Почему у японцев желтая кожа. Желтокожие китайцы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Существует популярное заблуждение, будто бы у китайцев желтый цвет кожи .

Типичный китаец вовсе не желтее, чем тот же француз. При первых контактах европейцев с Дальним Востоком нигде не упоминалось о какой-либо «желтой расе». «Вроде нас» - такую характеристику дал именитый путешественник из Италии Андреа Корсали, посетивший Китай еще в 1515 году.

Через несколько лет тайный советник немецкого императора Трансильванус, беря за основу рассказы португальских моряков, описывал китайцев «Люди с белой кожей, с высоким уровнем устройства общества … на подобии нас, немцев».

При делении человечества на расы в 18 веке и появилось первое упоминание о желтом цвете кожи. Нужна была промежуточная раса между черными на юге и белыми на севере. Тут-то сперва подвернулись индийцы, а позже «желтыми» назначили и китайцев. В то время бешенной популярностью пользовалась книга профессора медицины И.Ф. Блуменбаха. В ней он упоминал о «кавказской расе» с белым цветом кожи, о монгольской с желтым, американской «красной, как медь» и о черных африканцах.

Эти заблуждения человечества были так ловко ему навязаны, можно точнее сказать из произведения Ильфа и Петрова – «И тут Остапа понесло…». За письменным столом, взявши за основу только лишь предположения (например утверждалось, что азиаты чаще болеют желтухой – отсюда они и остаются до конца жизни желтыми) целому человечеству было навязано сугубо субъективное мнение.
В довершении ко всему этому, теоретики, выдумавшие эту классификацию в глаза не видели никого, кроме европейцев.
Зачастую основа их предположений являлась представление самих китайцев.

«На все воспоминания детства как бы наброшена желтая вуаль, – пишет в своих записках последний китайский император Пу И. – Желтой была глазированная черепица на крышах домов, желтыми носилки, на которых меня носили, подкладка моего платья и шляп, покрывала… и тарелки, с которых я ел и пил, были желтого цвета… Вокруг меня не было ничего, что не носило бы желтого оттенка».
Эта любовь китайцев к желтому цвету («желтая река» Янцзы, мифологический «желтый император», вообще все большое и духовное было желтым) как бы подталкивала европейских классификаторов изобрести такую «желтую расу», не смотря на все эти теории кожа китайцев нисколько не пожелтела .

Еще одно заблуждение.

Все китайцы – на одно лицо .

Супруга последнего императора Пу И, единственного правителя Китая, который осмелился покинуть страну и посетить Европу, делится воспоминаниями, с каким трудом ей давалось участие в официальных церемониях или давать приемы только по одной причине, что ей трудно было различать лица – в частности, лица членов королевской семьи или родственников германского императора.
Для корейцев или японцев, впервые прибывших в Европу или Новый Свет, эта проблема поначалу также представляется трудноразрешимой.
Так что это – очередное предубеждение и только.

В китайском сегменте интернета разгорелась неожиданная дискуссия: пользователи спорят о том, какого оттенка у них кожа, вернее - можно ли гордиться принадлежностью к «желтой расе». Поводом послужили заявления нескольких спортсменов, сказавших, что они гордятся тем, что «желтые». Однако ученые утверждают, что о желтом цвете кожных покровов монголоидов впервые заговорили на Западе, поэтому, мол, использование этой терминологии равнозначно принятию чуждых расистских взглядов.

Чтобы подчеркнуть величие своей нации или древние корни китайской цивилизации, образованный китаец обратится к мифам и историческим хроникам. Оттуда происходят такие самоназвания как «потомки дракона», «наследники императоров Яня и Хуана» либо «наследники Хуан-ди». Раньше в официальном лексиконе слово «желтый» применительно к Китаю и китайцам, как правило, отсутствовало, его можно было встретить разве что в критике недружественных внешних действий - «китайской угрозы», она же «желтая опасность». Почему о цвете кожи китайцев заговорили не только на бытовом уровне, но и в СМИ?

Глобализация, от которой реформирующийся Китай, открытый внешнему миру, уклониться никак не мог, вызвала к жизни разнонаправленные процессы. Кто-то косметически отбеливает кожу, меняет разрез глаз (блефаропластика - самая популярная пластическая операция в КНР), осветляет волосы, стремясь приблизиться к некоему «интернациональному стандарту красоты». Кто-то, наоборот, стремится подчеркнуть - одеждой или макияжем - принадлежность к азиатской цивилизации, тем самым показывая: «Мы, китайцы, ни в коем случае не поддадимся иноземному влиянию и будем черпать силу в национальной культуре». Отсюда - популярность сериалов про китайских императоров и мода на ханьфу - традиционную просторную одежду с длинными широкими рукавами и открытым воротником, запахнутым направо. Отсюда - и спортивная лихорадка, охватившая Китай, особенно после Олимпиады 2008 года. Из всех массовых увлечений спорт, пожалуй, прочнее всего построен на противостоянии «свой - чужой».

О спорт, ты - цвет!

Примечательно, что старт нынешней дискуссии дали именно спортсмены. Спорт как арена соперничества национальных амбиций, где горечь поражения или радость победы нередко приводят к взрыву националистических чувств, очень подходит для поисков идентичности. То ли спортсмены сговорились, то ли китайские журналисты нашли тему гордости за «желтую нацию» достойной внимания, но в последнее время сразу несколько атлетов сделали в своих интервью акцент на своем цвете кожи.

Например, 22-летний пловец Нин Цзэтао, завоевавший золотую медаль на 100-метровке вольным стилем в Казани, на чемпионате мира по водным видам спорта 2015 года, проходившем под эгидой Международной федерации плавания (FINA): «Я - желтый, я - китаец, и я сегодня добился этого», - гордо сказал он журналистам после победного заплыва.

Китайский спринтер Су Бинтянь, установив национальный рекорд КНР и рекорд Азии в беге на 100 метров, признался: «Раньше я нервничал, соревнуясь с ведущими иностранными спортсменами. Теперь я не буду их бояться, я сделаю так, чтобы черные атлеты боялись желтых». Заголовки, сообщающие о достижениях сильным духом «желтых людей», замелькали в официальной прессе, в том числе и на сайте агентства Синьхуа.

Не всем это понравилось. В интервью газете «Глобал таймс» известный историк, профессор Пекинского университета Ло Синь заявил, что считает недопустимым использованием журналистами и спортсменами выражений с расистским оттенком. В своем микроблоге Ло Синь перепечатал ссылку на статью «Мы - не желтые». В этой работе ученый одобрительно отзывается о монографии живущего на Тайване американского исследователя Майкла Кивака «Стать желтым: краткая история расистских взглядов» (Michael Keevak, Becoming Yellow: A Short History of Racial Thinking).

Кто изобрел желтую расу?

В своей книге Майкл Кивак на многочисленных примерах доказывает не только западное происхождение «цветных классификаций», но и их оторванность от жизни. По его убеждению, термин «желтая раса» родился не в эпоху первых контактов европейцев с азиатами, а как результат более поздних теоретических построений, в основе которых лежит именно расизм. Кивак пишет, что никто в Восточной Азии не называл себя «желтыми» до тех пор, пока западные теории не стали известны в регионе. В своих записках итальянский путешественник Марко Поло относил китайцев и жителей Японских островов к «белым».

Ло Синь считает, что труд Кивака для Китая не менее важен, чем нашумевшая работа Эдварда Саида «Ориентализм», где критически разбираются западные воззрения на Восток. По убеждению китайского историка, переосмысление понятия «желтый» важно не только с точки зрения соблюдения политической корректности, но и ради корректности интеллектуальной и культурной.

Самое неприятное, по мнению Ло Синя, что заблуждения других народов некоторые китайцы сделали частью собственного мироощущения и не замечают, что уже живут в чужой системе координат. В качестве примера Ло приводит строчку из популярной песни «На далеком Востоке есть река». Здесь вроде бы говорится о красоте родных китайских пейзажей, но точка отсчета взята западная, потому что далеким Восток может видеться только с большой дистанции. Не все, правда, разделяют такой педантизм - главное, говорят они, понимать, что стоит за тем или иным понятием. Может быть, ничего плохого и нет в гордости за страну, а эпитет «далекий» - просто красивое слово. Точно так же слово «желтый» можно отнести к проявлению национального превосходства, а можно понимать как равенство азиатских народов в мировой палитре. Поэтому рассуждения о «желтой расе» не обязательно являются одобрением расистских воззрений. В интервью «Глобал таймс» профессор Восточно-Китайского педагогического университета Хуан Цзянбо заявил, что, говоря о «людях желтого цвета кожи», китайцы просто выражают свою национальную гордость.

Российская империя, желтая угроза и партийная полемика

В нынешней интернет-дискуссии о цвете кожи Россия не упоминается, критикуют в основном западноцентризм. Между тем в Российской империи вслед за европейцами китайцев также записывали в «желтую расу». Так, в толковом словаре В.И. Даля приводится следующая классификация «человеческих племен»: «белое (Кавказ и Европа), желтое (Китай), красное (Америка), бурое (Полинезия) и черное (Африка)».

Справедливости ради стоит отметить, что помимо обилия литературы о хитрости и коварстве китайцев, желтой угрозе и так далее дореволюционный период был также знаменит концепциями, которые сейчас получили бы название «поворота в Азию». Например, близкий к последнему монарху князь Эспер Эсперович Ухтомский слыл «востокофилом». Уникальное географическое положение и историческое наследие, считал Ухтомский, давало Российской империи основание играть особую миссию в Азии и защитить азиатские страны от «разрушения на европейский меркантильный лад». «Согласиться с тривиальной точкой зрения на инородческие миры - значит подписать себе жалкий приговор как государству и как племени», - предупреждал он.

В знаменитой песне «Москва - Пекин», ставшей гимном китайско-советской дружбы в середине 50-х годов ХХ века, были слова о крепнущем единстве «народов и рас». Правда, когда отношения СССР и КНР дали трещину, расовый вопрос использовался в Китае для критики советского руководства. Традиционная для коммунистической пропаганды тема расизма на Западе оказалась востребованной в борьбе с «советским социал-империализмом».

Характерен, например, такой фрагмент из статьи в центральной китайской прессе, опубликованной в октябре 1963 года: «Руководство КПСС, исчерпав все "чудодейственные" средства борьбы против национально-освободительного движения, обратилось к самой реакционной теории империализма - расовой теории». Далее в статье советское руководство обвиняют в том, что оно «при всяком удобном случае поднимает шумиху вокруг так называемой "желтой опасности"… кричит о том, что, мол, "вновь угрожает Чингис-хан"». Попытки же расколоть национально-освободительное движение, уверяли в Пекине, являются тщетными, поскольку «просвещенные лица всех рас - белой, черной, желтой, коричневой образуют широкий единый фронт борьбы против империализма во главе с США и его лакеев».

Нынешняя постановка вопроса о «разноцветном мире», в котором желтый цвет является не самым плохим, продиктована уже не догматами классовой борьбы, а скорее обращением к идее Хантингтона о столкновении цивилизаций.

Взрыв интереса к самоназванию «хуанчжунжэнь» (человек желтой расы) можно объяснить сложными процессами в китайском массовом сознании: очевидные успехи Китая на всех поприщах подталкивают людей к тому, чтобы не только найти простое описание «китайского чуда» в духе грядущего века Китая, но и провести линию, отделяющую «сыновей и дочерей Поднебесной» от других народов. Цвет кожи в наш век, когда визуальное берет верх над содержательным, оказывается близким и понятным признаком. К тому же, не доверяя официальным идеологическим конструктам, народ настоятельно ищет основу для объединения, и национализм становится желанным путем в поисках идентичности. Критикуя увлечение идеями «желтой расы» и ее особых качеств, интеллектуалы обращают внимание не только на западноцентризм, на сдачу позиций под натиском глобализации, но и на опасность впасть в другую крайность - иллюзию национальной исключительности.

Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все Мазуркевич Сергей Александрович

Желтокожие китайцы

Желтокожие китайцы

На все воспоминания детства как бы наброшена желтая вуаль. Желтой была глазированная черепица на крышах домов, желтыми носилки, на которых меня носили, подкладка моего платья и шляп, покрывала… и тарелки, с которых я ел и пил, были желтого цвета… Вокруг меня не было ничего, что не носило бы желтого оттенка.

Последний китайский император Пу И

Так уж повелось, что людей, относящихся к монголоидной расе, называют желтокожими. Не будем рассуждать об этичности и политкорректности подобного термина, рассмотрим лишь его фактическую составляющую. А она такова, что китайцы, японцы, монголы, вьетнамцы и прочие жители Азии при внимательном их рассмотрении в буквальном смысле этого слова оказываются ничуть не желтее русских, англичан или французов.

Здесь будет уместно вспомнить, что первые европейцы, повстречавшиеся с китайцами, ничего о желтом цвете их кожи не сообщали. Напротив, в XVI веке тайный советник германского императора Трансильванус описывал жителей Поднебесной следующим образом: «Это белокожие люди с весьма высоким уровнем устройства общества – вроде нас, немцев». Другой европеец – итальянский путешественник Андреа Корсали, побывавший в Китае в 1515 году, глядя на местных жителей, воскликнул: «Di nostra qualita!», что в переводе значит «Вроде нас!».

Широко распространенное во всем мире заблуждение о желтокожих азиатах породила кабинетная наука XVIII столетия. Тогда ученые решили разделить человечество на расы. Северные народы были причислены к белой расе, южные народы – к черной, а так как нужна была и промежуточная между этими двумя расами, то к ней отнесли население Индии, а чуть позже и китайцев. Назвали ее желтой, поскольку, по мнению создателей этой теории, желтый цвет находится как бы посередине между белым и черным. В то время одним из главных авторитетов в научной среде был профессор медицины из Геттингена Иоганн Фридрих Блуменбах. Он сравнил цвет кожи американской расы с медью, а монгольской – со спелыми колосьями пшеницы, наподобие вареной айвы или сушеных лимонных корок. К тому же он объяснил, что азиаты имеют желтый цвет кожи из-за того, что они часто болеют желтухой. Самое интересное, что, по сообщениям современников, сам профессор ни разу в жизни не видел ни индейца, ни китайца.

Еще одно, не менее широко распространенное заблуждение об азиатах состоит в приписывании им не только желтокожести, но еще и узкоглазия и косоглазия. Однако мнение, что отличительной физической чертой монголов, японцев, китайцев и других представителей монголоидной расы являются так называемые косые глаза, не соответствует действительности. Характеризовать людей, принадлежащих к этой расе, как косоглазых не только не этично, но и так же неправильно, как характеризовать людей европейской расы как длинноносых, как, к примеру, считают те же люди монголоидного типа.

«Косоглазие» монголоидов – всего лишь оптический обман. Он возникает из-за того, что у представителей монголоидной расы менее выдающийся нос, тогда как европеоиды обычно мысленно «привязывают» глаза к носу. У монголоидов же нос начинается ниже, из-за чего нам и кажется, что глаза несколько скошены.

Оптическим обманом объясняется и представление об азиатах как об «узкоглазых». На самом же деле сама глазница у монголоидов даже больше, чем у европеоидов. Но у представителей монголоидной расы есть так называемая монголоидная складка верхнего века, которая и заполняет «пустое» пространство глазницы. Поскольку мы привыкли к иному соотношению размеров глаза и глазницы (а ее размер привыкли считать постоянным), то у нас и возникает иллюзия, что глаза у монголоидов уже, чем у европеоидов.

Интересно, что сами азиаты не воспринимают европейские глаза как более широкие. Тем не менее японцы, китайцы, корейцы и другие монголоиды, впервые выехав в Европу или Америку, с трудом различают европеоидов. Так, жена последнего китайского императора Пу И, единственного правителя Китая, который выехал за пределы своей страны и посетил Европу, пишет в своих воспоминаниях, как тяжело ей давалось участие в официальных церемониях из-за того, что ей трудно было различать лица – например, лица членов королевской семьи Англии или родственников германского императора.

Из книги Оружие великих держав [От копья до атомной бомбы (litres)] автора Коггинс Джек

КИТАЙЦЫ Там лежит спящий гигант. Пусть он спит! Потому что, когда он проснется, мир содрогнется. Наполеон Бонапарт История Китая, как и история любой другой страны, полна преданий о военных походах, вторжениях, гражданских войнах и восстаниях. Один из самых широко

Из книги Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг. автора Пржевальский Николай Михайлович

1. Китайцы Инородческое население Уссурийского края представлено четырьмя народностями: китайцами, гольдами, орочами, или тазами, и, наконец, корейцами. Начнём по порядку. Из инородческих племен, обитающих в Уссурийском крае, первое место по численности принадлежит

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

Буддизм и китайцы Китайские храмы и иероглифы Китайское влияние наиболее очевидно в мусульманской Малайзии, где китайские иероглифы дублируют почти все названия на вывесках, многие названия звучат сугубо по-китайски, да и китайские физиономии на улице сплошь и рядом.

Из книги Алма-Ата неформальная (за фасадом азиатского коммунизма) автора Баянов Арсен

Китайцы-трудоголики в Рождество «Здесь тоже Рождество – формальный праздник. Просто возможность отдохнуть от рутины и побыть дома. Китайцы же все равно работают. С утра и до ночи. Если работникам столовой меньше еды нужно готовить, их посылают чистить пруд и бассейны,

Из книги Дальневосточные соседи автора Овчинников Всеволод Владимирович

Китайцы смели рынок Говорят, чуть ли не полвека исполнилось недавно с тех пор, как в бывшем Парке культуры и отдыха имени пролетарского писателя Максима Горького начали тусоваться коллекционеры. И это повод вспомнить об этом самом, наверное, знаменитом, имеющем

Из книги автора

Китайцы – гидротехники от природы Смело шагнув в будущее, Поднебесная по-новому показала миру и величие своего прошлого. Подобно Великой Китайской стене, Великий Китайский канал является одним из наиболее грандиозных сооружений древности. Это самый ранний по времени и

Из книги автора

Китайцы и алкоголь Когда, что и сколько пьют жители Поднебесной? Много ли пьют в Китае? В каких случаях личной, деловой и общественной жизни алкоголь помогает людям находить общий язык? Разумеется, при любых обобщениях, касающихся почти полуторамиллиардного народа,

Желтокожие вьетнамцы,

Верещат в кустах как зайцы…

Сергей Чиграков (ЧИЖ)

Монах у водопада в селении Дой Пуй. Чианг Май.

Цвет кожи азиатов

Так уж повелось, что людей, относящихся к монголоидной расе называют желтокожими (а еще «косоглазыми» и «узкоглазыми»). Не будем рассуждать об этичности и политкорректности подобного термина, рассмотрим лишь его фактическую составляющую. А она такова, что китайцы, японцы, монголы, вьетнамцы, тайцы и прочие азиаты при внимательном их рассмотрении в буквальном смысле этого слова, оказываются ничуть не желтее русских, англичан или французов.

Мальчики-монахи. Окрестности Мэ Хонг Сона.

Здесь будет уместно, вспомнить, что первые европейцы, повстречавшиеся с китайцами ничего о желтом цвете их кожи не сообщали. Напротив, в XVI веке тайный советник германского императора Трансильванус описывал жителей Поднебесной следующим образом: «Это белокожие люди с весьма высоким уровнем устройства общества – вроде нас, немцев». Другой европеец - итальянский путешественник Андреа Корсали, побывавший в Китае в 1515 году, глядя на местных жителей, воскликнул “Di nostra qualita”, что в переводе значит – “Вроде нас!”.

Танец с зонтиками. Дой Сутеп. Чианг Май.

Широко распространенное во всем мире заблуждение о желтокожих азиатах породила кабинетная наука XVIII столетия. Тогда ученые решили разделить человечество на расы. Северные народы были причислены к белой расе, южные народы – к черной, а так как нужна была и промежуточная между этими двумя расами, то к ней отнесли население Индии , а чуть позже и китайцев. Назвали ее желтой, поскольку, по мнению создателей этой теории, желтый цвет находится как бы посередине между белым и черным. В то время одним из главных авторитетов в научной среде был профессор медицины из Геттингена Иоганн Фридрих Блуменбах. Он сравнил цвет кожи американской расы с медью, а монгольской – со спелыми колосьями пшеницы, наподобие вареной айвы или сушеных лимонных корок. К тому же он объяснил, что азиаты имеют желтый цвет кожи из-за того, что они часто болеют желтухой. Самое интересное, что по сообщениям современников, сам профессор ни разу в жизни не видел ни индейца, ни китайца.

Танец с бумажным зонтиком. Дой Сутеп. Чианг Май.

Я, в отличии от герра Блуменбаха, повидал великое множество азиатов. Но за все мои долгие странствия по Южной и Юго-Восточной Азии нигде, ни в Таиланде, ни в Индии, ни в Непале , ни где-либо еще я не встречал азиата желтокожего. И вряд ли повстречаю 🙂



Рассказать друзьям