Почему я не могу говорить? Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Если человек ведёт себя, по нашему мнению, странно или эксцентрично, это не всегда означает, что он страдает каким-либо психическим расстройством, как мы привыкли думать. Очень часто можно услышать, как люди называют кого-то умственно отсталым или параноиком, не вдумываясь в смысл произносимых слов. А ведь это может негативно сказаться на тех, кто на самом деле имеет проблемы, связанные с психическим здоровьем.

Неправильное представление о том, как именно проявляется та или иная болезнь, может заставить человека отказаться от помощи, когда он в ней действительно нуждается. В этой статье вы узнаете о десяти психических заболеваниях и расстройствах, которые мы иногда трактуем неправильно.

1. Биполярное аффективное расстройство (БАР)

Чем оно не является: Многие люди ошибочно ассоциируют биполярное аффективное расстройство (БАР) с перепадами настроения. Его часто приписывают беременным женщинам, которые сначала кричат на своих ни о чём не подозревающих мужей, а после обнимают их и целуют, как будто ничего и не произошло.

Что это такое на самом деле: Люди, страдающие биполярным аффективным расстройством, периодически испытывают приступы мании, которые характеризуются чрезмерной возбудимостью, приливом сил и энергии, повышенной активностью и энергичностью.

Окружающим маниакальное состояние, в котором пребывают люди с БАР, со стороны кажется не таким уж и плохим. В действительности же оно представляет собой реальную проблему для тех, кто им охвачен. Помимо перечисленных выше симптомов, человек, у которого наблюдается биполярное аффективное расстройство, может также испытывать галлюцинации и бредить. Более того, когда период восторженности и эйфории проходит, у него начинается депрессия (появляется грусть, апатия, безнадёжность, потеря интереса к обычной деятельности и прочее), которая через некоторое время снова сменяется манией.

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Чем он не является: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является распространенным диагнозом среди детей. Когда ребёнок не может сосредоточиться на учёбе, выполнении элементарной работы по дому и прочих вещах, взрослые начинают бить тревогу и тут же бегут к врачу за консультацией. Они считают, что если их чадо не заинтересовано в определённом виде деятельности, постоянно на что-либо отвлекается или проявляет излишнюю возбуждённость и энергичность, значит, у него развился синдром дефицита внимания и гиперактивности. В действительности же всё это является признаком нормального развития ребёнка.

Что это такое на самом деле: Те, кто страдает СДВГ, не могут сосредоточиться на одном виде деятельности, даже если она им очень нравится. Они не в состоянии довести начатое до конца, поскольку постоянно отвлекаются на малейшие раздражители. У них отсутствует концентрация, из-за чего им крайне сложно организовывать свою деятельность.

Для СДВГ также характерны такие симптомы, как гиперактивность и импульсивное поведение. Дети, страдающие данным расстройством, не в состоянии долго усидеть на месте, они слишком много разговаривают, проявляют безрассудность и нетерпеливость. Для них не существует никаких запретов. Избавиться от синдрома дефицита внимания и гиперактивности помогут изменения в питании и распорядке дня, соответствующая терапия и приём определённых лекарственных препаратов.

3. Диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ)

Чем оно не является: В каждой ситуации мы ведём себя по-разному. Тихий, вежливый помощник администратора, работающий на выходные в клубе может превратиться в самое дикое животное, которое вы когда-либо встречали в своей жизни. Однако это совсем не значит, что он страдает диссоциативным расстройством идентичности (ДРИ; раздвоение личности). То же самое касается и подростков, которые с друзьями общаются нормально, а родителям постоянно хамят и грубят.

Что это такое на самом деле: При диссоциативном расстройстве идентичности в человеке происходит «переключение» с одной личности на другую, при этом он часто затрудняется вспомнить, что делал, пока было активно его второе «Я».

Области различия между этими личностями могут включать в себя манеры поведения, речь, мысли и даже гендерную идентичность. Люди, страдающие ДРИ, часто испытывают депрессию; у них появляются суицидальные наклонности, тревога, спутанность сознания, проблемы с памятью, галлюцинации и дезориентация.

4. Наркотическая или алкогольная зависимость

Чем она не является: О наркоманах и алкоголиках обычно думают как о людях, которым не хватает силы воли и самоконтроля, однако проблема заключается не только в этом. Если вы во время обеда не смогли удержаться и съели пару лишних шоколадных пирожных, значит ли данный поступок то, что вы зависимы от них? Потребление сладостей в чрезмерных количествах, просмотр телевизора с утра до ночи, многократное прослушивание песен одного и того же исполнителя имеют с силой воли и самодисциплиной гораздо больше общего, нежели наркотическая или алкогольная зависимость.

Что это такое на самом деле: Наркомания и алкоголизм – серьёзные психические заболевания, при которых человек испытывает непреодолимую тягу к тому или иному веществу. Он не в силах остановиться, поэтому продолжает употреблять его даже несмотря на то, что это мешает ему нормально жить и приводит к проблемам социального или межличностного характера.

Как уже было сказано выше, наркоманы и алкоголики – это больные люди, поэтому они нуждаются в лечении и помощи извне.

5. Синдром Туретта

Чем он не является: Синдром Туретта часто приписывают тем детям, которые сидят в классе на задних партах и кричат «фиолетовый динозавр», когда учитель просит назвать столицу штата Нью-Йорк. Ваш друг, который не фильтрует свои мысли до того, как они успеют вырваться из его рта, на самом деле может сдерживаться и подбирать подходящие слова, но просто не хочет. Если вы кого-то оскорбляете или ругаетесь матом, меж тем осознавая, что это глупо, то синдром Туретта здесь ни при чём. Вы таким образом пытаетесь оправдать свою невоспитанность и плохое поведение.

Что это такое на самом деле: Синдром Туретта (СТ) – это расстройство, которое характеризуется множественными моторными тиками (как минимум, один из них – вербальный). К ним относятся закатывание глаз, облизывание губ, одёргивание одежды, накручивание пряди волос на палец и так далее.

Вербальные тики включают в себя покашливание, ворчанье, напевание без слов, заикание и копролалию (импульсивное, неконтролируемое произнесение вульгарных или нецензурных слов).

6. Нарциссическое расстройство личности

Чем оно не является: Каждому из нас в жизни встречался такой человек, который гордился своей внешностью или умственными способностями и думал, что он подарок человечеству. Однако если вы любите себя и обладаете высокой самооценкой, это ещё не значит, что вы страдаете нарциссическим расстройством личности.

Что это такое на самом деле: Человек, у которого наблюдается нарциссическое расстройство личности, часто ведёт себя так, будто является центром Вселенной, однако внутри постоянно переживает о том, достаточно ли он хорош в глазах окружающих. Такие люди постоянно ищут одобрения извне, но их стандарты, как правило, либо слишком завышены, либо необоснованно занижены – но в обоих случаях они считают себя важными персонами. Им нет дела до тех, кто их окружает, однако они всегда стремятся занять главное место в жизни каждого человека. Люди, страдающие нарциссическим расстройством личности, нуждаются в восхищении. Они любят эксплуатировать окружающих.

7. Диссоциальное расстройство личности

Чем оно не является: Наверное, у каждого из нас был такой друг, который любил побыть один, но что здесь плохого? Время от времени люди чувствуют необходимость убежать от внешнего мира и остаться наедине с самим собой. Это не психическое расстройство, а вполне естественная потребность.

Что это такое на самом деле: Человек, страдающий диссоциальным расстройством личности, любит причинять вред другим людям. Ему свойственна манипулятивность, бессердечность, враждебность, импульсивность, безрассудство, равнодушие и презрение. Он никогда не чувствует угрызений совести и способен вводить окружающих в заблуждение благодаря своей обаятельности и харизме.

8. Анорексия и булимия

Чем они не являются: Моделей часто называют анорексичными только потому, что они худые, однако это не имеет ничего общего с психическими заболеваниями. Нет ничего плохого в том, что вы придерживаетесь определённой диеты и занимаетесь спортом. Если вы употребляете в пищу продукты, которые расстраивают ваш желудок, или едите слишком много печенья, это не значит, что у вас булимия.

Что это такое на самом деле: Нервная анорексия и нервная булимия являются серьезными психическими расстройствами, при котором человек видит себя не так, как окружающие его люди. Он думает, что слишком толстый или худой, хотя в действительности это далеко не так.

Те, у кого наблюдается анорексия, боятся набрать пару лишних килограммов, поэтому изнуряют себя различными диетами. Люди, страдающие булимией, как правило, постоянно переедают и пытаются контролировать свой вес с помощью вызывания рвоты или использования слабительных средств.

9. Умственная отсталость

Чем она не является: Многие люди привыкли называть тех, кто, по их мнению, ведёт себя глупо или неясно выражает свои мысли, умственно отсталыми. Но так ли это в действительности?

Что это такое на самом деле: Умственная отсталость – задержка либо неполное развитие психики, которое негативно сказывается на адаптивном функционировании в концептуальных, социальных и практических областях. Лица, страдающие данным расстройством, учатся медленнее и порой бывают не в состоянии освоить определённые навыки. Они могут иметь проблемы с освоением языка, основ математики, логическим мышлением, речью, личной гигиеной, организацией задач и так далее.

10. Обсессивно-компульсивное расстройство

Чем оно не является: Многие ошибочно ассоциирует обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) с аккуратностью, чистоплотностью, организованностью и перфекционизмом. Всё это не будет считаться признаком психического заболевания до тех пор, пока не начнёт излишне влиять на повседневную жизнь человека.

Что это такое на самом деле: Люди, страдающие ОКР, постоянно пытаются избавиться от навязчивых мыслей (связанных со смертью, болезнью, заражением, безопасностью, потерей близких и прочим) с помощью таких же действий, называемых компульсиями. Обсессивно-компульсивное расстройство относится к тревожным неврозам. Без тревоги навязчивые мысли и поведение являются обычными причудами человека.

Материал подготовила Rosemarina - по материалу сайта

Инсульт – серьезное заболевание, опасное многими тяжелыми последствиями, которое, кроме того, может иметь летальный исход. Нарушение речи при инсульте – последствие, которое настигает 2 из 3 пострадавших в результате апоплексического удара.


Речевые расстройства бывают двух типов: дизартрия и афазия. Это не болезнь, а симптомы повреждения мозга. Дизартрия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­–это состояние, при котором пациент понимает слова и разговор, но не может говорить внятно. Выделяют 4 степени дизартрии:

Афазия – это нарушение способности использовать или понимать слова. Обычно происходит, если инсульт затрагивает правую сторону тела.

Афазия может вызывать трудности:

  • в понимании слов;
  • в поиске подходящих слов, выражающих мысль;
  • в понимании устной речи;
  • в чтении или написании слов либо предложений.

Как правило, афазию можно разделить на четыре широкие категории:

Симптоматика заболевания

Инсульт представляет собой закупорку или разрыв кровеносных сосудов. Умение вовремя распознавать признаки инсульта дает возможность быстро действовать и избежать многих проблем, так как этот недуг ставит жизнь человека под угрозу. Важно не терять ни единой минуты, так как увеличивается риск повреждения головного мозга. После инсульта около двух миллионов клеток мозга умирают каждую минуту, если лечение не начато вовремя. Большему риску подвергаются пожилые люди, хотя это опустошительное заболевание может произойти в любом возрасте.

Так как инсульт – это болезнь мозга, часто сам человек не может понять, что с ним происходит. Нужна помощь «со стороны».

Вот несколько важных сигналов и признаков инсульта:


Причина возникновения инсульта

Наиболее распространенным является ишемический инсульт, который возникает в результате закупорки или сужения кровеносного сосуда. Геморрагический инсульт происходит из-за разрыва кровеносного сосуда в мозгу. Этот вид менее распространен, но имеет более серьезные последствия.

Факторы, которые провоцируют развитие инсульта:


Кроме того, причиной инсульта может быть гипертоническая болезнь, атеросклероз или аневризма сосудов головного мозга. Заболевание можно предупредить, уничтожив факторы, предрасполагающие к его развитию. Многие из них под силу изменить самому человеку, избавившись от вредных привычек, ведя здоровый образ жизни и правильно питаясь.

Почему при инсульте люди теряют способность разговаривать?

Мозг контролирует различные функции организма. Если возникает инсульт, и поток крови не может достичь области, которая контролирует определенную функцию организма, этот орган не будет корректно работать. Нарушение речи после инсульта происходит из-за повреждения речевых зон головного мозга: зоны Вернике и Брока.

Когда инсульт затрагивает часть мозга, которая контролирует мышцы, используемые для производства речи, речь может стать невнятной, что вызывает дизартрию. А если происходит повреждение части мозга, которая управляет языком, пострадавший может потерять способность говорить и понимать речь (афазия).

Время для восстановления речевой способности после инсульта зависит от степени и участка повреждения головного мозга, возраста пациента и от того, как быстро оказана первая медицинская помощь. Процесс длительный, так как необходима перестройка неповрежденных участков головного мозга на выполнение разговорных функций. Это занимает больше времени, нежели восстановление двигательных функций. Эффективность мероприятий по реабилитации наблюдается в течение первых 6 месяцев после перенесенного инсульта. В этот период можно добиться высоких результатов.

Инсульт, затрагивающий одну сторону головного мозга, приведет к неврологическим осложнениям на противоположной стороне тела. Парализация правой стороны тела говорит о том, что произошло левостороннее повреждение коры головного мозга. Так как участки головного мозга, отвечающие за речевые функции, находятся в левом полушарии, пациенты с таким нарушением имеют менее благоприятный прогноз. Более благоприятный прогноз имеют пациенты с левосторонним параличом.

В первые часы и дни после инсульта у человека может полностью пропасть речь. Терапию нужно начинать как можно раньше, после прихода пациента в сознание.

Терапия при нарушении речи

Возможно полное восстановление после нарушения речи. Речевая терапия является наиболее распространенным методом лечения недуга. Существуют различные специфические логопедические упражнения и методики.

Широко используется прочая терапия для людей, переживших инсульт, эффективность которой доказана:


Важно продолжать лечение в домашних условиях. Оно включает в себя:

  1. Игра в словесные игры.
  2. Написание поздравительных открыток, рецептов, списка покупок.
  3. Чтение и пение вслух.

В процессе общения с человеком, который перенес инсульт, необходимо быть терпеливым, оказывать поддержку и понимание.

Несколько советов общения с человеком после инсульта:


Народные методы восстановления речевых функций

После проведения лечения в условиях лечебных заведений, показано продолжение терапии в домашних условиях. В этом случае возможно применение средств народной медицины, но только после консультации с лечащим врачом. Среди наиболее распространенных средств народной медицины принято считать продукт нетрадиционной медицины природного происхождения мумие. Этот препарат, который выпускается в виде бальзама или таблеток, способствует регенерации и образованию клеток, формирующих ткани и органы, повышает эластичность сосудов. Предполагается несколько рецептов с применением мумие:


Также эффективно при речевых расстройствах применение ванн с эфирными маслами. Хвойные ванны способствуют расслаблению, нормализации психоэмоционального фона.

Массаж и упражнения для восстановления речи

Для восстановления речевых функций эффективно применяются специальные упражнения, суть которых состоит в тренировке речевых мышц.

Выполняется следующий комплекс тренировок:


Причиной нарушения речи после инсульта может также быть паралич мимических мышц. В этом случае будут эффективны физиотерапевтические процедуры, массаж и лечебная физкультура. Широко применяется иглорефлексотерапия, электромиостимуляция и т.д.

Использование лечебной физкультуры заключается в выполнении комплекса физических упражнений, дыхательной гимнастики, пассивных упражнений для разных групп мышц.

Регулярное проведение логопедического массажа помогает стимулировать все речевые зоны, что также благотворно влияет на процесс восстановления и нормализации речи после инсульта.

Инсульт – очень распространенное заболевание, которое имеет высокие показатели смертности в мире. Но зная причины и симптомы, можно его предотвратить или снизить уровень негативных последствий для человека.

В редакцию «Фомы» пришло письмо. Мы решили, что это тот случай, когда надо просто опубликовать его полностью. И без всяких комментариев.

Здравствуйте, я работаю дистанционным учителем в Мордовии, у меня есть ученик, Дарькин Алексей, который болен тяжелой формой ДЦП: он не говорит, не ходит, но он очень способный. Долгое время врачи считали его необучаемым, но мама поняла, что Алексей умеет читать и обладает отличной памятью. Лидия Александровна добилась того, что Алексей был зачислен в школу и принял участие в дистанционном образовании.

В процессе обучения у Алексея проявились творческие способности: он пишет стихи и короткие рассказы. Некоторые рассказы были опубликованы в республиканской прессе.Может быть, возможно опубликовать его произведения в журнале или разместить на портале? Буду рада, если вы подскажите, куда можно еще обратиться. Публикации важны и для Алексея, и для его мамы, это для них своеобразный знак, что общество их принимает.

С уважением, Чушникова Наталья Викторовна

Алексей Дарькин

Три коротких Лешиных рассказа:

Осенний листочек

Я хочу рассказать про маму, ее ужасно тяжелую жизнь.

Мама - самое дорогое, что у меня есть. Она мои руки, ноги и порой голова, я только подумаю о чем-то, а мама уже знает. Как похожа она на листочек осенний, сорванный ветром, кружит-кружит, но земли не коснется. Сколько сил тратит на меня днем и ночью - я один знаю. Просыпаюсь утром, даже когда пасмурно и льет дождь, вижу солнце, мое солнце и только мое, - мама.

Я люблю маму и благодарен за все, что она делает для меня. Все говорят: «Как она терпит», - улыбнется в ответ и скажет: «Я не терплю - я люблю», - это про меня она так. Как радостно после таких слов, словно ручеек журчит мамин голос и эхом повторяется в голове: «Не терплю-люблю…»

У меня самая сильная, терпеливая мама и очень добрая. Бывает, ругается на меня, но всегда просит прощения, а я не обижаюсь, знаю, что любит.

От осенних листьев шороха тоже много, но они дарят нам самые яркие впечатления и красоту - как мама. Я счастлив, что она у меня есть!

Смех

Смех. За окном колокольчиком заливается радостный смех. Ребята возвращаются домой. Закончились в школе уроки, идут гурьбой, кидаются снежками, им весело. Какое счастье идти на своих ногах!

Человек, радуйся жизни, хотя бы потому, что ты ходишь. Я готов умереть ради одного дня, который прожил бы самостоятельно, без помощи других. За этот день я почувствовал бы радость жизни.

Знаю, чудо не произойдет, но я не унываю, бывают минуты слабости, стараюсь глупые мысли заменить учебой.

Самая светлая радость - учеба. Жду, каждый день жду встречи с учителями. Они мои родники, пытаюсь утолить жажду, все больше и больше пью чистую, прохладную воду из моих родников. Они, не жалея сил, раздают свет знаний, превращая своих учеников в реки.

Пропавшее завтра

Лето в этом году очень теплое. Каждый день купаюсь в бассейне, он огромный, много в нем воды, даже нырять можно.

Не очень далеко от нашего дома, под горкой на лугах, течет быстрая, хрустально-прозрачная речка. Слышны голоса купающихся ребят, а я на коляске не могу добраться до убегающей от меня голубой водицы. Мой путь преграждают овраги, по которым люди спокойно переходят, я же никак. Хотя безумно хочется вдоволь поплавать и поплескаться в чистой прохладной воде. Раньше я часто бывал на речке, когда был поменьше, наверное, переносить меня через овраги было легче.

Несколько дней назад мы с мамой гуляли по улице, это было вечером, вот-вот должны звездочки на небе появиться. К нам подошли два взрослых парня, я их знаю, они местные, одного из них зовут Игорь, он подошел и сказал маме: «Можно я завтра Лешу возьму на речку? - это значит меня. - Женю возьму, и Леша пусть с нами поедет, с коляской не пройдете, а на машине проедем».

Женя это парень из нашей деревни, он после аварии ходить не может, так же, как и я, сидит в коляске.

От счастья, что возьмут на речку, радость переполнила. Мама согласилась. Как ждал я завтрашнего дня! Ночью сон приснился: бегу по воде на своих ногах, а люди смотрят и удивляются.

Утром проснулся рано, дождь лил как из ведра. Несколько дней шли дожди. Как ненавидел я этот дождь и тучи, хотя он был теплым и все его давно ждали. Из-за непогоды пропало мое завтра, которого я так ждал.

Дожди прошли, на улице жара, снова плаваю в бассейне, слышен радостный смех из-под горки, где протекает и серебрится голубая речка, а я все жду, когда меня парни повезут. Они забыли, наверное, про меня. Может, вспомнят когда-нибудь.

«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать»

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Такой ребенок не контактирует с окружающими, он замкнут, отгорожен, живет в собственном мире, погружен в собственные фантазии. Для определения аутизма недостаточно одного этого симптома, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий, коммуникативные нарушения, специфические интересы и стереотипное поведение. Для такого ребенка характерна своеобразная речь, по типу повторения услышанных фраз, он не произносит слово «Я». Некоторые дети вообще молчат, это так называемый полный мутизм.

При аутизме всегда страдает интеллект ребенка. Умственные способности неоднозначны и во многом определяются формой аутизма и степенью выраженности основных проявлений или степенью тяжести. Так, при типичном варианте (синдроме Каннера) это может проявляться как уровнем задержки умственного развития, так и умственной отсталостью. Единственная форма аутизма, при которой интеллект грубо не страдает, - синдром Аспергера. Такие дети не отстают в развитии от своих сверстников, они могут учиться в обычных школах, несмотря на имеющиеся особенности поведения, часть детей заканчивает и высшие учебные заведения, из них вырастают талантливые художники, музыканты, ученые.

Пик выраженности симптомов аутизма - дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к 2 годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей.

По мере взросления ребенка проявления аутизма частично компенсируются, сглаживаются. И во многом критерием отдаленного прогноза является уровень речевого и интеллектуального развития. И хотя аутизм излечить нельзя, с помощью хорошо отлаженной системы коррекции можно добиться положительной динамики и в более позднем возрасте. Но это возможно лишь при проведении комплексной терапии. И чем раньше она начнется, тем больше шансов у такого ребенка адаптироваться во взрослой жизни.

Вопрос об отграничении РДА от речевой патологии - сенсорной и моторной алалий, дизартрии - возникает в тех случаях, когда аутичный ребенок как будто не понимает речи окружающих, не выполняет словесных инструкций, часто не говорит или почти не говорит сам. Такие затруднения возникают обычно аутичными детьми I и IV групп.

Однако у детей с первичной речевой патологией сохранены невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в шею собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих.

Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразна, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:

    нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);

    речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

    речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

    психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);

    расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);

Таковы особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей. При всем их разнообразии можно выделить четыре основные особенности:

    некоммуникативность речи;

    ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;

    часто наличие своеобразной вербальной одаренности;

    мутизм или распад речи.

Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим. поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.

Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в дальнейшем) проводится исключительно индивидуально, переход к групповым формам работы осуществляется постепенно, по мере формирования навыков коммуникации и социального поведения.

На всех этапах коррекционной работы сотрудники отделения ведут работу с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс обучения и воспитания в домашних условиях.

Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия - постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании.

В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как сделать это, они не знают. Педагог исходит из того, что суть коммуникации не в словах.

Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предполагаемыми врагом и захваченными рукой ребенка

Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать, касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью, изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психологом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Боенская и др., считают, что работа по развитию речи должна проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА и в более раннем возрасте.

Первый вариант представляет наибольшие трудности в коррекционной работе. У детей наиболее выражена отрешенность от внешнего мира, дети мутичны.

Существуют специальные приемы активации речи таких мутичных детей. Взрослый должен четко повторять слова, которые смазано произносит ребенок. необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Несмотря на затруднения в преодолении мутизма, необходимо помнить, что такой ребенок понимает гораздо больше, чем может выразить. Поэтому важно объяснять ребенку смысл происходящего вокруг. Даже мутичные дети достигают успехов в формировании внутренней речи, которая является опорой для развития чтения и письма. В некоторых случаях письменная речь становится единственной формой контактов с окружающим миром.

Для второго варианта речевого развития при РДА характерна грубая задержка формирования речи: активный словарь ограничивается стереотипными словами и фразами. Побуждений к речи не возникает, речевая активность низкая.

Контакты с таким ребенком сначала возникают на доречевом уровне. Но уже в первых совместных эмоционально тонизирующих играх активируются речевые проявления детей.

Речевая активность легко стимулируется знакомыми стихами, песнями и сказками.

В работе необходимо использовать те объекты, к которым ребенок в настоящее время более всего привязан. В беседу непроизвольно вводятся новые слова и фразы.

При этом варианте речевых расстройств обучение чтению следует начинать еще до выхода ребенка на уровень спонтанной речевой активности. Это будет способствовать более быстрому формированию речи.

Речевое воспитание включает формирование диалогической речи и исправление нарушение звукопроизношения.

Специфика работы по развитии речи при третьем варианте этого нарушения иная. такие дети, казалось бы, не имеют речевых проблем: у них часто большой словарный запас, взрослая фраза, способность произносить длинные монологи. В монологах они стереотипно проигрывают свои фантазии, страхи, влечения. Когда же приходится поддержать диалог, они замолкают или отвечают односложно. В этом и состоят трудности речевого развития.

Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка - это способствует развитию диалогической речи.

При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.

С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта приводит к самопроизвольному устранению этих нарушений.

Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.

Успех развития речи, и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.

Коррекционная работа с детьми с аутизмом строится на основе плана, в структуре которого выделяются базовый, коррекционный и личностно-ориентированный компоненты.

процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

    необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

    по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

    учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

    помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутимом

Для самообразования:

Р. Т. Августова: «Говори! Ты это можешь»

На протяжении некоторого времени после перенесенного инсульта больной страдает расстройством речи. Но для адекватного восприятия окружающей жизни, нормального общения, а также психического здоровья человека, перенесшего инсульт, понимание речи и правильное произношение жизненно необходимо. Поэтому восстановить потерянную функцию надо в самые короткие сроки. У некоторых реабилитация может произойти достаточно быстро, в течение нескольких месяцев и даже недель. Для других понадобится длительное время, чтобы в результате постоянного общения и регулярных занятий больной смог идти на контакт с окружающими людьми. Есть и такие, для которых речь так и останется затрудненной и ограниченной.

Восстановление речи после болезни – одна из самых значимых задач, которую необходимо решить в ближайшее время. Сегодня эффективно это делают с помощью стволовых клеток. Кроме того, способствуют восстановлению проводимости нервных импульсов и занятия с логопедом.

Лечение стволовыми клетками

Современная медицина для восстановления речевой функции использует стволовые клетки. Вместе с клеточной терапией организм больного получает дополнительные внутренние силы, у него появляются волевые импульсы, желание выздороветь и снова разговаривать. Максимальной результативности от подобного лечения можно достичь, если начать лечение в самые первые дни после происшедшего инсульта.

Сама процедура трансплантации стволовых клеток проводится в амбулатории дважды, с трехмесячным интервалом между процедурами. Лечение начинается с того, что в первую очередь восстанавливаются сосуды: устраняется их ишемия, склонность к спазмам, атеросклеротические тромбы и бляшки. Сосуды становятся эластичными, нормализуется толщина их стенок и сами русла. А в тех местах, где произошла закупорка или их разрыв, начинают строиться новые коллатеральные пути.

Речь больного после инсульта

С величиной повреждения в коре головного мозга зон, отвечающих за речь, тесно связаны сроки восстановления. Чем больше мозг поврежден, тем хуже и медленнее возвращается после инсульта к человеку способность говорить. Если в течение года еще можно успешно восстановить речь больного, то со временем реабилитация речи замедляется.

Человек, перенесший болезнь, постепенно приспосабливается к оставшимся после инсульта дефектам речи, поэтому окружающим его людям надо относиться к этому с пониманием. Ни в коем случае нельзя предоставлять больного самому себе и изолировать его от общения. Чтобы речевая функция после инсульта постепенно восстановилась, надо больше общаться с больным, приглашать его к беседам, обсуждать происходящее, выполнять несложные упражнения.

Новое средство для реабилитации и профилактики инсульта, которое обладает удивительно высокой эффективностью - Монастырский сбор. Монастырский сбор действительно помогает бороться с последствиями инсульта. Помимо всего прочего чай держит артериальное давление в норме.

Нарушение речевой функции при инсульте

Любые, связанные с инсультом нарушения речи, поддаются устранению. Чтобы реабилитация была быстрой и эффективной, надо понимать специфику нарушения и правильно выбрать методику восстановления. У больного в зависимости от характера нарушения речи, может быть сенсорная афазия или моторная.

При моторной афазии больной может воспринимать речь на слух и понимать ее. Однако для него очень трудно самому правильно произносить слова и четко формулировать свои мысли. Он с трудом может читать и писать, но чаще этого он не делает вовсе.

При сенсорной афазии способность у больного воспринимать речь окружающих вовсе утеряна. Порой он может что-то бессвязно говорить, но собственная речь им не контролируется. Навык чтения сохраняется, но для пациента смысл прочитанного не понятен. Способность писать полностью отсутствует.

В результате перенесенной болезни речь больного лишена смысла, она сумбурна, отличается жестикуляцией, экспрессивной мимикой, множеством интонаций. Человек пытается сам выразить свои мысли, но так как не может правильно произносить или подбирать нужные слова, он становится агрессивным, часто плаксивым и раздражительным. После инсульта утрачивается адекватность восприятия окружающего мира.

Восстановление речи после болезни

Сразу, как только стабилизируется состояние больного, врачи советуют начать с ним заниматься восстановлением речевых навыков. Конечно, чтобы реабилитация произошла быстрее и качественнее, с больным упражнения должен делать логопед, но поддержка и помощь родственников тоже необходима.

Работа специалиста будет заключаться в постепенном восстановлении речи с помощью карточек, детского лото, чтения букваря, произношения слов по слогам и целиком. Он научит, как можно после инсульта компенсировать речь языком жестов и многому другому.

Окружающие больного люди своим вниманием и заботой тоже смогут внести свою лепту в процесс возвращения его к нормальной жизни. Во-первых, нельзя избегать с ним речевых контактов. Речь при общении должна быть неторопливой, негромкой, спокойной. Надо задавать больному вопросы, петь с ним или говорить скороговорки. Хороший эффект можно получить, если читать вслух тексты, а затем просить пересказать их. Можно пользоваться числовыми рядами, предложив, например, назвать дни недели по порядку.

Обсуждать в присутствии пациента его речевые затруднения, говорить о негативных последствиях инсульта строго запрещается.

Лучше подбадривать его, сообщая о пусть и маленьких, но достижениях. Тогда и ощутимый результат будет виден быстрее.

Памятка для работы с перенесшим инсульт больным

  • После перенесенного инсульта человек легче запоминает предметы, чем какие-либо действия с ними. Поэтому спокойно, но настойчиво надо спрашивать у него, из чего пьют, на чем сидят, чем едят и просить показать этот предмет на картинке.
  • Больные, у которых наблюдается сенсорная афазия, плохо различают близкие по звучанию слова. Для подходящего упражнения с ними рекомендуется нарисовать рисунки для слов и попросить показать названный предмет. Например, дом – том или почка – бочка.
  • При общении с больным следует знать, что при одновременном разговоре нескольких человек он после инсульта плохо различает звуки и слова.
  • У страдающих моторной афазией понимание речи можно восстановить при произношении слов. Поэтому, чем скорее такой человек начнет говорить, тем скорее он сможет понимать речь окружающих.
  • Сразу, как человек сможет правильно произносить слова, надо вызвать у него интерес заниматься самостоятельно. Например, можно дать ему самостоятельное задание вставить в предложении пропущенные буквы. К примеру: кот лакает … миски, птичка сидит … дереве.
  • Перенесшим инсульт людям запрещается смотреть телевизор больше двух часов в день. Причем выбирать нужно положительные, интересные передачи. Например, для любителей спорта просмотр спортивных передач станет побуждать к комментариям, а это, в свою очередь, скажется на восстановлении речи.

Инсульт – это очень сложная болезнь, поэтому для участия в реабилитации больного надо запастись терпением и проявлять максимум понимания. Не надо исправлять ошибки и указывать на недочеты. А малейший успех, наоборот, должен быть замечен и поощрен. Только совместными усилиями можно добиться успеха.

Вы в зоне риска, если:

  • испытываете внезапные головные боли, "мелькание мушек" и головокружение;
  • "скачет" давление;
  • чувствуете слабость и быстро устаете;
  • раздражаетесь по пустякам?

Все это предвестники инсульта! Е.Малышева: «Вовремя замеченные признаки, а также профилактика в 80% помогает предотвратить инсульт и избежать страшных последствий! Чтобы защитить себя и своих близких нужно принимать копеечное средство...»



Рассказать друзьям