Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом













1 из 12

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное-большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно. Получив начальные сведения о приемах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!

№ слайда 3

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивание во все времена было любимым занятием рукодельниц. Выполненная своими руками, красивая вышивка легко впишется в любой интерьер и будет прекрасным подарком к любому празднику. Вышивка крестиком – великолепное и самое популярное рукоделие. Вышивки смотрятся эффектно, особенно при идеальном по форме крестиком. Вышивать крестиком – ни с чем несравнимое, увлекательное занятие. Стоит только взять в руки иголку с нитью и Вы уже никогда не бросите это увлекательное занятие. А как приятно, в наше непростое время, отвлечься от повседневных забот и заняться своим любимым делом создания своего неповторимого шедевра. Ничто так не расслабляет и не успокаивает так, как любимый вид рукоделия – вышивка крестиком. Сегодня, вышитое своими руками, изделие, пусть даже не шедевр, приобретает особую ценность.

№ слайда 4

Описание слайда:

История вышивки Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера колорит и собственное видение красоты каждого свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.

№ слайда 5

Описание слайда:

История вышивки В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны.

№ слайда 6

Описание слайда:

История вышивки На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь - ковры, накидки, вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.

№ слайда 7

Описание слайда:

История вышивки В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.

№ слайда 8

Описание слайда:

История вышивки Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

Рукоделие" href="/text/category/rukodelie/" rel="bookmark">рукоделию , книги.

Оборудование: инструменты и приспособления для вышивки, ПК, проектор.

Цель урока:

1. Ознакомить с творчеством различных народов; способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.

2. Раскрыть индивидуальные способности, влияющие на самовоспитание как элемент трудовой деятельности учащихся, качеств аккуратности, усидчивости; воспитывать инициативу и самостоятельность.

3. Дать первичное представление об украшающих контурных швах; ознакомить учащихся с технологией выполнения украшающих контурных швов; научить учащихся выполнять швы «назад иголку», «вперёд иголку», стебельчатый шов.

4. Напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда

План урока:

· Немного истории.

· Классификация вышивки.

· Инструменты и приспособления.

· Практическая работа: приемы вышивки, изготовление образцов.

Межпредметные связи : история.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о возникновении и приемах вышивки.

Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Так и вышивка.

Вышивка - способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.

Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.

В Х - ХII вв. вышивку стали использовать для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов , полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одними из наиболее распространенных видов стали вышивки крестиком, стебельчатым швом, тамбурным и другими.

Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в вышивку входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

Сегодня пойдет речь о самом распространенном стеклянном бисере.

Оказывается, стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад. Легенда рассказывает, что когда-то в очень далекие времена финикийские мореплаватели везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Остановившись ночевать на песчаном берегу, они развели костер и обложили его кусками соды. Утром купцы в золе обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, прозрачен как вода и переливался под лучами солнца. Так было открыто стекло.

Огромный вклад в истории стеклоделия в России оставил. Он изучил свойства стекла и открыл первый в России завод по выпуску бисера и стекла для мозаики.

Из стекла стали делать бусы, которые становились все меньше и меньше, так появился бисер. Его название происходит от арабского слова «бусра», что означает фальшивый жемчуг. Вторая половина 18 века и первая половина 19 столетия были «золотым веком» бисера в России. Чего только из него не делали.

Бусы могут быть знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Ученые полагают, что придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Первые украшения из бисера не были похожи на современные. Величина бусинок варьировалась от трёх до пяти сантиметров, и конечный результат представлял собой довольно увесистое изделие.

Традиции расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существуют не только у нас, но и многих народов.

3. Изучение нового материала.

Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания потребуются весьма несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, линейка или сантиметровая лента, пяльцы.

Напёрсток необходим для предохранения пальцев от прокола. Он может быть металлическим или пластмассовым. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Хорошо подобранный наперсток облегчает и ускоряет вышивание.

Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с загнутыми концами - для обрезания рабочих ниток, надрезания и выдёргивания нитей из ткани, для оформления краев ткани при раскрое, средних размеров - для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток и большие – для раскроя ткани. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения вышитой работы от стягивания. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Круглых пялец желательно иметь в арсенале несколько разных по размеру. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, чтобы избежать деформации вышитого рисунка после снятия ткани с пялец.

Иглы для вышивания. Такие иглы по сравнению с иглами для шитья имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое удлиненное ушко, в которое легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.

Линейка или сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Инструменты и приспособления располагаются справа, а материалы – слева от себя. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Расстояние от глаз до работы – 25 – 30 см.

Нитки для вышивки.

Мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон). Можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими нитками. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.

Бисер – это общее понятие. Он бывает самых различных размеров и цветов. Отличается очень красивыми оттенками цветов – нежными и глубокими. Собственно бисером принято называть мелкие круглые или многогранные слегка сплюснутые бусинки из различного материала – отшлифованного стекла, хрусталя, металла, керамики – с отверстиями для продевания нити. Более крупный бисер называют обычно бусинами. Стеклярус в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной более 3 мм.

Орнамент . Термин происходит от латинского слова “украшение”.

Орнамент - это условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы.

Орнаменты бывают :

· Геометрические (разные геометрические фигуры).

· Растительные, животные, птичьи.

· Человекообразные

· Шрифтовые (знаки, напоминающие восточную письменность).

Композиция : в переводе с латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”.

Композиция - это определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т. е. единое целое.

Большое значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.

В наше время вновь завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток, стекляруса, вызывающие восхищение.

Существует множество приемов вышивки бисером. Но все они основаны на ручных стежках и строчках.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

Шов “вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный, узелки, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская гладь” (односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя гладь.), гобеленовый шов.

Классификация вышивки. Все техники вышивки подразделяют на счетные, т. е. вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом, вышивание по полотну счетной гладью.

4. Физкультминутка. Релаксация.

5. Вопросы для закрепления.

а) какой орнамент изображен на этих рисунках?

б) какие виды стежков вы сегодня узнали?

в) что необходимо для работы?

г) какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе?

6. Практическая работа.

- А теперь начинаем работать. Запаситесь терпением.

Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на своих тканях с учетом выбранных швов. Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:

1. Помогает слабым детям.

3. Проверяет качество выполняемой работы.

7. Заключительный этап.

Подведение итогов работы.

Не рвись владеть ларцами золотыми

И саблями чеканно белыми

Мечтай владеть руками золотыми,

Которые все это сделали!

Выставление оценок.

8. Домашнее задание: продолжить работу над вышивкой.

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы « Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

№ урока 11-12 Дата 11.10. 08 Четверть 1
Тема урока Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Кол-во часов 2
Использование ИКТ Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Общеучебные умения и навыки Ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний.
Специальные умения и навыки Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань.
Тип урока Комбинированный. Приобретение новых знаний.
Триединая дидактическая цель Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств.
Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Методы обучения Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником.
Повторяемый материал Приемы работы с ручными инструментами, цветоведение.
Виды и формы контроля знаний Взаимоконтроль, фронтальный контроль.
Практическая работа Выполнение декоративных швов
Домашнее задание Учебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.

Цель урока:

  1. Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
  2. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
  3. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история.

Ход урока

I. Организационный момент.

5 минут .

II. Проверить знание правил по технике безопасности.

Опрос учащихся. 5 минут.

III. Повторение правила выполнения основных швов

(карточка 1 – Приложение 1 , карточка 2 – Приложение 2 , карточка 3 – Приложение 3 , карточка 4 – Приложение 4 , карточка 5 – Приложение 5) 10 минут.

  • Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
  • Определите соотношение схемы шва и названия шва.
  • Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
  • Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
  • В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
  • Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).

Тема урока: «Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства. Вышивание крестом». Технология 2класс.

Ахметдинова Гульнара Гранитовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Цель: ознакомить детей с технологией выполнения вышивания крестом; расширять знания об истории вышивания разных народов; повторить правила безопасности труда при работе с иглами.

Задачи:

Расширить знания учащихся о шве крест, выполняемый по горизонтали, во вертикали, по диагонали;

    отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;

    закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;

    развивать сноровку, координацию движений;

    прививать аккуратность и терпение в работе;

    развивать мышление;

    способствовать развитию компетенций;

Соблюдать правила техники безопасности;

    воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Планируемые результаты :

Предметные результаты:

Расширить знания учащихся о шве крест;

Закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий.

Метапредметные результаты : (развивающие)

Регулятивные УУД:

Научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

Уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные УУД:

Развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

Находить способы созидательного труда внутри группового общения;

Уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

Воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока : урок-исследование.

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки для вышивки – мулине, пяльцы, канва, плотная ткань, схема рисунков, плакаты.

Учебник: Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология» 2 класс.

Ход урока:

I .Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вопросы на повторение предыдущей темы:

Какую ткань используют для вышивки?

    Зачем ткань натягивают в пяльцах?

    Назовите основные стежки и швы на их основе.

    Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса выши­вания?

Проверка и оценка домашней работы учащихся. Показ лучших работ.

II.Изучение нового материла:

Рассказать учащимся об истории вышитого орнамента, о композиции, раппорте, видах орнамента. Показать, как выполняется шов «крест» и гобеленовый.

Объяснение учителя.

Творчество помогает нам обнаружить скрытые способности, отрешиться на время от будничных проблем, а самое главное –создавать удивительные вещи, которые разнообразят нашу жизнь и делают ее ярче и богаче.

Вышивка - это техника, с помощью которой можно украсить самые разнообразные изделия из различных материалов, придав им совершенно новый вид. Вышивка обильно украшала нижние края постельников, которые свешивались с кроватей, полотенца, скатерти и занавеси, холщовые сарафаны, головные уборы и платки, свадебные и праздничные рубахи.

Множество крестиков разных цветов и оттенков как отдельные элементы мозаики способны сотворить чудо и составить пейзаж, натюрморт или портрет. Существует множество различных видов и техник вышивания.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространены вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Вышивка Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шиться из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображение растений.

У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличается геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.

Для вышивки Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Традиционный крест выполняйте следующим: вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий.

Датский крест выполняется так: сначала вы вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, возвращаетесь. (Показ рисунков)

Вышивкакрестом Выполняется на плотной ткани или канве. Канва – Это специальная т кань для вышивки.

Техника вышивания крестом или полукрестом – одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине прошлого столетия.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. (Показать учащимся выполнение стежков «крест», идущих горизонтально и вертикально и по диагонали)

Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

Во время выполнения практической работы выполняется физминутка.

" Бабочка" . Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте

Какие же материалы и инструменты нам необходимы для вышивки счетными швами:

Материалы:

    Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом;

    Нитки мулине

    Инструменты:

    Наперсток

Безопасные приемы работы.

ИГЛЫ. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом. Не держите иголку в зубах. Нечаянный вдох - и вы можете ее проглотить. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно!

НОЖНИЦЫ. Должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

Практическая работа "Выполнение простого шва крестиком".

III .Закрепление изученного материала

Ответить на вопрос:

1. Приспособление для натягивания ткани? (пяльцы)

2. Специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом? (канва)

3. Нитки, используемые для вышивки? (мулине)

I V .Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

Где в жизни вам это может пригодиться?

Какую оценку, вы бы себе поставили за практическую работу?

V . Домашнее задание

Отработать навыки вышивки простым крестиком. Подготовиться к практической работе. Принести канву, нитки, пяльцы.


Из истории вышивки как вида декоративно-прикладного искусства:

Выполнила:
Учащаяся СШ №27 г.Гродно

1. Немного из истории русской вышивки.
2. Орнамент в вышивке
3. О цвете.
4. Инструменты и приспособления для вышивки.
5. Подготовка к вышивке
6. Перевод рисунка на ткань
С помощью копировальной бумаги.
На «на просвет».
С помощью папиросной бумаги.
7. Рабочее место вышивальщицы.
8. Счётные швы.
9. Шов крест простой
10. Используемая литература

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к
13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды.
Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Орнамент в вышивке

Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.
В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений.
Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художестве нную ценность.
При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.
Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать».
Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.
Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.
Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция.
Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.
Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д.
Для построения орнамента могут быть использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т. д.), а также волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы (листья, цветы, ветви, деревья и т. д.), изображение образов животного мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными.
Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.
Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга и становится частью узора.
Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости, ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина.
Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки.
Во всех, приведённых ниже узорах, сохранилось сходство с растениями того же названия, но цветы и листья приняли новую, идеальную форму. В них нет изъянов, которые можно встретить в природе: сморщенный или поломанный листочек, отвёрнутый лепесток цветка, поломанная или загущённая веточка. Чтобы рассмотреть такую веточку, надо раздвинуть и выпрямить листочки, удалить какую – то их часть. То же делает и художник, создавая узор для вышивки. Чёткие формы цветов и листьев группируются по- новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь замыслу художника. В этих узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой. элементы узора располагаются таким образом, что фон изделия между ними равномерно распределяется и становится частью узора.
Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.

Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов – цветовой гармонией, т. е. согласованностью в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.
Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.
Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от другагаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине - фиолетовым и красным будет пурпурный.Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам, так, чтобы в одну половину вошли тёплые цвета, а в другую – холодные.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого.
Яркость- степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными.
Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середин красного цвета, то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки). Любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.
Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, например, сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков). эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета.
При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположен ы ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.
Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.

Инструменты и приспособления для вышивки.

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.
Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой.
Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при подшивании краёв изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая) применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы.
Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу.
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счётных.
Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань.
Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань
Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.
Подготовка к вышивке
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.
Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке, не связанной со структурой ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется перевод рисунка на ткань.
Перевод рисунка на ткань
Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку или переносят на миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводят на ткань.

A) Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

Ткань, предварительно проглаженную, расстилают на гладкой поверхности (столе, доске), при этом следят, чтобы не было перекоса ткани по нитям основы и утка.
Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками. Под кальку подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор остро отточенным карандашом. Желательно для копирования иметь набор копировальной бумаги различных цветов, тогда для светлых тканей берут тёмную копировальную бумагу (чёрную, синюю, зелёную), для тёмных – светлую (белую, жёлтую).
После того как узор будет переведён, надо вынуть копировальную бумагу, отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после этого снять кальку.
Узоры геометрического характера (для вышивки счётными швами и др.) можно также переводить с помощью копировальной бумаги. Для этого толстой иглой делают проколы миллиметровки и копировальной бумаги по узору в местах пересечений горизонтальных и вертикальных линий клетки.
На ткани получается узор, обозначенный точками.
Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что линии узора не должны быть жирными, иначе ткань и нитки в процессе выполнения вышивки могут загрязниться. Поэтому лучше пользоваться копировальной бумагой, бывшей в употреблении, а новую предварительно протирать сухой ватой или тряпочкой.
b) Перевод рисунка на «просвет».
На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести с помощью подсвечивания. На стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с четким узором, а поверх неё хорошо натянутую ткань. Остро отточенным карандашом обводят узор (рисуют по ткани), который виден сквозь ткань. c)

С)Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги
На сукно, бархат и блестящие ткани узор переводят прометкой через папиросную бумагу, приметывают её к ткани и прошивают мелкими частыми стежками швом вперёд иголку по всему контуру. Затем бумагу срывают.
После выполнения вышивки промётку выдёргивают.

Рабочее место вышивальщицы

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.
Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.

Счётные швы

Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской областей.
Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов.
Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки.
Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в
Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест.
Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.

Шов крест простой

Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние).
Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление.
При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний - во втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки.

Используемая литература:

1. Т. И. Ерёменко «Иголка – волшебница».
Т. И. Ерёменко «Вышивка крестом».
Л. М. Русакова «Мотивы ромба с крючками в узорах сибирских вышивальщиц.» Г. П. Дурасов «Изобразительные мотивы русской народной вышивки».



Рассказать друзьям