Приучение ребенка к труду. Методическая разработка (старшая группа) на тему: Как приучить ребенка к труду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В последнее время эта тема становится все более актуальной. На всех семейных форумах, куда ни посмотри: «Где бы ребенку поработать? Никто не знает, с каких лет можно деточку на работу устраивать?» И апофеоз: «Люди! Кто-нибудь платит детям за домашнюю работу?»

Или вот интересный поворот сюжета: «Как вы считаете, надо ли приучать ребенка к физическому труду?» И дли-и-инная ветка обсуждения.

Мы вспоминаем свое пионерско-комсомольское трудовое прошлое (у кого оно было) - кто с ностальгией, кто с отвращением, более молодое поколение родителей делится опытом выживания в голодные 90-е: «Нас выручал огород. Никто даже не задавался вопросом, хотим или не хотим мы его вскапывать. Это была еда. Пища любой ценой».

А теперь, когда у детей есть почти все, - зачем им работать?

Для чего люди работают

Странный вопрос, скажете вы. Во-первых, для заработка, во-вторых - для социализации, чтобы люди уважали, чтобы статус был приемлемый, чтобы собой гордиться. В-третьих, надо же как-то время убивать, все время балду гонять скучно.

Я провела небольшой опрос среди студентов первого курса университета: из 50 человек работают двое, одна девочка на жизнь зарабатывает, другая - на поездки-развлечения. И все. Стала расспрашивать, как остальные живут, неужели у всех родители олигархи?

Да нет, олигархов в этом конкретном университете днем с огнем не сыскать, обычные семьи, более-менее благополучные. Но дети искренне не желают напрягаться, им легче отказаться от какой-нибудь мечты, чем париться. То есть жить есть где, завтрак-ужин выдают, модный телефон на день рождения раз в году дарят - и на том спасибо. Глаз у них не горит.

Когда говоришь с этими молодыми людьми о будущем, поражает как раз полное отсутствие мечты. Они не хотят ничего, такие квазибуддисты: довольствуйся малым, не зарься на большее - и будет тебе счастье. Карьера? Как-нибудь сложится, пристроимся, мамины-папины друзья помогут, родственников в Москве много…

Мои сверстники, которые сейчас в массе своей руководители и начальники, постоянно жалуются на это явление: приходит наниматься на работу такой выпускник, в глазах тоска, из-под маминой палки доплелся до офиса, папа договорился о собеседовании. «Чего хочешь?» - «Не знаю…» - «Что умеешь делать?» - «Да ничего в общем…» - «Чем хочешь заниматься?» - «Да мне все равно…»

Тут можно подкрутить наш микроскоп, в который разглядываем молодое поколение, и попробовать выделить типы и характеры. А потом и до причин явления и обобщений дело дойдет.

Местные

Я имею в виду москвичей во втором-и-так-далее поколении, чьи родители или пробились к столице в начале 90-х, или уже жили здесь, но в перестройку были вынуждены строить жизнь практически с нуля. Работали на трех работах, меняли специальности, может быть, разорялись и снова богатели. Создавали бизнесы и росли профессионально.

Их дети в это время ходили в частные садики (муниципальные были «перепрофилированы» под офисы фирм), потом в частные школы (из муниципальных дети приходят после обеда, а дома никого нет до ночи), потом поступали в частные вузы (в государственных конкурс, и туда трудно поступить). Детки-конфетки. У родителей к ним смешанные чувства. С одной стороны - кровиночка, наследник, все для него. «Я же работаю, чтобы у тебя все было!» - вопль отчаявшейся матери. С другой - нахлебник, палец о палец не ударит, помощи от него не дождешься, просиживает штаны за компом или целыми днями мотается по бутикам. Сплошное разочарование и позор.

Родителей мотыляет между виной и обидой. Они совершенно растеряны и рассержены одновременно. Ведь они, и правда, все это устраивали ради детей, не ради себя же выдерживаешь 14-часовой рабочий день с двумя неделями отпуска в году. Но почему же такой странный (хотя и вполне предсказуемый) результат?

Совсем в другом положении находятся те семьи, где родителям не удалось оградить детей от тягот молодой самостоятельной жизни. Как показывает практика, там, где детей таскали за собой по командировкам за отцом, давали им посильные задания на дачном участке, пристраивали к работе лет с 14 (вместо того чтобы отправлять в языковые лагеря), и отношения проще и ближе, и дети повеселее смотрят, и родители не мучаются всякими комплексами вины по поводу «отнятого детства».

Потому что детям не нужно беспроблемное детство как в рекламном ролике. Они тоже люди. Им поначалу гораздо интереснее с папой сверлить-чинить, с мамой пироги печь или наоборот - с мамой строить беседку, а с папой готовить плов. В период Возрождения в Европе у детей не было игрушек в нынешнем понимании - нечто для развлечения. А были уменьшенные копии орудий труда, чтобы дети учились жить в современном им обществе.

А чем занимаются наши дети?

Учатся, учатся и еще раз учатся. Английскому, китайскому, логике, риторике, математике. Бальным танцам, тейквондо, фортепиано и флейте. В промежутках мочат монстров или создают фермы «В контакте». И эта бесконечная и в довольно большой степени абсолютно бесполезная и бесплодная учеба преподносится как главный труд и обязанность ребенка.

Родители на форумах всерьез обсуждают проблему: считать ли учебу физическим трудом? Помилуйте, господа, физический труд - это грядки вскапывать «от забора до обеда», мешки грузить, полы мыть, в конце концов. Все эти умственные занятия преподносятся под соусом «мы готовим ребенка к будущей взрослой жизни, приучаем его к труду».

Но эволюционно девятилетка уже достаточно приспособлен для физического и низкоквалифицированного труда, а 12-летний человек вполне в состоянии заменить взрослого у станка, что и было в войну. Самое главное: в этом возрасте настоящая работа интересует любого ребенка гораздо сильнее, чем абстрактная наука.

А трудовые лагеря? Сто человек гормональных подростков на огромных яблонях, как обезьяны, трудовое соревнование, волейбол вечером после работы, танцы с местными ребятами… И куда, скажите на милость, теперь девать летом этих работяг? Опять тратить непомерные суммы на их более или менее осмысленный досуг, вместо того чтобы отправить их зарабатывать деньги.

Между прочим, мы все заработанные деньги отдавали родителям, даже в голову не приходило, что можно их на себя потратить. Хотя некоторым друзьям сами родители потом на эти деньги покупали что-то очень ценное: велосипед или куртку японскую.

Не местные

У них в провинции остались мама с папой, средняя школа, серая жизнь без каких-либо перспектив, потому что те, у кого есть перспективы в родном городе, в Москву не едут. И поначалу им здесь приходится очень несладко, но они очень стараются. Очень. Потому что мосты сожжены и назад дороги нет.

Мне всегда интересно, что же такого говорили и делали их родители, чтобы они выросли такими активными и достигающими целей. Почти в 100% случаев история выглядит следующим образом.

Провинциальный небольшой город, вся инфраструктура завязана на одном-двух предприятиях, большого достатка в семье не было, но родители и не упахивались до звездочек перед глазами. По выходным катались на лыжах или ходили в гости.

Как вариант - папа пил, или его вообще не было, тогда мать работала до изнеможения, и сын решил во что бы то ни стало избавить ее от нужды. Иногда родители влезают в долги, чтобы оплатить чаду поступление в столичный институт, тогда его мотивация на достижения вырастает до неба: кредит доверия надо оплачивать.

И с самого раннего детства ребенку внушалось, что он может достичь многого, если будет усердно трудиться. Сравните с мантрой москвичей: «Главное - попасть в правильный вуз и завязать правильные знакомства». Потом, конечно, эти энергичные и амбициозные товарищи узнают, что не всякий труд вознаграждается, а иногда правильные знакомства важнее, чем профессиональные навыки, но они все равно продолжают сбивать лапками свое масло из сливок.

Не приучение, а принуждение к труду

Я знаю несколько очень грустных историй про детей, которых родители буквально вынуждали устраиваться на работу: постоянными попреками в бесполезности и обременительности их существования в семье. И мальчики, и девочки уходили из дома в слишком юном возрасте, нанимались на тяжелую и унизительную работу, лишь бы не слышать: «Здесь твоего вообще ничего нет! Не заработал пока!»

Ни к чему хорошему столь раннее начало трудовой деятельности не привело. Это сродни сверхраннему отрыву младенца от матери. Он не начинает расти и развиваться быстрее и лучше, наоборот, закукливается и впадает в анабиоз, по-научному - фиксация на возрасте травмы. Эти маленькие работники не получали нужного образования, часто попадали в криминальные истории. Некоторых спасало появление «феи-крестной» в лице сотрудников детской комнаты милиции, воспитателей приюта. Одну мою знакомую девушку спас буквально случайный попутчик, всю ночь в поезде промывавший ей мозги. А ехала она в Москву поступать в публичный дом (интеллигентная девочка, Достоевского начиталась).

Так как приучить чадо к труду? И надо ли этим вообще заниматься?

На мой взгляд, приучить можно домашнее животное к лотку. А человека можно научить чему-то, можно показать ему возможность чего-то, заинтересовать, создать мотивацию. А вот заставляя ребенка мыть посуду, вы приучаете его не к труду, а помогать маме.

Один из моих многочисленных племянников только что произнес для меня прочувственную речь о том, что есть труд. Ему 12 лет, он страшно рукодельный, собирается быть кардиохирургом. «Так вот, - сказал Темий, - труд - это не от слова «трудно». Когда мне интересно, я могу чем-то одним целый день заниматься. Или даже целую неделю. А когда мне скучно - я даже полчаса не могу усидеть. А еще в школе есть предметы дурацкие и никому не нужные, музыка, например, или фонетический разбор слова». «В общем и целом, - подвел итог оратор, - я считаю, что приучать детей к труду не надо. Они сами отлично приучаются, когда есть захотят. Или когда им очень что-то интересно».

И я с ним полностью согласилась.

Вместо заключения

Наш молодой и очень передовой классный руководитель устроил нас на практику в настоящую булочную. И вместо ненавистного отмывания стен в школьном кориоре мы целый месяц сидели за кассой, отпускали хлеб и конфеты, считали на допотопных счетах. Это было просто неописуемо здорово! Вы не представляете, что это был за кайф - надеть чистый белый халат, сесть за кассу, важно говорить: «С вас рубль тринадцать!», а касса звенит тихим звоночком, когда открывается денежный ящик. И все на тебя смотрят и умиляются. Все два твоих рабочих часа.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

5 Comment threads

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Как приучить ребёнка к труду.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.

Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.

Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.

Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.

Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.

Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.

Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.

Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.

Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.

Например.

Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.

Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.

Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.

Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.

Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.

Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.

Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.

Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.

Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:

  1. Родители отведут для него время.
  2. Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
  3. Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
  4. Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
  6. Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
  7. Не забывать благодарить за помощь.
  8. Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
  9. Объяснять значимость труда для семьи.
  10. Доброжелательно указывать на ошибки.
  11. Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
  12. Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
  13. Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.

Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду , это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно .

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием . В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам . Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента .

Другой вариант – элементарная усталость . Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример . Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь . Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.

Когда кроха принимает участие в готовке, то есть это блюдо потом будет с гораздо большим аппетитом. Актуально для родителей малоешек. Больше советов .

  1. Хвалить . Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Что может ребенок

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

В 1,5-2 года:

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Хорошее задание для этого возраста – перебрать горсть из 2 видов крупы. Развивает мелкую моторику, усидчивость, способствует развитию речи.

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

В 3-4 года:

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Моя старшая дочка еще до 5-летнего возраста освоила несколько блюд. Сладкий чай с молоком. Бутерброд с маслом (хлеб порезанный). И вершина кулинарного искусства – омлет с сосисками.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями.

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Кулинарное достижение моего ребенка: почистить, порезать и посолить огурцы. Почистить, потереть морковку.

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из .

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.

В статье повествуется о том, как нужно родителям прививать трудолюбие детям трех-семилетнего возраста.


Никто, кроме тунеядцев, не может жить без труда. Будь то работа на заводе или фабрике, домашнее хозяйство или воспитание детей, открытия в области микробиологии или полеты в космос - везде человек трудится, создает материальные и духовные блага. Поэтому приучать к данному процессу ребенка нужно с раннего детства.

Заметим, что труд для малыша вовсе не то же самое, что для взрослого. Последний своей работой приносит пользу обществу, зарабатывает средства на жизнь. Ребенок же трудится, потому что ему это интересно, а еще потому, что данный процесс для него почти как игра. Этот факт взрослый обязательно должен брать во внимание, когда прививает своему чаду трудолюбие.

Что можно делать детям.

3 года.

Первый вид труда, с которым имеет дело малыш, - самообслуживание. Взрослый учит самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки и лицо, пользоваться носовым платком. Все это происходит постепенно, действия усложняются по мере того, как малыш растет.

Трехлетнему ребенку очень хочется помочь взрослым, но он еще не понимает сути и назначения выполняемых работ. Поэтому может взять веник и поднять в комнате пыль, вместе с сорняками вырывать и культурные растения, высыпать аквариумным рыбкам всю коробку корма и так далее. В таких случаях взрослый должен прийти на помощь, объяснить маленькому труженику что к чему.

Детей этого возраста также нужно приучать убирать за собой игрушки, вытирать пыль с широких листьев комнатных растений, кормить рыбок (но не всем имеющимся в пачке кормом) и других домашних животных.

4-5 лет.

Детишек четырех-пяти лет можно попросить помочь накрыть на стол. Горячие блюда и опасные приборы - такие как вилка и нож - для раздачи детям давать нельзя. Для них посильная работа - разложить ложки, салфетки, поставить хлебницу.

Под присмотром взрослого ребенок может помыть игрушки, вытереть пыль, под краном постирать салфетки, маленькие полотенца или платья для кукол, подклеить книжку, ухаживать за комнатными растениями.

6-7 лет.

Дети в возрасте от шести до семи лет способны оказывать посильную помощь взрослым в уборке квартиры, на даче (участвовать в посадке овощей и цветов, полоть сорняки, собирать ягоды для заготовок), вместе с родителями готовить несложные блюда.

Знакомим детей с трудом взрослых.

Не менее важно для воспитания трудолюбия знакомить малыша с трудом взрослых. Имеется в виду и домашний, и на производстве. Пусть ребенок понаблюдает за тем, как папа вкручивает лампочку, как мама гладит белье, как убирает улицу дворник и тому подобное.

Существуют специальные игры, карточки, пособия, при помощи которых можно познакомить малыша с профессиями взрослых. Следует, в первую очередь, выбирать доступные для понимания ребенка специальности: врач, воспитатель, учитель, кондуктор, строитель, водитель, повар, хлебопек.

Впрочем, если получится доступно рассказать малышу о представителях таких профессий, как менеджер, мерчендайзер, администратор сервисной службы, девелопер, маркетолог и т. п., большого вреда не будет.

Просто в первом случае процесс и результат деятельности малышу воспринимать гораздо проще, чем, скажем, статистику повышения объемов продаж.

Художественная литература и пословицы о труде.

Должны беседовать с ребенком о том, как важно трудиться, как уважают и почитают работящего человека.

Прекрасные примеры награды за трудолюбие описаны в художественной литературе (например, белорусская народная сказка «Легкий хлеб», русская народная сказка «Хаврошечка», В. Одоевский «Мороз Иванович», К. Ушинский «Утренние лучи» и другие).

До наших дней дошли пословицы и поговорки о труде: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Где труд, там и счастье», «Дело мастера боится». Смысл этих и других пословиц и поговорок можно обсудить с детьми в возрасте от пяти до семи лет.

ЕЛЕНА Брежнева
Приучение детей к труду

Консультация для родителей.

Как приучить малыша к труду .

Достаточно рано у ребенка появляется желание делать все «как мама» : подметать, стирать - словом, быть помощником. Одни родители воспринимают это стремление как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться . Другие же полагают, что их чадо еще успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав?

Привычка к труду

Давайте представим такую ситуацию : 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет : «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей!» Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание с 3-4 лет. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки» - настоящий веник, плита, пылесос. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду или постирают белье, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет делать сам. Ведь отказаться от помощи ребенка- это значит оскорбить его человеческое достоинство. Как поступить?

Сейчас самое важное для вас - терпение и такт. Даже если лишь 10 сантиметров пола станут чистыми, подметайте заново, только когда карапуз не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий.

Ребенок чутко реагирует на поведение взрослого. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить : «Разреши я тебе помогу!» .В этом случае мы начинаем учить наше сокровище чувству собственного достоинства.

Увидев, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела.

Обязательно учитывайте возрастные возможности : скажем, 2-летние детки, выполняя задание расставить игрушки, скорее всего, ограничатся двумя-тремя. Если же вам важно, чтобы абсолютно все куклы и солдатики оказались на своих местах, без вашей помощи не обойтись. Поиграйте : расскажите, как одиноко будет зайке ночевать под стулом, как любят карандаши засыпать в своем домике - коробочке. Можно также ввести необычного персонажа, скажем гномика, который наблюдает за тем, что происходит в доме, оставаясь невидимым, и лишь изредка появляется, чтобы похвалить кроху. Эта игрушка должна быть новой для ребенка, она таинственно возникает и исчезает на время. Так уборка станет легкой и радостной.

Сила похвалы

В собственных воспитательных воздействиях следует руководствоваться правилом : не делать за малыша то,что он может сделать сам. А как умеет выполнять дело- видно по полученному результату. Только по результату можно оценить усердие,старательность ребенка. Пожалуй, о том, что детей необходимо хвалить за малейшие успехи, сейчас знают все родители. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Малыш протирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например, сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути » оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда , но и на сам процесс.

Чему бы вы ни обучали ребенка : застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.



Рассказать друзьям