить детей делать поделки из бумажных ажурных салфеток. Совершенствовать приемы складывания салфетки пополам. Дополнять деталями платье: лента атласная, бусинки. Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение.

Ажурная салфетка, ½ листа цветного картона, бумажная салфетка, бусины, лента атласная для пояса на платье, клей.

«Милая бабуля!»

Учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полукруг – причёска, очки, кружочки маленькие и большие для глаз). Формировать желание дарить подарки, сделанные своими руками. Развивать мелкую моторику, внимание, фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать интерес к работе, умение доводить начатое до конца.

картон белый и цветной для фона портретов; цветная бумага, салфетки, клей, клеевые кисточки, клеёнка. Заготовки для портрета, бумажные салфетки для цветка.

«Корзинка с цветами» (из бросового материала).

Изготовление поделки из цветной бумаги и картона, с применением техники - аппликация. Развивать воображение, творческие способности. В оспитывать желание порадовать родителей творческой работой, выполненной своими руками. З акреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. В оспитывать

Втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, самоклеющаяся пленка.

Апрель

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Транспорт»(из бросового материала).

З акреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивать воображение, творческие способности. В оспитывать умение доводить начатое дело до конца.

ножницы, клей-карандаш, образцы машин.

«Аквариум с рыбками»(объёмная аппликация с элементами оригами).

Продолжать знакомить детей с оригами: аккуратно складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Упражнять в ориентировании на листе бумаги. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца.

Цветная бумага, нарисованный аквариум, клей, клеевая кисточка, салфетка, клеёнка, ножницы.

«Космическая ракета»

Учить детей создавать объемную поделку из втулки от туалетной бумаги . Расширять представления детей об окружающем мире. Учить сохранять целостность восприятия при создании поделки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к окружающему космосу.

Втулка от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш.

Май

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Цыплёнок»(из бросового материала).

Учить детей изготовлению поделок из природного и бросового материала на основе определённой схемы действий. Закреплять навыки работы с различными материалами. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать и обогащать словарный запас. Учить придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией.

Яичко от киндера -сюрприза, крышечка от пластиковой ёмкости, проволока, бусинки для глаз, цветная бумага или вискозная салфетка.

«Насекомые на лужайке» (из бросового материала).

Учить детей создавать объемную поделку из бросового материала. Уметь использовать различный материал в своей работе. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать у ребенка художественный вкус. Учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес к данному виду труда, развивать воображение. Формировать у детей навыки работы с бросовым материалом.

Крышки от пластиковых бутылок, яичко от киндера –сюрприза, зубочистки, маркеры разного цвета, нитки, шило – только у взрослого, проволока, пластилин.

«Цветочки»(из солёного теста).

Совершенствовать навыки работы с тестом. Развивать эстетический и художественный вкус. В оспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Солёное тесто, г уашевые краски , кисточка для рисования.


Перспективное планирование «Творческая мастерская»

(средняя группа)

Предисловие.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Творчество и его значение в жизни ребенка

Ребенок, познавая окружающий вокруг него мир, растет и развивается. Творческий процесс играет немаловажную роль в жизни малыша. Это может быть лепка из пластилина, карандаши и альбом, холст и краска, цветная бумага и клей, поделки из природных материалов и многое другое. Благодаря творческому процессу дети развивают фантазию и воображение, приобретают усидчивость и развивают моторику пальчиков.

Ребенок-это маленький первооткрыватель. Он растет, развивается, постоянно исследует окружающий мир, узнает новое. Ребенок на месте не сидит! Ему все ново, интересно и важно.

Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учится видеть «конечный результат».

Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогает творческая мастерская.

Цель: сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности.

Работа в творческой мастерской: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», «Работа с солёным тестом».

Творческая мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.

Задачи:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться, помогать друг другу.

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

4.Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

5.Стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми.

6.Формировать умения работать с различными художественными материалами.

7.Формировать технические навыки и умения.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Наша «Творческая мастерская» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Цель «Творческой мастерской»: создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Ожидаемые результаты

1. дети с удовольствием работают в творческой мастерской с различными материалами.

2. Дети овладели различными художественными материалами, способами работы с ними.

3. Дети согласовывают свои усилия и действия, передают образ предмета, явления окружающего мира.

Направления работы.

1.Развитие творческих способностей.

2.Художественно – эстетическое развитие.

3.Познавательное развитие.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2016-2017г.г.

ЛИТЕРАТУРА

    Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Младшая группа: Программа, конспекты: Пособия для педагогов дошк. Учреждений.М. : Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2003- 144с.: ил.

    Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей. Дошкольное воспитание. – 1998.- № 1, с 65

    Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий /авт. – сост. В.Ю. Дьяченко и др.- Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.

    Горяева Н.А. Маленький художник; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011. 96с.: ил.

5. Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду 4-7 лет» Издательство: "АСТ Астрель" (2008) Формат: Мягкая бумажная, 96 стр.

6.Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала» Издательство: "Скрипторий 2000" (2012) Формат: мягкий, 80 стр.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Любимая игрушка»(поделка из природного материала).

Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности.

Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

камушки, листья, шишки, палочки, картон, пластилин, каштан.

«Осенние фантазии»(аппликация).

Развивать творческое воображение, фантазию, логику мышления, любознательность. Формировать умение передавать свои наблюдения и впечатления. Формировать умение работать ножницами.
Воспитывать любовь к природе.

Цветной картон темного цвета (черный или коричневый), листья разных деревьев (ярких цветов), кисточки для клея, клей ПВА, салфетки, тряпочки для рук на каждого ребенка, ножницы.

«Осенние деревья» (объёмная аппликация).

Развивать у детей умение скатывать из бумаги и создавать объемное изображение на плоскости. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать интерес к живой природе. Формировать умение работать коллективно.

Салфетки, лист ватмана, гуашь, кисточки для рисования, тычки, тряпочки для рук, клестер, кисточки для клея.

Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Весёлые мухоморы»(из бросового материала).

Закреплять навыки работы с различными материалами.

Развивать мелкую моторику рук;

активизировать и обогащать словарный запас. Формировать умение работать ножницами.

Формировать бережное отношение к природе.

Втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, клей, кисточки для клея, клеёнка, тряпочка для рук, ножницы.

«Овощи в корзинке»(лепка из солёного теста)

Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать тесто прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Формировать умение пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Закреплять навыки работы с различными материалами.

«Фрукты на тарелке»(объёмная аппликация)

Продолжить обучение технике – объемная аппликация.
Формировать композиционные умения - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом. Развивать внимание, память, глазомер, логическое и образное мышление. Способствовать развитию пространственного мышления и воображения.
Воспитывать чувство ответственности; прививать навыки усидчивости, аккуратности, любви к процессу работы, стремлению к результату.

Картон белый и красный. Цветная бумага: красная, желтая, розовая, зеленая, сиреневая коричневая. Шаблон груши, винограда, клубники, яблока, сливы, листьев. Клей, ножницы, клеёнка, салфетка, кисть для клея.

Ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Продукты для с/р игры «Магазин»»(лепка из солёного теста)

Учить раскатывать тесто.
Развивать координацию движений рук. Развивать фантазию. Развивать образное и логическое мышление. Воспитывать аккуратность и неторопливость в создании различных форм из соленого теста.

Солёное тесто, дощечка, стека.

«Мебель для дома»(из спичечных коробок).

Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы (кровать, стул, стол, комод, шкаф, диван и т. д.). С помощью загадок развивать образное мышление.

Спичечные коробки, цветные полоски бумаги 10 х 5 см, цветная бумага, фломастеры, по крышке от обувной коробки на группу детей из 6–7 человек; ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки.

«Солнышко»

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе. Учить скатывать формы из бумаги, скатывание тонкие и толстые жгуты. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

Бумажные салфетки, клей, кисть для клея, клеёнка, цветной картон.

Декабрь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Снеговичок»(аппликация из ватных дисков)

Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков, бумаги. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности. Упражнять в умении дифференцировать предметы по величине. Развивать творчество.

Ватные диски, клей, кисть для клея, клеёнка, цветной картон.

«Снежинки» »(из бросового материала).

Активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать умение создавать композицию из отдельных подготовленных деталей. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Клей белый, втулка от туалетной бумаги, порезанная на колечки, гуашь, кисточки для рисования, салфетка, клеёнка.

«Дед Мороз»(аппликация).

Заинтересовать детей предстоящей поделкой, используя для работы ватные диски. Учить приклеивать готовые формы на бумажную тарелку в правильной последовательности. Развивать воображение, глазомер, пространственное мышление, мелкую моторику.

Ватные диски, бумажная тарелка, ножницы, клей ПВА. Готовые шаблоны деталей - большой круг (голова), полукруг (шапочка), 3 маленьких круга (глаза и нос), цветная бумага.

Январь

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Петушок» (из бросового материала).

Закрепить знания детей о домашней птице - петух.
Вызвать положительные эмоции и желания изготовить петушка.
Развивать воображение, аккуратность в изготовлении поделки.

одноразовая тарелка, клей, ножницы, картон, ажурная салфетка из бумаги. Готовые шаблоны деталей: голова, крылья, клюв. Прямоугольники для хвоста разного цвета(вырезать овал).

«Птички невелички»(объёмная аппликация)

Знакомить детей с техникой оригами. Развивать творческие способности детей, фантазию.
Научить действию - вогнуть уголок вовнутрь изделия. Повторить условные обозначения действий по схеме поэтапного складывания изделия. Повторить правила работы с ножницами. Закрепить складывание квадрата по диагонали уголок к уголку для получения треугольника.

цветная бумага (желательно с двух сторон окрашенная разными цветами), карандаш, ножницы, клей.

«Ангелочек»

Учить детей выполнять поделку из разных материалов: ажурных салфеток, ватных палочек и дисков. Упражнять в сгибании ватных дисков и ажурных салфеток. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать духовную ценность.

ажурные салфетки, ватные палочки и ватные диски, нитки, клей ПВА.

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Рубашка с галстуком»

Знакомить детей с техникой оригами. Учить детей складывать в технике оригамирубашки из прямоугольника . Умение складывать лист пополам. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами. Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе.

Ножницы, клей салфетка бумажная , полоска картона для галстука, принтерная бумага разных цветов .

«Кораблик в бутылке»

Учить детей соединять детали по образцу и показу воспитателя. Воспитывать у детей доброе отношение к своему деду; вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, вызывать желание у детей изготовить подарок для дедушки своими руками; продолжить учить складывать на листе бумаги детали аппликации, наклеивая их аккуратно; развивать моторику рук.

Клей, кисточка для клея, клеенки, тряпочные салфетки, трапеция и два квадрата для паруса, вырезанная бутылка из картона – 2 шт., одна белая, другая синяя – поменьше.

«Валентинка – мышка»(аппликация)

Формировать умение работать по образцу, внося элементы творчества. Закрепить полученные умения и навыки. Повторить правила работы с ножницами. Продолжать учить детей создавать полу объемные изображения средствами бумажной пластики. Катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать любовь к близким людям.

Принтерная цветная бумага; клей ПВА, ножницы, шаблоны сердечек, красная бумажная салфетка или гофрированная бумага.

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Платье для любимой мамочки»

Продолжать учить детей делать поделки из бумажных ажурных салфеток. Совершенствовать приемы складывания салфетки пополам. Дополнять деталями платье: лента атласная, бусинки. Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение.

Ажурная салфетка, ½ листа цветного картона, бумажная салфетка, бусины, лента атласная для пояса на платье, клей.

«Милая бабуля!»

Учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полукруг – причёска, очки, кружочки маленькие и большие для глаз). Формировать желание дарить подарки, сделанные своими руками. Развивать мелкую моторику, внимание, фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать интерес к работе, умение доводить начатое до конца.

картон белый и цветной для фона портретов; цветная бумага, салфетки, клей, клеевые кисточки, клеёнка. Заготовки для портрета, бумажные салфетки для цветка.

«Корзинка с цветами» (из бросового материала).

Изготовление поделки из цветной бумаги и картона, с применением техники - аппликация. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать желание порадовать родителей творческой работой, выполненной своими руками. Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, самоклеющаяся пленка.

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Транспорт»(из бросового материала).

Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Втулка от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш, образцы машин.

«Аквариум с рыбками»(объёмная аппликация с элементами оригами).

Продолжать знакомить детей с оригами: аккуратно складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Упражнять в ориентировании на листе бумаги. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца.

Цветная бумага, нарисованный аквариум, клей, клеевая кисточка, салфетка, клеёнка, ножницы.

«Космическая ракета»

Учить детей создавать объемную поделку из втулки от туалетной бумаги. Расширять представления детей об окружающем мире. Учить сохранять целостность восприятия при создании поделки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к окружающему космосу.

Втулка от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш.

Тема занятия

Программное содержание

материал

«Цыплёнок»(из бросового материала).

Учить детей изготовлению поделок из природного и бросового материала на основе определённой схемы действий. Закреплять навыки работы с различными материалами. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать и обогащать словарный запас. Учить придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией.

Яичко от киндера -сюрприза, крышечка от пластиковой ёмкости, проволока, бусинки для глаз, цветная бумага или вискозная салфетка.

«Насекомые на лужайке» (из бросового материала).

Учить детей создавать объемную поделку из бросового материала. Уметь использовать различный материал в своей работе. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать у ребенка художественный вкус. Учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес к данному виду труда, развивать воображение. Формировать у детей навыки работы с бросовым материалом.

Крышки от пластиковых бутылок, яичко от киндера –сюрприза, зубочистки, маркеры разного цвета, нитки, шило – только у взрослого, проволока, пластилин.

«Цветочки»(из солёного теста).

Совершенствовать навыки работы с тестом. Развивать эстетический и художественный вкус. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Солёное тесто, гуашевые краски, кисточка для рисования.

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.
В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.
Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).
При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.
Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.
В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.
В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.
Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Рисование
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Лепка
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
К концу года дети могут
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании
Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды»
(«Персики и абрикосы»)

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Занятие 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Занятие 3. Лепка «Большие и маленькие морковки»

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Занятие 4. Аппликация «Красивые флажки»

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Занятие 5. Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Занятие 6. Лепка «Огурец и свекла»

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Занятие 7. Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Занятие 8. Рисование «Красивые цветы»

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу
(Вариант. Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»)

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Занятие 10. Аппликация «Укрась салфеточку»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие 11. Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Октябрь

Занятие 12. Рисование «Золотая осень»

Программное содержание. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Занятие 13. Лепка «Грибы»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Занятие 14. Рисование «Сказочное дерево»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.

Занятие 15. Аппликация «Украшение платочка»

Программное содержание. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Занятие 16. Декоративное рисование «Украшение фартука»

Программное содержание. Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Занятие 17. Лепка «Угощение для кукол»

Программное содержание. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Занятие 18. Аппликация «Лодки плывут по реке»
(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

Программное содержание. Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 19. Лепка «Рыбка»

Программное содержание. Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы.

Занятие 20. Рисование красками «Яички простые и золотые»

Программное содержание. Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

Занятие 21. Лепка «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке)»

Программное содержание. Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

Ноябрь

Занятие 22. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение.

Занятие 23. Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

Программное содержание. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Занятие 24. Лепка «Сливы и лимоны»

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 25. Декоративное рисование «Украшение свитера»
(Вариант. Рисование «Укрась юбку дымковской барышни»)

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Занятие 26. Аппликация «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»
(Коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.



Рассказать друзьям