Развитие стоп у детей. Как происходит сеанс массажа? Причины развития потологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каким образом можно способствовать правильному развитию стопы у детей?

Ребенок грудного возраста

Суставы совсем маленького ребенка еще очень мягкие. Безусловно, многим приходилось наблюдать, как ребенок грудного возраста безо всяких усилий засовывает пальцы своей нижней конечности в рот. Попробуйте-ка совершить подобное действие в более старшем возрасте! Не получится: не только из-за того, что более пропорциональные и длинные нижние конечности затрудняют подобное действие, но и из-за того, что их подвижность со временем утрачивается.

Маленькому ребенку мягкие и нежные суставы совершенно не мешают, он инстинктивно тренирует свою подвижность, поэтому младенцы так проворно дрыгают и болтают ногами. Грудному ребенку следует предоставить возможность удовлетворять свою потребность в движении, чтобы укреплять мускулы. Нельзя сковывать его движения за счет тугого пеленания, поскольку оптимальное положение тазобедренных суставов грудного младенца - это их возвышенное положение: согнутые колени и разведенные бедра - поза, инстинктивно правильно предпочитаемая самим младенцем.

Необходимо предоставить ребенку возможность побольше двигаться! Тем самым удастся предупредить в дальнейшем возникновение болей в его ногах.

Маленький человечек еще не нагружает свои суставы. И их нельзя нагружать принудительно до тех пор, пока ребенок сам не решит впервые сесть, встать или пойти. Каждая преждевременная нагрузка повреждает еще неокрепшие мягкие ткани суставов и костей. Они деформируются и искривляются, таким образом возникает искривление нижних конечностей в форме буквы "о" и "х". Нетерпеливая мать может невольно нанести вред здоровью своего ребенка на всю жизнь, если слишком рано начнет его сажать или ставить на ножки.

Также часто повреждается из-за слишком ранней статической нагрузки детский позвоночник, например из-за придания ребенку специфического положения в так называемом "кенгурятнике". Ребенок, мышцы спины которого еще не окрепли, чтобы нести и поддерживать собственный вес, должен лежать до тех пор, пока сам не сможет с помощью своих мышц держать головку и прямую спину, то есть пока он самостоятельно не сядет и не сможет сидеть без поддержки, в противном случае уже в этом возрасте будет заложен краеугольный камень более поздних заболеваний позвоночника и позвоночных дисков. Указание на подобные обычаи у нецивилизованных народов не является обоснованным, поскольку более позднюю нагрузку в школе и на работе в нашем цивилизованном обществе невозможно сравнивать с условиями жизни данных народов.

Ребенок младшего возраста

Итак, он уже стремится и пытается, еще неуклюже и неуверенно, делать свои первые шаги. С восторгом и старанием молодая мама покупает своему ребенку "прелестные, жесткие ботиночки", которые смогут, как она думает "обеспечить ее малышу лучшую устойчивость". И таким образом она закладывает второй краеугольный камень в будущую возможную деформацию стопы своего ребенка. Как только малыш начинает тренировать свои мышцы дрыганьем и болтанием ножек, он сразу же учится держать равновесие, тренирует мышечную согласованность и способность переносить нагрузку на суставы.

Достаточно однажды взглянуть на годовалого ребенка, которому сняли ботинки, когда он играет и не замечает, что за ним наблюдают. В этом случае можно увидеть, как он даже сидя двигает своими ножками вниз-вверх, вытягивает и сгибает их. Крошечные пальчики также шевелятся, сжимаются и совершают вращательные движения. Если он затем побежит, ни одно его движение не будет повторять предыдущее. Он идет на подушечках пальцев, пританцовывает, пытается привставать на цыпочки, на самые мысочки, чтобы тут же снова присесть на корточки или поболтать ногами. Это продолжительная гимнастика для нижних конечностей. Кровоснабжение тканей и рост постоянно таким образом стимулируются. Подвижность, не ограниченная ничем, тренируется. Мускулы при подобной тренировке получают прекрасное питание.

Но стоит только надеть ребенку жесткие ботиночки, с подошвами, которые он еще не может сгибать из-за своего слишком маленького веса, его нога словно оказывается сдавленной гипсовой повязкой или наложенной шиной. С согнутыми коленями, бедрами и неподвижными голеностопными суставами маленькое существо начинает беспомощно семенить. Всю грацию и пластику танцевальных па сменяет тяжелое неуклюжее ковыляние. Как только мышцы стопы лишаются свободы движения, сразу ограничивается подвижность в целом.

Следствием этого является не только неполное развитие мышц, но и потеря большей части мышечной силы. Суставные связки и сухожилия больше не могут с такой же силой обеспечивать поддержку суставу, поскольку эту функцию осуществляет ботинок. Таким образом, они детренируются и ослабевают. То, что не тренируется, начинает чахнуть! Это очень старое наблюдение. Таким образом, можно наблюдать именно то, что называется детской ослабленной стопой: свод стопы, который должен поддерживаться сильными мускулами, опускается. Нормальные, здоровые голеностопные и коленные суставы могут поддерживаться лишь эластичной сильной мускулатурой и крепкими сухожилиями и связками в прямом состоянии. При слабости ступни суставные связки ослабевают, голеностопный сустав теряет свое равновесие и развивается наружная косолапость, при которой лодыжки сдвигаются внутрь, а колено перекашивается, в большинстве случаев, образуя Х-образные нижние конечности.

Развитие слабости стопы достаточно частые случаи. Можно победить ее, предоставив ногам детей младшего возраста полную свободу движений, и подобное нарушение может быть исправлено естественным образом. Наилучшим образом нога тренируется на неровной поверхности с естественной растительностью, например, на лугу, в лесу и в поле или на берегу водоема. Если нет такой возможности, ребенок с удовольствием тренируется в квартире, во дворе и на улице, укрепляя мышцы нижних конечностей во время подвижных игр, из которых наиболее предпочтительны те, что обеспечивают свободу движений. Если позволяют погодные и гигиенические условия, ребенок должен носить обувь, не ограничивающую перекат стопы, то есть на очень мягкой подошве, причем пальцы нижних конечностей должны иметь возможность свободно двигаться внутри ботинка.

Итак, при любой возможности необходимо разрешать детям ходить босиком!

Если ребенок с плоскостопием и наружной косолапостью поднимается на носочки, деформация стопы не прогрессирует. Если он это сделает во время игры 100 раз в течение первой половины дня, лучше всего произвольно, уже через несколько месяцев можно увидеть восстановление нормального свода стопы. Это лучше всего сделать, если его самые любимые игрушки положить или повесить повыше.

Против Х-образного положения нижних конечностей в коленных суставах можно для профилактики во время игр сажать ребенка в позе портного (или "по-турецки", со скрещенными ногами). Спина при этом должна быть прямой.

Подходящей обувью являются вязаные тапочки-носки с подошвой из очень мягкой кожи. Можно также нашить на обычные шерстяные носки подошвы, вырезанные из мягкой перчаточной кожи. Кстати, именно носки с резиновыми "шишками" на подошве, устойчивые к истиранию, являются самым оптимальным вариантом. Летом нет ничего лучше сандалий, поскольку у них легко сгибающаяся подошва. В них минимально ограничивается движение пальцев и перекатывающее движение (перекат ступни с пятки на носок). Но даже обувь для плохой погоды должна быть с гибкой подошвой и широким носком, в которой пальцы имеют возможность свободно двигаться. Здоровье ног является настолько драгоценным, что нельзя поступаться здоровьем своих детей в угоду моде.

Взгляните только на нормальную форму нижней конечности и пальцев ребенка и сопоставьте ее с формой обуви! Сжимание пальцев нижних конечностей тесной обувью приводит к тому, что мышцы свода стопы ослабевают. Ребенок младшего возраста, который носит узконосые ботинки, уже в самом юном возрасте будет иметь стопу с плоским поперечным сводом, а в среднем возрасте - "шишки" у оснований больших пальцев нижних конечностей. Если юная девушка к тому же будет ходить на высоких каблуках, при ходьбе ее коленные и тазобедренные суставы начнут деформироваться. Наконец, на спине образуется вогнутая поясница (буквально: полый крестец) со всеми вытекающими из этого вредными воздействиями на межпозвоночные диски и органы брюшной полости.

Дети школьного возраста

Когда ребенок взрослеет, у него все реже будет появляться возможность походить босиком. Теперь он может, однако, систематически тренировать мышцы стопы за счет гимнастических упражнений. Также в детстве и юности необходимо тренировать всю мышечную систему в целом, выполняя подскоки и прыжки, зарядку, а также совершая туристические походы и занимаясь плаванием. Дети обязательно должны проводить большую часть своего свободного времени играя в подвижные игры и в мяч.

Совершенно по-другому надо вести себя, если из-за ослабленной стопы уже развилось неправильное положение суставов. Здесь необходимо вмешательство врача. Он может ограничиться исправлением стопы с помощью специальных супинаторов при плоскостопии. Иногда, в тяжелых случаях, может потребоваться даже операция. Супинатор только поддерживает стопу. Он не может вылечить плоскостопие, но может устранить вредные последствия для суставов, выравнивая распределение нагрузки на них.

Лечебное воздействие именно в юном возрасте могут оказать только хождение босиком и гимнастика.

Все чаще совсем маленьким детям, до 5 лет, ставят диагноз – плоскостопие. Деформация костных сводов стопы, может быть врожденной или приобретенной. В любом случае, если плоскостопие у ребенка есть, нужно принимать меры, поскольку такая патология способна вызвать необратимые процессы в организме маленького человечка. Поговорим о детском плоскостопии и методах его профилактики.

Норма или патология? Что называется плоскостопием?

Первоначально разберемся, что принято считать нормой в развитии стопы ребенка? Сразу заметим – все детки рождаются "слегка косолапыми". У новорожденных ножка ровненькая, из-за жировой "подушечки", которая прячет кости стопы. С возрастом, до 5–6 лет, формируется правильная стопа.

Согласно физиологии, правильным считается, когда стопа упирается на 3 точки:

  • в районе мизинца;
  • в области большого пальца;
  • на пятку.

Эти точки между собой связаны при помощи связок, мышечных тканей и сухожилий, которые соединяются в своды. При развитии плоскостопия, своды уплощаются, что делает точкой опоры среднюю часть площади подошвы.

У ребенка диагноз плоскостопие, возможно поставить лишь после трехлетнего возраста. Так как до этого, у детей костная часть стопы спрятана под жировой прослойкой, что зрительно не дает увидеть патологию. Дело в том, что к годовалому возрасту, эта прослойка выполняет "рессорную" функцию, поскольку еще неокрепшие косточки стопы еще не готовы к большим нагрузкам. К трем годам начинается процесс формирования сводов, именно тогда начинают быть заметны возможные признаки патологических отклонений.

Почему появляется болезнь?

Причин развития плоскостопия у детей не так уж и много.

  1. Наследственность. Переданные гены – один из главных факторов появления плоскостопия у детей.
  2. Рахит в грудном возрасти. Нехватка витамина D, неблагоприятно сказывается на формировании опорно-двигательного аппарата. Про симптомы и проявление рахита, читайте в статье: .
  3. Неправильная обувь. К таковой относится обувь, у которой полностью отсутствует каблук. Для детей необходимо выбирать обувь с наличием супинатора.
  4. Заболевание ДЦП и полиомиелит. При их течении развивается паралич мышечных тканей стопы и голени. Чтобы уменьшить риск возможности заболеть полиомиелитом, необходимо вакцинировать малыша. Подробней про вакцинацию в статье: .
  5. Наличие у ребенка гипермобильности суставов (суставы излишне гибкие).
  6. Травмирование нижней части конечности.

Какие дети попадают в зону риска?

Следует отметить, что есть определенный процент маленьких детей, которые автоматически могут попасть в зону риска развития плоскостопия. К таким, можно отнести:

  • ребенка, у которого хоть у одного из родителей есть плоскостопие;
  • ребенка, начавшего рано ходить (8–10 месяцев);
  • грудничка с лишним весом;
  • ребенка, страдающего ДЦП или перенесшего полиомиелит, травмы ног, рахит в раннем возрасте.

Если ваш ребенок попадает в зону риска, то не нужно дожидаться пятилетнего возраста для подтверждения диагноза. Займитесь профилактикой болезни и тогда шансы к полному развитию стопы забыть про плоскостопие.

Какие последствия могут быть при плоскостопии у ребенка?

Зачастую молодые родители не придают внимания такому заболеванию, как плоскостопие. Списывая его на наследственность, ведь с таким диагнозом живет почти половина человечества. Действительно, что особенного в такой патологии? Плоскостопие негативно влияет на развитие ребенка и приводит к печальным последствиям:

  • деформации еще не сформированных костей на стопе;
  • быстрому уставанию при ходьбе, болевым ощущениям в нижней части ноги;
  • выпирают косточки, об этом подробнее в статье: ;
  • нарушается осанка, что влечет появление сколиоза, кифоза и других патологий спины, происходят необратимые изменения структуры таза и опорно-двигательного аппарата;
  • нарушению «рессорной» функции, ударная нагрузка переходит на тазобедренную область, что приводит к артрозам.

Как определяется наличие плоскостопия у ребенка?

Оптимальным для определения наличия плоскостопия у ребенка считается пятилетний возраст. Стопа полностью сформировывается и жировая прослойка рассасывается. Для диагностики используют обычные краски для рисования или растительное масло.

Маме необходимо смазать всю стопу ребенка художественными красками или растительным маслом. После поставить кроху на чистый лист бумаги и привлечь чем-то его внимание, дабы зафиксировался след. Вам могут помочь .

Полученный отпечаток расскажет, есть ли проблема плоскостопия у ребенка.

А – все в норме, поскольку самая узкая часть отпечатка имеет соотношение к самой широкой 1:4;

В – есть развитие уплощения, если соотношение 2:4.

С – ярко выраженное плоскостопие при соотношении 3:4.

Измерить соотношение, можно с помощью обычной линейки. В случаях, если вы получили отпечаток схожий с В и С, то незамедлительно идите к ортопеду и начинайте лечение.

Какие различают виды плоскостопия?

В медицине принято разделять данную патологию по видам и степеням.

1. Поперечное плоскостопие – идет выравнивание поперечного свода.

2. Продольный вид заболевания – продольный свод утолщается, что приводит к прикасанию всей площади подошвы с полом.

3. Сочетанное плоскостопие, когда присутствуют два выше приведенных вида

Профилактика плоскостопия у самых маленьких детей

Как уже упоминалось раньше, у самых маленьких деток поставить диагноз плоскостопие невозможно. Поэтому, дабы предупредить развитие патологии, необходимо проводить профилактические действия и соблюдать некоторые правила.

1. Не допускайте развития рахита у детей. Проконсультируйтесь с детским врачом по поводу необходимости приема витамина D.

2. Не ставьте ребенка раньше времени на ножки. Он сам должен встать у опоры. Не поощряйте ранее хождение.

3. Приобретите специальный ортопедический коврик, с бугорками разного размера. Его вполне можно смастерить своими руками. Для этого пришить на полотно пуговицы разного размера. Ежедневно проводите зарядки или другие мероприятия с ребенком на босую ногу на этом коврике.

4. После того как ребенок научится ходить, показывайте ему:

  • как "ходит медведь" – на крае стопы;
  • как "ходит уточка" – на внутренней части, сведя коленки;
  • как собирать пальчиками ног разные предметы.

5. Что касается обуви, то она должна быть жесткой. Задник — тугим и длинным. Наличие небольшого каблучка обязательно. Скажите, нет обуви на плоском ходу.

6. Пусть ребенок бегает босиком по квартире. Если есть возможность, то в летний период отпускайте его походить по песочку, травке, камушкам.

7. Обогатите рацион кальцием, фосфором и витаминами. Костная ткань ног при формировании должна получать полноценное количество микроэлементов.

Какая терапия поможет избавиться от плоскостопия у ребенка?

Если все же в 5–6 летнем возрасте вы столкнулись с диагнозом плоскостопие у ребенка, то не отчаивайтесь, ведь до 16–18 лет эта патология поддается лечению. Для этого используются консервативные методы лечения, в виде специально разработанных комплексов терапевтических мероприятий. В разработке индивидуальной терапии поможет ортопед исходя из возрастной категории и степени плоскостопия. Главная цель таких методик: улучшение кровообращение, организация притока крови, дабы воспрепятствовать деформированию костей и укрепить связки.

Лечение массажем и гимнастикой для ног

Делать массаж нужно по всей ножке, а также в поясничном отделе. Делают его дважды в день по 15 минут. Деткам до года мама делает массаж, разминая, поглаживая и постукивая по коже. После годика можно дополнительно использовать специальные массажеры. Это могут быть специальные коврики, мячи, валики и др. После массажа желательно заняться гимнастикой для ног.

Специальная ортопедическая обувь

Деткам с плоскостопием необходимо ходить в специальной ортопедической обуви. Ее выписывает врач. В специализированных магазинах, согласно рецепта, данного врачом, можно приобрести ортопедическую обувь, подходящую именно вашему ребенку. Также существуют специальные стельки, которые подходят для обыкновенной, стандартной обуви.

Народные рецепты

Помимо консервативных методов лечения, в комплексе довольно часто используют народные методы:

1. Ванночки с применением:

  • морской соли;
  • отвара из мяты;
  • отвары из травы шалфея.

2. Гидромассаж с изменением интенсивности напора.

3. Контрастные ванночки: 1–2 минуты держать ножки в горячей воде, после опустить ступни в прохладную на 15–20 секунд.

4. К подошве ноги привязывать бинтом листья полыни.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Уже давно сказано:

Стопы – это фундамент нашего тела

Изо дня в день наши стопы совершают подвиги, хотя мы этого и не осознаем в полной мере. Стопы удерживают массу тела, дают нам возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Вместе с нами каждый год они делают 5 миллионов шагов, и в течение нашей жизни мы четыре раза обходим на них вокруг всего земного шара. Чтобы все это совершать без каких-либо проблем, наличие хорошо тренированных стоп – это альфа и омега. Несмотря на то, что 98% новорожденных появляются на свет со здоровыми стопами, около 60% взрослых имеют с ними проблемы. И уже в школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в развитии как вальгусная, опущенная и полая стопа. Ведь, если фундамент больше не соответствует, это имеет последствия для всего тела. Так могут начаться проблемы с коленями, бедрами или позвоночником.

На всем протяжении развития от милых, маленьких детских стоп до взрослых стоп ряд факторов может значительно помешать их здоровому формированию. Одной из главных причин приобретенных повреждений стоп является ношение «неправильной» детской обуви – слишком маленькая, слишком узкая иногда даже и слишком большая. Следующей проблемой со все возрастающей тенденцией является избыточный вес. Он способствует уплощению и, тем самым, деформации свода стопы. Между тем от 15 до 20 процентов детей в Германии весят слишком много, а 6% даже страдают ожирением (= болезненная тучность).

Чтобы детские стопы развивались здоровыми, им в первую очередь необходимо движение. Однако все признаки говорят об обратном. По причине нашего современного стиля жизни около 14% детей двигаются в настоящее время от силы 3 часа в неделю.

Чтобы проблемы избыточного веса, недостатка движения и подходящей обуви (только 20% граждан Германии носят обувь, которая им подходит) не сопровождали и во взрослом возрасте, необходимо своевременно предпринять встречные меры путем просвещения. При этом вам задают вопросы как профессионалу по стопам. Вам выпало сложное задание пробудить у родителей, а также у детей внимание и восприимчивость к уходу и сохранению стоп в здоровом состоянии.

Детская стопа и ее развитие:

Без естественной тренировки ничего не выйдет

Плоские стопы у младенца, вальгусное плоскостопие у маленького ребенка, сначала О-образные, потом Х-образные ножки, при этом мягкие, гибкие, деформируемые и в достаточной степени невосприимчивые к боли при давлении, детские стопы – это не маленькие стопы взрослых. В течение многих лет они совсем не хотели соответствовать нашему представлению о «нормальной» стопе.

Для родителей вопрос, развиваются ли у детей здоровые стопы, имеет большое значение. В конце концов, стопы дают нам свободу, чтобы мы всю жизнь могли самостоятельно ходить и независимо двигаться вперед. Во время роста детские стопы непрерывно изменяются. Развитие стоп заканчивается только в юношеском возрасте.

Когда ребенок совершенно самостоятельно делает свои первые шаги, родители гордятся этим и запоминают эту дату на всю жизнь. Если маленький ребенок в возрасте от года до полутора лет в состоянии самостоятельно ходить, он выполнил интенсивную тренировку в течение нескольких месяцев.

Шаг за шагом к умению ходить

Вертеться (= круговые движения тела, лежа на животе), перекатываться, ползать на животе, позже ползать на четвереньках, потом постепенно учиться стоять и пытаться ходить – все это служит тренировке мышц и двигательного аппарата, а также умению держать равновесие и координацию. Еще до того, как ребенок сможет стоять, ноги и стопы готовятся к этому. Так полугодовалый ребенок хватает свои стопы и пальцы и играет с ними. Если при этом он засовывает пальцы стоп себе в рот, это больше чем веселое времяпрепровождение. Движение – это замечательное упражнение, чтобы вращением наружу, отведением ног и сгибанием в бедре способствовать формированию тазобедренного сустава как подвижного сочленения.

Умение ходить является генетической программой, которая происходит сама по себе и проходит успешнее тогда, когда «опытные в ходьбе» взрослые меньше вмешиваются в этот процесс. Девиз звучит так – ждать, пока ребенок собственными силами не начнет стоять и ходить. Первые попытки стоять, подтягиваясь за предметы, например, решетку детской кроватки или опираясь о лестничную площадку, дети начинают с 10-и месячного возраста. Свободно ходить они могут уже через 4-6 месяцев. К этому времени ребенок перебирает различные поддерживающие ходьбу варианты, например, боком он опирается на предметы (так называемая ходьба с поручнями) или толкает перед собой предметы, чтобы подготовить стопы к удерживанию массы тела. Наконец он стоит, хотя сначала неуверенно и с широко расставленными ногами, и уже готов делать первые шаги.

Игра со стопами и пальцами также тренирует мышцы стоп. Когда ребенок хватает руками стопы, слегка приподнимается внутренний край стопы, она приводится в положение супинации (супинация через вращение). Вследствие этого происходит тренировка как функциональной длины, ширины и высоты стопы, так и всего свода стопы.

Детские стопы растут быстро

Необходимо приблизительно 16 лет до момента, когда из мягких, хрящевидных детских стоп сформируются полностью развитые стопы. При этом уже 98% стоп у девочек в возрасте 12-13 лет и 98% стоп у мальчиков в возрасте 15 лет достигают своей окончательной длины.

Особенно стремительно детские стопы растут в первые годы жизни. Если длина стоп новорожденных составляет около 1/3 длины стопы взрослого, то длина стоп трехлетних детей составляет уже 2/3 их окончательной длины.

Как по-разному быстро растут детские стопы в зависимости от возраста, было отражено в первом немецком отчете о детских стопах, для которого было измерено 20000 детских стоп в 60 населенных пунктах Германии и Швейцарии: «У 2-х летних детей стопы могут расти до двух сантиметров в год, т.е. это почти три размера обуви. Как у мальчиков, так и у девочек до 7-и летнего возраста стопы вырастают на 10-15 миллиметров в год. Затем скорость роста у девочек падает до 10 миллиметров, а у мальчиков до 8-9 миллиметров. После этого скорость роста у девочек быстро понижается до 12-и летного возраста, а у мальчиков, наоборот, только с 15-и летнего возраста». Таким образом, вполне естественно, что детям в школьном возрасте каждые полгода необходима новая обувь, а маленьким детям – даже один раз в квартал.

Не мешать естественному развитию!

Чтобы стопы детей развивались здоровыми и не имели никаких повреждений, важно, чтобы дети могли полностью развивать свою естественную потребность в движении. Поэтому порекомендуйте родителям обратить особое внимание на следующее.

Стопы детей требуют большой свободы движения. Потому родители должны как можно чаще позволять маленьким детям быть босиком и играться со своими стопами и пальцами. Это доставляет не только удовольствие, но и очень полезно для моторного и психического развития. И когда дети уже могут ходить должно действовать правило – как можно больше ходить босиком.

Т.к. в первые годы жизни детские стопы еще формируются и достаточно гибкие, ни в коем случае нельзя стеснять и наносить им вред не только неправильной обувью, но и слишком узкими ползунками и носочками.

Чтобы не мешать естественному движению, родители должны немного повременить с «усаживанием» детей, пока сам ребенок самостоятельно не сядет и не сможет изменить это положение также самостоятельно. В среднем в возрасте от 9 до 10 месяцев дети уже могут это делать самостоятельно.

Обязательно необходимо предостеречь от того, чтобы слишком рано заставлять ребенка вставать. Поэтому рекомендуется не предлагать детям предметы для подтягивания и ни удерживать ребенка слишком долго в положении стоя. Т.к. маленькие О-образные ножки не в состоянии удерживать вес тела.

Крайне спорной является широко распространенная практика ставить 6-и месячных детей в так называемые ходунки. Так называют пластиковый каркас на роликах со встроенным сидением. Федеральное зарегистрированное общество «Больше безопасности для детей» предостерегает от использования таких приспособлений по причине сопутствующего риска несчастных случаев, которые часто имеют следствием серьезные повреждения. И при этом дети не учатся ходить, наоборот, чем чаще их усаживают в такие приспособления, чтобы кататься по квартире, тем ощутимее нарушается их естественное моторное развитие, что мешает тренировке естественных шаговых движений.

Также как можно меньше надо укладывать ребенка в чашеобразную кроватку или люльку. Заданное сидячее положение ограничивает ребенка в состоянии бодрствования его двигательные возможности и, тем самым, естественное развитие движения. Например, в лежачем положении в люльке ноги не могут сгибаться в тазобедренном и коленном суставе, не поворачиваются наружу и не отводятся. Также ребенку невозможно брать в рот стопы, что важно для тренировки их мышц и их осознания, т.е. не хватает тренировки и укрепления мускулатуры.

Сначала плоские стопы

Для младенцев и маленьких детей абсолютно нормальными являются плоские стопы и О-образные ноги, что во взрослом возрасте может доставлять значительные проблемы. Типичным для постановки ноги у младенца является сгибание тазобедренного и коленного сустава, О-образные ноги, а также супинация стоп. Подошвы стоп плоские. С одной стороны это объясняется толстой медиальной жировой подушкой, которая доходит от сустава таранной и ладьевидной кости вплоть до плюснефаланговых суставов. У нее задача защищать мягкие, хрящевидные структуры стоп от перегрузки и повреждений, и она служит как распределитель давления. Жировая подушка уменьшается в течение первых лет жизни и исчезает в возрасте 4-5 лет.

С другой стороны, свод стопы, развитие которого уже началось при рождении, формируется постепенно со все возрастающей нагрузкой стопы. Т олько в 3-х летнем возрасте в отпечатке стопы начинает узнаваться, как правило, видимое медиальное углубление.

Отступление: Медиальную подушку маленьких стоп также называют «острой жировой подушкой».

С умения ходить стопа изнутри переносит трехмерное изменение формы. Сюда относится выпрямление заднего отдела стопы, а также скручивание стопы, т.е. смена положения супинации стопы в младенческом возрасте во внутреннее вращение переднего отдела стопы. Это спиральное свинчивание, при котором пятка поворачивается наружу, а передний отдел стопы вовнутрь, является альфой и омегой стабилизации свода стопы.

Проведенное в университетской клинике г. Мюнстер «Исследование детской стопы», в котором наблюдалось развитие детской стопы у здоровых детей с начала момента их умения ходить до девятилетнего возраста, показало, что продольный свод стопы формируется уже в первый год после того, как ребенок научился ходить. Формирование продольного свода стопы заканчивается, впрочем, только в возрасте 6-7 лет.

Отступление: В течение третьего года жизни стопы меняют свою форму.

От О-образных ножек до прямых ног

Положение ног младенца напоминает наших предков в давние времена. Тазобедренные и коленные суставы согнуты, коленные чашечки повернуты наружу, а расстояние между внутренними сторонами коленей больше, чем между медиальными лодыжками. В течение второго года жизни, искривленные О-образные ноги становятся прямыми, которые потом у детей 2-4 лет чаще всего изменяются в Х-образные ноги.

Причиной этого является вес тела и прямая осанка, из-за которых колено нагружается в медиальном направлении возрастающим давлением, а в латеральном – усиливающимся вытяжением. Следствием этой ассиметричной нагрузки является ассиметричный стимул роста на близких к коленному суставу зонах роста кости (метафизы) бедра и голени (большая берцовая кость). Вследствие этого эпифизарные хрящи на шарнирах коленного сустава бедра (мыщелки бедра) и на площадях коленных суставов голени (мыщелки большеберцовой кости) растут в длину по-разному быстро – на внутренней стороне (медиально) быстрее, чем на наружной стороне (латерально). Линия нагрузки, как называют линию соединения между бедром и стопой, при этом перемещается к середине коленного сустава пока, наконец бедро, колено и стопа не станут вертикально друг над другом, а нога выпрямится.

При избыточной реакции, однако, рост в длину продолжается на внутренней стороне с тем эффектом, что линия нагрузки смещается от середины коленного сустава наружу и в конечном счете проходит снаружи мимо сустава. Так из О-образных ног младенца получаются Х-образные ноги маленьких детей, у которых колени соприкасаются с внутренней стороной, а медиальные лодыжки нет. В сильно выраженных формах расстояние друг от друга может составлять более 7 сантиметров. При нормальном развитии Х-образное положение ног пропадает еще до школьного возраста (приблизительно в семь лет), и ноги растут прямо. Медиальные лодыжки и внутренние стороны коленей соприкасаются в положении стоя. Правда, фактором риска того, что Х-образная форма ног сохранится, является избыточный вес, которым в настоящее время страдают многие дети.

Обусловленные возрастом деформации

Х-образное положение ног влияет также на положение стоп в младшем детском возрасте, потому как пяточная кость подминается вовнутрь. Вальгусное плоскостопие в большинстве случаев обусловлено возрастом и должно исчезнуть, как и Х-образное положение ног, до наступления школьного возраста.

Следующим наблюдением уже упомянутого исследования детской стопы стало то, что определенно и полая стопа может быть обусловленной возрастом фазой развития детской стопы. В группе, состоящей из 45 детей, которые наблюдались в течение более чем 6,5 лет, у 13% детей в течение первых пяти лет с момента умения ходить контактная площадь плюсны уменьшалась непрерывно, а потом в течение следующих двух лет снова увеличивалась, так что полая стопа больше не различалась.

Разнообразие стоп

Развитие здоровой детской стопы поразительно и отличается неожиданным разнообразием. Так исследование детской стопы в городе Мюнстере показало, что в первый год, когда ребенок пошел, девочки проявляли более динамичный процесс переката стопы, чем мальчики. В соответствии с первым немецким отчетом о детской стопе дети в 6 лет могут еще носить обувь 25 размера, но могут носить и обувь 35 размера. По сравнению с девочками мальчикам такого же возраста в среднем необходима обувь, которая больше на полразмера и даже на размер. После 12-и летнего возраста разница увеличивается. Кривая роста стоп девочек сходит на нет, в то время как у мальчиков увеличивается и дальше. Однако отчет о детской стопе указывает на то, что также и у ширины подошвы или обхвате в пучках при одинаковой длине стопы есть большой разброс. Например, у 5-и летних мальчиков, у которых в среднем длина стопы 172 миллиметра, ее ширина может быть от 62 до 78 миллиметров. (Средняя ширина составляет 70 миллиметров.)

Обхват в пучках в среднем составляет 173,5 миллиметров. Стопа длиной 172 миллиметра может иметь обхват от 157 до 190 миллиметров. Из этого же отчета также следует, что детская стопа стала шире.

Вес тела как причина играет роль только у детей дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше вес тела оказывает влияние на ширину стопы. Исключением, правда, являются дети с избыточным весом! Но действительным все же является то, что маленькие стопы шире, чем большие. Кроме того, важным для всех, кто имеет дело с детскими стопами, является знание о том, что детские стопы растут постоянно. Они не делают паузы, чтобы потом скачкообразно вырасти на 3 или четыре размера обуви.

С началом школьного возраста и до конца первого десятилетия жизни стопы совершенствуются с целью свободного взаимодействия всех тканей и органов, в том числе мышц, связок и кровеносных сосудов.

Стопы и ножки младенцев и маленьких детей…

… еще не имеют своей окончательной формы; и даже скелет стопы состоит преимущественно еще из хрящевых частей, которые окостеневают окончательно только в юношеском возрасте.

Типичным для стоп младенцев является отклонение большого пальца вовнутрь.

Продольный свод стопы заполнен жировой подушкой, и стопа стоит на полу плоско.

На втором году жизни жировая подушка рассасывается, продольный свод стопы формируется постепенно.

Если стопа нагружается, ее легкое положение наружу вполне нормальное. У маленького ребенка вальгусная стопа выражена сильнее.

Типично О-образное положение ног маленького ребенка. Примерно в 6-и летнем возрасте ось ног медленно выпрямляется.

April 15th, 2016

Давно хотел написать на эту тему, но все не решался, так как я не детский ортопед и это вроде как не сфера моей компетенции. Но потом я подумал - для того, чтобы знать, что Земля вращается вокруг Солнца, не нужно быть великим астрономом, а посему все ж замахнусь на неприкосновенное и дерзну изложить здесь нечто, что может вызвать негодование отечественных детских хирургов и ортопедов.


Так вот, не знаю, где как, но в моем непосредственном окружении среди специалистов преобладают следующие воззрения:


  • плоскостопие у детей - это плохо;

  • плоскостопие может развиться из-за того, что ребенок ходит босиком по плоскому полу;

  • чтобы не было плоскостопия - как только ребенок начал ходить, ему нужно обувать «ортопедическую» обувь;

  • «ортопедическая» обувь - это когда у нее имеется специальный каблук, супинатор, жесткий задник и т.д.;

  • считается, что такая обувь способна профилактировать развитие плоскостопия;

  • любая форма ног, кроме совершенно прямых - это плохо;

  • О-образная и Х-образная форма ног обязательно требуют лечения, как минимум - массажики там всякие и ЛФК, а то и надевания различных шин и ортезов на ночь;

  • Если ничего с такими ногами не делать - так и останется ребенок кривоногим на всю жизнь.

А вот теперь неожиданность - в кругах зарубежных экспертов данная точка зрения уже давно стала не более, чем перевернутой страницей в истории детской ортопедии, так как подобные выкладки были опровергнуты ну как минимум лет сорок назад (легендарный американский ортопед профессор Линн Стэйли опубликовал концепцию , противоположную выше изложенной, еще в 1979 году!).


Какова же позиция мирового медицинского сообщества на этот счет на сегодняшний день?

Для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений в надежности представленной информации, я нашел максимально авторитетные источники.

Так вот, на сайте Оксфордского (!) университета читаем следующее (далее идет дословный перевод):

«Многие люди имеют устойчивые представления, что плоскостопие - это ненормально и требует лечения с помощью специальной обуви, стелек, или даже шин и брейсов.

На сегодняшний день нам известно, что большинство детей в возрасте от 1 до 5 лет имеют плоскостопие . Это часть нормального развития их стоп и более, чем 95% детей перерастают их плоскостопие и развивается нормальный свод стопы».

Чуть ниже читаем следующее:

«Исследования, вовлекающие большое количество детей, продемонстрировали, что лечение с помощью специальной обуви , стелек и шин не влияет на форму стопы и не способствует появлению нормального свода.


У подавляющего большинства детей с плоскостопием после 5 лет развивается нормальный свод стопы без использования стелек (имеются ввиду вкладки-супинаторы ).

Если же плоскостопие продолжается после пяти лет и ребенок жалуется на боль в стопах - лечение с помощью стелек и поддержки свода чаще всего используется с целью облегчения дискомфорта (и только-то!) ».

Что это значит?

Это значит, что нельзя ставить диагноз «плоскостопие» трехлетнему ребенку, намекая при этом на то, что плоская стопа у ребенка - это патология, потому что это все равно, что поставить диагноз «двоерукие» или «двадцатизубие». Плоская стопа - абсолютная норма для данного возраста!

Это значит, что не нужно калечить психику ребенка неудобной обувью с «каблучками/супинаторами», она все равно никакой пользы не приносит. В современных научных исследованиях продемонстрировано, что никакая обувь не способна профилактировать или корригировать патологию стопы . Наоборот, доказано, что жесткая обувь, ограничивая подвижность стопы, мешает развитию ее силы и гибкости. Правда, доказательства эти у нас мало кому интересны...

Кроме всего прочего, обозначение такой обуви как ортопедической является ошибкой. На самом деле, под ортопедической во всем мире понимают обувь, изготовленную по индивидуальным меркам для людей с патологией опорно-двигательного аппарата, которые не могут носить обычную обувь из-за выраженного дискомфорта . Истинно ортопедическая обувь либо перераспределяет нагрузку на стопы таким образом, что человеку с выраженной патологией стоп в ней просто комфортней ходить, либо компенсирует имеющиеся недостатки для предотвращения развития вторичных отрицательных последствий (например, увеличенный каблук левого ботинка при укорочении левой ноги помогает избежать развития искривления позвоночника и таза). Еще раз подчеркну: настоящая ортопедическая обувь - это не "каблучок/супинатор/жесткий задник", которые пытаются навязать совершенно здоровым детям, а изготовленная на заказ для людей с выраженной патологией стоп или голеностопного сустава . Что называется, почувствуйте разницу (кто не почувствовал - читаем этот абзац еще раз).

Самое естественное состояние стопы - это босоногость . Люди, которые всегда ходят босиком, имеют самые здоровые стопы. Поэтому, как сказал Линн Стэйли, «the best shoes - like no shoes» - лучшая обувь, это когда ее как-будто бы нет вовсе. Таким образом, идеальная обувь - та, которую не чувствуешь на ноге. Когда речь идет о тоддлерах (дети возраста 1-2 года), лучший выбор - это легкая мягкая обувь с плоской гибкой подошвой . Для детей чуть постарше - важно наличие амортизирующих свойств подошвы для погашения импульсов при беге и прыжках.

Кстати, теперь вы поняли, почему невозможно заказать на американском или европейском сайте обувь для малышей с жестким задником, каблуком и супинатором? И почему родственники из Италии (Германии, США и т.д.) передали вам мокасинчики или сандалики, которые потом разгромно раскритиковал ваш детский хирург?

Справедливости ради стоит отметить, что у детей, все же, изредка может встречаться плоскостопие, которое не всегда можно назвать нормой. Есть такой редкий вид плоскостопия, при котором ребенок может испытывать дискомфорт и которое требует вмешательства.

Родители могут сами проверить, какой вид плоскостопия у ребенка - функциональное (мобильное), которое наблюдается у детей со здоровыми стопами из-за временной слабости связочного аппарата и мышц и является нормой , или анатомическое - при котором наблюдаются нарушение взаимоотношения между костями стопы, приводящее к перманентному патологическому плоскостопию, иногда провоцирующему боль при нагрузке.

Для этого нужно поставить ребенка на плоскую твердую поверхность к себе спиной и попросить встать на носочки. Если пятки при этом отклоняются внутрь и появляется свод стопы (как на картинке ниже) - это функциональное плоскостопие, которое не требует никаких вмешательств. Если же пятка остается отклоненной наружу, а стопа остается плоской - это анатомическое плоскостопие, которое при наличии боли может потребовать оперативной коррекции.

Теперь, что касается О-образной (bowlegs ) и Х-образной (knock - knees ) формы ног.


У большинства детей форма ножек изменяется в четыре этапа:


  • при рождении они имеют О-образную форму (потому что так компактнее можно сложиться в полости матки), такая форма ног является нормой до 1,5 лет;

  • к возрасту 12-18 месяцев ноги у большинства детей выпрямляются ;

  • с двух до 7-8 лет у детей часто наблюдается Х-образная форма ног;

  • с 7-8 лет они снова выпрямляются и остаются такими навсегда.

У некоторых детей незначительная Х-образность может оставаться на всю жизнь, но если она не прогрессирует и это никак не влияет на физическую активность, то такая форма может рассматриваться как индивидуальная особенность.


Кстати, на том этапе, когда у ребенка наблюдается Х-образная форма ног, из-за отклонения голеней кнаружи наблюдается увеличение нагрузки на внутреннюю (медиальную) часть стопы, что, в сочетании с физиологическим плоскостопием придает ей вид, трактуемый ортопедами как плоско-вальгусная стопа. С точки зрения современной мировой ортопедии такое состояние стопы является абсолютной нормой до 5-7 лет, если нет признаков анатомического плоскостопия и жалоб на боль и дискомфорт.


Вот, что написано по поводу формы ног на сайте Американской академии педиатрии (я же обещал солидные источники!):

«О-образная и Х-образная форма ног, как правило, является вариантом нормы и не требует лечения . Обычно, ноги ребенка выпрямляются естественным образом по достижению подросткового возраста.

Лишь очень редко подобная форма ног может быть результатом патологии.

Вот некоторые признаки, которые могут указывать на то, что форма ног обусловлена серьезной проблемой:


  • искривление очень выраженное;

  • асимметричность ног (искривление наблюдается только с одной стороны);

  • О-образная форма не исчезает и усугубляется после 2 лет;

  • Х-образная форма наблюдается после 7 лет;

  • ребенок низкорослый для своего возраста.»

То есть, если ребенок активный, бодрый, ни на что не жалуется, хорошо растет и развивается, у него нет перечисленных выше признаков - то форма его ног точно соответствует норме.

Если же вы обнаружили у ребенка какой-либо из этих признаков - необходимо проконсультироваться у грамотного ортопеда.

Итак, мы разобрались, что:


  • плоскостопие до 5 лет - это совершенно нормально;

  • хождение босиком - это полезно, даже если ходить по плоскому полу;

  • что бы ни говорили сторонники жесткой детской обуви - никакая обувь не способна положительно повлиять на форму стопы и профилактировать или корригировать плоскостопие (это убедительно доказано в многочисленных научных исследованиях, давайте чувствовать разницу между чьим-то мнением и научными фактами);

  • обувь нужна для защиты от холода, грязи и травмы, а потому обуваться должна только при необходимости;

  • идеальная обувь для ребенка 1-3 лет - легкая, мягкая, с плоской гибкой подошвой, комфортная и не тесная (the best shoes - like no shoes);

  • ношение жесткой обуви, наоборот, приводит к слабости стопы и повышает риск деформаций и патологического плоскостопия;

  • у некоторых плоскостопие остается на всю жизнь, но у большинства людей это не провоцирует дискомфорт, в тех же случаях, когда дискомфорт присутствует, специальные упражнения и индивидуальные стельки помогут его уменьшить (в тяжелых случаях анатомического плоскостопия может потребоваться хирургическое вмешательство);

  • О-образная и Х-образная форма ног для большинства детей - абсолютная норма и не требует никакого вмешательства;

  • Как правило, О-образная форма исчезает к 1-1,5 годам, Х-образная форма проходит к 6-8 годам. Сама по себе .

Вот на этом видео всемирно известный детский ортопед профессор Линн Стэйли (автор множества профессиональных руководств, пользующихся огромным авторитетом среди специалистов) лично подробно рассказывает обо всем, что мы с вами только что обсудили.


http://kidshealth.org/en/kids/orthopedic-conditions.html

http://www.iocp.org.uk/babies-feet.php

пример того, какая обувь считается наиболее приемлемой для детей на Западе:

http://www.slideshare.net/KidoFit/kids-foot-health

одно из первых исследований, в котором было доказано, что ношение корригирующей обуви на протяжении трех (!) лет не дает никакого положительного эффекта http://muscle.ucsd.edu/More_HTML/papers/pdf/Wenger_JBJSA_1989.pdf

Друзья, вы, конечно же, понимаете, что распространение подобной информации может привести к значительным убыткам производителей "ортопедической" обуви. Это будет не очень патриотично, так как нигде в мире, кроме стран постсоветского пространства, детская обувь формата "каблук-супинатор-жесткий задник"не производится и не продается. Если вы считаете, что лучше поддержать отечественного производителя детской обуви, чем современные подходы к данной проблеме - ни в коем случае не ставьте лайк и не делитесь этой публикацией. В общем, выбор за вами;-)


Сергей Макаров


Очень приятно, что большинство отзывов - положительные, но были и некоторые возражения, которые, очевидно, возникали из-за беглого ознакомления с материалом. Поэтому хочу еще раз расставить акценты.

Нигде в статье не сказано, что не нужно обращаться к ортопедам. Вопрос в другом - к каким? Уверен, что при должных усилиях вы найдете квалифицированного специалиста, осведомленного в современных подходах и тенденциях. Поэтому перед вами не должен стоять вопрос, как отличить норму от патологии и что дальше с этим делать. Это задача грамотного профильного специалиста. А ваша задача - найти такого. Критерий поиска? Спрашивайте, чем руководствуется доктор - современными международными рекомендациями, или советским учебником 1968 года?

Нигде не сказано, что плоскостопие, доставляющее дискомфорт, не требует вмешательства. Требует. Тут могут помочь и индивидуальные стельки, и упражнения, и специально подобранная обувь. Но все это может преследовать только одну цель - устранение боли и утомляемости ног. На форму же, вопреки возлагаемым надеждам на эти методы, они не влияют. ЭТО ДОКАЗАНО В БОЛЬШИХ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Если кто-то делится опытом, что носил такую-то обувь и у него ушла проблема, это означает, что она ушла бы и так. Если плоскостопие не уходит к 8-10 годам самостоятельно, то изменить форму стопы может только операция. Но форма - не самоцель! Имеет значение только то, как с этим плоскостопием чувствует себя человек. Если нормально (или условно нормально, с использованием спец.стелек) - то можно с этим жить и не тужить (во многих странах людей с плоскостопием без проблем берут в армию, даже в элитные войска). Если же дискомфорт выраженный и консервативные мероприятия не помогают - тогда кардинально решить вопрос можно только с помощью хирургического вмешательства.

Нигде в статье не обсуждаются косолапость и другие виды выраженной патологии нижних конечностей. Речь шла только о том, что слишком часто та форма ног, которая с точки зрения мировой ортопедии является возрастной нормой, в странах постсоветского пространства расценивается как патология и показание к какому-либо лечению. А то у некоторых невнимательных читателей сложилось впечатление, будто я призываю игнорировать все виды ортопедической патологии и дружно всем больным бежать на лужайку резвиться босиком.

Судя по резонансу, информация действительно важная и нужная. Пожалуйста, прежде чем делать выводы, изучите статью внимательно и пройдите по предоставленным ссылкам. Убедитесь лично, что это не личное мнение отдельно взятого врача, а точка зрения мирового медицинского сообщества.

Автор - Сейгей Макаров
Источник -

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.


Рассказать друзьям