Развивающие занятия для детей в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С каждым месяцем маленький ребенок активнее познает окружающий мир. И вот малыш достиг 10-месячного возраста. Он уже быстро ползает, садится и делает первые шаги. Во время передвижений ребенок узнает о расположении различных предметов, учится оценивать расстояние между вещами, выбирает наиболее подходящую последовательность действий, чтобы добиться нужного результата. В десятимесячном возрасте кроха имитирует поведение своих родителей, повторять те действия с предметами, которые демонстрируют ему. И вот как раз в этот момент рекомендуется вводить в режим дня познавательные и развивающие игры.

Ребенка, которому исполнилось 10 месяцев, также интересуют игрушки на колесиках, начиная яркими пластмассовыми фигурками животных на веревочке, заканчивая эксклюзивными моделями автомобилей. Малыша заинтересует теперь собственная прогулочная коляска, ведь в то время, когда он делает первые шаги, ему нужна некая опора. Коляска станет идеальным вариантом, и малыш с удовольствием покатит ее перед собой.

Незатейливое занятие активизирует развитие сразу нескольких умений: ребенок в 10 месяцев уже чувствует себя взрослым, ведь выполняет такое взрослое занятие, как катание коляски. Координация движений лучше развивается, ведь с помощью коляски легче удерживать равновесие. Рекомендуется приобрести ребенку кукольную коляску или каталку с длинной ручкой. Рекомендуется, чтобы эти игрушки при движении издавали звуки или светились, это дополнительный стимул шагать вперед. Для игры в домашних условиях подойдет табуретка или маленький стул, который ребенок толкает перед собой.

В арсенал игрушек купите мяч. Отдавайте предпочтение классическим ярким изделиям, диаметром до 20 см. Для игры с мячом комната и квартира станут маленькими помещениями, поэтому прогулки на свежем воздухе и погони за попрыгунчиком станут частым явлением. Играть с ребенком можно дома, для этого рекомендуется просто катать мяч друг другу. Это занятие способствует координации движений и освоению пространства. На улице бросать мяч можно о стенку или друг другу: попытки поймать круглый объект стимулируют двигательную активность, и через некоторое время малыш научится ловить мяч.

Рекомендуется запастись кубиками из неокрашенного дерева или пластмассы, ведь ребенок пробует игрушки на вкус. Главное – обеспечить безопасность во время игры. Из кубиков выстраиваются башни, домики, мосты и всевозможные объекты. Не запрещайте ребенку ломать только что выстроенную крепость. Начните вместе устанавливать фундамент нового объекта. Ребенку эта забава принесет удовольствие.

Для музыкальных занятий пригодятся погремушки, заводные и электрические музыкальные игрушки. Не запрещайте 10-месячному малышу приносить кухонную утварь и предметы быта, ведь это по-прежнему его любимые объекты.. Так, подойдет радиоприемник, играть с которым разрешается только в присутствии взрослого.

Сохраняйте пластиковые бутылки, баночки из-под детского питания, стаканчики и пакеты из-под молока и кефира. Эти предметы – замечательный строительный материал, заменяющий дорогостоящий конструктор. Во время купания всевозможные губки и мочалки составят компанию малышу, и водные процедуры станут любимым занятием. Не помешают специальные заводные игрушки в виде лягушки, уточки или катера. Ребенок в возрасте 10 месяцев превратит в игрушку любой предмет, его фантазия не имеет пределов.

Крепкие ноги

Уже взрослый 10-месячный ребенок делает первые шаги. И чтобы он лучше владел своим телом, рекомендуется проводить с ним, например, гонки с препятствиями. Для этого на пути следования постройте барьеры высотой до 10 см, через которые ребенку нужно переступить. Для строительства подойдет детский конструктор или упаковки из-под молока или кефира. На улице вместо ровного асфальта предложите ребенку пересеченную местность, передвижение по которой рекомендуется сопровождать развлекательной песенкой.

Ребенку будет интересно повторять за мамой и папой гимнастические упражнения. У него получается по-своему, но уже через время простейшие занятия он усвоит. Физические упражнения рекомендуется сопровождать веселой музыкой, это не только задаст хорошее настроение, но и сформирует у малыша музыкальный слух.

Умелые ручки

Занять любопытного десятимесячного малыша рекомендуется при помощи подручных средств, они помогут развить координацию рук и мелкую моторику пальцев. Так, в качестве метательного прибора для упражнения на местности подойдут прищепки или пробки. Для этого с небольшого расстояния их забрасывают в коробку или банку. Малыш оценит старания и с удовольствием будет играть. Из коробок из-под молока или кефира соорудите тоннель или трек для игрушечных машинок. Такое развлечение развивает моторику рук и скорость реакции.

Отдельное внимание уделите развитию усидчивости и терпения. Для этого поставьте несколько пустых стаканов и один наполненный водой или какой-либо крупой. Покажите ребенку, как пересыпать или переливать содержимое в другие сосуды. Рекомендуется использовать несколько видов крупы или окрашенный рис, чтобы распределять в стаканы соответствующий вид.

Далее задача усложняется. С помощью ложки предлагается наполнить стакан из баночки. Малыш разными способами будет это делать, но первые несколько движений обязательно должны быть правильно выполнены. Главное в занятиях – в игровой форме направлять действия маленького гения в нужное русло.

Интеллект

Для развития речи и интеллекта 10-месячного ребенка предлагаем выполнить нехитрые упражнения и игры. Перед крохой положите несколько носков, перчаток, детскую обувь или другие парные предметы. В руки малышу дайте одну перчатку и предложите отыскать пару. В первый раз количество предметов не должно быть велико, а внешне предметы должны быть максимально отличны друг от друга.

Для следующей игры понадобится погремушка. Спойте веселую песенку, а погремушкой или бубном «аккомпанируйте» себе. Предложите ребенку повторить ваши действия в такт мелодии, ведь чувство ритма стимулирует развитие речи. Замените веселый ритм более спокойным, переходя к медленным мелодиям.

Привить понятие положение «вверх ногами» рекомендуется следующим способом. Положите перед малышом игрушки вверх ногами. Покажите ребенку, какое положение предметов правильное и посмотрите, исправит ли он положение остальных игрушек.

Освоение пространства

С первых месяцев жизни родители играли с малышом в игры, основанные на поиске источника звука. Сейчас, в возрасте 10 месяцев, эти занятия усовершенствуются. Так, необходимо включить маленький плеер или радиоприемник и спрятать под кровать, под подушку или в шкаф. Попросите малыша найти предмет по звуку, помогайте ребенку, направляйте, если тот отклонится от верного пути.

Незаменимыми станут игры на улице или на даче. Поощряйте исследовательскую деятельность ребенка, собирайте вместе с ним камешки, палочки, каштаны, шишки, листья и т.д. При обнаружении чего-то нового и интересного издайте восхищенный возглас. Все находки рассмотрите дома, укажите на их цвет, форму и расскажите о назначении.

Важно в таком возрасте познакомить ребенка с правилами безопасности на улице: переходя дорогу, расскажите, что такое светофор, покажите, как переключаются цвета на нем.

Расскажите ребенку о том, что существует много интересного рядом. Понаблюдайте за закатом солнца, вместе посмотрите на луну и звезды. Важно заложить основы любознательности в самом детстве, чтобы в дальнейшем малыш самостоятельно познавал мир.

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Как играть с ребенком в 10 месяцев? В этом возрасте у крохи расширяются возможности, и возрастает желание познакомиться с окружающим пространством. Именно сейчас кроха уверенно ползает и начинает ходить. Во время своих перемещений малыш, не только легко запоминает расположение предметов в пространстве, но и решает такие важные задачи как оценить расстояние между вещами, выбрать последовательность действий (подползти, поднять, взять). Сейчас кроха старательно подражает вам, повторяет те действия, которые вы делаете с предметами. Именно это и следует использовать.

Новые действия со знакомыми игрушками

Еще совсем недавно ребенок реагировал на все игрушки и вещи практически одинаково. Кроха хватал их, тащил в рот, тряс и кидал на пол. Настало время расширить его знания об известных предметах.


Изучаем новое

Пора начать изучать что-то новое не только с игрушками, но и безопасными предметами. Во время игр подробно рассказывайте ребенку что и зачем вы делаете.

Пирамидка

Приобретите самую простую пирамидку из 4-5 цветных колец. Покажите малышу, как ее нужно разбирать и собирать. Кроха по началу будет только снимать кольца. Но уже через пару месяцев научится одевать их обратно в разнобой. Пройдет еще немного времени и вот уже все кольца одеты в правильном порядке.

Кубики

Одна из любимейших игрушек малышей. С виду они очень просты, но сколько с ними простора для творчества и развивающих игр. В этом возрасте вместо деревянных кубиков лучше взять мякиши, с ними малыш точно не поранится.

  • Постройте башенку из 3-4 кубиков и предложите малышу её разрушить. Не беспокойтесь, в этом возрасте дети находятся в разрушительной фазе своего развития. Пока им просто нравится все ломать и смотреть, как постройка разлетается на детали. Строить малыш научится позже.
  • Стулья. Возьмите несколько кубиков и расставьте на некотором расстояние друг от друга. Расскажите ребенку о том, что это стулья и начните рассаживать на них игрушки (для этой игры возьмите небольшие игрушки из пластика). Сопровождайте свои действия рассказом: «Этот стульчик для Развивающие игры для 10-месячного ребенка Развивающие игры для 10-месячного ребенка Миши, садишь мишка. Этот для Зайки…». Конечно, малыш собьет их и поломает постройки, но сначала понаблюдает и запомнит ваши действия.
  • Пирамидки. Сложите из кубиков пирамидку. Внизу будет три кубика, выше два, наверху один. Возьмите игрушку и пройдитесь ей по этим ступенькам вверх-вниз, скажите «топ-топ». И эта постройка тоже будет разрушена, но ребенок запомнит ваши действия и очень скоро будет прохаживать по ним маленьким пластмассовым зайчиком или медведем, а только потом рушить.

Уборка

Предложите ребенку сделать уборку вместе с вами. Дайте малышу красивую тряпочку и покажите как вы стираете пыль с предметов. Ваше чадо попытается повторить ваши движения. Это будут его первые навыки в ведении хозяйства.

Изучаем животных

Рассматривайте и читайте книжки. Спрашивайте малыша: «Где киска?» и сами отвечайте: «вот она» и покажите ее на рисунке. Теперь спросите: «Как говорит киска?» и ответьте «Мяу-мяу». Очень скоро кроха включится в игру и будет показывать животных и отвечать сам. Это упражнение важно для понимания и развития речи.

Тело человека

Дети в 10 месяцев активно познают окружающий мир и самих себя. Малыш уже понимает что у него есть ручки и ножки и научился ими пользоваться, но плохо знает как они называются. Одевая ребенка всегда говорите «одеваем на одну ножку, на другую», моя ручки «моем одну ручку, вторую ручку» и т.д. Теперь ему очень интересен рот, глаза, нос. Обычно детки находясь на руках у взрослых активно трогают эти части лица. Сопровождайте действия словами, а также спрашивайте малыша: «где щечки?» и целуйте или трогайте маленькие щечки. Несколько таких уроков и кроха сам покажет ответы на ваши вопросы.

Найди отличия

Начните знакомить ребенка с разными свойствами предметов. Обращайте его внимания на то какие предметы большие (разведите руки в стороны и скажите большой) и маленькие (сожмите два пальца и покажите «маленький»), какие мягкие, а какие твердые, какие гладкие, а какие нет.

Музыкальная пауза

Начните развивать музыкальный слух ребенка. Включайте ему детские песенки и классическую музыку, пойте сами. Купите маленькое игрушечное пианино, дудку.

Прислушивайтесь к звукам вокруг. Слышите как гудит самолет? Обратите внимания малыша на этот звук и скажите «самолет». Соседи делают ремонт? Что же, придется познакомиться и с этим звуком. Изобразите пальцами дрель и просверлите стену «дж-ж-ж», малышу полезно будет узнать откуда берутся эти звуки, так он скоро перестанет их пугаться.

Игры для детей от 10 месяцев до 1 года

Этот возраст называют возрастом «Маленького мыслителя»

К концу первого года жизни увеличивается физическая подвижность малыша, многие дети начинают свободно перемещаться по квартире, с удовольствием ходят по комнатам с помощью взрослых, а иные уже и самостоятельно. Совершенствуются координация движений и мелкая моторика. Ярко выражена у малыша и потребность в исследовании. Ребенок много времени проводит, наблюдая за попавшими в поле зрения предметами, исследует их свойства, пробует на зубок, очень любит играть с водой, с большим удовольствием шлепает ладошками или ножками по воде, пытается поймать струю воды. Выражен интерес к мелким предметам (дети любят возиться с подарками от Деда Мороза, разглядывая разноцветные конфетные фантики). С целью изучения свойств предметов ребенок опрокидывает, катает их, вкладывает и достает из коробочки. Появляется интерес к книгам и к процессу переворачивания страниц. Малыш любит находить укатившиеся предметы, сам прячет что-либо и с большим удовольствием сам это находит. Увеличивается количество произносимых слов. Ребенок знает, что может использовать взрослых в своих целях: звать на помощь, играть и т. д. В этот период дети особенно радуются одобрению и похвале.

Слон или часики, «ДА» или «НЕТ»

Цель игры : принятие самостоятельных решений, выработка осторожности и безопасности в процессе исследования.

Игрушки, бытовые приборы.

Ход игры : любознательность малыша не знает границ, когда он приступает к исследованиям. Первое время Вы должны быть рядом, чтобы обеспечить его безопасность. Если вы видите, что ребенок лезет к розеткам (в розетки должны быть вставлены специальные заглушки), то стоит остановить его и сыграть в игру «Часики»: влево-вправо значит «НЕТ», не подходи. Обязательно проверьте, как усвоил ребенок игру, отойдите от розеток, потом вновь к ним вернитесь и спросите: «Что говорят часики?» Убедитесь, что часики говорят правильно. Понаблюдайте, как будет себя вести ребенок, если он вновь приближается к розеткам. Если же чувство опасности не сформировалось, то стоит еще раз сыграть в «Часики», и так до тех пор, пока малыш не усвоит, что розетки трогать нельзя.

Для того чтобы выработать дифференцированный подход к ситуации, спрашивайте ребенка, кто говорит, слон или часики, когда он играет с мячом, другими игрушками, когда подходит к плите и т. д.

Родителям на заметку

Необходимо как можно раньше дать ребенку понять, что есть вещи, которые опасны, и их трогать нельзя.

Что в мешочке

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

: 2-3 матерчатых мешочка, наполненных различными по фактуре материалами (сахаром, солью, фасолью, мелкими камушками и т. д.) и несколько пустых чашек или коробочек, одеяло.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Поставьте перед малышом мешочки и пустые чашки или коробочки. Дайте ребенку возможность потрогать руками мешочки, пусть он немного с ними поиграет. Привлеките его внимание вопросом: «Давай посмотрим, что у нас в мешочке?» Развяжите мешочек, покажите малышу его содержимое, продемонстрируйте, как можно пересыпать содержимое мешочка в пустые чашки или коробки. Лучше всего, если вы научите малыша набирать содержимое мешочка в ладошку и пересыпать в пустую емкость. Как только ребенок справится с содержимым одного мешочка, помогите развязать следующий, и пусть малыш повторит все сначала. В конце игры вместе с ребенком наполните вновь мешочки их содержимым.

Куличи

Цель игры: развитие мелкой моторики, целенаправленных действий, развитие навыков коллективной игры.

Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, различные формочки, совок.

Ход игры : во время прогулки подойдите к песочнице, покажите ребенку, как пользоваться совком. Пусть малыш набирает песок в ведерко. Как только ведерко будет полным, аккуратно переверните его вверх дном, покажите крохе, что из этого получилось.

В дальнейшем сделайте из песка и другие фигурки из имеющихся формочек. Ребенку нравится что-либо строить из песка, в дальнейшем он самостоятельно будет делать куличики, домики и т. д.

Родителям на заметку

Следите за ребенком, чтобы он не бросался песком и не бил совком других детей, приучайте его к мирному разрешению конфликтов.

Замок из песка

Цель игры : развитие воображения, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : совок.

Ход игры : вместе с ребенком постройте замок, фантазируйте, стройте различные лабиринты, по которым течет вода, башни, стены, дайте малышу вдоволь насладиться возможностью покопаться в песке, поиграть с водой. Малышу доставляет огромное удовольствие шлепанье ладошками по воде и мокрому песку.

Аэробика

Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, эмоционального контакта и взаимопонимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка, одеяло.

Ход игры: включите ритмичную музыку, разработайте и делайте несложные упражнения, подбадривайте ребенка, громко и четко считайте. Возьмите малыша за руки, немного попрыгайте, лягте на пол и сделайте несколько упражнений лежа на полу. Ребенок будет повторять за вами движения, ему очень нравится заниматься физкультурой с папой и мамой. После занятия обязательно похвалите малыша.

Родителям на заметку

Занимайтесь аэробикой вместе с малышом, это способствует лучшему взаимопониманию и установлению эмоционального контакта.

Папа, мама, баба, дед

Цель игры: развитие навыков общения, восприятие речи, узнавание папы и других членов семьи на фото.

Необходимые материалы и наглядные пособия: семейные фотографии.

Ход игры : посадите малыша около себя, возьмите в руки семейный альбом. Покажите малышу фото членов семьи, посмотрите на его реакцию: узнает ли он маму, папу, бабушку, дедушку. Дети довольно быстро ориентируются, а некоторые безошибочно узнают родных и близких. Переворачивая страницы семейного альбома, спрашивайте у малыша: «Покажи, где папа (мама и т. д.)», хвалите за правильные ответы. Детям нравится рассматривать фотографии, они издают радостные звуки, оживляются, когда видят знакомые лица, узнают на фотографиях и себя. Когда ребенок рассматривает фото, спрашивайте у него: «Где у папы нос, рот?» и т. д. Хвалите его за правильные ответы.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она в моих затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Чистим зубки

Цель игры : развитие гигиенических навыков.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкая зубная щетка.

Ход игры : утром и на ночь необходимо приучать малыша чистить зубы. Для достижения хороших результатов лучше всего чистить зубы вместе с ребенком. Глядя на вас, он будет копировать ваши движения, а одобрение и волшебная фраза: «Посмотрите, какой большой, уже и зубы чистит!» действуют фантастически: ребенок начинает чистить зубы при первом же упоминании об этом. Научите ребенка полоскать рот, мыть щетку, убирать ее на место. Когда малыш чистит зубы, можно приговаривать:

Пять зубов у нас во рту.

А годок пройдет,

Будет полон рот.

Попадет морковь на зуб —

Хруп-хруп, Хруп-хруп!

Попадет капустка,

И ей не будет спуска.

И в орехах знаем толк —

Щелк, щелк,

Щелк, щелк!

После того как малыш почистил зубы, обязательно скажите: «Зубы стали чистыми, говорят спасибо».

Меткий стрелок

Цель игры : развитие координации движения, глазомера, ловкости, общей моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, желуди, орехи.

Ход игры : поставьте ведерко недалеко от малыша, покажите ему, как орех или желудь летят в ведро. Когда ребенок будет пытаться попасть в ведро, немного наклоните емкость в сторону малыша, чтобы он смог закинуть орехи или желуди самостоятельно. Хвалите его за меткость. Сосчитайте число попаданий. Малышу, как правило, нравится игра и он довольно долго может предаваться этому занятию. Не торопите его и резко не прекращайте игру, пусть он играет, пока есть желание. После игры вместе соберите орехи и желуди в ведро, поставьте ведро на место.

Родителям на заметку

Внимательно присматривайтесь, как играет ребенок, и вы сможете увидеть много полезного для себя, что заставит задуматься, изменить свое поведение и отношение к нему.

Мышка бежала

Цель игры : развитие исследовательских способностей, применение приобретенного опыта, развитие взаимопонимания.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мячик.

Ход игры : ребенок играет с мячиком. Незаметно измените траекторию движения мячика, чтобы он закатился под стол, стул, за шкаф, при этом приговаривайте:

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Мячик под стол (стул и т. д.) закатила.

Попросите малыша достать мячик. Если он долгое время не может справиться с задачей, придите на помощь (помощь должна быть минимальной или только создайте видимость помощи). Как только ребенок достанет игрушку, обязательно похвалите его за старание. Дети с большим нетерпением ждут, что мяч закатится куда-либо, поэтому они с удовольствием сами направляют его под кровать или еще куда-либо. При этом ребенок радуется, он открыт для общения и требует его. После игры возьмите малыша на руки, прижмите к себе, поцелуйте.

Кукла (мишка, собака и т. д.) заболела

Цель игры : развитие навыков самостоятельной игры.

Необходимые материалы и наглядные пособия : кукла (мишка, собака, и т. д.).

Ход игры : малыш играет с куклой или другой игрушкой. Скажите ребенку, что его игрушка заболела и ее надо полечить, наблюдайте, что он будет делать. Постарайтесь направить его действия на уход за куклой, на доброе к ней отношение. Ребенок совершает с больной игрушкой те действия, которые испытал и сам со стороны взрослых, когда болел, сидел за столом, ложился спать. Помогите малышу вылечить игрушку, если он растерялся и не знает, что делать.

Строим дом

Цель игры : развитие целенаправленных действий с игрушками.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовые кубики различной величины, одеяло.

Ход игры : расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка, сядьте рядом с ним. Из коробки осторожно вынимайте кубики и начинайте строить дом. Ребенка сознательно не привлекайте к игре. Через некоторое время малыш сам активно включится в строительство. Приучайте его играть тихо и спокойно, покажите, что может произойти, если движения будут резкими (домик упадет). Постепенно самоустраняйтесь, чтобы малыш играл и строил самостоятельно, без вашей помощи. Если домик падает, успокойте малыша и предложите попробовать построить дом еще раз. Если у ребенка ничего не получается, отвлеките его и уберите кубики. Вернитесь к игре через несколько дней, кубики постарайтесь положить так, как они лежали несколько дней назад. После того как дом будет построен, вместе уберите игрушки на свое место.

Животные

Цель игры: развитие координации движения, артикуляции, художественного подражания, сопоставления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки-животные, книжки с изображением животных.

Ход игры.

1-й вариант : ребенок может ходить по комнате, необходимо привлечь его внимание, показывая игрушку.

«Саша (имя ребенка) прыгает, Саша скачет, как серенький зайчик». «Как зайка скачет?» (ребенок показывает, как прыгает заяц).

«Саша ходит, как котенок, выгибая спинку», «Как ходит котенок? », «Котенок хочет есть и говорит всем: "Мяу"».

Подобным образом продолжают спрашивать обо всех животных.

2-й вариант : вместо игрушек используют книжки с изображением животных. Мама или папа спрашивают, показывая изображение животного: «Кто это?» Ребенок может отвечать, подражая животному звуками или жестами. Внимательно всматривайтесь в жесты малыша для того, чтобы лучше понять его язык.

После игры вместе положите игрушки и книжки на место. Похвалите ребенка за его знания и старания.

Отпечатки (или первые картинки)

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия : гуашь, лист ватмана, чистые тряпки для рук.

Ход игры: расстелите лист ватмана на столе или на полу. Возьмите гуашь и намажьте ею руку ребенка. Пусть малыш привыкнет к тому, что у него рука другого цвета. Приложите руку ребенка к листу ватмана, наблюдайте за реакцией, посмотрите, что он будет делать дальше. Вытрите руку чистой тряпкой. Повторите все со следующим цветом, только уже не помогайте ребенку. Через некоторое время на ватмане будет нарисована картина. Повесьте ее в детской комнате. Похвалите ребенка за старания.

Можно рисовать подобным образом и ногами, если намазать гуашью стопы. Импровизируйте. Подобная игра доставляет малышу массу положительных эмоций.

Родителям на заметку

Не оставляйте без внимания работы малыша, организуйте выставку первых детских рисунков.

С раннего возраста приучайте ребенка к тому, чтобы он аккуратно обращался с книгами и не рвал их.

Читаем книжки

Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие понимания речи, целенаправленных движений с предметами, познавательных способностей.

Необходимые материалы и наглядные пособия: книжки с яркими картинками и толстыми страницами.

Ход игры : посадите ребенка на колени, возьмите книжку. Переворачивайте страницы книги медленно, чтобы привлечь внимание малыша. В скором времени он самостоятельно начнет переворачивать страницы. Останавливайте его, если он переворачивает страницы очень быстро, объясняйте, что не успели прочитать, или задержите внимание малыша на картинке, чтобы он смог показать и изобразить животное или предмет, нарисованный на картинке. После того как книга прочитана, можно переворачивать страницы более быстро, но обязательно спрашивайте ребенка о том, что нарисовано на картинке или где лошадь, собака, как они говорят, как ходят, бегают и т. д.

После игры похвалите ребенка за аккуратность и любознательность.

Артикуляция

Цель игры : развитие речевого аппарата.

Ход игры : посадите ребенка напротив себя. Привлеките его внимание и попробуйте поиграть с ним в игру «Язычок дома, язычок пошел гулять».

Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, попросите его спрятать, приговаривая: «Язычок пошел домой». Потом попросите показать язычок: «Язычок вышел погулять».

Повторяйте подобным образом несколько раз. Похвалите ребенка за старания, закончите игру тем, что язычок спрятался дома.

«Улыбнемся, посмеемся...» Улыбнитесь ребенку, вызовите ответную улыбку, постарайтесь, чтобы малыш как можно дольше улыбался.

«Часики или болтанка» . Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, покажите ему, как может бегать язычок от одного угла рта к другому. Первое время упражнение может не получаться, но со временем подражательные способности малыша помогут ему выполнить данное упражнение.

Малышу исполнилось 10 месяцев, физическое, эмоциональное развитие продвигается ускоренными темпами. Ребёнок меньше спит, требует внимания, охотно контактирует с близкими людьми.

Малыш уже не такой беспомощный, ежедневный уход понемногу отходит на второй план. Гигиенические мероприятия обязательны, но общение, приобретение навыков, физическое развитие занимают всё больше времени. Возраст 10 месяцев – трудный, но интересный период для родителей. Радость от общения с подросшим ребёнком заставляет забыть об усталости.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев

Ребёнок становится активнее, с интересом изучает мир вокруг себя. Кроха внимательно наблюдает за взрослыми, концентрирует внимание на определённых предметах, увлечённо занимается с определённым предметом или игрушкой.

Чем больше внимания вы уделяете эмоциональному контакту, тренировке речи, общаетесь с крохой, тем интенсивнее будет развитие. Детки, не получающие достаточно внимания в этом возрасте, зачастую отстают от сверстников.

Физическое развитие ребёнка

Что умеет малыш:

  • активно ползает, часто с высокой скоростью, опираясь на руки и коленки;
  • хорошо сидит даже без поддержки и опоры на ручки;
  • легко встаёт без посторонней помощи из положения сидя;
  • пытается делать первые шаги, учится крепко стоять, цепляясь за ноги родителей, мебель;
  • иногда кроха отпускает ручки, стоит, делает шажок – другой без опоры;
  • малыш двигается при поддержке за ручки, пытается достать игрушку, упавшую на пол, цепляясь за мамин или папин палец.

Важно! Ребёнок плохо сидит без поддержки, качается, подолгу лежит, вяло двигается? Посетите педиатра, расскажите о низкой двигательной активности. Зачастую для решения проблемы, укрепления мышц достаточно услуг опытного массажиста. Целенаправленное воздействие на биологически активные зоны улучшит мышечный тонус. Отличное дополнение – специальная гимнастика, которую родители проводят дома.

Эмоциональное развитие

Особенности:

  • в 10 месяцев родители замечают, что рядом с ними не беспомощный человечек, мирно посапывающий в кроватке большую часть дня, а маленькая личность со своим характером и запросами;
  • ребёнок понимает несложные слова, короткие фразы. Среди лепета можно различить правильные слоги, псевдослова (бутя – бутылочка, ав-ав – собака), которыми ребёнок заменяет сложные понятия. Чем чаще вы разговариваете с крохой, тем активнее развивается речь;
  • проговаривайте по два-три раза одну фразу, избегайте длинных, труднопроизносимых слов. Откажитесь от постоянного «сюсюканья», коверкания слов: ребёнок запомнит неправильные названия предметов, позже переучивать сложно;
  • малыш понимает настроение родителей и окружающих, знает, когда его хвалят или ругают. Иногда проявляются приступы ревности, если мама в гостях уделяет внимание другому ребёнку;
  • при правильном развитии кроха выражает привязанность к родителям, близким, особенно выделяет «любимого взрослого»;
  • некоторые детки спокойно относятся к горшку, понимают, чего от них хотят. Оптимальное время для приучения к полезному приспособлению – 12–18 месяцев, но если малыш не сопротивляется, ненадолго высаживайте на горшок в 10 месяцев. Обязательное условие для обучения – окрепшие мышцы спины: ребёнок уверенно сидит без поддержки;
  • детки интересуются игрушками, предметами, исследуют содержимое ящиков, запоминают расположение вещей в комнате. Кроха изучает свойства каждой игрушки, не просто грызёт или стучит, а пытается собрать/разобрать её. Отличный вариант для изучения цветов, формы, развития внимания – обычная пирамидка с яркими кольцами. Стройте вместе домик из лёгких, не слишком больших, кубиков, изучайте картинки в книге (подходят крупные, чёткие изображения животных, овощей, фруктов);
  • при достаточном уровне психоэмоционального развития детки копируют поведение родителей, запоминают действия, воспроизводят их. Например, мама говорит по телефону, что-то увлечённо рассказывает. Малыш непременно заинтересуется. Дайте в руки детский гаджет с кнопками и музыкой (конечно, игрушечный, без вредного излучения). Ребёнок по-своему будет «говорить» по телефону, копировать движении мамы;
  • появляются вкусовые пристрастия, маленький человечек выделяет одежду, которую носит с удовольствием. Психологи советуют поощрять стремление к выбору: так ребёнок учится проявлять своё мнение, развивается психика;
  • при соблюдении режима дня десятимесячный малыш привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет прогулка, а после вечернего купания – сказка и сон.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • о правильном развитии свидетельствует понимание простых вопросов, выполнение просьб и команд. Например, при вопросе: «Где папа?», – кроха ищет глазами одного из родителей, улыбается, часто просится на руки. Психологи советуют подкреплять просьбы действиями. Например, мама говорит: «Дай маме чашку», – сразу протягивает руку, затем хвалит за правильное выполнение. Повторение приёма закрепляет навыки поиска, концентрации внимания;
  • в 10 месяцев малыш становится чувствительным к переменам. Мама, ушедшая из дому без предупреждения и традиционного ритуала прощания, любимый медвежонок, забытый в гостях, расстраивают деток, доводят некоторых до истерики/горького плача.

Важно! Ребёнок слабо проявляет эмоции, безучастно относится к родителям, равнодушно смотрит на других деток? Возможно, наблюдается задержка развития. Иногда погружение в себя, долгие занятия с одним предметом, отстранённость от мира свидетельствуют о детском аутизме. Обязательно проконсультируйтесь педиатром, неврологом, психологом. Раннее выявление проблемы даёт больше шансов на успех терапии.

Правила питания

Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

  • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
  • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
  • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
  • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
  • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
  • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
  • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
  • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.

Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

  • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
  • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
  • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
  • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
  • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
  • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
  • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).

Полезные советы:

  • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
  • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
  • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
  • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
  • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
  • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
  • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.

Рост и вес

Особенности:

  • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
  • набор веса, рост слегка замедляются;
  • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.

Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

Что делать, если у ребенка часто идет ? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения ринита у детей описаны странице.

По адресу прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

Сон

Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, ребёнок привыкает к порядку. При повторении определённых процедур и действий складываются чёткие биоритмы для каждого вида занятий.

Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня.

Особенности:

  • дневной сон – дважды, продолжительность – около двух часов каждый раз. Недосыпание отрицательно сказывается на наборе веса, увеличении роста, физическом развитии, здоровье нервной системы;
  • если кроха мало спит днём, он вряд ли проспит ночью подряд оптимальные, для его возраста, 12 часов. Создайте хорошие условия для отдыха, днём выезжайте на прогулку, чтобы малыш поспал на воздухе;
  • укладывайте спать десятимесячного малыша не позже 22 часов, утром подъём в 6–7 часов. Реже нарушайте режим: вы сами создадите проблемы для себя и малыша.

Ориентируйтесь на показатели психоэмоционального развития ребёнка в 10 месяцев, проверяйте, все ли навыки освоил малыш. При небольшой задержке не волнуйтесь: все детки имеют индивидуальные особенности.

Если маленький человечек сильно отстаёт в развитии, не сидите, сложа руки. Просите помощи у педиатра, психолога, детского невролога. Читайте полезную информацию по теме, общайтесь с другими мамочками: наверняка вы получите полезные советы.

Больше полезной информации для родителей в следующем видео:



Рассказать друзьям