Почему мы болеем: о духовной схеме возникновения болезни. Что нельзя делать в церковные праздники и почему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пост – не для слабаков, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, помогите ответить на вопросы читателей по поводу усиливающихся неприятностей в Великий пост . Существует мнение, что именно в этот период на постящихся людей наваливаются непредвиденные проблемы и трудности. Например, такой вопрос читательницы: в этом году я решила поститься, но у меня стало появляться множество неприятностей, прямо наваждение какое-то: муж руку поломал, я ушиблась сильно. Как можно такое объяснить?

– Бесспорно: то, что человек решился на такой серьезный шаг, как соблюдение поста, будет немалым раздражителем для «князя мира сего», который всеми силами стремится увести человека от единственно верного пути – пути ко спасению, чем, собственно, и должен стать для нас Великий пост.

Но в то же время не все то, что происходит с нами в нашей жизни – особенно в такой сложный (имеется в виду – духовно сложный) период Великого поста – нужно списывать на какие-либо искушения или тем более на непосредственные проявления бесовских сил. Очень многое зависит от нас, от нашего внутреннего расположения и отношения к тем или иным незаурядным вещам.

Если же мы воспринимаем такие неприятности (как, например, травмы, происходящие с нами во время поста) как один из видов искушений, мы тем более должны стараться контролировать себя и воздерживаться при этом от ропота. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души ». Поэтому, если мы хотим, чтобы период Великого поста принес пользу не только физическую, которую доставляет обычная диета, но и прежде всего пользу духовную, нам следует воспринимать все случающиеся неурядицы именно как попытки врачевания нашей бессмертной души.

– «Правда, что в пост активизируется вся нечисть – и человек подвергается больше искушениям? Как все это пережить? Может, пост не всем по силам?» Помогите, пожалуйста, разобраться нашим читателям.

– Как уже было сказано выше, пост – это путь к Богу, попытка возвращения погрязшего в собственных грехах человека к своему Небесному Отцу. И неудивительно, что такая попытка воспринимается «в штыки» падшими ангелами, для которых любая духовная радость – это очередной повод к зависти, которая, по словам Книги Премудрости Соломона, собственно, и стала причиной отпадения Денницы от Бога. Но при всех подобных попытках бесов оторвать нас от общения с Богом мы должны помнить слова святого апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас? » (Рим. 8:31). Следовательно, никакая бесовская сила, если мы не дадим ей во владение ни малейшего уголка своей души, не сможет преодолеть в нас действие благодати Божией. Бог знает силы и возможности каждого из нас и никогда не даст нам крест, который был бы нам не по силам. Пост – это вовсе не какое-нибудь новое установление. По словам святителя Василия Великого, пост – это древний дар Бога человечеству, возносящий людей превыше неба. Люди спасались постом и молитвой на протяжении уже не одного десятка веков. А это лучший аргумент, подтверждающий значимость поста в духовной жизни православного христианина.

– «Как не поддаваться панике и не вестись на провокации в этот период? С первых дней поста началась тревога по поводу повышения цен, ситуации в стране…» Андрей, как устоять перед паникой?

– Если во время поста нас интересует более повышение цен – значит пост для нас еще не наступил. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Пост не любит мира, ни того, что в мире », и если мы заботимся более о мирском, чем о духовном, значит мы еще далеки от поста. Святые отцы советуют: если у нас на сердце есть какие-то тревоги или проблемы, мы не должны пытаться справиться с ними сами, но просить помощи у Бога, вспоминая при этом слова святого пророка и псалмопевца Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику » (Пс. 55:22). А если же мы, стоя в храме за богослужением или молясь дома, размышляем о ценах или курсах валют, значит мы не даем Богу возможности действовать в нашей жизни; следовательно – к нам еще не пришла та духовная весна (именно так называется пост в богослужебных песнопениях Постной Триоди), которая должна изменить нашу жизнь изнутри.

– Чем отличается время поста от обычного времени?

– Мы должны помнить, что пост – это вовсе не самоцель. Пост, как мы уже сказали выше, – только некое средство, некая дорога к тому, что является более возвышенным, чем сам пост: пост – это путь к Пасхе, путь навстречу Воскресшему Христу. И потому время поста важно для нас как период усиленного самоконтроля и усиленной самоподготовки к такой встрече. Каждый из нас, естественно, в меру своих духовных сил должен приложить максимум усилий для того, чтобы достойно встретить Воскресение Своего Творца и в полной мере «войти в радость Господа своего» (см.: Мф. 25:21).

– Еще есть такой вопрос: «Все домашние против того, чтоб я постилась, говорят: Бог в душе. Я завишу от них, так как питаемся вместе. Как быть? Из-за поста у меня могут быть неприятности».

– Преподобный Феодор Студит писал, что истинный пост, приносящий пользу душе, заключается в мирном, кротком и сострадательном расположении к ближним. Если же мы будем есть один только хлеб и пить одну только воду, но при этом в нашем сердце не будет мира – это вовсе не тот пост, к которому призывает нас Господь. Святой апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих » (Иак. 2:18). Следовательно, наша вера должна проявляться прежде всего в наших поступках по отношению к ближним, а не в каких-либо самоограничениях.

В древнем Патерике есть следующий рассказ: некий аскет достиг столь высокого уровня подвижничества, когда его сердце уже было очень близко к гордости, и Бог открыл ему, что в одном городе живут два человека, намного превосходящие его святостью своей жизни. Подвижник, желая увидеть воочию этих людей, отправился в тот город и по указанию Божию встретил двух женщин, о которых ему было открыто, что они и есть те, кто превзошел его духовные подвиги. Сперва монах смутился: как женщины, живущие в миру, могут быть святее его – старого аскета, проведшего уже не один десяток лет в посте и молитве? Но впоследствии подвижник понял, что эти две женщины превзошли его тем, что никогда и ни с кем не ссорились, но всегда хранили мир в своих сердцах. Таким образом, сохранение мира в семье может быть в некоторых случаях даже лучшей нашей жертвой Богу, чем пост. К тому же, если мы будем проявлять любовь к нашим близким, возможно, именно она быстрее, чем любые уговоры и рассказы, сделает их нашими единомышленниками.

Андрей Музольф
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (496) раз

Предновогоднее оживление очень кстати приходится на середину холодного сезона: в это время как никогда мало солнечного света и тепла, ярких красок и впечатлений. Зимние праздники позволяют нам снова почувствовать себя живыми, обновлёнными, полными планов и надежд! Только, увы, не всем так везёт. Для одних людей это хронически нелюбимый период, а других тоска накрывает неожиданно для самих себя. Этому можно найти несколько причин (а значит, и способов решения проблемы). Поговорим о самых распространённых…

Когда не до праздника

Бывают, конечно, в жизни такие моменты, когда совсем нет желания праздновать. Да и нечего. Расставание с партнёром, потеря близкого человека, финансовый крах или известие о тяжёлой болезни кого угодно выбьет из колеи. Тут, собственно, даже не возникает вопрос «почему плохое настроение», это очевидно. Бывают ситуации и попроще - хоть и не погружающие человека в тяжёлую депрессию, но всё же изрядно «снижающие градус» радости жизни. На форумах можно встреть массу жалоб накануне 31 декабря: машина сломалась, с любовницей расстался, конфликт с начальством, погода просто кошмар, зуб разболелся (умру, но не пойду к стоматологу в праздники!) и тому подобное…

Но не стоит быть таким неблагодарным. Сетуя на «плохие» события в своей жизни, мы фактически отказываемся признать, что они несут в себе развивающее начало. Часто неприятности служат сигналом о том, что мы делаем что-то не так, заставляют нас задуматься и что-то изменить. Иногда они могут носить поистине судьбоносный характер. Представьте себе человека, опоздавшего на авиарейс, который потерпел крушение. Так откуда вам знать, что сломанный автомобиль не уберёг вас от аварии, что по пути к врачу вас не ждёт неожиданное полезное знакомство, а конец интрижки не спас вас от скуки, разоблачения, развода, раздела имущества? У всего есть обратная сторона, о которой мы часто даже не подозреваем…

Неоправданные надежды

Давайте вспомним, какие ощущения появляются у нас, когда мы ожидаем наступления нового года? Конечно, радостные. Но, к сожалению, часто чувства и ожидания праздника обещают гораздо больше, чем мы получаем во время самого пиршества. Потом, конечно, мы чувствуем себя обманутыми и разочарованными, и произносим стандартную фразу: «Столько готовились, а праздник так быстро прошел и было как всегда».

Ну а как это - всегда? В основном, в декабрьской суете люди стараются забыться: отложить нерешённые проблемы и дела на потом, растратить кучу денег на непрактичные «одноразовые» подарки и спонтанные покупки, развесить побольше блестящей мишуры, наготовить деликатесов на целый полк, включить телевизор погромче, произносить пафосные тосты перед гостями, есть и пить без меры… - И речь даже не о том, что алкоголь, переедание и нарушение режима бодрствования уже сами по себе неизбежно ведут к депрессии, а остатки эйфории испаряются при одном только виде раковины, где грязная посуда принимает форму сугроба. Просто всё это вы действительно уже видели…

Плохое настроение возникает из внутреннего разлада, основной узел которого остаётся в подсознании. Слепая вера в «новогоднее чудо» (то есть что ваша жизнь вдруг мгновенно и волшебно изменится без ваших постоянных, настойчивых и хорошо продуманных усилий) неизбежно ведёт к разочарованию. Чтобы появилось столь желанное ощущение новизны, вы в самом деле (да, в самом деле!) должны делать что-то принципиально новое. Ведь это единственная причина, почему дети умеют так искренне радоваться и наслаждаться каждым днём - для них ещё столько неизведанных горизонтов! Может, просто никогда не нужно останавливаться?

Упадок сил

Для многих творческих натур подготовка к празднику важнее самого праздника. Они полностью посвящают себя оформлению, украшению и приготовлению пищи, и в результате огромное количество растраченной ими энергии приводит к истощению (если хотите, «выгоранию»). В таком случае просто нет сил для полноценного празднования, и при всей грандиозности подготовки новогодняя ночь превращается в обычное застолье. Пока гости развлекаются, самому хозяину не весело - ведь именно это время совпадает с вынужденным естественным отдыхом организма по восстановлению растраченной энергии.

Но это лишь половина проблемы. В итоге у нашего «рождественского эльфа» просто не остаётся времени вдумчиво проанализировать год, вспомнить и улыбнуться положительным моментам, задуматься о будущем и своих планах, помечтать и загадать желание от всей души. Остаётся неосознаваемое чувство незавершённости, какой-то бессмысленности (действительно, человек так и не понял, зачем прожил уходящий год). Но для чего ещё нужен этот праздник, как не для подведения итогов? - Не забывайте о себе в предпраздничной суматохе…

Когда любовь не морковь

Многим людям кажется, что именно в праздничное время партнёр должен вести себя по-особому вежливо и радостно, прощать им нервные срывы и успокаивать, помогать и вдохновлять. Мы ожидаем чего-то большего, а получая в ответ то же, что и всегда, обижаемся. Старайтесь не строить грандиозных планов и воспринимайте друг друга такими, какие вы есть в повседневной жизни. Ваш партнёр не изменит себя только потому, что наступили праздничные дни. Старайтесь понять его, изучите его предпочтения и представления о конкретном празднике. При таком условии вам не придется разочарованно утверждать, что вы не отдохнули, потому что вас не поддержал любимый человек.

Бывает, что своим поведением мы сами подталкиваем партнёра к грубости и недовольству, поэтому внимательно следите за своим отношением к нему во время праздников. Не бываете ли вы показательно капризными, не часто ли у вас появляется недовольное выражение лица, сколько вы высказываете просьб и делаете замечаний? Поверьте, очень многие вещи заставляют нас сердиться, но по большому счёту они не играют в нашей жизни никакого значения. Так что если бьётся посуда - это к счастью, если вы нечаянно уснули в полночь - приятных вам сновидений, если ваш партнёр не догадался поцеловать вас под звон бокалов - поцелуйте его сами. Счастливых вам праздников!

Я очень часто болею. Что делать? Вопросы священнику

Вопрос: Я очень часто болею, то простудные заболевания, то воспаление почек. Хронический пиелонефрит протекает вяло, но самочувсивие при этом ухудшается, работоспособность сильно снижается, болею раз по 12 на год. При этом анализы особо не ухудшаются, но все же без антибиотиков не могу. Хожу в церковь, причащаюсь, раз в году соборуюсь, но ничего не помогает. Я так устала от болезни, даже в храм намного реже стала ходить, так как выстоять службу тяжело, начинает сильно болеть спина. А мне только исполнился 31 год, детей пока нет, но я очень хочу родить, но одновременно понимаю, что здорового ребенка не родить с моими почками. Я не знаю что мне делать, не знаю сможет ли кто мне помочь… Что мне делать не знаю, неужели всю оставшуюся жизнь жить с этим?

Ответ: Вы сами себе должны помочь. Вам нужно избавляться от лени. Займитесь своим здоровьем, ведите активный образ жизни. Многие болезни – от вялого течения крови в организме. Поэтому вам нужно больше движения. Ходьба каждый день от 5 до 10 км. на свежем воздухе (в это время можете исполнять утреннее и вечернее правило). Найдите человека, который нуждается в Вашей помощи – ходите к нему пешком – совмещайте два, три полезных дела. Попробуйте начать закаляться – обтираться водой: сначала теплой, потом уменьшая температуру каждый день на один градус (посоветуйтесь с врачом). Насчет возможности стать матерью посоветуйтесь с православным гинекологом. В любой ситуации нужно не унывать, а использовать все возможные врачебные средства, молиться и нести свой крест. А один из святых говорил: трудись так, как если бы все зависело от тебя, и молись так, как если бы все зависело от Бога. При этом помните, что терпеть в жизни все равно что-то нужно – без этого нет духовной жизни. “…дух бодр, плоть же немощна.”(Матф.26:41) . Когда плоть терпит и чего-то лишается, дух приобретает и закаляется. В противном случае, когда мы полностью здоровы и в полном достатке, человек (по своей природе, поврежденной грехом) склонен забывать о Боге, о душе, о вечности.

Каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с таким проявлением нашего существования здесь, на земле, как болезнь. Но что же такое болезнь, почему мы болеем и как нам избавиться от недугов? Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.

Итак, говоря о богословском осмыслении болезни, мы должны понимать, что болезнь представляет собой не что иное, как оскудение естественных человеческих сил, разлад в его природе, некоторое изменение в его богосозданном составе. Человек, призванный из небытия к бытию Божественной любовью, был создан совершенным, и, следовательно, в его организме не было места для болезней.

Но, переступив через Божественную волю и нарушив заповедь своего Творца, человек внес своими греховными действиями искажение в мир, и его природа подверглась изменениям, которые можно обозначить славянским словом «тление» – т. е. распад, разлад, последствиями которых стали болезни и страдания. Таким образом, болезни и телесные немощи являются последствиями грехопадения. Не случайно в церковнославянском языке греховные навыки души и телесные страдания обозначаются одним словом – «страсти».

Упрощенно духовную схему возникновения болезни мы можем выразить следующим образом. Человек, преступая заповеди Божии, отворачивается от Господа – Источника жизни и добровольно избирает иной путь. Уходя по пути, ведущему к умиранию, люди обязательно встречаются с предвестниками умирания – болезнями, скорбями и телесной немощью.

Всякая болезнь вызвана грехом. Иногда духовную причину болезни можно выявить легко, достаточно лишь заболевшему взглянуть в глубь своего сердца. Но иногда для того, чтобы выяснить, из-за чего человек уловлен сетями немощи, необходимо очень пристально просмотреть всю прожитую жизнь и исследовать собственную совесть. Именно в собственных поступках можно увидеть настоящую, духовную причину своего болезненного состояния – неисповеданный, нераскаянный грех, который, подобно болезнетворному струпу, вызывает болезнь души, которая, в свою очередь, по закону неразрывной связи души и тела, вызывает телесную немощь.

Болезнь, попускаемая Промыслом Божиим, является ничем иным, как средством вразумления человека, отступившего от правды Божией. Именно в таком аспекте рассматривает страдания английский писатель и религиозный мыслитель Клайв Стейплз Льюис, который высказал удивительную по своей емкости мысль: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог кричит через рупор страданий».

Но если причина болезни грех, то и борьба с болезнью должна быть направлена на устранение этой причины. Православные христиане могут и обязаны пользоваться лекарственными средствами и рекомендациями врачей, но они не должны забывать и о средствах духовных – Таинствах Исповеди, Святого Причастия, Соборования и, конечно, о молитве Господу и святым угодникам Божиим.

Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь

Просмотрено (527) раз



Рассказать друзьям