Почему ребенок замкнутый. Замкнутый ребёнок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство
  • эмоциональная неустойчивость
  • плаксивость
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
  • страх перед чужими людьми
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка. Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка , тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.

2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

4. Недостаток общения и внимания в семье

Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости

Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви

Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Правила общения с замкнутыми детьми

Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.

Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.

В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Игры для преодоления замкнутости у детей

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

Замкнутые дети – это люди в футляре. То есть, они впускают в свой тихи и спокойный мир только определенных людей, которым они доверились и которым разрешили войти. Многие родители говорят, что ребенок рано повзрослел, и эта ребятня – не ровня их чаду, но они горделиво ошибаются.

Недоношенность. Еще одной причиной резкой замкнутости является то, что ребенок рождается недоношенным и из-за недоношенности помещается в специальный бокс. Так вот, пребывание в этом боксе также делает детей замкнутыми. По крайней мере, к такому выводу пришли квалифицированные врачи.

Проблемы. Речь идет не о постоянных, а о временных проблемах, при которых замкнутость также появляется ненадолго и уходит. Это может быть усталость, какая-то неразрешенная проблема или угрюмость.

Издевательства. Это одна из самых популярных причин замкнутости ребенка-школьника. Вне всяких сомнений, всем знакомы ситуации, при которых ребенка из-за внешних отличных могут называть очкариком, толстым, рыжим или еще какими-то обидными словами. Уверенный ребенок может дать отпор, но такие случаи скорее исключение, чем правило. Поэтому дети, которые постоянно терпят смешки и издевательства в сой адрес, просто строят стену и замыкаются в себе.

Родительские ссоры. Еще одна популярная причина кроется в семейных отношениях. Невероятно, но, когда папа с мамой ссорятся, ребенок винит себя. По мнению и чистой вере ребенка, родители должны любить, а не ссориться и не ругаться. Поэтому, раз он считает себя виноватым, он просто становится незаметным, чтобы больше не становится причиной новых ссор.

Общение с одноклассниками. Нехватка общения со своими сверстниками – также причина замкнутости. Причин для нехватки общения может быть много, но самыми популярными из них являются:

    частые болезни и, как результат, частые прогулы;

    уверенность родителей в том, что ребенка рано отдавать в детский садик, предпочитая ему бабушку или няньку;

    частые переезды.

В итоге ребенок просто не может или не успевает правильно адаптироваться к окружающему его обществу. Вокруг него бегают только здоровые и шустрые малыши, которые могут отнять у него игрушку. Понятно, ребенок от этого будет в замешательстве и сделает вывод, что лучше уж он будет тихим и незаметным.

Как можно решить проблемы?

Окажите помощь. Конечно, проблемы и причины замкнутости в обязательном порядке должны выясняться психологами, но ведь родители также могут помочь, общаясь с ребенком. Не нужно смотреть на возраст своего ребенка, нужно уделять ему максимум внимания. Любой ребенок очень сильно нуждается в правильной поддержке со стороны родителей.

Похвала. Никто не стесняйтесь лишний раз похвалить ребенка. Дети очень тяжело понимают успехи, так что, чтобы ребенок знал, что он сделал что-то хорошее и правильное, его следует похвалить, чтобы повысить его самооценку.

Как можно чаще приглашайте гостей. Для того, чтобы чадо привыкло к разным людям и обществу, следует приглашать гостей. А еще лучше, если гости придут со своими детьми. Так дети еще быстрее становятся раскрепощенными в стенах родного дома.

Разнообразие. Постарайтесь разнообразить жизнь ребенка походами, экскурсиями или посещениями интересных для него мест.

Нет приказам. Есть желание узнать причину детского плохого настроения? Спрашивайте у ребенка об этом максимально спокойным и тихим голосом.

Замкнутый ребенок - отчужденный, сдержанный, это ребенок «отдаленный», испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира в свою внутреннюю «скорлупку». Узнала своего ребенка? Читай и действуй!

Какие они эти дети?

Взрослые довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства и хлопот. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость: разговаривает только в случае необходимости или вообще не разговаривает; говорит очень тихо, почти шепотом; держится в стороне от всех, боится присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое; часто проводит время в одиночестве, даже когда вокруг много детей. Замкнутые дети все и всегда таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами. Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Ты можешь говорить сколько угодно, но ребенок не будет принимать в этом активного участия.

Симтомы

В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:

  • ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
  • держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • у него друзей очень мало или нет совсем;
  • он боится начать что-то новое;
  • не решается выразить свое мнение;
  • таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • излишняя осторожность в словах и поступках;
  • отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • неглубокое дыхание;
  • психосоматические проявления (боли в желудке, например);
  • желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор. Такой ребенок не слишком хочет покидать свой мир. Он использует укрытие в острые для себя моменты, но окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Поэтому очень часто замкнутость характерна для приемных детей. Не стоит путать замкнутого ребенка с интровертом.

Негативные проявления и последствия

У замкнутости есть негативные последствия и если ничего не предпринимать, то ребенок:

  • не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
  • будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
  • ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
  • не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
  • постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • сохранит неуверенность в себе на многие годы;
  • не будет решать сложные проблемные ситуации;
  • будет в одиночестве;
  • возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Что делать?

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и физической). Психологи рекомендуют следующие подходы:

  • воспринимать ребенка таким, каков он есть;
  • меньше говорить самому в общении с ним;
  • рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
  • в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
  • научить его осознавать свои страхи, обиды;
  • выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
  • в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
  • подкреплять, хвалить решительность ребенка;
  • постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
  • помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Он в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…», подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Сначала происходит осознание своих страхов, огорчений и обид, далее проводится психокоррекция.

В целом, замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, ты непременно освободишь своего ребенка. Главное, вовремя обнаружить и исправить. Разбей «скорлупку» ребенка, но очень, очень бережно.

Юлия Пусева
Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Если ребенок замкнут . Причины замкнутости

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами . Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения : с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка , грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком . Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете не довольство его поступками, внушаете, что он все делает не так : слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.

Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку , тогда и он перестанет замыкаться в себе.

Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.

Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее. Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Представьте себе такую ситуацию : возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок : «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит : «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается : «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит : «Красиво» . Мальчик просит : «Папа, а давай вместе порисуем» . А папа, включая телевизор, отвечает : «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай» . Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке , постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять , что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять : если мама вместо того , чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие : родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть. Главное - не кричите на ребенка , а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа - самый сильный на свете и мама - самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка .

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего - исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка , что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя» , старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка , а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.

Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Замкнутость можно и нужно корректировать.

  • расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  • подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  • если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Для занятий с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома (мозаика, домино, лото, шашки и т.д.). Однако есть особенность проведения этих игр - в них обязательно должно играть несколько детей. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами. Также можно предложить ребенку подвижные игры, разыгрывание ситуаций, рисование и лепка в сотрудничестве с другими детьми.

Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком. Желаем успеха на этом нелегком пути!

Если ребенок тяжело переносит перемены или не хочет выходить из дома.
Существует 3 возможные причины: характер ребенка, его возраст (дети от года до двух очень сложные в этом отношение), испуг или другая психологическая травма.


Как ему помочь?

1. Создайте ощущение стабильности . В одно и то же время еда, сон, купание и так далее. Затем постепенно приучайте его к небольшим отклонениям от привычного графика.

2. Сообщайте ребенку о том, какие события ждут его в течение дня. Если ребенку всего лишь 2 года, то он, скорее всего, не запомнит сразу все, что вы ему говорили, так как чувство времени у двухлеток еще не до конца развито. Но если на протяжении дня вы будете напоминать ему, рассказывать, что вы будете делать дальше, то ребенок запомнит, особенно если это ежедневно повторяющиеся действия. Вы можете экспериментировать с тем, когда сообщать ему это новое. Можете говорить перед сном, что завтра к вам приедет бабушка, или до обеда, что вечером с ним посидит папа и т.д.

3. Как приучить ребенка к новой еде. Нужно чтобы ребенок тоже принимал участие в процессе покупки и приготовления. Он может просто класть в сумку, взятые вами с полки яблоки или вместе с вами наливать в свой стакан сок. Тогда он уже немного привыкнет к новой еде. И то, что появиться у него на тарелке не будет большим и неприятным сюрпризом.

Далее вы не должны заставлять его что-то есть. Просто кладите небольшое количество новой пищи ему на тарелку, пока он не заинтересуется и не попробует. Еще хорошо, чтобы он видел ваш личный пример, что вы едите это новое и вам это нравиться.

Еще один важный момент. Исследования показывают, что детям трудно лишь первый раз попробовать на вкус новую пищу, дальше они к ней вполне привыкают. Дети бояться, что это новое у них во рту будет не вкусным. Поэтому вы можете предложить ребенку попробовать что-то в первый раз, а если не понравиться выплюнуть.

4. Как научить ребенка не бояться выходить на улицу. Сделать "улицу" ему знакомой. Перед выходом вы можете оставлять что-то интересное на пороге, чтобы ребенок с интересом открывал дверь, а не с испугом. Конечно, это проще сделать, если вы живете в своем доме, а не в многоэтажке. Далее вы можете оставлять знакомые ему игрушки во дворе или предлагать взять их с собой. Старайтесь придерживаться знакомого ребенку маршрута, ходить в один и тот же парк, по одной и той же улице, пока ребенок сам не проявит желания к переменам.

5. Внедрение перемен в жизнь ребенка требует от вас терпения. Ребенку, возможно, потребуется много времени для простого наблюдения за новой вещью. Он может несколько дней смотреть на новую игрушку, перед тем как взять ее в руки. Или если вы придете на занятие в первый раз, он, возможно, будет сидеть у вас на коленях в течение нескольких первых занятий. Если нужно, чтобы ребенок познакомился и привык к незнакомому ему еще человеку, то это лучше всего сделать, если этот человек придет знакомиться к вам домой.

Наблюдайте за ребенком, и вы поймете, когда он спокойнее всего относиться к переменам и когда он сам инициатор перемен. Вместе с вами, помогать себе в сложных ситуациях, учиться и ваш ребенок.



Рассказать друзьям