Познавательно исследовательская деятельность познание средняя группа. Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Татьяна Березина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : Познавательно-исследовательская .

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет) ;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивающая :

Развивать навыки проведения первых опытов;

Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;

Развивать у детей познавательный интерес , самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная :

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе .

Воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой, практический (опыты, словесный (беседа) .

Технологии, используемые педагогом в занятии :

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми :

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии :

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровье сберегающие технологии :

– музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии :

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем :

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель : А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит :

Капелька : «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель : И сказала я в ответ :

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель : Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане) .

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода .

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(Стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель : Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода ? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают) .

Дети : Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (Чтобы они росли, нужна рыбам; для чего? (Они там живут – это их дом) .

Воспитатель : Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да) . Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию» , но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей : на самолете, поезде, автобусе, машине, воздушном шаре). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля) . Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость » .

Воспитатель : Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой) . Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся , а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель : Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод : потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (Дети отвечают) .

Воспитатель : Поскольку вода жидкая , может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха » .

Воспитатель : Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду) . Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей) .

Правильно, вода ничем не пахнет , значит она не имеет … (чего) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса » .

Воспитатель : Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода ? (Ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (Вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ) . И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего ? (Вкуса) .

Опыт 4. «Вода бесцветная » .

Воспитатель : Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха , не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой) .

– Какого цвета молоко? (Белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей) .

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей) .

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей) .

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей, (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (Вода не имеет цвета , она бесцветная) .

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка : игра «Тучка» .

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки, а ветерок нас закружит (кружатся) .

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте)

И улыбаться (показывают руками на улыбку) .

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)

И наклоняться (наклон) .

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных) .

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч) .

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой) . И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый? (Сильный) .

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной» . Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица : 1-е – что мы узнали : вода жидкость , её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки : Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок .

МБДОУ №42 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе: Тема: «Цветные лоскутки»

Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.

для слушателей РМО воспитателей младшей и средней групп ДОУ Центрального района.

Тема: Познавательно –исследовательская деятельность «Цветные лоскутки» (лексическая тема «Одежда»)

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей с ОНР в процессе исследовательской деятельности на материале темы «Одежда»

Задачи:

Речевое развитие: Формирование элементарных представлений о свойствах ткани. Обогащение и систематизация представлений по теме «Одежда». Формировать навыки диалогической речи.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними.

Познавательное развитие: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Стимулирование у детей процесс познания и вовлечение их в совместную исследовательскую деятельность. Развитие мышления, познавательных способности в играх с тканью.

Художественно-эстетическое развитие: способствовать получению эмоционального отклика на предлагаемые ситуации, упражнения, игры, беседы на тему.

Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Оборудование: Платок для игры 1 шт. Кукла, одетая в бумажную одежду. Коробка-Матрешка. Разные лоскутки ткани 20/20 по количеству детей. 1 лоскут прозрачной ткани. Теплый утюг, гладильная доска. Тазики по количеству детей. Сушилка 1 шт, прищепки по количеству детей.

Предварительная работа:

расширение и конкретизация представлений об одежде, ее названии и назначении.

Формы работы: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Организация детских видов деятельности:

коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, с другими детьми);

игровая деятельность;

двигательная деятельность

Активизация словаря:

одежда, шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя Содержание Действия детей
Ситуация 1. Цель: мотивация детей на образовательную деятельность. Выполнение движений руками в соответствии с текстом. Речь с движениями.
1.1Обращает внимание на гостей. Предлагает поздороваться. Обращается к детям.

— Ребята, посмотрите, что же спрятано у меня в ладошках. Это моя улыбка.(дует) Я вам дарю свою улыбку и желаю хорошего настроения. А давайте подарим свои улыбки нашим гостям.

1.2.Предлагает поиграть и движения повторять

Речь с движениями

Раз, два, три

Кто же спрятался внутри

Посмотрите не зевайте

Поскорее отвечайте

…….(Алеша)

Вы одежду назовите

И о ней нам расскажите.

Одежда: шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;

1.1Дети стоят в кругу. В ладонях «спрятана улыбка». Дарят улыбку.

1.2.Выполняют действия в соответствии текста.

Показывают или отвечают на вопрос.

Результат: дети заинтересованы в выполнении игровых действий, выполняют движения, согласовывая их с текстом
Ситуация 2. Цель:Формирование навыка диалогической речи и формирование первичных представлений о ткани и одежде и с понятием ткань.
2.1. Обращается к детям

Ребята, а кого я спрятала сейчас? (кукла)

А что на ней надето?(платье)

А из чего оно сделано?(бумаги)

А у нас одежда из чего? (из ткани)

А ткань разная бывает или одинаковая? Не знаете?

А нам, наверное, Матрешка поможет.

Интересно, что она сегодня для нас приготовила?

Предлагает достатьиз матрешки разные виды ткани.

Влад, какая у тебя ткань? (по цвету, плотности, мягкая, прозрачностии.т.д).

Карина, а у тебя какая ткань?

кукла платье бумага ткань

В Матрешке спрятаны разные лоскуткиткани.

ткань на ощупь: шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, толстая, тонкая;

ткань прозрачная, непрозрачная

ткань по расцветки: в горох, клетку, в полоску …….

2.1. Отвечают на вопросы.

Дети по очереди вытаскивают по одному лоскутку ткани, называют отличительные особенности каждой ткани. Отвечают на вопросы.

Результат: Дети осваивают навыки диалогической речи. Имеют представления о видах ткани.
Ситуация 3. Цель: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира.
3.1.

Воспитатель достает прозрачный лоскуток ткани из матрешки.

Предлагает поиграть в прятки с лоскутками ткани. Дети прячутся за ткань.

Я вас не вижу через лоскуток ткани.

А вы меня видите? (Да)

3.2. -Ребята, а давайте теперь спрячем лоскуток ткани в ладошке и сожмем кулачек. А теперь достаньте лоскуток и посмотрите на него, что с ним произошло?

Ткань помялась. (Да)

Стала мятая.

3.3. Давайте попробуем разгладить ткань ладошками. Получилось разгладить?

А чем можно разгладить? (утюгом).

Ребята утюгом могут пользоваться только взрослые. (Внести в группу теплый утюг и разгладить мятую ткань).

У меня есть утюг. Утюгом могут пользоваться только взрослые, потому что он горячий, и вы можете обжечься.

Гладит утюгом ткань.

Ткань разгладилась с помощью утюга

Какая стала ткань? (гладкая разглаженная)

3.4. -Ребята, а хотите посмотреть, что будет с тканью, если я отпущу ее в воду? Давайте подойдем к тазикам с водой.

Воспитатель вместе с детьми отпускает ткань в воду.

Что стало с тканью? Она стала мокрой. Давайте поднимем и посмотрим, как стекает вода с ткани.

Давайте отожмем воду. Вот так.

А если ткань повесить на веревку и закрепить ее прищепкой оставить на время, кто знает, что с ней произойдет? (она высохнет)

Опыт №1 «Прозрачная и не прозрачная ткань»

Вывод: У меня прозрачная ткань, так как через нее все видно. А если через ткань ничего не видно, то она не прозрачная.

Опыт №2 «Ткань мнется»

Вывод: Если ткань сжимать в руках она мнется.

Опыт№3 «Ткань можно гладить»

Вывод: Если ткань мятая, ее можно разгладить утюгом.

Опыт№4 «Ткань намокает»

1)опускаем 2)поднимаем3)отжимаем

Высказывают своё желание действовать, выполняют действия.

Дети самостоятельно экспериментируют с тканью прячут ее в кулачке. Пытаются разгладить без помощи утюга. Делают вывод.

(дети смотрят).

Результат: Дети выполняют действия опытов, делают вывод с помощью воспитателя
Ситуация 4. Цель: Подведение итогов выполнения работы, мотивация на смену деятельности.
4.1Ребята, что на нас надето?

Из чего сделана наша одежда?

Какая бывает ткань?(шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, тонкая, толстая., прозрачная и не прозрачная)

А что мы с тканью делали? (мяли, мочили, гладили, сушили).

Теперь мы много знаем о ткани из которой сшита наша одежда.

Предлагает навести порядок в группе и собираться на прогулку.

4.1.Отвечают на вопросы:
Результат: Дети освоили навыки диалогической речи. Дети анализируют свою деятельность, мотивированы на смену деятельности

Организация: МБДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : познавательно-исследовательская.

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая:

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Развивающая:

  • развивать навыки проведения первых опытов;
  • развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
  • развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
  • воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).

Технологии, используемые педагогом в занятии:

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии:

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровьесберегающие технологии:

– музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии:

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку ),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

Капелька: «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель: И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята )

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).

Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли) , нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да ). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре ). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля ). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают ).

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду ). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей ).

Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).

Опыт 4. «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей ).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого ). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей ).

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой ). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей ).

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей ).

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей ), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная ).

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка: игра «Тучка».

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте )

И улыбаться (показывают руками на улыбку ).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем )

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой )

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных ).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание )

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч ).

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет. )

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие ), потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой ). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный ).

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши ) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок.

Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. Поставлены задачи: Образовательные, Развивающие, Воспитательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Гномики»

« В гости к воде ».

Воспитатель:

Афанасьева Л.В.

Москва, 2015 г

Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд.

Задачи:

Образовательные:

Расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;

Формирование умения определять температуру воды опытным путем;

Овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;

Обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.

Развивающие:

Развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

Развитие зрительного и слухового восприятия, речевой активности.

Воспитательные:

Воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, мутная, бесцветная, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за водой;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.

Оборудование:

  • два таза (красный и синий);
  • игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей) ;
  • баночки с гуашью (по количеству детей) ;
  • стаканы пластиковые (по количеству детей) ;
  • сито;
  • большой таз;
  • медальки для награждения детей;
  • флажки разных цветов на столах для опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о чем то, очень интересном. Давайте внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды») .

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Вода!

Воспитатель: Вы угадали, конечно же - это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Ответы детей: готовим еду, моем посуду, умываемся и т. д.) Вы все верно сказали, а теперь послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

Вот ребята, как нам необходима вода. И сейчас мы будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

(проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Воспитатель: Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?

Дети: (Трогают руками и определяют.) В красном тазу - вода теплая, а в синем тазу - холодная вода.

Воспитатель: Скажите, ребята, какая бывает вода?

Дети: Теплая, холодная.

Воспитатель: А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили. Ой, ребята, я, кажется, что-то слышу, кажется, к нам кто-то идет?

(Появляется Незнайка, руки у него грязные.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешил, так спешил, что упал по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно помочь Незнайке.

Дети: Ему нужно помыть руки водой.

Незнайка: Водой? А я и не знал.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты очень многого еще не знаешь. Мы с ребятами разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.

Незнайка: Я согласен!

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой. Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки? (Да) А почему они видны?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Скажите, какого она цвета?

Дети: У нее нет цвета.

Воспитатель: Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Незнайка: Ой, а мои - то руки не видны!

Воспитатель: Ребята, а почему руки Незнайки не видны в тазу?

Дети: Вода грязная стала.

Воспитатель: А руки у Незнайки какие?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Да, Незнайка руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.

Воспитатель: А давайте поиграем вместе с Незнайкой.

Дидактическая игра «Спрячь игрушку»

Посмотрите у меня банка с водой и игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети, куда я спрятала игрушку?

Дети: В банку с водой.

Воспитатель: А почему вы так быстро нашли игрушку?

Дети: Вода прозрачная и игрушка видна.

Воспитатель: Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны?

Дети: Сделать воду грязной.

Воспитатель: Давайте проверим? А Незнайка будет искать наши игрушки. Отворачивайся Незнайка.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с желтым флажком. Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Незнайка ищи игрушки. Почему Незнайка не может найти игрушки?

Дети: Вода грязная, непрозрачная.

Воспитатель: Ну, Незнайка, раз ты не смог найти игрушки, будешь с нами играть.

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка

А потом, потом, потом 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

Воспитатель : Незнайка, как ты думаешь, хороший из ребят дождь получились?

Незнайка: Конечно же, замечательный!

Воспитатель: Ребята, давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито, я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?

Дети: В нем дырочки и вода вылилась в таз.

Воспитатель: Значит, вода льется.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на столе два стакана, в одном из них вода, мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. И Незнайка тоже будет переливать воду. Все переливаем так, чтобы вода не проливалась. Запомни Незнайка, что вода может литься.

Воспитатель: Ой, Незнайка, ты очень плохо перелил воду, много воды разлил, а воду нужно беречь, не растрачивать ее зря. Давай Незнайка, вместе с ребятами послушай стихотворение «Берегите воду! ».

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Незнайка: Теперь - то я знаю, что воду нужно беречь.

Воспитатель: Вот видите, как хорошо мы проделали все опыты и даже Незнайка узнал о свойствах воды. Давайте их повторим.

Дети: Вода бывает холодной, теплой и горячей; она прозрачная, бесцветная, льется.

Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?

Незнайка: Да, спасибо вам ребята, а за ваши хорошо проделанные опыты, я награждаю вас орденами «Знаек». (Награждение детей орденами) Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.




Рассказать друзьям