Праздники и развлечения на руси. Русские народные праздники

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Весенне-летние праздники и обряды

Зимние праздники и обряды

Межсезонные обряды и обычаи

Осенние праздники и обряды

Аграфена Купальница (Купальщица)

1. День памяти святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции известна как Агрипина купальница, поскольку день ее памяти приходился на канун праздника Ивана Купалы и осмыслялся как день подготовки к нему.
2. Народное название трав, собираемых в ночь на Ивана Купалу.

Благовещение

Великий двунадесятый праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.

Богослужения Великого четверга

Чистый четверг

Богослужения Великого четверга - утреня, литургия и всенощная четверга Страстной недели, которые пронизывает воспоминание о событиях дня, предшествовавшего страданиям и распятию Иисуса Христа. Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой был установлен обряд евхаристии - причащения, омовение Христом ног ученикам, заветы Спасителя, оставленные ученикам, его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великий пост

В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.

Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.

Вербное воскресенье

Атрибут празднования Вербного воскресения, последнего перед Пасхой, когда верба освящалась в храме или на церковном дворе. В народе вербу наделяли магической силой, способностью передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.

Вербное воскресенье

Воскресенье на шестой неделе Великого поста перед праздником Пасхи.

Церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. В христианских храмах освящают пальмовые ветви деревьев (у православных - вербу). Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия.

Вождение стрелы/сулы

Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение.

Обряд, который "замыкал" весну и "отмыкал" лето. Был приурочен к Егорьеву дню, пасхальной неделе или Вознесению. Включал ритуальное захоронение женщинами стрелы (сулы) в защитных и репродуктивных целях.

Вознесение

Сороковой день после Пасхи (конец мая - начало июня)

Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне. Отмечается на сороковой день после Пасхи, когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета

Вытирание огня

Чистый четверг

Ритуал добывания "живого" огня путем трения двух кусков дерева друг о друга в ситуациях бедствия (падежа скота, неурожая, эпидемии). В качестве календарного ритуала проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый добытый трением.

Герасим-Грачевник

По церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Этот праздник в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе в этот день избавлялись в доме от кикиморы.

Магические действия в последний день жатвы, означавшие завершение уборки урожая и приуроченная к ним праздничная трапеза. Самый распространенный обряд был "завивания бороды" - последних несжатых колосьев и ритуально магические действия с серпами. Обряд должен был обеспечить плодородящую силу земли.

Дожиночный сноп

Сноп из последних сжатых в поле колосьев - атрибут дожиночной обрядности. Срезание снопа сопровождалось рядом ритуальных действий и запретов. Сноп обряжали в женскую одежду, использовали для гаданий, ставили под иконы и хранили до Покрова Богородицы, затем скармливали скоту, чтобы уберечь его от зимней бескормицы.

Духов день

Первый понедельник после Троицы

Праздновался в начале недели Всех Святых. Утверждает божественную сущность Святого Духа и его единство с другими ипостасями Святой Троицы. В этот день крестьяне славили землю - именинницу, совершали обходы полей "кормили земельку", отдавая ей часть трапезы.

Егорьев день

Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. Весенний установлен церковью в день, когда, по преданию, Святому Георгию отсекли голову. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота.

Магические действия накануне или в день начала сева. Наиболее подходили для начала ритуального сева день пророка Иеремии (Еремея Запрягальника). День засевок считался праздничным, сопровождался молебнами и праздничными трапезами.

Ивановские травы

Травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор которых входит в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы. По поверью они отличаются особой колдовской силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Ивана Купалу, засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и скота.

Игры и забавы с яйцами

Пасхальная неделя и Фомино воскресенье (Красная горка)

Развлечения сельской молодежи с использованием яиц: катание яиц с бугорков и деревянных лотков, сбивание мячом и т.д. Эти игры восходят к древним земледельческим обрядам.

Ильин день

День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.

В период от Пасхи до Троицы

Праздничное развлечение детей и молодежи в период от Пасхи до Троицы. Большие качели сооружали для гуляний на пасхальной неделе. Качание на качелях - это отголосок древнего магического действия, призванного стимулировать рост посевов.

Кликание/закликание весны

В зависимости от местных условий совершается 1/14 марта (Евдокия- Плющиха), 4/17 марта (Герасим-Грачевник), 9/22 марта (сороки), 25 марта/7 апреля Благовещенье, 23 апреля/6 мая (Егорьев день), 9/22 мая (Николин день), а также в отдельные дни Великого поста.

Обряд был связан с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. Сопровождался пением закличек, действиями с жаворонками (ржаным печеньем) и очистительными обрядами. Главными участниками обряда были дети и девушки.

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Крещение и похороны кукушки

В период от Вознесения (сороковой день после Пасхи) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи)

1. Аграрно-магический девичий и женский обряд с "кукушкой" - это травяной или тряпичной куклой в виде женской фигуры, птицы или украшенного деревца. Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой.
2. Ритуальная трапеза, хоровод, молодежное гуляние в период весеннее - летних праздников. Обычно устраивались в Вознесенье (конец мая - начало июня) и в Петров день (29 июня/12 июля).

Кузьма и Демьян

Народное название дней памяти святых Космы и Дамиана. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага.

Пасхальный обрядовый хлеб с обычаем его освящения, угощения и раздачей верующим на пасху. Этот обычай уходит корнями в языческие времена. Разговление после поста начиналось с поедания кулича. Остатки от кулича использовали при гаданиях об урожае и приплоде скота.

Кумление (посестримство)

В период от Пасхи до Духова дня

Обычай установления духовного родства на определенное время между представительницами женского пола, не имеющими детей, с клятвенным обещанием дружбы и взаимопомощи. Кумление сопровождалось завиванием березок, обменом магическими вещами и подарками, ритуальной трапезой. Обряд обычно совершали на Пасху, день Иоанна Богослова, Николин день, Вознесение и Духов день.

Купальская ночь

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, самая короткая ночь в году. По народным поверьям это ночь разгула нечистой силы, лучшее время для порчи посевов и домашнего скота. В купальскую ночь собирали колдовские и лекарственные травы, совершали очистительные обряды.

Купальский костер

Ритуальный костер во время молодежных гуляний в Иванову ночь. Обязательным было перепрыгивание поодиночке или парами через огонь в залог здоровья и удачи. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Обрядовое печенье в форме лестницы. Выпекается на Вознесение (сороковой день после Пасхи) и в день памяти Иоанна Лествичника. По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

Магия пасхальной заутрени

Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту.

Моргосье

В период с третьей недели после Пасхи до Троицы

Праздник молодых замужних женщин, имеющих детей, с совместными тайными трапезами в лесу или на берегу водоемов. Обычай корнями уходит в глубокую древность и связан с поклонением божеству растительности.

Неделя жен мироносиц

Третье воскресенье и четвертая неделя после Пасхи

Праздник посвящен Женам-Мироносицам, первым свидетельницам воскресения Иисуса Христа. У русских известен как "бабий праздник" с женскими гуляньями и трапезами, на юге России - с обрядами кумления девушек и похоронами кукушки.

Никита Водопол

День памяти преподобного Никиты. Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.

Окликание Егория

Обрядовый обход дворов накануне или в сам Егорьев день в Костромской губернии. "Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие.

Олена-льняница

Народное название христианского праздника в память о святых Константине и его матери Елене. Важный этап в сельскохозяйственном календаре, когда заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен, коноплю, овес и гречиху, сажать огурцы. Сопровождался магическими обрядами в полях при посеве льна.

Параскева

20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая).

Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.

Пасхальная неделя

Первая неделя после праздника Пасхи

Праздничная неделя после Пасхи (Светлая Седмица), с ежедневными богослужениями, возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном. Вся неделя сопровождалась гуляниями молодежи, качанием на качелях, спортивными играми, угощениями, христосованием с родными и знакомыми. Особенно торжественно отмечалась вторая половина пасхальной недели.

Пасхальные молебны

Пасхальная неделя

Обычай обхода домов прихожан крестным ходом во главе со священником, служением молебнов и поздравлениями. В благодарность хозяева одаривали священника деньгами, угощением и горстью зерна, после чего "вся нечисть сходит с дома".

Первый выгон скота

Первый весенний выгон скота на пастбище, обычно приуроченный к Егорьеву дню. Сопровождался традиционными обрядами до восхода или на восходе солнца: троекратным обходом и ритуальным кормлением скота, одариванием пастуха, молитвами.

Первый спас

Народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу- Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам и освящение воды. В этот день происходили массовые гулянья, купания людей и скота и всюду отдавалась дань воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мед. Народная традиция связывала первый спас с проводами лета.

Петров день

Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве.

Похороны Костромы

Воскресенье Всесвятской недели или в Духов день

Завершает троицко-семитские праздники, отсюда ритуалы проводов - похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или парень в женской одежде. Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми.

Преображение (Яблочный Спас)

Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.

Преполовение

Середина четвертой недели после Пасхи

Праздник в половине периода в пятьдесят дней, отделяющих Пасху от Троицы. В этот день православная церковь вспоминает наставления Христа о значении спасения, принесенного им людям. Совершается малое водосвятие, после чего вода считается целебной. Праздник преимущественно женский.

Проводы (похороны) русалок

Воскресенье русальной недели

Праздник символического изгнания русалок в поля за деревню подальше от человеческого жилья. Русалок изображали ряженые в образах устрашающей нечестии, чучело в "бабьем" наряде или в образе ряженого коня.

Радуница

На десятый день после Пасхи, реже в первое воскресенье после Пасхи (Фомино воскресенье)

День поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. По народным представлениям в этот день мертвые встают из могил, разговляются после Великого поста, радуются, что дети о них помнят. Генетически праздник восходит к культу предков.

Русальная неделя

1. Демонологический персонаж мифологии восточных славян. По народным представлениям русалками становились умершие до замужества девушки, самоубийцы и некрещеные младенцы. Известны русалки в образе молодой прекрасной девушки с рыбьим хвостом или безобразной нечесаной нечисти. Во всех случаях русалок опасались и избегали встречи с ними.
2. В некоторых губерниях России русалками называли колдуний и ведьм, которые летают на помеле.

Русальная неделя

Неделя перед Троицей

По народному поверью это время пребывания русалок на земле, когда они могут вступить с человеком во вредоносный контакт. Была полна очистительными обрядами, сопровождалась гуляньями, хороводами, играми ряженых, трапезами. В русальную неделю существовал запрет на женские работы - прядение, ткачество, отбеливание холстов. Последний день русальной недели назывался русальным или крапивным заговеньем

Весна-лето-осень

Общедеревенский праздник с трапезой - складчиной в южных и западных губерниях России. Приурочивался к престольным и заветным праздникам. В эти дни производились ритуальные действия с восковой свечой, которая изготовлялась из воска, собранного со всех дворов. Каждый год на нее налепляли новые куски, со временем она могла весить до пяти пудов. Свечу хранили по очереди в семьях.

Семик (Зеленые Святки)

Седьмой четверг после Пасхи

1. Праздник за три дня до Троицы. Открывал комплекс Троицких празднеств, знаменовал окончание весны и предвестие лета. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
2. Украшенная троицкая березка или антропоморфное чучело, с которым молодежь обходила дома в семик.

Народное название церковного дня памяти Сорока мучеников - христиан, которые под пытками иноверцев - язычников пошли на смерть, но не отреклись от своей веры. Особое значение этому дню придавала его близость к весеннему равноденствию - одной из ключевых точек календарного года. По народным представлениям на Сороки сорок птиц на крыльях приносили весну. В этот день из теста выпекали птичек и с ними дети закликали весну.

Средокрестие

Среда (или четверг) на четвертой недели Великого поста.

В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли "Средокрестной", когда пост "переламывался" пополам. В этот день пекли печенье в форме крестов, которое должно было воздействовать на будущий урожай, здоровье людей и скота, благополучное окончание полевых работ.

Страстная неделя

Последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе.

Церковь вспоминает страдание Иисуса Христа и предписывает верующим особенно строгое воздержание, покаяние и причастие. С понедельника начиналась подготовка к Пасхе. Особенно много обрядов приходилось на Чистый четверг. В это время по весеннему украшали вербой помещения, приготовляли и освящали в церкви куличи, творожную пасху и крашеные яйца.

Третий Спас

Народное название церковного праздника в честь перенесения в Константинополь из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в 944 году. В третий Спас происходили ярмарки, где торговали холстами. К нему же приурочивались дожинки и сеянье озимой ржи.

На пятидесятый день после Пасхи

Великий двунадесятый праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.

Троицкая (семицкая) березка

Троицкая неделя

Срубленное березовое дерево, главный атрибут троицко-семитских обрядов. Ее вырубали, завивали и украшали, ставили в домах, оставляли в полях. Эти действия должны были повлиять на будущий урожай, а молодых женщин наделить потомством.

Троицкая суббота

В канун праздника Троицы

Один из четырех общерусских дней поминовения умерших, когда церковь поминает всех от века умерших православных христиан, а прихожане - своих усопших родственников. В этот день посещали и украшали зеленью могилы, общались с душами покойных, устраивали ритуальные трапезы.

Троицкий венок

Троицкая неделя

Ритуальный девичий венок из свежей зелени и цветов, атрибут участников Троицких обрядов и гуляний. Их носили на голове, или вешали на шею, по ним девушки гадали о будущем замужестве. Троицкие венки хранили и использовали как обереги и лекарственные средства.

Тужилки по Масленице

Один из дней первой недели Великого поста

Отдельные проявления масленичных увеселений как сожаление об ушедшей Масленице. В это день пекли "туженники" - хлебцы из остатков блинного теста, устраивали кулачные бои, катались с ледяных гор, пекли постные блины, ходили ряжеными.

Успение Богородицы

Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви. Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в память о ее вознесении. Широко праздновался в народе. По времени совпадал с завершением жатвы хлебов и сопровождался многими жатвенными обрядами. В этот день проходили проводы лета, в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете.

Федор Стратилат

День памяти святого великомученика Феодора Стратилата. В русской традиции известен под именем "колодезник": если в этот день рыть колодцы вода в них будет "и чиста, пьяна". С этого дня крестьяне начинали пропалывать сорняки и вывозить в поле навоз.

Флор и Лавр

День памяти святых мучеников Флора и Лавра. В народе святые считались покровителями лошадей, в этот день отмечали конский праздник, лошадей не использовали для работы, купали и кормили "в полную сыть". Совершали молебны от падежа и для приплода скота.

Четверговая свеча

Чистый четверг

Свеча, зажигаемая в церкви в чистый четверг Страстной недели (последней недели Великого поста) в знак любви верующих к Спасителю. Огонь этой свечи считался святым, с ним обходили все уголки дома и двора, поджигали дрова в печи, благославляли молодых.

Чистый четверг (Великий четверг)

Четверг на Страстной неделе

Церковь в этот день вспоминает Тайную вечерю в первый день Иудеской Пасхи. В народе воспринимался как день духовного и физического очищения в пограничный период между Великим постом и Пасхой. В этот день поминали усопших, строго воздерживались от скоромной пищи, очищали дома и дворы от мусора и грязи, мылись в бане.

Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Занимает центральное место в пасхальной обрядности. Церковь видит в нем символ гроба Господня, а в красном цвете пасхальных яиц - символ возрождения верующих "кровью Христа". Крашенными яйцами обменивались при христосовании, дарили родным и знакомым. Пасхальному яйцу приписывали магическую силу: исцеление больных, способность потушить пожар, найти пропавшую корову, помочь найти клад

Егорьев день

26 ноября / 9 декабря
Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: в декабре и в мае. Зимний установлен в честь освящения храма св.Георгия в Киеве в 1051 году. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота, один из самых почитаемых святых.

Кликанье мороза

24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Обряд зазывания мороза на трапезу и его угощение ритуальной пищей. Обычно приурочивался к святочному периоду (канун Рождества, Васильев вечер, крещенский сочельник). В некоторых губерниях России обряд совершался на Пасху.

Колядование

Магический святочный обряд, который совершался в рождественский Сочельник, утром в Рождество, в день наступления Нового года или накануне Крещения. Ватаги молодежи ходили по дворам, поздравляли и славили хозяев, требовали и получали дары, а в случях отказа - следовали угрозы, сулившие большие неприятности в семье и хозяйстве.

Святки, дни поминовения усопших

Ритуальная каша из цельных зерен, ягод и меда. Готовилась в канун святочных праздников: Рождество, Новый год, Крещение, дни общего поминовения усопших (родительские дни). Обрядовое значение кутьи обусловлено символикой трех ее составляющих ингредиентов.

Масленица

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.

Николин день

6 / 19 декабря
Праздник православной церкви в память св.Николая Мирликийского (Николая Чудотворца). Этот святой воспринимался в России как покровитель русского народа, крестьянский святой, "мужицкий заступник". Праздновался дважды в году: в декабре и в мае.

Онисим – овчар

День памяти одного из семидесяти апостолов св. Онисима, который в народе считался покровителем овец. В этот день бытовали обычаи "окликать звезды" на небе, чтобы овцы хорошо ягнились, и выставлять на мороз посевное зерно для хорошего урожая.

Рассказывание сказок

Одно из развлечений на Святках в кругу семьи или на молодежных чаепитиях после колядования. Процесс носил отчасти ритуальный характер и был призван магически воздействовать на окружающий мир.

На Святки, на Масленицу

Ритуальное изменение облика людей и особая форма игрового поведения во время календарных праздников, прежде всего на Святках. Рядились также на Масленицу, в Кузьминки, на Русальной неделе, в Семик и Духов день. С языческих времен ряженье наделялось особой магической силой, но постепенно превратилось в игровое времяпровождение молодежи.

24 декабря/6 января - 6/19 января
Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря. Знаменует переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, Новый год (Васильев день), Крещение Господне.

Святочные бесчинства

Форма необычного поведения, отличающаяся от общепринятых норм. Допускалась во время святок, но осуждалась в повседневной жизни. Святочные бесчинства чаще всего совершались в ночь на Новый год и в ночь на Крещение Господне.

Cлавление Христа (Христославление)

25 декабя/ 7 января
Святочный обряд в честь прихода Волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Дети, парни и девушки ходили по дворам с рождественской звездой, славили Христа, поздравляли хозяев с праздником, собирали угощение и деньги.

Сретенье Господне

Двунадесятый праздник православного календаря. Название связано со знаменательной евангельской встречей богомладенца Иисуса Христа с праведником Симеоном в Иерусалимском храме. В народе название осмыслялось как встреча в этот день зимы и лета, с праздником связано много земледельческих примет.

Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект "Народные праздники на Руси"
Дата публикации: 05.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №1 «Ромашка»

села Спасское Приморского края.

Информационно - творческий

«Народные праздники на Руси»

Подготовила: Муратова Марина Анатольевна,

воспитатель Монтессори группы

с. Спасское

Введение

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у

каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России, самые любимые и известные - это, без всякого

сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица,

указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество

Пасхи, весенне-летняя Троица и солнечный радужный день Ивана Купалы.

Все они, кроме Пасхи, взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием,

расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. В праздники людям

особенно ярко присуще своеобразное мировосприятие, чувство полноты

жизни. Все без исключения народные праздники России наполнены

традициями, ритуалами, обрядами.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону

общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год

трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей

воспринимался как нечто священное, противоположное будням -

повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек

должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник

понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным

ценностям общины, ее священной истории. Прежде всего, праздник считался

обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого

возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не

допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных

ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром

мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не

вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой

работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,

колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную

крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для

разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть

веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село

заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками,

богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями,

балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами,

коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни,

дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,

применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного

изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники

включались в единую многоступенчатую последовательность. Они

справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке,

установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с

точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники

великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые

праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного

рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму

капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией,

относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо

деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу,

божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной

культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым

поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам

народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить

свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями

художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности,

даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников –

воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Возраст детей: дети 5 – 7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с

народными праздниками.

Задачи:

Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;

Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и

строилась на основе народного календаря;

Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках,

изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

Методы работы по проекту с детьми:

Наглядные – работа с леп буком, наблюдения, демонстрация реальных

объектов, слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.

Практические – творческие задания, упражнения, моделирование,

художественное творчество

3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно –

5. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы

Методы работы по проекту с родителями:

Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки, ширмы.

Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации,

консультации.

Коллективные: консультации, детско-родительские работы.

Привлечение родителей к проведению праздников.

Новизна: работа по данному проекту увеличить познавательную мотивацию

дошкольников с задержкой психического развития, развить графо-моторные

навыки при выполнении заданий, повысить речевую активность.

Использование в образовательной деятельности и работе с родителями

мультимедийных презентаций, отражает один из главных признаков

современной непосредственной образовательной деятельности, принцип

фасциации (привлекательности).

Практическая значимость проекта: данный материал будет интересен

педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным

праздникам.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширились знания о

народных праздниках, обычаях, обрядах, народной культуре, о том, что жизнь

предков строилась на основе народного календаря.

Продукт: Альбом «Как мы отмечаем праздники».

Этапы:

1. Предварительный:

Мониторинг знаний детей

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2. Основной:

Беседы с детьми, ситуативный разговор, речевые ситуации по теме.

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, хороводные игры.

Чтение художественной литературы.

Выставки детских рисунков и поделок.

3. Заключительный:

Проведение НОД, развлечений, викторин

Мониторинг знаний детей

Составление альбома: «Как мы отмечаем праздники».

Задачи: познакомить детей с древним русским праздником (рождеством,

святками).

Объяснить их происхождение;

Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные

средства выразительности;

Прививать любовь к традиционным праздникам;

Воспитывать национальную гордость, чувство причастности к великому

русскому народу;

Формировать у детей понятие «вера».

Беседы:

- «Волшебный праздник – Новый год», «Рождество Христово», «Святки».

- «Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?».

- «Зимние забавы детей и взрослых».

Рассказ воспитателя:

- «Подарки и поздравления».

- «Зимние святки».

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Разыгрывание

колядования,

народные

«Прялица».

Чтение отрывков из сказки «Щелкунчик», «Сказка о маленькой Ёлочке»,

«Рождество»,

«Рождественская

«Рождественские

песенки»,

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», И.З.Суриков «Зима», Н.А.Некрасов

«Мороз-воевода». Русская народная закличка «Зазимка», д/и «Магазин», «Да

или Нет», «Наша Родина», «Узнай по описанию», «Найди лишнее», с/р игра

«Готовимся к встрече Нового года».

Изготовление

подарочной

«конфеты»,

игрушек, открытки – раскладушки с ёлочкой.

Изготовление рождественской звезды из бумаги.

Изготовление «волшебного сапожка» для гаданий.

Рассматривание иллюстраций в книгах:

«История Нового года»;

«Рождественская звезда»;

«Встречаем Новый год и Рождество всей семьей».

Составление рассказов на тему:

«Новогодние чудеса».

Конструирование ёлочки из бумаги;

Лепка «Снеговик»;

Рисование «Наша нарядная ёлка»;

С/р игра «В магазин за подарками к Новому году».

Взаимодействие с родителями.

Рассказы бабушек: как они отмечали праздник в детстве.

Советы родителям - «Как украсить обычное домашнее печенье».

Испечь детям съедобные игрушки.

Праздник «Рождество Христово»

Праздник «Широкая масленица»

Задачи: продолжать знакомить с русскими народными праздниками.

познакомить

происхождением

древнего

праздника

Масленица,

традициями, идей праздника;

Объяснить детям название праздника, какой смысл несет в себе румяный

поджаристый

олицетворяет

сжигания

соломенного чучела;

эмоциональное

сопереживание

действии,

приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника

Масленице;

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

Учить составлять рассказ по сюжету картины.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

«Масленица – самый весёлый предвесенний праздник»;

Чтение стихов: «Прощай, наша Масленица», «Вот уже зимушка проходит»,

«Масленица».

«Прощенное воскресенье»;

Загадывание и отгадывание загадок, пословицы и поговорки о Масленице.

«Как и из чего делали Обрядовую куклу – Масленица».

Развлечение «Проводы русской зимы»;

Игра – хоровод «Веснянка»;

Русские народные игры: «Гори, гори ясно», «Горшки», «Ручеёк»;

Игры – соревнования «Перетяни канат», «Передай клюшку», «Поезд»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка».

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций по теме;

Лепка «Блины», «Пироги»;

С/р игры: «Мы идём в гости», «К нам пришли гости»;

Д/и «Кузовок», «Неоконченный рассказ»;

Рисование:

«Веселый

праздник»,

«Обрядовая

«Необычное

солнышко».

Взаимодействие с родителями.

Встречаем праздник всей семьей на главной площади нашего города;

Испечь детям блины и приготовить другую вкусную специальную еду;

Поиграть в народные игры.

Праздник «Широкая масленица»

Задачи:

Познакомить с праздником – Пасхой, его значением в жизни наших предков,

с пасхальными натюрмортами;

Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном

творчестве;

Развивать понимание народного праздника;

Познакомить с символом праздника Пасхи – святым яичком.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

1. «Пасха – главный христианский праздник»;

2. «Обычаи праздника»;

3. «Яйцо – символ жизни»;

4. «Праздник – Красная горка».

Чтение стихов: Е.Гончаровой «В день Пасхи», В.Ладыженский «Христос

Воскрес!», А.Майков «Благовест»

Чтение пасхальных песенок;

Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко – ведрышко»;

Знакомство с народными приметами;

Рассказ воспитателя на тему: «Пасхальный стол»;

Роспись яиц;

Игры с пасхальными яйцами.

Самостоятельная деятельность детей.

Изготовление пасхальных открыток, продолжить раскрашивание яиц;

Игры по выбору с пасхальными яйцами;

Рассматривание иллюстраций по теме.

Взаимодействие с родителями.

Накрыть детям пасхальный стол;

Расписать яички;

Рассказать о празднике.

«Пасха – праздник торжества жизни»

Светлана Зубова

старшая группа

подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга» Зубова С. Д.

Цель : развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи : образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа , познакомить с русскими традициями праздников , истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа , развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные - прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа , приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

В.: Ребята, в какой стране мы живем?

Д.: в России.

В.: А как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

В.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть на Руси русский народ . Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки, прадедушки.

В.: Русский народ жил своим трудом : они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий .)

В.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки . А какие русские народные сказки знаете вы , ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

В.: А ещё наш народ очень любил праздники , поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники ?

В.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников . Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы ? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник .

Русский народный праздник Покров . А что это за праздник Покров ? В какое время года этот праздник .

Д.: Высказывают свои версии.

В.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает , что скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки . Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник . Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

В.: Какие вы знаете зимние праздники :

Д. ответы детей.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой , а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В.: Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете ?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья . Назывался этот праздник - Масленица . Веселый и разгульный, длился он целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины , древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили : "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили :"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.

Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.

Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят : «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!» . Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень» .

Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Игра-развлечение «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная .

В : Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа . Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике , об угощении, которое готовилось в этот праздник . Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение - жаворонок) .

Как называется эта птица? (ответы детей) . А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник , посвященный жаворонку. 22 марта - «Сороки» . Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций : воины Древней Руси ) . Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ , и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» , с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.


Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

В :А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок» .

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком» .


В.:Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки» ? Что символизирует жаворонок? Что пекли хозяйки в честь этого праздника ? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник ? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?



Рассказать друзьям