Развлечение «Веселая слобода» (с детьми подготовительной к школе группы). Сценарий развлечения на материале русского фольклора для детей средней группы Я народное творенье для детишек развлеченье

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наш педагогический коллектив ставит задачу – показать детям красоту русского языка посредством знакомства с устным народным творчеством. Мы стараемся почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, общения с людьми старшего поколения. Особое внимание обращаем на произведения детского фольклора.

Знакомя детей с формами и средствами языковой выразительности фольклорных произведений, мы используем разнообразные приемы: беседы, речевые игры, чтение художественной литературы, во время которого особое внимание уделяем русскому прикладному искусству, включаем детей в участие в обрядах, играх, хороводах, погружаем в мир народной музыки, игру на русских народных музыкальных инструментах. Во время такого взаимодействия детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества.

В течение нескольких лет в нашем детском саду функционирует фольклорная группа «Веселая слобода», в состав которой входят воспитанники подготовительных групп. Она принимает активное участие в подготовке и проведении детских фольклорных праздников, включающих обрядовые сценки, отражающие быт крестьян российской деревни и сезонные явления природы.

В учреждении организован мини-музей «Преданья старины», в котором дети, под руководством взрослых ближе знакомятся с историей быта, искусством русского народа. Предметы музея можно потрогать, узнать удивительную историю судьбы каждой старинной вещи, поиграть с ней.

Развлечение «Веселая слобода»

(с детьми подготовительной к школе группы).

Цель. Приобщать детей к традициям русского народа – посиделками, совершенствовать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, закрепить умение применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

Оформление зала. Расписная печь, столы с домашней утварью: самоваром, горшками, крышками и т.д., деревянные лавки, сундук, половники, вышитые полотенца, скатерти, прялка, веретенце, расписные ложки.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли», «Крутись веретенце», «Ой, вставала я ранешенько», «Веселый хоровод», «Русская народная пляска», «Блины»; бубенцы, деревянные ложки, трещотки; блины для угощения детей; для игры «Карусель» — разноцветные ленточки на палке (высотой 2 м); клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль.

Персонажи. Хозяйка, Хозяин, Домовой – взрослые.

Порядок работы.

Дети стоят перед залом. Хозяйка посиделок — воспитатель в русском народном костюме – входит в зал. Звучит русская народная мелодия. Хозяйка обращается к зрителям.

Хозяйка. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Дети входят в зал, кланяются хозяйке.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горлице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному – посиделками называется. Веселья да радости вам.

Дети исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».

Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.

Девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Мальчик. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Дети садятся на лавки.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин. Погуляем на празднике нашем.

Нигде не найдете вы праздника краше.

Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы начинает водить.

Под русскую народную мелодию дети водят хоровод.

Хозяйка. Небылицы в лицах

Сидят в темницах – светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня — до вас.

Дети исполняют шутливые диалоги.

1 диалог.

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег!

— А велика ли дыра то?

— Один ворот остался.

2 диалог.

— Тюха, есть хочешь?

— Нет, я перекусил!

— А что перекусил?

— Да съел краюшку хлеба.

— А ты бы ее в горшке со сметаной мочил.

— Да в горшок не влезла.

3 диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.

Хозяйка. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин. Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце». Мальчики «подшивают» валенки или имитируют выполнение какой-то другой хозяйственной работы.

Хозяйка. Ай, да песня хороша, развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны. Ай, да девицы, ай, да красавицы.

Хозяин. А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поплясать захотелось. Покажите свой талант.

Дети исполняют русскую народную пляску.

Слышен стук, чихание. Из-за печи показывается взрослый в расписной рубахе, парике – «Домовой».

Хозяйка. Милости просим, гость дорогой.

Проходи, повеселись с нами.

Домовой. Какой я вам гость?

Хозяйка. А, кто же ты? Что за «неведома зверушка»?

Домовой. А вот и врёшь. Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне держится. А они явились – да с песнями, да с инструментами! Где справедливость? Одним — все, а другим ничего?

Хозяйка. Зачем к нам пожаловали?

Домовой. Мне друг Нафаня прислал письмо: «Кузька, ты большой стал, домовитый, умный – учи скороговорки». А я один не могу справиться. Помогите мне, а то ничего что-то не получается.

Обращается к детям за помощью. Дети показывают свое умение произносить скороговорки.

1 ребенок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2 ребенок. Летят три пичужки

Через три избушки.

3 ребенок. Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

4 ребенок. Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

Хозяин. Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! И у тебя, домовой, все получилось.

Домовой. Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Домовой приглашает детей поиграть в игру « Карусель». В центре зала устанавливается шест с разноцветными лентами. Дети берутся за ленточки и начинают бежать по кругу в соответствии с ускоряющимся ритмом русской народной мелодии. После 2 – 3 кругов бега музыка затихает, и на карусели приглашаются покататься другие дети.

Домовой. А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд –

Вы, смекалистый народ!

Без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех подруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Девочка. Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Дети под русскую народную мелодию играют на ложках.

Хозяин. Вот так ложки-веселушки,

Так и просятся в частушки.

1 ребенок. Лодырь да бездельник —

Им праздник и в понедельник.

2 ребенок. Ныне лягушки, завтра гуляшки,

Останешься без рубашки.

Хозяйка. Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная песня « Ой, вставала я ранешенько».

Хозяин. Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют частушки под русские народные мелодии.

Частушки.

Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.


Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.


А у нас во дворе

Крякали утята.

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Я надену бело платье,

Буду в нем красавца,

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Хозяйка. Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок. Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

А на этих посиделках

Русскую хотим плясать.

Мальчик и девочка исполняют русский танец .

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Домовой. И я есть хочу.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить?

Домовой. Блинов хочу!

1 ребенок. Спасибо, хозяева, за добрые слова, но мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…

Дети исполняют народную песню « Блины». По окончании песни Хозяйка достает блины из печи.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами.)

1 ребенок. Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

2 ребенок. Спасибо, хозяин с хозяйкой,

За веселье да за угощенье.

3 ребенок. Мы славно гуляли

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

4 ребенок. Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.

Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.

Хозяйка. До свидания, дети.

Хозяин. До свидания, взрослые.

Дети под музыку уходят из зала .

Булгакова С. заведующая,Лисенкова Т. старший воспитатель,

детский сад «Солнышко»,

п. г. т. Залегощь, Орловская область.

Проводится игра-приветствие.

Дай скорее руку мне,

А потом всей стране,

А потом стране другой —

Мы обняли шар земной.

Вопросы воспитателя родителям

Когда и как, по вашему мнению, надо начинать знакомить детей с трудом взрослых?

Как вы воспитываете в ребенке чувство патриотизма?

Как вы объясняете ребенку, что такое семья?

Когда и как надо начинать воспитывать в ребенке чувство интернационализма?

Как вы объясняете ребенку, что такое Родина?

Назовите народные промыслы Подмосковья.

Родители заполняют анонимные анкеты, они складываются в отдельную папку для дальнейшего анализа и обсуждения.

Погружение в тему

Народное творчество — целебный родник житейской мудрости, радости, любви. Оно раскрывает истинные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство в совокупности всех его видов и направлений обладает большими воспитательными возможностями. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде, добре и зле, учатся понимать прекрасное. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений развивается их собственное творчество, богаче становится речь.

Народное искусство — будь то сказка, песня, декоративное искусство, потешка или поговорка — это части единого целого, дополняющие друг друга. Нельзя себе представить русский обряд без песни, пляски, частушки, русского национального костюма.

С русским фольклором ребенок знакомится в самом раннем, грудничковом, возрасте в виде колыбельной песни. Родной человек — мама или бабушка ровным, тихим голосом напевно и протяжно исполняет ее, при этом спокойно похлопывает ребенка по спинке. Это оказывает на него успокаивающее действие, он ощущает чувство защищенности, внимание со стороны взрослых.

Баю-баю-баю-бай,

Глазки, ляля, закрывай.

Отец ушел рыбу ловить,

Мать пошла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить,

Нянюшка детей кормить.

Не меньший воспитательный эффект оказывают на ребенка русские народные песенки, потешки, пестушки. В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе любовь и красоту, создает положительный эмоциональный фон.

О чем они рассказывают?

В деревне играют свадьбу. Все окна в избе, где происходит обряд, облепили ребятишки. А сколько их на печке и на полатях — трудно сосчитать! Дети ловят каждую реплику, запоминают каждое слово. Происходящее формирует у ребенка норму поведения, которую он принимает под влиянием собственных положительных эмоций и которой следует в дальнейшем всю жизнь.

Тяжела работа в поле. Под палящими лучами солнца девушки жнут рожь, вяжут снопы. Звучит протяжная песня о тяжелой доле русской крестьянки, непосильном труде.

Закончился трудовой день в поле, а дома свое хозяйство — скотину накормить, корову подоить, в избе прибрать. К вечеру девушки так и падают с ног. Но тут послышались звуки гармошки — усталость как рукой сняло! Собрались девушки и парни хороводы водить, песни петь. А на березе, на пряслах, как воробьи, — ребятишки. Их пока не берут в хоровод: «Малы еще. Пусть подрастут!» А они вслушиваются и всматриваются во все происходящее. Впитывают сердцем саму суть родной культуры.

Так, из поколения в поколение передается на Руси народная мудрость, названная иностранным словом «фольклор».

Огромной любовью у детей пользуются сказочные повествования. Ребенок встречается с ними в самом раннем детстве. В русской народной сказке заключаются богатое содержание, языковые средства выразительности, которые дети начинают использовать в собственной речи. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые запоминаются на всю жизнь.

Знакомясь с произведениями народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда», — говорит отец своему шестилетнему сыну. А сын-то от горшка два вершка, но уже помощник отцу в любой работе: сено ли с лугов привезти, за дровами ли в лес съездить. Велика сила народной мудрости. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок.

К сожалению, в последнее время образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей. В данном случае необходимо предоставить ребенку возможность познать истоки национальной культуры и искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.

Глава го Домодедово Леонид Павлович Ковалевский — ярый приверженец народного искусства в плане воспитания молодежи, настоятельно рекомендующий руководителям образовательных учреждений и культуры отказаться от празднования зарубежных Дня Валентина, Хэллоуина и др. «На Руси существует своя, накопленная веками и просеянная через жизненное сито культура. Русь богата своими праздниками с зажигательными плясками, озорными частушками, задушевными, протяжными песнями. Народное творчество, музыкальный фольклор должны найти свое почетное место в воспитании подрастающего поколения», — говорил он на встрече с общественностью. Его рекомендации были услышаны. В го стало доброй традицией отмечать народные праздники — Рождество, Святки, Масленицу. Второй год большой интерес вызывает праздник День святых Петра и Февронии — праздник любви, верности, самопожертвования. Коллективами ДОУ были также приняты к сведению слова о необходимости воспитания дошкольников в русле русской национальной культуры.

Проводится игра «В деревеньке Родничок». Зал оформлен в русском стиле — уголок избы с подворьем.

Воспитатель

Есть в Подмосковье уголок

Под названьем «Родничок».

Там, словно в детской книжке,

Живут наши малышки.

Танцуют, играют, шалят,

Труд ручной ценят,

Традиции чтят.

Кто с детишками живет,

Кто их за руку ведет?

Послушайте, ребятки,

Новую загадку.

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшей — темница.

Отгадайте, кто это.

Дети . Матрешки.

Входит Матрешка.

Матрешка

Я — подмосковная матрешка.

У меня простой наряд,

На платке моем горошки,

Глаза весело блестят.

Матрешка выполняет танцевальные движения под веселую музыку.

Любим мы с детьми играть,

Но Машутке пора спать —

Будем Машеньку качать,

Будем песню напевать.

1-й ребенок (качает куклу Машу под колыбельную песню)

Вот уж ноченька кончается,

Зорька в небе занимается.

Дети и Матрешка подходят к керамическому петушку.

2-й ребенок

Петушок, петушок — золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Дети и Матрешка подходят к керамической корове.

3-й ребенок

Рано-рано по утру

Пастушок — ту-ру-ру-ру.

А коровки в лад ему — Му-у-у!

Дети и Матрешка подходят к керамической лошадке.

4-й ребенок

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Матрешка

Нас туда уже зовут,

Хороводы не ведут,

В игры не играют,

Нас с вами поджидают.

Проводится хороводная игра «Шла коза по лесу». Игроки образуют круг, один игрок — «коза» — становится в центре. Все участники идут по кругу в правую сторону, а «коза» — влево. Затем «коза» выбирает одного игрока, выводит его на середину круга, и они вместе делают движения в соответствии со словами песни. Остальные участники, стоя в кругу, повторяют движения.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем...

«Коза» и выбранный игрок выводят другую пару участников и повторяют движения. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в центре круга.

Не одна я к вам пришла,

Своих сестренок привела —

Кукол деревянных,

Красивых да румяных.

Матрешка достает разъемную игрушку, показывает ее детям.

Что умеют наши матрешки?

Поиграем с ними немножко?

Матрешка достает кукол одну за другой, дети их считают.

Матрешки выстроились в ряд —

Как красив у них наряд!

Какие мастер краски взял

И наряд их расписал?

Дети отвечают.

Теперь садитесь поудобней,

Навострите ушки.

Мы с сестрицами сейчас

Споем для вас частушки.

Частушки исполняют Матрешка, дети в костюмах маленьких матрешек и родители.

1-й ребенок

Хоть я ростом не высок,

Я частушки пропою

Про землю Подмосковную.

Мама (или папа)

В Домодедовском районе

Очень весело живем.

Мы в «Название ДОУ» детишек водим,

На работу в порт идем.

Папа (или мама)

А в «Название ДОУ» их зовут

Веселые затейники.

Ребятишек в этой группе —

Словно в муравейнике.

2-й ребенок

Здесь и петь мы будем,

И плясать мы будем.

Но лишь солнышко зайдет,

Маму ждать мы будем.

3-й ребенок

В саду мы как котята,

На улице — щенята.

И веселые весь день,

Как желтые цыплята.

Мама (или папа)

В Подмосковье у нас

Матрешка родилась.

Игрушка деревянная,

Красивая, румяная.

Матрешка

Я — нарядная матрешка,

В краю вашем родилась.

Поиграйте со мной, дети,

Будет весело у нас.

Воспитатель

Хватит песни распевать,

Пора нам с вами поиграть.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

Таким образом выбирается водящий. Участники встают в круг, водящий — в центр, с закрытыми глазами. Участники водят хоровод, один из них поет.

Становись скорей в кружок.

Участники останавливаются, водящий подходит к игроку, который пел, ощупывает его голову, плечи и пытается угадать, кто это. Если он угадывает, водящим становится узнанный игрок.

Матрешка

Вот так живет наш уголок

Под названьем «Родничок».

Здесь играем и поем,

И растем, растем, растем.

Проводится мастер-класс. На экране (или стене) — карта Московской области. На столах — силуэты матрешек (по количеству детей).

Воспитатель . Много в Подмосковье славных мест. Одно из них — Сергиев Посад (показывает на карте). Леса здесь дремучие, густые. Поэтому все промыслы связаны с обработкой дерева — это богородская игрушка, абрамцево-кудринская резьба по дереву и знаменитая на весь мир матрешка.

Рассмотрите ее повнимательнее. Она приземистая, толстая. Наряд ее простой, не отличается ярким орнаментом. В руках матрешка держит петушка или куколку.

У вас на столах силуэты матрешек. Лицо матрешки — портрет вашего ребенка. Нарядите их.

Родители вместе со своими детьми с помощью красок и кистей украшают двусторонний силуэт матрешки.

Подведение итогов. Разговор о патриотическом воспитании.

Развлечение по Народному творчеству для детей 1 смешанной, 2 смешанной групп.

На переднем плане русский терем, перед ним скамейки. Мальчики на скамейке, девочки в тереме. Выбегает мальчик.

1. Ото всех дверей

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись народ.

2. Открываются ворота

Выходи кому охота

3. А кому неохота

Тоже выходи.

(Из ворот выходят остальные мальчики, садятся на скамейку). Фома стоит перед теремом.

Стоит Фома посреди двора

Супротив терема высокого

Супротив крыльца широкого

Не тёсан терем, не тёсан,

Только хорошо раскрашен (имитирует игру на балалайке)

Заиграй – ка балалайка

Заиграй – ка позвончей

Дома ль Марья

Дома ль Дарья

Дома ли Катюшенька (из терема слышны голоса девочек)

«Мы туточки!» (выглядывают в окно )

Егор: Красны девицы гулять просятся

Выходите – ка красны девицы,

Выходите – ка красавицы

Себя показать

На народе поплясать

(Девочки под музыку выходят из терема, садятся на скамейку)

Русский народный хоровод «Мы на луг ходили» (средняя группа)

Ведущий: Красны девицы, послушайте загадки и отгадайте их.

1. Бел да не сахар (снег)

2. Висит груша нельзя скушать (лампочка )

3. Сто одёжек и все без застёжек (капуста )

Ведущий: А теперь вы – добры молодцы.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слёзы проливает (лук )

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет ()

3. Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь )

Ведущий: А теперь загадки для гостей:

1. Не огонь, а жжётся (крапива )

2. Не лает, не кусает и в дом не пускает (замок )

Ведущий: Так уж повелось на Руси, работали да песни пели. С песней и дело спорилось.

Песня « Во кузнице» (старшая группа)

Ведущий: Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте – ка частушки

Затевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

Распляшемся, разгуляемся

И частушечки пораспеваемся.

Частушки поют девочки

1. Эх топни нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. Едет трактор синенький

Тракторист красивенький

Я хотела ручку дать

Да за дымом не видать.

Ведущий: Услыхали ложки

Вытянули ножки

Да давай подпевать

Да давай танцевать.

Частушки поют мальчики

1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

2. Я плясал в 3 ноги

Потерял сапоги

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

Таня с печки босиком

Думала подружки.

4. Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка

На головке сапожок

А на ноге фуражка.

Ведущий: Я сейчас буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте.

1. В гостях хорошо, а ……(дома лучше).

2. Маслом кашу ….. (не испортишь).

3. Делу время ….. (а потехе час).

4. Терпение и труд ….. (все перетрут).

5. Поспешишь ….. (людей насмешишь).

Ведущий: А теперь для гостей.

1. Сделал дело … (гуляй смело).

2. Что посеешь, … (то и пожнешь).

3. Без труда …(не вытащишь и рыбку из пруда).

Как у наших у ворот

Собирается народ

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Уж как сядем мы играть

Слушает вся улица

Петух и курица

Кот и кошка

Мой друг Ермошка

И я немножко.

«Оркестр» (подготовительная группа )

Ведущий: Красна песня ладом,

А сказка складом

Нашему празднику,

Как сказке приходит конец, а кто слушал молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока вы пели, слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали

Вот вам и не досталось.

Игра: «Гори-гори ясно»

1,2,3,4,5 собрались мы поиграть

А сорока прилетела

А кому водить велела?

Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Раздайся, народ!

Меня пляска берет

Пойду попляшу

На людей погляжу.

Ой вы гости дорогие

Нам похлопайте в ладоши

Чтобы лучше нам плясалось

Чтобы скуки не осталось.

Пляска «1,2,3,4 круг поуже, круг пошире».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Развлечение

по теме «Устное народное творчество»

в подготовительной к школе группе компенсирующего вида

(дети с ТНР от 6 до 7 лет)

«Народные посиделки»

Направление: воспитание духовно - нравственных ценностей

Выполнила: воспитатель

Шведчикова Светлана Николаевна

п. г. п. Малиновский

Актуальность проведенного мероприятия:

Показывая красоту русского языка в устном народном творчестве, выраженное в пословицах, загадках, играх, традициях, сказках, обрядах мы формируем у детей интерес к детскому фольклору, русской народной культуры. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: Поддерживать интерес детей на непрерывной связи истории прошлого и настоящего.

Задачи:
Образовательная. Расширять знания детей о жизни и обычаях наших предков, о русском народном фольклоре.
Развивающая. Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры.

Воспитательная. Воспитывать желание соблюдать традиции русского народа.
Предварительная работа:

Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр. Беседа по иллюстрациям «Масленица».

Методы и приемы: словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – использование ТСО (рассматривание); игровой – дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика (выполнение игровых действий детьми).

Оборудование: в группе оформлена русская горница : имеется печь, прялка, коромысло, ведра, лавка, чугунок, ушат, самовар, сундук, корзинка и другие предметы домашнего обихода.

ИКТ Ноутбук, телевизор, презентация с картинками из сказок, игра «Пословицы в картинках», блины.

Предполагаемый результат: дети различают и называют предметы народного быта, умеют ими пользоваться; знают народные сказки, пословицы, загадки, играют в народные игры; знают традиции праздника Масленицы.

Форма организации: фронтальная.

Ход мероприятия

Дети находятся в группе, входит хозяюшка и приглашает детей в горницу

Организационный момент.

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

дорогим гостям, милым детушкам,

чтобы хорошим было все:

и житье, и бытье, и здоровьице!

Основная часть

Хозяюшка. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Хозяюшка. «Что такое посиделки?

Ответы детей.
Хозяюшка.

    Посиделки - это общение людей, отдых.

    Это время проведения досуга.

    Себя показать да других посмотреть.

    Девушки и парни хвалились новыми нарядами.

    На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.

    Пряли пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.

Хозяюшка. Отдых - это не безделки.

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Для друзей и для гостей

Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
Одним - одна за всё отвечает

Хозяюшка. Да, работы у меня много.

Всем известно, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

В моей волшебной корзине есть пословицы в картинках, возьмите по одной картинке соедините их и назовите пословицу.

Дети выполняют задание.

Хозяюшка. Ай да молодцы! Знаете вы пословицы.

Раздаётся шорох. Появляется домовёнок Кузя.

Кузя . Здравствуйте, дети! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные? (Ответы детей).

Ребенок . А у нас посиделки.

Кузя . Молодцы, мы тоже раньше на посиделки собирались попеть да поплясать, себя показать, на других посмотреть, обменивались поговорками, загадки загадывали. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас проверю.

Кузя загадывает загадки

У печи стоит предмет,

Он тяжелый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен-

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Четыре ноги,

Да брюхо. (Самовар)

Три братца пошли на речку купаться.

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра на коромысле)

У туши - уши, а головы нет. (Ушат)

Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь. (Веретено)

Кузя . Молодцы, загадки вы хорошо знаете.

А сейчас мы поиграем,

Подзадорим всех гостей

От улыбок светлых ваших

Станет радостнее всем

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Хозяюшка. О чем говорилось в игре?

Дети. О народных сказках.

Хозяюшка. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Кузя . Ох, устал я, пойду спать, а вы уж посмотрите на мои волшебные сказки.

Кузя дарит волшебную книгу сказок

Хозяюшка. Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(иллюстрации на компьютере «Русские народные сказки»).

Дети называют сказки по иллюстрациям на слайдах.

Хозяюшка. Что - то усталый вид у вас.

Делу время, а потехе час.
Поспешите все сюда,
Ждёт вас русская игра.

(Дети играют в русскую народную игру « Гори, гори ясно»)

Хозяюшка. Отгадайте ка ребята

Что на сковородку наливают,

да в четверо сгибают (блины)
Хозяюшка. На какой народный праздник блины являются главным угощением?

Ребенок. Блины - главное угощение на Масленицу.

Ребенок Блин напоминает солнце - горячее, весеннее. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Ребенок Блины начинали, есть уже с понедельника, обильно поливая их маслом. Оттого и название такое у праздника – Масленица.

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

Хозяюшка. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Дети называют дни недели масленицы:

«Понедельник - встреча».
«Вторник - заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
«Среда – лакомка». Это день семейный. Вся семья ест блины

«Четверг – разгул, Широкая Масленица». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.

«Пятница – Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

«Суббота –Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

В воскресенье прощались с Масленицей, сжигали её на костре.
О масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды.

Тары, тары, тары бары,

Выпьем чай из самовара.

С блинами вкусными.

Дорогие гости проходите к столу да угощайтесь на здоровье.



Рассказать друзьям