Простые советы по обучению ребенка завязыванию шнурков. Как заинтересовать обучением

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Последние годы обувь для детей всё чаще выпускается не на шнурках, а на липучках или застёжках. Это, конечно, существенно облегчает процесс одевания малыша, но рано или поздно вопрос умения завязывать шнурки всё равно возникнет в жизни ребёнка и его родителей. Данный навык пригодится уже в детском саду, когда перед ребёнком станет задача самостоятельно обуть кеды или кроссовки на прогулку.

Когда лучше начать обучение

Кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года

Все дети разные: кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года. Психологи рекомендуют показывать способы завязывания шнурков мальчикам к пяти годам, а девочкам – к четырём. Дело в том, что маленькие леди развиваются быстрее и очень любят всякие красивые обновки, поэтому с радостью будут шнуровать свои модные ботиночки или туфельки. Занимаясь с малышом изучением способов шнуровки, прислушайтесь к некоторым рекомендациям:

  • убедитесь, что ребёнок хорошо различает правую и левую ноги;
  • выберите сначала простой способ шнуровки – петелька складывается из одного шнурка, а второй продевается под неё, также подойдёт «бабушкин узел» - петельки формируются из обоих шнурков и, перекрещиваясь, завязываются на узел;
  • сопровождайте действия малыша одним и тем же комментарием, так процесс запомнится быстрее;
  • первое время начинайте занятие с собственного примера, а затем просто сядьте рядом или за спиной у ребёнка, чтобы было легче координировать его действия, а малыш не путался, выполняя шнуровку в зеркальном отображении;
  • не настаивайте, если ребёнок сопротивляется обучению шнуровать обувь – против воли ничего делать нельзя, это не даст никаких результатов, лучше какое-то время переждать.

Развитие мелкой моторики

Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах

Ещё древние мудрецы считали, что ум находится на кончиках пальцев. Современные специалисты, изучающие развитие детей, подтверждают, что мелкая моторика – это основа деятельностной и интеллектуальной линий формирования личности. Известно, что перебирание мелких предметов разных по текстуре прекрасно тренирует моторику пальчиков малыша. Вот почему врачи рекомендуют с годовалого возраста давать ребёнку рисовать на крупе, лепить, перебирать бусины. Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах. Они выпускаются в виде животных, овощей, сказочных персонажей и предназначены для обучения малыша продевать шнурочки в дырочки.

Способы обучения

Начиная обучать ребёнка обращаться со шнурками, нужно запастись терпением и временем.

У кого-то получается овладеть этой премудростью сразу, а некоторые дети с трудом справляются со своими шнурками даже в первом классе. Это зависит от личностных особенностей развития детей. Существует ряд методик, которые помогают родителям научить малыша шнуровать свою обувь:

  1. Выполняйте действие вместе с ребёнком: сядьте за спиной малыша, возьмите его пальчики в свои руки и медленно начинайте завязывать узел, формировать петельку и закреплять шнуровку.
  2. Приобретите специальную игрушку-тренажёр со шнуровкой. Как правило, шнурок такой игрушки выполнен в виде гусенички, которую нужно провести через отверстие. Так ребёнок научиться продевать верёвочки в дырочки.
  3. Показывайте своим примером, что завязывать шнурки можно разными способами. Не расстраивайтесь, если первое время ребёнок путается в шнуровке, и у него не получается соединить веревочки узелком. Дайте время приноровиться к выполнению этого действия и, возможно, малыш найдёт понятный и удобный для себя способ завязывать шнурки.
  4. Устраивайте регулярные семейные соревнования, кто быстрее завяжет шнурки. Таким образом ребёнок отработает навык шнуровать обувь до автоматизма.
  5. Для того чтобы ребёнок не путался в шнурках, можно использовать специальные стихи-приговорки: например, чтобы малыш запомнил последовательность операции – узелок, а потом бантик – «Я шнурочки завяжу, Бантик всем вам покажу». Найти забавные стишки о правилах завязывания шнурков можно в интернете или в специальной литературе о развитии ребёнка:

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

Зайчик-душка,
У него два ушка! - Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, - Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. - Просовываем петельку в дырочку.
Вот и всё! - Затягиваем!

Видео: Как научить ребёнка завязывать шнурки

Если вы начали учить ребёнка завязывать шнурки, то не отступайте от своей цели: поначалу пальчики малыша путаются, и шнуровка не получается красивой. Все придёт со временем, главное - запаситесь терпением.

Завязать шнурки - что может быть проще? Однако дети младшего возраста так не думают, для них это целая наука сродни плетению макраме или игре на пианино. Но, поскольку никто не рождается с таким умением, ребёнку рано или поздно прийдётся осваивать этот навык. Вопрос в том, как понять, что уже пришло то время, когда можно научить малыша завязывать шнурки? Ведь успешный результат во многом зависит от того, насколько подходящий момент был выбран для обучения, а также от возраста малыша.

Как правило, дети 5–6 лет с лёгкостью овладевают этим навыком при условии, что мелкая моторика пальцев достаточно развита, и у ребёнка есть мотивация к обучению. При необходимости, или выявлении малышом желания, можно начинать подготовку с 4 лет, но главное, при этом не давить на ребёнка и при первых неудачах отложить дальнейшие занятия на более поздний период.

Для того чтобы малышу было проще в будущем научится завязывать шнурки, необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Лепка пластилина, собирание мозаики, игры с конструктором - эти занятия способствуют тому, чтобы пальчики ребёнка стали ловчее и смогли справиться с нелёгкой задачей завязывания узлов и бантиков.

Нелишним будет познакомить малыша со шнурками, предложив ему игры с нанизыванием крупных бусин, или игрушки со шнуровками. Для наглядности такие забавы можно сделать самостоятельно нарисовав на плотном картоне ботиночки и проделав отверстия в которые нужно вставлять шнурок. А поскольку дети лучше воспринимают информацию, поданную в игровой форме, такое занятие вызовет у малыша больше интереса, чем завязывание шнурков на собственной обуви.

Если при первой попытке вы заметили, что ребёнок не готов к постижению новой для него науки, следует похвалить малыша за старание и сказать, что его пальчики ещё не готовы к такой нагрузке. Ребёнку очень важно знать, что его вины в неудаче нет, тогда при следующей попытке он не будет испытывать неуверенности, страха или негативных эмоций. А также не следует обсуждать с другими взрослыми или родственниками, проблемы, возникшие при обучении, будь то завязывание шнурков, чтение или рисование. Для вас это обыденные мелочи, а кроха воспринимает как предательство, и станет меньше вам доверять.

Чтобы обучение пошло на пользу, а сам процесс доставлял радость и ребёнку и родителям, следует придерживаться таких рекомендаций:

  • Мотивация. Для того чтобы у малыша возникло желание учиться, ему необходимо точно знать, для чего это необходимо. Заинтересовать ребёнка можно, подарив ему новую обувь, но уже не на липучках, как прежде, а более «взрослый» вариант - со шнурками. Маленькой дочке можно показать, что таким же способом можно завязать ленточку кукле, а сына заинтересует рассказ о моряках, профессия которых немыслима без умения вязать прочные узлы.
  • Личный пример. Дети любят подражать своим родителям или более старшим братьям и сёстрам, а вот сравнивание их способностей с кем-то из сверстников, наоборот, вызывает протест и обиду. Поэтому не следует мотивировать обучение тем, что кто-то из его друзей уже умеет завязывать шнурки, а он нет. Лучше показать на собственном примере, выбрав для общения дружеский тон, а не покровительственный или нравоучительный.
  • С чего начать. Малышам в 4 года будет трудно вязать узлы и бантики непосредственно из шнурков, поэтому в самом начале обучения можно осваивать процесс сначала на толстых канатиках или поясе от одежды, которые можно разместить вокруг коленок ребёнка, и только затем переходить на завязывание обуви.
  • Удобная позиция.

    Лучше всего проводить первое обучение, разместившись позади ребёнка и взяв его руки в свои . Когда малыш освоит первые азы, можно проводить занятия синхронно, сев справа или слева в зависимости от того, какая рука у крохи ведущая. Расположение напротив будет неправильным, поскольку зеркальное отражение только запутает ваше чадо и добавит сложностей в процессе обучения.

  • Время. Проводить занятия лучше в свободное время, когда вы не заняты своими делами и не будете отвлекаться на посторонние разговоры. А также не следует проводить тренировки перед самым выходом на прогулку, поскольку малыш будет торопиться, предвкушая увлекательное приключение, и не сможет сконцентрироваться на занятии.
  • Регулярность. Научиться завязывать шнурки можно за неделю, главное, уделять этому занятию несколько минут в день. Чем младше ребёнок, тем меньше времени он может сосредоточиться на поставленной задаче. В том случае если вы заметили, что малыш потерял интерес, не следует настаивать, лучше повторить попытку в более подходящее время.
  • Последовательность действий. Не следует пытаться научить ребёнка сразу нескольким способам завязывания шнурков . Выберите один, и обучайте последовательно, озвучивая каждый шаг одними и те же словами. Так, ребёнок не запутается и ему будет проще овладеть этой наукой.
  • Результат. Даже если у крохи ничего не получается, это не его вина, возможно, вы неправильно объясняете или время ещё не пришло. В любом случае нужно похвалить малыша.
  • От теории к практике

    Существует множество способов завязывания шнурков, некоторые из них настолько сложные, что не каждый взрослый может овладеть такими навыками. Для детей подходят самые распространённые, и условно лёгкие, способы, но сначала необходимо научить ребёнка завязывать узел, который формируется из перекрещенных между собой верёвочек и является основой для дальнейшего завязывания бантиков.

    Начальный узел

  • Возьмите два шнурка в обе руки и натяните их на себя.
  • Затем наложите один на другой, крест-накрест.
  • Кончик того шнурка, который оказался сверху, проденьте в образованную арку.
  • Стяните узел, потянув за верёвочки в разные стороны.
  • Малыш запомнит последовательность действий если при обучении рассказать ему короткую весёлую историю. Каждое действие при вязании начального узла нужно сопровождать фразой из истории. Например:

  • жили-были два червячка - Тип и Топ;
  • однажды они повстречались;
  • они обнялись крепко-крепко;
  • и решили больше не расставаться.
  • Самый простой способ: стишок про зайчика и его ушки

  • Сделайте начальный узел, который описан выше.
  • Сформируйте петельки из свободных концов.
  • Положите петельки крест-накрест как при завязывании начального узла, а затем проденьте верхнюю петельку под низ.
  • Затяните бантик покрепче.
  • Обучая ребёнка, такой методике, которую ещё называют «бабушкин узел» или «заячьи ушки», можно рассказать стишок про зайчиков:

    Зайчик-душка, у него два ушка - сделайте петельки из шнурков.

    Зайчик кустик обошёл - перекрутите одну петельку об другую.

    В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.

    Вот и все! - затяните шнурок.

    Способ с одной петлёй

    1. Завяжите начальный узел.
    2. Сформируйте из одной верёвочки петлю.
    3. Второй верёвочкой обведите вокруг петельки и пропустите её сквозь арку так, чтобы конец оставался нетронут.
    4. На этом этапе можно затянуть бантик, но для прочности узла рекомендуется пропустить вторую петельку сквозь арку повторно, таким образом, как бы наматывая её, и только затем потянуть «ушки» в разные стороны.

    Самый быстрый способ завязать бантик из шнурков

  • Сделайте начальный узел, завязывание которого ребёнок уже освоил.
  • Возьмите шнурки в обе руки так, чтобы верёвочки были зажаты только мизинцем, а указательные и большие пальцы были свободны. Обратите внимание ребёнка на то, что захватывать шнурок нужно снизу, чтобы ладошки рук смотрели вверх.
  • Для того чтобы создать две зигзагообразные полупетли, необходимо провернуть одновременно левую руку движением на себя, при этом под шнурок ныряет большой пальчик.

    На правой руке петлю образуем движением от себя. Под шнурок ныряет указательный палец.

  • Сближаем пальцы.
  • Захватываем указательным пальцем правой руки и большим пальцем левой, петли натянутые на противоположных руках.
  • Одновременно протягиваем петли одна в другую.
  • Затягиваем узел на бантике потуже.

    На первый взгляд, такой способ может показаться непонятным и сверхсложным для тех родителей, которые с детства привыкли завязывать шнурки на обуви «бабушкиным узлом». Однако не стоит сразу отмахиваться от такого варианта, ведь дети очень быстро обучаются всему новому и неизвестному, а значит и такой способ могут освоить и отработать до автоматизма. Но, прежде чем объяснить ребёнку, родителям, которые ещё незнакомы с этой техникой, рекомендуется потренироваться. Для наглядности можно просмотреть видеоинструкцию.

    Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик - видео

    Непослушный мой шнурок завязался в узелок…

    Как научить ребенка завязывать шнурки? Если вы выбились из сил, стараясь сделать это, вам не обойтись без подсказок от Дино.

    i.imgur.com

    Обувь на липучках или застежках облегчает жизнь маме, воспитательнице детского сада и всем тем, кто умеет завязывать шнурки, но не всегда имеет время и достаточное количество нервных клеток, чтобы спокойно пережить процесс одевания маленького Неумеки. Рано или поздно, но малышу придется подружиться со шнурками и научиться самостоятельно их завязывать. А родителям рано или поздно придется понять, что для того, чтобы взрослый дяденька не наступал на собственные шнурки, догоняя трамвай, его стоит обучить завязывать обувь в раннем детстве, даже если для этого понадобится потратить немало нервов и много времени.

    В каком возрасте нужно учить детей завязывать шнурки?

    Научиться завязывать шнурки самостоятельно не так-то просто, поэтому освоение этого навыка очень индивидуально. Кто-то готов освоить хитрую процедуру в 3,5 года, а кому-то и в пять будет сложно. Оптимальный возраст, когда ребенок вполне может завязывать шнурки самостоятельно — 4-6 лет. Девочки могут проявить рвение гораздо раньше мальчиков: маленькие леди развиваются быстрее и очень любят обновки, поэтому точно захотят научиться шнуровать свои модные ботиночки или туфельки самостоятельно.

    Игрушки-тренажеры для завязывания шнурков

    В продаже есть специальные игрушки со шнуровкой, которые ненавязчиво, в игровой форме научат ребенка продевать ленточки сквозь отверстия. Прежде, чем завязывать шнурки на собственных ботинках, давайте потренируемся!

    moi-rebenochek.ru

    womanadvice.ru

    Принцип понятен, дизайн самой игрушки особой роли не играет — лишь бы вызывала интерес у ребенка.

    malyutka.net

    www.toysew.ru

    Сделать тренажер-шнуровку можно самостоятельно из обычного картона и подручных средств. Наш вам в помощь.

    vremya-sovetov.ru

    diy-moms.ru

    Малышу будет интересно поучаствовать в создании игрушки-шнуровки: самостоятельно раскрасить ботинки или кроссовки, проколоть дыроколом отверстия, подобрать шнурки или ленты в цвет обуви.

    paidagogos.com

    Чтобы ребенок быстрее запомнил, как ведут себя разные половинки шнурка, закрасьте маркером часть шнурка (правая половинка будет отличаться от левой).

    Как научить ребенка завязывать шнурки: показываем пример

    thematicnews.com

    Переходим ко второму важному этапу обучения. На собственном примере показываем, как ЭТО делать.

    Чтобы научиться завязывать шнурки самостоятельно, ребенок должен четко знать, где у него правая и левая руки.

    Удобнее (и понятнее) завязывать шнурки, стоя позади ребенка и держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ только запутает малыша!

    И вот тут начинается самое сложное — как завязать бантик. Способов существует несколько. Можно попробовать все и предоставить ребенку возможность самому выбрать, как ему легче и удобнее.

    • Первый способ

    Сделать петельку только на одном шнурке, а другой продеть в подготовленное ушко, но высунуть с другой стороны не до конца. В итоге сразу получится бантик.

    www.bolshoyvopros.ru

    • Второй способ

    Завязать простой узелок. Затем сформировать петельки на обоих шнурках и тоже завязать их в узелок.

    Стихотворные «способы» завязывания шнурков

    womsay.ru

    Дети намного быстрее запоминают то, что сказано стихами или спето. Попробуйте позвать на помощь знакомого персонажа из мультфильма. Губка Боб Квадратные штаны делал так:

    Пытаешься вязать шнурки?
    Не парься – это пустяки!
    Возьми шнурок, петля, крючок,
    Ура! Выходит узелок!
    Теперь их нужно затянуть,
    Сюда продеть и повернуть.
    Петля, ушко и вот - обувка не спадет!

    Если Губка Бок оказался не в силах помочь, зовем на помощь кролика.
    Представьте, что петельки — это ушки кролика. Нужно наложить одно на другое крест-накрест, а затем завязать. Этот момент ребенку можно объяснить так: кролик обошел кустик и спрятался в норку, остались торчать только ушки. Суперзадача — сделать ушки одинаковыми, так потянуть за петельки, чтобы шнурок не развязался, но и не получился узел.

    assets.babycenter.com

    Зайчик-душка,
    У него два ушка!
    Зайчик кустик обошел,
    В норочку свою зашел.
    Вот и все!

    Не помог и зайчик? Выдохните… Сделайте перерыв и приступите к обучению заново. Попробуйте сочинить сказку.

    Главное, чтобы на каждое действие со шнурками у ребенка сложилась правильная ассоциация, которая поможет запомнить последовательность.

    Не получается завязать шнурки на ботинках — потренируйтесь на игрушках-шнуровках. Можно просто дать малышу пояс от маминого халата — и пусть учится завязывать узелок и бантик там, где ему удобно.

    lareinedeliode.com

    Продвинутый уровень: профи по завязыванию шнурков

    Если видите, что у ребенка все идет отлично, можно потренироваться шнуровать ботинки различными способами.

    Если с бантиками на обуви не сложилось, не стоит паниковать и расстраиваться. И без бантиков можно быть в тренде!

    www.bolshoyvopros.ru

    Дорогие самые терпеливые в мире родители! Помните, что не стоит настаивать, если ребенок сопротивляется обучению. Против воли ничего делать нельзя — это не даст никаких результатов. Пройдет время, страсти улягутся, и можно снова попробовать. Научите ребенка завязывать шнурки самостоятельно, помогите ему поверить в себя и стать независимым!

    Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, в каком возрасте ваши дети научились шнуровать обувь самостоятельно. Возможно, у вас есть свои хитрости и проверенные способы, как научить малыша завязывать шнурки?

    Ребенка 5-7 лет уже стоит научить завязывать шнурки красиво и правильно. Чтобы заинтересовать ребенка и быстро научить его завязывать шнурочки, можно предложить ему несколько способов обучения на выбор. Мы покажем вам разные и интересные способы.

    Конечно же, сначала стоит попробовать завязывать самый обычный способ. Для этого нужно всего лишь провести шнурочки через нижние дырочки и просто перекрещивать их между собой, вставляя в отверстия до самого верха. Там нужно сложить концы крестом и подвести один конец под другой, затянуть. Сложите каждую сторону в петельки и снова сложите крестом и одну из петель подогните под другую, хорошо затяните. Вот и все, научить ребенка такому узлу будет проще простого.

    Как научить ребёнка шнуровать обувь

    Крест на крест

    Хотите завязать шнурки методом крест на крест и научить ему ребенка? Для этого нужно не так уж и много. Потренируйтесь с малышом, например, на кедах:

    1. Пропустите шнурок через нижние дырки в кедах с внутренней стороны и выведите их наружу.
    2. Один конец возьмите в руки и проведите через следующую дырочку на противоположной стороне.
    3. Повторите то же самое с другой стороны.
    4. Продолжайте повторять пункт 2 и 3 пока не дойдете до верха.

    Решетчатая шнуровка

    Нужно заинтересовать ребенка, предложив ему завязывать длинные шнурки красиво. Можно потренироваться на папиных ботинках, где отверстий не меньше, чем шесть пар, и дать малышу сделать все правильно самостоятельно.

    Сначала проденьте шнурок в нижние отверстия. После этого перекрестите концы и проденьте их в четвертые отверстия снизу. По внутренней стороне на ботинках спуститесь вниз и проденьте через вторые внизу проушины. Затем снова засуньте обе стороны в четвертые дырочки, но теперь отверстия считайте от второго снизу ряда. Продолжайте пока не закончатся дырочки. В конце можете завязать аккуратный бантик на ботинках.

    Прямая шнуровка

    Если вы хотите спрятать шнурки в туфлях, и чтобы их было видно как можно меньше, то попробуйте научить ребенка завязывать туфли прямой шнуровкой. Для этого нужно взять длинные шнурки, тогда учиться будет очень просто.

    Сначала проденьте концы внутрь. Левую сторону проденьте наружу через следующее отверстие через дырку в том же ряду. Также поступите и с правой частью, но отверстие должно быть через одно от самого нижнего.

    Левую сторону проденьте в параллельное отверстие во втором ряду снизу. Правую часть проденьте точно также, только выше. Остальные проушины нужно будет заполнять точно по этой же схеме, получится очень красиво. Сверху шнурки можно завязать на бантик.

    Диагональная шнуровка

    Чтобы просто и правильно научить ребенка завязывать шнурочки на кроссовках и кедах диагональной шнуровкой вы должны будете:

    1. Пропустить концы через нижние отверстия, один изнутри, в другой снаружи.
    2. Возьмитесь за ту сторону, которая спрятана изнутри и проведите ее в противоположную следующую проушину. Конец должен быть с внешней стороны, а не с внутренней.
    3. Другую сторону пропустите через противоположное отверстие изнутри. Теперь так сторона, которая пряталась внутри в кроссовках, будет видна. Продолжайте, чередуя видимую и невидимую сторону.

    Шнуровка лесенкой

    Пытаясь научить малыша делать способ «Лесенкой», возьмите шнурок подлиннее. Вы его проденете в нижние отверстия так, чтобы концы уходили внутрь кед. Левую часть перекиньте на правую сторону и выведите его наружу, пропустив через проушину. Держа в руках то же левый конец, проденьте его в противоположную дырочку.

    Теперь, проденьте правую часть, перекинув его к левой дырке. Выведите ее наружу и проведите через противоположное отверстие. Повторяйте действия, пока не закончите шнуровку на кроссовках. Можете завязать ее в виде бантика, будет очень красиво.

    Двойная обратная шнуровка

    Начинайте шнуровку не традиционно снизу, а сверху. Нужно продеть оба конца внутрь и протянуть их вниз. Вытягивайте их наружу, перекрестите и проденьте внутрь, пропустив один ряд дырочек. Когда дойдете до последнего ряда, проведите оставшиеся свободными части тесьмы внутрь, перекрестите части и проденьте в отверстия. Выведите их наружу снова и, по необходимости, повторите все действия с самого начала, но при этом шнуровку располагайте снизу вверх. В конце ее можно завязать на туфлях в виде бантика.

    Узловая сегментная шнуровка

    Совсем уже необычный способ шнуровки – это узловой. Он требует некоторой ловкости, но зато так шнурки прослужат намного дольше. Проведите их через первые проушины и выведите концы наружу. Сделайте перекрест и проденьте их в дырки верхнего ряда.

    Когда дойдете до середины ботинка – сформируйте рифовый узел. Он выполняется так – сначала завяжите простой узелок, а поверх него сделайте такой же. После узла завязывайте шнуровку тем же способом.

    Шахматная шнуровка

    Вы можете использовать два шнурка разных цветов, чтобы сделать шахматную шнуровку. Выберите широкие плоские шнурочки, так внешний вид будет красивым. Проденьте шнурок одного цвета в отверстия нижнего ряда и завязывайте его до самого верха прямой шнуровкой. Второй шнурок нужно пропустить через горизонтальные полосы способом полотняного переплетения, у вас получится некий вид шахматной доски. Завязать концы лучше снизу и спрятать внизу кроссовка.

    5 лучших способов зашнуровать обувь

    Быстро и без хлопот справиться со шнурками не всегда под силу детям дошкольного возраста. Как научить ребенка завязывать шнурки, чтобы он выполнял это действие легко и уверенно?

    Подготовительный этап

    Чтобы ребенок легко осваивал новые навыки, связанные с мелкой моторикой, следует с первого года жизни малыша уделять внимание этому аспекту развития. Ребенку, научившемуся сидеть, необходимо давать предметы с различной формой и фактурой поверхности.

    Детям от двух лет и старше полезно играть с сыпучими материалами и мелкими предметами, которые можно перебирать – в эту категорию входят крупы, бусины, мелкие пуговицы. Но во время этих игр необходимо непрерывно контролировать ребенка, поскольку он может засунуть мелкий предмет в нос или проглотить.

    Мелкую моторику помогают развить и такие интересные занятия, как лепка, рисование и штриховка, игры с конструкторами, нанизывание бусин на нитку. В ходе игр важно объяснить ребенку, где у него левая рука и где правая, выяснить, какая из них берет на себя основную нагрузку при выполнении действий. Это поможет в дальнейшем быстрее справиться с освоением шнурков.

    Когда начинать обучение

    Подходящий возраст для обучения детей завязыванию шнурков – 3-6 лет. К школьному возрасту ребенок должен уверенно справляться с задачей.

    С одной стороны, трехлетнему малышу освоить данный навык сложнее, чем шестилетке, у которого мелкая моторика развита заметно сильнее. С другой – занятия по завязыванию шнурков стимулируют развитие мелкой моторики, параллельно с которой развивается интеллект и обучаемость малыша.

    Желательно начать учить малыша завязывать шнурки в три-четыре года. Важен и момент психологии: нередко возникает ситуация, когда родители покупают дошкольнику обувь только на застежках, чтобы он самостоятельно справлялся со сборами на прогулку, а потом раздражаются, когда обнаруживают, что ребенок в 6 лет не в состоянии завязать шнурки.

    Обратите внимание: шнурки в обуви для детей должны быть мягкими и плоскими. Их проще завязать, и они хорошо держат узел. Круглые скользкие шнурки плохо завязываются и самопроизвольно развязываются во время ходьбы.

    В какой форме обучать

    Обучение должно идти в игровой форме. Малышу легче осваивать новые навыки без психологического давления со стороны взрослых. Ему должен быть интересен процесс. Сочините какую-нибудь интересную историю, где герою требуется правильно завязать шнурочки или бантики.

    Не стоит начинать со шнурков на обувке малыша. Детям проще справляться с более крупными объектами, как раз в силу недостаточно развитой моторики пальцев. Для первых занятий подготовьте тесемки шириной около полутора сантиметров. Можно приобрести специальную развивающую игру со шнуровкой.

    Теорию подкрепляйте практикой – демонстрируйте процесс с подробными объяснениями. Важно сидеть рядом с ребенком, а не напротив него – малыши не умеют «зеркалить» движения, это их запутает и вызовет стресс.

    Обязательно купите сыну или дочке новенькую пару обуви с красивыми шнурками. Можно дополнительно приобрести несколько пар шнурков разных цветов, и малыш с удовольствием станет их менять, экспериментируя с цветовой гаммой, обучаясь в процессе уверенно шнуровать обувку.

    Медлительные и неуверенные движения пальчиков малыша нередко вызывают у взрослого раздражение и желание быстро все сделать за ребенка, особенно если речь идет о сборах на прогулку или в гости. Не поддавайтесь негативным эмоциям, поскольку детишки прекрасно их чувствуют, даже при отсутствии внешних проявлений.

    Наберитесь терпения, обязательно хвалите ребенка за удачные действия и не ругайте за неудачные попытки завязать шнурок. Ежедневная практика обязательно принесет свои плоды.

    Техника завязывания шнурков

    Традиционно детей обучают завязывать на шнурках бантик из двух петелек:

    • каждый конец шнурка складывается пополам, образуя плоскую петельку;
    • петельки скрещиваются между собой;
    • верхнюю петельку перегибают вниз и выводят на то же место с другой стороны второй петли;
    • просто потянув за петельки, затягивают узелок.

    Обязательно объясните малышу роль петелек: без них шнурки будет очень трудно развязать. Дайте ребенку несколько раз самостоятельно развязать сделанные вами бантики. Надо, чтобы он тянул неторопливо и внимательно посмотрел, что происходит с узелком при развязывании.

    Со временем большинство детей самостоятельно переходят на более быстрый вариант завязывания шнурков на две петельки. Можно сразу обучить и такому способу:

    • один конец шнурка складывается в петельку;
    • поверх него заводится второй гонец шнурка;
    • пальцем, на котором лежит петелька, подцепляется серединка второго шнурка и выводится под петелькой наружу в виде второй петли;
    • петельки затягиваются.

    Покажите ребенку способ завязывания на одну петлю, а также другие варианты, какие вам знакомы. Если у ребенка поддерживать интерес к теме, то со временем малыш освоит разные способы завязывания, что благотворно повлияет на развитие моторики пальцев, пространственного воображения.

    Если окрасить половину белого шнурка в какой-либо цвет (это можно сделать маркером или любым подходящим красителем), ребенку будет проще запомнить, какую петельку ему удобнее делать верхней – левую или правую. Это особенно важно, если малыш левша или амбидекстр (человек, которому практически одинаково комфортно работать обеими руками).

    Чтобы ребенок научился легко и просто завязывать бантик из петелек, придумайте веселую игру, в ходе которой ему придется сделать несколько бантиков из широких тесемок, завязанных на подходящих предметах в доме – ручке двери, спинке стула, на перекладине детского спортивного комплекса.

    Если малыш сам пожелал научиться завязывать шнурочки на обуви, не откладывайте начало обучения на более взрослый возраст!

    Придумайте поощрение для дочки или сына, который впервые самостоятельно справился с обувью на шнурках. Это может быть прогулка в зоопарк или парк с каруселями, игра с родителями в футбол или догоняшки.

    Вопрос, как научить ребенка завязывать шнурки, интересует многих родителей. Это сделать просто, если не требовать от малыша освоить навык немедленно. Запаситесь терпением и создайте ребенку благоприятную обстановку.



    Рассказать друзьям