Роль семьи в гражданско – патриотическом воспитании ребенка. О значении роли семьи в патриотическом воспитании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в частности, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили только потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за будущее счастье людей. Их имена навсегда увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники культуры.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое -- вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у будущего поколения чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений должны видеть в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребёнку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т.д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребёнка как образ Родины. .

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребёнком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причём воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.п.

Во время прогулок в парк, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но и нравственные .

Хорошо, когда домашние занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, народные обычаи, праздник русской масленицы, берёзки и т.д. Безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. .

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна в целом. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - вот задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут, а главное, должны прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: "Вот здесь жил когда-то...", "Здесь строится...", "Это музей знаменитого писателя..." и т. д.

Большие возможности для патриотического воспитания в семье имеют обрядовые праздники. Ребёнку будет очень интересно участвовать в празднике Ивана Купалы, рождественских колядках, Масленицы. Это не только весёлые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогического опыта в формировании патриотических чувств ребёнка.

Большое значение имеет элемент наглядности в семейном воспитании. Рассматривая иллюстрированные книги по истории родного края, фотографии народного костюма, предметы быта наших пращуров, дошкольники учатся видеть и ценить старину, понимать, как много лет нашему народу и сколько накоплено знаний, культурных памятников за всю историю родного города, страны.

Ульяна Кубрикова
Патриотическое воспитание в рамках семьи

Патриотическое воспитание , это идея имеет глубокие исторические корни и основания. В течение веков в России главной задачей обучения и воспитания молодого поколения считалось формирование «истинного сына Отечества» , патриота на примерах подвигов предков.

Все мы знаем, что патриотизм это любовь к Родине . Воспитывают ее в детях дошкольное, школьное учреждение, но в первую очередь это должны делать родители. Нужно больше уделять внимание развитию и воспитанию патриотизма детей не только со стороны государства, но и со стороны семьи , прежде всего.

Условия дошкольного учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни . И здесь на помощь могут прийти родители. Ведь именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. «Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания . В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием».

С чего же начинается патриотическое воспитание в семье ? Да со слов ребенка, «Мама, а что здесь было раньше?» . В этот момент начинается процесс воспитания знание истории , в том числе знание своей малой Родины. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье . Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. Все, что можно посмотреть, потрогать, все, что стоит веками. Это может быть увлекательно, если правильно представить. И в рамках семьи это может быть бесконечно интересно, здорово.

История обладает особым очарованием для ребенка, потому что она заставляет его прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. На серьезный вопрос ребенка, «Как погиб мой прадедушка?» , нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери , продолжающих дела родителей, своей родословной. Рассказывая и показывая детям семейные реликвии – памятные предметы, связанные с боевой жизнью или с военной службой своих отцов, дедушек, прадедушек. За каждым таким предметом стоит семейное придание.

С этого начинается семейная традиция. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи . Передается из поколения в поколение знание собственных корней, уважение к своей истории, духовным ценностям, любовь к городу, стране. Что хорошо воспитывает настоящую любовь к Родине, к русской культуре.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне - «…много об этом говорят в детском саду и в школе» . Поэтому у педагогов дошкольного образования в нравственно – патриотическом воспитании , главная задача состоит в привлечении родителей активно участвовать в жизни группы своих детей. Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведению мероприятий, которые формируют представление об отношении к малой Родине и Отечеству. Некоторые мероприятия становятся традиционными, находя отклик в сердцах не только детей, но и их родителей.

К таким мероприятиям можно отнести :

Совместные экскурсии по музеям города, по местам боевой славы. Возложение цветов к стелам в честь героям Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами;

Реализации проектов, совместно с родителями :

«Моя семья » (беседы, составление рассказов о своей семье , о предках военного времени, праздники, выставка «Поколения» );

«Мой город (поселок) » (рассказы воспитателя и родителей об истории города, рассматривание фотоальбомов, экскурсия по городу);

«Достопримечательности города (поселка) »;

«Знаменитые земляки» (драматизация сказок, рассказы воспитателя о знаменитых людях - писатели, художники);

Организация мини-музея в группе (реликвии военных лет) .

Помогать родителям, активно участвовать, в процессе патриотического воспитания своих детей необходимо в виде информации для родителей : книжки-передвижки (что и как рассказать детям о событиях Великой Отечественной Войны) . Там же могут быть рассказы взрослых о военном времени (боевые эпизоды, улицы – герои, семейные маршруты по памятным местам погибших героев – земляков, стенгазеты с фотографиями детей и родителей у памятных мест, памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине ".

Работа, по формированию патриотических чувств , проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьей . Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств : любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Педагог, с особенностями, сказанными выше, правильно определяет место семейной педагогики в общем воспитательном процессе .

Необходимо раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов. Ведь это первые шаги на пути к патриотическому воспитанию , к приобщению Большой Истории – через историю семьи . Родители – не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А. С. Макаренко) .

Воспитать патриотов сегодня , это значит обеспечить будущее, завтра. Именно эти цели и задачи должны ставить перед собой педагоги и родители.

Патриотическое воспитание это работа , в которую мы должны вложить часть своей души, часть своего сердца, и пропустить через себя.

1. Кром, М. Сколько лет патриотизму ? [Текст] / М. Кром // Родина. – 1994. – № 10 – С. 15–21.

2. Дубровина И. В. Мир психологии. Семья и социализация ребенка. - 1998. - № 1. - С. 54-57

3. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье ? – М., 1989.

4. Н. А. Арапова-Пискарева. «Воспитательная система «Маленькие россияне» . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников » - 2005.

5. Жуковская Р. И. и др. Родной край : Пособие для воспитателей .

Патриотическое воспитание заключается в прививании ребенку любви к своему родному краю и стране в целом. Благодаря патриотизму была выиграна Великая Отечественная война, когда мощь немецкой армии разбилась о чувство гражданского долга советских людей.

Сегодня много говорят об экономике, необходимости развивать страну, занимаются производством и строительством. Патриотизм почему-то уходит на задний план, его стирает восхищение западными ценностями. Пришедшая к нам демократия взамен советского режима учит терпимости ко всем взглядам и мировоззрениям. Но нужно не потерять ценности своего общества, ведь именно с ними и связан патриотизм.

Дайте вашему ребенку лист бумаги и попросите написать слово «Отчество» . Если слово написано с большой буквы, то ваш ребенок в школе получил первое понятие о патриотизме и любви к Родине. Если первой является маленькая буква, то вам нужно обратить внимание на семейное патриотическое воспитание и прививание патриотизма с ранних лет.

Взрослые люди в своем большинстве получили порцию патриотизма. Кто застал Советский Союз, тем не нужно рассказывать, чем для них являлось звание пионера или комсомольца. Для мужчин огромный вклад в патриотическое воспитание сделала армия. Сейчас нет единой и официальной идеологии, как это было в Советском Союзе. Поэтому детям в большом потоке самой разноплановой информации сложно уловить, что нужно любить именно свою Родину и свою землю.

Пока мы будем патриотами своего края и хозяевами в своей стране с нами будут считаться другие государства. Для этого мы должны любить свою страну, свою землю и ее богатства. Огромную – дети копируют поведение родителей и подсознательно привязываются к их точке зрения.

Воспитание патриотизма в семье

Начните воспитывать ребенка патриотом с нормального микроклимата в своем семейном гнездышке. Нельзя ссориться со своей второй половинкой, вести аморальный образ жизни, распивать алкоголь и курить сигареты. Родители сами должны любить Родину, тогда никаких усилий с их стороны для воспитания детей не потребуется вовсе. Уроки воспитания будут проходить естественно и непринужденно, а дети будут проникаться любовью к Отечеству без особого для себя труда.

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют - все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России - все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше - хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия - это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? - был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.

Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья - нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства - все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.



Рассказать друзьям