Проблемные дети. В чем или в ком проблема? Проблемный ребенок или я плохая мать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Многие родители сталкиваются с серьёзными проблемами в воспитание ребёнка, когда он вдруг перестаёт слушаться, начинает огрызаться, хулиганить и т. д. Таких детей называют трудными или проблемными. Родители жалуются окружающим, что у них растёт трудный и совершенно неуправляемый ребёнок, задаются вопросом о воспитании проблемных детей, ищут причины в генетике «да он весь в деда!», в характере, самое нелепое, когда родители обвиняют собственных детей в отсутствии воспитания «Почему ты такой невоспитанный?». Ответ на этот вопрос очень прост, невоспитанным ребёнок может быть лишь по одной причине, его не воспитали и не воспитали именно родители. Сразу же нужно сказать, не бывает трудных и проблемных детей, бывает плохое воспитание и неверное поведение родителей. Родители же стремятся переложить всю ответственность на собственных детей, считая, что трудный характер, это нечто врождённое, а плохое поведение – осознанный выбор.

Работа с проблемными детьми начинается с родителей. Большинство родителей уверены, что они всё знают лучше ребёнка, и как жить, и чего хотеть. Они буквально давят малыша собственным авторитетом начиная с младенчества, решая за него даже те вещи, которые кроме самого ребёнка никто знать не может. Существует анекдот, прекрасно изображающий таких родителей.

Ваня! Пора домой!

Я замёрз?

Нет, ты проголодался!

Родители уверены, что знают всё лучше своего ребёнка , проголодался ли он, замёрз, устал, хочет спать или играть, затем, кем он хочет стать в будущем, где учиться и т. д. Чаще всего будущую профессию для ребёнка выбирают ещё в раннем детстве и, в дальнейшем, родители слепо следуют своей мечте, отправляя ребёнка на соответствующие курсы, подбирая ВУЗ и т. д. О чём мечтает сам ребёнок, его никто не спрашивает. Не удивительно, что рано или поздно, ребёнок начинает бунтовать. Некоторые дети стремятся вырваться из-под тотального контроля и авторитета родителей в раннем детстве, некоторые лишь в подростковом возрасте, но в любом случае, ребёнок на которого всё время давят и за которого принимают абсолютно все решения, рано или поздно станет тем самым трудным ребёнком. А родители, непременно, будут лишь удивляться, почему же они, такие заботливые и внимательные, вынуждены интересоваться темой «воспитание проблемных детей».

Другая причина, отсутствие внимания . Родители могут быть слишком заняты, как на работе, так и самими собой, многие родители уверены, что детские проблемы не стоят особого внимания. От взрослых людей можно часто услышать «да какие проблемы могут быть у детей?». Многие родители уверены, будто дети без лишних слов знают, что их любят, но на самом деле это не так. Для детей крайне важен тактильный контакт, который помогает им чувствовать себя увереннее, а внимание необходимо для нормального эмоционального развития. Чтобы привлечь внимание ребёнок идёт на разные хитрости, но однажды он понимает, что лишь один способ работает безотказно – это баловство. Это может показаться парадоксальным, но для ребёнка наказание компенсирует маленькую частичку родительской любви. Подсознательно ребёнок понимает, раз родители его наказывают, значит им, по крайней мере, не всё равно. Вот и готов трудный ребёнок, привлекающий к себе внимание баловством и озорством, а затем, если родители не поменяют своего отношения к нему, и вовсе хулиганством.

Ещё одной причиной, способствующей появлению трудных детей, является неуверенность в себе . Первоначально, дети уверены в том, что они хорошие, не сравнивая себя ни с кем другим. Но родители, всегда находят в своих детях недостатки и несовершенства, которые так хочется исправить. Они раз за разом критикуют ребёнка, указывая на тот или иной, придуманный ими недостаток. Родители – безусловные авторитеты для ребёнка и, если они говорят, что в нём что-то плохо, значит это безо всяких сомнений так и есть. Дети становятся закомплексованными, уверенными, что в них множество недостатков, которые просто необходимо исправлять. Это порождает закрытых, замкнутых детей, с трудом идущих на контакт, или же напротив, агрессивных и стремящихся доказать себе и окружающим, что они самые лучшие, и опять же, трудный ребёнок готов.

Трудных детей создают родители, своими ложными представлениями о воспитании, комплексами, нереализованными мечтами и т. д. Дети же всегда будут стремиться отстоять собственное Я и своё право на выбор, бунтуя, идя наперекор правилам, не подчиняясь.

Воспитание проблемных детей. Что делать?

Важно помнить, что всё, что было заложено в ребёнка до 5 лет, останется с ним на всю оставшуюся жизнь, ведь именно до этого возраста формируется характер и основные социальные навыки. Однако, подавить ребёнка и привить множество комплексов можно в любом возрасте. Чтобы потом не пришлось заниматься воспитанием проблемных детей, необходимо понимать, как вести себя, чтобы ребёнок не начал бунтовать.

Первое и самое главное, что должен понять и осознать родитель , так это то, что ребёнок – это не его собственность и, тем более, не его маленькая копия, которая обязана прожить ту жизнь, о которой мечтал сам родитель и которая ему, по тем или иным причинам не удалась. Родитель наставник и помощник ребёнка в этом мире, но не строгий надзиратель или тоталитарный вождь. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение в семье значимо и уважаемо, что его слова не просо слышат, но к ним прислушиваются. Разумеется, невозможно предоставить малышу или подростку полную свободу выбора, поэтому любой отказ или действие противоречащее мнению ребёнка, родитель должен мотивированно и спокойно объяснять. Детей необходимо баловать, объятия, поцелуи, добрые слова необходимы ребёнку, чтобы почувствовать себя уверенным и твёрдо стоящим на ногах человеком. Детей нельзя критиковать по пустякам. Многие родители глядя на не по годам высокого ребёнка с огорчением говорят «ну куда ж ты так вымахал то?», ребёнок чувствует, что разочаровал родителей, а также что его рост нечто плохое, но исправить этого он никак не может, в итоге так и придётся ему всю жизнь прожить с подсознательным комплексом своего высокого роста. Критиковать нужно очень осторожно и только тогда, когда ситуацию возможно исправить. Также критика должна сопровождаться конкретными действиями, если родителю не нравится почерк ребёнка, нельзя просто сказать «какой ужасный почерк» и с тем и оставить своего ребёнка.

Исправляем ситуацию.

Однако, что делать, если ребёнок уже стал «проблемным»? Воспитание проблемных детей штука очень тонкая, но главное тут понять и принять, это не ребёнок трудный, это вы его сделали таким, своим отношением и воспитанием. Теперь нужно стараться во что бы то ни стало исправлять ситуацию, а раз виноват сам родитель, то и работа с проблемными детьми заключается прежде всего в перевоспитании не ребёнка, а самого себя. Прежде всего важно понять, что явилось причиной того, что ребёнок стал проблемным. Главная ошибка, которую допускают родители столкнувшись с трудным ребёнком, это попытка «выбить» из него плохое поведение, словесными или физическими наказаниями, отстранением от ребёнка, бесконечными упрёками, а также попыткой давить на него, особенно этот метод любят мамы, говоря, что его поведение в могилу её загонит, что она всё время болеет из-за его поведения и, если он срочно не исправится, она непременно умрёт. Этот метод никогда не работает, напротив, ребёнок начинает упираться ещё сильнее. Самое страшное в этом методе, возможность наступления «пророчества», т. е. если мама вдруг на самом деле умирает, то ребёнок на многие годы, а то и на всю жизнь остаётся с тяжелейшим грузом вины, что это из-за него не стало его мамы.

В воспитании проблемных детей нужно как можно меньше строгости и наказаний, напротив, ребёнка необходимо окружить любовью, заботой и пониманием. Если причина в излишнем контроле, стоит лишь немножко отпустить вожжи и спросить у ребёнка, чего же хочет он сам, показать ему, что его мнение важно и отныне к нему будут прислушиваться, как у ребёнка сразу же отпадёт необходимость бунтовать и противостоять. Если имел место дефицит внимания, нужно почаще проводить со своим ребёнком время, брать на руки, обнимать, целовать, показывая то, как он нужен и важен в жизни родителей. Ну а закомплексованных детей нужно почаще хвалить, отмечая как много в ребёнке хорошего. Разумеется, здесь важно не перегнуть палку. Не нужно путать самостоятельность ребёнка со вседозволенностью, захваленный ребёнок разучится относиться к себе критически, а окружённый излишней заботой, вырастет несамостоятельным и капризным. Во всём важна золотая середина. Но главное помнить – ребёнок такой, каким вы его воспитали, поэтому винить его, по меньшей мере нелепо.

Нет такой школы, чтоб в ней не было проблемного ребенка. Конечно, уставшие от постоянных нервотрепок учителя скажут – да в моем классе полно таких оболтусов, которых ничем не проймешь. Однако, на самом деле, проблемный ребенок – это не любой шалопай, который «не хочет учиться, а хочет жениться» и вечно занят тем, что обдумывает план побега с уроков. И даже не тот ребенок, который может нагрубить учителю или ударить сверстника. К сожалению, для детского возраста, особенно переходного, это свойственно.

Проблемный ребенок – это ребенок, который ведет себя неадекватно и не подчиняется почти никаким формам контроля. Это ребенок, чье нервное здоровье находится на грани с болезнью. Причины таких проблем? Их море. Чаще всего, это – неблагополучная семья, неполная семья, домашние проблемы. Также – неудачи в общении со сверстниками. Это может быть также результатом плохой наследственности. Задача учителя, прежде всего, поговорить с родителями и выяснить причины такого поведения. Причем, это задача не только классного руководителя, но и любого учителя. Именно коллектив педагогов имеет силу повлиять на отдельную личность.
Что может вытворять такой ребенок? О самых страшных вещах не будем, ведь если поступок граничит с уголовным делом, то такому ребенку место, в лучшем случае, в исправительной колонии. Наш объект – это дети с большими пробелами, которые не знают, как их решить, и потому обозлены на весь мир. Они могут кричать на учителя, грубить ему, даже унижать. Могут демонстративно подстрекать класс на прогул и настраивать его против учителя. Приструнить такого ребенка почти невозможно – ни заставить сидеть в классе, ни отвечать на вопрос по теме. Остается только терпеть и ссылаться на начальство. Или нет?
в общении с проблемным ребенком не должно быть крайностей. Угрозами, наказаниям, задерживанием после уроков его не проймешь. Сюсюкать тоже крайне опасно - в повышенной доброжелательности ребенок может узреть просто безвольность и сядет на шею окончательно. Конечно, с такими детьми нужно быть строгим учителем – но ни в коем случае, не строже, чем с другими! Если ребенок видит несправедливость, то переносит это очень болезненно. Возможно, золотая середина – это равнодушие? Вовсе нет.
Главная тенденция – не равнодушие, а безразличие. Разница есть. Если ребенок намеренно вызывает учителя на конфликт, лучше просто не реагировать. Если переступает всякие рамки дозволенного - наказывать. Если же просто ведет себя шумно, болтает без умолку – нужно заговорить с ним, перевести его болтовню в шутку или неожиданно для него вывести на тему урока. Тут нужна смекалка и тренировка, но это действует хорошо. Ведь ноги у такого поведения растут от ненужности. Такой ребенок старается обратить на себя внимания. Вот и обратите – но не так, как ему хочется – не кричите и не делайте его центральной фигурой класса. Делайте это в рамках программного материала, чтобы урок смог его заинтересовать. Заинтересованный ребёнок – послушный ребенок, это тождество.
Поэтому, дополнительная задача ваша – пытайтесь делать план урока как можно интереснее, с большим количеством наглядных средств и ссылками на бытовые примеры. Удачи!

Проблемные дети - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется как правило по внешним проявлениям его индивидуально - психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Проблемными, трудными называют детей, которые из-за эмоциональных расстройств или нарушений поведения оказываются трудными для взрослых, часто сам подросток не воспринимает себя проблемным. Поэтому определение и оценка особенностей проблемного ребенка основывается на мнении взрослых, близко знающих его: родителей, учителей.

Одной из основных причин, порождающих затруднения в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так называемые пограничные состояния. Если поведение ребенка заставляет заподозрить у него нервно-психические отклонения, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными).

Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления так называемого алкогольного синдрома плода (возникающего вследствие алкогольной интоксикации на пренатальной стадии развития). К нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития. Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает так называемый гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними - социальными и педагогическими факторами.

Наиболее распространенная причина временных отклонений заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка. В отечественной детской психологии установлено, что индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках последних происходит переход ребенка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психических новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры педагогического воздействия. В такой ситуации критический возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребенка. В этом аспекте особенно значим кризис трех лет, когда формируется самосознание ребенка, что требует иного к нему отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках которого ребенок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие наоборот продолжают относиться к нему как к маленькому.

Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение "трудный возраст" достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.

В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в "воспитательный вакуум", будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании. Большую помощь может оказать в этом семейная психологическая консультация и школьная психологическая служба, где поведение ребенка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определенные меры психотерапевтической коррекции внутрисемейных отношений помогают решить проблему трудного ребенка.Важную роль в поведении ребенка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учебе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.

Нарушение педагогического такта, злоупотребление наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляет возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться устранить их методами индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:

· проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

· проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

· трудности самоотношения, самопонимания;

· трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

· внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;

· стремление избежать давления, правил, норм, требований;

· испытание себя и других;

· поиск границ возможного;

· поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

· отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

· обида на судьбу, конкретных людей;

· переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

· неорганизованность;

· зависимость от других, низкая сила своего «я»;

· трудности в обучении;

· отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

· трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

· отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

· чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети не рождаются проблемными, за исключением случаев, когда имеются врожденные заболевания или патологические изменения физического развития, влияющие на психику. Отношения с родителями, учителями, сверстниками формируются в процессе жизни, воспитания, применения тех или иных методов воздействия на ребенка.

Категории проблемных детей

Чаще всего детей называют проблемными из - за агрессивного поведения, неумения общаться и конструктивно решать проблемы в школе, нежелания учиться и развиваться, проблем с родителями. Также попадают в категорию проблемных гиперактивные, склонные к депрессии, избалованные и одаренные дети. В каждом отдельном случае присутствует комплекс причин, приведших к данному результату.

Причины неадекватного поведения детей

Среди наиболее вероятных и значимых причин неадекватного поведения детей являются родители, так как они находились с ребенком с самого рождения и оказывали наибольшее влияние на характер и психику. Серия ошибок в воспитании, негативный пример взрослых, вмешательство посторонних людей в воспитание создают неблагоприятные условия для развития детской психики. Убедить родителей посмотреть на себя и свое поведение со стороны бывает очень сложно. Но при этом они хотят добиться от ребенка послушания и смирения. Излишний идеализм взрослых мешает принять своих детей и спокойно разобраться в ситуации: родители больше ориентируются на мнение окружающих чем на свою интуицию и здравый смысл. В такой ситуации наиболее верным способом исправить положение будет двусторонняя работа с психологом. Специалист отдельно работает с ребенком – отдельно с родителями. Для контроля практикуются сводные занятия, чтобы наметить план дальнейшей коррекции.

Недостатки школьного воспитания

Другой причиной, по сути усугубляющей первую, является школа. Ребенок проводит в учебном заведении большую часть дня и все это время чувствует себя незащищенным, что усиливает агрессию. Модель поведения, заложенная в семье, не срабатывает в социуме и приходится доказывать свою значимость другими способами – криком, истерикой, дракой, ранним употреблением наркотиков, курением. В школах к проблемным детям отношение стандартное: либо исключение, либо жесткий контроль. Школы, к сожалению, еще не вышли на такой уровень воспитания детей, когда преобладает индивидуальный подход и заинтересованность в каждом ребенке. Проблема увеличивается как снежный ком и конце концов снова возвращается к родителям.

Работают с проблемными детьми психологи и психотерапевты. Основная часть работы приходится на родителей, которые не получили в детстве должного воспитания и внимания. Им легче обвинить в проблеме ребенка или учителей. Они тяжело признают свою неправоту и с трудом меняют мировоззрение. При адекватной реакции родителей на воспитательные мероприятия дети обычно меняются быстрее - это еще одно доказательство, что нельзя прятать проблему и пассивно ждать. При первых признаках непонимания необходимо искать причину проблемы и пути ее решения.



Рассказать друзьям