Поэтапное развитие бальных танцев в россии. Поэтапное развитие ребенка от рождения до года Поэтапное развитие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Положение человека в системе органического мира

ЦАРСТВО Животные

ПОДЦАРСТВО Многоклеточные

РАЗДЕЛ Двухсторонне-симметричные

ТИП Хордовые

ПОДТИП Позвоночные

ГРУППА Челюстноротые

КЛАСС Млекопитающие

ОТРЯД Приматы

ПОДОТРЯД Обезьяны

СЕКЦИЯ Узконосые

НАДСЕМЕЙСТВО Высшие узконосые или Гоминоиды

СЕМЕЙСТВО Гоминиды

РОД Человек

ВИД Человек разумный (Homo sapiens).

За истекшее время были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяним предком и современным человеком, которые позволяют считать, что формирование человека разумного как биологического вида происходило в четыре этапа:

1.Предшественники человека (парапитеки, дриопитеки, рамапитеки,

австралопитеки)

2.Древнейший человек (человек умелый, человек прямоходящий-

питекантроп, синантроп, гейдельбергский

человек и др.)

3.Дрейние люди (неандертальцы)

4.Человек современного типа (кроманьонец)

Поэтапное развитие человека разумного

Схема (№ 1) поэтапного развития человека разумного приведена ниже. Справа отмечены этапы развития (I , II , III , IV). Слева - эры и периоды развития жизни на земле. На каждом этапе дано время (в тыс. и млн. лет). Стрелками обозначены переходы от одного этапа к другому. Автором даны подробные описания каждого этапа.


Homo sapiens sapiens-

Ч Человек разумный разумный 40-50 тыс.лет

Е Современный человек

Р Первые современные люди около 100 тыс.лет IV

Т. Homo (кроманьонцы)

р Древние люди 300 тыс.лет

И (неандертальцы) III


II Homo erectus-человек прямоходящий

Древнейшие люди 1,5-1,9 млн.лет

П (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др.)

т Homo habilis- 3 млн.лет II

Р Человек умелый

П Австралопитеки 10-12 млн.лет

Горилла,шимпанзе Рамапитеки 12-14 млн.лет

I

Л. 25 млн.лет Дриопитеки Гиббоны Орангутанги



Т Проплиопитеки


п 30 млн.лет Парапитеки

Е 150 млн.лет Насекомоядные

Схема 1. «Родословная» человека разумного

Предшественники человека.

Около 150 млн. лет назад на Земле царствовали гигантские, покрытые чешуей рептилии, именуемые динозаврами. А у подножия деревьев охотились за насекомыми и прятались от грозных ящеров маленькие, мохнатые зверьки, которые и были древнейшими предками человека. Они были теплокровными.

Примерно 30 млн. лет назад выделилась группа небольших животных, которые жили на деревьях и питались растениями и насекомыми – парапитеки.

Около 25 млн. лет назад появились дриопитеки – древесные обезьяны. Территория на которой они обитали – Юг Азии, Европа, Африка. Ископаемые остатки почти не сохранились, но по фрагментам челюсти (которая была найдена в 1856 году во Франции и имела возраст 15-18 млн. лет) видно, что коренные зубы как у человека, клыки как у обезьян.

На Севере Индии были обнаружены ископаемые остатки человекообразных обезьян, названных рамапитеками (по имени индийского бога Рамы). Рамапитеки жили во второй половине третичного периода – 12-14 млн. лет назад. От них сохранились тоже лишь зубы да обломки челюстей, но судя по строению зубов, они более сходны с человеком, чем с человекообразными обезьянами. Жили рамапитеки на деревьях, возможно иногда спускались и совершали «пробежки» по земле.

Происхождение человека от обезьян, которые вели древесный образ жизни, предопределило строение человека разумного, что в свою очередь явилось анатомической основой его способности к труду и следовательно к дальнейшей социальной эволюции. Хватательные движения конечностей сформировали соответствующее строение кисти (большой палец руки противопоставлен остальным и находится под углом 90 градусов), а также развитие плечевого пояса, которое сформировалось когда животные совершали движения с размахом 180 градусов (с ветки на ветку). Грудная клетка становится широкой и уплощается в спинно-брюшном направлении (у наземных животных она уплощена с боков!), сохраняется ключица (у бегающих наземных животных она не развита). Для довольно быстрого перемещения по ветвям дерева необходима достаточно высокая степень ориентации в пространстве, которая зависит от развития головного мозга (ведь ему приходится быстро и много перерабатывать различной информации). В свою очередь, при передвижении по деревьям, необходимо точно определить расстояние до ближайшей точки опоры, что приводит к появлению бинокулярного зрения. Жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости, следовательно за детенышем (реже двумя) велся тщательный уход. И последнее – жизнь в стаде гарантировала защиту от врагов. Таковы доказательства, что человек разумный произошел от древесных форм обезьяноподобных предков.

Хотелось бы вернуться к человекообразным обезьянам. 30 млн. лет назад от группы парапитеков отделились предки (проплиопитеки) гиббонов и орангутангов. Между собой у них много общего, хотя если сравнить их с человеком - больше отличий, чем у человека и шимпанзе. Это говорит о том, что они отделились от «человеческой» ветви намного раньше. В свою очередь гориллы и шимпанзе отделились от группы дриопитеков примерно 25 млн. лет назад, причем это две самостоятельные группы. У них сходства с человеком разумным намного больше, чем у остальных человекообразных обезьян.

Если доказано, что предками человека были древесные формы обезьян, тогда возникает вопрос: «Почему они спустились на землю? Что их заставило покинуть относительно безопасный мир, дающий к тому же достаточно пищи?» Давайте « вспомним» какие климатические условия были на Земле в те времена. Кайнозой делится на два неравных периода: третичный и четвертичный. В первой половине третичного периода были широко распространены леса тропического и субтропического типа – среда обитания древесных обезьян. Во второй половине третичного периода начинается великий процесс остепнения суши. Тропические и саванные леса, росшие некогда в умеренной зоне от Венгрии до Монголии, в связи с большей засушливостью климата сменились открытыми ландшафтами. Благодаря процессу остепнения суши, сокращения лесных площадей одни из форм человекообразных обезьян отступали в глубь лесов, другие спускались с деревьев на землю и стали завоевывать открытые пространства. Потомки последних являются люди. Беззащитные от холода и хищников, неспособные быстро бегать они смогли выжить только благодаря стадному образу жизни, а также использованию освободившихся от передвижения передних конечностей (на двух конечностях передвигаться было легче, чем на четырех). Следовательно, решающим фактором перехода от обезьяны к человеку (по Энгельсу) явилось прямохождение.

В 1921 году в пустыне Калахари в Южной Африке, в одной из каменоломен были обнаружены кости черепа неизвестного существа, Анатом Р. Дарт установил, что они принадлежат детенышу ископаемой человекообразной обезьяны, названной позднее австралопитеком (от лат. аустралис – южный и греч. питекос – обезьяна).

В последующие несколько десятков лет в Южной Африке было обнаружено большое количество скелетных остатков (черепов, челюстей, костей таза и конечностей) австралопитековых.

Австралопитековые жили не в лесу, а на открытой местности типа саванны. Они представляли собой небольшие, медлительные и беззащитные перед хищниками существа. Вот почему им было важно заблаговременно увидеть приближающегося врага. Способность вставать прямо и оглядеться оказались для них жизненно необходимой. Большое значение прямохождение имело и для охоты. Для обезьянолюдей большое значение имели глаза: высоко поднимая голову и вглядываясь вдаль, можно было узнать гораздо больше, чем обнюхивая клочок пыльной травы.

Масса австралопитековых была от 20 до 50 кг., рост 120-150 см., череп сравнительно крупный, с более укороченным лицевым отделом, клыки не выступали за уровень соседних зубов и не были велики, масса головного мозга – 550 г. Они ходили на двух ногах (о чем говорит сходство строения их тазовых костей с человеческими), а руки были свободны. Выпрямившись обезьянолюди могли защищаться от хищников, швыряя камни и размахивая палками, а также использовать природные предметы как орудия добывания пищи. Найденные в пещерах австралопитековых кости копытных животных, в особенности антилоп, говорят, что они активно охотились и употребляли мясную пищу. Переход к мясной пище сыграл огромную роль в дальнейшей эволюции приматов. Ф. Энгельс отмечал, что «… человек не мог стать человеком без мясной пищи, и если в то или иное время употребление мясной пищи у всех известных народов влекло за собой даже людоедство…то сегодня это нас не касается». В настоящее время известно, что мясная пища доставляет организму необходимые аминокислоты (например, лизин, количество которого в большинстве видов злаковых, за исключением риса, ничтожно). Для обеспечения необходимого минимума аминокислот животное было бы вынуждено непрерывно поедать растительную пищу. Такая жизнь не может способствовать совершенствованию организма и развитию разума.

В последние годы открытия в Южной Африке рассеяли сомнения относительно места австралопитековых в родословной человека. В Эфиопии в долине реки Омо экспедиция при участии Л. Лики и его сына Р. Лики (1967-1971) обнаружила остатки австралопитековых в горизонте возрастом до 4 млн. лет. В 1970 году в Кении американская экспедиция обнаружила фрагмент нижней челюсти австралопитека древности – в 5,5 млн. лет! Это пока древнейшая находка австралопитековых на земном шаре. Одна из самых интересных находок была сделана в Эфиопии (600 км. От Аддис-Абебы) в 1973-1976 годах. Это знаменитая Люси – почти полный скелет женской особи австралопитековых, возрастом 3,1 млн. лет..

Австалопитековые: люди или обезьяны? Критерий «человечности» ископаемого примата – следы его деятельности в виде орудий труда. Человек отличается от животных созданием и применением орудий труда (Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»)

Основным материалом для изготовления орудий был кремень, В природе нет другого материала, такого же распространенного и обладающего такими же ценными для первобытной техники качествами: твердостью и способностью раскалываться. Там, где кремень отсутствовал или был труднодоступен, человек изготовлял орудия из кварцита, вулканического стекла и других материалов. Так вот – орудий, изготовленных австралопитековыми, не найдено! Поэтому вывод напрашивается сам собой: австралопитековые не изготавливали орудий и следовательно еще не были пока людьми. Правда, известный палеонтолог Г. Осборн еще в начале нашего века высказал предположение, что изготовлению каменных орудий у наших предков предшествовал период изготовления орудий из дерева и костей крупных животных. Однако эти орудия, в отличие от каменных, практически не сохранились до наших дней. Поэтому настаивать на том, что австралопитековые изготавливали орудия мы не можем и соответственно считать их людьми тоже не можем.

Дошедшие до нас наиболее древние каменные орудия, изготовленные из гальки, обнаружены вместе с остатками костей человека умелого (Homo habilis) в горизонте возрастом до 3 млн. лет (1959-1960 года экспедиция Р. Лики в Олдувайском ущелье в Танзании). Это дает основание считать человека умелого творцом очень ранней культуры каменного века – галечной, или олдувайской. Человек умелый переступил порог употребления природных объектов в качестве орудий к их искусственному изготовлению. На основе этого большинство исследователей считают его древнейшим из ныне известных обезьяноподобных людей, выделившихся из животного состояния.

Тот факт, что остатки человека умелого встречаются вместе с австралопитековой обезьяной позволяет предположить, что австралопитековые являлись добычей человека умелого, подобно другим животным, разбитые кости которых залегают в том же слое, что и остатки человека умелого.

Судя по ископаемым остаткам, человек умелый мало отличался от австралопитековых. Объем головного мозга составлял 650-680 см, что всего на 150 см превышал среднюю величину объема мозга австралопитековых. Человек умелый был немного выше, его рост достигал 135-150 см, осанка была, возможно, чуть прямее. Отчетливые морфологические отличия, вызванные трудовой деятельностью, появились лишь спустя очень большой промежуток времени, накопившись через многие поколения.

Таким образом, можно предположить, что первым человеком на Земле был человек умелый, сделавший первые искусственные орудия труда.

Древнейшие люди.

Спустя более миллиона лет после возникновения первых людей типа Homo habilis на Земле появились древнейшие люди Homo erectus – человек прямоходящий. Это питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие формы.

Открытие Э. Дюбуа на острове Ява в 1960-х годах питекантропа – «недостающего» звена в родословной человека – было триумфом материалистической науки. Возраст яванских питекантропов 1,5-1,9 млн. лет.

Один из наиболее известных и выразительных представителей питекантропов – синантроп, или китайский питекантроп. Остатки синантропа открыты на севере Китая у селения Чжоу-Гой-Дянь, в 50 км от Пекина. Синантропы жили в небольшой пещере, которую они занимали, вероятно, сотни тысячелетий (только за такое время здесь могли накопиться отложения мощностью до 50 метров). В отложениях найдено много грубых каменных орудий. Интересно, что орудия, найденные в основании толщи, не отличаются от других орудий, обнаруженных в ее самых верхних слоях. Это свидетельствует об очень медленном развитии техники в начале человеческой истории. Синантропы поддерживали огонь в пещере.

Синантроп был одним из самых поздних и наиболее развитых древнейших людей; он существовал 300-500 тыс. лет назад

В Европе достоверные и обстоятельно изученные костные остатки древнейших людей, близких по времени синантропу, найдены в четырех местах. Наиболее известна находка – массивная челюсть гейдельбергского человека, обнаруженная недалеко от г. Гейдельберг (ФРГ).

Питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек имели много общих черт и представляли собой географические варианты одного вида. Поэтому известный антрополог Ле Гро Кларк объединил их под общим названием Homo erectus (человек прямоходящий).

От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и160 см у мужчин. Питекантропы Явы достигали 175 см. Рука древнего человека была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейших человек и получил свое название – человек прямоходящий.

Homo erectus еще отличался от современного человека некоторыми существенными чертами: низким покатым лбом с надглазничными валиками, массивной, со скошенным подбородком и выступающей челюстью, плоским небольшим носом. Однако, как заметил один антрополог, они были первыми приматами, о которых, увидь их, вы сказали бы: «Это не человекообразные обезьяны, это несомненно люди».

От прочих своих предшественников, человек прямоходящий более всего отличался размерами и значительным усложнением структуры мозга и, как следствие этого – более сложным поведением. Объем головного мозга составлял 800-1400 см, наиболее развиты были доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Левое полушарие было больше правого, что, вероятно обязано более сильному развитию правой руки. Эта типично человеческая черта, обусловленная производством орудий, особенно сильно развита у синантропа.

Охота – основа образа жизни человека прямоходящего. Кости животных, орудия охоты, обнаруженные на стоянках древнейших людей, свидетельствуют о том, что это были терпеливые и предусмотрительные охотники, умевшие упорно ждать в засаде у звериной тропы и совместно устраивать облавы на газелей, антилоп и даже гиганта саванн – слонов. Такие облавы требовали не только большой сноровки, но и использования приемов охотничьей хитрости, основанной на знании повадок животных. Орудия для охоты человек прямоходящий изготовлял много искуснее своих предшественников (Ашельская культура). Некоторые из оббитых им камней тщательно придавалась нужная форма: заостренный конец, режущие края по обеим сторонам, размер камня подбирался точно по руке.

Но особенно важно, что человек прямоходящий умел замечать сезонные миграции животных и охотился там, где можно было рассчитывать на обильную добычу. Он научился запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находить путь обратно. Охота постепенно перестала быть делом случая, а планировалась заранее древними охотниками. Необходимость следовать за кочующей дичью оказала глубокое воздействие на образ жизни человека прямоходящего. Он волей-неволей попадал в новые места обитания, набирался новых впечатлений и расширял свой опыт.

На основании особенностей строения черепа и шейного отдела позвоночника древнейших людей установлено, что их голосовой аппарат был не таким большим и гибким, как у современного человека, однако позволял издавать гораздо более сложные звуки, чем бормотание и визги современных обезьян. Можно предположить, что человек прямоходящий «говорил» очень медленно и с трудом. Главное, что он научился общаться при помощи символов и обозначать предметы комбинациями звуков. Значительную роль как средство общения между древнейшими людьми играли, вероятно, мимика и жесты. (Человеческое лицо очень подвижно, мы и теперь без слов понимаем эмоциональное состояние другого человека: восторг, радость, отвращение, гнев и т.д. – а также способны выражать конкретные мысли: соглашаться или отрицать, приветствовать, подзывать и др.)

Коллективная охота требовала не только речевого общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, так как опиралась на разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирателями пищи.

Использование огня – огромное завоевание древнейшего человека. В пещере Чжоу-Гоу-Дянь, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем облике людей: зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.

Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть, спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение «дома», места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты.

Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важную роль в совершенствовании орудий труда.

Несмотря на широкое использование огня, человек прямоходящий очень долго не мог научиться добывать его, а может быть, до конца до конца своего существования так и не постиг этого секрета. «Огненные камни», например кремний и железный колчедан, среди остатков человека прямоходящего не найдены.

На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.

Использование огня, охотничьи странствия, развитие способности к общению в какой-то мере подготовили распространение человека прямоходящего за пределы тропиков. Из Юго-Восточной Африки он перебрался в долину Нила, а оттуда на север по Восточному побережью Средиземного моря. Его остатки найдены еще восточнее – на острове Ява и в Китае. Каковы границы прародины Человечества, той территории, где совершилось выделение человека из животного состояния?

Прародина человечества.

В пользу африканской прародины человечества свидетельствуют многочисленные находки на юге и особенно на востоке Африки очень древних (до 5,5 млн. лет) остатков австралопитековых, человека умелого и древнейших каменных орудий. Существенное значение имеет и тот факт, что в Африке обитают наиболее близкие к человеку человекообразные обезьяны – шимпанзе и горилла. Ни в Азии, ни в Европе до сих пор не обнаружено такого полного эволюционного ряда приматов, как в Восточной Африке.

В пользу Южно-Азиатской прародины говорят находки дриопитеков и рамапитеков в Индии и Пакистане, остатки ископаемых человекообразных обезьян, близких к австралопитековым, обнаруженные в Южном Китае и на севере Индии, а также останки древнейших людей- питекантропов и синантропов.

Вместе с тем находки ископаемых остатков древнейших людей, сделанные в Германии, Венгрии, Чехословакии, свидетельствуют в пользу включения юга Европы в границы расселения древнейших людей. Об этом же говорит открытие в гроте Валлоне на юго-востоке Франции остатков охотничьего лагеря, имеющего древность до 700 тыс. лет. Огромный интерес представляет находка на северо-востоке Венгрии остатков рамапитековых обезьян, находившихся на пути гоминизации.

Итак, многие исследователи не отдают предпочтение ни одному из трех названных материков, считая, что превращение человекообразных обезьян в людей происходило в процессе их активного приспособления к самым разным и меняющимся условиям внешней среды. Вероятно, прародина человечества была довольно обширной, включала значительную территорию Африки, Южной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии. Новые открытия костных останков наших предков постоянно заставляют расширять границы предполагаемой прародины человечества. Следует отметить, что Америка и Австралия были заселены проникшими из Азии людьми современного физического типа не ранее 30-35 тыс. лет назад.

Древние люди.

Около 300 тыс. лет назад на территории Старого Света появились древние люди. Их называют неандертальцами, так как впервые остатки людей этого типа были найдены в ФРГ в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа.

Первые находки неандертальцев относятся еще к середине 19 века и долгое время не привлекали внимание ученых. О них вспомнили только после выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Противники естественного происхождения человека отказывались видеть в этих находках остатки ископаемых людей, более примитивных, чем современный человек. Так, известный ученый Р. Вирхов считал, что костные остатки из долины Неандерталь принадлежат современному человеку, страдавшему рахитом и артритом. Сторонники Ч. Дарвина доказывали, что это ископаемые люди большой древности. Дальнейшее развитие науки подтвердило их правоту.

В настоящее время на территории Европы, Африки, Южной и Восточной Азии известно свыше 100 находок древних людей. На территории СССР костные остатки неандертальцев обнаружены в Крыму, в пещере Киик-Коба и в Южном Узбекистане, в пещере Тешик-Таш.

Физический тип неандертальца не был однородным. В настоящее время выделяют несколько групп древних людей. До 30-х годов 20 века хорошо были изучены поздние западноевропейские, или классические неандертальцы. Они характеризуются низким покатым лбом, мощным надглазничным валиком, сильно выступающим вперед лицом, отсутствием подбородочного выступа, крупными зубами. Рост их достигал 156-165 см, мускулатура была необычайно развита, на что указывает массивность костей скелета; крупная голова как бы втянута в плечи. Классические неандертальцы жили 60-50 тыс. лет назад. Существует гипотеза о том, что классические неандертальцы в целом были боковой ветвью эволюции, не имевшей прямого отношения к возникновению человека современного типа.

К настоящему времени накопились богатые сведения о других группах древних людей. Стало известно, что существовала другая форма неандертальцев (ранние западноевропейские неандертальцы) имевшие более прогрессивные по сравнению с классическими неандертальцами морфологические признаки: относительно высокий свод черепа, менее покатый лоб, менее выступающее вперед лицо и др. от них, вероятно, произошли так называемые прогрессивные неандертальцы, возраст которых около 50 тыс. лет. Судя по ископаемым костным остаткам, найденным в Палестине, Иране, древние люди этого типа были морфологически близки к современному человеку. Прогрессивные неандертальцы имели высокий свод черепа, высокий лоб, на нижней челюсти – подбородочный выступ. Объем их мозга почти не уступал мозгу современного человека. Слепки внутренней полости черепа свидетельствуют о том, что у них произошло дальнейшее разрастание некоторых специфических для человека зон коры больших полушарий, а именно тех, которые связаны с членораздельной речью и тонкими движениями. Это позволяет сделать предположение об усложнении у людей этого типа речи и мышления.

Все перечисленные факты дают основание считать неандертальцев переходной формой между древнейшими людьми типа Homo erectus и людьми современного физического типа. Другие группы, видимо были боковыми, вымершими ветвями эволюции. Вероятно, прогрессивные неандертальцы были непосредственными предками Homo sapiens.

Еще в большей степени, чем костные остатки, о генетической связи неандертальцев с современными людьми свидетельствуют следы их деятельности.

По мере того как численность неандертальцев увеличивалась, они распространялись за пределы областей, где обитал их предшественник – человек прямоходящий, в края нередко более холодные и суровые. Способность противостоять Великому оледенению говорит о значительном прогрессе неандертальцев по сравнению с древними людьми.

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны по назначению (Мустьерская культура): остроконечники, скребла, рубила. Однако с помощью таких орудий неандерталец не мог обеспечить себя в достаточном количестве мясной пищей, а глубокие снега и продолжительные зимы лишали его съедобных растений и ягод.

Поэтому основным источником существования древних людей была коллективная облавная охота. Неандертальцы охотились более планомерно и целенаправленно и более крупными группами, чем их непосредственные предшественники. Среди окаменевших костей, найденных в остатках неандертальских костров, встречаются кости северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров и мамонты.

Древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь. В теплом климате они селились по берегам рек, под навесами скал, в холодном – в пещерах, которые им часто приходилось отвоевывать у пещерных медведей, львов, гиен.

Неандертальцы положили начало и другим видам деятельности, которые принято считать исключительно человеческими. У них возникло абстрактное понятие о загробной жизни. Они заботились о стариках и калеках, погребали своих умерших. С великой надеждой на жизнь после смерти они зародили живущую и в наши дни традицию провожать в последний путь своих близких цветами и ветками хвойных деревьев. Не исключено, что они сделали первые робкие шаги в области искусства и символических обозначений.

Однако тот факт, что неандертальцы находили в своем обществе место для стариков и калек, еще не означает, что они представляли собой идеал доброты и самоотверженно любили своих ближних. Раскопки их стоянок приносят немало данных, которые свидетельствуют о том, что они не только убивали, но и поедали друг друга (найдены обугленные человеческие кости, черепа, раздробленные у основания). Но каким бы свидетельством дикости не представлялся каннибализм теперь, вероятно, он не преследовал чисто утилитарную цель. Голод приводил к каннибализму очень редко. Причины его носили скорее магический, ритуальный характер. Возможно, существовало убеждение, что, отведав плоти врага, человек приобретает особую силу и мужество. А может черепа хранили в качестве трофеев или как почитаемые реликвии, оставшиеся от умерших.

Итак, неандертальцы разрабатывали разнообразные приемы труда и охоты, позволившие человеку выстоять в эпоху Великого оледенения. До полного статуса современного человека неандертальцу не хватает совсем немного. Систематики относят его виду Homo sapiens , т.е. к тому же виду, что и современного человека, но добавляя определение подвида – neanderthalensis – неандертальский человек. Название подвида указывает на некоторые отличия от полностью современного человека, теперь называемого Homo sapiens sapiens – человек разумный разумный.

Борьба за существование и естественный отбор играли заметную роль в эволюции неандертальцев. Об этом говорит низкая средняя продолжительность жизни древних людей. По данным французского антрополога А. Валуа и советского антрополога В.П. Алексеева, из 39 неандертальцев, черепа которых дошли до нас и были изучены, 38,5 % умерли в возрасте до 11 лет, 10,3 % - в возрасте 12-20 лет, 15,4 % - в возрасте 21-30 лет, 25,6 % - в возрасте 31-40 лет, 7,7 % - в возрасте 41-50 лет и только один человек – 2,5 % - умер в возрасте 51-60 лет. Эти цифры отражают огромную смертность людей древнего каменного века. Средняя длительность поколения лишь немного превышала 20 лет, т.е. древние люди умирали, едва успев оставить потомство. Особенно велика была смертность женщин, что, вероятно, обусловлено беременностью и родами, а также гораздо более длительным пребыванием в антисанитарных жилищах (теснота, сквозняки, гниющие отбросы).

Характерно, что неандертальцы страдали травматическими повреждениями, рахитом и ревматизмом. Но те из древних людей, которым удалось выжить в крайне суровой борьбе, отличались сильным телосложением, прогрессивным развитием мозга, руки и многими другими морфологическими признаками.

Хотя в результате большой смертности и малой продолжительности жизни период передачи накопленного опыта от одного поколения другому был очень коротким, влияние социальных факторов на развитие неандертальцев становится все сильнее. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, имели меньшую смертность детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия жизни.

В этой статье:

Появление малыша в доме - это особое событие, которое часто выбивает из колеи даже опытных родителей. И если понимать, что этапы развития ребенка до года - это всего лишь ступеньки к его взрослению и становлению, а не очередные испытания для родителей, то это поможет преодолеть самые сложные моменты.

Начальный этап: что характерно для новорожденного ребенка?

Новорожденный малыш продолжает сохранять положение тела, в котором он привык находиться в утробе у мамы. Тело крохи слегка согнуто, голова наклоняется в сторону, а ручки и ножки большую часть времени согнуты в суставах. Не нужно пытаться это исправить, искусственно выпрямляя кроху в кроватке. Со временем его положение станет более естественным. Скорее наоборот, важно понимать, что здоровый малыш не должен лежать без движения идеально прямо. Постоянное движение ногами и руками является его нормальным состоянием, причем в положении как на спине, так и на животе.

Для новорожденных до месяца характерно проявление врожденного рефлекса ходьбы. Если взять кроху на руки и удерживать в вертикальном положении, то его ноги будут шагать в воздухе. Уже спустя месяц или полтора этот рефлекс исчезнет.

Только появившийся на свет ребенок уже воспринимает яркий свет, слышит звуки, умеет моргать, плачет при проявлениях страха или боли. Основные ощущения у него тактильные, поэтому так важно дарить ребенку на этом этапе тепло и ласку маминых рук, приучать к грудному вскармливанию.

Первый месяц жизни: минимум изменений

Спустя месяц малыш, продолжая сохранять слегка согнутое положение тела, начинает стремиться поднять голову, лежа на животе. Пока это у него получается не очень хорошо: голова шатается и заваливается то на одну, то на другую сторону. В положении сидя голова малыша пока не может
сохранять правильное положение из-за недостаточно окрепших мышц шеи. Здоровый малыш уже к окончанию первого месяца жизни может держать головку в течение 10 секунд.

У малыша по-прежнему сохраняется хватательный рефлекс и автоматическая ходьба, появляется способность фиксации взгляда, что легко проверить, удерживая перед ним яркую игрушку. Тактильные ощущения у крохи дополняются зрительным контактом с окружающим его миром и в первую очередь - с мамой. Когда месячный ребенок кричит, можно примерно определить причину крика, анализируя громкость и интонации.

Два месяца: переходный период

Самое очевидное, что происходит с крохой на этом этапе - это исчезновение рефлекса автоматической ходьбы и постепенное распрямление тела и конечностей. Голову младенец в этом возрасте может удерживать, хоть и не устойчиво, больше 10 секунд, в том числе и при подтягивании за ручки в сидячем положении.

Малыш начинает различать звуки. Он становится более внимательным и любознательным, старается вслушиваться и всматриваться во все, что его окружает. Главным событием для всей семьи в этот период становится первая улыбка младенца. Так малыш проявляет свою любовь к близким людям. К концу второго месяца кроха начинает «гулить», издавая своеобразные звуки – сначала тихие и неуверенные, а потом более смелые.

Развитие в 3 месяца: активное общение

В три месяца малыш уже может лежать на животе с поднятой головой около минуты. Тело его распрямляется окончательно, голова в вертикальном положении не запрокидывается. Малыш уже может удерживать в ладошке погремушку и пытается попробовать ее на вкус. Появляется способность следить глазами за движением объектов, происходит активный контакт с мамой и близкими - ребенок улыбается и «гулит».

Четыре месяца: осознание себя

Ребенок в этом возрасте уверенно держится на предплечьях в положении лежа на животе, осматривается кругом и способен упираться ладонями в поверхность опоры, раскачивая торс. Кроха проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, пробуя на вкус все, до чего
дотягивается. Особенно забавным становится желание малыша исследовать собственные части тела: он осматривает ноги, руки и отчаянно пытается попробовать их на вкус.

В 4 месяца наблюдать за малышом становится особенно интересно, особенно в моменты его бурного веселья. Кроха в этом возрасте способен не только улыбаться, но и хохотать над, казалось бы, совершенно обычными вещами. «Гуление» в этом возрасте становится особенным из-за обогащения его новыми звуками.

Пять месяцев - важный этап в физическом и эмоциональном развитии

Ребенок в этом возрасте уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Конечности при этом активно сгибаются. У малыша хорошо
получается опираться на ножки с удержанием веса тела, когда вы держите его под руки в вертикальном положении.

Кроха больше внимания обращает на окружающих его людей и предметы, учится различать интонации и мимику, выражает эмоции и реагирует на их проявление со стороны семьи. А вот «гулить» дети в этом возрасте начинают менее активно, за исключением некоторых малышей, продолжающих совершенствовать уже наработанные звуки.

Шесть месяцев: новые возможности и интересы

Окончание первого полугодия со дня своего рождения большая часть детей празднует освоением умения садиться без помощи взрослых. Малыши в этом возрасте более активны физически, могут удерживаться в положении лежа на животе, упираясь одной рукой в поверхность кровати. С
игрушками в 6 месяцев у деток устанавливается свой контакт: они спокойно могут захватывать их в кулачок, перекладывать в разные руки и пробовать на вкус. Координация движений становится заметно лучше.

Здоровый малыш в 6 месяцев особенно внимателен, способен проследить происхождение звука. А вот в плане общения ребенок в этом возрасте становится более избирательным: теперь он улыбается только тем, кому доверяет и кого чаще всего видит перед собой, игнорируя и часто даже опасаясь незнакомых людей. В речи малышей можно различить отдельные слоги, напоминающие слова «мама» и «да».

В 7 месяцев - знакомство с миром с помощью рук

Семимесячный ребенок проявляет особый интерес к игрушкам, с удовольствием совершая с ними всевозможные манипуляции. Кроха играет не только с предметами, но и с собственными частями тела, захватывая ножки в положении лежа на спине. Малыш совершенствует способность переворачиваться на живот из положения на спине, таким образом подготавливая тело к новому этапу - ползанию.

Большая часть деток в этом возрасте пробует пить из чашки, и это у них отлично получается. Они активно лепечут, стараются произносить как можно больше звуков, наблюдая за губами взрослых. К концу этого периода малыши часто пробуют ползать.

8 месяцев: закрепление наработанного

Именно закреплению всего того, чему удалось научиться ранее, малыш посвящает первую половину 8-го месяца жизни. Кроха учится обращаться с игрушками, получая удовольствие от улучшившихся функций кисти, пробует вставать, садиться и менять положение тела. Малыши, которые освоили технику ползания, пользуются возможностью добраться до желаемой цели без помощи взрослых.

Восьмимесячный малыш уже способен различать знакомых и незнакомых людей, у него проявляется склонность к наблюдению за действиями взрослых. Многие детки в этом возрасте впервые открывают для себя свое отражение, пытаются наладить с ним контакт. В 8 месяцев малыш также уже спокойно может:

  • сосать сухарики и сушки;
  • пить из чашки, самостоятельно удерживая ее в руках;
  • исследовать помещение в пределах досягаемости.

9 месяцев: сокращение дистанций

Анализируя развитие малыша по месяцам, можно отметить, что именно этот период один из самых беспокойных для родителей. Малыш начинает активно ползать, доставая все, что находится в пределах его роста. Ребенок способен передвигаться не только на четвереньках, но и на ногах, удерживаясь руками за опору.

Особенно забавляет детей в этом возрасте процесс кидания предметов, за которым они наблюдают часто с безудержным весельем. Ребенок в 9 месяцев уже может находить и показывать называемые предметы, откликается на имя, способен прислушиваться к тихим звукам. Многие именно в этом возрасте радуют близких первым словом.

10 месяцев: проба на вкус ощущения контроля

В этом возрасте детки способны выбирать позу для времяпровождения самостоятельно за счет улучшения функций рук и ног. У малышей улучшается моторика пальцев, они способны поднимать мелкие крошки двумя пальцами.

Если еще месяц назад ребенок познавал процесс падения предметов, то в 10 месяцев он учится их не просто кидать, а при этом замахиваться, усиливая звук падения и получая от этого огромное удовольствие.

Многие малыши радуют близких «ладушками» и играми вроде «сороки-белобоки» на ладошках. Такие игры становятся прототипом первого диалога между крохой и взрослым.

11 месяц развития: первые шаги

За месяц до своего первого юбилея многие детки начинают пробовать ходить. Кто-то из них продолжает преодолевать расстояния ползком. Малыши в этом возрасте лучше управляются руками, активно пьют из чашки и могут есть неперетёртую пищу. Некоторые детки в этом возрасте начинают пробовать говорить, соотнося названия окружающими их предметами.

1 годик: ощущение полной самостоятельности

Большая часть деток к годику начинает ходить самостоятельно, иногда продолжая время от времени ползать по привычке или во время игры. Малыши, которые не ходят к этому возрасту, не считаются отстающими в физическом развитии. Они начнут ходить, но позже на несколько месяцев, и это не может являться поводом
для волнения, если не были выявлены какие-либо нарушения. Для годовалого ребенка, гармонично развивающегося по месяцам, характерны:

  • слова, максимально похожие на речь человека;
  • интерес к старшим детям;
  • чувство юмора;
  • любознательность;
  • осторожность.

Малыши в этом возрасте четко осознают свою самостоятельность, пользуются вновь освоенными навыками и с большим интересом наблюдают за сверстниками и старшими детками, часто сохраняя до определенного момента дистанцию из чувства осторожности.

Интересные методики для развития малышей до года

Наблюдение за естественным процессом развития малыша по месяцам - занятие увлекательное.

Но, помимо пассивного наблюдения, можно попробовать помочь крохе быстрее адаптироваться к окружающему миру, используя проверенные авторские методики. Самые популярные из них:

  • Монтессори;
  • Никитиных;
  • Зайцева;
  • Глена Домана;
  • Сесиль Лупан.

Развитие малышей до года по этим методикам позволит облегчить им жизнь в дальнейшем, ускорить процесс освоения информации. В таблице ниже принципы и основы каждой из методик.

Методика Принципы
Глена Домана С помощью карточек, на которых изображены животные, цифры или буквы, деток знакомят с окружающим миром.
Монтессори Основана на индивидуальных способностях каждого малыша. Детей развивают коллективно, пробуя разные занятия, предлагая делиться опытом.
Зайцева Помогает запомнить буквы с помощью кубиков. Уже до года кроха способен будет запомнить некоторые из них.
Никитиных Построена на тандеме ребенка со взрослым, на плечи которого ложится задача разбудить интерес к чему-то, что позволит раскрыть способности малыша без давления.
Сесиль Лупан Пробуждение желания узнавать мир в соответствии с возрастом ребенка

В заключение отметим: вам будет намного проще и интереснее, если вы постараетесь научиться извлекать только приятное из каждого периода в жизни крохи до года, получая удовольствие от наблюдения и прямого участия в процессе познания им окружающего мира.

I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет

ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.

II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный

социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у

детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.



Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. (Полочка умной книги. Дуб мудрости).

В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры. Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:

Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

Уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Словарь терминов

1. Алгоритм система операций, производимых по определенным правилам и в строго заданном порядке для решения некоторой задачи.

2. Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

3. Дидактическая игра – игра специально создаваемая или приспособленная для цели обучения.

4. Игровые проекты – проекты, где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Ведущие деятельность в них ролево-игровая.

5. Игра – форма деятельности в условиях ситуациях, направляют на воссоздание и условие общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

6. Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребности в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми в игровой воображаемой ситуации.

7. Игровая деятельность сюжетно-ролевая – уровень становление игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей, вызывая качественные изменения в психики ребенка.

8. Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

9. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

10.Проект – замысел, план.

11.Подвижная игра – игра с преобладанием двигательной активности, является средством разностороннего воспитания, физического развития и оздоровления детей.

12.Строительная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни разнообразных постройках и связанных с ним действиях.

13.Сюжетно-ролевая игра – придумывается самими детьми. В ней отражаются знания, впечатления, представление об окружающем мире, происходит условное преображение в их и воссоздаются социальные отличия между людьми.

14.Целеполагание – способность, порождение новых целей в деятельности человека.

Литература

1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3. С.34.

2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.

3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2005 № 4. С. 14.

4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005

5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев// Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.

6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание. 2007. № 7. С.24.

7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д», 2000 – 96 с.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-ТИ, 2006 – 112с.

9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.

10. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.

11. Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.

12. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада». 2005 – 192с.

13. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост. Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.

14. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.

15. Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4 с33.

16. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.

17. Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.

Теория поэтапного формирования умственных действий возникла и развивалась в русле теории деятельности. Ее создатель П. Я. Галь­перин руководствовался в своих построениях принципом единст­ва психики и деятельности, представлением о неразрывной связи внешней и внутренней деятельности. В данной теории излагаются закономерности становления психики человека в онтогенезе. Но по­скольку психическое развитие человека состоит главным образом в усвоении социокультурного опыта с помощью других людей, такого рода теории неизбежно становятся и теориями обучения. Для специ­альной психологии данная теория очень важна, так как при атипич­ном развитии познание мира и приобретение практического опыта происходит не столь спонтанно, как в норме, требуется целенаправ­ленная помощь родственников и специалистов. Такое направленное воздействие должно строиться по законам, обеспечивающим эффек­тивное овладение знаниями и их применение. Эта теория важна для специальной психологии, особенно ее психокоррекционного разде­ла, именно в качестве методологического основания, потому что в ней процесс обучения широко понимается и подробно (поэтапно) анализируется

С позиций теории поэтапного формирования умственных дейст­вий, если деятельность приводит ученика к новым знаниям и умени­ям, то она представляет собой учение. П. Я. Гальперин пишет: «Усло­вимся называть учением всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания или умения приобретают новые качества».

И в его теории формирование внутренней деятельности фактиче­ски рассматривается в процессе передачи социального опыта. При этом существенно, что передача опыта совершается не только путем общения обучающего как хранителя социального опыта с обучаемым, а посредством экстериоризации требуемой деятельности, модели­рования ее во внешней материальной (материализованной) форме и путем постепенного преобразования во внутреннюю деятельность обучаемого. Преобразование это идет по системе независимых ха­рактеристик; сочетание качественных их изменений составляет ряд этапов, закономерная смена которых и образует процесс преобразо­вания внешней, материальной, деятельности в деятельность внутрен­нюю, психическую. В ходе этого процесса внешние предметы дея­тельности заменяются их образами - представлениями, понятиями, а практические операции преобразуются в операции умственные, теоретические.

Процесс психических новообразований получает, таким образом, четкие характеристики, раскрывающие основные изменения психи­ческой деятельности и определяющие все другие ее качества и свой­ства. В этом процессе впервые были выделены основные переходные этапы, показывающие поступательный характер формирования пси­хической деятельности.

Теория П. Я. Гальперина открыла путь к конкретно-психологиче­скому изучению психической деятельности, показала способ постро­ения заданных ее форм и видов.

Основное место в теоретических построениях П. Я. Гальперина отводится понятию «действие». Оно выделяется в качестве единицы познавательной деятельности и как главный фактор управления ее формированием, тем самым обозначается структура действия и его функциональные части. Образ действия и образ среды действия объ­единяются в единую часть структуры - ориентировочную основу действия, которая и служит компасом в управлении действием. Это та система условий, которую реально учитывает человек при выпол­нении действий.

Ориентировочная часть действия, или его ориентировочная ос­нова, подразумевает принятие в расчет объективных условий выпол­нения действия. В действии имеется также исполнительная (рабочая) часть, обеспечивающая идеальные или материальные преобразова­ния в объекте действия. Контрольная часть действия состоит в сле­жении за его ходом и сопоставлении полученных результатов с за­данным образцом.

Любое действие можно охарактеризовать со стороны формы вы­полнения, обобщенности, развернутости и освоенности.

При развитом интеллекте основу мышления составляют «сверну­тые», быстро протекающие действия. Однако они появляются у ре­бенка не сразу. Согласно теории П. Я. Гальперина, сначала ребенок овладевает новыми умственными действиями в материальном или материализованном виде с развертыванием всех входящих в дейст­вие составляющих. В таком виде выполняются и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная часть действия. Постепенно про­исходит изменение умственных действий: их развернутости, обоб­щенности и освоенности.

Фактически форма действия характеризует уровень его освоения ребенком и степень интериоризации этого действия. На начальном этапе ребенок сопровождает свои внешние действия речью (материальноеовладение действием); затем действие формируется в гром­кой речи, постепенно переходя на этап внешней речи «про себя», наконец, наступает этап внутренней речи, т.е. действие становится умственным.

Способность выполнять действие полностью в умственном плане означает, что оно прошло весь путь интериоризации, превратилось во внутреннее действие. Так как форма действий свидетельствует об уровне психического развития, достаточно просто наблюдается и ре­гистрируется, целесообразно использовать именно эту характери­стику при обследовании детей с атипией развития. Другие парамет­ры менее изучены, но и они могут оказаться полезными для описа­ния особенностей мышления психики.

Обобщенность умственного действия характеризуется способно­стью выделять существенные свойства предмета при выполнении это­го действия.

Развернутость действия характеризуется сохранностью первона­чальных операций при выполнении этого действия. Согласно теории П. Я. Гальперина, по мере сформированное действия состав вы­полняемых операций сокращается, в результате чего оно становится свернутым.

Освоенность умственного действия характеризуется степенью его автоматизированное и быстротой выполнения.

Рассмотренные характеристики действия являются независимы­ми, первичными. Кроме того, П. Я. Гальперин выделил две вторич­ные характеристики действия: разумность, определяемую теми уси­лиями, которые затрачивает ребенок на выполнение действия, и со­знательность, которая состоит в способности не только осуществить действие, но и обосновать в речевой форме правильность его выпол­нения (что сделано и почему именно так сделано).

Способы осуществления умственных действий (операций) явля­ются важным показателем уровня развития мышления.

Знание структуры, функций и основных характеристик действия позволяет моделировать наиболее эффективные виды познаватель­ной деятельности и намечать требования к ним в конце обучения.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, для того чтобы запрограммированные виды познавательной деятель­ности стали достоянием обучаемых, их надо провести через ряд ка­чественно своеобразных состояний по всем основным характери­стикам. Эти переходные состояния и составляют этапы усвоения умственных действий.

Каждый из этапов характеризуется совокупностью основных свойств (параметров) действия. Названия этапов часто совпадают с названиями форм действия. Однако содержание понятий «форма действия» и «этап формирования действия» в теории П. Я. Гальпе­рина разное. Форма действия характеризует его по одному свойству. Этапы выделяются с учетом всех четырех свойств.

Всего П. Я. Гальперин выделяет пять этапов усвоения действия. Период создания необходимой мотивации обучающегося он обозна­чает как «надэтап».

Первый этап - создание ориентировочной основы действия. На этом этапе учащимся объясняется цель действия и его объект. Об­учающий создает у учащихся ориентировочную основу деятельно­сти, он экстериоризует свои умственные действия, раскрывает их пе­ред учащимися в материальной или материализованной форме. Обу­чаемый же следит за действиями обучающего, используя свои ранее сформированные действия (в основном навыки восприятия и мыш­ ления), и составляет во внутреннем плане абрис будущего действия.

Фактически усвоение действия (или деятельности) происходит только посредством выполнения этого действия самим учеником, а не путем наблюдения за действиями других. Поэтому важно разли­чать процесс понимания того, как надо сделать, и само выполнение действия.

Второй этап - формирование действия в материальном (дейст­вие с предметами) или материализованном (действие со схемами, символами) виде. Учащиеся выполняют действие во внешней форме с развертыванием всех операций. На этом этапе обучаемый должен усвоить содержание действия, а обучающий проконтролировать вы­полнение каждой входящей в действие операции. Для обобщения действия на этом этапе в обучающую программу включаются задачи по типичному применению данного действия. В то же время одно­типные задачи не должны приводить к сокращению и автоматизации действия. Таким образом, на втором этапе ученик выполняет задание в материальной форме и усваивает действие на материальном уров­не. Действие усваивается как развернутое, обобщенное и сознатель­но выполняемое в полном составе его операций.

Для подготовки к переходу на следующий этап формирования действия на втором этапе материальная форма действия сопровож­дается речью. Это означает, что учащиеся проговаривают все, что вы­полняют практически.

Третий этап - формирование действия как внешнеречевого (тер­минология Н. Ф. Талызиной). На этом этапе все элементы действия представляются в форме развернутой громкой речи. «Речь становит­ся самостоятельным носителем всего процесса: и задания и дейст­вия». Развернутость речи при сопрово­ждении действий - обязательное условие третьего этапа. Практиче­ски все операции оречевляются, и именно в этом процессе проходит их усвоение. Здесь возможно некоторое сокращение действия за счет перехода части операций в умственную форму, действие доводится до автоматизма.

Четвертый этап - формирование действия в речи «про себя». Этот этап отличается от предыдущего тем, что действие выполняет­ся беззвучно, при проговаривании «про себя». На первых порах раз­вернутость, сознательность, обобщенность действия та же, что и на предыдущем этапе, но постепенно оно сокращается, приобретая схе­матичный характер.

Пятый этап - формирование действия во внутренней речи и его полный переход в умственную форму. Действие становится авто­матизированным и практически недоступным наблюдению.

Таким образом, умственное действие есть продукт поэтапного пре­образования внешнего материального действия. «Поэтапное форми­рование идеальных, в частности умственных действий, связывает психическую деятельность с внешней материальной деятельностью. Оно является ключом не только к пониманию психических явлений, но и к практическому овладению ими». Наибольшую сложность представляет переход с одного этапа дея­тельности на другой.

Очевидно, что на каждом этапе действию присущи четыре свой­ства и лишь одно из них - форма действия - доступно наблюдению. Именно поэтому изменение этой характеристики служит критерием перехода на следующий этап.

В теории П. Я. Гальперина значительное место отводится эволю­ции контроля действия. Внешний контроль постепенно заменяет­ся контролем внутренним, превращаясь на заключительном этапе в акт внимания. Проведенные под руководством Н. Ф. Талызиной ис­следования позволили сформулировать требования к организации контроля.

    На первых порах контроль должен быть пооперационным.

    В начале материального (или материализованного) и внешнере­чевого этапов контроль должен быть систематическим - за каж­дым выполняемым заданием.

    В конце этих этапов, а также на последующих этапах контроль должен быть эпизодическим - по требованию учащегося.

    Способ осуществления контроля (кто контролирует) принципи­ального значения для качества усвоения не имеет. В то же время новизна контроля, а также условия соревнования способствуют созданию положительной учебной мотивации.

В теории поэтапного формирования умственных действий рас­сматривается также вопрос об относительной значимости каждого из этапов. Экспериментальное исследование Н. Ф. Талызиной по­зволило прийти выводу, что каждый этап одинаково важен в форми­ровании полноценного действия. Так, пропуск внешнеречевого этапа формирования действия существенно затрудняет его формирование на других этапах даже при условии хорошей организации усвоения: затрудняется процесс абстрагирования, без чего действие не может быть переведено в понятийную форму. Такие же последствия имеет недостаточное усвоение действия на материальном уровне.

В диагностике нарушений развития учитывается этап сформированности действия и те этапы, которые в момент обследования недоступны ребенку. В коррекционной работе программы взаимодействия с ребенком строятся поэтапно, строго соблюдая содержание каждого из них.

Для специальной психологии рассмотренная теория открывает но­вые подходы к психодиагностике, позволяет строить ее программу, исходя из представлений о поэтапном формировании умственных действий. Появляется возможность принципиально по-новому орга­низовать процесс обучения, управлять им. Есть основание полагать, что обучение детей с нарушениями с систематическим использованием теории поэтапного формирования умственных действий оказывает положительное влияние и на обучение, и на развитие. Согласно этой гипотезе, которая отчасти уже подтверждена экспериментально, та­кое обучение в большей мере, чем традиционное, является источни­ком развития: расширяет его ближайшие зоны, меняет сам тип раз­вития, способствуя нормализации.

Сразу после рождения малыш знакомится с новой для него обстановкой - запахами, звуками, ощущениями… Информация обрушивается на него в колоссальных объемах. Не случайно сама природа ограничивает восприятие ребенка в первые дни его жизни: у малыша снижены зрение и слух. Если бы все органы чувств у него работали в полном объеме, то мозг просто бы не справился с таким количеством новой информации. На этом этапе самое важное для ребенка - эмоциональная поддержка близких людей. Ученые давно установили связь между уровнем тревожности и интеллектом - чем тревожность выше, тем заметнее снижен интеллект.

Игровой практикум
Если вы хотите, чтобы с первых дней жизни ваш кроха рос умным и сообразительным, создайте для него максимально комфортную в эмоциональном плане атмосферу. Ведь от того, как быстро ваш малыш научится улыбаться, гулить, реагировать на эмоции и голос окружающих, зависит его дальнейшее интеллектуальное развитие. Чем больше положительных эмоций у малыша и сильнее эмоциональный контакт с матерью - тем смелее он будет в освоении новой информации позже.

2-й месяцВ ПОИСКАХ ОБЩЕНИЯ

На втором месяце жизни малыш уже начинает различать эмоции и настроение окружающих: улыбается в ответ на мамину улыбку, высовывает язычок, как старший брат или сестра. Общение становится для ребенка основным источником информации. Знакомьте кроху с окружающим пространством - он должен освоиться в кроватке, на пеленальном столике, в ванночке для купания…

Игровой практикум
Выполняя тот или иной ритуал - собираясь кормить малыша, проводя гигиенические процедуры, - озвучивайте свои действия. Спустя какое-товремя ребенок начнет понимать связь между словом и следующим за ним действием или явлением. Называйте предметы, которые окружают малыша. Это значительно повысит его пассивный словарный запас. Чем раньше ребенок освоит слова-действия, тем быстрее он научится понимать предметно-следственные отношения. А это одно из главнейших условий гармоничного интеллектуального развития малыша.

3-й месяцВНИМАТЕЛЬНАЯ ПОГРЕМУШКА

Ребенок требует все большего внимания к себе. Ему уже не нравится просто лежать в кроватке, а хочется, чтобы носили на руках и показывали все то, что может его заинтересовать. Это время первого внутреннего конфликта - есть желание перемещаться в пространстве, но пока нет возможности. Важно поддержать и не подавить в ребенке познавательный интерес. Ведь именно он является главным условием дальнейшего интеллектуального роста крохи. В три месяца для малыша главным источником информации становится звук: ребенок может определить, откуда идет звук, поворачивается на него, узнает голос мамы и может звуками выражать свои эмоции.

Игровой практикум
Пришло время для развития произвольного внимания. Лучший помощник в этом - погремушка. Показывайте крохе игрушку (лучше желтого цвета - он одним из первых воспринимается детьми) на расстоянии30-40 см,медленно перемещайте ее из стороны в сторону, добиваясь того, чтобы малыш следил за ней глазками. Погремите ею слева от ребенка, подождите, пока кроха повернет головку и глазами найдет источник звука. Затем повторите упражнение с другой стороны от малыша. Спрячьте игрушку у себя за спиной и снова погремите. А потом покажите игрушку ребенку. Это простое занятие помогает развитию внимания. Веселый колокольчик тоже способен подарить малышу немало приятных минут. Привяжите колокольчик к кроватке, раскачайте его, а затем возьмите кроху на руки и потанцуйте с ним - так вы будете развивать у ребенка чувство ритма. Кстати, оно формируется до года, и в дальнейшем его практически невозможно откорректировать. Не упустите время! Также для интеллектуального развития малыша в этом возрасте подойдут все музыкальные игрушки и подвесные мобили.

4-й месяцДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

С четырех месяцев кроха усваивает многие двигательные навыки: поднимает головку, лежа на животике, переворачивается со спины на живот, захватывает рукой игрушку, активно двигает ножками… На данном этапе необходимо поощрять и провоцировать любую его двигательную активность. Это позволяет ребенку осваиваться в новом пространстве и получать новую информацию. Когда кроха лежит на животике, положите перед ним игрушку, через минуту отодвиньте ее от него подальше, затем снова придвиньте. Ваше чадо обязательно попробует до нее дотянуться. Еще одним источником поступления информации, а следовательно, и интеллектуального развития на этом этапе становятся тактильные ощущения.
Игровой практикум
Познакомьте ребенка с различными по фактуре поверхностями - дерево, пластмасса, ткань, бумага… Пусть малыш ощутит разницу между гладким и шершавым, теплым и прохладным. Например, сначала дайте крохе потрогать мягкую игрушку, а затем - жесткую. Помогите ребенку перевернуться на животик и положите перед ним обе игрушки. Понаблюдайте, к какой из них он потянется. Видите, ваш малыш уже способен делать умозрительные заключения!

5-й месяцУЧИМСЯ МЫСЛИТЬ

Ребенок растет и внимательно изучает все, что его окружает. Кроха способен обращать внимание на детали - глаза, губы, нос, рот мамы. В этот период у деток начинают прорезываться первые зубки, потому, скорее всего, чадо захочет попробовать все, что попадется ему в руки, на вкус. Как губка, малыш впитывает новую информацию и запоминает ее, и в скором времени ребенок будет искать глазами те предметы, которые вы ему называли. А это уже серьезный шаг в становлении мышления.

Игровой практикум

Показывайте яркие картинки в книжках, включайте красивую приятную музыку, предлагайте для игры различные погремушки. Уберите на несколько дней привычные для малыша игрушки, заменив их на новые. А затем достаньте «хорошо забытые старые» - ребенок искренне обрадуется, увидев знакомые ему предметы. Это нехитрое упражнение способствует развитию долговременной памяти. Научите кроху простейшим манипуляциям с предметами: поднять, положить, потянуть. Опустите ребенка на животик, перед ним поместите движущуюся музыкальную игрушку. Пытаясь дотянуться до нее, малыш попытается ползти. А ползание - один из важнейших этапов развития ребенка, ведь освоение нового пространства связано с развитием мышления.

6-й месяцСАМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ

В полугодовалом возрасте малыш начинает воспринимать себя как человека. До этого времени он идентифицировал себя с матерью - даже ее руки и ноги воспринимались им как продолжение собственного тела. Сейчас кроха словно знакомится сам с собой. И вам нужно ему в этом помочь. Познание собственного тела - важный момент в самоидентификации ребенка.

Игровой практикум

Предложите малышу для игры зеркало - дети быстро узнают в зеркале себя и искренне радуются своему отражению. Сравните свою руку и ручку крохи, сложив их вместе. Предложите ребенку потрогать ваш нос, а затем - его нос, чтобы малыш мог их сравнить. Так он сможет понять, что у всех людей естьчто-тообщее, но в то же время осознать свою уникальность. Умение сравнивать лежит в основе логического мышления, которое можно развивать у крохи еще до года.

7-й месяцОСМЫСЛЕННОСТЬ

Особенностью интеллектуального развития малыша на этом этапе является осмысленность его действий - он может стучать предметами, извлекая звуки, у него есть любимые игрушки, играя, он способен на некоторое время концентрировать свое внимание. Кроху начинают привлекать более сложные детали. Ребенок искренне обрадуется и удивится, увидев маму в новом наряде. Часто в этом возрасте малыши начинают ползать, и задача родителей - убрать из поля зрения ребенка все, что может представлять опасность.

Игровой практикум

Все новое так привлекательно для малыша. Используйте эту особенность во время игр. Подойдут игрушки для кукольного театра. Покажите крохе куклу, потом переоденьте ее в другое платье и снова покажите ребенку. Малышу наверняка понравится «фокус» с переодеванием. Умение видеть в привычномчто-тоновое способствует развитию творчества и гибкости мышления.

8-й месяцПО СЛОГАМ

Возраст7-8 месяцевпринято называть стадией предговорения: у малыша начинает формироваться пассивный словарный запас. Он реагирует на свое имя, знает и понимает значение многих слов: нет, дай, возьми… Кроха способен не просто запоминать слова, которые вы произносите, но и пытается сам повторять за вами то, что вы говорите. В этом возрасте детки могут произносить отчетливо самые разные слоги: ма, па, ба, тя… Речь напрямую связана с мышлением, поэтому необходимо всячески поощрять желание малыша говорить. Незаменимым помощником в этом нелегком процессе освоения речью станут народные потешки и прибаутки с часто повторяющимися слогами: «Гуси, гуси!Га-га-га!», «По кочкам, по кочкам» и т. д.

Игровой практикум

Чаще используйте звукоподражательные слова: «Котик говорит: «Мяу», собачка лает:«Ав-ав»,самолет летит:«У-у-у»…Эти упражнения не просто стимулируют речевую активность малыша, но и совершенствуют его память. Подуйте на листики комнатных растений или на подвешенную легкую игрушку - кроха удивится, что можно заставить предмет двигаться, не прикасаясь к нему. В скором времени ребенок сам попытается подуть на предмет. Это очень хорошее упражнение для развития и тренировки речевого аппарата.

9-й месяцМАЛЕНЬКИЙ ПРАКТИКАНТ

К девяти месяцам ребенок можеткакое-товремя самостоятельно играть, подолгу наблюдать за движущимися предметами. Он видит разницу в двух предметах, сравнивает их. Малыш уже уверенно сидит, ползает, некоторые встают на ножки, пытаются делать первые шаги. Это способствует значительному расширению кругозора. Начиная с девяти месяцев, детки делают огромный рывок в своем интеллектуальном развитии. Если до этого познание носило скорее пассивный характер (накапливался опыт), то теперь пришло время активного усвоения опыта на практике.

Игровой практикум

В разные коробки соберите однородные предметы: в одну - платки, шали, шарфики; в другую - разные плюшевые игрушки, в третью - крупные детали конструктора. Перебирая их, малыш освоит принцип тождества и разнообразия, что благоприятно скажется на дальнейшем формировании навыка систематизирования.

10-й месяцАССОЦИАЦИИ

С десяти месяцев кроха готовится сделать свой первый шаг. Его привлекает постижение пространства по вертикали: теперь малыш тянется за предметами, которые расположены выше его роста. Ребенок начинает понимать, что предметный мир не ограничивается лишь полем его зрения. Кроха знает, что в одной коробке лежат его игрушки, а в другой - книжки, начинает понимать, что мама, выйдя из комнаты, скоро вернется. Таким образом, у ребенка формируется ассоциативное мышление: малыш находит и запоминает связи между предметами и действиями.

Игровой практикум

Это лучшее время для игр с различными конструкторами: самыми простыми пазлами, вкладышами, пирамидками, кубиками. Привяжите к ножке или ручке ребенка воздушный шарик, наполненный гелием. Малыш будет долго наблюдать за тем, как движется шарик, а скоро уже будет улавливать связь между своими движениями и полетом шарика.

11-й месяцРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Активно развивается речь ребенка. И даже если кроха все еще не порадовал вас ни одним словом, это не повод отказаться от детских книг. Не обязательно читать ребенку все, что написано в книжке, - вы можете просто показывать картинки, называя то, что на них нарисовано. Постепенно усложняйте процесс «чтения»: попросите кроху показать на картинке домик, собачку и т. д. Когда малыш показывает то или иное изображение, обязательно называйте то, что нарисовано.

Игровой практикум

Гуляя, читайте малышу стихи о природе и тех явлениях, которые он может наблюдать: снег, дождь, первый весенний цветок. Расскажите сказку. Словесная информация нужна и как способ передачи своих чувств, эмоций, наблюдений.

12-й месяцВСЕ ПОНЯТНО!

Возраст одного года в психологии называют возрастом обезьяны - малыш во всем копирует близких ему взрослых. Он хорошо понимает, что ему говорят, выполняет просьбы. Ребенок многое помнит: где оставил игрушку, какие картинки в книжке. У ребенка начинает развиваться абстрактное мышление, то есть он четко осознает, что молотком можно стучать, а со стакана – пить.

Игровой практикум

В этом возрасте как раз самое время для начала знакомства с сюжетными играми. Купите крохе детский аптечный набор, игрушечную посудку или набор «Магазин». Посредством игры малыш будет развивать свои творческие и умственные навыки. А это и является основным заданием годовалого карапуза.



Рассказать друзьям