ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Тема 1. Теоретико-методологичекие проблемы воспитания
в современных условиях
- Междисциплинарный подход к воспитанию.
- Проблемы психологии воспитания.
- Основные понятия психологии воспитания: формирование, становление, воспитание, социализация.
- Принципы воспитания.
- Механизмы воспитания.
- Возрастные особенности подражания.
- Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А.Г.Асмолову).
- Концепция воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова.
- Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К.Оллред).
- Классификация методов воспитания.
- Способы влияния в воспитании.
- Виды воспитания
Междисциплинарный подход к воспитанию
Проблемы психологии воспитания
Соотношение понятий: формирование, становление, социализация, воспитание
Типы взаимосвязи обучения и воспитания
Принципы воспитания
Психологические механизмы формирования личности
Ф.И. Иващенко Психология воспитания школьников: Учеб. Пособие. – Мн.: Университетское, 1999. – 136 с.
Возрастные особенности подражания
Психологические стратегии воспитания личности в современных условиях
(по А.Г. Асмолову)
Концепция воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова
Психолого-педагогические процессы |
Воспитание |
Социализация |
Самовоспитание |
Возрастные границы |
7-14 |
14-25 |
|
Родители |
Друзья |
Группа Кумир |
|
Личностные новообразования |
Характер |
Моральные |
Суждения |
Социально-значимые свойства |
Нравственная культура |
Базовые ЗУН |
Профессиональные ЗУН |
Процесс воспитания интересный, часто непредсказуемый, всегда творческий. Многие педагоги и психологи говорят о парадоксах воспитания, озвучивая вопросы, на которые трудно ответить. Хочется обратиться к образному и вдумчивому описанию воспитания, которое дал в своей книге "Педагогика для всех" писатель, журналист "Учительской газеты" и "Первое сентября" Симон Львович Соловейчик: "Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности оно обманчиво, я бы сказал - коварно. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств" .
Так что же представляет собой процесс воспитания?
Проблема воспитания столь обширна, что ей занимаются многие науки - философия, педагогика, социология, психология и другие. И каждая из этих наук обозначает свой предмет исследования в данном процессе.
Психология выявляет психологические механизмы и закономерности процесса воспитания.
В словаре Вл. Даля понятие воспитывать означает "заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно...". Толковый словарь С. И. Ожегова описывал воспитание как "навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни".
Важно отметить, что в педагогической и психологической литературе мы встречаем определение воспитания и как передачу социального опыта, и как воздействие на человека и группу людей, и как организацию образа жизни и деятельности воспитанников, и с как создание условий для развития личности. Такое многообразие определений связано как с позицией автора, так и с влиянием обыденного сознания на формулировки данного термина.
В психологии процесс воспитания рассматривается в первую очередь как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных), способствующих формированию:
- 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
- 2) мировоззрения;
- 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Важно отметить, что психологи связывают процесс воспитания с развитием "смысловой сферы личности - личностных смыслов и выражающих их в поведении личности смысловых установках" , с "развитием мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, процесса открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности" .
Рассматривая воспитание с точки зрения психологической науки, будем обращать внимание на механизмы, закономерности развития личности человека, которые определяют весь ход этого процесса.
Психологической сущностью процесса воспитания является понимание и учет психологических механизмов формирования личности при взаимодействии воспитателя и воспитанника, изучение эффекта воспитательных воздействий в зависимости от различных индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Процесс воспитания человека связан с его социализацией и формированием личности. Рассмотрим взаимосвязь между этими понятиями, а также психологические механизмы социализации и формирования личности.
Социализация - это непрерывный процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта.
Важно обратить внимание на понятия "ценности" и "норма", которые наиболее явно отражают процесс социализации ребенка.
Ценности, по словарю С. И Ожегова и Н. Ю. Шведовой, обозначают важность, значение. В психологии ценности рассматриваются не как объективные свойства предметов или явлений, а как субъективная оценка конкретных свойств, которые вовлечены в систему общественных отношений. Система ценностей задается через интенциональные нормы и служит повседневным ориентиром в предметной и социальной действительности человека.
Норма, по словарю С. И Ожегова и Н. Ю. Шведовой, - признанный обязательным порядок. Однако норма, в психологическом смысле слова, подразумевает не только "сообразность поведения" (по А. В. Петровскому), но и его творческую направленность. Не зря Л. С. Выготский отмечал, что "норма представляет из себя чисто отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частных случаев и на деле не встречается в чистом виде - всегда с некоторой примесью ненормальных форм".
Под социальными ценностями и нормами понимают сложившиеся в социуме правила, образцы, эталоны поведения, которые регламентируют и регулируют жизнедеятельность человека в системе общественных отношений. Они определяют границы допустимого и недопустимого в поведении человека в различных (конкретных) условиях жизни и деятельности.
Принято различать формы существования социальных норм:
- - нормы морали - правила поведения внутри конкретной социальной группы, в которых выражаются социальные представления о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д., нарушение которых вызывает осуждение в обществе;
- - правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы выражены в законах или других нормативных правовых актах;
- - религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.
В процессе социализации, который длится всю жизнь, А. В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности:
- 1) детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
- 2) отрочество - индивидуализация , выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";
- 3) юность - интеграция , выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через эти роли человек проявляется как социальный индивид, личность.
Социализация личности происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Таким образом, воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Современная ситуация, связанная с интенсивным развитием рыночной экономики и некоторой переориентацией на материальные ценности, вызвала определенное усиление развития у молодых людей таких качеств, как эгоцентризм, равнодушие, пассивность. Воспитание же позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, "придать ей гуманистическую ориентацию , востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики" .
Взрослый человек помогает ребенку социализироваться, и в то же время исправляет некоторые негативные моменты стихийной социализации растущего человека.
В работе Л. С. Выготского "Педагогическая психология", написанной в 1926 г., автор обосновывает идеи воспитания ребенка, опираясь на теоретические основы психологии и подтверждая их примерами, взятыми из практики.
"Ребенок воспитывается на собственном опыте. Психологическая точка зрения требует признать, что в воспитательном процессе личный опыт ученика представляет из себя все" .
"Воспитание имеет целью не приспособление к уже существующей среде... элементы среды могут заключать подчас совершенно вредные и губительные влияния. Вот почему на долю учителя в процессе воспитания выпадает тоже активная роль - лепить, кромсать элементы среды, сочетать их самым разным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна" . Речь идет о том, чтобы учитель брался "лепить" не ребенка непосредственно, а среду и только через нее ребенка. Коллектив детей под руководством грамотного, любящего детей педагога является лучшей социальной средой, воспитывающей ребенка как личность.
Можно сделать общий вывод: ребенка, ученика воспитывает не учитель непосредственно, а педагогически организованная учителем социальная среда, в которой ученик воспитывается сам.
Более широким понятием, чем воспитание, является понятие формирование личности. Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью , появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л. И. Божович).
Важно подчеркнуть, что на формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные:
- 1) общественное бытие и сознание, утвердившиеся в стране;
- 2) специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором живет и развивается человек;
- 3) семья, в которой он родился и воспитывается;
- 4) среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые и т.д.;
- 5) общественное воспитание в разных внешкольных учреждениях (спортшколы, кружки и т.п.);
- 6) школа, в которой учится и воспитывается ученик.
Отметим, что указанные факторы оказывают на ребенка свое влияние не прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой личности школьника (психические особенности, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).
Таким образом, в процессе жизни идет формирование личности человека, требования общества связаны с непрерывным процессом социализации, воспитание же выступает как некоторый механизм управления данными процессами, по не является определяющим в развитии личности конкретного человека. Мы никогда не может с точностью предсказать итог нашего воспитания.
Поэтому достаточно сложно говорить о воспитательных технологиях. Педагогические технологии - это сложные системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно- воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, чем технологии обучения, так как в основе их всегда лежат более личностные отношения между воспитателем и учащимися. Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование , целеполагание } проектирование , конструирование , организационно-деятельностный компонент , контрольно-управленческий компонент. Наиболее известными воспитательными технологиями являются: гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова, технология гуманного коллективного воспитания
В. А. Сухомлинского, технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н. Е. Щурковой). Характерной особенностью как технологий обучения, так и технологий воспитания является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и ее пошаговый анализ.
Развитие ребенка, его обучение и воспитание протекают в единстве, во взаимосвязи. Однако важно отмстить, что многие исследователи отдают первенство воспитанию. Так, литовский ученый Р. Тидикис в статье "Об уровнях воспитания" отмечает, что "на практике чаще всего не образование определяет нравственность , а, наоборот , нравственность определяет потребность человека в образовании" (цит. по С. Л. Соловейчику). Нравственный человек никогда не будет ниже своей среды по культурному уровню.
Рассматривая процесс воспитания во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической точки зрения можно сказать, что формирование у ребенка мотивов поведения, с одной стороны, а с другой - доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения и является сущностью воспитания.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязи основных элементов:
- 1) цели и содержание;
- 2) методы и средства;
- 3) достигнутые результаты.
Цели воспитания всегда отвечают состоянию и перспективам развития общества, его определенной экономической и социальной структуре. В научном плане "намечать и указывать цели воспитания - дело общей педагогики и социальной этики", "...педагогическая психология может быть одинаково направлена на любую систему воспитания. Она может указывать, как следует воспитывать раба и свободного человека... Химия и физика служат в одинаковой степени как войне, так и культуре. Поэтому каждая педагогическая система должна иметь свою систему педагогической психологии" , - отмечал Л. С. Выготский.
Все эти слова Л. С. Выготского необычайно актуальны в настоящее время. В связи с усилением расслоения общества возникают различные социальные запросы, а следовательно, учебные заведения с определенной заданностыо в развитии личности молодого человека. "Всегда существует известное взаимодействие влияний и связь между большой и малой социальной средой, и вся сложность психологической проблемы воспитания заключается не в чем ином, как в установлении истинных границ этой независимости. Достаточно вспомнить ту образовательную систему царской русской школы, которая создавала лицеи и институты для дворянства, реальные училища для городской буржуазии, приюты и ремесленные училища для бедноты" .
Поэтому, включаясь в процесс воспитания, выбирая ту или иную педагогическую систему с ее методами и подходами, нам важно отдавать себе отчет в том, кого мы хотим воспитать, какие качества мы стремимся активизировать в подрастающем человеке.
По направлению выделяют умственное (развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя); нравственное (этические требования общества, основные постулаты которых были представлены в Библии и Коране); трудовое (развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности); физическое (тренировка двигательных навыков, закаливание организма) и эстетическое (развитие эстетического отношения к действительности) воспитание.
Все эти направления воспитания взаимосвязаны, взаимозависимы.
Таким образом, учителю, родителю, воспитателю важно намечать конкретные цели воспитания ребенка, учитывая его индивидуальные особенности (свойства нервной системы, интересы, мотивы, способности и т.д.) и условия развития.
Для решения воспитательных задач можно выбрать разные сочетания методов, приемов и средств. В своей работе воспитатель использует систему методов соответственно поставленным целям. А так как методы являются "инструментами прикосновения к личности" (Л. С. Макаренко), то при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника.
В современной литературе приводятся различные методы воспитания.
- 1. Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника: убеждения, нравоучения, требования, приказы, угрозы, наказания, поощрения, личный пример, просьба, совет.
- 2. Создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, поведение, проявить характер, выразить свою позицию.
- 3. Влияние средств массовой информации, мнения референтной группы, авторитетного для ребенка человека.
- 4. Создание совместной деятельности воспитателя и воспитанника.
- 5. Передача информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения.
- 6. Погружение в мир народных традиций, чтение художественной литературы.
В последнее время широкое распространение получили методы психотерапевтического воздействия на личность. Эти методы направлены на помощь воспитаннику в преодолении конфликтных и стрессовых ситуаций, в решении учебных и личных проблем. К психотерапевтическим методам относятся беседа, социально-психологический тренинг. Надо отметить большую значимость этих методов в работе с детьми, так как с каждым годом отмечается все большие нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в школе, что проявляется в тревожности, страхах, агрессивности.
Можно выделить определенные различия в методах воспитания, связанных со сферой воздействия:
- когнитивные методы воздействия направлены на преобразование системы знаний человека (убеждения, связанные с системой аргументации);
эмоциональные воспитательные воздействия, связанные с "заражением" определенными эмоциям, отношением, способствуют возникновению у воспитанника определенного аффективного состояния (интереса, радости, спокойствия);
- поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека, связаны с выработкой привычек в учебной, трудовой деятельности, в общении.
Однако поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из этих воздействий происходит влияние на личность в целом. В работе С. Я. Рубинштейн "О воспитании привычек у детей" (1996) рассматривается взаимовлияние этих компонентов психики. Автором отмечается, что повторение ребенком любого, даже полезного действия, которое вызывает у него негативное переживание, не станет привычным для него. Воспитание у ребенка положительных привычек, которые К. Д. Ушинский называл рычагом воспитательной деятельности, должно сочетаться с положительными эмоциями, интересом.
С другой стороны, многими педагогами и психологами отмечается рассогласование между пониманием, осознанием правильного поведения и непосредственным его осуществлением. А. С. Макаренко писал в связи с этим: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали" .
Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания правильности действия, стремление его повторять - все эго лежит в основе формирования привычек, которые придают прочность, устойчивость всякой системе воспитания.
От правильного взаимодействия взрослого с ребенком зависит развитие личности ребенка, его самооценка, успешность в различных сферах деятельности. При выборе методов воздействия необходимо учитывать и возрастные особенности. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления и наглядной памяти, большое значение будут иметь пример окружающих людей, литературный образ. Это ступень наглядного образа. В более старшем возрасте, с развитием отвлеченного мышления, многое требуется доказывать. А часто получается наоборот. Мы часто долго убеждаем малыша, где надо просто требовать, категорически что-то запрещаем подростку, где надо обосновывать это запрещение, чтобы он его внутренне принял.
При выборе методов воспитательного воздействия на ребенка важно также учитывать его психическое состояние, которое в значительной мере определяет восприятие этого воздействия. Например, школьник по-разному реагирует на порицание, будучи возбужденным и спокойным. Существует правило, согласно которому следует взыскивать, когда ребенок "остынет" от совершенного им проступка. В противном случае возбуждение от наказания лишь "пристраивается" к остаточному после проступка возбуждению, в какой-то мере усиливая его .
Следовательно, реакции учащихся на различные методы воздействия определяются не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и психологическими свойствами и состояниями учащегося.
Процесс воспитания ребенка начинается с семьи. Поэтому представляет интерес остановиться на особенностях семейного воспитания ребенка.
Отечественный философ, педагог, психолог В. В. Зеньковский (1881 - 1962) в 1924 г. в своей работе "Психология детства" писал: "Нормальная семья может и не задаваться педагогическими задачами , - она все равно воспитывает самим строем своим , взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над детьми своим авторитетом , но они же приближаются к детям в нежной любви к ним. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях" .
Взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления "Я" ребенка, его личности.
Чтобы воспитательные воздействия были эффективны, существуют психологические требования к организации процесса воспитания.
Часть из этих требований указана в работах Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова, М. В. Гамезо.
- 1. Основой воспитания является формирование у ребенка нужной мотивации. Это значит, что прежде чем воспитывать у детей какие-то качества, свойства и отношения, надо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях.
- 2. Важно настойчиво воспитывать у детей положительные привычки и помогать искоренять отрицательные. Значительную роль здесь играет подкрепление. Отсутствие оценки действий ребенка со стороны взрослого часто мешает ему правильно ориентироваться в ситуации.
- 3. Воспитание качеств личности у учащихся возможно лишь в процессе их собственной деятельности , которая должна быть организована таким образом, чтобы в ходе ее выполнения формировались нужные мотивы, привычные способы действий.
- 4. Воспитательные воздействия взрослый должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам.
- 5. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка и проявлять полное уважение к его личности.
Конечно, изучаются законы и механизмы воспитательного процесса. Но надо признать, что этот процесс так и остается во многом непредсказуемым, творчески захватывающим.
Как и у любой деятельности, у воспитания должен быть результат. Прежде всего необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: но отношению к людям, к деятельности; по облику и речи; по манере поведения в целом и отдельным поступкам; по ценностным ориентациям.
Таким образом, в критериях воспитания проступают два аспекта: внешний, связанный с выполнением норм, правил поведения, и внутренний, определяющийся моральными установками, мотивами, нравственными выборами.
Успешность воспитания проявляется как повышение самостоятельности и активности воспитанника, передача ему полномочий и обязанностей. Важно, чтобы у ребенка возникла мотивация к самовоспитанию.
Основные приемы самовоспитания: самопознание ; самообладание ; самостимулирование.
Важно, чтобы ребенок мог понимать свои поступки, анализировал не только внешнюю сторону поведения, но и мотивы поступков. Приемы самообладания помогают мобилизовать силу воли, сдерживать эмоции, обрести уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включающие самоободрение, самопоощрение, самонаказание, помогают ребенку регулировать свое состояние и свою деятельность.
Подводя некоторый итог обсуждению проблемы психологических аспектов воспитания, хочется еще раз отметить, что в воспитании как многофакторном процессе особенно значимы группы как объективных, так и субъективных условий. Самыми влиятельными из объективных условий являются стиль общения в семье и школьная атмосфера. По мнению многих исследователей, изменяя школьную и семейную атмосферу, удастся полностью изменить отклоняющееся поведение и развитие ребенка (М. Раттер, А. С. Спиваковская и др.).
Для учителя процесс воспитания прежде всего связан с классным коллективом, учитель создает из него среду воспитания, организует педагогическую деятельность таким образом, чтобы дети не только усваивали знания, но и овладевали человеческими личностными качествами. Поэтому успех учителя как воспитателя связан с тем, как он сумел сделать обучение собственной деятельностью учащихся, в которой они сами себя развивают и воспитывают.
Там же. С. 84.
Кризис в духовной жизни России постперестроечного периода, породивший потерю доверия к коммунистическим идеалам и ценностям, вылился в кризис смысла жизни, охвативший большую часть общества, в том числе и молодежь. Аморфность целевых установок, абстрактность ценностных ориентаций, мировоззренческий вакуум в условиях преобразования общества, дестабилизации экономики и падение жизненного уровня ведут к эрозии и деформации нравственного сознания молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, равнодушие, цинизм, бездуховность характеризуют психологию молодых людей. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего усиления коммерциализации профессионального образования, что отрицательно скажется на равенстве возможностей получения образования, приведет к дальнейшей нравственной эрозии сознания молодежи.
Хотя педагогическая наука и не несет непосредственной ответственности за описанные выше негативные явления, но в силу присущих ей функций она обязана привлечь все силы общества к решению насущных и перспективных проблем образования, охваченного кризисом, как и все сферы жизни общества. В такой ситуации особенно пристального внимания заслуживает проблема воспитания подрастающего поколения.
В отечественных исследованиях, посвященных вопросам воспитания, поставлен ряд острых проблем:
1. Поиск цели воспитания при отсутствии национальной идеи. Соотнесение внешне заданных целей воспитания, реализуемых в деятельности педагога, и внутренне принятых целей, реализуемых в деятельности учащихся.
2. Определение места и роли всех субъектов воспитания в воспитательной системе. Особого переосмысления требует проблема коллективного и лично
го в воспитании.
3. Определение места и роли в системе воспитания молодежных объединений и организаций, других форм ученического соуправления, без которых не
мыслимо воспитание такого важного качества, как самодеятельность, являющегося ведущей детерминантой личностного развития.
Важное значение в решении этих проблем имеет социалъно-профессиональное воспитание обучающейсямолодежи.
В широком смысле слова социально-профессиональное воспитание - это взаимодействие двух и более субъектов (общества и личности, социальной общности и индивида), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Важную роль в освоении профессии играет профессиональное образование, система мер по профориентации, профконсультации, профотбору для конкретных видов профессий, а также и повышение квалификации.
В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс становления личности, адекватной профессиональному труду. Оно представляет собой процесс нежесткого психологического и технического управления обстоятельствами, способствующими формированию у обучаемых профессиональной направленности, интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла и постоянной значимости профессионального труда, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля (как единства внешних и внутренних характеристик), профессиональной ответственности и надежности. Все это служит предпосылками социально-профессиональной мобильности, ответственности и конкурентоспособности специалиста в условиях рыночных отношений.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы профессионального воспитания специалиста в процессе преподавания циклов гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, включает в себя:
Создание ситуаций выбора на каждом этапе профессионального воспитания;
Дифференциацию целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
Направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;
Построение процесса профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития личности будущего специалиста;
Организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений преподавателя и учащихся;
Ориентацию учащихся в ценностях будущей профессиональной деятельности;
Построение содержания курсов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных дисциплин с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие, самоанализ, разрешение внутренних конфликтов, построение позитивных жизненных и профессиональных планов.
Конституирующей основой этого типа воспитания является профессия. Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализации личностью ориентированного профессионального воспитания требуется обеспечить необходимые педагогические условия:
Профессиональную компетентность педагогов;
Реализацию прав учащихся на качественное образование;
Вариативность и дифференцированность образования, позволяющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с различными индивидуально-психологическими особенностями;
Единство действий всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации);
Комплекс развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий;
Охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологичность образовательного процесса и среды).
Воспитание учащихся не является сегодня панацеей, т. к. о нем существует немало мифов.
Миф первый. Воспитание есть методология и средство борьбы с негативными или нежелательными проявлениями учащихся. Если этот процесс неэффективен, следовательно, виноваты педагоги, которые «не воспитывают учащихся». Это удобное средство воздействия администрации на педагогов.
Миф второй. Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования желаемых качеств. Это идея «силовой» парадигмы воспитания, которая существует и сегодня. Учащимся предлагаются различные ненужные мероприятия, совершенно далекие от их реальных потребностей и запросов. Кроме того, некоторых воспитателей надо и самих воспитывать.
Несостоятельность этой парадигмы показывает современное состояние воспитательного процесса. Нельзя заставить человека быть воспитанным и развиваться. Человек должен осознать необходимость и целесообразность этого. Следовательно, задача воспитателя - не искусственно формировать качества, а способствовать формированию стимулов для саморазвития, развития активности воспитуемого. Это парадигма педагогики сотрудничества, декларирующей единство воспитания и самовоспитания.
Миф третий. Процесс воспитания охватывает различные сферы деятельности, следовательно, и воздействие нужно осуществлять через разные сферы: трудовую, нравственную, политическую и т. д., т. к. развитие человека связано с его вовлечением во все виды деятельности.
Однако процесс воспитания инвариантен. Есть сферы, качества личности, которые нельзя развивать через какую-либо сферу деятельности. Об этом знает только сама личность. Поэтому и ее способность к саморазвитию нельзя «воспитывать» через сферы деятельности.
Миф четвертый. Воспитание осуществляется посредством овладения культурой. Овладевая культурой, мы формируем себя.
Овладение культурой - это самостоятельное творчество, средство индивидуализации. Таким образом, овладение профессиональной культурой должно лежать в основе профессионального становления.
Существование мифов о воспитании в учебном заведении ставит вопрос: какой же должна быть воспитательная работа? Рассмотрим возможные способы преодоления этих мифов.
Важную роль в воспитательном процессе в учебном заведении могут сыграть актуализация, демократизация и театрализация профессионально-образовательного процесса. Под актуализацией мы понимаем меловое и искреннее обсуждение в учебное и внеучебное время современных социальных, культурных и профессиональных проблем, которые живо затрагивают интересы обучаемых. Принцип демократизации нации подразумевает активное участие самих учащихся в организации учебного процесса и контроля за его качеством. Театрализация учебного процесса реализует такой принцип: сначала заинтересовать, а потом научить, причем система интересов должна строиться вокруг профессиональных ценностей как индикаторов профессиональной культуры.
Педагогика сотрудничества предполагает высокий профессиональный уровень самих преподавателей, их педагогическое мастерство, умение эмоционально, фасилитационно взаимодействовать с учащимися.
Анализ психологических и педагогических технологий сотрудничества педагогов и учащихся позволяет выделить ряд принципов, которые следует реализовывать в воспитательном процессе.
Принцип свободы выбора. В жизни существует огромное количество ценностей, в том числе профессиональных. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьих не знаем. Но среди них есть одна свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых идей, отсутствие выбора. Однако важно, чтобы право выбора было уравновешено осознанной ответственностью за свой выбор. Выбор будущей профессии должен предполагать свободу самоопределения в ней.
Принцип открытости. Сегодняшний учащийся смутно представляет себе границы своей информированности и границы собственного незнания. Поэтому обучение должно быть тесно связано с развитием любознательности, в противном случае оно превращается в воспитание исполнителя. Важно не только побуждать познание, но и сталкивать учащихся с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Для этого можно использовать открытые задачи, имеющие размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.
Принцип деятельности. Чтобы знания становились инструментом, а не багажом интеллекта, учащийся должен уметь ими пользоваться: преобразовывать, дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать их в разных моделях, то есть осваивать знания и умения в деятельности. Следовательно, необходимо увеличение удельного веса практики в процессе обучения. Это особенно важно для формирования у учащихся профессиональной направленности.
Принцип обратной связи. Отслеживание (мониторинг) в процессе профессионального обучения таких параметров, как выраженность профессионально важных качеств учащихся, уровень их нравственного развития, воспитанности, - необходимое условие профессионального становления личности.
Важное место в воспитании занимает внеучебная деятельность. Ее основные особенности и направления отражены в табл. 24.
Предмет, задачи, основные проблемы и методы педагогической психологии.
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
психология обучения;
психология воспитания;
психология учителя.
1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса.
Исследования в этой области направлены на выявление:
· взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
· соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
· возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
· психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др.
Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.
2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Исследования в этой области направлены на изучение:
· различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
· структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
· условий и последствий психической депривации и др.
2. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.
Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
· определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
· изучение эмоциональной устойчивости учителя;
· выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.
Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.
Основные проблемы педагогической психологии.
1. Проблема сенситивного периода. Эта проблема связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качеств ребенка. В настоящее время не известны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее всего, эти периоды, могут быть индивидуальны и своеобразны. Возможно, что существует несколько сенситивных периодов для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды. Пока, однозначных ответов на эти вопросы не существует.
2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка. Иными словами, как связаны биологическое созревание и обучение с развитием ребенка (помогает ли специально организованное обучение развитию ребенка или же мешает ему).
3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Какие приоритеты, и в каком возрасте должны быть, и как гармонично объединить процессы обучения и воспитания.
4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия. По каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты.
5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.
6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, и поиск валидных средств диагностики.
7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие деффекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие - нет.
8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения. Каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпа, ритма усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда в целом учебный процесс носит групповой характер.
Основные методы психологических исследований, применяемые для сбора информации:
Основной метод | его вариант |
1. Наблюдение | Внешнее – наблюдение со стороны Внутреннее – самонаблюдение Свободное Стандартизированное (по определенной заранее продуманной программе) Включенное (исследователь сам включается в качестве участника в процесс) |
2. Опрос | Устный Письменный Свободный Стандартизированный (заготовлены вопросы и возможные варианты ответов) |
3. Тесты | Тест-опросник (заранее отобранные и проверенные с точки зрения надежности) Тест-задание (дается серия специальных заданий) Проективный (незаконченное предложение, рассказ, рисуночные тесты) |
4.Эксперимент | Естественный Лабораторный В отличие от наблюдения при эксперименте исследователь не дожидается, пока интересующая сторона психики проявится, а вызывает ее, создавая условия. Формирующий эксперимент – целенаправленное воздействие на учащегося с целью формирования его качеств |
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.
Все методы он разделил на четыре группы:
o организационные;
o эмпирические;
o по способу обработки данных;
O интерпретационные.
1. К организационным методам ученый отнес:
o сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
o лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;