Тема. Понятие этикета и этики. Развитие этикета в исторической ретроспективе. История становления и развития этикетных норм.
Цель: рассказать студентам о том, что такое этикет, о значении этикета в жизни общества, обсудить основные правила этикета.
Задачи: 1) образовательная – раскрыть понятие этикета, рассмотреть основные виды этикета, рассказать об истории возникновения этикета в человеческом обществе;
2) развивающая – развивать мышление, грамотную, вежливую речь, умение общаться с ровесниками и взрослыми;
3) воспитательная – прививать правила этикета, воспитывать интерес к изучению правильного с точки зрения этикета поведения.
Оборудование: раб. тетр., лекционный материал, иллюстрации.
Ход уроков
I. Орг. момент
Сообщение темы и целей урока.
Введение в тему.
Этика – это наука, а этикет – это правила поведения. Можно сказать, что этика изучает правила этикета.
Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах этикета.
II. Основная часть (Объяснение нового материала, закрепление)
Лекционный материал
История возникновения этикета
Слово «этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .
Этикет Средневековья
Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии . Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться,снимал шлем или поднимал забрало .
Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу
с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.
Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Этикет в Египте
С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом.
В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .
В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия
и образцового поведения в обществе
.
Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.
Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка:
«Этикет делает королей рабами двора».
Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.
Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Развитие этикета в России
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету .
Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .
Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе .
Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Что такое этикет?
Определение : Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Уважение к человеку - вещь не абстрактная.
История этикета в далёком королевстве
У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был в честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер
, чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.
Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя.
В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня
. Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились и Фридерик увидел совсем другого человека. Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ
.
Этикет в Библии
Уважай и думай о других
– вот главное правило вежливости и воспитанности
.
Об этом говорится и в Священном Писании
: «Возлюби ближнего своего…»
.
Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми - в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.
Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.
Этикет в сказках
Есть у итальянского писателя Джанни Родари
сказка о путешественнике Джованнино Периджорно
.
Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.
А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.
Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.
Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.
Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.
Этикет в стихах
Что такое ЭТИКЕТ
-
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения
?
Как знакомиться
?
Как есть
?
Как звонить
?
Как встать
?
Как сесть
?
Как здороваться со взрослым
?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
| |||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
|
Основы этикета
Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.
С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV-XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII-XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.
С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.
ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)
Тема урока – «Этикет»
Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи урока:
Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;
Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе
Оборудование:
ТСО (компьютер, проектор, экран),
компьютерная презентация «Этикет»,
раздаточный материал «Кроссворд»
тетрадь по ОРКСЭ
Формы и виды деятельности:
беседа, комментированное чтение, устное
высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная
работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока
1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
Проходите, пожалуйста, на свои места.
2.Актуализация знаний (Слайд 1).
Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.
Повторим пройденный материал.
(Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
3. Целеполагание.
Какое ключевое слово получилось? (этикет)
А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)
Сформулируйте цель нашего урока.
Что такое этикет? Дайте определение.
Посмотрим в учебнике на стр. 56
4. Беседа по теме:
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то нет.
Это правила такие поведения,
Когда мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)
(Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».
Слайд 5
Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7
Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)
6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:
(Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»
Почему мы так говорим?
Все ли вам было понятно в его речи?
Что вам показалось смешным?
Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.
7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.
В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.
Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.
8. Этикет за столом.(Слайд 14)
Правила (Слайд 15)
Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”
“Царевна Несмеяна”(Слайд 16)
Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.
Обсуждение просмотренного отрывка.
Что было необычного в поведении мальчика?
Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
А как вы ведете себя за столом?
9. Работа в группах. (Слайд 17)
Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.
10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18
Стихотворение
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
11.Подведение итогов (Слайд 19)
Что такое этикет? Виды этикета.
Какие правила этикета запомнили?
Нужны ли сейчас знания этих правил?
12 . Домашнее задание (Слайд 20)
13. Рефлексия (Слайд 21)
Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…» . На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.
У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.
Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.
Когда учить? Всему свое время
Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.
Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно –
от 1,5 до 5
- В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
- Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
- Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
- Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
- Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
- Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
- К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.
от 5 до 10
Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.
Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.
(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.
- Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
- Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
- Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
- Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
- Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
- Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
- Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».
от 10 и старше
Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.
(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)
- Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
- Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
- Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
- Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
- Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.
Зачем ребенка нужно учить этикету
Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.читаем статью с комментариями и экспериментами
Видео минутка: этикет за столом
Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:
Как правильно сидеть за столом
Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:
Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
(9 голосов : 3.56 из 5 )Знают люди с детских лет,
«Что такое – этикет»…
А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…
Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!
Правила приветствия
Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей
Правила дружбы — Для детей и подростков
Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.
Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!
В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.
Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.
Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.
Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить
С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.
На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.
На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.
В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.
В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.
Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.
Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.
Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.
Как дарить подарки
Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.
Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?
Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:
— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.
— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.
— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.
— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!
— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!
— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.
— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.
— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.
— Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.
— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.
Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!
Урок 1.ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.
Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).
Всегда выполняй эти правила, мой маленький дружок! И сообщи их своим друзьям.
Дружелюбная тетя Свинка.
Урок 2.
ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.
Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли, мой маленький дружок?
Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:
- Этот человек сам умеет себя воспитывать.
Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:
1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.
2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)
3. Веди себя деликатно, по доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людми.
4. Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.
Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожими!
Честная тетя Свинка.
Урок 3.
ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ.
Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научи этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
Воспитанная тетя Свинка.
Урок 4.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.
Локти на стол не клади, только кисти рук.
Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.
Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.
Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.
На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.
СОВЕТЫ ЕДОКАМ.
Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис,макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.
Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.
Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.
Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.
Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.
Смотри также урок 23 "Яйцо на завтрак".
Ну вот, а теперь нам надо с тобой решить
ЗАДАЧУ ДЛЯ ХОЗЯЙКИ.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.
Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.
2. Мысленно на расстоянии 1-2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.
3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.
4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.
Рассаживайтесь, гости дорогие!
Любительница перекусить тетя Свинка.
Урок 5.
ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.
Правила игры
1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.
2. Не радуйся, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Как и во что играть с друзьями.
1.Вежливые прятки.
Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:
- Здравствуй!
- Добрый вечер!
- Всего хорошего!
- Спасибо!..
И водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто из них где находится. Водит тот, кого узнали первым.
2.Вежливые жмурки.
Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.
Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.
3.Игра-соревнование-1.
Расстелите на полу в прихожей или корридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу учавствующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.
4.Игра-соревнование-2.
Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить "домашнюю команду" - папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.
5.Игра-соревнование-3
Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех - победителей и побежденных.
Разыгравшаяся тетя Свинка.
Урок 6.
ПРИНИМАЕМ ГОСТЕЙ.
Если ты хозяин.
Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.
Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.
Постарайся,чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.
Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.
Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.
Пословицы и поговорки.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.
В ногах правды нет.
Гостям дважды радуются: встречая и провожая.
Хозяин весел - гости радостны.
Желанный гость зова не ждет.
Частые пирушки изведут полушки.
Гость часто за шапку берется - не скоро уйдет.
Вслед гостя не употчевать.
Незванный гость хуже татарина.
Гостеприимная тетя Свинка.
Урок 7.
ИДЕМ В ГОСТИ.
Если ты гость
Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.
Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не "ломиться" в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.
Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.
Каким должен быть подарок?
Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу - калькулятор, папе - погремушку, маме - мужской галстук, а дедушке - куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.
Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.
Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-набудь оригинальное - что-нибудь смастери, нарисуй.
Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.
А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы не смотрят", то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.
Любительница погостить тетя Свинка.
КАК ПРОСЛЫТЬ НЕПРИЯТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у тебя каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих?
Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли носом?
Слишком ли громко разговариваешь?
Размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?
Раскачиваешься ли ты на стуле?
Используешь ли ты ноготь мизинца в качестве зубочистки?
Чистишь ли ботинки о штанину брюк?
Хлопаешь ли ты дверью?
Если ты делаешь это, значит, у тебя не так уж мало дурных привычек. И можешь не волноваться, люди обязательно скажут тебе вслед: "Какой неприятный человек!".
Приятная во всех отношениях тетя Свинка
Урок 9.
ВОСПИТАННЫЙ ПЕШЕХОД.
1. Переходить улицу следует по подземным переходам или по специальным пешеходным дорожкам.
2. При этом нужно взглянуть на светофор. При желтом или красном свете переходить улицу нельзя.А если горит зеленый свет, посмотри налево… если там нет никакого движущегося транспорта - смело шагай до середины улицы. Там остановись и посмотри направо. Если и на этот раз нет никаких машин, шагай дальше... Но все же будь внимателен - вдруг появится машина, идущая на поворот, или "скорая" c сиреной и мигалкой. Для пешеходов на светофорах есть и свои сигналы: "красный человечек" - ждите, "зеленый человечек" - идите.
3. Когда на дороге нет перехода, ты можешь переходить ее при двух условиях:
- если дорога хорошо просматривается в обе стороны,
- если расстояние между пешеходом и приближающимся автомобилем не меньше расстояния между тремя фонарными столбами. (Пока машина проедет это расстояние, ты успеешь перейти через дорогу.)
4. Стоящий трамвай следует обходить спереди. (Если обходить его сзади, можно попасть под встречный трамвай или другой транспорт.)
Автобус и троллейбус обходи сзади. (Если обходить спереди, из-за них не видно едущих за ними машин.)
5. Нельзя играть на проезжей части дороги и даже на тротуаре. Никаких футболов-волейболов, бадминтонов-теннисов, никаких скейтбордов-роликов и велосипедов! Играй только во дворах, в парках, на бульварах, где не грозит встреча с машинами.
6. Вне населенных пунктов пешеходы должны идти по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу и в городе, но особенно важно соблюдать это правило, переходя шоссе за городом - ведь здесь машины мчатся гораздо быстрее!
7. При переходе железной дороги будь особенно внимателен!Хотя поезд легче заметить издали, чем автомобиль, но он часто и едет быстрее.А машинисту быстро затормозить, остановить огромный состав почти невозможно.
8. Приближается зима, темнеет рано. Если у тебя еще нет светоотражателя, попроси папу или маму приобрести его и прикрепи к курточке или к школьному рюкзачку.
Тогда, освещенный фарами проезжающей машины, даже в темноте ты будешь хорошо заметен.
Тетя Свинка-милиционер.
Урок 10.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.
Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!
Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуть-чуточку волшебник. Честное сказочное!
Разве не волшебство - на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?
А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить-собрать грузовик? А испечь сладкий-вкусный торт?
Да-а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников не так-то мало!
Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут, кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.
Упражнения для добрых волшебников.
Упражнение 1.
Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.
Упражнение 2.
Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника - теперь он будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравейный терем.
Упражнение 3.
Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.
Упражнение 4.
Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.
Добрая волшебница тетя Свинка.
Урок 11.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ.
Всегда обращай внимание, какого цвета лед. Если зеленоватый и синеватый - значит, его толщина около 10-12 см. Такой все выдержит. Если же лед матово-бледный, с желтизной, то он очень непрочный. Здесь ходить нельзя, можешь провалиться.
Запомни, что опасно передвигаться по льду во время оттепели или когда его занесут снежные сугробы.
Если перейти речку по льду необходимо, а на нем нет проторенной дорожки, для осторожности лед проверяй - сначала а ударь по нему палкой. Если после удара появилась вода - возвращайся, это место надо обходить.
Если все-таки лед затрещал, провалился под ногами и ты в полынье? Не поддавайся панике, не маши руками. На лед надо выбираться в ту сторону, откуда шел, осторожно выползать, широко расставив руки, не наваливаясь. Не пытайся встать на кромку льда. Откатись подальше от полыньи и только на берегу вставай на ноги. Беги быстрее, чтобы согреться и поскорее попасть в теплое место.
А если ты увидел человека, провалившегося под лед? Кричи громче, зови ни помощь. Подходить к полынье нельзя, только подползать, положив под себя что-нибудь вроде доски или лыж. Ни в коем случае не подавай тонущему руку - вместе окажитесь в воде. Надо протянуть ему доску, лыжную палку, веревку. Можно использовать длинный шарф или верхнюю одежду - куртку или пальто.
Человек, попавший в полынью, замерзает, одежда его намокает и тянет на дно, он быстро теряет силы. Поэтому спасающий должен действовать хоть и осторожно, но смело и решительно.
(По кн. И. Овчинникова "Школа безопасности")
Осторожная тетя Свинка.
Урок 12.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Дружелюбная тетя Свинка
Урок 13.
ПРАЗДНИК КРАСОК.
Попробуйте сами создать-нарисовать праздничный город.
Пусть каждый нарисует дом, башню или дворец. Аккуратно вырежьте эти рисунки и наклейте их на один самый большой лист бумаги…Вот и получится у вас город.
Каждый пусть нарисует дерево или цветок. Вырежьте их и наклейте на тот же самый лист. И в вашем сказочном городе по вашему хотению вырастут деревья и цветы.
Теперь нарисуйте всяких-разных зверей и птиц, вырежьте их и приклейте туда же. Так в вашем сказочном городе появятся жители-обитатели, как в самой настоящей, самой волшебной сказке.
А можно нарисовать большой цветок - например, цветик-семицветик. Раскрасить лепестки, на каждом лепесточке с обратной стороны написать добрые слова и пожелания. А потом подарить маме.
Правда, здорово получилось?
Художница волшебница тетя Свинка.
Урок 14.
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ.
На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.
Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя - на другом конце зала, например, - не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.
Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь.
Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).
Воспитанная тетя Свинка
КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ.
Не всем это легко - представляться. Но общение без знакомства невозможно. Так что стеснение придется преодолеть. А чтобы не оказаться в неловком положении, учти, что младшие представляются старшим и что женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого мужчины.
Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как тебя звать" правильным будет ответ "меня зовут... (не звать).
Если ты пришел в гости позже других и увидел среди приглашенных много незнакомых тебе людей - подойди к хозяевам, поздоровайся с ними. Хозяева сами тебя представят.
Представляя гостей, начни с малышей, затем старших и сверстников. Называй имена спокойно и четко. Не стоит при этом добавлять: "это тот самый", "я вам вчера о ней говорил"... Надеюсь, ты понимаешь, почему?
Тетя Свинка, не нуждающаяся в представле
Урок 16.
КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.
1. Прежде всего ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.
2. Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.
3. Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.
4. Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь.Но только не забудь это сделать!
5. Ошиблись номером - ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.
6. Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав: "Простите, я ошибся", положи трубку.
7. Начиная разговор, поприветствуй и представься.
8. Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.
9. Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.
Тетя Свинка - телефонистка.
Урок 17.
ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК.
Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.
Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.
Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.
Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей - прослывешь "сплетником" ("сплетницей").
Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.
Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.
Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.
Приятная собеседница тетя Свинка.
Урок 18.
ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ.
Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.
Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.
Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.
В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прератить разговор, но сделай это без вызова.
Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.
Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.
Вежливая слушательница тетя Свинка.
Урок 19.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.
Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.
Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:
- пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;
- посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;
- находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;
- ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;
- ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.
Поступая таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно расчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.
Тетя Свинка.
Урок 20.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.
При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.
В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
Тетя Свинка-пассажир
Урок 21.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МЕТРО.
Спокойно и осторожно входи на эскалатор, стараясь не подталкивать людей, идущих впереди.
Если около тебя оказался пожилой человек или инвалид, постарайся ему помочь при входе на эскалатор или в вагон.
Не беги по эскалатору.
На эскалаторе следует стоять с правой стороны.
Не прислоняйся к поручням эскалатора и к дверям вагонов электричек.
Входя в вестибюль метро и выходя из него, придерживай двери.
Выполняй эти несложные правила, чтобы обеспечить как свою безопасность, так и окружающих людей.
Тетя Свинка-работница метрополитена.
Урок 22.
В МУЗЕЕ И КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ.
Не мешай другим посетителям - не говори громко; не шаркай ногами по полу; закашлявшись, выйди из зала; не загораживай собою экспонаты.
Не навреди самим экспонатам - не касайся их руками, как бы любопытно не было; не прикасайся и к стеклам витрин.
Вернисаж - это торжественное открытие выставки. И хотя атмосфера на нем непринужденная, громкий смех, суета, посторонние разговоры недопустимы.
Если художник - виновник торжества - тебе знаком, непременно подойди и вырази всое впечатление от выставки. Или просто поблагодари и пожелай успехов.
Тетя Свинка-искусствовед
Урок 23.
СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО...
Яйцо, сваренное вкрутую.
Оно обычно подается в холодном виде, уже очищенным и разрезанным пополам или мелко порубленным. Его едят при помощи ножа и вилки. Если же крутое яйцо подано в скорлупе, то есть его можно так, как тебе удобно (особенно если нет дополнительной посуды, куда складывать скорлупки).
Яйца всмятку (как и в мешочек) подают в горячем виде в специальных рюмочках-подставках, находящихся на блюдце. Верхушку яйца надо срезать чайной ложечкой и, подцепив той же ложечкой, переложить на блюдце. Если у тебя это не получилось, ничего страшного: аккуратно сними пальцами неотлетевшие части скорлупки и положи их на блюдце. Теперь чайной ложечкой вычерпывай полужидкое яйцо.
Яичница-глазунья.
Тебе потребуются: вилка, нож и чайная ложечка с заостренным концом. Слева от тарелки находится вилка, справа - нож (ближе к тарелке) и ложечка (снаружи).
1) Кончиком ложки аккуратненько проткни желток сбоку, поближе к белку, чтобы жидкий желток вытек в ложечку.
2) Съев содержимое ложки, вычерпай остатки желтка и тоже съешь.
Если глазунья состояла из нескольких яиц, повтори пп. 1-2.
3) Оставь ложку на дальнем от себя краю тарелки.
4) Белок сложи пополам при помощи ножа и вилки (потому что тонкий слой плохо цепляется на вилку).
5) Отрезай ножом маленькие кусочки белка и отправляй их в рот при помощи вилки.
Яичница-болтунья (яичная кашка).
Как мелкокрошенное блюдо или суфле едят вилкой и тупым ножом.
Толстый белковый омлет (яичное суфле).
Едят вилкой или десертной ложкой.
Омлет.
Едят при помощи вилки и ножа.
А если ты, дружок, сам захочешь приготовить что-либо из этого, то тебе пригодятся советы Поварешкина "Блюда из яиц".
Великий гурман тетя Свинка.
Урок 24.
В ТЕАТРЕ И КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ.
Посещение театра или концерта можно считать выходом в свет. Поэтому советую тебе не просто одеться, а нарядиться и прихватить с собой туфли.
Приходить в театр или на концерт надо пораньше, чтобы было время и привести себя в порядок, и погулять в фойе.
К своему месту проходят лицом к сидящим. Если при этом ты случайно кого-то задел, обязательно извинись.
Во время спектакля не разговаривай даже шепотом и не ищи случайно оброненную вещь - она никуда не денется до перерыва.
На концерте не подпевай исполнителю, если он об этом специально не просит - все же люди пришли послушать не твое пение:-).
На музыкальных концертах не спеши апплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение: пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.
Цветы, принесенные для актеров, заранее освободи от оберточной бумаги (это не относится к красивой специальной упаковке). Кстати, цветы можно передать, например, через администратора - он всегда в зале. Но договариваться об этом надо до начала концерта или в перерыве.
Тетя Свинка
Урок 25.
В КИНОТЕАТРЕ.
Конечно, кинотеатр - это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила.
Если головной убор мешает сидящим сзади, его снимают не дожидаясь просьбы об этом. И так поступают не только мальчики, но и девочки.
Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.
Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.
Любительница кино тетяСвинка
Урок 27.
ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.
Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не радумывай и дари именно их.
Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.
Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке - цветы нежных тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.
Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.
По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.
Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.
Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.
Хороший вариант - комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.
Подаренные цветы сразу ставять в воду в той комнате, где принимают гостей.
Тетя Свинка-цветовод
Урок 28.
КАК ЕДЯТ ФРУКТЫ.
АНАНАС. Подают нарезанными ломтиками с кожурой. Едят с помощью десертной вилки и ножа, вырезая треугольнички.
АРБУЗ и ДЫНЯ. Подают разрезанными на ломти. Мякоть едят чайной ложкой или с помощью десертной вилки и ножа.
АПЕЛЬСИН. Очень сложно есть за столом.
Первый способ: вымытый апельсин нарезать кружочками; держа кружочек в руке и разорвав кольцо кожуры, выедают мякоть.
Второй способ: полностью очистить апельсин от корки и разделить на дольки, которые можно брать рукой.
БАНАН. Очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой либо десертной вилкой.
ВИНОГРАД. Обрывают с грозди, кладут на свою тарелку и едят по одной ягоде.
ВИШНЯ. Подают с черешками, держа за которые, ягоды съедают. При этом косточку выплевывают на десертную ложку, поднося ее близко к губам. Затем кладут косточку на край блюдца.
ГРЕЙПФРУТ. Подают разрезанным поперек. Съедобная средняя часть очищается ножом от кожуры и посыпается сахарной пудрой. Едят десертной ложкой.
ЗЕМЛЯНИКА. Если подают с чашелистиками, то едят, держа за черешок и обмакивая в сахарную пудру.
Если подают ягоду без чашелистиков, то предварительно посыпают сахарной пудрой целиком и едят чайной ложечком.
ЛИМОН. Нарезают ломтиками. Берут специальной маленькой вилочкой и кладут в чашечку с чаем млм кофе. Ложечкой выдавливают сок, остатки лимона вынимают и кладут на край блюдца.
ЯБЛОКИ. Разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят руками.
ГРУША. Разрезают на 4 части, как и яблоко, но едят с помощью вилки и ножа.
МАНДАРИН. Очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут руками.
ПЕРСИК и СЛИВА. Разрезают пополам, удаляют с помощью ножа и вилки косточку.
АБРИКОС. Едят или как персики, или как вишни.
Тетя Свинка, обожающая фрукты
31.
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
стихи Ирины Горюновой
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В ГОСТЯХ
стихи Ирины Горюновой
Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!
Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом,
А такж