Ребенок 1 и 3 месяца психология. Навыки и развитие ребенка в год и три месяца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка в 1 год и 3 месяца достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.

Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - в 1 год и 3 месяца ребенок существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".

Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций.

По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!

Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: ребенок 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)

И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.

В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии ребенка во всех сферах. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Из этой статьи вы узнаете

Физическая активность

Во время второго года жизни темп роста ребенка существенно замедлился, это является нормой.

В среднем карапуз в возрасте 1 года 3 мес. весит 10,5 кг. Нормой считается все ребенка чуть больше или меньше усредненного значения, что объясняется множеством факторов.

Скорость роста карапуза также немного снижается, по сравнению с первым годом его жизни.

До 4 летнего возраста рост ребенка увеличивается равномерно, примерно на 8 см в год. Окружность головки карапуза до 5 лет растет на 1 см каждый год.

Обхват грудной клетки каждый год увеличивается примерно на 1,5 см, такая тенденция наблюдается до 10 лет.

С 1 и до 1 года 2 мес. у ребенка появляются первые коренные зубки. Сперва начинают прорезываться нижние моляры, а потом уже наступает очередь верхних.

Зачастую годовалые карапузы спят днем только один раз.

Изменения на нервно-психическом уровне

В возрасте 1 года 3 мес. ребенок становится достаточно импульсивным, он любознателен и эмоционален.

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Познание окружающего мира

Развитие ребенка на познавательном уровне уже заметно, ребенок понимает, что такое совместная игра. Карапуз в год и три месяца проявляет интерес к деткам, а именно к сверстникам.

Малыши не только с интересом разглядывают забавные картинки в книжке, но и внимательно слушают небольшие стишки и рассказы. Таким образом, ребенок общается с родителями, ему доставляет удовольствие самостоятельно переворачивать странички.

Исследовательская деятельность карапуза в 1 год 3 мес. набирает темпы, наступает понимание причинно-следственных связей. К примеру, если соорудить достаточно высокую пирамидку из кубиков, она может упасть.

Психическое развитие ребенка в год и три месяца позволяет усваивать некоторые правила поведения, вырабатывать определенные навыки.

Например, показывая карапузу ежедневно как нужно убирать за собой игрушки, можно выработать привить навык убирать после себя. Это касается также простых ежедневных гигиенических процедур, а также процесса одевания, раздевания.

В один год и три месяца карапуз без труда различает простые формы предметов: квадрат, а также круг. Поэтому, по просьбе взрослого малыш быстро принесет мячик или кубик. Постепенно наступает понимание разделения предметов как по величине, так и по цветовой гамме.

Карапуз в год и три месяца с легкостью выполняет задачу нанизывания колец на стержень пирамиды, выстраивает башенку из кубиков.

Можно заметить, что малыш уже играет с игрушками: катает машину, усаживает, а потом кормит куколку.

Каждый ребенок начиная с 13 месяца жизни старается быть похожим на взрослых: «читает книжку или газету, «разговаривает по мобильному телефону», «готовит ужин».

Как развивается речь

Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:

  • Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
  • Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
  • Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
  • Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
  • Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.

Изменения на эмоциональном уровне

Развитие карапуза в 1 год 3 мес. на эмоциональном уровне становится заметно с каждым днем, что проявляется:

  • Эмоциональной уравновешенностью на протяжении всего дня.
  • Необходимостью поддержки взрослого в трудных ситуациях.
  • Проявлением эмоций во время совместной игры.
  • Подражанием чувствам окружающих людей и детей.
  • Эмоциональным различием знакомого и увиденного впервые человека.
  • Переключением внимания с одного действия на другое, благодаря этому удается легко отвлечь ребенка.
  • Познанием окружающих предметов через органы чувств, что проявляется эмоциями (к примеру, малыш понимает что при падении он может сильно ударится).
  • Проявлением удивления к новым предметам, появлением испуга при неожиданных действиях.
  • Эмоциональным выражением радости и удовольствия по отношению собственных достижений или неудач.
  • Четким владением мимикой и жестами.

Особенности ухода

Уход за карапузом старше 12 мес. не очень отличается, от того как ухаживают за годовалым ребенком. Стоит отметить, что в 1 год 3 мес. малыш не так часто опорожняет мочевой пузырь, а также кишечник, как раньше. Поэтому частота подмываний существенно снижается.

Ежедневно проводятся гигиенические процедуры, отводится время для дневных прогулок и купаний. В этом возрасте есть необходимость проведения закаливающих процедур, а также гимнастики.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.

Год и три месяца – период, когда интенсивное физическое развитие крохи уже позади, и ежемесячные изменения роста и веса уже не являются важными показателями правильного развития малыша. На первый план в этом возрасте выходит психическое развитие карапуза – теперь активно познающий мир малыш радует родителей своими открытиями и достижениями. Но для того чтобы контролировать развитие крохи и при необходимости своевременно его корректировать, важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца.

Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:

  • Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек — 74,8–80,2 см;
  • Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
  • Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.

Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно.

В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:

  1. Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
  2. Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
  3. Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
  4. Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
  5. Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
  6. Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
  7. С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
  8. Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
  9. Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
  10. Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).

На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.

В этом возрасте ребенок уже может проситься на горшок, но так как данное умение связано с волевыми процессами, этот навык относится и к психическому развитию малыша.

Психическое развитие

После года бурными темпами развивается эмоциональная сфера – ребенок бурно реагирует на появление родителей, новые игрушки, копирует поведение взрослых и их мимику. Малыш проявляет интерес к другим детям и может «заражаться» их эмоциями (звонко хохочет или плачет за компанию). Эмоциональный фон еще очень подвижен – настроение крохи может очень быстро меняться. По сравнению с предыдущим периодом малыш в течение дня более уравновешен.

Окружающий мир познается через чувствительное и эмоциональное восприятие (что такое «горячо» или «больно» познается эмпирически). Новое вызывает у ребёнка удивление, неожиданное – пугает.

Малыш увлеченно исследует все вокруг, поскольку он уже начинает улавливать причинно-следственные связи (если что-то толкнуть, оно падает и т.д.).

Если у карапуза что-то не получилось, он расстраивается, и радуется, если достиг своей цели. В сложные моменты кроха обращается за поддержкой к взрослым.

В один год и три месяца ребенок:

  • Знает две формы (шар-мяч и куб-кубики);
  • Способен различать предметы по цвету и размеру;
  • Умеет возводить башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамиду;
  • Воспроизводит разученные действия с игрушками (возит машинку, кормит игрушки и др.);
  • Любит играть с предметами обихода, «говорить» по телефону;
  • Изучает устройство предметов;
  • Выкладывает из коробок предметы и складывает их обратно, накрывая крышкой;
  • Может пробовать «рисовать».

В год и 3 месяца развитие речи идет стремительными темпами, поэтому кроха разговаривает с игрушками.

Речь ребенка

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца в норме включает:

  1. Значительное увеличение пассивного словарного запаса (слов, которые малыш понимает, хотя не все из них произносит).
  2. Повторение новых слов и звуков. Слова в большинстве своем обозначают близких («ма-ма», «ба-ба» и др.) или являются звукоподражательными (собака – «ава» или «ав-ав»). Малыш может вместо слова произносить начальный слог или слог под ударением (от случайных слогов такие слова отличаются привязкой к конкретному предмету или ситуации).
  3. Произнесение слов, объединенных по определенному признаку (например, «ам-ам» может быть и посудой, и выражением желания поесть, и констатацией факта, что кто-то ест или это едят). Признак, по которому обобщаются разные предметы, может быть разнообразным – форма, текстура и др.
  4. Произнесение вопросительного слова-звука и одновременное показывание пальцем на предмет. Таким образом ребенок дает понять, что он хочет узнать название этой вещи.
  5. Может выборочно слушать стихи (в процессе рассматривания книжки) или короткую «сказку на ночь», но репертуар всегда ограничен («Репку», если ребенок согласен слушать сказку, можно повторять несколько раз за один день – малышам нравится, когда они узнают текст, но длинные произведения в прозе они запомнить не могут).

Развитие речи у детей зависит от того, насколько часто родители общаются с ребенком. Речь быстрее развивается у малышей, мамы и папы которых комментируют свои действия, и в ответ на указательный жест крохи или на его обозначающее предмет «слово» называют предмет или объясняют его назначение.

Способствуют развитию словарного запаса телесные ощущения и действия, которые сопровождают новое слово (листик можно потрогать, в колокольчик позвенеть).

Важно: На данном этапе развития карапуза (до 2 лет) необходимо быть очень осторожным с методиками раннего обучения. Дети в этот период действительно способны хорошо запомнить буквы, цифры и фигуры. Так как это абстрактные понятия, а абстрактное мышление в таком возрасте отсутствует, обучение приобретает характер механического заучивания и вредит развитию речи. Кроме того, обучение по разнообразным методикам не должно доминировать над живым эмоциональным общением, иначе у вас вырастет вундеркинд с нарушениями эмоциональной сферы.

Развивающие занятия и игры

Многие мамы, попав в игрушечный магазин, теряются от обилия ярких и разнообразных игрушек. С одной стороны, хочется порадовать детку новой игрушкой, а с другой стороны, поющего бегемотика ребенок игнорирует, и вместо этого возится с коробкой.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чем он действительно будет играть, и что будет способствовать развитию?

Для деток после года и трёх месяцев можно покупать:

  1. Каталки – фигурку животного или предмет, которые во время движения «оживают» (крутят головой, перебирают лапками и т.д.). До полуторагодовалого возраста приобретать стоит только те каталки, которые надо толкать перед собой - ребенку интереснее идти за игрушкой, которую он видит, чем тянуть ее за собой. Благодаря каталкам ходьба у малышей быстрее приобретает автоматический характер. Конечно, при выборе каталки надо обращать внимание не только на яркость и эффектность, но и на устойчивость. Игрушки, издающие резкие звуки, желательно не покупать.
  2. Игрушки, которые помогают осваивать действия, совершаемые с бытовыми предметами. К таким игрушкам относятся формочки и лопатки для песочницы (зимой большой лопаткой можно копать снег), кукольная посудка (должна быть достаточно прочной и не очень маленькой по размеру), игрушки, имитирующие строительный инструмент (молоточек и т.д.), удочка для ловли рыбок при помощи магнита и т.д.
  3. Самообучающие игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики), при игре с которыми ребенку приходится самостоятельно соотносить размер, расположение или форму частей.
  4. Игрушки для развития речи – сюжетные картинки или крупные пазлы, книжки для самых маленьких (в твердой обложке, с яркими картинками по типу «Где чей малыш», «Овощи» и др.).
  5. Мячи - от помещающегося в руке пружинящего мячика до детского мяча для фитнеса (заниматься на нем можно только с мамой!).
  6. Способствующие физическому развитию лесенки, коврики, обручи и т.д. (если детская позволяет, можно купить даже горку).
  7. Машины – грузовики для перевозки кубиков, песка и т.п. (нравятся даже девочкам), машины, на которых можно кататься при помощи ног и просто яркие машинки, которые можно возить на веревочке.
  8. Соответствующие возрасту интерактивные и музыкальные игрушки (например, Chicco «Ферма»). Такие игрушки стимулируют развитие речи и тренируют память.

Занятия для физического развития

В этом возрастном периоде детки не могут долго играть самостоятельно, поэтому кроме развивающих игрушек малышу нужны развивающие игры. Первый шаг уже остался позади, но не все дети одинаково ловко управляются с собственным телом. Именно для физического развития рекомендуются упражнения:

  • С обручем (совместные со взрослым приседания, когда и родитель, и ребенок держатся за обруч, проползание через обруч и т.д.);
  • Сгибание и разгибание туловища;
  • Катание мяча;
  • Приседания, при которых кроха собирает игрушки;
  • Поднимание ног и др.

Важно: Любые развивающие занятия должны быть удовольствием для ребенка, игрой, поэтому принуждать малыша категорически запрещается – если ребенок противится, его нужно заинтересовать. Занятия не должны занимать много времени, так как кроха быстро устает, и должны проводиться регулярно.

Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Режим дня остается прежним, питание – пятиразовым или четырехразовым, с интервалом в 3–4 часа.

В рационе должно присутствовать достаточное количество молочных продуктов (количество творога можно увеличить, добавить небольшое количество нежирной сметаны), фруктов и овощей.

Ягоды с плотной кожурой желательно измельчать в пюре, мягкие плоды можно давать дольками. Экзотические фрукты можно давать только в умеренном количестве. При склонности к аллергии перед введением нового продукта желательно проконсультироваться с аллергологом.

Блюда должны подаваться в тушеном или вареном виде, а сладкое присутствовать в минимальном количестве (печенье или вафли на полдник).

Поскольку дети в этом возрасте могут перебирать, что они будут есть, а что – нет, блюда можно оригинально оформлять (в виде мордочек животных и пр.).

Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.

Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.

Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.

Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев

Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг : он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.

Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах . Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.

Малыш быстро отвлекается и переключает внимание , настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.

Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком . Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.

В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия . Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.

Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.

Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.

С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.

Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).

Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 3 месяца

Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.

К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.

Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:

  • моментами радости, удивления;
  • увиденным знакомым явлением;
  • собственным движением или игрой;
  • подражанием;
  • просьбой взрослого.

Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Кроме этого, можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисуйте все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» — «Гномики и домики » (Ozon , My-shop ), «Большой-маленький » (Ozon , My-shop ).

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка (My-shop , Read ) или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (KoroBoom , Лабиринт , My-shop ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала верхнюю половинку одного животного и начинала подставлять к ней разные варианты нижних половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (KoroBoom , My-shop , Ozon ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой.

Эта игра очень полезная, она поможет ребенку научиться координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность справляться самостоятельно с этой нелегкой кулинарной задачей:)

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (Лабиринт , My-shop ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

На этом все. В ближайшее время обязательно опубликую подборку развивающих игр для малышей постарше – от 1,5 лет. Не пропустите !



Рассказать друзьям