Размеры трудовой пенсии по старости и порядок их определения. Компоненты страховой части

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

СЧ = ПК/Т

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

Пример:

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

Пример:

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П – размер трудовой пенсии;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

Навигация по статье

Значит, первоочередная задача будущих пенсионеров заключается в том, чтобы накопить как можно большее количество пенсионных коэффициентов, ведь даже в случае индексации стоимость ИПК принципиально не изменится.

Размер фиксированной выплаты

Фиксированная выплата (ФВ) представляет собой гарантированную сумму, добавляемую к страховой пенсии государством. Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ с 1 февраля 2017 года размер фиксированной выплаты составлял 4805,11 рублей. Как и стоимость пенсионного коэффициента, ФВ увеличится с 1 января 2018 года до 4982 рублей 90 копеек .

При определенных обстоятельствах и условиях размер ФВ может быть дополнительно увеличен на основании части 8 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» . Эти обстоятельствами могут быть:

  • наличие нетрудоспособных иждивенцев;
  • установление I группы инвалидности или достижение 80-летнего возраста;
  • наличие стажа от 15 лет на Крайнем Севере или районах, к нему приравненных;
  • более поздний (за счет премиальных коэффициентов).

Ниже представлена таблица, которая отражает зависимость величины для фиксированной выплаты от срока, на который гражданин задерживает или приостанавливает получение пенсионных выплат:

Период, на который отсрочил обращение за пенсией, лет Премиальный коэффициент для фиксированной выплаты
1 1,056
2 1,12
3 1,19
4 1,27
5 1,36
6 1,46
7 1,58
8 1,73
9 1,9
10 2,11

Как видно из представленных выше данных, если не выходить на пенсию в течение 10 лет после получения на нее права, а, например, продолжать работать, то помимо дополнительного (а следовательно, пенсионных баллов), гражданин получит увеличение фиксированной выплаты более чем в два раза .

Но нужно понимать, например, что средняя продолжительность жизни в нашей стране - 66 лет, а ждать придется до 70 - насколько это рентабельно, каждый гражданин должен решить для себя сам.

Как рассчитать пенсию по старости самому?

Метод расчета , на первый взгляд, не сложен и состоит из следующих шагов :

  • вычисляем количество пенсионных баллов исходя из gross заработной платы;
  • в случае, если планируется не выходить на пенсию после получения на нее права, ищем в таблице коэффициентов нужный срок и умножаем количество пенсионных баллов и фиксированную выплату на соответствующие значения;
  • умножаем стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента на количество баллов;
  • складываем получившуюся сумму с фиксированной выплатой.

Однако вся сложность состоит в том, что такие величины, как фиксированная выплата, стоимость пенсионного балла и gross зарплата - величины непостоянные: если ФВ и стоимость ИПК только увеличиваются (индексируются), то заработная плата - меняется на протяжении карьеры многократно.

Поэтому любые расчеты относительно размеров будущей пенсии носят приблизительный характер и служат лишь ориентиром для граждан.

Гражданину Иванову после окончания ВУЗа в 2017 году предложили работу с 1 февраля 2018 года. Ему 23 года, официальная заработная плата будет 50 тысяч рублей в среднем до вычета налогов. Работать он планирует до самой пенсии. Накопительную пенсию формировать не будет. Рассчитаем размер пенсии, которую он сможет получать по достижении 60 лет:

  1. рассчитываем страховой стаж: 60 - 23 = 37 лет;
  2. вычисляем количество пенсионных баллов, которые Иванов получит за один год: (50 000 х 12 х 0,16) / (1 021 000 х 0,16) х 10 = 5,877 балла, где
    • 12 - число месяцев;
    • 0,16 - ставка страховых взносов (16% при формировании только страховой пенсии);
    • 1 021 000 - максимальная взносооблагаемая база в 2018 году (постановление от 15 ноября 2017 г. № 1378).
  3. умножаем количество баллов на количество лет, которые эти баллы будут формироваться: 5,877 х 37 = 217,449 баллов;
  4. рассчитываем произведение количества ИПК и его стоимости (по данным на 2018 год): 217,449 х 81,49,58 = 17719,92 руб.;
  5. прибавим к этому размер фиксированной выплаты: 17719,92 + 4982,9 = 22702,82 - это и будет размер страховой пенсии по старости.

Еще раз стоит отметить, что в расчете были применены значения величин на 1 января 2018 года. Учитывая индексацию как стоимости пенсионного балла, так и фиксированной выплаты, можно сделать вывод, что пенсия будет несколько выше , чем та, которая получилась в расчете (соизмерима с инфляцией).

Формула расчета накопительной пенсии

Выделила накопительную часть трудовой пенсии в самостоятельный вид пенсионных выплат. При этом у граждан появился выбор: или нет. Если выбран первый вариант, то страховые взносы делятся: 10% от gross зарплаты идут на страховую пенсию, 6% - на накопительную. Кроме того, у будущих пенсионеров была возможность принять участие в и еще больше увеличить свои накопления. Однако с 2015 года прекратилась возможность вступления в программу.

Обратите внимание, что накопленные средства не индексируются государством и не защищены от инфляции, поэтому нужно внимательно отнестись к выбору организации, которая будет заниматься управлением капиталом.

Согласно статье 7 Федерального закона «О накопительных пенсиях» формула расчета накопительной пенсии выглядит следующим образом:

НП = ПН / Т,

  • НП - размер накопительной пенсии;
  • ПН - сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица (включая накопления, сформированные с помощью материнского капитала, государственного софинансирования и т.д.);
  • Т - предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия, равный в 2018 году 246 месяцев.

Сами взносы на накопительную пенсию зависят от заработной платы и составляют 6% .

У гражданина Петрова при выходе на пенсию сумма накоплений составила 300000 рублей. Чтобы вычислить размер выплат, требуется разделить количество пенсионных накоплений на период, который гражданин будет получать накопительную пенсию:

300000 / 246 = 1219,50 рублей.

Как узнать сумму пенсионных накоплений?

В эпоху сети Интернет и коммуникационных технологий довольно существует довольно много способов узнать практически любую информацию. Не является исключением и информация по пенсионным аспектам:

  • Сейчас можно рассчитать свою пенсию, не выходя из дома, записаться на консультацию в ПФР.
  • И кроме этого - через личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда России, а также через банк (при условии наличия у него соответствующих договоренностей) Вы можете узнать сумму своих пенсионных накоплений, которые будут использоваться для формирования Вашей накопительной пенсии.

Сколько надо работать, чтобы получить пенсию заданного размера?

Конечно, ответ на этот вопрос не может быть однозначным и зависит уж слишком от многих факторов - размера заработной платы и фиксированной выплаты, а также от стоимости индивидуального пенсионного коэффициента. Необходимо учесть и , в котором гражданин выходит на пенсию, или будет ли он приостанавливать ее получение после ее назначения, держа в голове премиальные коэффициенты для вышеуказанных величин. Кроме того, есть надбавки за работу на Крайнем Севере и т.д. Поэтому расчет стажа, необходимого для получения определенной суммы, носит такой же приблизительный характер , как и расчет самой пенсии.

Для ответа на данный вопрос сначала требуется сформировать алгоритм, по которому будет высчитываться стаж:

  • из размера пенсии вычитаем фиксированная выплата;
  • оставшуюся сумму делим на стоимость пенсионного балла - получаем их количество;
  • из формулы расчета ИПК высчитываем сумму страховых взносов;
  • делим СВ на 0,16 и определяем, сколько требуется заработать за всю трудовую деятельность
  • делим то, что получилось, на предполагаемую заработную плату, умноженную на 12 месяцев.

В случае, если требуется узнать не стаж, а требуемую заработную плату, в последнем пункте деление нужно провести на предполагаемый стаж.

Гражданине А и В хотят получать пенсию в 20 тысяч рублей. А твердо знает, что будет получать стабильную зарплату в среднем 40 тысяч рублей, а В - уверен, что будет работать до самой пенсии, ему 22 года. Сколько требуется работать А и какая заработная плата должна быть у В, чтобы они смогли получать желаемый размер выплат?

По гражданину А:

  • 20000 - 4982,9 = 15017,1 рублей, где:
    • 20000 - ожидаемый размер пенсии;
    • 4982,9 - размер фиксированной выплаты на 1 января 2018 года.
  • 15017,1 / 81,49 = 184,282 (количество баллов), где:
    • 81,49 - стоимость одного пенсионного балла (руб.) с 1.01.18 г.;
  • СВ = 184,282 х 1021000 × 0,16 / 10 = 3010430,75 (необходимая сумма страховых взносов в рублях для назначения желаемого размера пенсии);
  • 3010430,75 / 0,16 = 18815192,19 (количество денег, заработанных А за свою трудовую деятельность);
  • 18815192,19 / (12 х 40000) = 39,2 лет - такой должен быть стаж гражданина А.

По гражданину В:

Т.к. мы уже знаем сумму, которую он должен заработать (18815192,19 рублей), остается разделить ее на количество лет, оставшихся ему до пенсии: 60 - 22 = 38 лет. Теперь пользуясь аналогией, вычисляем необходимую для указанного размера пенсии зарплату:

  • 18815192,19 / (12 х 38) = 41261,39 рублей.

Расчет пенсии по калькулятору Пенсионного фонда

Итак, основными величинами , влияющими на конечный размер выплат, являются:

  • «белая» заработная плата;

Таким образом, расчет размера пенсии - дело чисто математическое: есть четкие формулы и алгоритмы, которые требуется использовать, чтобы узнать количество пенсионных баллов, необходимый стаж или заработную плату, которую необходимо будет получать для заданного размера выплаты.

Поэтому при всей кажущейся сложности современные технологии позволяют не прибегать к расчетам вручную - за граждан это могут делать специальные программы-калькуляторы .

Например, для расчета пенсии по калькулятору Пенсионного фонда вам потребуется лишь ввести исходные данные, такие как год рождения, официальная зарплата, вариант пенсионного обеспечения (тариф), количество воспитываемых детей, характер и сроки вашей трудовой деятельности - а калькулятор сам посчитает размер пенсии и выведет в течение нескольких секунд результат.

Но стоит понимать, что использование калькуляторов не дает понимания устройства пенсионной системы. Все нюансы можно понять только в том случае, если вникнуть в законодательство РФ.

Навигация по статье

Кроме страховой выплаты для граждан установленного а существуют , назначаемые в более раннем возрасте. Условием для возникновения права на такую пенсию является наличие страхового стажа на соответствующих видах работ . Требования к минимальному стажу и количеству баллов такие же, как и для обычной пенсии по старости.

Особенностью включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения периодов работы граждан некоторых профессий является обязательная уплата с начала 2013 года.

Страховая пенсия по инвалидности

Гражданам, утратившим трудоспособность, необходима всесторонняя помощь, в том числе и от государства, которое принимает меры по их поддержке и защите . Основные понятия, касаемые поддержки инвалидов, законе содержатся в № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» .

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Страховой случай, а именно смерть кормильца, является основанием для данного вида пенсии. Для установления должны выполняться следующие условия :

  • у умершего имеется страховой стаж;
  • отсутствует противоправное деяние, совершенное нетрудоспособным членом семьи и повлекшее за собой смерть кормильца.

Стаж, в течение которого работодатель отчислял взносы в ПФР за умершего кормильца, необходим для права на страховую пенсию. Причем такой стаж может быть равен и одному дню . Если же умерший гражданин не работал ни одного дня, то ему будет назначена .

Размер страховых пенсий

Согласно принятому закону «О страховых пенсиях в РФ» осуществляется по формуле:

СП = ИПК х СПК,

  • СП - размер пенсии;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК - значение индивидуального коэффициента в денежном выражении на день назначения выплаты.

Данная формула полностью относится к расчету пенсионных выплат тем, кто начинает свою трудовую деятельность в 2015 году. Для тех, кому до пенсии осталось немного времени, накопленные до этого права тоже переведут в баллы, а далее будут считать по-новому.

Таким образом, пенсионные права граждан, сформированные до 2015 года, в сумму индивидуальных коэффициентов, а уже к этой величине будут прибавляться коэффициенты за каждый год стажа после 2015 года.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)

Как видно из формулы, определяющей страховую выплату, основным ее элементом является ИПК. Данный коэффициент учитывает как периоды работы, имевшие место до вступления нового закона , так и периоды после . Таким образом, в расчет принимаются ожидания граждан, формировавших свои пенсионные права в условиях действия прежнего законодательства.

Значение ИПК определяется по формуле:

ИПК = (ИПК с + ИПК н) х К в СП,

  • ИПК - индивидуальный коэффициент на день, с которого назначается выплата;
  • ИПК с - индивидуальный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года;
  • ИПК н - индивидуальный коэффициент за периоды работы после 1 января 2015 года;
  • К в СП - повышающий коэффициент для и по случаю потери кормильца.

Если гражданин после этого снова начнет трудовую деятельность, то его страховая пенсия уменьшена не будет .

Индексация пенсий в 2018 году

Ежегодно 1 февраля государство осуществляет всех видов страховых пенсий с учетом роста цен и среднемесячной зарплаты по стране.

В 2018 году с учетом планирования бюджета с инфляцией в большем размере, чем получилась фактическая (факт - 3,2%), было принято решение увеличить страховые пенсии на 3,7% , причем со смещением даты индексации на один месяц - 1-го января. Такая мера направлена на обеспечение более значимого роста реального размера пенсий.

Важно помнить, что минимальный размер пенсионной выплаты не может быть ниже прожиточного минимума , установленного в каждом конкретном регионе. Если пенсионное обеспечение будет ниже этого уровня, то гражданин имеет право на установление из федерального или регионального бюджета.

Выплата трудовой пенсии

Все виды страховой пенсии выплачиваются ежемесячно за текущий период . Пенсионную выплату пенсионер может получить лично или через доверенное лицо. Пенсию, установленную ребенку, получает один из родителей или опекун. Четырнадцатилетний ребенок может получать пенсию самостоятельно.

Способ доставки пенсионных выплат выбирается гражданином при написании заявления о назначении . Однако такой способ может быть путем подачи соответствующего заявления в ПФР.

Выплата пенсионного обеспечения осуществляется :

  • через учреждения почтамта (на дому или в отделении почты);
  • через банк.

Приостановление и прекращение выплаты

Выплаты пенсии являются следующие обстоятельства:

  • неполучение таких выплат в течение шести месяцев;
  • неявка нетрудоспособного гражданина на очередное переосвидетельствование;
  • достижение получателем пенсии совершеннолетия и отсутствие документов, подтверждающих его обучение на дневном отделении, либо окончание учебы после 18 лет;
  • прекращение срока действия вида на жительство;
  • поступление документов о выезде пенсионера на постоянное место жительство в иностранное государство, с которым заключен договор об обязательствах этого государства по пенсионному обеспечению наших граждан;
  • поступление документов о переезде на постоянное жительство в иностранное государство, с которым не заключен международный договор, и отсутствие заявления о выезде за пределы России.

Приостановление или прекращение выплаты суммы пенсии осуществляется с 1 числа , следующего за месяцем, в котором наступили такие обстоятельства.

Пенсионных выплат являются следующие обстоятельства:

  • смерть получателя пенсии или признание его безвестно отсутствующим;
  • истечение полугода со дня приостановления выплаты;
  • утрата права на назначенный вид пенсии;
  • непредставление иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство;
  • отказ от получения страховой выплаты.

Следует помнить, что гражданин обязан своевременно извещать органы ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой приостановление или прекращение пенсионного обеспечения.предыдущего пенсионного законодательства , будут сохранены. Для этого осуществляется конвертация пенсионных прав в индивидуальные коэффициенты.

Минимальную пенсию в Российской Федерации можно считать относительным понятием, которое невозможно определить точно. Но в этом случае основным показателем, характеризующим «минимальность», является размер прожиточного минимума, и для каждого региона России он устанавливается свой собственный.

Граждане, у которых пенсионное обеспечение на порядок выше этой цифры – «везунчики», но если ниже, то переживать не стоит, так как политика государства направлена на защиту малоимущих слоев населения.

Средний размер пенсии в России, какой он?

Пенсионный фонд РФ предоставил информацию, согласно которой средний размер пенсионного обеспечения по старости до 1 апреля 2016 года составил порядка 9227 рублей. Аналитики провели сравнительный анализ пенсий с зарплатами по России, и они пришли к выводу, что данная сумма эквивалентна 40% среднего общероссийского заработка. Но здесь следует указать средний размер социальной пенсии – эта сумма составляет 7067 рублей.

Детям с различными группами начисляется пенсия, средний размер которой равен 11445 рублей. Категория граждан, получивших пенсионное обеспечение по инвалидности, полученной в результате военных увечий и травм, составляет в среднем 14307 рублей. Все эти цифры пенсионных выплат будут проиндексированы в апреле 2016 года.

Обратите внимание, что в России, в постсоветское время, пенсионное обеспечение граждан считалось самым высоким, и лишь страны Прибалтийского региона могли конкурировать с богатством нашей державы. Но и здесь можно сделать поправки, что в странах Прибалтики зафиксирован высокий уровень расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг, и большую часть «пенсионного заработка» забирают именно они. Если брать во внимание государственную пенсионную политику, которая проводилась за это время, то в сравнении с девяностыми годами прошлого века кризисные явления практически отсутствуют.

При этом размер средней пенсии увеличивается, и по предварительным расчетам, цифра растет почти вдвое быстрее, чем инфляции цен на товары потребительской корзины. На это влияет индексация пенсий, которая проводится государством дважды в год – в первых числах февраля и апреля.

Размер минимальной пенсии по старости в РФ

После того, как работающий гражданин достигает пенсионного возраста, зафиксированного законом, возникает вопрос о минимальном размере пенсии, на которую он вправе рассчитывать. Стоит заострить внимание, что как такового понятия «минимальная пенсия» в законодательстве нашей страны нет, и ее сумма напрямую связана с разными обстоятельствами.

Минимальная пенсионная сумма по достижению старости не должна быть ниже отметки прожиточного минимума , который был законодательно установлен для пенсионеров в регионе его проживания. Но здесь есть поправка: если такая ситуация все-таки наблюдается, и пенсия по старости с надбавками от государства не превышает прожиточный минимум, то выход все-таки есть. Нуждающемуся пенсионеру будут установлены (выплаты) – их сумма должна в итоге сравнять пенсию с прожиточным минимумом, установленным в регионе. Те пенсионеры, которые работают, на дополнительные социальные выплаты могут не рассчитывать, а всем остальным пенсионерам необходимо написать заявление на получения таких надбавок.

В каких случаях гражданин может рассчитывать на повышение минимального размера пенсии:

  1. Пенсионер достиг восьмидесятилетнего возраста.
  2. У него есть иждивенцы: от 1 до нескольких родственников.
  3. Пенсионер решил продолжить рабочую деятельность.
  4. Проводится индексация страховой пенсии.

Если вы хотите получить минимальную пенсию в России, то ваш трудовой стаж должен быть не меньше пяти лет, но как быть тем, у кого его не имеется? Тогда государство назначает социальное пенсионное обеспечение.

Размер максимальной пенсии по старости в РФ

  1. Размер заработной платы.
  2. Когда гражданин выходит на пенсию (его возраст).
  3. Протяженность трудового стажа.
  4. Размер ежемесячных отчислений в Пенсионный Фонд.

Давайте рассмотрим нововведения в области пенсионного законодательства, а конкретно к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Сразу обратим внимание, чтоб возраст гражданина учитывать не стали. Для экономии расходов Пенсионного Фонда чиновники решили пойти «оригинальным» путем. Например, если мужчина, достигнув 60-летия (пенсионного возраста), не захочет выходить на пенсии, а будет продолжать трудовую деятельность, то он получит существенную прибавку к пенсии, которая будет пропорциональна времени, которое он мог бы находиться на заслуженном пенсионном отдыхе. Это же касается и женщин, которым исполнилось 55 лет. Вывод: чем дольше вы работаете после наступления пенсионного возраста (чем больше не уходите на пенсию), тем выше у вас будет сумма пенсии.

Пенсионный калькулятор ПФР - как им пользоваться?

Если зайти на официальный сайт Пенсионного фонда РФ и Министерства труда, то вот уже несколько лет там функционирует так называемый «пенсионный калькулятор », позволяющий всем гражданам рассчитать свою будущую пенсию, исходя из трудового стажа, размера зарплаты и прочих показателей. По заявлению Министра труда России, данный механизм не дает возможности определить точный размер пенсионного обеспечения. С помощью калькулятора вы можете лишь сделать предварительный прогноз с учетом комплекса расчетных показателей.

Для удобства расчета гражданам предоставляется удобная и доступная для понимания форма, в которой нужно заполнить соответствующие графы: пол, трудовой стаж, зарплату, срок воинской службы, декрет и так далее. Но расчет ведется таким образом, что предварительная сумма вычисляется как бы на сегодня – то есть, если вы сейчас выходите на пенсию. Расчетный механизм использует новую пенсионную формулу, предусмотренную законом «О страховых пенсиях», начинающую «работать» с 2016 года.

Следует не упускать важный момент: имеет составляющую, способную снизить размер пенсии. Данный инструмент имеет название – стоимость пенсионного коэффициента. Этот показатель зависит от ряда показателей, например демографической, экономической ситуации в стране, на основании которых он и устанавливается.

Что положено гражданам помимо пенсионного обеспечения?

Как вы знаете, существенная часть пенсионеров не работают, поэтому их можно отнести к категории граждан, которые социально не защищены. По этой причине государство разработало комплекс льгот и надбавок, на которые пенсионеры вправе рассчитывать:

  1. Во-первых, это льготный проезд пенсионерам в общественном транспорте, предусмотренный законодательством субъектов федерации и регионами.
  2. Если говорить о налоговых отчислениях, то пенсионерам дали некоторые «поблажки». Пенсия не облагается налогом – это раз. Пенсионеры не должны платить государству имущественный налог (их освободили от этого). И если пенсионер купил недвижимость, и был произведен имущественный вычет, то он его может получить обратно в течение трехлетнего периода (после выхода на заслуженный отдых по старости), в который он должен обратиться в соответствующие органы. То есть после выхода на пенсию, может пройти 3 года, в течение которых можно оформить вычет, а вот обычным гражданам это сделать невозможно.
  3. Система здравоохранения тоже не обошла пенсионеров стороной. На них распространяется программа обязательного медицинского страхования, поэтому все пенсионеры могут беспрепятственно получать медицинскую помощь, не потратив при этом ни копейки. А те лица, которые получают пенсию по инвалидности или им была начислена минимальная пенсия по старости, могут рассчитывать на льготу: в аптеках им должны реализовывать необходимые лекарственные препараты вдвое дешевле – то есть, со скидкой в 50%.
  4. Сфера ЖКХ тоже проявила заботу о пенсионерах и ввела систему компенсаций оплаты за предоставляемые услуги и в случае признания пенсионера малоимущим, ему дается возможность получить субсидированную помощь на оплату коммуналки. В некоторых российских регионах введен комплекс мер социальной помощи, и пенсионер может получить компенсацию оплаты на жилье.

Делаем обобщающие выводы: собрав воедино, местные и федеральные законы, открывается такая картина: наряду с пенсией, люди могут получить дополнительные государственные льготы и субсидии.

Что будет с пенсиями в следующем году?

На сегодняшний день можно выделить вступление в силу части федерального закона «О страховых пенсиях», который набирает обороты с 1 января 2016 года. Один момент вызывает радость – пенсионный возраст остался без изменений. А вот до безрадостных моментов, которых не так уж и мало, мы сейчас дойдем. Во-первых – это новая формула для расчета пенсии, во-вторых – это увеличение трудового стажа для начисления пенсии и, в-третьих – пенсия пересчитывается теперь в баллах.

Для получения хорошей пенсии, работающим гражданам теперь становится выгодно «открывать» свои доходы и получать белую зарплату. Теперь размер зарплаты и сумма ваших отчислений напрямую связаны с суммой пенсии, которую вы будете получать.

Новое законодательство ввело в обиход понятие «годовой пенсионный коэффициент», который характеризует то, как работник трудился на протяжении всего года. Встает вопрос, как он вычисляется? Он равен соотношению средств, которые выплачивает руководство предприятия, где вы работаете к возможной сумме, которая может быть отчислена в ПФ с максимальной заработной платы, умноженной на пенсионный коэффициент. Для расчета берется максимальное значение коэффициента.

Незначительным положительным моментом для женщин стал такой момент: в трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии по старости, решили включить только 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 4,5 лет, в общем. Но данный отпуск может быть прибавлен не только к стажу матери, но и к стажу того человека, кто находился в отпуске по уходу, оформленном в официальном порядке по закону.

Пенсия по-прежнему будет представлять собой две составляющие: накопительную и страховую часть. Согласно действующему Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» будет рассчитываться накопительная часть, а сумму страховой части уже определит новый закон.

Какие же итоговые выводы можно сделать? Пенсионные реформы и новые изменения в законодательной базе говорят о том, что государство делает все возможное, чтобы вывести страну из «критически низких» пенсий. Гарантом выступает индексация, которую проводят дважды за год. Ощутимым плюсом для работающих пенсионеров является перерасчет пенсии с учетом продолжения трудовой деятельности.

Но говорить об идеальном пенсионном законодательстве еще рано. Возможно, требуется время для «раскачивания» нововведений, чтобы после адаптационного периода вкусить продуктивные плоды.

С 2001 года Федеральный закон № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регламентировал выплату гражданам России ежемесячного компенсационного пособия по достижению соответствующего возраста.

Данный законодательный акт также устанавливал порядок выплат и размер трудовой пенсии. Но с 2015 года в РФ вступил в силу изменённый закон «О страховых пенсиях» ФЗ № 400.

Понятие выплат для работающих лиц говорит само за себя. Это вид денежной выплаты каждый месяц гражданам, достигшим соответствующего возраста, дающего им право получить статус пенсионера.

Такое пособие выплачивается, как компенсация за потерю трудоспособности. Может также выплачиваться гражданам, потерявшим кормильца, или тем, у кого имеется группа инвалидности.

На сегодняшний день минимальный размер трудовой пенсии составляет почти 12,5 тысяч рублей.

От чего зависит размер

Законом прописан возраст, по достижению которого гражданин сможет реализовать своё право на расчёт трудовой пенсии. Для представителей мужского пола – это 60 летие, для женского пола – на 5 лет раньше.

Внимание! В определённых случаях пенсионный возраст у граждан может начаться раньше установленных границ, например, если человек много лет трудился на вредном производстве.

Достижение соответствующего возраста – это главное условие, чтобы реализовать своё пенсионное право. Ещё одним немаловажным фактором, играющим роль в установлении размера компенсации по старости, является наличие за спиной непрерывного трудового стажа сроком в 5 лет.

Чтобы данный вид выплат был назначен, человеку следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда с соответствующим заявлением, и начисления начнут производиться с момента достижения соответствующего возраста. Если гражданин заявит о просьбе начать начисления позже исполнения ему положенного возраста, то задним числом выплаты производиться не будут, начисления станут идти с момента подачи заявления.

Для установления размера трудовой пенсии по старости необходимо собрать необходимые документы:

  1. Специальная книжка, где отображена вся информация о рабочей деятельности гражданина, стаже работы.
  2. Выписка из бухгалтерии предприятия, в котором трудился будущий пенсионер, о состоянии его заработной платы за любые, выбранные им, 5 лет работы до наступления 2002 года.
  3. Иные документы, затребованные в государственном фонде, например, сведения о смене личных данных.

Определение размера трудовой пенсии по старости происходит в зависимости от индивидуальных показателей физического лица. Берутся в учёт 2 расчётных периода: до 2002 года, в зависимости от отработанных лет и размера зарплаты, и после 2002 года, в зависимости от отчислений работодателя на страховую часть накоплений.

До наступления 2005 года размер отчислений руководителями предприятий составлял 12 %, с 2005 по 2010 – 14 %, после 2010 – 16 % для лиц, родившихся до 1966 года. Таким образом, начисление складывается из 2 показателей: размера базовой части трудовой пенсии и страховой части.

Как рассчитать размер выплат

Главный вопрос, волнующий будущих пенсионеров, – как рассчитывается трудовая пенсия. Расчёт пенсионных выплат достаточно сложен.

Величина будущих начислений рассчитывается по следующей формуле: базовая часть, установленная государством по фиксированной ставке, суммируется со страховой частью.

Первый показатель устанавливается по фиксированной ставке, и на 2010 год минимальная трудовая пенсия по старости составляет 2562 рубля ежемесячно.

Эта сумма может изменяться для отдельных категорий граждан. Например, учитывается факт наличия иждивенцев, и если таковые имеются, то пособие будет начисляться по повышенной ставке: 1 иждивенец – 3416 рублей, 2 – 4270, 3 и более – 5124.

Для лиц, которым исполнилось 80 лет, автоматически повышается величина страховой составляющей, и достигает 5124 рубля в месяц. Такая же сумма выплачивается гражданам, причисляющимся к инвалидам 1 группы.

Когда в 2015 году вступил в силу новый закон № 400 «О страховых пенсиях», то формула расчёта трудовой пенсии видоизменилась. Теперь на фиксированную базовую ставку страховой части влияет количество отработанных лет. За каждый отдельный год, отработанный на предприятии, будет повышаться базовая ставка на 6%.

Страховая составляющая часть рассчитывается по следующей формуле: пенсионный капитал каждого отдельного человека, застрахованного в системе пенсионного учёта, делится на количество месяцев, предполагаемых для выплаты компенсационного пособия, и этот показатель находится в полной зависимости от даты его назначения.

Согласно новым изменениям в пенсионном законодательстве планируется повышение рабочего стажа, в зависимости от которого будут назначаться пенсионные выплаты. Данный показатель планируют повысить до 15 лет. Также расчёт компенсационных начислений для работающих лиц может измениться. Он будет зависеть от индивидуальных пенсионных баллов.

Итак, начиная с 2015 года, будущая пенсионная выплата будет исчисляться, исходя из возраста, в котором житель РФ реализовал своё право, отработанных лет и оплаты деятельности работника. Чем выше ценят труд будущего пенсионера, тем больше зарплата, в результате большая оплата труда скажется на повышении ставки при расчёте пенсии.

Также отработанный стаж играет прямую роль в расчёте пособия: за каждый отработанный год пенсионная ставка будет расти. Возраст в исчислении компенсационного пособия тоже сыграет свою роль: чем дольше человек не предъявляет прав на получение денег, тем выше растёт сумма пособия.

Вывод

Трудовая часть накоплений – это надёжная опора и поддержка государственных властей для будущих пенсионеров!



Рассказать друзьям