Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из V действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
/ / / Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)

Пьеса Островского « » не утратила своей актуальности и в наше время, ведь в ней подняты вечные темы любви, счастья, нравственности.

Действие пьесы разворачивается вокруг душевной трагедии главной героини, перед которой стал не простой выбор – идти по зову сердца или остаться верной собственным жизненным принципам.

Росла свободным ребенком. Родители растили ее в заботе и любви, не обременяли тяжелым трудом. Главная героиня выросла верующим человеком и свято чтила божьи заповеди. Она мечтала о дружной семье, заботливом муже и любящих детях. Но эти мечты так и остались мечтами.

Очутившись в доме Кабановых, Катерина попала в «темное царство». Ее безвольный муж жил по указу своей матери. Целыми днями главная героиня чувствовала унижения и оскорбления со стороны свекрови. Эта угнетающая атмосфера убивала Катерину. Единственной радостью для девушки стали светлые чувства к Борису.

Борис был племянником купца Дикого, имел хорошее образование и воспитание. В нем Катерина увидела того человека, который способен осуществить ее мечту о идеальной семье.

Стоит отметить, что главная героиня долго не решалась завить о своих чувствах. Ее воспитание не позволяло опозорить мужа и его семью. Катерина гнала прочь мысли о Борисе. Но жизнь в доме мужа с каждым днем становилась все тяжелее и тяжелее. Она не получала от Тихона той любви и ласки, которую хотела. В конечном итоге, Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

С первых минут свидания Катерина, потупив глаза, пытается прогнать молодого человека, говоря ему, что он довел ее до греха. Но это была лишь маска, девушка давно уже все решила. Борис не может понять, почему его прогоняют. Он признается Катерине в любви и не разделяет ее сомнительного настроения. Главная героиня бросается на шею к Борису и тоже признается в своих чувствах. Борис, пытаясь немного успокоить девушку, говорит ей: «Никто и не узнает про нашу любовь». Катерине не страшен людской суд, она понимает, что сотворила грех, за который не простит себя никогда. Еще перед свиданием с Борисом Катерина сказала сама себе: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Но в минуту свидания главная героиня решила отдаться чувства и не думать о последствиях.

Нужно сказать, что Катерина, ослепленная чувствами к Борису, не разглядела его безвольную душу. Он был таким же, как Тихон, зависел от своего дяди Дикого. Борис жил по принципу : «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Более того, отношения с Катериной были для него простым увлечением, он просто наслаждался отсутствием Тихона.

Свидание стало ключевым моментом в судьбе главной героини. В Борисе Катерина искала любовь и счастье, понимание и заботу. Понимая всю греховность своего поступка, девушка не предала свою мечту и свои чувства, заплатив за нее очень дорогую цену.

/ / / Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5 действия пьесы «Гроза»)

Последнее свидание влюбленной пары Катерины и Бориса является решающим во всей пьесе. Именно в том эпизоде мы полностью можем раскрыть образы героев и понять их внутренний мир.

После прочтения этого действия, отношения к героям кардинально меняются. Последнее свидание Катерины и Бориса происходит после все людного признания Катерины о измене и любви к другому человеку. Ее жизнь превращается в ад. Кабаниха издевается и угнетает ее со всей своей силой, окружающие домочадцы насмехаются над молодой девушкой. Страшнее ситуации и представить себе нельзя! Единственным радостным моментом для нее является встреча с любимым.

При виде друг друга, и Борис плачут и при этом просто молчат. Нет слов в такой тяжкой ситуации, которая окружила их судьбы. Первым разговор начинает Борис и говорит о том, что он уезжает в Сибирь. На одно мгновение, в душе Катерины возводилась надежда на спасение. Она просит Бориса забрать ее отсюда, из этого страшного мира. Но, Борис отказывает девушке, объясняя все его зависимостью от дяди Дикого.

В этот момент мы понимает, каким человеком оказался Борис – низким, подлым, трусливым и бесхребетным. Он бросает девушку одну, в озлобившемся окружении. Он совершенно не пытается ей помочь, проявляя слабость в характере и в силе духа.

Как же реагирует Катерина? На удивление, она просто лишь желает Борису счастливой дороги, не высказывая слова возмущения, не проклиная мужчину. Ее любовь была настолько сильна и велика, а душа настолько чиста и светла, что Катерина просто прощается с возлюбленным. Именно в этот момент ее надежды на счастье и на свободу рушатся. Теперь, ей нет жизни в этом мире. Именно это последнее свидание зарождает в девушке мысль о самоубийстве. Иного выхода для нее теперь не было. Она прощается с Борисом навсегда и велит ему просить всех встречных на дороге молить о ее душе. Ведь совершая самоубийство, она решалась на величайший грех.

Борис догадывался о ее намерениях, но не захотел что-либо поменять. Он предал свою любовь и свою Катерину. Он оказался таким же подлецом, как и остальная масса «темного царства». В своих прощальных словах он промолвил о том, что только смерть может спасти Катерину от того ужаса, в который она погрузилась. Представьте себе, родной и любимый человек может подумать о таком. Значит, он осознанно не смог помочь девушке, тем самым, подталкивая ее на грешный поступок. После свидания, Катерина бросилась в бушующие волны Волги и ее душа навсегда обрела покой.

Переломный момент в жизни Катерины. (3-ее явление второй сцены III действия пьесы "Гроза". Встреча Катерины с Борисом).

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» по праву считается одной из лучших пьес в русской драматургии. Она затрагивает важные человеческие проблемы, актуальные во все времена: проблему свободы, любви, счастья, совести, нравственного выбора.

Все эти темы разработаны в пьесе очень точно и психологически тонко. Поэтому, наверное, «Гроза» до сих пор входит в репертуар каждого уважающего себя театра и пользуется большой популярностью у публики.

В центре пьесы - душевная драма молодой женщины Катерины Кабановой. Героиня воспитывалась в лучших патриархальных традициях: любви, теплоте, заботе. С детства она не знала тяжелой работы, целые дни проводила за вышиванием и рассказами странниц. Катерина очень религиозна, богобоязненна. Идеал ее жизни – большая крепкая семья с надежным и любящим мужем, детьми.

Но мечтам Катерины не суждено было исполниться. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в атмосферу «темного царства». Героиня шагу не могла ступить без тяжелого, осуждающего взгляда свекрови Марфы Игнатьевны. Целый день занимаясь тяжелой работой, Катерина не слышала ласкового слова ни от мужа, боящегося матери, ни от Кабанихи. Героиня чувствовала, что задыхается в этой «духоте и неволе».

Стремление Катерины к свободной и светлой жизни выразилось в ее любви к Борису Григорьевичу, племяннику Дикого. Этот молодой человек долгое время жил в крупном городе, был хорошо образован и воспитан. В нем для Катерины воплотилась мечта о другой жизни, другой судьбе.

С того момента, как героиня полюбила Бориса, ее душу разрывали противоречия. С одной стороны, Катерина не могла нарушить патриархальные законы, впитанные ею с молоком матери. Она стремилась остаться верной женой, добропорядочной женщиной, уважаемой в обществе.

Героине необходимо было ощущать себя человеком с чистой совестью и выполненным долгом. С другой стороны, жизнь в Калинове становилась для Катерины все более невыносимой. Единственной отдушиной для нее была любовь к Борису. Катерина не хотела думать о Борисе, но не могла и не думать о нем. В конце концов, решившись, героиня назначила своему возлюбленному свидание.

Встреча Катерины и Бориса происходит в 3-ем явлении второй сцены III действия пьесы. Героиня приходит на свидание, покрытая большим белым платком, молча стоит, потупив глаза. Ей очень тяжело переступить нравственную черту в своей душе. Катерину пугает греховность ее поступка: «Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».

Но, несмотря на внешнее сопротивление, героиня уже все для себя решила. Она говорит Борису о своей измене мужу как о свершившемся факте: «Ты меня загубил!» Борис находится в недоумении: «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!» Он не понимает трагических сомнений Катерины: «Ваша воля была на то».

Эта фраза становится переломной в разговоре героев. Катерина впервые поднимает глаза на Бориса: «Нет у меня воли…Твоя теперь воля надо мной!..» - и бросается своему возлюбленному на шею.

Катерине хорошо с Борисом, но душа у нее неспокойна. Героиня хочет, чтобы Борис облегчил ее муки, помог успокоиться. Она говорит молодому человеку, ожидая возражений: «Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..» Борис на свой лад успокаивает Катерину: «Никто и не узнает про нашу любовь».

Но для Катерины это не довод. Ей не страшно осуждение окружающих. Героиня знает, что она сама никогда не простит себе измены, нарушения нравственного закона: «Что меня жалеть, никто не виноват – сама на то пошла…Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Идя на свидание к Борису, Катерина решила: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Но обо всем этом героиня будет думать и плакать потом, под замком у свекрови. А пока те две недели, что муж будет в отъезде, Катерина решила полностью посвятить своему возлюбленному, которого полюбила с первого взгляда: «С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

Ослепленная любовью, героиня не замечает, что Борис очень похож на ее мужа Тихона: он так же слаб и безволен, так же оглядывается на мнение окружающих. Философия этого героя близка взглядам Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Борис увлечен Катериной, но не любит ее. Он не задумывается, что будет с женщиной после этих «веселых» двух недель. Главное для него – сиюминутное удовольствие: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».

Таким образом, данный эпизод является переломным в жизни Катерины. Именно на этом свидании она делает выбор в пользу короткой, но свободной и счастливой жизни. Героиня осознает все последствия своего поступка: позор, который упадет на нее и на всю семью мужа, презрение и осуждение со стороны калиновцев и Кабанихи, невыносимая жизнь взаперти. Катерина знает заранее и то, что она не сможет жить с осознанием своей греховности, душевной нечистоты. Но стремление к счастью, любви и свободе оказывается для нее дороже. Героиня делает этот выбор, заплатив за него самую высокую цену – свою жизнь.

Драма А. Н. Островского «Гроза» рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла смириться с патриархальными устоями домостроя, погубившими ее любовь, и поэтому она добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей.

Обратимся к этой сцене. Каково же внутреннее состояние героев? Помочь понять это читателю помогают авторские ремарки. Борис оглядывается при встрече с Катериной, он боится, что их могут заметить вместе. Катерина же не боится проявлять своего чувства, она не в силах скрыть его: подбегает к Борису, обнимает и плачет у него на груди. В доме Кабанихи Катерина чужая, ее унижает свекровь, и поэтому любовь к Борису - тот мимолетный огонек счастья, который бы смог сделать другой ее жизнь. Она готова все бросить, бежать от мужа и ненавистной свекрови, не случайно просит Бориса: «Возьми меня с собой!»

Однако племянник Дикого не способен к решительным поступкам. Он не может изменить свою жизнь, ослушаться Дикого, так как зависит от него материально. Обратим внимание на его реплику: «Не по своей я воле еду: дядя посылает.» Но в зависимость к людям, подобным Дикому, попадают лишь слабые люди. И читатель понимает, что Борис - человек безвольный, он боится изменить свою жизнь.

С другой стороны, племяннику Дикого проще, чем Катерине: он «вольная птица», а она «мужняя жена». Катерина жалуется Борису, что свекровь ее «мучает, запирает», а Тихон ей опостылел: «ласка-то мне его хуже побоев». Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы сочувствует ей, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью.

Герои понимают, что их встреча стала роковой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть: «Только одного надо у Бога просить, чтобы ей не мучиться долго». Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.

Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на са-моубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно рассматривался ею. Не случайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень на-божна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство - тяжкий грех. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в «темном царстве» тоже не для слабых духом. И в этом поступке - сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может ни разлюбить Бориса, ни простить ему предательство, ни вернуться к прежней жизни. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к трагическому финалу пьесы. Такой финал - закономерная цепь событий. Но я думаю, если бы племянник Дикого решился увезти Катерину, сохранить свою любовь, он был бы сильнее жизненных обстоятельств, и финал пьесы был бы другим.

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...

    Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному...

    Драма “Гроза” - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он...

Драма “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру - социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал - самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ослепительно и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и не дать в обиду ее от нападок свекрови, - Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалостно ее, но больше всего жалостно ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года “в Тяхту, к китайцам”, в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но не дать в обиду ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-

тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что ещё могло бы хоть как-то ее утешить - это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. “Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”- это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв “Откликнись!” появляется Борис, услышавший звук героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя вероятность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, от всего сердца желая Борису “не тужить” о ней продолжительно. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да “ласка-то его… хуже побоев”. Единственная просьба ее к Борису - взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…” Когда-то он не хотел мыслить о том, что предстоит им с Катериной: “Ну, что об этом мыслить, благо нам теперь-то хорошо!” Теперь же он страдает: “Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!” Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. “Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо”. Ее внутренний мир немаловажно богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное - чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и сердечный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ожидать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него более того появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ожидать ей от жизни больше нечего.

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше “на безлюдье”. Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и ещё по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Главные герои повести Бондарева «Батальоны просят огня»... О полковнике Гуляеве говорилось как о достаточно известной, ставшей традиционной фигуре «отца-командира», неравнодушного к молодежи. Ерошина - «мальчи...

Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта... Алкей известен, в основном, из отрывочных цитат, целых стихотворений сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы...



Рассказать друзьям