Праздник Ивана Купалы: история и традиции. Праздник Ивана Купала: история, традиции и обычаи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иван Купала в 2019 году отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Это народно-христианский праздник. В православии он называется Рождеством Иоанна Предтечи (полное название - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Это великий церковный праздник. Он посвящен памяти крестителя Иисуса Христа.

История праздника

В языческие времена Иван Купала отмечался в дни летнего солнцестояния. В этот день славяне прославляли бога солнца. После принятия на Руси христианства праздник стал сочетать в себе языческие и православные черты. Вместо бога солнца люди начали прославлять Иоанна Предтечу - крестителя Иисуса Христа.

Иоанн родился в скромной семье священника. До 30 лет он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, питался диким медом и плодами пустынных растений. Иоанн предсказал приход Спасителя. На берегу Иордана пророк устраивал омовения, чтобы избавить людей от грехов и подготовить их к появлению Христа. Иисус пришел к нему и принял таинство Крещения. Правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа казнил Иоанна за то, что он обличил его в незаконном сожительстве с женой брата.

У славянских народов Рождество Иоанна Предтечи именуется праздником Ивана Купалы из-за неверного перевода церковных текстов. После принятия на Руси христианства Креститель с греческого было переведено как «купать». Долгое время Ивана Купалу считали языческим божеством.

Традиции и обряды праздника

Иван Купала имеет церковные и народные традиции празднования. Накануне праздника в церквах служится всенощное бдение. На утрени читается канон Иоанну Предтече.

По народной традиции вечером 6 июля люди собираются на берегах водоемов, устраивают игры, поют народные песни и водят хороводы. Сжигают чучело из соломы, уничтожают купальское деревце. Символом праздника выступает костер. Девушки и парни прыгают через него. На Ивана Купалы принято сжигать в огне старые ненужные вещи.

Молодые девушки гадают на суженого. Они плетут венки из луговых трав и пускают их по воде с зажженной в центре лучиной и свечой. Девушка, чей венок проплывет дальше с горящем огнем, раньше всех выйдет замуж и будет счастлива в браке.

Народные целители в этот день собирают целебные травы.

Древние славяне верили, что в ночь на 7 июля водоемы покидает нечистая сила. Поэтому можно купаться, не опасаясь за свою жизнь.

Приметы и поверья

  • В купальскую ночь небо усеяно звездами - примета хорошего урожая овощей.
  • Если на Ивана Купалы пара прыгнет через костер, не разнимая рук, то их брак будет долгим и счастливым.
  • Тот, кто найдет в купальскую ночь цветок папоротника, обретет счастье, любовь и богатство.
  • Увидеть змею в этот день - к хлопотам.
  • Девушка, которая умоется на рассвете росой, будет красивой и молодой.

Поздравления

    Я с праздником Ивана Купалы тебя поздравляю!
    И в этот древний праздник я тебе желаю
    Большой любви, здоровья и везения в делах,
    Найти куст папоротника весь в цветах.
    И птицу счастья этой ночью желаю я поймать,
    И никогда ее из рук своих не выпускать.

Иван Купала - день летнего солнцеворота, после которого день начинает укорачиваться - древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе - в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании.


Для славян-язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня , теперь празднуется 7 июля .

В начале нового тысячелетия праздник в России стал возрождаться. И ныне, собственно говоря, праздник Ивана Купала - это причудливая смесь Христианских и Языческих традиций - Праздник Огня, Воды, Любви (см. видеоролики в разделе «Празднование Ивана Купала в наше время»).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение, оно является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Кроме того, название праздника увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Taufer , и в Финляндии: фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая».

Купала - не божество

В дохристианские времена не было языческого божества «Купала», оно появилось вследствие недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога и упомянул в Густынской летописи (а это, извините, уже XVII век!) божество «Купала».

Затем это недоразумение было повторено переписчиками, потом ранними исследователями славянской мифологии, а затем уже и научно-популярными и всяческими неоязыческими изданиями.

В качестве «божества», Купала мог появлялся в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, например, в песнях.

Праздник Ивана Купала и церковь

РПЦ неодобрительно относится к этому празднику, и однозначно осуждает языческие («бесовские») игрища в этот день и эту ночь. Но здравомыслящие церковнослужители понимают, что языческие традиции одним словом не перешибешь, да и не было принято в православном христианском опыте выкашивать всё дотла. Ведь в славянском мире, несмотря на многовековую давность христианства, у всех без исключения народностей купальские празднества до сих пор не утратили свое первоначальное значение.

Но за всё время христианства на Руси, некоторые народные традиции церковь старалась наполнять новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. А вот языческую традицию в народе, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы, церковь старается изжить.


Постепенно народная вера, связанная с купальскими празднествами, перешла в круг простонародных суеверий, обряды - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой , огнём и травами . Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название «Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю - с 6 на 7 июля .

По поверьям крестьян в купальскую - самую короткую - ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Вода

Массовое купание на Ивана Купалу - обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.



Огонь

Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Кроме костров, в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, играли в горелки.

Травы

Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром.

Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Кроме того, их употребляли для разжигания любви или, наоборот, для «отсушки».

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Но главным героем растительного мира в этот день становился папоротник. По преданиям, с цветком папоротника, который появляется всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Народные поверья и обычаи

* - В купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому на пороге и на подоконниках следует класть крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

* - В Иванову ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* - Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* - В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


* - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

* - Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

* - В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

* - В Иванову ночь перепрыгивали через костёр в залог здоровья и удачи, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то считалось, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Купальский костёр, огонь

Купальский костёр (купала) - ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей.

В некоторых местах шест с горящим наверху факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним за пределы поселения.



Каждое поселение организовывало свой костёр, а иногда несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика мог заменить парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Центром костра служило дерево с обрубленными сучьями и отрубленной макушкой, или шест, укреплённый в земле. Затем, наподобие новогодней ёлки, на него вешали венки, старые веники, цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь.

В ряде мест был обычай пускать вниз с холмов и возвышенностей горящие колёса, ободы от колёс, смоляные бочки.

Празднование Ивана Купала в наше время

Праздник Ивана Купала - праздник Огня, Воды, Любви

(песня «Эдерлези» из фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича, её перевод исполняет Валерия). Длительность 4:06

Славянский праздник в Саратове

Содружество «Колослава» провело 26 Июня 2010 г. в Саратове Славянский праздник Ивана Купала. Песню «Уж как ночь коротка...» исполняет группа «Колоход». Длительность 3:05

Самая радостная ночь в июле - ночь на Ивана Купалу. Традиции этого дня и по сей день живы в памяти людей. Чего же остерегались предки в это время и как защищали себя от нечистой силы?

Праздник Ивана Купалы имеет очень древние корни. Его первоначальное языческое название восстановить очень трудно. Когда-то он отмечался 24 июня, но с принятием нового григорианского календаря Купалу стали праздновать 7 июля .

Славянская и христианская история праздника Купалы

Иван Купала в сознании наших предков был приурочен к астрономическому событию, которое, как считали славяне, имело огромную силу и энергетику. Этим событием было летнее солнцестояние. У славян был распространен и сильно развит культ солнца, ведь тепло было жизненно необходимо им для занятий земледелием. Отсюда и другие названия праздника, например, Ярилин день или просто Ярило.

Православная церковь прилагала очень много усилий, чтобы запретить этот праздник, но он настолько полюбился народу, что обряды проводились даже в 19-ом веке. Более того, народные гулянья и фестивали устраивают в некоторых городах и в наши дни.

В православии в это день отмечается рождение Иоанна Предтечи. Таким образом праздник Ивана Купалы постепенно приобрел и христианские черты. Ученые предполагают, что образ Купалы был связан с образом Иоанна Крестителя, и языческое празднование, посвященное Солнцу, которое очень чтили славяне, соединилось в их представлении с другим светлым образом. В то же время, множество верований в низших мифологических существ, таких как русалки, ведьмы, домовые и лешие, подкрепляли значимость и необходимость обрядов. А обряд омовения, принятый в христианстве, был близок и понятен нашим предкам.

Традиции Ивана Купалы

Как считают некоторые ученые, традиции этого праздника в наиболее исторически точном варианте сохранились в Белоруссии. Они во многом живы до сих пор в памяти всех тех народов, которые когда-то были восточными славянами. Народные предания связывают Купалу с тремя силами — это огонь, вода и травы.

Вода. К традиционным верованиям относились, например, прогулки русалок по земле. Считалось, что в летний период они выходили из воды. Для них специально украшали лентами березы, делали качели из их веток. По этой причине старались искупаться на Купалу до темноты. В более теплых, южных регионах, массово купались в реках и озерах, ближе к северу, где прохладнее, могли топить с этой целью бани. Ведь там можно было не переживать, что человек попадет под дурное влияние утопленниц.

Вода имела очень большое обрядовое значение. Интересно, что по сути ночь на Ивана Купалу и сами празднества приходятся не на само 7 июля, а в ночь на этот день, то есть, с 6 по 7 число. А в народном календаре 6 июля назван Аграфеной Купальницей, что явно не просто случайность.

Целый день перед Иваном Купалой занимала подготовка к ночному веселью. Также во многих местах молодежь обливала друг друга мутной водой или грязью, а потом все дружно шли отмываться в реке. Поскольку энергетика этого дня так высока, можно провести заговор на воду для привлечения женской сексуальности.

Огонь. Вторая, не менее важная стихия этого дня. Жгли огромные костры, при этом добывая огонь трением дерева о дерево. Вокруг костров водили хороводы, через них прыгали, очищая себя от возможных недугов и защищая от нечистой силы. Считалось, что женщина или девушка, которая не выйдет к костру и не станет через него прыгать, почти наверняка ведьма. Такую очищающую силу приписывали пламени.

На территории нынешних Белоруссии и Украины молодые девушки и парни прыгали через костры вместе, держась за руки. Это было старинным купальским гаданием на любовь : если руки у молодых разомкнутся, то брак между ними окажется не самым успешным. Если же они вместе преодолели препятствие, то семья из них получится достаточно благополучной и крепкой.

Травы. Не менее важным обрядом считался сбор трав. Верили, что они наделены особенной силой именно в ночь на Ивана Купалу. Поскольку праздник ассоциировался с расцветом лета и самыми теплыми днями, считалось, что и растения находятся в самом соку. На Купалу начинается сбор целительных трав, в это время настаивают лекарственные настои, сушат и заготавливают под них сырье.

Самое известное народное поверье на Купалу — конечно, цветение папоротника в эту ночь. В природе папоротник не цветет, но народная молва упрямо утверждает: счастливец мог заполучить загадочный цветок, и тогда тот дарует ему волшебную силу. Цветок папоротника в силах указать на клад, научить ведовству, одарить силами, но для этого его необходимо было успеть сорвать его в полночь.

На Купалу сильны и другие травы. Например, отгоняющие злых духов полынь и крапива. Во многих деревнях их рвали и втыкали возле окон, порогов и дверей, чтобы нечистая сила не пробралась в дом. А из красивых и ярких цветов плели венки.

Крайне важной традицией было поминание предков. Иногда для этого девушки собирались вместе и под песни и толокли ячмень. Впоследствии за день до Ивана Купалы из него делали кашу, которой кормили нищих и делили между собой и семьей. Иногда от подобной складчины отказывались, и семья делала такое кушанье только на себя. Называлось оно обетной кашей.

И в 20-ом веке Купалу помнят и нередко отмечают. Особенно положительно влияет возросшая энергетика трав на составление всевозможных настоев или, к примеру, тонизирующего сбора . Поэтому если у вас есть дача, на которой растут чистотел, мята, ромашка или другие полезные травки, не пропускайте Купалу 7 июля. И не забывайте нажимать на кнопки и

Купальская ночь считается самой мистической в году и превосходит по количеству обрядов многие другие праздники. С помощью традиционных ритуалов в это время можно изменить свою жизнь к лучшему.

Русская православная церковь 7 июля 2017 года празднует Рождество Иоанна Предтечи . Многие церковные празднества впитали в себя неканонические устои и ритуалы, уходящие корнями в язычество. Ночь на Ивана Купалу — не исключение: это время буквально пропитано мистической составляющей. Поверье гласит о могущественной силе этой ночи, а древние славянские обычаи живы и по сей день.

Ночь на Ивана Купалу

Наши прародители превозносили этот день, посвящая его Солнцу, воде и огню. Славянский Бог — Купала, олицетворяющий собой бесконечную энергию в союзе с солнечным светом, — помогал обрести любовь, процветание , крепкое здоровье и богатый урожай. В языческие времена празднование приходилось на самый долгий день в году. Однако после крещения Руси данное торжество приурочили к Рождеству Иоанна Крестителя.

Традиции этого дня не ушли бесследно. До XX века русские люди свято верили в могущественную силу Иванова дня и проводили всевозможные обряды , привлекающие благополучие. В угоду современному миру мы отошли от достояния предков, а ведь именно славяне славились энергетическим балансом и гармоничными отношениями с природой. Обращаясь к древним ритуалам, они черпали силы, удачу и счастье, что помогало им выносить любые удары судьбы, отпугивать несчастья, опасности и жить созвучно воле Высших сил.

Поверья и приметы в ночь на Ивана Купалу

В этот день принято наблюдать за погодными условиями: если в Иванов день на землю обрушится дождь, стоит ждать засухи. А если в ночное время суток весь небосвод будет осыпан звездами, лето подарит щедрый урожай.

В этот праздник славяне избегали змей и мест, где они могут обитать. Увидеть змею — весь год страдать от напастей, болезней и зла.

Юные девы и замужние женщины отправлялись на сбор лекарственных растений . Если получалось набрать тринадцать видов различных трав — это означало, что в скором будущем в семье будет свадьба.

Главным атрибутом празднования является огонь и вода. Поверье гласит, что в ночь на Ивана Купалу водная стихия соединяется с огненной, подобно двум возлюбленным, которых разлучили при жизни. По поверьям, в этот день Солнце играло свадьбу языческого Бога Купалы и его суженой Костромы. Это трагическая история любви, в которой разделенные возлюбленные вновь воссоединялись всего на одну ночь и помогали одиноким людям найти свое счастье.

По поверьям, в ночь на Иванов день просыпалась разная нечисть и рыскала в поисках того, что было оставлено без присмотра. Поэтому люди старались не оставаться в одиночестве, а вокруг домов разводили костры, чтобы отпугнуть темную силу. Животных старались надежно спрятать.

В таинственную ночь с 6 на 7 июля границы между мирами становятся слабее. Прародители верили, что растения и животные в это время общаются между собой на человеческом языке. Люди слышат шепот умерших предков, которые не могут найти себе место. А деревья в лесу и окрестностях меняют свое местоположение.

Согласно древним легендам, в купальную ночь происходит шабаш нечисти на Лысой горе, а ведьма, которая отбилась от своих, может нанести непоправимый вред всему живому. Поэтому в древности люди осыпали пороги своих домов пеплом с кострищ. Считалось, что так можно отпугнуть нечистую силу .

Обычаи и ритуалы на Ивана Купалу

Костры в ночь на Ивана Купалу обладали очищающей силой. Главный обряд с использованием огня — это прыжок через кострище. Перед прыжком люди загадывали желание. Считалось, что чем быстрее перепрыгнешь, тем скорее мечта воплотится в жизнь. Желающих исполнить данный ритуал было много. Некоторым это давалась с непосильным трудом, однако огонь мог не только исполнить желание , но и очистить организм от дурного влияния, зла, порчи и болезней.

Спать в эту мистическую ночь было дурным занятием по ряду причин. Одна из них гласила: первый, кто найдет утреннюю росу и прикоснется к ней — обретет здоровье, нечеловеческую красоту и любовь.

Любого понравившегося человека можно было окатить грязной водой или землей — это сулило счастье, успех и благополучие. Ведь чем больше раз искупаешься за день и ночь, тем больше радостных событий произойдет с тобой в году.

Любое гулянье не обходилось без создания чучела, символизирующего собой божество Купалу. Обычно созданием куклы занимались молодые юноши и девушки. Вокруг чучела танцевали, водили хороводы и громко пели песни. Один из молодых людей должен был случайно толкнуть Купалу, чтобы тот коснулся земли и «умер». Девицы начинали плакать о погибшем боге. После этого куклу несли на погребальный костер и сжигали. Данный обряд служил открытием купальской ночи и был очень почитаем среди людей.

Люди бросали в костер одежду, в которой недавно переболели или пережили несчастье. Считалось, что вместе с вещами сгорают все болезни, беды и горести. В основном этим занимались родители, чтобы смыть с детей свои грехи и сделать их жизнь счастливой и светлой.

Пороги домов устилались крапивой. Данный обряд помогал защитить свой дом от злого вмешательства и потусторонних сил.

Девушки, желающие заполучить внимание избранника, совершали набеги на ржаные поля. Считалось, что обежав поле три раза, можно получить возможность явиться возлюбленному во сне, и наутро молодой человек проснется привороженным к той девушке, которая совершала ритуал.

Купание в водоемах и реках оказывало положительное влияние на человека в ночь на Ивана Купалу . Однако такое занятие было опасным. Славяне верили, что в это время у водяного были именины. Обладая ужасным характером, этот водный житель мог утащить каждого, кто лез в воду и портил ему праздник.

Ночь на Ивана Купалу — мистическое время, пропитанное традициями, поверьями и различными ритуалами, которые сохранились и по сей день. Многие задаются вопросом, можно ли найти цветущий папоротник . Как гласит старинная легенда, папоротник в купальскую ночь действительно набирает огненный цвет, который обладает могущественной силой и способностью исполнить любое желание. Попробуйте испытать удачу, а мы желаем вам отличного настроения, чудесного праздника, и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый год 7 июля отмечается один из самых любимых народных праздников – Ивана Купала, история которого уходит в языческие времена. Существует множество мифов и поверий, связанных с этим праздником. Торжество посвящено расцвету природы и летнему солнцестоянию. С приходом христианства праздник получил новое значение, но и сегодня в нём просматриваются обычаи и традиции древних славян.

История праздника Ивана Купала

Одним из главных божеством у древних славян был Бог Солнца. Почитали его в день летнего солнцестояния, который приходился на 24 июля по старому стилю, или 7 июля — по новому. Наши предки верили, что в этот день вода вступает в союз с огнём. Именно поэтому многие ритуалы праздника связаны с этими двумя стихиями.

В празднике Ивана Купала соединены два элемента: христианский и языческий. Уже с приходом христианства торжество получило название Ивана Купала, которое являлось славянским вариантом имени Иоанн Креститель.

В день летнего солнцестояния древние славяне восхваляли самый продолжительный день в году и радовались победе света над тьмой. Первые письменные упоминания о празднике найдены в Лаврентьевской летописи (1068 г.).

Активная подготовка к купальской ночи шла накануне праздника – 6 июля по новому стилю. Этот день в календаре древних славян получил название Аграфена Купальница. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане, на весь год заготавливали банные веники. Девушки и женщины после обеда запрягали лошадей и отправлялись в лес, где ломали молодые ветки березы, липы, ольхи, черемухи, смородины, калины, рябины и др. лиственных растений и деревьев.

Парни набирали в ведра мутную воду из речки и ходили по селению, обливая грязной водой каждого встречного. Особенно доставалось девушкам, которые, желая отомстить, тоже набирали в ведра грязную воду и обливали ею парней. После чего молодежь шла на речку, чтобы искупаться.

В ночь на Ивана Купала было принято жечь костры. По поверьям, вода в это время обретает целебную силу. Чтобы весь год быть здоровым и не болеть, нужно было искупаться в реке, после чего сжечь свою старую одежду в костре и высоко прыгать через пламя, чтобы зарядиться энергией огня.

Утром на Ивана Купала было принято собирать травы и плести венки. Считается, что в это время растения набирают полную силу. Девушки собирали полевые травы и цветы, плели из них венки, которые надевали на голову и ходили так целый день. Если вечером венок оставался на голове девушки и не был украден во время игр, то его вместе с зажженной лучиной или свечой отправляли плавать по реке, загадывая при этом заветное желание. Чем быстрее и дальше уплывёт венок, тем скорее сбудется желание.

Ведуны и знахари в этот день собирали целебные травы и засушивали их на зиму. Ночью собирали росу, которая тоже считалась целебной. Её использовали во многих обрядах и ритуалах. Например, девушки умывали ею лицо, чтобы кожа была гладкой и красивой, также росой умывали больных, чтобы они скорее пошли на поправку.

Ночью было принято собирать «лунные растения», самым популярным из которых является папоротник. Молодежь отправлялась на поиски цветка папоротника. По поверьям, цветёт папоротник буквально мгновение в ночь на Ивана Купала. Сорвать его очень трудно, т. к. его охраняет нечистая сила. Но тот, кто сможет это сделать, приобретет необычные возможности. Человек начнёт обладать даром ясновидения, сможет понимать язык животных и с лёгкостью находить клады, закопанные глубоко в земле. С помощью цветка можно открывать любые замки и запоры, достаточно приложить его к ним.

Чтобы сорвать папоротник, нужно разослать возле растения священную скатерть, очертить вокруг себя священным ножом круг и, читая специальный заговор, дожидаться полуночи. Нечисть всячески пытается отвлечь человека, окликает его голосами близких людей. Если обернуться и ответить на отклик, то можно лишиться жизни. Сорвав цветок, нужно спрятать его за пазухой и бежать без оглядки домой.

Ивана Купала – христианский или языческий праздник?

В церковном календаре 7 июля выпадает празднование рождения Иоанна Предтечи – крестителя Господнего. Ничего общего между Ивана Купала и Иоанном Предтечей нет. В языческой Руси день летнего солнцестояния имел название Купала, но с приходом христианства праздник получил названия Ивана (от Иоанна) Купала. Несмотря на то, что церковь разделяет два этих праздника и признает только христианский – рождение Иоанна Предтечи, Ивана Купала и сегодня пользуется большой популярностью. Люди продолжают 7 июля поклоняться силам природы и просить у них хороший урожай. Во многих местах нашей страны принято жечь костры и прыгать через них, плести венки и собирать целебные травы.

Уголь из купальских костров раньше было принято забирать домой. Считалось, что он будет оберегать жилище от всего дурного. Знахари в купальские костры, кроме дров, бросали сбор из разных трав, а потом перемешивали пепел и уголь, используя полученную смесь в разных обрядах.

Видео: документальный фильм «В ночь на Ивана Купала»



Рассказать друзьям