Татьяна Березина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое развитие, физическое развитие.
Вид деятельности : Познавательно-исследовательская .
Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.
Задачи :
Обучающая :
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет) ;
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .
Развивающая :
Развивать навыки проведения первых опытов;
Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
Развивать у детей познавательный интерес , самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная :
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе .
Воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.
Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой, практический (опыты, словесный (беседа) .
Технологии, используемые педагогом в занятии :
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми :
– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
2. Игровые технологии :
– игровые задания и упражнения.
3. Здоровье сберегающие технологии :
– музыкальная пауза;
– подвижная игра.
4. Мультимедийные технологии :
– показ презентации.
Ход занятия:
Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем :
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!».
– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Руку правую подали,
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли. И поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
Воспитатель : А сейчас, поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит :
Капелька : «Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель : И сказала я в ответ :
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)
Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.
Воспитатель : Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане) .
Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода .
Читаю стихотворение Н. Рыжовой
(Стихотворение сопровождается показом презентации)
Воспитатель : Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить :
Без нее нам не прожить!
Воспитатель : Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода ? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают) .
Дети : Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (Чтобы они росли, нужна рыбам; для чего? (Они там живут – это их дом) .
Воспитатель : Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да) . Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию» , но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей : на самолете, поезде, автобусе, машине, воздушном шаре). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля) . Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).
Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?
Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.
Опыт 1. «Вода – жидкость » .
Воспитатель : Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой) . Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся , а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?
Воспитатель : Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?
Дети делают вывод : потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (Дети отвечают) .
Воспитатель : Поскольку вода жидкая , может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха » .
Воспитатель : Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду) . Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей) .
Правильно, вода ничем не пахнет , значит она не имеет … (чего) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса » .
Воспитатель : Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода ? (Ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (Вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ) . И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего ? (Вкуса) .
Опыт 4. «Вода бесцветная » .
Воспитатель : Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха , не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода ? (Ответы детей) .
Воспитатель : Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой) .
– Какого цвета молоко? (Белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей) .
– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей) .
– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей) .
А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей, (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (Вода не имеет цвета , она бесцветная) .
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Физминутка : игра «Тучка» .
Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки, а ветерок нас закружит (кружатся) .
В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.
Мы будем весело шагать (шагают на месте)
И улыбаться (показывают руками на улыбку) .
Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)
И наклоняться (наклон) .
Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)
И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных) .
Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)
И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .
– Вам понравилась игра?
– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч) .
– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)
– А хотите узнать тайну дождя.
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.
– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.
– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой) . И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый? (Сильный) .
– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной» . Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.
– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.
Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица : 1-е – что мы узнали : вода жидкость , её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.
Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки : Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.
Попрощаемся с гостями. До свидание.
И идём в группу пить сок .
МБДОУ №42 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.
Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе: Тема: «Цветные лоскутки»
Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.
для слушателей РМО воспитателей младшей и средней групп ДОУ Центрального района.
Тема: Познавательно –исследовательская деятельность «Цветные лоскутки» (лексическая тема «Одежда»)
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей с ОНР в процессе исследовательской деятельности на материале темы «Одежда»
Задачи:
Речевое развитие: Формирование элементарных представлений о свойствах ткани. Обогащение и систематизация представлений по теме «Одежда». Формировать навыки диалогической речи.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними.
Познавательное развитие: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Стимулирование у детей процесс познания и вовлечение их в совместную исследовательскую деятельность. Развитие мышления, познавательных способности в играх с тканью.
Художественно-эстетическое развитие: способствовать получению эмоционального отклика на предлагаемые ситуации, упражнения, игры, беседы на тему.
Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.
Оборудование: Платок для игры 1 шт. Кукла, одетая в бумажную одежду. Коробка-Матрешка. Разные лоскутки ткани 20/20 по количеству детей. 1 лоскут прозрачной ткани. Теплый утюг, гладильная доска. Тазики по количеству детей. Сушилка 1 шт, прищепки по количеству детей.
Предварительная работа:
— расширение и конкретизация представлений об одежде, ее названии и назначении.
Формы работы: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.
Организация детских видов деятельности:
— коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, с другими детьми);
— игровая деятельность;
— двигательная деятельность
Активизация словаря:
одежда, шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;
Ход образовательной деятельности
Действия воспитателя | Содержание | Действия детей |
Ситуация 1. Цель: мотивация детей на образовательную деятельность. Выполнение движений руками в соответствии с текстом. Речь с движениями. | ||
1.1Обращает внимание на гостей. Предлагает поздороваться. Обращается к детям.
— Ребята, посмотрите, что же спрятано у меня в ладошках. Это моя улыбка.(дует) Я вам дарю свою улыбку и желаю хорошего настроения. А давайте подарим свои улыбки нашим гостям. 1.2.Предлагает поиграть и движения повторять |
Речь с движениями Раз, два, три Кто же спрятался внутри Посмотрите не зевайте Поскорее отвечайте …….(Алеша) Вы одежду назовите И о ней нам расскажите. Одежда: шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка; |
1.1Дети стоят в кругу. В ладонях «спрятана улыбка». Дарят улыбку.
1.2.Выполняют действия в соответствии текста. Показывают или отвечают на вопрос. |
Результат: дети заинтересованы в выполнении игровых действий, выполняют движения, согласовывая их с текстом | ||
Ситуация 2. Цель:Формирование навыка диалогической речи и формирование первичных представлений о ткани и одежде и с понятием ткань. | ||
2.1. Обращается к детям
Ребята, а кого я спрятала сейчас? (кукла) А что на ней надето?(платье) А из чего оно сделано?(бумаги) А у нас одежда из чего? (из ткани) А ткань разная бывает или одинаковая? Не знаете? А нам, наверное, Матрешка поможет. Интересно, что она сегодня для нас приготовила? Предлагает достатьиз матрешки разные виды ткани. Влад, какая у тебя ткань? (по цвету, плотности, мягкая, прозрачностии.т.д). Карина, а у тебя какая ткань? |
кукла платье бумага ткань В Матрешке спрятаны разные лоскуткиткани. ткань на ощупь: шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, толстая, тонкая; ткань прозрачная, непрозрачная ткань по расцветки: в горох, клетку, в полоску ……. |
2.1. Отвечают на вопросы.
Дети по очереди вытаскивают по одному лоскутку ткани, называют отличительные особенности каждой ткани. Отвечают на вопросы. |
Результат: Дети осваивают навыки диалогической речи. Имеют представления о видах ткани. | ||
Ситуация 3. Цель: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. | ||
3.1.
Воспитатель достает прозрачный лоскуток ткани из матрешки. Предлагает поиграть в прятки с лоскутками ткани. Дети прячутся за ткань. Я вас не вижу через лоскуток ткани. А вы меня видите? (Да) 3.2. -Ребята, а давайте теперь спрячем лоскуток ткани в ладошке и сожмем кулачек. А теперь достаньте лоскуток и посмотрите на него, что с ним произошло? Ткань помялась. (Да) Стала мятая. 3.3. Давайте попробуем разгладить ткань ладошками. Получилось разгладить? А чем можно разгладить? (утюгом). Ребята утюгом могут пользоваться только взрослые. (Внести в группу теплый утюг и разгладить мятую ткань). У меня есть утюг. Утюгом могут пользоваться только взрослые, потому что он горячий, и вы можете обжечься. Гладит утюгом ткань. Ткань разгладилась с помощью утюга Какая стала ткань? (гладкая разглаженная) 3.4. -Ребята, а хотите посмотреть, что будет с тканью, если я отпущу ее в воду? Давайте подойдем к тазикам с водой. Воспитатель вместе с детьми отпускает ткань в воду. Что стало с тканью? Она стала мокрой. Давайте поднимем и посмотрим, как стекает вода с ткани. Давайте отожмем воду. Вот так. А если ткань повесить на веревку и закрепить ее прищепкой оставить на время, кто знает, что с ней произойдет? (она высохнет) |
Опыт №1
«Прозрачная и не прозрачная ткань»
Вывод: У меня прозрачная ткань, так как через нее все видно. А если через ткань ничего не видно, то она не прозрачная. Опыт №2 «Ткань мнется» Вывод: Если ткань сжимать в руках она мнется. Опыт№3 «Ткань можно гладить» Вывод: Если ткань мятая, ее можно разгладить утюгом. Опыт№4 «Ткань намокает» 1)опускаем 2)поднимаем3)отжимаем |
Высказывают своё желание действовать, выполняют действия. Дети самостоятельно экспериментируют с тканью прячут ее в кулачке. Пытаются разгладить без помощи утюга. Делают вывод. (дети смотрят). |
Результат: Дети выполняют действия опытов, делают вывод с помощью воспитателя | ||
Ситуация 4. Цель: Подведение итогов выполнения работы, мотивация на смену деятельности. | ||
4.1Ребята, что на нас надето?
Из чего сделана наша одежда? Какая бывает ткань?(шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, тонкая, толстая., прозрачная и не прозрачная) А что мы с тканью делали? (мяли, мочили, гладили, сушили). Теперь мы много знаем о ткани из которой сшита наша одежда. Предлагает навести порядок в группе и собираться на прогулку. |
4.1.Отвечают на вопросы: | |
Результат: Дети освоили навыки диалогической речи. Дети анализируют свою деятельность, мотивированы на смену деятельности |
Организация: МБДОУ детский сад № 50
Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид деятельности : познавательно-исследовательская.
Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.
Задачи :
Обучающая:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающая:
- развивать навыки проведения первых опытов;
- развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
- развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
- воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.
Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).
Технологии, используемые педагогом в занятии:
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
2. Игровые технологии:
– игровые задания и упражнения.
3. Здоровьесберегающие технологии:
– музыкальная пауза;
– подвижная игра.
4. Мультимедийные технологии:
– показ презентации.
Ход занятия:
Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!».
– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Руку правую подали,
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли. И поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку ),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
Капелька: «Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель: И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!» (Правда, ребята )
Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.
Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).
Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.
Читаю стихотворение Н. Рыжовой
(стихотворение сопровождается показом презентации)
Воспитатель: Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли) , нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да ). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре ). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля ). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).
Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?
Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.
Опыт 1. «Вода – жидкость».
Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?
Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают ).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду ). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей ).
Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).
Опыт 4. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей ).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).
– Какого цвета молоко? (белого ). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей ).
– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой ). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей ).
– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей ).
А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей ), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная ).
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Физминутка: игра «Тучка».
Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).
В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.
Мы будем весело шагать (шагают на месте )
И улыбаться (показывают руками на улыбку ).
Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем )
И наклоняться (наклон).
Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой )
И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных ).
Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание )
И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .
– Вам понравилась игра?
– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч ).
– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет. )
– А хотите узнать тайну дождя.
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.
– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие ), потому что в них нет ни капельки воды.
– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой ). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный ).
– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.
– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.
Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.
Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши ) в детский сад возвратились.
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.
Попрощаемся с гостями. До свидание.
И идём в группу пить сок.
Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. Поставлены задачи: Образовательные, Развивающие, Воспитательные.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Гномики»
« В гости к воде ».
Воспитатель:
Афанасьева Л.В.
Москва, 2015 г
Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд.
Задачи:
Образовательные:
Расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;
Формирование умения определять температуру воды опытным путем;
Овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;
Обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.
Развивающие:
Развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;
Развитие зрительного и слухового восприятия, речевой активности.
Воспитательные:
Воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.
Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, мутная, бесцветная, опыты.
Предшествующая работа:
Наблюдения за водой;
Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
Оборудование:
- два таза (красный и синий);
- игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей) ;
- баночки с гуашью (по количеству детей) ;
- стаканы пластиковые (по количеству детей) ;
- сито;
- большой таз;
- медальки для награждения детей;
- флажки разных цветов на столах для опытов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о чем то, очень интересном. Давайте внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды») .
Что это, ребята, как вы думаете?
Дети: Вода!
Воспитатель: Вы угадали, конечно же - это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Ответы детей: готовим еду, моем посуду, умываемся и т. д.) Вы все верно сказали, а теперь послушайте стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Вот ребята, как нам необходима вода. И сейчас мы будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.
(проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)
Воспитатель: Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?
Дети: (Трогают руками и определяют.) В красном тазу - вода теплая, а в синем тазу - холодная вода.
Воспитатель: Скажите, ребята, какая бывает вода?
Дети: Теплая, холодная.
Воспитатель: А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили. Ой, ребята, я, кажется, что-то слышу, кажется, к нам кто-то идет?
(Появляется Незнайка, руки у него грязные.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешил, так спешил, что упал по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно помочь Незнайке.
Дети: Ему нужно помыть руки водой.
Незнайка: Водой? А я и не знал.
Воспитатель: Да, Незнайка, ты очень многого еще не знаешь. Мы с ребятами разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.
Незнайка: Я согласен!
Воспитатель: Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой. Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки? (Да) А почему они видны?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Скажите, какого она цвета?
Дети: У нее нет цвета.
Воспитатель: Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.
Незнайка: Ой, а мои - то руки не видны!
Воспитатель: Ребята, а почему руки Незнайки не видны в тазу?
Дети: Вода грязная стала.
Воспитатель: А руки у Незнайки какие?
Дети: Чистые.
Воспитатель: Да, Незнайка руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.
Воспитатель: А давайте поиграем вместе с Незнайкой.
Дидактическая игра «Спрячь игрушку»
Посмотрите у меня банка с водой и игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети, куда я спрятала игрушку?
Дети: В банку с водой.
Воспитатель: А почему вы так быстро нашли игрушку?
Дети: Вода прозрачная и игрушка видна.
Воспитатель: Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны?
Дети: Сделать воду грязной.
Воспитатель: Давайте проверим? А Незнайка будет искать наши игрушки. Отворачивайся Незнайка.
Воспитатель: Давайте пройдем к столу с желтым флажком. Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Незнайка ищи игрушки. Почему Незнайка не может найти игрушки?
Дети: Вода грязная, непрозрачная.
Воспитатель: Ну, Незнайка, раз ты не смог найти игрушки, будешь с нами играть.
Физкультминутка «Дождик»:
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Еще один прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка
А потом, потом, потом 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.
Воспитатель : Незнайка, как ты думаешь, хороший из ребят дождь получились?
Незнайка: Конечно же, замечательный!
Воспитатель: Ребята, давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито, я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?
Дети: В нем дырочки и вода вылилась в таз.
Воспитатель: Значит, вода льется.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на столе два стакана, в одном из них вода, мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. И Незнайка тоже будет переливать воду. Все переливаем так, чтобы вода не проливалась. Запомни Незнайка, что вода может литься.
Воспитатель: Ой, Незнайка, ты очень плохо перелил воду, много воды разлил, а воду нужно беречь, не растрачивать ее зря. Давай Незнайка, вместе с ребятами послушай стихотворение «Берегите воду! ».
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Незнайка: Теперь - то я знаю, что воду нужно беречь.
Воспитатель: Вот видите, как хорошо мы проделали все опыты и даже Незнайка узнал о свойствах воды. Давайте их повторим.
Дети: Вода бывает холодной, теплой и горячей; она прозрачная, бесцветная, льется.
Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?
Незнайка: Да, спасибо вам ребята, а за ваши хорошо проделанные опыты, я награждаю вас орденами «Знаек». (Награждение детей орденами) Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.