Раннее развитие ребенка. Что нужно знать, чтобы не навредить? Как развивать умственные способности ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

  1. Совет первый: не ждите, что сад или вырастят из вашего ребенка вундеркинда, занимайтесь с ним сами. Сейчас в продаже имеется много различных развивающих пособий и педагогических книг для родителей, написанных доступным, популярным языком. В них можно почерпнуть необходимые знания и научиться разным методикам раннего и последующего возрастного развития.

  2. Совет второй: внимательны к здоровью ребенка. Всем известно, что в здоровом теле живет здоровый дух, поэтому все проблемы со здоровьем малыша старайтесь сразу. Проходите вовремя необходимые обследования, ведь плохая память и рассеянное внимание ребенка могут быть следствием неврологических и других проблем организма. Если ваш ребенок к 5 годам плохо или неправильно произносит некоторые звуки, своевременно обратитесь к логопеду. Это поможет избежать проблем с дисграфией в .

  3. Совет третий: поощряйте творческие начинания малыша, даже если они добавят вам лишней уборки. Сейчас в продаже есть много прекрасных наборов для творчества, с помощью которых легко развивать ребенка и учить его как простым, так и сложным навыкам.

  4. Совет четвертый: развивайте в ребенке не только умственные и творческие способности, но и трудолюбие, усидчивость, учите его доводить каждое начатое дело до конца. Без этих важных качеств знания не принесут и пользы, более того, ребенок не сможет овладеть необходимыми умениями.

  5. Совет пятый: читайте книги, они развивают , любознательность и ум. А вот телевизор и компьютер лучше ограничить. Невропатологи вообще настоятельно советуют не показывать мультики и фильмы детям до 3-х лет. Окулисты также просят родителей ограничить время нахождения ребенка перед экраном до 30-20 минут в день.

  6. Совет шестой: подбирайте игрушки для малыша. Их не должно быть слишком много. Среди них должны быть развивающие и функциональные для ролевых игр.

  7. Совет седьмой: самое главное условие полноценного развития ребенка – это безусловная, нежная и внимательная любовь родителей. Поэтому не скупитесь на похвалы, знаки внимания и не жалейте сил и времени на своего малыша, все это сторицей возвратится к вам.

Видео по теме

Очень часто бывает так, что после рождения ребенка на его развитие остается мало времени. В таких случаях частенько родители считают, что малыш сам постепенно научится всему, и снижают до минимума попытки как-либо с ним заниматься. Чтобы избежать подобной участи, ребенка необходимо знакомить с окружающим миром и знаниями, начиная с самого раннего возраста.

Инструкция

Вопросы сыплются из вашего чада сплошным потоком, и вы не успеваете на них отвечать? Если хотите достичь положительного результата, то ни в коем случае не пропускайте вопросы мимо ушей, обязательно ответьте на все его расспросы без гнева и раздражения.

Помните, что выполняя вместе с задания, вы помогаете ему сформировать целостную картину мира. А если не можете ответить на вопрос, то лучше всего запастись словарями и энциклопедиями.

Ассортимент предоставляемых магазинами товаров предлагает нам большое количество развивающих книг и игр. Но старайтесь не особо увлекаться ими. Ребенку необходим отдых от такого количества поступающей информации. Следуя этим советам, вы сможете не только развить умственный способности своего чада, но и обучите его различным навыкам.

Начинать работать в рамках тематической недели можно с ребёнком полутора лет. Раньше будет сложно. А вот когда малыш подрос – и работа ладится, и всем весело и интересно.


С чего начать? Начинать легче всего с определения темы занятий на неделю. Для начала занятий лучше выбирать обобщённые, предметные вопросы. Темы должны быть такими, с которыми малыши знакомы. Это могут быть: фрукты и овощи, техника и транспорт, природа (окружающий мир), человек, посуда и мебель, и другие.


После того как тема выбрана, необходимо продумать задания и виды деятельности, которые наглядно, информативно, а главное, весело могут познакомить ребёнка с чем-то новым. Задания должны быть продуманы так, чтобы развитие было всесторонним. Внимание, мышление, сенсорика и мелкая моторика, речь и артикуляция, творчество, музыкальное и физическое развитие – вот то основное, на что стоит обратить внимание.


Удобно работать, составив план на каждый день. Это даст возможность придумать разные тематические задания и охватить все сферы. Можно читать книги, рассматривать тематические карточки, найти плакаты по теме. Для творчества подойдут краски, карандаши, аппликации, пластилиновые коврики, тесто для лепки. Все, на что хватит фантазии. Обязательно слушать музыку и делать физические разминки. Малыши любят сенсорные коробочки, все сыпучее, всякие мелкие предметы, которые можно перекладывать из ёмкости в ёмкость.


Ребёнку понравится читать с мамой книгу о медведе (на неделе «животные»), потом рассматривать картинки, ходить с папой как мишка, сделать аппликацию медведя с бочонком, выучив сразу коричневый цвет, и может даже поесть вкусный, сладкий мёд. Главное, не заставлять малыша делать то, что он не хочет. Возможно, пройдёт немного время, и он с интересом сделает все, от чего со слезами убегал два дня назад.

Совет 9: Как развивать творческие способности ребенка в 2 года

Развитие творческих способностей очень важно для гармоничной маленькой личности. Уделяйте внимание специальным занятиям с ребенком, особенно в возрасте 2х лет, когда идет формирование многих навыков и мышления.

Для развития творческих способностей в 2 года пригодится специальное тесто для лепки или мягкий пластилин. Пусть малыш учится раскатывать материал, отщипывать от него маленькие кусочки, соединять несколько частей в 1 целое. Покажите, как можно создавать из пластилина аппликации, вырезать из теста различные фигурки с использованием специальных формочек. Кроме того, обязательно позволяйте ребенку просто баловаться с пластилином, мять его и мешать цвета.

Создавайте вместе с малышом различные аппликации. Начните с простых вариантов, например, с картин исключительно из кругов. Кроме бумаги, для таких занятий можно брать вату, сухие листья, различные крупы и многие другие подручные материалы. Обратите внимание на готовые покупные наборы для первых аппликаций. В них уже вырезанные фигурки на клейкой основе. Вам не понадобятся ни клей, ни ножницы, а ребенок увидит основной принцип данного вида творчества.

Игры с конструкторами тоже можно отнести к занятиям по развитию творческих способностей. Они помогают развивать фантазию малыша. В двухлетнем возрасте материалом могут выступать как специальные наборы, так и просто кубики. Главное - избегать слишком мелких деталей.

Итак, вы внимательный и ответственный родитель, который развивает своего малыша в соответствии с принятыми стандартами. В два-три года вы отдаете малыша в детский сад, в 6-7 лет вы идете в школу, и далее – по плану. Такая цепочка воспитания-обучения длится уже многие годы и вошла в привычку многих родителей. Мы не будем здесь выискивать проблемы в системе образования. А постараемся обозначить другую, а именно - проблему раннего развития ребенка.

В одной известной книге под названием «После трех уже поздно» автором Масару Ибука описаны простые примеры успешного обучения младенцев в возрасте до трех лет. Автор пытается рассказать родителям, что они очень сильно недооценивают своих детей. К тому же дети быстрее понимают то, с чем долгое время будет разбираться взрослый человек. Вспомните простой пример из повседневной жизни. Давали ли вы когда-нибудь своему ребенку мобильный телефон? Наверняка вас поразила скорость его мышления и быстрота реакции, когда вы увидели, как малыш без труда освоил данный аппарат. А теперь вспомните своих родителей, которым потребуется не один час, а может и день, на изучение того же самого аппарата.

Раннее развитие малыша не заставляет вас вместе с ребенком целыми днями пытаться выучить азбуку или в два года научиться считать. Все обстоит несколько иначе. Для того чтобы вашему малышу было проще приспособиться к окружающему миру, вы должны научить его мыслить рационально. А этого можно достичь только путем длительных и упорных тренировок. Очень часто дети в возрасте до трех лет находятся преимущественно с мамами. Только вдумайтесь в эту цифру – 3 года. Да это колоссальный отрезок времени, за который вы можете передать своему отпрыску хотя бы маленькую долю своих знаний.

Учите ребенка размышлять. Не стоит отмахиваться от малыша всякий раз, когда он пытается что-то познать. Будьте уверены, что в раннем возрасте малыш гораздо проще усвоит то, что в школе будет отнимать у него много усилий. К примеру, английский язык. Наверняка вы владеете хотя бы начальными навыками иностранного языка, так поделитесь ими с малышом. Что совершенно не сложно – произнести одно-два слова на английском языке во время игры с ребенком. Обыграйте эту ситуацию. Пусть ваше чадо захочет повторить его снова.

Познакомьте малыша с хорошей музыкой. Совершенно не обязательно это должны быть детские песенки. Включите классическое произведение, пусть ребенок прислушается и сам сделает свой выбор. Только не нужно заставлять ребенка делать то, что вы хотите. Все, что навязано силой, очень быстро забывается или не усваивается вовсе. Будьте внимательны к своим детям и начинайте развивать их с самого младенчества. Поверьте, и вы, и малыш от этого только выиграете.

Если самостоятельно для вас сложно развивать малыша или вы ощущаете необходимость в профессиональной помощи, обратитесь в одну из школ развития, которая находится недалеко от вашего дома. Уже через пару занятий вы увидите, насколько вы недооценивали своего малыша. Спешите развивать своих детей, ведь время назад не вернуть.

Совет 11: Как развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью круп

Развивать мелкую моторику нужно с первых дней жизни ребенка. Вначале младенец с интересом разглядывает свои ручки, потом старается хватать ими разные предметы и игрушки, а затем у него формируется умение держать карандаш, брать ложку и т. д.

Учеными доказано, что мелкая моторика тесно связана с развитием речи. А чтобы ручки малыша стали ловкими, не обязательно покупать дорогие игрушки, можно использовать подручные средства, например, крупы.

Какие крупы пригодятся для развития мелкой моторики

Здесь нет абсолютно никаких ограничений. Для занятий можно использовать манку, гречку, рис, просо, горох, семечки, фасоль, чечевицу и макароны.

Благодаря регулярным играм с крупам у детей исчезает скованность движений кистей и пальцев рук, появляется гибкость и ловкость. Важно и то, что занятия с сыпучими материалами освобождают от негативных эмоций и стрессов, развивают усидчивость, познавательный интерес, воображение и внимательность.

Игры с крупами для детей любых возрастов

На самом деле, игр и поделок с крупами можно придумать очень много. Не нужно ограничиваться только пересыпанием, ведь каждое занятие можно превратить в интересную сказку с сюжетом.

Игра «Макаронная фабрика»


Для этой игры понадобится несколько штук спагетти, макароны, которые можно будет надевать на спагетти, и пластилин. Из пластилина делают большой шар и вставляют в него спагетти, лучше сразу сделать несколько таких конструкций. Задача малыша - надеть макароны, чтобы не было видно палочек.

Если ребенку пока сложно справляться с таким заданием, а спагетти постоянно ломаются, их можно заменить деревянными шпажками.

Волшебная песочница и прятки


Из круп можно сделать и домашнюю песочницу, которая будет развивать не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. В большой контейнер или таз высыпают любые крупы, начиная от манки и заканчивая макаронами, все хорошо перемешивают и играют.

Вариантов занятий множество. Например, прятки. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет в песочнице игрушки. Задача малыша - все найти.

Картины с крупой

Это очень увлекательное занятие как для взрослых, так и детей. Шаблон можно напечатать или нарисовать. Вначале из одной крупы выложить и приклеить контуры, а затем их заполнять рисом, фасолью, пшеном и т. д.

Введите e-mail адрес:

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. З анимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Будущий ребенок после пяти месяцев внутриутробного развития начинает активно воспринимать раздражения внешней среды. С этого времени малыш уже слышит звуки, и можно периодически включать для него приятную музыку. Но вовсе не обязательно прослушивать целую симфонию — пока ребенку по силам только кратковременная нагрузка. Когда вы включите музыку, он отреагирует — на миг прекратит движения (такова обычная реакция плода на внешние раздражения), а затем сладко заснет в вашем животе. Главное, чтобы музыка нравилась самой маме, приводила ее в состояние покоя, расслабляла — тогда спокойствие будет передаваться и малышу. Только не нужно специально подносить наушники со звучащей музыкой к животу: это может оказать чересчур сильное воздействие на матку.

Когда малыш появляется на свет, в первую очередь нужно позаботиться о его физическом здоровье. Если ребенок ослабленный, вялый или, наоборот, гиперактивный, сначала нужно привести в равновесие его психику (с помощью специальных лекарств, массажа, ванн) и лишь затем заниматься его развитием. Родителям нельзя перегружать психику младенца, если он еще не совсем готов к этому физически. Есть определенные этапы в развитии мозга, миновать которые невозможно: ребенок последовательно осваивает одни навыки, а затем — другие. Сначала он начинает держать голову, потом — захватывать предметы, переворачиваться на живот, ползать, садиться, вставать и, наконец, ходить.

Развитие ребенка происходит в процессе активного изучения окружающего мира. В раннем возрасте основные виды деятельности — это общение со взрослыми (и прежде всего, с мамой) и действия с . Младенцу обязательно нужны разнообразные игрушки, которые оказывают воздействие на все органы чувств — разных форм, цвета, с разным звуком, отличающиеся на ощупь. Но одних игрушек малышу мало — ему обязательно требуется общение и помощь взрослого для освоения окружающего пространства, поэтому показывайте ему, что можно делать с игрушкой, и поясняйте свои действия. Разговаривайте с малышом эмоционально, задействуя мимику, — так вы лучше сможете заинтересовать его, привлечь внимание. Старайтесь, чтобы он вам ответил — отреагировал на ваши слова на «своем» языке, начал подражать вашим действиям.

В процессе эмоционального общения взрослого с младенцем происходит развитие речи ребенка, причем чем активнее малыш в это время, тем быстрее он учится разговаривать. Сначала у него появляется понимание речи взрослого, затем он пытается подражать ему, и только потом он учится грамматике языка. На первом году жизни занятия с ребенком не должны быть продолжительными — не более 10-15 минут (по несколько раз в день). Если ребенок устает, перевозбуждается, плачет, занятие нужно завершить раньше. Большое значение в первый год жизни ребенка придается развитию согласованной работы всех анализаторов: глаз и рук, слухового восприятия и артикуляционного аппарата. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге зоны, которые отвечают за двигательную активность руки, расположены рядом с зонами, отвечающими за речевую деятельность. Активизируя моторику рук, мы тем самым стимулируем зоны речевой деятельности. Уже с ребенком 8-ми месяцев можно начать заниматься рисованием.

Это очень полезный вид деятельности: развивается не только мелкая моторика, но и пространственное восприятие, внимание, сосредоточенность, ребенок учится взаимодействовать со взрослыми. Начинать рисовать лучше всего пальчиковыми красками или губкой, на которую нанесена краска. В этом возрасте можно вводить и первые элементы лепки (сначала ребенок может просто разрывать пластилин на мелкие кусочки).

В последнее время большое распространение получили идеи раннего развития детей. Родители, которые решили заниматься со своим ребенком по определенной программе, должны учитывать не только положительные стороны, но и отрицательные моменты разных методик.

Методика Глена Домана Основана на активизации деятельности мозга за счет стимуляции зрения. Ребенку с раннего возраста показывают серии карточек с изображением предметов по разным темам (растения, животные, явления природы, предметы быта и т.д.). Занятия проводятся несколько раз в день. Предполагается, что в результате таких занятий ребенок, буквально с пеленок, получает энциклопедические познания. Минусом этой методики является то, что малыш видит картинку, но не получает реальной информации о свойствах изображенного предмета. Так, например, он видит на картинке кошку, но, посмотрев на изображение, он не узнает, что кошка — это живое существо, маленькое, мягкое, пушистое, что она мяукает. Конечно, мама может все это рассказать малышу, но чтобы понять ее слова, ребенок должен уже обладать определенным багажом знаний.

А объяснить шестимесячному ребенку, что такое «мягкий», «маленький», «животное», довольно сложно. Когда малыш видит настоящую кошку, он получает знания опытным путем: может ее потрогать, услышать, как она мяукает. Плоскостное изображение не заменит объемного. Так, например, мяч, изображенный на картинке, это — круг, но не шар. Пока ребенок не увидит настоящий мяч, не попробует его покатать, он не поймет, что это такое. Иными словами, ежедневный просмотр карточек не может заменить ребенку уроков настоящей, живой жизни. Познание окружающей среды происходит непосредственно через практическую самостоятельную деятельность, через приобретение им собственного опыта.

Раннее чтение

Не стоит слишком рано (с года-двух) стремиться обучить малыша чтению. Дело в том, что чтение — это осознанная целенаправленная деятельность, которая требует наличия у ребенка определенных навыков и умений, а в этом возрасте мышление еще не достигло необходимого для чтения уровня развития. В раннем возрасте мышление только начинает формироваться. Кроме того, у малыша еще недостаточно широкий кругозор, и чтение даже простых текстов будет для него затруднительным. Изучение иностранного языка.

Если родители разговаривают на разных языках, обучение двум языкам у ребенка будет идти параллельно. Если же оба родителя разговаривают по-русски и живут в русскоязычной среде, то торопиться обучать малыша иностранному языку не нужно. Сначала он должен научиться разговаривать на своем родном языке, усвоить его лексические и грамматические особенности, и лишь потом, когда хорошо разовьется речь, его можно будет знакомить с элементами иностранного языка (в четыре-пять лет). Если начать занятия раньше, в один или два года, это может отразиться на качестве усвоения родного языка. Поэтому не торопитесь: предлагайте ребенку занятия, которые соответствуют его уровню развития. Придет время, и малыш обязательно порадует вас своими достижениями.

За первый год ребенок воспринимает и усваивает огромное количество информации об окружающем мире.

Задача родителей — всемерно помогать ему.

Этапы раннего развития малышей :

  • 0-3 месяца

Младенец еще только лежит в кроватке и доверчиво смотрит на вас, но с ним уже можно заниматься. Показывайте ему , водите игрушкой влево-вправо, вверх-вниз, чтобы малыш научился фиксировать взгляд на предмете, а затем — следить за ним глазами. Давайте малышу трогать разные на ощупь игрушки. Создайте условия, чтобы он мог дотянуться до игрушки ручками.

  • 3-6 месяцев

Действия ребенка становятся более точными. Он учится захватывать предметы, начинает внимательно их изучать, совершать с ними действия. С помощью игрушек стимулируйте ребенка к ползанию. Кладите предмет недалеко от малыша и привлекайте к нему внимание ребенка, чтобы он начал тянуться к игрушке и ползти к ней. Ползание очень полезно — оно предоставляет огромные возможности для самостоятельного познания мира.

  • 6-9 месяцев

Продолжается освоение пространства с помощью ползания. Малыш учится совершать разнообразные действия с предметами — перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать ею, бросать, нажимать на кнопочки. Все это очень полезно для ребенка — у него развивается моторика рук, он учится концентрировать внимание, формируется восприятие и память.

  • 9-12 месяцев

Ребенок начинает соотносить свои действия с определенным результатом, что позволяет ему открывать новые свойства предметов. Он уже может, подражая взрослому, совершать предметные действия — катать мячики, кубики, катать машинку. Во время игры произносите простые слова, стимулируйте ребенка к речевой активности.

Похожих статей нет.

По мнению многих ученых интеллект передается ребенку через гены его матери. Чтобы малыш активно развивался, важно учитывать не только наследственность. Будучи молодыми родителями, вам нужно уделить особенное внимание следующим факторам:

  • среде, в которой происходит развитие карапуза;
  • стимулирующим условиям;
  • характеру воспитания.

Как развить ребенка правильно?

Методы развития малышей до 1 года

Чтобы ребенок не отставал от своих сверстников, вам необходимо заниматься его развитием с раннего возраста. Первый год жизни карапуза является очень важным для него, ведь именно в этот период вы можете начать формирование его интеллекта. Кроме основных обязанностей (питания, сна, регулярных прогулок, поддерживания чистоты в доме), которые должен получить малыш, вам необходимо отдать ему всю свою любовь.

В таком возрасте детки привыкают к маме или тому человеку, который его воспитывает, поэтому их нельзя оставлять самих на долгое время. До 1 года карапузы учатся сидеть, ходить, ползать, говорить. После полугода они начинают познавать все то, что их окружает. Чтобы дитя активно развивалось в этом возрасте, вам необходимо выполнять следующее:

  • читать книги (стишки или сказки);
  • разговаривать с ребенком;
  • обучать его разным звукам, которые издают животные;
  • называть и показывать части тела и лица.

Как развить детей возрастом от одного до трех лет?

Если возраст вашего карапуза составляет от 1 до 3 лет, то вы должны понимать, что именно в этот период он познает мир. Чтобы развить ребенка, вам нужно не только гулять с ним и показывать все то, что его окружает.

Для этого следует приобрести конструкторы, мозаику, простые пазлы и другие развивающие игры. Кроме того, вам нужно читать ребенку сказки и стишки. Весьма популярными сейчас являются развивающие книжки с магнитами, пазлами, звуками и т.д. Ни один малыш не откажется от изготовления вместе с родителями интересных поделок из пластилина, кинетического песка, искусственного теста. Выполнение данных действий принесет удовольствие не только карапузу, но и вам.

Развитие деток дошкольного возраста

В возрасте 3-6 лет карапузы уже посещают детский сад. В данных учреждениях их развитием занимаются воспитатели, но это совсем не значит, что вы в этот период можете расслабиться. Ребенку в этом возрасте нужно читать сказки. Кроме того, с ним следует выучить несколько простых стишков. Не забывайте и о игрушках!

Весьма кстати в этот период будут пазлы, мозаика, конструкторы и другие развивающие игры.

Чтобы развить творческие способности, вам следует приобрести для своего малыша то, чем он любит заниматься. К примеру, если карапузу нравится петь, купите ему детский синтезатор.

Юным музыкантам вы также можете приобрести игрушечную гитару, барабаны и т.д. Играя вместе с ними, вам удастся развить слух и голос малыша. Чтобы ребенок развивался, вам стоит создавать вместе с ним интересные поделки.

На четвертом или пятом году жизни вы должны начинать подготовку к школе. Для этого вам нужно научить свое дитя писать, читать, считать. Не забывайте о том, что ребенок должен уметь общаться с остальными детьми.

Не отдаляйте его от них! Чтобы развить у него коммуникативные навыки, вам следует приучить карапуза к посещению детского сада. Если по каким-либо причинам он не учился в данном заведении, тогда отдайте его на подготовительные курсы. Он обязательно познакомится со своими сверстниками и найдет в ними общий язык.

Как развивать школьников?

Если ваш ребенок уже начал обучение в школе, вам следует уделить внимание его воспитанию. В этом возрасте дети зачастую отстаивают свою правоту криками, слезами и истериками. Вам не стоит из-за этого регулярно их наказывать, но и поощрять такие действия также не рекомендуется.

Ребенку в этом возрасте с целью активного развития следует посещать не только школу, но и разнообразные кружки. Не допускайте того, чтобы ваше чадо все время проводило за телевизором или компьютером! Следите за его интеллектуальным развитием!

Для этого вам следует регулярно интересоваться способностями ребенка у классного руководителя и выполнять вместе с ним домашние задания. Чтобы у него не пропал интерес к учебе, поощряйте свое чадо и делайте с ним уроки в игровой форме.

Редакция "сайт"

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.



Рассказать друзьям