Психолог подросток не хочет учиться. Подросток отказывается ходить в школу что делать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

Что же делать?

— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.

Навигация по записям

Как мотивировать подростка к учебе : 20 комментариев

  1. RitaR

    Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

  2. Larissa

    Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

  3. Ника

    Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

    1. Виктор

      Это как раз для 7-8 классников и есть совет.
      Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

    2. Ирина Рогожкина Автор записи

      7-8-классникам я бы отдельно посоветовала стараться расширять кругозор и пробовать самые разные активности. Если честно, меня не особенно стал бы беспокоить мальчишка, который неважно учится, но при этом активно развивает мозги в своих собственных делах и увлечениях. А вот если таких дел и увлечений не наблюдается, то стоит задуматься.
      Еще один важный момент! Я бы не советовала постоянно при ребенке сокрушаться: «Ох и умен он, и способен, только лентяй, ничего делать не хочет!» Дело в том, что ребенок в такой ситуации попадает в очень удобное положение. Его считают способным и умным. И, поскольку он ничего не делает, то свою «репутацию» риску не подвергает. А вот если бы он-таки захотел начать учиться, то могло бы и не выйти. Вдруг проблемы бы возникли. Стоит ли рисковать… Подростки частенько боятся начать что-то делать из страха, что не выйдет. Куда удобнее считать, что ты очень «крут», просто тебе ничего не надо.

  4. Ирина Рогожкина Автор записи

    Отличный комментарий от Татьяны Лимановны!
    Если он относится к детям среднего школьного возраста (3-7) классы, то я полностью согласна. Проблема в том, что у старшеклассников аргументация вроде «моя обязанность — работать, твоя — хорошо учиться» не всегда срабатывает. Срабатывает обычно в тех случаях, когда у ребенка уже появилась внутренняя мотивация к обучению — интерес к некоторым предметам, желание поступить в ВУЗ,… А вот если мотивации внутренней нет, то надо что-то придумывать.
    И еще насчет «интересно учиться»: Всё правильно — ВСЕ предметы действительно интересны быть не могут. И чем старше становится ребенок, тем больше элементов обязательности и даже принуждения (самопринуждения) должно быть в процессе обучение. Но если говорить о дошкольном возрасте (и, пожалуй, 1 классе), то интерес должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Именно он станет фундаментом, на котором потом вырастут способности, умение работать и прочие вещи.

  5. Андрей

    В ВУЗе нет мотивации, так как нет цели. Спросите себя, много ли студентов в ВУЗе знают учебный план? А там рассписано именно то, чему студенты научатся после того, как потратят 5 лучших лет своей жизни, а многие еще и платно. Большинство вплоть до конца пятого курса не понимают, что они будут делать на работе, какие навыки и знания им понадобятся и как они их будут применять. Таким образом ЦЕЛЬ обучения отсутствует полностью, нет ориентира, к которому студенты идут, им не с чем сравнивать, получили они то, что необходимо, или нет. Единственный ориентир это диплом, поэтому на рынке очень много дипломников и очень мало тех, кто реально может что–то делать в своей специальности.

Переходный возраст - штука сложная. Любимое чадо становится замкнутым, агрессивным, непослушным. Так хочется знать, что происходит в душе у любимого человечка, и как до него достучаться. Есть несколько гарантированных способов наладить контакт со взрослеющим ребенком.

Все средства хороши?

Способ первый. Твердая рука. Не хочет учиться? Отлично. Не выполняет своих обязанностей - пусть познакомится с темной стороной родительской заботы. Если подросток не хочет учиться, и мирным путем разрешить конфликт не удается, в ход идет мощная психологическая атака. Без криков, без упреков, нужно просто перестать выполнять свои родительские обязанности. По крайней мере, некоторую их часть. Сказать, что ребенок уже, видимо, повзрослел, раз сам принимает такие ответственные решения, как отказ от учебы. Перестать давать деньги на карманные расходы. Не убираться в его комнате, не стирать его вещи, еду готовить только для себя. При это оставаться ласковым родителем и говорить подростку, что он просто замечательный. Не каждый отец и тем более мать способны выдержать такое. Но, пройдя через вспышку ярости, подросток угомонится и пересмотрит свои взгляды на учебу.

Способ второй. Взятки гладки. Многие родители и педагоги выступают против денежных поощрений подростка, аргументируя это тем, что такой подход прививает излишнюю привязанность к материальном благам и воспитывает корыстность. Но это не совсем так, нужно просто делать все с умом. Ни в коем случае нельзя платить подростку за выполнение работы по дому - это его обязанность, которую он должен выполнять в любом случае. Можно установить определенную плату за отсутствие троек или четверок, и "штрафовать" ребенка за прогулы или неудовлетворительное поведение. Такое соглашение воспитывает ответственность и помогает подростку понять, что всего нужно добиваться своим трудом.

Способ третий. Великий диктатор. Как заставить подростка учиться методом силы? Следить за каждым его шагом, "стоять над душой" во время выполнения домашнего задания, не выпускать никуда из дома, если учеба по прежнему не становится для него приоритетом. Этот метод не очень хорош. Он, конечно, поможет достичь некоторого внешнего послушания, и то ненадолго. Доверие между родителями и ребенком будет подорвано. Это во-первых, а во-вторых, подросток будет ощущать себя, как в тюрьме, что только усилит глубину его внутренних противоречий. Ежовые руковицы можно применить только в том случае, если любимое чадо переходит все границы.

Способ четвертый. Пора взрослеть. Стоит попробовать внушить подростку, что его будущая репутация и успешность зависит от того, как он относится к учебе в настоящий момент.

Важно понять, что с подростком нельзя обращаться, как с ребенком. Нужно говорить с ним, как с равным. В переходный период взрослеющий человек ищет себя, это состояние часто сопровождается ощущением безысходности, одиночества и позицией "весь мир против меня". Прежде чем переходить в наступление, нужно разобраться с чувствами бунтующего дитяти.

Нестандартный подход

Способ пятый. Разговор по душам. Можно попробовать выяснить истинную причину неприязни к учебе. Возможно, в школе ему что-то не нравится, либо не складываются отношения с одноклассниками или преподавателями. Здесь нужно быть больше другом, нежели родителем. Начать разговор мягко и издалека, выбрать момент, когда подросток пребывает в хорошем настроении. Убедить его, что в его мыслях и чувствах нет ничего смешного или постыдного. Разобравшись в том, что гложет ребенка, поняв, что стоит за его вызывающим поведением, будет легче направить его на истинный путь. Возможно, отказ от учебы - это завуалированный крик о помощи. Взрослые быстро забывают, как это тяжело - быть подростком. Нужно дать понять ребенку, что родители всегда на его стороне и готовы оказать помощь в любой ситуации.

Способ шестой. Показательное выступление. Можно прибегнуть к помощи посторонних. Отыскать в окружении необразованного человека, жизнь которого не является образцом для подражания. Пусть это будет одинокая соседка, подвыпивший сантехник или продавец в магазине. Если удастся убедить этого человека выдать при ребенке тираду вроде "А ведь мама говорила - учись! Надо было слушаться, не пришлось бы теперь трубы чинить/за прилавком стоять/дворником работать". На впечатлительных детей действует безотказно. В то же время, можно подыскать молодого, успешного человека из числа знакомых, и пригласить его в гости, как бы просто для дружеского визита. Пусть восхищенный подросток наблюдает за привлекательной личностью и впитывает секреты ее или его успеха.

Способ седьмой. Клуб по интересам. Вполне возможно, что подросток сам не знает, почему он не хочет учиться. Ему просто не интересно. В период полового созревания, когда организм перестраивается и испытывает значительный стресс, очень часто наблюдаются симптомы хронической усталости, периоды необъяснимой апатии. Если ребенку ничего не интересно, надо это исправить, раскрыть его скрытые творческие способности, выявить интерес и склонность к чему-либо. Предложить варианты совместного досуга, спросить, чем бы ему хотелось заняться, куда сходить. Найдя малейшую зацепку, надо развивать то, что вызывает у подростка энтузиазм (конечно, в пределах разумного) . Данный подход имеет смысл применить только в случае с интровертными, застенчивыми подростками, дабы не стать жертвой манипуляции собственного ребенка.

Как известно, многие великие люди плохо учились в школе. Это не должно служить оправданием для всех делать то же самое. Но если у ребенка есть какое-то сильное увлечение, на это стоит обратить внимание и поддержать его начинание. Элвису Пресли его первую гитару подарила тетка со словами "Музыка - это хорошо, но на ней денег не заработать". Спустя годы, став миллионером и легендой, король рок-н-ролла преподнес ей шикарное блюда, на котором были выгравированы эти слова.

Только родительское сердце может почувствовать, как мотивировать подростка улучшить свое поведение и академическую успеваемость. Важно помнить, что это борьба в первую очередь не за оценки в аттестате, а за счастье ребенка и его доверительное отношение к родителям.

Учиться, необходимо узнать причину, по которой он не хочет делать это самостоятельно. Причины могут быть самыми разными, например, он постоянно думает в компании своих друзей или не может оторваться от любимой компьютерной игры. В любом случае, без ответа на этот вопрос решение проблемы будет крайне затруднительным.

Эмоции подростка

Изучите эмоциональный настрой подростка, возможно, трудности в учебе, сложность заданий, с которыми ему приходится сталкиваться, заставляют его опустить руки. В таком случае вам предстоит поработать над мотивацией. Страх перед учебой, тревога за результат и неуверенность в себе также могут привести к тому, что ребенок просто откажется заниматься.

Приоритеты

Помните, что для некоторых главным приоритетом является общение с друзьями и занятие любимыми делами. Такое отношение к делам переносится ими и в школу, учеба при этом воспринимается ими как вынужденная необходимость. Если ваш ребенок и не относится к таким детям, наверняка в его классе найдется подросток, негативно влияющий на одноклассников. Расскажите подростку, что хорошая учеба вовсе не подразумевает отсутствие друзей. Поведайте истории из своего детства, рассказывайте о своих школьных друзьях и о том, как вы учились в школе.
Если вы родитель одиночка, постарайтесь найти к ребенку правильный подход, с учетом отсутствия влияния второго родителя. Неправильный подход может усугубить ситуацию.

Сохраняйте положительный настрой

Не ограничивайтесь похвалой или словами поддержки только если ребенок делают что-то хорошее. Такой подход заставляет подростка избегать ошибки и трудности. Если ваш ребенок пришел из школы, получив неудовлетворительную оценку за контрольную работу, не ругайте его. Отнеситесь к этому с пониманием и скажите слова поддержки.
Возможно, подростку потребовалось мужество сказать вам о плохой оценке, в таком случае ваша реакция будет особенно важной.

Домашнее задание

Если подросток не любит делать домашние задания, не говорите ему «Пойди, сделай уроки», вместо этого сядьте рядом с ним за стол и не отходите, пока не убедитесь, что он действительно начал это делать. Некоторым подросткам необходим небольшой толчок, чтобы затем продолжить выполнять работу.

Не давите

Не ждите от своего ребенка, чтобы он был таким же успешным и хорошим как, например, вы. Если он не выполняет какую–либо работу по дому, это не значит, что он безответственен, это означает, что он всего лишь подросток. Не ругайте его по мелочам, станьте для него другом. Относитесь к его промахам с чувством юмора, напоминая при этом о его обязанностях. Используйте необычные или игровые формы общения, например, оставляйте записки с напоминанием, что ему о необходимости сделать уроки.

Постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект, это заставляют ребенка занять оборонительную позицию. Чаще проводите с ним мозговой штурм касаемо его учебы. Подростки больше склонны следовать собственноручно составленному плану.

Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.

Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.

Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации ?

  1. Рано отдали ребенка в школу

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив

«Не будешь учиться, станешь дворником », — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.


  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Некорректные методы воспитания

К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали », — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть» . Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки

«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй! ». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.

  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так? »


Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

  1. Неблагополучие в классе

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

  1. Отсутствие цели

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

  1. Умение прилагать усилия

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

  1. Умение организовывать себя

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно! » и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия



Рассказать друзьям