Плоскостопие у ребенка – где грань между нормой и патологией? Какой должна быть профилактика заболевания с самого раннего возраста? Детская стопа (развитие, рефлексы, свод стопы ребенка).

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.

У новорожденных детей часто наблюдается небольшое искривление ног. Если к трем, максимум к пяти годам дефект не исчезает, его нужно исправлять. Кроме психологического фактора, у человека возникают еще и физические проблемы. При деформации ног, нагрузка на коленный сустав распределяется неравномерно, что приводит к остеоартрозу и плоскостопию.

Почему у ребенка ноги иксом или колесом. Разбираем причины кривизны

Ортопеды различают 2 основных типа деформации нижних конечностей – О-образную и Х-образную.

Причиной искривления ножек у ребенка могут служить такие факторы, как:

Причины патологии Форма искривления

Наследственность

Особенности строения тела, а соответственно и кривизна ног могут быть заложены на генном уровне и передаваться от родителей к детям. Исправить такую кривизну можно, порой, только путем хирургического вмешательства.

Х–образная форма

Рахит

Заболевание, связанное с недостатком в организме ребенка витамина Д, приводит к нарушению формирования и роста костной ткани. Кости малыша становятся более мягкими и искривляются под его весом.

Оба вида деформаций

Ранние нагрузки на нижние конечности

Каждому возрасту малыша соответствуют определенные навыки . Многие родители хотят, чтобы малыш быстрее встал на ноги или сделал первые самостоятельные шаги. Раннее использование или вождение за ручки увеличивает нагрузку на неокрепшие ножки и приводит к их искривлению.

Особенно быстро это происходит у деток с избыточным весом .

Х–образная форма

Деформирующий остеохондроз (болезнь Блаунта)

Врожденное заболевание, которое приводит к искривлению ног в виде колеса. Чаще других деформация ног бывает у девочек с весом выше нормы .

О–образная форма

Еще наши бабушки, для того чтобы ножки ребенка были прямыми, применяли тугое пеленание. Однако научно доказано, что это не соответствует истине. На самом деле, при тугом стягивании ножек новорожденного может возникнуть опасное заболевание – .

Как самостоятельно определить кривизну ног у детей

Если ножки у малыша искривлены достаточно сильно, то это видно невооруженным глазом. Чтобы определить хоть незначительные отклонения от нормы, попросите ребенка встать ровно и соединить пяточки вместе.

Сравните ножки малыша с представленной схемой:

Как видно из рисунков, ноги ребенка могут иметь нормальную, Х-образную или О–образную форму. Если вашему ребенку нет еще 3 лет, то его ножки могут иметь форму буквы «О». В старшем возрасте чаще наблюдаются Х–образные деформации нижних конечностей.

Лечим Х–образное искривление ног ребенка

Врачи советуют начинать исправление ножек в виде буквы «Х» как можно раньше.

Патологические отклонения вылечиваются полностью, если ребенок еще не достиг школьного возраста, а приступать к лечению следует не позднее 2 лет.

Для коррекции нижних конечностей используют такие методы, как:

Лечебный массаж Проводить лечебные сеансы должен только специалист . Процедуры включают в себя массаж не только ног ребенка, но и спины, ягодичных и поясничных областей. Рекомендуется проводить 4 курса в год. Под руководством врача можно освоить несколько простых приемов (неспособных нанести вред малышу) и дополнительно использовать массаж в домашних условиях.
Электростимуляция Лечение током применяется, когда кроме искривления голени наблюдается деформация стоп . Импульсы с силой тока 50 мА разной продолжительности (от о,5 до 300 мс) проходят через ножки, возбуждают клетки и стимулируют двигательную активность мышц.
Лечебная гимнастика Упражнения направлены на укрепление мышц ног, спины и исправление деформации.

Лечебная гимнастика состоит из ряда упражнений:

  1. Ходьба . Малышу полезно часто бегать босиком летом (по песку, мелким камушкам, ракушкам). Научите ребенка ходить на наружных краях свода стопы. Полезна ходьба по ребристым поверхностям.
  2. Захваты . Пальчиками ног нужно захватывать кусочки ткани или мелкие предметы как в сидячем, так и стоячем положении.
  3. Сидение в позе по-турецки и вставание из нее без посторонней помощи с чередованием ног. Сидеть по-турецки можно не только во время гимнастики.
  4. Приседания с опорой на полную стопу , а затем только на мысочки.
Ортопедическая обувь Является профилактической мерой после исправления дефекта ног. Обувь изготавливается на заказ, снабжена твердым задником и ортопедической стелькой, повторяющей форму стопы ребенка.

Лечебная обувь должна:

  • Плотно (но не жестко) охватывать стопу и голеностопный сустав.
  • Быть с небольшим каблучком .
  • Обязательно иметь стельку – супинатор и перекат подошвы.
Физическая активность Самым лучшим лекарством является подвижность малыша. Он должен больше гулять – бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Можно приобрести для крохи шведскую стенку. Кроме того, полезно прыгать, сидя на большом мячике или ходить по лежащей на полу лесенке. Детям с Х–образной формой ног полезно заниматься плаванием и любыми играми в воде .

Во время подвижных игр и упражнений нужно исключать длительную нагрузку тяжести тела малыша на коленки и голеностопные суставы , при этом способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата.

Чтобы ребенку было интересно, превратите утреннюю зарядку с упражнениями, способствующими исправлению формы ног, в забавную игру:

  1. Предложите крохе походить, как косолапый мишка. Это позволит ребенку потоптаться на внешней стороне стопы.
  2. Пусть малыш попробует себя в роли канатоходца . Проходя по узкой дощечке или дорожке из плоских фигурок, малыш поставит ноги ближе одну к другой.
  3. Напомните малышу знакомую восточную сказку и предложите посидеть как турецкий султан .

Важно! При Х–образном искривлении ног не рекомендуется долго стоять, особенно широко расставив ноги. Такая поза усиливает смещение коленок вовнутрь и разведение стоп наружу.

Особенности лечения О–образной (варусной) деформации ног у детей

Деформацию ног в виде буквы «О» нужно начинать лечить, как только появились первые признаки патологии. Иначе у ребенка происходит нарушение походки, он часто падает, не может ходить на большие расстояния. Кроме того, страдает позвоночник малыша и искривляется осанка.

Варусная деформация конечностей вызывает:

Неравномерное развитие суставов колена.
Сдавливание внутреннего мениска.
Расширение суставной щели снаружи и сужается с внутренней стороны.
Развитие косолапости.
Растяжение связок, которые укрепляют коленный сустав.

Лечение О–образной деформации занимает много времени, поэтому родителям нужно набраться терпения и выполнять все предписания врача – ортопеда.

При лечении используют целый комплекс мероприятий, которые проводятся по назначению и под наблюдением специалистов:

Физиотерапия
  • Детям назначают электрофорез с кальцием
  • Парафиновые сапожки
Ортопедические

приспособления

Специальную обувь и приспособления назначает ортопед после осмотра ребенка . В каждом отдельном случае он рекомендует использовать супинаторы, корректоры (туторы) или специальные стельки.
Комплексный массаж При варусной деформации процедура проводится в комплексе с общим тонизирующим массажем тела. Много внимания уделяется поясничной части позвоночника, так как оттуда идут нервные окончания к ягодичной зоне и мышцам ног.

При этом используется следующая последовательность массажа:

  1. Зона спины в области поясницы .
  2. Ягодичная зона и крестец .
  3. Задняя сторона ноги (бедро, голень, ахиллово сухожилие и подошва).
  4. Передняя часть ноги (поверхность стопы с тыльной стороны, суставы голеностопа и голень, коленный сустав и бедро).
Лечебная физкультура Гимнастические упражнения способствуют на коррекции формы стопы и укреплению мышц. ЛФК способствуют увеличению эффекта от массажных процедур.

При варусной патологии с малышом нужно делать такие упражнения:

  • Супинация стопы – поворачивать ножки подошвой внутрь.
  • Изгибать тыльную часть стопы.
  • Изгибать подошву.
  • Сгибать пальчики.
  • Держать игрушки между стоп в приподнятом состоянии ног.
  • Вращать стопами, правой ногой – по часовой стрелке, а левой в другую сторону.
  • Ходить по дорожке в виде елочки (летом дорожку можно протоптать на песке, а зимой – на снегу).
  • Ходьба на пятках .

Малышу полезно чаще сидеть в позе «между пяток». Для этого ребенка нужно поставить на коленки, раздвинуть стопы носками врозь и присесть между ними.

Гимнастика при Х-образном и О-образном искривлении ног у детей

Если у ребенка имеется выраженное искривление ножек в виде буквы Х или О, не стоит надеяться, что с возрастом все пройдет и ноги примут нормальную форму. С искривлениями можно и нужно бороться . Одним из действенных способов является лечебная гимнастика. Простой комплекс упражнений поможет справиться с неправильной формой детских ножек.

Упражнение 1 . Чередуем ходьбу на носочках и пяточка х . Обозначьте ребенку дорожку небольшой длины, к примеру, от стены до стены в комнате. Чтобы ребенку было интересней, пусть вначале малыш идет в одну сторону на носках, а в обратную – на пятках. Затем – половину дорожки на носочках, половину на пяточках. К концу упражнения можно чередовать 5 шажков на пятках и 5 – на носках. Общая продолжительность 2-3 минуты.

Упражнение 2 . Мишка косолапый . Покажите ребенку, как можно ходить, опираясь только на внешнюю или внутреннюю сторону стопы. Выполнять упражнение можно аналогично ходьбе на носках и пятках – чередуя положения ног. Продолжительность занятия не более 3 минут.

Упражнение 3 . Болтаем ножками . ИП (исходное положение) – сидя на стуле. Ручки упираются в талию, ножки должны доставать до пола. Вначале тянем пальчики вверх, затем загибаем вниз. Повторяем несколько раз. Ставим стопы поочередно на внешнюю и внутреннюю сторону. Общая продолжительность упражнения 1-2 минуты.

Упражнение 4 . Обтирание нога об ногу . ИП — сидя на стуле, ножки немного приподняты. Стопой левой ноги стараемся обтереть правую ногу снизу вверх, затем стопой правой ножки – левую. Каждой ногой повторить упражнение по 6-8 раз.

Упражнение 5 . Выполняем захваты . ИП – сидя на стуле. Рядом со стулом, под ногами раскладывают мелкие предметы – карандаши, камушки, мелкие мягкие игрушки и тряпочки. Пальчиками ног нужно захватить любой предмет и удерживать его как можно дольше. Выполнять упражнение нужно поочередно то левой, то правой ногой, а затем обеими ногами сразу. Продолжительность упражнения 2-4 минуты.

Упражнение 6 . Для выполнения задания потребуется мячик . ИП – сидя на стуле. Мяч располагают под ногами. Сначала левой, потом правой ножкой катают мячик вперед – назад, влево – вправо. После нескольких повторов обхватывают мяч внутренними сторонами стоп и стараются приподнять и удержать его над полом. Общая продолжительность упражнения 2-3 минуты.

Упражнение 7 . ИП – сидя на стуле . Положить под ноги палочку небольшой толщины (можно использовать обычную скалку). Поставить на нее ноги и покатать палку вперед – назад. При этом должна быть задействована вся стопа – от пятки до пальчиков. Продолжительность занятия 1-2 минуты.

У пражнение 8 . ИП – сидя на полу по-турецки . Вначале ребенок сидит в позе йога (левая нога на правой) не более 2 минут. Задача ребенка – подняться с пола, опираясь только на ножки. При этом взрослый стоит у него за спиной, поддерживая его за руки. Изменив положение ног (правая на левой), упражнение повторяют. Продолжительность занятия 2-3 минуты.

Упражнение 9 . Ходьба по бревну . В прохладное время года дома, а летом на улице, ребенок должен ходить по бревну босиком. При этом родители находятся рядом и подстраховывают малыша. Продолжительность упражнения 2-4 минуты.

Упражнение 10 . Используем шведскую стенку . Ребенок поднимается и опускается по спортивному снаряду босиком на протяжении 2-3 минут. В целях безопасности ребенка должны подстраховывать взрослые.

Возможные осложнения – когда необходимо хирургическое вмешательство?

Вмешательство хирурга при патологии формы ног у детей применяется всего в 7% случаев от общего числа патологий. Операцию назначают, когда консервативные методы лечения не привели к желаемому результату или при запущенной форме заболевания.

При вальгусной стопе современная медицина после операции позволяет обойтись без гипса и металлических приспособлений. Хирург меняет угол между косточками и расправляет связки. Уже на второй день после такой операции ребенок может ходить самостоятельно. К хирургическому вмешательству прибегают не раньше, чем ребенок достигнет 6-7 летнего возраста .

Чтобы не доводить ситуацию до операции, обращайтесь к ортопеду при первых признаках искривления ножек у малыша.

Каким образом можно способствовать правильному развитию стопы у детей?

Ребенок грудного возраста

Суставы совсем маленького ребенка еще очень мягкие. Безусловно, многим приходилось наблюдать, как ребенок грудного возраста безо всяких усилий засовывает пальцы своей нижней конечности в рот. Попробуйте-ка совершить подобное действие в более старшем возрасте! Не получится: не только из-за того, что более пропорциональные и длинные нижние конечности затрудняют подобное действие, но и из-за того, что их подвижность со временем утрачивается.

Маленькому ребенку мягкие и нежные суставы совершенно не мешают, он инстинктивно тренирует свою подвижность, поэтому младенцы так проворно дрыгают и болтают ногами. Грудному ребенку следует предоставить возможность удовлетворять свою потребность в движении, чтобы укреплять мускулы. Нельзя сковывать его движения за счет тугого пеленания, поскольку оптимальное положение тазобедренных суставов грудного младенца - это их возвышенное положение: согнутые колени и разведенные бедра - поза, инстинктивно правильно предпочитаемая самим младенцем.

Необходимо предоставить ребенку возможность побольше двигаться! Тем самым удастся предупредить в дальнейшем возникновение болей в его ногах.

Маленький человечек еще не нагружает свои суставы. И их нельзя нагружать принудительно до тех пор, пока ребенок сам не решит впервые сесть, встать или пойти. Каждая преждевременная нагрузка повреждает еще неокрепшие мягкие ткани суставов и костей. Они деформируются и искривляются, таким образом возникает искривление нижних конечностей в форме буквы "о" и "х". Нетерпеливая мать может невольно нанести вред здоровью своего ребенка на всю жизнь, если слишком рано начнет его сажать или ставить на ножки.

Также часто повреждается из-за слишком ранней статической нагрузки детский позвоночник, например из-за придания ребенку специфического положения в так называемом "кенгурятнике". Ребенок, мышцы спины которого еще не окрепли, чтобы нести и поддерживать собственный вес, должен лежать до тех пор, пока сам не сможет с помощью своих мышц держать головку и прямую спину, то есть пока он самостоятельно не сядет и не сможет сидеть без поддержки, в противном случае уже в этом возрасте будет заложен краеугольный камень более поздних заболеваний позвоночника и позвоночных дисков. Указание на подобные обычаи у нецивилизованных народов не является обоснованным, поскольку более позднюю нагрузку в школе и на работе в нашем цивилизованном обществе невозможно сравнивать с условиями жизни данных народов.

Ребенок младшего возраста

Итак, он уже стремится и пытается, еще неуклюже и неуверенно, делать свои первые шаги. С восторгом и старанием молодая мама покупает своему ребенку "прелестные, жесткие ботиночки", которые смогут, как она думает "обеспечить ее малышу лучшую устойчивость". И таким образом она закладывает второй краеугольный камень в будущую возможную деформацию стопы своего ребенка. Как только малыш начинает тренировать свои мышцы дрыганьем и болтанием ножек, он сразу же учится держать равновесие, тренирует мышечную согласованность и способность переносить нагрузку на суставы.

Достаточно однажды взглянуть на годовалого ребенка, которому сняли ботинки, когда он играет и не замечает, что за ним наблюдают. В этом случае можно увидеть, как он даже сидя двигает своими ножками вниз-вверх, вытягивает и сгибает их. Крошечные пальчики также шевелятся, сжимаются и совершают вращательные движения. Если он затем побежит, ни одно его движение не будет повторять предыдущее. Он идет на подушечках пальцев, пританцовывает, пытается привставать на цыпочки, на самые мысочки, чтобы тут же снова присесть на корточки или поболтать ногами. Это продолжительная гимнастика для нижних конечностей. Кровоснабжение тканей и рост постоянно таким образом стимулируются. Подвижность, не ограниченная ничем, тренируется. Мускулы при подобной тренировке получают прекрасное питание.

Но стоит только надеть ребенку жесткие ботиночки, с подошвами, которые он еще не может сгибать из-за своего слишком маленького веса, его нога словно оказывается сдавленной гипсовой повязкой или наложенной шиной. С согнутыми коленями, бедрами и неподвижными голеностопными суставами маленькое существо начинает беспомощно семенить. Всю грацию и пластику танцевальных па сменяет тяжелое неуклюжее ковыляние. Как только мышцы стопы лишаются свободы движения, сразу ограничивается подвижность в целом.

Следствием этого является не только неполное развитие мышц, но и потеря большей части мышечной силы. Суставные связки и сухожилия больше не могут с такой же силой обеспечивать поддержку суставу, поскольку эту функцию осуществляет ботинок. Таким образом, они детренируются и ослабевают. То, что не тренируется, начинает чахнуть! Это очень старое наблюдение. Таким образом, можно наблюдать именно то, что называется детской ослабленной стопой: свод стопы, который должен поддерживаться сильными мускулами, опускается. Нормальные, здоровые голеностопные и коленные суставы могут поддерживаться лишь эластичной сильной мускулатурой и крепкими сухожилиями и связками в прямом состоянии. При слабости ступни суставные связки ослабевают, голеностопный сустав теряет свое равновесие и развивается наружная косолапость, при которой лодыжки сдвигаются внутрь, а колено перекашивается, в большинстве случаев, образуя Х-образные нижние конечности.

Развитие слабости стопы достаточно частые случаи. Можно победить ее, предоставив ногам детей младшего возраста полную свободу движений, и подобное нарушение может быть исправлено естественным образом. Наилучшим образом нога тренируется на неровной поверхности с естественной растительностью, например, на лугу, в лесу и в поле или на берегу водоема. Если нет такой возможности, ребенок с удовольствием тренируется в квартире, во дворе и на улице, укрепляя мышцы нижних конечностей во время подвижных игр, из которых наиболее предпочтительны те, что обеспечивают свободу движений. Если позволяют погодные и гигиенические условия, ребенок должен носить обувь, не ограничивающую перекат стопы, то есть на очень мягкой подошве, причем пальцы нижних конечностей должны иметь возможность свободно двигаться внутри ботинка.

Итак, при любой возможности необходимо разрешать детям ходить босиком!

Если ребенок с плоскостопием и наружной косолапостью поднимается на носочки, деформация стопы не прогрессирует. Если он это сделает во время игры 100 раз в течение первой половины дня, лучше всего произвольно, уже через несколько месяцев можно увидеть восстановление нормального свода стопы. Это лучше всего сделать, если его самые любимые игрушки положить или повесить повыше.

Против Х-образного положения нижних конечностей в коленных суставах можно для профилактики во время игр сажать ребенка в позе портного (или "по-турецки", со скрещенными ногами). Спина при этом должна быть прямой.

Подходящей обувью являются вязаные тапочки-носки с подошвой из очень мягкой кожи. Можно также нашить на обычные шерстяные носки подошвы, вырезанные из мягкой перчаточной кожи. Кстати, именно носки с резиновыми "шишками" на подошве, устойчивые к истиранию, являются самым оптимальным вариантом. Летом нет ничего лучше сандалий, поскольку у них легко сгибающаяся подошва. В них минимально ограничивается движение пальцев и перекатывающее движение (перекат ступни с пятки на носок). Но даже обувь для плохой погоды должна быть с гибкой подошвой и широким носком, в которой пальцы имеют возможность свободно двигаться. Здоровье ног является настолько драгоценным, что нельзя поступаться здоровьем своих детей в угоду моде.

Взгляните только на нормальную форму нижней конечности и пальцев ребенка и сопоставьте ее с формой обуви! Сжимание пальцев нижних конечностей тесной обувью приводит к тому, что мышцы свода стопы ослабевают. Ребенок младшего возраста, который носит узконосые ботинки, уже в самом юном возрасте будет иметь стопу с плоским поперечным сводом, а в среднем возрасте - "шишки" у оснований больших пальцев нижних конечностей. Если юная девушка к тому же будет ходить на высоких каблуках, при ходьбе ее коленные и тазобедренные суставы начнут деформироваться. Наконец, на спине образуется вогнутая поясница (буквально: полый крестец) со всеми вытекающими из этого вредными воздействиями на межпозвоночные диски и органы брюшной полости.

Дети школьного возраста

Когда ребенок взрослеет, у него все реже будет появляться возможность походить босиком. Теперь он может, однако, систематически тренировать мышцы стопы за счет гимнастических упражнений. Также в детстве и юности необходимо тренировать всю мышечную систему в целом, выполняя подскоки и прыжки, зарядку, а также совершая туристические походы и занимаясь плаванием. Дети обязательно должны проводить большую часть своего свободного времени играя в подвижные игры и в мяч.

Совершенно по-другому надо вести себя, если из-за ослабленной стопы уже развилось неправильное положение суставов. Здесь необходимо вмешательство врача. Он может ограничиться исправлением стопы с помощью специальных супинаторов при плоскостопии. Иногда, в тяжелых случаях, может потребоваться даже операция. Супинатор только поддерживает стопу. Он не может вылечить плоскостопие, но может устранить вредные последствия для суставов, выравнивая распределение нагрузки на них.

Лечебное воздействие именно в юном возрасте могут оказать только хождение босиком и гимнастика.

Детское плоскостопие – достаточно распространенное отклонение среди заболеваний опорно-двигательного аппарата. Термин плоскостопие в медицине обозначает стопу, с уплощенным и уменьшенным продольным или поперечным сводом, при котором теряется ее амортизирующая функция. Если игнорировать заболевание, велика вероятность развития сопутствующих патологий. Каковы симптомы, жалобы и развитие – подробности ниже.

Правильное формирование стопы у ребенка

Формирование детской стопы начинается в эмбриональном периоде, начиная с 8-й недели, и продолжает изменяться до 5-6 лет. В этот период мышцы, связки и костный аппарат стопы еще продолжают укрепляться и видоизменяться.

В возрасте до 2-х лет, у грудничков наблюдается физиологическое плоскостопие.

Причиной этого является то, что амортизирующие функции выполняет жировая подушечка, замещающая еще не сформированный свод стопы. Начиная примерно с 3-х летнего возраста, окончательно укрепляются кости и связки стоп. В этот период следует внимательно отнестись к формированию свода стоп ребенка, что необходимо для полноценного функционирования ноги ребенка.


Основные функции:

  1. Рессорные функции – способствуют смягчению действий (толчков) при любом виде движений.
  2. Опорная функция – помогает сохранять равновесие и противостоять нагрузкам при движении.
  3. Балансировочная – способствует сохранению заданной позы человека при движении или неровностях опоры.

Ребенок должен регулярно ходить босиком по неровным поверхностям (это может быть массажный коврик, либо прогулка на улице или пляже). Такой массаж способствует укреплению опорной функции стопы. Брать пальцами ноги мелкие предметы и перекладывать их, или пусть ребенок постарается рисовать, держа ногами фломастеры или карандаш.

Причины плоскостопия у детей

Ученые не выделяют определенной причины развития плоскостопия, определяя несколько факторов, способствующих проявлению патологии. Можно значительно снизить риск появления плоскостопия, исключив, по возможности, нижеуказанные факторы.

Причины развития потологии:

  1. Генетический фактор. Возможность развития плоскостопии передается наследственно, обуславливая слабость суставов и мышц голеностопного аппарата.
  2. Травмы голени и суставов стопы.
  3. Неверно подобранная обувь. Жесткая или слишком мягкая обувь мешает формированию правильного свода стопы.
  4. Лишний вес и повышенные нагрузки.

Любые причины плоскостопия могут способствовать проявлению и других серьезных заболеваний, поэтому болезнь следует предупредить. Зачастую, подозрение на детское плоскостопие не вызывает опасений у родителей малыша, и кажется несерьезным отклонением. Однако такой подход можно считать крайне неверным.

Признаки плоскостопия у детей

При не надлежащем лечении или его полном игнорировании, патология может привести к ряду других заболеваний опорно-двигательной системы, к ним можно отнести: сколиоз, грыжу, остеохондроз и множество других патологий, включая болезни внутренних органов.

Для избегания возможных последствий, следует обратить внимание на наличие признаков заболевания у малыша.

В возрасте до 3-х лет выявить заболевание самостоятельно очень сложно, для этого следует обратиться к специалисту. Кроме того, осмотр и консультация у врача–ортопеда входит в список обязательных рекомендаций для детей этого возраста.


Возможные признаки плоскостопия у детей:

  • Быстрая утомляемость при движении;
  • Отечность стопы;
  • Изменение походки;
  • Изменение и расширение стопы;
  • Ноющие боли;
  • Искривление пальцев ног и врастающие в кожу ногти;
  • Изменение отпечатка стопы.

В более старшем возрасте болезнь можно определить самостоятельно, зная признаки и симптоматику. При обнаружении симптомов, необходимо пройти осмотр и проконсультироваться у врача. Он поможет точно определить заболевание и его стадию, после чего назначит соответствующее лечение.

Варианты лечения плоскостопия у детей

Медики разделяют плоскостопие на 3 вида и 3 степени осложнения. Поперечный вид образовывается между основанием фаланг пальцев. Продольный – по внутреннему своду стопы. Вальгусное плоскостопие – такой диагноз ставится, при отклонении оси конечностей.

  • I степень – малозаметная деформация стопы, без болевых ощущений.
  • II степень – признаки деформации становятся более заметными, появляются боли при движении.
  • III степень – стадия полной деформации стопы. Движения сопровождаются сильными болями, появляются сопутствующие болезни: сколиоз, грыжа, остеохондроз и т.д.

Прежде чем начать лечение, необходимо пройти ряд обследований и тестов, для уточнения степени отклонения, по результатам которых специалисты смогут определить необходимый курс лечения. Для лечения плоскостопия, медики предпочитают использовать физиотерапию и медикаментозный метод.


Прибегают к хирургии лишь в крайних случаях.

При I-й степени отклонения, используют комплекс упражнений и массажа, направленный на укрепление мышц и суставов голеностопа, для предотвращения и профилактики дальнейшей деформации. При II и III степенях заболеваниям в курс добавляются медикаментозные препараты. Если такое лечение не помогает, тогда может понадобиться хирургическое вмешательство.

Упражнения, предупреждающие плоскостопие

В целях профилактики заболевания, специалисты и народная медицина советуют проводить комплекс упражнений, направленный на укрепление общего тонуса мышц и суставо-связочного аппарата.

  • Перекатывания с пятки на носок и обратно;
  • Заниматься на шведской стенке;
  • Приседания на носочках;
  • Ходить по наклонным и неровным поверхностям;
  • Сдавливания мяча ногами;
  • Ходить на внутренних и наружных краях стопы;
  • Подниматься и двигаться на носочках;
  • Катание округлых предметов по полу;
  • Играть в «Ладушки» ногами;
  • Совершать сжимающие и разжимающие движения пальцами стоп.

Такие занятия проводятся в качестве игры или зарядки, в старших группах детских садов (дошкольников) и у школьников младших классов. При этом стоит внимательно отнестись к количеству выполняемых упражнений, чтобы не допустить повышенной нагрузки на мышцы стопы.

Также не стоит забывать, что важную роль в профилактике плоскостопия играет правильно подобранная обувь.

Она должна быть произведена с учетом особенностей строения детской стопы и предупреждает патологические отклонения. Кроме того, не стоит выбирать обувь на вырост. Используя простые рекомендации к профилактике плоскостопия, можно добиться не только предупреждения болезни, но и приучить ребенка к здоровому образу жизни.

Лечение плоскостопия у детей (видео)

Зная и предупреждая болезни в раннем возрасте, можно способствовать формированию крепкого и здорового организма в будущем ребенка, что не мало важно, с учетом меняющихся факторов жизни.

Что важно знать родителям о формировании стопы малыша?
Комментирует Баранов Федор Алексеевич, врач травматолог, кандидат медицинских наук, ортопед второй категории Детского поликлинического центра « КОСМА»

Правильное формирование стопы у ребенка имеет исключительное значение. Ведь в опорно-двигательной системе человека стопа обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: опорной, амортизирующей, ходьбы, а в целом передвижение в пространстве и сохранение равновесия.

СТРОЕНИЕ СТОПЫ РЕБЕНКА

Стопа как орган имеет сложное анатомическое строение, в ее состав входит 26 костей, 42 мышцы и множество связок. Соединяясь между собой, анатомические элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы: продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Благодаря наличию этих сводов, стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточная кость и основания 1 и 5 пальцев стопы. При уплощении сводов, стопа опирается всей своей поверхностью, что приводит к ухудшению амортизирующих свойств.

КАК РАСТЕТ СТОПА

На фоне интенсивного роста ребенка развиваются и его стопы. Так у новорожденного длина стопы составляет приблизительно 7,5 сантиметров, однако маленькие стопы растут быстро. На втором и третьем году жизни стопы ребенка вырастают на 2-3 размера в год. Даже в школьном возрасте стопа может расти со скоростью 1-2 размера в год. Рост стопы обычно завершается только в подростковом возрасте. При этом ноги девочек прекращают расти между 11 и 14 годами, у мальчиков позже, к 18 годам. Такой активный рост стопы отражается и на анатомо-функциональном состоянии стоп. У младенцев до 3-х лет стопа очень мягкая и гибкая. Это связано с повышенной эластичностью связок, недостаточно развитыми мышцами, наличием жировой подушки, содержанием в костной ткани содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность. По этим же причинам продольный свод стопы у детей в этом возрасте плоский, что является нормальным физиологическим состоянием.

УЧИМСЯ СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя «жировая подушечка», которая располагается на подошве, под кожей. При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения. В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться «на ногах». Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-6 летнего возраста.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СТОПЫ - ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

К сожалению, иногда встречаются как врожденные, так и развивающиеся в процессе роста ребенка (приобретенные) заболевания стоп.К первой группе заболеваний относятся врожденная косолапость, врожденная плоско-вальгусная деформация стоп (стопа-качалка), а также различные аномалии развития стоп, такие как, сращение пальцев, добавочные пальцы и др. Причиной врожденной патологии стоп являются пороки развития во внутриутробном периоде. Данные заболевания выявляют, как правило, в роддоме с дальнейшим направлением маленьких пациентов в специализированные детские ортопедические стационары.

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ

Наиболее распространенным заболеванием, которое развивается в процессе роста ребенка, является плоскостопие, может сочетаться с вальгусной установкой стопы. Большинство детей рождаются с мнимым или физиологическим плоскостопием, что объясняется обилием подкожной жировой клетчатки подошвенной поверхности стопы. С ростом ребенка и развитием ходьбы, бега развивается и мышечно-связочный аппарат. Стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 5 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до 4-5 лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию. На развитие плоскостопия влияют следующие факторы: избыточный вес, передний тип постуры, ношение неудобной обуви, нерациональные нагрузки, травмы стопы и голеностопного сустава, тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения, перенесенный рахит, заболевания желудочно-кишечного тракта, гипотонус в мышцах голени и стоп, гипермобильность в суставах, наследственность.

«ПОЛЕЗНАЯ» ОБУВЬ

Важным мероприятием по профилактике плоскостопия является ношение правильной анатомической обуви. Критериями «полезной для стопы» обуви являются: широкая носовая часть обуви, жесткий задник, гибкая подошва, супинатор, небольшой каблучок, разумный запас размера (около 0,5см).

НА ЧТО ВЛИЯЕТ ПЛОСКОСТОПИЕ?

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы - амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, коленные, тазобедренные суставы, позвоночник. В дальнейшем, в более старшем возрасте это может привести к стойкому болевому синдрому в ногах и спине, нарушению осанки, артрозу в суставах нижних конечностей, остеохондрозу позвоночника.При подтверждении диагноза плоскостопия нужно немедленно приступать к лечению. К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, тем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции. Лечение состоит из специальной физкультуры для укрепления мышц голени и стопы, массажа, физиопроцедур и ношения ортопедических стелек или ортопедической обуви. Среди современных направлений медицины в настоящее время проблемой плоскостопия занимается остеопатия, мануальная терапия. В редких случаях при тяжелой степени плоскостопия показано оперативное лечение.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

В возрасте до 5 лет важно с ребенком заниматься профилактикой плоскостопия. А именно: хождение босиком по неровной поверхности (песок, трава, галька, массажные коврики, и др.); выполнение упражнений для укрепления мышц голени и стоп - хождение на носках, на пятках, на внешнем крае стопы, перекаты стоп, захват мелких предметов пальцами стоп и др.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СТОПЫ



Рассказать друзьям