Проект социальному развитию детей доу. Социально-педагогические проекты в дошкольном учреждении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

средняя группа

Тип проекта : информационно - исследовательский долгосрочный, групповой

Срок проведения: 5 месяцев

Участники: дети, педагоги, родители

Гипотеза : Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Актуальность:

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Ребенок в окружении людей».

Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.

Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей.

Предполагаемый результат: Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».

План реализации проекта:

Подготовительный этап.

Мероприятия

ответственный

1.

Подборка материала по теме проекта

воспитатели
2.

Планирование деятельности по теме

Систематизировать полученный материал

воспитатели
3.

Познакомить родителей с проектом

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

воспитатели

Диагностика социально- нравственного развития детей (Приложение №1)

Выявить уровень социально-нравственного развития

воспитатели

Основной этап

Мероприятия

ответственный

Беседы:

«Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Поведение в общественных местах», «Мои лучшие качества», «Хорошие поступки», «Задушевные посиделки».

Выявить у ребенка отношение в семье, отношения в группе, уточнить поведение, которое считается нормой поведения в социуме, выявить самооценку ребенка.

воспитатели

Занятия: «На чем мы ездим», «Поведение в общественном транспорте», «Как я помогаю взрослым», «Во что я люблю играть», «Я такой», «Наша дружная семья», «Наше настроение», «Наш любимый детский сад»

Развитие социально-личностных качеств: трудолюбие, сопереживание, эмоциональное восприятие, взаимопомощь.

воспитатели

Изодеятельность:

“Я в детском саду”, “Мое настроение”, “Как я дома помогаю”, “Подводное царство»

Развитие умений и навыков, воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.

воспитатели

в течение проекта

Социально – ролевые игры :

«Семья», «Аптека»,

«Кафе», «Магазин», «Автобус», «Детский сад», «Шофер», «Доктор»

Развить сюжет игры, игровой диалог, формировать культуру общения между детьми

воспитатели

в течение проекта

Дидактические игры :

Как избежать неприятностей?

Кто в домике живёт

Найди отличия

Собери картинку

Первая помощь

Профессии

Основы безопасности

Уточнить знания детей о разнообразии профессий

воспитатели

в течение проекта

Слушание сказок:

Как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим

Воспитатели, родители

в течение проекта

Экскурсии:

В костюмерную

В прачечную

Расширить кругозор детей, воспитывать культуру поведения.

воспитатели

Игры на комуникотивно-эмоцианальную сферу: Подвижная игра “Морские волны”, “Большой круг-маленький круг”, “Зеркало”, “Строители” , “Ожерелье”, «День рождение»; Сказкатерапия: «Волшебная история», “Я все смогу”

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы

воспитатели

в течении проекта

Развлечение :

Развитие речи и интеллекта, воспитание выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности.

воспитатели

Рассматривание альбомов:

« Профессии»,

«Правила поведения с незнакомыми людьми»,

« Строение тела»,

«Как вести себя в детском саду», «Первая помощь»

Воспитание чувство ответственности

воспитатели

в течение проекта

Работа с родителями :

Папки- передвижки:

Социально-личностное воспитание.

Учим ребенка общаться.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка

Совместное издание альбома: «Вот я какой» и коробочек «добрых дел»- (для детей)

Пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей

Воспитатели, родители, дети

Встреча с интересными людьми:

Кастеляншей,

Прачкой

Формировать представления о данных профессиях

воспитатели

Мероприятие: «День добрых дел»- родители занимаются ремонтом игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Создание положительной атмосферы и уюта в группе

воспитатели, родители

Заключительный этап

мероприятия

ответственный

Проект-слайд шоу: «Социально-личностное развитие в группе»

воспитатели

Повторная диагностика социально- нравственного развития детей

Выявить изменения

воспитатели

И.Н. Агафонова, канд. психол. наук, доцент, заместитель заведующего ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга

М.В. Михайлова,

Н.А. Князева, заведующий ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга

С.С. Кулькова,

Е.Н. Куликова, воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга

С.П. Салимзянова, музыкальный руководитель ГБДОУ «Детский сад № 55» г. Санкт-Петербурга

И в старом красоту находим - хоть новому принадлежим.

В. Шефнер

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.

В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского) понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта». Отсюда особое значение социализации для поддержания конструктивной стабильности и позитивного развития общества в целом: люди активно воспроизводят то, что усвоено, интериоризировано. Важнейшим компонентом интериоризируемого социального опыта являются социальные ценности, в т. ч. гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека.

В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах.

Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и одними из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников.

Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства (когнитивный, мыслительный компонент) с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмом и т. п.), но и для позитивных эмоциональных переживаний, эмоционального включения (эмоциональный компонент), собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций (поведенческий компонент).

Чем более широкими, многоаспектными и яркими будут эмоциональные переживания детей в процессе подготовки и участия в празднике, чем больше им будет предоставлена возможность активно действовать, взаимодействовать с другими воспитанниками, проявлять себя, тем большим будет включение, принятие, интеграция в национальную культуру, а тем самым и становление национальной и культурной идентичности ребенка.

Другими словами, должны быть активно задействованы эмоциональный и поведенческий компонент интериоризации национальных культурных ценностей.

Наиболее эффективным средством достижения этой цели являются организация и проведение народного праздника в форме партнерского педагогического проектирования. Это форма проектной деятельности, субъектами которой являются два и более педагога, объектом - две и более группы детей, предметом - любая педагогическая задача.

Сущностное отличие партнерского проектирования, с нашей точки зрения, состоит именно в его направленности на несколько групп детей, что создает для них возможность расширения привычного социума, знакомства и взаимодействия с ранее незнакомыми или менее знакомыми сверстниками, возможность интеграции и взаимодействия в большой социальной группе (в отличие от обычной ситуации включенности в собственную детскую группу как малую психологическую группу).

Рассмотрим народный праздник в детском саду как результат партнерского проектирования педагогов и совокупность задач , которые могут быть решены в рамках этой формы работы на примере праздника «Колядки, колядки - собрались ребятки», сценарий которого представлен в приложении.

Данный народный праздник планировался в ДОО как совместная досуговая деятельность с воспитан никами подготовительной и младшей групп. Были определены следующие цели праздника:

  • знакомство с традициями празднования Святок, характерными элементами народной культуры (колядование, ряженье, припевки-колядки, загадки, танцы, гадание), что послужит когнитивной основой становления национальной идентичности детей;
  • обеспечение многоплановой поведенческой активности воспитанников, связанной с народным святочным фольклором, их активное взаимодействие в большой разновозрастной детской группе, что послужит поведенческой основой становления их национальной идентичности;
  • создание условий для получения дошкольниками широкого спектра позитивных эмоций от участия в празднике, которые станут эмоциональной основой становления их национальной идентичности.

Опишем различные стороны, аспекты поведенческой активности детей, обеспечиваемые партнерским проектированием, которое в нашем случае ориентировано на работу с двумя разновозрастными группами. Все эти аспекты активности дошкольников (и, соответственно, результаты социализации) связаны с тем, что во время праздника происходит выход ребенка за границы привычного социума, в большую социальную группу, взаимодействие осуществляется с детьми другого (старшего или младшего) возраста.

Первая составляющая совместной деятельности детей и педагогов и соответствующий результат социализации - подготовка старших дошкольников к проведению праздника для малышей как основа развития их социального смыслообразования и социальной мотивации.

Подготовка праздника для малышей прежде всего позволяет активизировать и воспитывать важнейшие социальные мотивы деятельности и соответствующие личностные качества. Среди них забота о младших, обучение (передача знаний малышам), ответственность за успешную подготовку и осуществление общего дела (проведение праздника).

Именно это социальное содержание подготовки к мероприятию следует считать центральным, смыслообразующим и важнейшим компонентом подготовки старших детей к взаимодействию с малышами, которое обеспечивается педагогами.

Вторая составляющая совместной деятельности педагогов и детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к празднику для малышей обеспечивает еще один важный эффект социализации. Он состоит в том, что ребенок не просто выучивает припевку-колядку, но готовится как мастер публичного выступления. Чтобы в процессе праздника обеспечить получение им позитивного опыта, у воспитанника следует развивать умение выступать публично (т. е. перед группой людей). Естественно, эта цель не обозначается ребенку, главное содержание для него - рассказать малышам колядку так, чтобы им было интересно и понятно.

В ходе развития у детей умения выступать публично важно показать им возможность и необходимость того, чтобы их слова (вербальная коммуникация в терминах психологии) соответствовали их костюму, интонации, мимике, жестам и движениям (невербальной коммуникации в терминах психологии). Для того чтобы это было понято каждым воспитанником и освоено, необходимо задать соответствующие вопросы. Например, если ребенок будет выступать в костюме медведя, можно спросить:

  • Как ты думаешь, каким голосом, как говорит медведь? (Низким голосом, медленно). Скажи таким голосом… (Если ребенок не отвечает, говорит сам педагог либо спрашивает у другого воспитанника).
  • Как ты думаешь, как двигается медведь, как держит лапы? (Идет медленно, переваливаясь, косолапя, лапы в стороны). Выйди как медведь, рассказывая свою колядку.
  • Какой твой медведь (по характеру), что он чувствует, когда говорит колядку, какое у него при этом лицо? (Например, сильный и добрый, хочет развеселить). Расскажи колядку как сильный, добрый и веселый медведь…

Важно отметить, что в развитии умения выступать публично учитывается необходимость индивидуализации: каждому ребенку подбирается роль, с которой он может справиться успешно на текущем этапе индивидуального развития.

Для младших детей приход старших воспитанников и последующий праздник - сюрприз, но и они тоже знакомятся и разучивают колядки, загадки, припевки, игры и танцы, связанные с Колядой.

В ходе данного праздника дети старшего дошкольного возраста получили реальный опыт оказания помощи и проявления заботы. В частности, ярко это было выражено в момент, когда они помогали малышам надеть костюмы (ряженье) и сделать грим, а также в процессе подготовки и дарения подарков. Младшие воспитанники смогли почувствовать эту заботу и проявляли доверие к старшим детям.

Кроме того, воспитанники старшего дошкольного возраста получили опыт обучения младших, передачи им своих знаний, почувствовали социальную значимость передачи знаний, принятие и внимание со стороны малышей.

Праздник позволил детям не только рассказать те колядки, припевки, загадки, которые они выучили, но и активно взаимодействовать в процессе танца, подвижных игр, пения, отгадывания загадок. Отметим, что младшие дошкольники в завершение праздника рассказали колядки, которые знали, «зарядились» праздничной атмосферой и легко справились с достаточно сложной психологической задачей - выступить перед большой группой детей.

Таким образом, проведенный праздник как педагогический партнерский проект не только способствовал формированию у детей широкого спектра позитивных социальных и эстетических эмоций, опыта разнообразного социального взаимодействия в большой разновозрастной группе, но и позволил заложить основу для развития их культурной, национальной идентичности.

Приложение

Сценарий совместной досуговой деятельности «Колядки, колядки - собрались ребятки»

Действующие лица:

ряженые, Медведь, Коза

Цыганка - воспитанница младшей группы

А также:

воспитатели и дети подготовительной и младшей групп в костюмах ряженых (колядующих и животных)

(Дети подготовительной группы в костюмах колядующих и животных стучатся в дверь к воспитанникам младшей группы, выкрикивая колядки в сопровождении шумовых музыкальных инструментов.)

Дети: Коляда, коляда!

Пришла Коляда

Накануне Рождества!

Дай бог тому, кто в этом дому!

Ярче, звездочки, светите,

Укажите нам пути!

Разрешите, разрешите,

Разрешите нам войти.

(Помощник воспитателя младшей группы открывает дверь, вбегают ряженые (дети подготовительной группы) и продолжают выкрикивать колядки.)

1-й ребенок: Коляда, колядин!

Я у батюшки один,

По колено кожушок,

Дайте, дайте пирожок!

2-й ребенок: Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину!

3-й ребенок: Пришла Коляда

Накануне Рождества!

Дайте коровку,

Масляну головку!

4-й ребенок: Открывайте сундуки -

Доставайте пятаки!

5-й ребенок: Открывайте коробейки -

Доставайте копейки!

6-й ребенок: Что есть в печи -

В мешок мечи!

Воспитатель младшей группы:

Проходите, гости дорогие! Я догадалась, что вы пришли к нам колядовать. Расскажите об этом обычае.

Давайте сядем рядком

Да поговорим ладком.

(Все дети рассаживаются в русской избе, оборудованной в группе. Воспитанник подготовительной группы рассказывает о колядках.)

Ребенок: Недавно был праздник Рождества Христова, а сейчас начались Святки. Не было на Руси более веселого праздника, чем этот. В некоторых местах Святки называли Колядой. Празднование продолжалось две недели, от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января). Во время Святок молодежь и дети наряжались в костюмы Коляды и разных животных, например медведя и козы. Поэтому их называли ряжеными. Коляду никто никогда не видел и не мог сказать, как она выглядит. Поэтому костюм Коляды, колядующего можно придумывать самому. Главное, чтобы он был радостным, необычным, шутейным. Колядующие стучались в дома, пели колядки, шутили и выпрашивали у хозяев угощение. Хозяева ждали ряженых, были им рады и щедро одаривали. Во время Святок еще устраивались гадания.

Хотите посмотреть, как это происходило в старину? (Включается видеозапись.)

Воспитатель младшей группы (обращается к младшим детям):

Что-то наши детки пригорюнились. Наверно, вы тоже хотите нарядиться красиво и забавно?

Дети: Да, мы тоже хотим колядовать.

Воспитатель младшей группы (обращается к старшим детям):

У нас есть костюмы для колядования. Помогите, пожалуйста, малышам выбрать костюмы и нарядиться.

(Дети подготовительной группы выбирают себе каждый по ребенку из младшей группы, беседуют с ними и помогают надеть костюмы. Воспитатель помогает сделать грим. После того как все нарядятся, входит Медведь - воспитанник подготовительной группы.)

Медведь: А я Мишка-медведь,

Буду я сейчас реветь.

Очень сладости люблю,

Без конфет я не могу.

(Медведь ревет, рычит, пугает детей.)

Воспитатель младшей группы:

Мишка, Мишка, не реви,

Лучше с нами попляши!

Медведь: Что ж, ребята, в круг вставайте

И за мной все повторяйте.

(Под русскую народную мелодию «Валенки» все дети танцуют и повторяют движения за Медведем.)

Медведь: Поплясали мы на славу,

На потеху, на забаву.

Воспитатель младшей группы:

А теперь, ребятки,

Отгадайте-ка загадки.

Слушайте внимательно -

Отгадаете обязательно.

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Ответ: сосулька.)

Все лето стояли - зимы поджидали,

Дождались поры - помчались с горы. (Ответ: санки.)

Без рук рисует, без зубов кусает. (Ответ: мороз.)

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица.

Ничего весь год не шьет,

А в иголках целый год! (Ответ: елка.)

Воспитатель подготовительной группы:

А теперь воспитанники подготовительной группы загадают вам загадки.

1-й ребенок: Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится. (Ответ: лыжи.)

2-й ребенок: Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Ответ: снег.)

3-й ребенок: С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, белые... (Ответ: снежинки.)

4-й ребенок: Ветви белой краскою раскрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Ответ: зима.)

(На середину групповой комнаты выскакивает Коза - воспитанница подготовительной группы.)

Коза (говорит и пляшет):

Ой, скачу, скачу, скачу,

Я капусты хочу!

Раз имеешь сына, дай головку сыра.

Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.

Я скачу, скачу, скачу,

Серебра хочу!

(Коза пляшет, спотыкается и падает.)

Воспитатель младшей группы:

Что случилось, почему Коза упала? Может ей помочь подняться? (Обращается к детям подготовительной группы.)

1-й ребенок: Это особенная коза. Она встанет только тогда, когда ей подарок подарят или угостят на славу.

Воспитатель младшей группы:

А что же она любит?

2-й ребенок: Нашей Козе не много надо:

Ведерко гречки да горшок овса,

Поверх него - колбаса

Да три кусочка сала.

Воспитатель младшей группы:

Чтобы Коза встала,

Надо еще и сала?

Ну и Коза!

Ты здесь Ваньку не валяй,

Поскорей давай вставай

И лучше с нами поиграй!

Массовая игра «Шалунишки»

Дети встают, образуя два круга, и под русскую народную мелодию «Ой вы сени, мои сени» двигаются в хороводе. Коза перебегает из круга в круг, приплясывая. По окончании музыки дети, стоящие в кругу, в котором окажется Коза, придумывают и выполняют задания: пищалки, пыхтелки, кричалки, хохоталки, обнималки, поскакалки и т. д.

Воспитатель младшей группы:

Молодец, Коза! А чем вы нас еще потешите?

Дети подготовительной группы:

Мы споем для вас частушки.

Воспитатель младшей группы:

А хотите, мы вам подыграем? Только вы помогите малышам выбрать музыкальные инструменты и приготовиться.

(Дети подготовительной группы помогают малышам выбрать музыкальные инструменты. Затем старшие дошкольники поют частушки, а младшие воспитанники им подыгрывают.)

1-я девочка: Уж я так устроена -

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу,

На другой с ума схожу.

2-я девочка: На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

3-я девочка: По деревне я шла и Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал - курица обидела.

1-й мальчик: Купи, тетя, мне коня - золотые ножки!

Буду девочек катать по большой дорожке.

4-я девочка: У моего миленка плохая кобыленка.

Она стояла у горы - ее заели комары.

5-й девочка: Сшила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась - платье съела...

Что же я наделала?

2-й мальчик: У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Воспитатель младшей группы:

Как вы нас повеселили! Теперь малыши хотят спеть для вас песню про Коляду и поиграть с вами.

(Воспитанники младшей группы исполняют песню «Коляда, коляда» и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Дети: Коляда, Коляда, (Идут.)

По дорожке шла, (Подходят к детям из подготовительной группы.)

Топорок нашла.

Дубок секла, (Секут дубок в парах.)

Пирожок пекла, (Пекут.)

На пенек села, (Присаживаются.)

Пирожок съела («Едят пирожок».)

Воспитатель младшей группы:

Молодцы, малыши! А давайте-ка еще побалуемся, силушкой померяемся!

Игра «Перетягивание каната»

Медведь и Коза договариваются с детьми, кто будет в их команде. По сигналу участники команд начинают перетягивать канат.

Воспитатель младшей группы:

Устали? Давайте присядем, отдохнем. (Педагог выключает свет и зажигает свечи.)

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

А вы хотите узнать будущее? Сейчас наша цыганочка вам погадает.

Цыганка: В этой маленькой корзинке -

Что угодно для души.

Кому вынется - тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется.

(Дети подготовительной группы достают из корзинки разные предметы, цыганка объясняет им, что они означают, предсказывает будущее.)

Цыганка: Лента - будет тебе дальняя дорога.

Денежка - будет в семье достаток.

Картошка - к крепкому здоровью в новом году.

Матрешка - ожидает вас прибавление в семействе.

Гвозди - часто на пороге будут гости.

Скрепка - к новой дружбе крепкой.

Веревка длинная - к долгой жизни.

Ключик - к новоселью.

Конфетка - к сладкой жизни в новом году.

Пуговица - к новому гардеробу, обновкам.

Воспитатель младшей группы:

А мы с ребятами тоже разучили колядки.

(Воспитанники младшей группы вместе с педагогом поют колядки.)

1-й ребенок: Динь-динь-динь - звенят звоночки.

К вам пришли сыны и дочки.

2-й ребенок: Вы колядников встречайте,

Их улыбкой привечайте.

3-й ребенок: Пришла Коляда - отворяй ворота.

4-й ребенок: Дайте коровку - масляну головку.

5-й ребенок: Открывай сундучок - доставай платок.

6-й ребенок: Не дашь мне ватрушки - получишь по макушке.

7-й ребенок: Не дашь пирога - уведу корову за рога.

Воспитатель младшей группы:

Да, попели мы на славу,

На потеху, на забаву.

Ну, ребятки, где мешок?

Есть здесь сдобный пирожок,

И бараночки, и конфеточки -

Угощайтесь, деточки.

Воспитатель подготовительной группы:

Мы тоже к вам не с пустыми руками пришли, приготовили угощение.

(Воспитанники подготовительной группы достают угощение из мешка малышей, а дети младшей группы - из мешка старших детей.)

Дети подготовительной группы:

Мир и счастье вашему дому,

А мы пойдем к другому.

(Воспитанники подготовительной группы возвращаются в свою групповую комнату под музыку М. Дунаевского из к/ф «Ах, водевиль, водевиль...».)

Цели:

  • научить вычислять площади прямоугольников и квадратов;
  • совершенствовать навык перевода одних единиц измерения площадей через другие;
  • научить находить равные фигуры;
  • пропедевтика решения задач с элементами ОГЭ и ЕГЭ;
  • совершенствовать

Аннотация

Проект «Я и ДРУГИЕ» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В проекте представлены разделы по социализации дошкольника.

Введение в проект

Актуальность

Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.

Цель.

Создание условий для социально - личностного развития воспитанников, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
2. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.

Новизна проекта:

Социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

Участники проекта:
Дети;
Педагоги ДОУ;
Родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
  2. Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;
  3. Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  4. Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
  5. Повышение уровня педагогической культуры родителей;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития детей.
  7. Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

Перспектива.

Обобщение опыта работы, организация семинара по теме проекта.

Этапы реализации проекта (2015 - 2017 гг)

Этап

Цель

Форма

Срок

Ответственные

Вводный

Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв-ление трудностей по вопросам социализации детей.
Выявление уровня педагогической культуры родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы по социальному развитию детей дошкольного возраста
- Диагностика развития социальной компетентности детей
- Самоанализ педагогов
- Анкетирование родителей

Сентябрь - декабрь 2015г.

Основной этап

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.
Разработка и реализация программ и проектов по социально-личностному развитию дошкольников

Круглый стол
«Гендерные особенности личности ребёнка»
- Деловая игра «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
- Тренинг для родителей
«Если ребёнок не слушается»
- Дискуссия
«О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»
- Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры»
- Тренинг для родителей «Причины детских конфликтов»
- Тренинг для педагогов «Проблемы адаптации ребенка в детском учреждении»
- Проекты групп
- Предшкольная подготовка «Играю и учусь»

Январь - июнь
2016 г.

Итоговый

Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.
Анализ динамики повышения уровня педагогической культуры родителей.

Презентация социально-педагогических проектов педагогов ДОУ
- Обобщение материалов реализации проекта
- Выступление на педагогических конференциях (в ДО № 1, образовательном комплексе)

Сентябрь 2016 г. -
январь 2017 г.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М., 2001.
  2. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.
  4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М., 2002.
  5. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.
  6. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.: ил. - ISBN 5-09-011523-0.
  7. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2004. - 48 с. (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 33).
  8. Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Мой организм. - М., 2001.
  9. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / Сб. научных трудов «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников». - М., 2001.
  10. Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с. / Серия: Ребенок XXI века от рождения до школы. Программа «Я - человек» («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 87.)
  11. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под редакией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М. : Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
  12. Сушкова И. В. «Социально-личностное развитие. Анализ программ

ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Описание объекта социальной действительности

Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.

1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности «Предметный мир»)

Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.

Подход I – подход Е.В. Субботского:

вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.

реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира

ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Диагностическая карта

Таблица 1 – Диагностическая карта

Критерии Показатели Диагностические методики
1. Эмоционально - оценочное восприятие. Позитивное отношение к окружающему миру наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной
происхождении предметов рукотворного мира
наличие умений, направленных на познание окружающего мира самостоятельности; Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина).
2. Овладение способами действия разного характера с предметным миром - наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности;
-умение использовать предмет в качестве заместителя Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной).
-умение проггназировать Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).
3.стремление к творческому преобразованию предметного мира -проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
-умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В
- степень самостоятельности при составление замысла Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА



Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.



По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

Спонтанно-исследовательский.

Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

Вариативный.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.

Задачи проектируемого процесса:

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.

1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.

1.3Формировать у детей представления предметным миром.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:

2.1Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.

2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:

3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.

3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.

3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.

3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.


2.3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этап Цель / задачи Способы и формы работы Результат
продукт эффект
мотивационный Цель: Расширять знания о предметах окружающего мира. Задачи: - правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. - вызвать эмоционально-положительное отношение детей к изучению предметного мира. - показ слайдов, презентаций; - чтение художественной литературы; - беседы; - рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов; - показ видеофильма. - конспекты бесед; - проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему «Окружающий мир»; - подборка слайдов, презентаций. - интерес детей к предметам прошлого, истории; - научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.
Содержательно-деятельностный Цель: формировать у детей представления об предметах которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Задачи: знать предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей. - вызвать у детей интерес к изучению сущность предмета; - воспитывать бережное отношение к предметам; - вызвать у детей желание рассказывать об окружающем мире. - организация экскурсий в музеи, посвященные предметы прошлого; - Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых - умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их - умение называть предметы, сделанные руками взрослых; - понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»; - создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященному предметному миру; - конспекты рассказов о что предмет расскажет о себе; - выставка рисунков по теме «Наши домашние помощники». - наличие представлений о достопримечательностях родного города; - наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города; - наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем; - наличие желания и умения рассказывать о своем родном городе; - сформирован интерес к изучению памятных мест; - сформировано желание изучать историю родного города; - бережное отношение к родному городу.
рефлексивный Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи: - побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх, в продуктивных видах деятельности; - побуждать детей заботиться об окружающим мире; - закреплять полученные знания детей. - создание выставки книг, рисунков предметов; - изготовление альбомов, буклетов. - чтение художественной литературы; - проведение викторины «Что я знаю о предметном мире!» - проведение выставки рисунков «о предметном мире»; - результаты викторины «Что я знаю о предметном мире; - закрепление знаний о предметном мире; - войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Кадровые условия: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод.

2. Материально-технические условия: компьютер, проектор, видео и аудиоматериалы, интерактивная доска, фотографии предметного мира, дидактическая игра.

3. Организационные условия: непосредственно - образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно-развивающей среды; разработка конспектов бесед, экскурсий, викторины; разработка конспектов; организация, координация и контроль реализации проекта.

4. Информационные условия:

ЛИТЕРАТУРА

Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина / Отв. ред.: О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2012. - С. 3-180.

Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - С. 42-57.

Зарипова, А. Элементарная Познавательная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 7. -С. 43-48.

Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 35-45.

Николаева, Э.Ф., Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2012. – С. 3-12.

Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Я.И. Перельман. - М.: Просвещение, 2012.-С. 12-84.

Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддъяков.-М.: АСТ, 2011. - С. 25-47.

Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира [Текст] / Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2011.-215с.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С.74-118.

Щербакова, Е. вопросу о развитии познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын.- 2013.- № 10.-С. 15-19.


Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»

ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(область социальной действительности «Предметный мир»)

Выполнил:

Шелоухова М. Н.

ППОбз-1301

Преподаватель:

Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии

Тольятти-2017

1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста
1.1 Семиотический аспект диагностики
1.1.1 Описание объекта социальной действительности
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста
1.2. Технический аспект диагностики
1.2.1 Диагностическая карта
1.2.2 Описание диагностических методик
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста
2. Проект социализации детей дошкольного возраста
2.1 Актуальность проекта
2.2 Целевой компонент
2.3 Процессуальный компонент
2.4 Условия реализации проекта

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский


Цель проекта: комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной готовности старших дошкольников к обучению в школе. комплексное сопровождение социально – нравственного развития и воспитания детей как основы формирования социальной готовности старших дошкольников к обучению в школе.


Задачи проекта Создать предпосылки для успешной адаптации, обусловленные освоением ребенком новой социальной роли – роли ученика. Создать предпосылки для успешной адаптации, обусловленные освоением ребенком новой социальной роли – роли ученика. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых (родителей и педагогов) на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Формировать у детей социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира. Формировать у детей гармоничную, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах, картину мира. Повысить педагогическую компетентность родителей Повысить педагогическую компетентность родителей


Актуальность Проблема нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, сложившейся ситуацией в современном обществе: Проблема нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, сложившейся ситуацией в современном обществе: Возникший ценностный вакуум, бездуховность, Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. Снижение уровня жизни. Снижение уровня жизни. Низкие показатели рождаемости. Низкие показатели рождаемости. Острая нехватка детских дошкольных учреждений, а в сельской местности – полное отсутствие таковых. Острая нехватка детских дошкольных учреждений, а в сельской местности – полное отсутствие таковых. Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию


Социально – нравственное развитие детей Современный маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Как показывают наблюдения и диагностические исследования, уровень социально – нравственного развития детей, поступающих в группу, неизменно низок: поведение большинства из них неустойчиво, ситуативно; нет привычки самостоятельно следовать правилам поведения; многие испытывают трудности в общении как с взрослыми, так и со сверстниками; представления о предметном мире носят конкретный характер; речь неточная, бездоказательная; большинство имеет низкий уровень развития игры (особенно сюжетно – ролевой).




Отслеживание результатов проекта Результативность проекта отслеживалась с помощью диагностических исследований, которые проводились три раза: на подготовительном этапе (сентябрь) и на заключительном (июнь – сравнительное диагностирование, сентябрь - итоговое). Цель диагностики на подготовительном этапе – определить базовый уровень развития социально – нравственных чувств и представлений. Цель диагностики на заключительном этапе – итоговые показатели и их сравнительный анализ с базовыми, выводы и заключение.


Первый этап – подготовительный (август - сентябрь) Создание нормативно – правовой базы проекта. Определение актуальности и важности проблемы, доведение информации до родителей: - анкетирование; - родительское собрание «Круглый стол: большие проблемы маленьких детей». Проведение диагностических исследований: - уровень развития социально – нравственных представлений; - уровень развития сюжетно – ролевой игры; - уровень развития коммуникативных способностей, речевой деятельности. Подготовка материала для проведения дидактических игр. Оформление сюжетно – ролевых игр. Совместное планирование деятельности по реализации проекта всеми службами (учитель, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель). Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения. Создание мобильной предметно-развивающей среды в группе.








Второй этап – практический (октябрь – май) Работа с детьми Реализация задач проекта через занятия раздела программы «Социальный мир». Реализация проектов «Семья – семьЯ», «Азбука солнечного настроения», «Копилка добрых дел». Организация полноценной разнообразной игровой деятельности, особенно сюжетно – ролевых и дидактических игр. Постоянное пополнение знаний и представлений детей об окружающем мире через различные источники (экскурсии, чтение художественной литературы, видеофильмы, мультфильмы и др.), закрепление их в разнообразных видах деятельности (речевое творчество, разнообразная игровая деятельность, рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Организация разнообразной как по характеру, так и по содержанию досуговой деятельности. Постоянное обновление предметно – развивающей среды. Психологические тренинги.






Работа с родителями 1.Родительские собрания: - Дискуссия «Что такое «Готовность к школе». - Дискуссия с элементами деловой игры «В какие игры играют наши дети». - «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Проблемы нравственного воспитания в семье. - Конференция отцов «Отец – это звучит гордо!» - Круглый стол «Самостоятельность… Как ее развить у ребенка?» (Из практики семейного воспитания). - Скоро в школу! 2.Групповые и индивидуальные психолого - педагогические консультации. 3. День открытых дверей (два раза в год). 4. Посещение на дому. 5. Проектная деятельность.






Третий этап - заключительный Май - июнь Проведение мониторинговых исследований (как и на начало), сравнительный анализ результатов. Итоговое родительское собрание. Анализ деятельности всех служб по реализации проекта. Подведение итогов деятельности всех служб, определение перспективы развития проекта. Сентябрь Диагностика уровня адаптации и учебной мотивации. Подведение итогов проекта. Информирование о результатах проекта.




Результаты проекта Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Воспитание чувства патриотизма: к своей семье, малой родине, осознание себя как гражданина своей страны. Знание традиционных форм семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Ответственность за свои дела и поступки. Снижение уровня тревожности при поступлении в школу. Отсутствие дезадаптационных явлений. Наличие учебных мотивов. Повышение педагогической компетентности родителей.


Информирование о результатах проекта Обсуждение на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования. Обсуждение на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования. Презентация на педагогическом совете. Презентация на педагогическом совете. Помещение информации на школьном сайте. Помещение информации на школьном сайте. Публикация в местной газете. Публикация в местной газете.


Дальнейшее развитие проекта Совместная деятельность педагогов дошкольного образования и начальной школы по социально – нравственному развитию и воспитанию (как с детьми так и с родителями) на основе территориальной общности и общности интересов детей. Проект (полностью или частично) может быть предложен в филиалы для реализации (предполагается предварительное знакомство с проектом и обсуждение результатов на методическом объединении воспитателей групп дошкольного образования).


Вывод Конечно, проблемы, которые поднимаются этим проектом, всегда стоят перед взрослыми, занимающимися воспитанием современных детей. Они будут снова и снова вставать и требовать решения, потому что решить их полностью невозможно, пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить, но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Потому что дети – еще только дети…


Используемые источники Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство»./Под ред. В.И. Логиновой. – Санкт – Петербург, Детство – пресс, Методические советы к программе «Детство». – Санкт – Петербург, Детство – пресс, Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М., Айрис – пресс, Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир». – Волгоград, Учитель, Горькова Л.Г. Праздники и развлечения в детском саду. – М., Вако, 2007.



Рассказать друзьям