Русские народные игры на троицу для детей. Праздник троицы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«ТРОИЦА - ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ»

Пояснительная записка

Цель: познакомить детей с особенностями празднования Троицы.

Задачи:

    дать представления о содержании, истории и традиции праздника;

    раскрыть нравственные ценности народа через знакомство с пословицами и поговорками – как образцами народной музыки, народными песнями, танцами, играми и прочими забавами;

    возобновить традицию семейного празднования Троицы.

Данный сценарий праздника «Троица – зеленые святки» может быть использован как для проведения в воскресной школе, так и для проведения внеклассных мероприятий в школе и других учебных и воспитательных учреждениях.

Длительность праздника можно регулировать от 45 мин. до 1 часа 30мин., в зависимости от продолжительности каждой игры, что важно учитывать в зависимости от возраста детей.

Поскольку Троица традиционно отмечается как праздник, когда вся семья после торжественной службы отправляется на природу, чтобы продолжить отмечать День Святой Троицы имеет смысл активно привлекать к подготовке и проведению праздника родителей. Данный сценарий праздника рассчитан на детей разного возраста (от 4-5 лет до 14), а также их родителей, бабушек и дедушек.

Место проведения праздника – поляна, достаточно большая (это зависит от количества участников), подходящая для проведения активных игр. Для введения в атмосферу необычного – оформляем пространство специальным образом – расставляем указатели, оставляем подсказки, на ветки березы крепим листочки с пословицами и поговорками.

До начала праздника можно предложить родителям подготовить венки, цветы и прочие атрибуты для создания особого настроения. Кроме того необходимы костюмы для ведущих: красной девицы и добра молодца, и третий костюм для березки.

Музыкальное оформление праздника возможно при помощи живой музыки (например: баян, балалайка или гитара) или под фонограмму. Тексты песен прилагаются. Оговорюсь, что тексты песен были сокращены, что объяснено регламентом праздника и соображениями необходимости цензуры с учетом возрастных ограничений.

Кроме того, целесообразно заранее раздать нескольким детям тексты песен и стихов, которые следует выучить наизусть.

За активное участие в играх, конкурсах и выступление можно предусмотреть небольшие подарки – например воздушные шарики с шуточными надписями или рисунками.

До начала представления звучат русские народные песни. Под фонограмму ведущие (Красная девица и Добрый молодец:) зазывают детей на праздник.

Праздник Троицы

Добрый молодец:

День Святой Троицы день – день особый. В этот день на апостолов сошел Святой Дух. Это случилось на пятидесятый день после Христова Воскресения. Теперь апостолы могли говорить на всех языках, чтобы нести Благую весть о Христе всем народам. В этот день мы славим Пресвятую Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.

Красная девица:

На Руси издавна пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка.

Его старались отмечать не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Айда и мы на улицу берёзку прославлять.

На улице:

Красная девица: На Руси самое распространенное дерево - березка. Ее даже называли деревом жизни: люди лечились ее соком, листьями, использовали почки и кору... А за это в Троицын день ее наряжали лентами. ОЙ! А где же все березки? Только вчера здесь стояли. Не иначе злой Кощей нам праздник решил испортить – все березки украл и спрятал. Ребята! Как вы думаете, где же он мог наши березки спрятать?

Дети находят на земле первую ПОДСКАЗКУ на «оброненном» березовом листе. («Ищите березки в лесу»). Далее по указателям продвигаемся к поляне.Дети переходят к праздничной поляне, посреди которой стоит девушка – Берёзка.

Добрый молодец: ОЙ! Вот она – береза. Вот теперь мы сможем праздник начать! "Зелёные святки" мы нынче празднуем, да Троицу встречаем!

Красная девица: Весну провожаем, да лето красное встречаем! В давние-давние времена водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, украшали берёзку родимую!

Добрый молодец:

Берёзонька белая,

Берёзонька кудрявая,

на чём приехала?

Берёзка На ковре, на золоте,

На атласе, на бархате; -

Красная девица:

"У кого же ты гостила?"

Берёзка У отца, у матери,

У рода, у племени,

У Красных девушек.

Добрый молодец:

Берёзонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая,

Под тобой, берёзонька,

Не огонь горит;

Не мак цветёт,

Не огонь горит-

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя берёзонька

Всё песни поют.

Дети наряжают березку, приговаривают и повязывают на березку цветные ленты.

Благослови, Троица,

Богородица,

Нам в лес пойти,

Нам цветы соривати,

Да венки завивати.

Берёзка:

Повязав ленту дети встают в хоровод. Вцентре поляны, склоняя голову и ветви, стоит «березка».

Уж вы милые девушки мои,

Уж вы верные подруженьки!

Ой, спасибо за наряды подаренные,

За песни нежные, за пляски удалые.

Как услышала я песни звонкие,

Да и пришла к вам на праздничек.

Ожила я - веселиться хочу,

Песни петь, хороводы водить.

Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Дети водят хоровод вокруг берёзы. Берёзка «оживает» и танцует с детьми.

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла. (2 р.)

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати. (2 р.)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю,

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли, три годочка. (2 р.)

А Четвертую балалайку;

А Четвертую балалайку;

Люли, люли, балалайку. (2 р.)

Стану в балалаечку играти,

Стану в балалаечку играти,

Люли, люли, я играти (2 р.)

КОНКУРС ПОГОВОРОК

Красная девица:

Сорвите листочек с нашей березы,

Найдете вы в ней утешенье - не слезы.

Святые отцы так сказали когда-то,

До нас донесла это Церковь, ребята!

Дети подбегают к «березке», на на ветках которой заранее прикреплены на разной высоте(среди настоящих) вырезанные из бумаги листочки, с написанными наних поговорками мудрости. Читают их (с помощью взрослых) громко вслух и возвращаются на место.

    Покорное слово гнев укрощает.

    Кайся, да опять за то же не принимайся.

    Что телу любо, то душе грубо.

    Кто любит божии дела, тому жизнь люба и мила.

    Жить – богу служить.

    Без евангелия как без солнца – и днём темно у оконца.

    Бог любит праведника, а бес – ябедника.

    В умной беседе ума набраться, а в глупой – свой растерять.

    Бойся всевышнего – не говори лишнего.

    Говори с другими поменьше, а с богом побольше.

    Почитай родителей да бога, и повсюду твоя дорога.

    Языком богу молись, да руками работать не ленись.

    Где любовь – там и бог, да тишь, да гладь, да божья благодать.

    Живи смиреннее, и всем будешь милее.

    Диавол гордился, да с неба свалился.

    Не торопись отвечать, а торопись слушать.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота». «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Заходите господа!

Первой мать прошла –

Всех детей провела.

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Хлеб, соль да вода –

Закрываем ворота!

После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

ГОРЕЛКИ

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Добрый молодец:

В горелки поиграть пора –

– Такаятоже есть игра)

Играть в " горелки" - благодать!

А по сему начнём играть!

Добрый молодец: проводит игру. Все поют хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Дили-дон, дили-дон –

Выбегай отсюда вон!

ЗАГАДКИ

Добрый молодец: А вот и еще одна забава, любимая детьми и взрослыми – загадки. А кто из вас умеет отгадывать загадки?

Кто придумать этот мир

Так чудесно смог?

Жизнь, кто людям подарил?

Ну, конечно…(Бог).

Как Господь людей всех любит,

Так и мы должны любить.

Помните об этом, люди

И давайте в мире …(жить).

Если кто тебя обидел,

Бог учил нас не кричать.

В сердце не держать обиды

А от всей души …(прощать).

У кого она в достатке,

С тем дружит легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога …(доброту).

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок…(терпению).

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас…(труду).

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас …(правдивости).

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце…(доброте)

И при всей огромности

Обучает …(скромности).

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой…(дружбе).

Добрый молодец: А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

ЗАЙЦЫ И ПЛЕТЕНЬ

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре, а зайцы – на одном из концов площадки.

Дети-плетень повторяют за ведущими:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!»И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

БОЯРЕ

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Дети читают стихи:

Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон

Над рекою древний Храм, побываем вместе там!

Зеленью украшены окна и полы

Ветками березы обвешены углы,

Вот посредине Церкви батюшка с Крестом

Народ стоит с цветами в Храме сем святом.

Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,

Попроси, чтоб веры огонек не гас…

Догорают свечи, хор поет псалмы,

Это же на Троицу в Храме были мы.

Издавна так Троицу встречает наш народ,

Веточки зеленые каждый в Храм несет,

Освятили веточки, травку и цветы,

Украшают в доме стены и полы.

А потом на волю, на лесной лужок

Поют про березку, клен или дубок.

А девушки и парни водят хоровод,

Представленьем, песнями веселят народ.

Дети исполняют хороводную песню (водят хоровод с зелеными веточками в руках).

Пойду ль я, выйду ль я

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Во дол, во долинушку, да,

Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,

Сорву ль я, вырву ль я, да,

С винограда ягодку, да,

С винограда винную.

То ли мне не ягодка, да,

То ли мне не винная, да,

Я цветочек сорвала, да,

Я веночек совила.

Я у молодца сижу, да,

Я на молодца гляжу, да,

Скажи, душа, скажи, свет, да,

Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да,

Скажи, любишь али нет? - да,

«Я любить-то не люблю, да,

Наглядеться не могу!»

Березка:

Как ни жаль мне сегодня с вами прощаться, дорогие ребята, но пора и честь знать. Заждались меня у родного дома: птицы, звери и люди. И вам я буду радость дарить, в жаркий полдень – прохладу у меня найдете, под шелест листвы отдохнете. А вы меня не забывайте, да снова в гости приглашайте.

Добрый молодец:

Ну, вот, ребята, и подошел к концу наш праздник. Мы и пели, и хороводы водили, и в старинные игры играли. Да и березке нашей пора домой возвращаться – радовать своей красотой всех людей – нам на радость, другим на загляденье. А мы поблагодарим ее и пригласим к нам на праздник прийти в следующем году.

Список использованных источников и литературы:

    Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа.

Летний фольклорный праздник на Троицу для детей старшего дошкольного возраста

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала. Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам с целью организации фольклорного развлечения. Мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы. По возможности его можно организовать на участке, где растет береза. Данное мероприятие позволит решить задачи эстетического и нравственного воспитания.

Цель: Знакомство с обрядовым праздником - Троица.

Задачи:
Образовательные: расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков.
Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие. Создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.

Предварительная работа: знакомство с русским народным праздником - Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, игр, просмотр иллюстраций картин А.Легашев "Лесной пейзаж с озером", И.Н. Крамской "Русалки".

Оборудование: венки, ветки березы, ленты, магнитофон. Зал украшен цветами, в центре зала стоит макет березы. Развлечение можно провести на участке, где растут березы.

Участники: ведущий, дети, Березка, Русалки.

Троица - воскресение, отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Это праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Каждая деревня имела свой набор обрядов, но основные элементы сохранились у всех. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами. К этому празднику девушки пекли "козули" - круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой. С ними шли в лес. Участники трапез, проходивших около берез, устраивали ритуальное "кормление" дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой"; ее использовали в гаданиях: девушки бросали в нее ложки; чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. Ветки березы использовали наши предки в качестве оберега от нечистых духов. Ими украшали церкви, дома и хозяйственные постройки. Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг своей оси и падала; в какую строну упадет девушка, в той стороне жених будет.

Ход развлечения:

Ведущая:
Вот и Троица пришла,
Праздник славный принесла!
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. Это проводы весны, встреча лета. Недаром, этот праздник еще называют "зелеными Святками". Троицу считали девичьим праздником. В Семик (в четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из березовых веток и полевых цветов, ходили в лес.


1. ребенок:
А мы в лес пойдем
И цветов нарвем.
И венок совьем
На круглый годочек.

2. ребенок:
Пойдём, девочки,
Завивать веночки,
Завьём веночки,
Завьём зелёные.


3. ребенок:
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я молодёшенька,
Весь год веселёшенька.

«На весенней праздник девицы гуляли»(м/р №2 – 2009г.)
1. На веселый праздник девицы гуляли
Девицы гуляли, цветы собирали.
Цветы собирали, венки завивали.
Венки завивали, летечко встречали.

2. Летечко встречали, песни распевали
Песни распевали, березку сряжали.
Березку сряжали, лентой украшали,
Лентой украшали, на судьбу гадали.

Ведущая: Центром народного гулянья Троицкого дня часто становилась березка. Береза на Руси считалась символом добра, любви и чистоты.


(Выходит Березка)

Березка:
Это я, Березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Ведущая: Конечно присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник - Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами.
4. ребенок:
Ой, березка моя зелененькая,
Кудреватая, веселенькая.

Близ тебя, березонька,
Трава шелковая,
Под тобой, березонька,
Вода ключевая.

Ведущая: Вокруг нее водили хороводы, пели песни.


5. ребенок:
Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька, все не мак цветет.
Под тобой, березонька, не огонь горит -
Красны девицы в хороводе стоят,
Для тебя, березонька, все песни поют.

Исполняется р. н. песня «Во поле берёзонька стояла».

Ведущая: Наряжали в этот день березку словно красну девицу- лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.
6.ребенок:
Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем!

Ведущая: Давайте, ребята, украсим нашу березку.

Игра «Завяжи ленты».
Дети делятся на две команды. У каждого в руках - ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Закличка (проговаривают все дети)
Пусть вьется ленточка-полоска
У солнца в ласковом тепле.
Соединись с землей, березка,
Дай силу травам и земле!

7.ребенок:
Березку наряжали,
Березку прославляли:
Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть.
Березка: С удовольствием поиграю. Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, и насекомых а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры (поет).

Игра: «Летят - не летят!»
1.Грачи летят, на всю Русь кричат:
Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Угу - гу – гу, не догнать нас никому! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят!
(дети не поднимают руки)
5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру -ру, надоело нам в лесу! Летят!
(дети не поднимают руки)

Ведущая: По традиции на Троицу девушки кумились друг с другом. Для того чтобы покумиться, нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками. Кто покумился, становятся кумушками. Им ссориться нельзя.
Сейчас поучимся кумиться.

Девочка:
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.

Русская народная песня "Ну-ка, кумушка, покумимся".Обработка Н. Римского - Корсакова
Дети берут две ветки березы, соединенные лентой в верху (получается арка). Подходит первая пара девочек под арку, проговаривают слова кумления. Пройдя, целуются и обмениваются веночками, бусами или любым другим украшением.

Ведущая: После Троицы начиналась русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки выходят из воды, играют, прохожих заманивают. А вот и они...
(Выходят Русалки)


Русалки:
Из лоханки умывалася,
Помелом я вытиралася,
На заслон Богу молилася,
Свинье в ноги поклонилася.
Ведущая:
Душу не бередите,
Ребят не пугайте,
Девчат не ругайте.
А не то кресты на земле рисовать будем!
Русалки:
На ребят мы зубки точим,
Мы их малость пощекочем.
Перед тем, как уходить,
Начинаем всех ловить!

Игра: Кресты"
Русалки догоняют ребят, пытаются их пощекотать. Если убегающий успевает веткой нарисовать на земле крест, его русалки не трогают.

Ведущая: Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить! Уходите в свое болото до будущей весны. Давайте их прогоним!
Русалки уходят.

Ведущая: Закончили русалки свои игры и унесли зло и пакость поглубже в лес, на дно зеленого болота.
Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. Выходи честной народ играть.

Игра «Ворон».
Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка. Дети идут по кругу приговаривая «Ворон, ворон, воронок – красный, шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй». Ворон: «А кому ее отдать?». Дети: «Это трудно отгадать». Ворон встает между двумя детьми и говорит: «Чьи быстрее ножки бегут по дорожке?». Дети бегут по кругу в разные стороны, кто первый возьмет дудочку, тот становится вороном)

Ведущая: К этому празднику девушки пекли "козули" - круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой. С ними шли в лес. Около берез, устраивали ритуальное "кормление" дерева.
8 ребенок:
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь зеленые!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут.
Угощение расставляют вокруг берёзки.

Хоровод: «Ай, да березка» обр. Рустамова
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.

Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной песни заведем.
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.

К вечеру мы дружно скажем ей «Прощай!
Ты без нас березка в поле не скучай! »
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.

Ведущая:
Прощай, березонька белая!
Прощай, березонька кудрявая!
Вместе: Прощай, Троица да зеленая!
Березка: Празднику честному Троице – злат венец, а вам дорогие гости - здоровья и радости!

Ведущая:
А заканчивается наше веселье сладким угощением-
Кисельком да крендельком, да вкусным пирогом!

Наталья Корнеева
Сценарий праздника «Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки»

Сценарий праздника

«Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки "

1. Празднование начинается с «Заламывания берёзки» .

Красна девица Катя : В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила-была Берёзонька, белая да кудрявая. Снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Добрый молодец Сергей : Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Красна девица Оксана :

И проснулась берёзонька - красавица.

Проснулась,

на тёплом ветерке прогнулась.

Украсилась серёжками.

Всем понравилась,

на праздник направилась .

Добрый молодец Сергей :

Праздник-то на полянке строится , называется Троица .

Да не простая,

а Троица Святая .

Красна девица Катя :

Всех гостей, друзей,

всех хороших людей

Берёзка встречала и величала .

И нам её встречать - величать ,

а ей - веткам качать.

Добрый молодец Сергей : День добрый Вам, красны девицы!

Красна девица Оксана : И Вам, Добры молодцы!

Добрый молодец Сергей : " Зелёные святки" мы нынче празднуем , да Троицу встречаем !

Красна девица Катя : Весну провожаем, да лето красное встречаем ! Накануне Троицы водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, заламывали и украшали берёзку родимую, которая дарила человеку всякому сверхестественную живительную силу!

Добрый молодец Сергей : А посмотрим, как это было!

Заламывают берёзку.

Красна девица Оксана :

Ой, девушки, ой, красавицы,

Красны девицы-подруженьки!

Сегодня Троица да зеленая .

Айда в лес - березку завивать

Да веночки заплетать,

Весну провожать,

Красно лето встречать !

Они подходят к березке , окружают ее и по очереди расхваливают :

Ай да красавица!

Ай да кудрявая!

Ай да стройная!

Завьем березоньку --- Да желанья загадаем!

Поют ПОТЕШЕНКИ :

1-я :Алина

Берёзы, радуйтесь!

Зелёные, радуйтесь!

К вам девушки идут.

К вам красные идут –

Завивать венки идут.

2-я :Таня

Вокруг берёзки я хожу, Вокруг беленькой хожу.

Я не знаю, чем берёзку наряжу,

Чем я бело - кудревату одарю.

3-я :Катя

Одарю берёзку алой ленточкой,

Да переленточкой.

А ещё шелковым платком

Да лазоревым венком.

4-я :Оксана

Белые берёзоньки!

Ходите с нами гулять,

В хороводе постоять.

Ваши веточки зелёные,

Наши песни весёлые.

5-я :Алина

Берёзонька, Кудрявенькая, Зелёненькая.

Завивайся, да на весь денёк,

Завивайся, да на весь годок!

Подходят к берёзке, украшают их разноцветными ленточками. Игра «Ручеёк» . Проносят берёзку по улицам села. Приходят на поляну, где начинается праздник .

2. Выходят коробейники.

1-й коробейник.

Подходи, честной народ!

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки.

Есть веники для бани,

Для Миши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

1-й. Есть и сок березовый , Чтоб были щечки розовы!

2-й. Березовая каша для Феди и для Маши!

1-й. Березовые почки берите на примочки!

2-й. Изделия из бересты бери - не пожалеешь ты!

1-й. В любой торговой точке. Все сможешь ты купить себе, жене и дочке.

1-й и 2-й. Но надо поспешить!

Появляются ведущие в русских костюмах .

1-я ведущая. Дорогие друзья!

2-я ведущая. Судари и сударыни! Парни и молодицы!

1-я ведущая. Собрались мы повеселиться.

Весну провожать,

Лето встречать .

2-я ведущая. Празднуют христиане на седьмую неделю после Пасхи большой праздник - Семик . Особо в семиковой неделе отмечены три дня : Семик, приходящийся на четверг, Троицкая родительская суббота и Троица - воскресенье .

1-я ведущая. Еще не так давно эти праздники считались архаичными, отжившими. Но новый обряд - праздник Русской Березки , который, надо сказать, за много лет прижился, впитав и себя лучшие традиции Троицы .

2-я ведущая. Поэтому сегодняшний праздник - это и Троица .

1-я ведущая. И праздник нашей Русской Березки !

Коробейник.

Поклон вам, гости званые

Да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята-удальцы,

Веселые молодцы!

Да мужчины-усачи,

Дедушки-бородачи.

Коробейник. Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение ! Значит, не залежатся сегодня наши товары!

(Поет.) Эх! Полным -полна моя коробушка,

В коробейниках хожу. (Приплясывает.)

В праздник матушки Березушки

Все товары разложу!

(Обращается к 1-й ведущей.)

Выбирай, молодица, что только пожелаешь!

1-я ведущая. Вижу я, что ты мастер, и плясать, и языком чесать! Показывай свой товар! (Смотрит товар и выбирает березовую веточку .) Хорош твой товар, но мне по нраву вот эта берёзка (показывает на берёзку) .

2ведущий : А я рада, что наша берёзка является хозяйкой нашего праздника . Пусть весело и радостно будет сегодня всем. Пойте и веселитесь.

Вот березка и готова ! К празднику наряжена .

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,

В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

Встанем все мы в хоровод и послушаем песню о нашей березке , которую исполнит фольклорный ансамбль «Зорюшка» .

Песня «Во поле берёза стояла» .

1-ведущая : А сейчас слово для поздравления предоставляется___

2-ведущая :А теперь послушайте стихотворения о берёзке.

Дети читают стихотворения :

1. Люблю березу русскую ,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2. Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

3. Она всегда с подружками.

Весною хороводится,

Целуется, как водится.

Под ветром долу клонится,

И гнется, но не ломится.

4. Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит .

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

1-ведущий : Спасибо вам за светлые стихи о нашей матушке-берёзке.

Песня : «Ой, береза молодая

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, да парень молодой,

Ой, да сам хорош собой!

Ой ли лёли, Ой лилё!

Он к березе подходил ,

Алой лентой одарил,

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ленту девица снимала,

Черноглазая снимала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

В русы косы заплетала,

Сама парня завлекала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

1-я ведущая : Слово предоставляется Директору Дома Дружбы :___

2-я ведущая : А сейчас послушайте песню в исполнении ___«Заветное место»

1-я ведущая : А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки о берёзке,о празднике Троица ?

2-яведущая : Давайте с вами, дорогие гости, вспомним, порадуем матушку Березку !

*Бела береза , да деготь чёрен.

*Береза не угроза : где стоит, там шумит.

*Березовый веник в бане - всем господин!

(Зрители вспоминают и другие пословицы.)

1-яведущая : А может, кто-то из вас помнит какие-то народные приметы,связанные с семиковой неделей, с Троицей ?

*В семиковый четверг или в Троицкую субботу сей ячмень .

* На Троицу дождь - много грибов.

* На Троицу делают березовые венки (показывает, бросают и воду. Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру.

*Троица перстов крест кладет.

*Бог любит Троицу .

*Без Троицы дом не строится .

*Троица – троицей , а трех свечей на стол не ставят.

*На Троицу мужики вяжут , вяжут голики.

*Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли.

1-я ведущая :

Это праздник - непростой , Троицей зовется .

Он березонькой густой в душах отзовется,

Ветерочком прошумит в ивах придорожных

И объявит, что венки заплетать всем можно.

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : «Месяц спрятался за рощу» .

1. Месяц спрятался за рощу

Спят речные берега

Хороши июньской ночью

Сенокосные луга

Только я ли виновата

Что потеряно кольцо

Что ладони пахнут мятой

Да ромашковой пыльцой

2. Два цветочка лепестками

Зацепились у виска

Я оставлю их на память

От любимого дружка

В небе вспыхнула зарница

Над рекой туман поплыл

И уж время расходиться

Да расстаться нету сил

3. Пусть подружки не ругают

Никакой вины тут нет

Слишком рано над лугами

Загорается рассвет

Да и мало ль так бывает

Что не спим мы до утра

Ох, ты, ночка луговая

Сенокосная пора

2-я ведущая : Слово предоставляется руководителю русской диаспоры при Доме Дружбы ___

2-я ведущая :

На Троицу совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились , значит, быть верной дружбе крепкой.

Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

1-я ведущая : Кто желает поучаствовать в этом обряде, выходите к нашим кумушкам.

Выходят кумушки :

1-я : Давай, кумушка, мы покумимся.

Мы покумимся, поголубимся.

Скрозь берёзоньку, скрозь кудрявую.

Мы платочками поменяемся.

Кума с кумушкой свеличаемся.

2-я : Через березовый венок - покумимся , подругами станем :

Покумимся кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

3-я : девушка.

Кумушка-голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой покумимся,

Давай с тобой подружимся,

Крестиками поменяемся,

Чтоб нам с тобой не ругаться,

А вечно смеяться!

4-я : девушка.

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка.

Кумушка-голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим подсобница!

Девушки целуются через веночки, обмениваются крестиками и платочками.

2-я ведущая : Приглашаем на нашу сцену гостей нашего праздника ансамбль «Зорюшка» .

1-я ведущая : Песни послушали, а теперь давайте играть - «плетень заплетать» .

1.«ОБЖИМАЛКИ» .

Звучит музыка. Все прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается и кто-то из коробейников называет число : допустим – «ТРИ» . И все «обжимаются (то есть – обхватывают друг друга)

по ТРИ человека, кому не хватит, тот выходит из игры.

Коробейник : Пять!

2. «ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ» .

Перед началом игры участники образуют два круга.

Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки.

Они в ходе игры изображают «клетку» .

Игроки внешнего круга за руки не держатся.

Это – «птицы» .

Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы – влево.

По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее. Клетка не может задерживать «птицу» .

По второму сигналу клетка захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают.

Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.

После этого игра возобновляется. Так она проводится 2-3 раза. Подсчитывается количество пойманных «птичек» .

Игроки в кругах меняются ролями. Теперь тот, кто изображал «клетку» , становится «птицей! И наоборот.

Игра повторяется так же 2-3 раза.

Выигрывает ТОТ круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц» .

3. Вот сейчас у нас следующая самая любимая забава наших жителей, это «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» и определим, кто у нас сильнее : мальчишки или девчонки!

А теперь посмотрим, кто у нас круче : дети или взрослые!

Теперь канат тянут : с одной стороны наши сельские жители, с другой стороны гости нашего праздника .

2-я ведущая : День к закату клонится,

Завершается праздник Троица !

Мы желаем вам мира, и благости,

И здоровья, и счастья, и радости!

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : "Скажи, скажи березонька ".

1. Скажи, скажи березонька

Кого ты в гости ждешь

Кто полевой дороженькой

Спешит к тебе сквозь рожь

2. Кому ты песни дивные

Все пела поутру

Кому по-лебединому

Ты машешь на ветру

3. Молчит, молчит березонька

И тайну бережет

У полевой дороженьки

Кого-то в гости ждет.

Ведущие приглашают гостей для прощания с берёзкой.

1-я ведущая :

Девушки-подруженьки!

Кумушки-голубушки!

Пойдемте к реченьке Бухтарме.

Венки в воду бросать,

На женихов гадать!

Все участвующие идут на реку Бухтарму.

Катя :Пойдём на Бухтарму-реку,

Станем на крутом берегу ,

Бросим венок на воду.

Отойдём подале, поглядим :

Тонет ли, не тонет ли

Венок наш на воде.

Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру, а если венки соединились, то быть свадьбе.

Оксана : Уж мы, девушки, дело сделали, венки в речку покидали, На судьбу, на счастье погадали.

Все вместе :

Прощай, березонька белая !

Прощай, березонька кудрявая !

Прощай, Троица да зеленая !

Катя : Ну что ж, народ празднующий . Хлеб-соль и мир вашему дому! Русский народ говорит : хорошо живут там, где много поют. А мы сегодня много пели и плясали.

Вместе. Празднику честному Троице - злат венец , а вам, дорогие гости, - здравия и радости!

Ведущая:
Государи и государыни, Судари и сударыни,
Парни и девицы, Девицы-молодицы,
Девушки-лебедушки, Девочки-молодушки,
Да ребята-молодцы, Да мужчины-удальцы,
Дети и родители, Дорогие зрители.
Праздник начинается – Троица прославляется.

(Выступает Воскресная школа)

Берёзка.
Как услышала я песни звонкие, Да и пришла к вам на праздничек.
Ожила я – веселиться хочу, Песни петь, хороводы водить.
Ведущая:
С давних пор и посейчас, хоровод в чести у нас.
Нынче – праздник. Эй, народ! Заводика – хоровод!
Дети заводят хоровод вокруг берёзки. Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Дети водят хоровод вокруг берёзы.
Берёзка: Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет.
А теперь я вам, скажу, для чего я пригожусь.
Есть веники для бани, Для Маши и для Вани.
Свежие, пахучие, Нежные и жгучие!
Есть и сок березовый, Чтоб были щечки розовы.
Березовая каша – Для Феди и для Маши!
Березовые почки Берите на примочки!
Изделия из бересты плети – не пожалеешь ты!

ИГРЫ НА ТРОИЦУ.

Ведущий:
А теперь давайте играть – «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

Игра «Плетень».
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой) , квадратом. Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».
Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест) .
1 и 2 плетни шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень –
В зной прохлада радует.
1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.
3 и 4 плетни шагают навстречу друг другу и говорят такие же слова:
От плетня упала тень –
В зной прохлада радует.
3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

Конкурс «Косички».
У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.
Припевы на Троицу

“Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые!
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька!”
“На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела…”

Горелки.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Зайцы и плетень.
Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – – коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
«Иди назад, в лес, осинку погрызи!»
И они выбывают из игры. Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

“БАРЫНЯ”.

Дети делятся на четыре части. Каждая группа разучивает свои слова:
Первая группа – Веретёна точены.
Вторая группа – Веники замочены.
Третья группа – Пей чай с пирогами.
Четвертая группа – Мы поедем за грибами.
Все вместе разучивают – Барыня – барыня, сударыня – барыня.

По команде ведущего, та часть детей, на которую он, показывает рукой, говорит свои слова. Если ведущий, поднимает вверх обе руки, все дети поют последнюю строчку. У вас так же получится прекрасный большой хор, способный выступать на любом представлении. А если заранее договориться о мелодии, то вы можете еще и приз получить.

“КОЛОКОЛА”.

Дети делятся на пять частей, и каждой группе раздаются свои слова:
1 группа – Блин-н-н-н-н
2 группа – Полблина
3 группа – Четверть блина
4 группа – Нет блинов, одна сметана
5 группа – Блинчики-блинчики
Каждое слово произносится в определённой тональности и в определённом размере, причем увеличивается тон от первого слова к последнему (Блинчики-блинчики – 1/16) . Если одновременно произносить эти слова всем залом и правильно выдерживать тон и частоту, то создается ощущение колокольного звона.

Летнее развлечение - фольклорный утренник для детей 5-6 лет. Сценарий

Ход развлечения

Под русскую народную плясовую мелодию, звучащую в аудиозаписи, дети выходят на участок детского сада. Их встречает ведущий в русском национальном костюме.

Ведущий.

Вы не спать пришли, не стоять пришли,

А Троицу-праздник встречать пришли.

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица - их день рождения. В этот день земля, вода и лес - именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку - символ добра, любви и чистоты.

1-й ребенок.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

Ведущий . В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Разрешалось срубить только одну маленькую березку. Ее наряжали как красную девицу - в сарафан и платочек, ходили с нею в гости. Вот и к нам сегодня должны прийти девицы-красавицы со своей березкой. Посмотрите, а вот и они.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» выходят шесть девочек из подготовительной группы в русских сарафанах. Они идут плавно, хороводным шагом, парами. Две девочки в средней паре несут наряженную березку, ставят ее в центре. Девочки останавливаются полукругом, лицом к детям.

Ведущий . Белая березка, милости просим к нам. Березонька белая, березонька кудрявая, на чем прибыла ты к нам?

1-я девочка . На ковре, на золоте, на атласе, на бархате. Ведущий.У кого же ты гостила?

2-я девочка . У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.

Ведущий.

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!

Под тобой, березонька, все не мак цветет.

Под тобой, березонька, не огонь горит - Красны девицы в хороводе стоят,

Для тебя, березонька, плясать хотят.

Девочки исполняют хоровод вокруг березки.

Березка

Музыка Р. Рустамова Слова А. Матлиной

1. Мы вокруг березки Хороводом стали,

Яркие платочки Высоко подняли.

Припев.

Ты, березка, посмотри, посмотри,

Это пляшут девицы, девицы. (2 раза)

2. Мы вокруг березки Весело гуляем,

Весело гуляем,

Ножками шагаем.

3. Мы с тобой, березка,

Поиграем в прятки

Отгадай, березка,

Где же все ребятки.

3-я девочка.

Ой, девицы, ой, красные,

В Троицу березоньку надо бы украсить.

4-я девочка . Надо бы венки плести, косы завивати.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» девочки украшают березку лентами, венками, приготовленными заранее.

5-я девочка . Девицы-красавицы, мы венки плели - желание загадывали. Через три дня придем развевать березку. Если венок не завял — желание исполнится.

6-я девочка.

Березка - красавица русских полей,

Порадуй, березонька, наших детей!

Ведущий.

Все вместе хоровод мы заведем,

Про березоньку споем.

Все дети исполняют любой хоровод о березке (например, «Айда, березонька», музыка Т. Попатенко, слова Агаджанова из сборника «Праздники и развлечения в детском саду», 1982).

Ведущий . Как у наших у ворот собирается народ.

Все со скрипочками да с балалаечками.

Выходит группа детей в народных костюмах с музыкальными инструментами (ложками, бубнами, трещотками). Они исполняют частушки.

1-й ребенок.

Начинаю я припевку - первую, начальную,

Я хочу развеселить публику печальную.

2-й ребенок.

На окошке два цветочка-голубой да аленький.

Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.

3-й ребенок.

В песнях радость, в песнях - горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу сердечку утешеньице.

4-й ребенок.

Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето,

Уезжаем мы в деревню

За частушками еще.

Ведущий. У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ!

Дети исполняют русский танец «Сударушка».

Ведущий . Песня, русская песня, как же ты хороша!

Песня, русская песня, жизни нашей душа!

Дети исполняют русскую народную песню «Посею лебеду на берегу». Из-за кустов появляется Леший с мешком за плечами.

Леший . Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны бьют!

Ведущий . Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

Леший. Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек - и еловых и сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка) Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.

Леший держит мешок, ребята подбегают к нему с шишками, он их пересчитывает и складывает в мешок. Счет происходит в шутливой форме - проигравших в этом аттракционе пет. В это время незаметно появляется Чучело (воспитатель). На плечах под одеждой у него длинная палка, к которой прикреплена веревка, концы ее торчат из рукавов. Леший знакомит детей с Чучелом.

Леший . Здравствуй, Чучело! Это, ребята, мой друг! Только он не в лесу живет, а в огороде, он охраняет грядки от птиц.

Чучело . Здравствуйте! А почему вы такие веселые?

Дети отвечают.

Чучело . Я тоже с вами играть хочу. Вот тут у меня веревки вместо рук - давайте силой меряться. Кто меня на свою сторону перетянет - тот и сильнее.

Вызывает двоих детей, они берутся за веревку: один - справа, другой - слева, тянут в разные стороны. Затем аттракцион повторяется несколько раз, последнюю игру можно провести двумя командами.

Ведущий . Спасибо вам, Леший и Чучело, за игры интересные.

Леший . Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса, земли нашей. Приходите в гости - знаю, вы лес не обидите.

Чучело. А ко мне осенью приходите, я вас морковкой сладкой угощу.

Дети поют русскую народную песню «Земелюшка-чернозем». На последнем куплете дети провожают Лешего и Чучело.

Ведущий. Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки бросали березку в реку или озеро и зазывали дождь.

5-й ребенок.

Туча со громом сговаривались:

Пойдем, гром, погуляем с тобой

По полям, по деревням,

Во ту да в другую сторону.

Ведущий . И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные.

Под музыкальное сопровождение в аудиозаписи появляется Русалка (воспитатель) в длинной белой рубашке с распущенными волосами.

Русалка.

Я - Русалка, мне вас не жалко,

Кого хочу - того и намочу!

Брызгает на детей водой из брызгалки, спрятанной в рукаве.

Ведущий . Ребята, Русалка боится только сильных и смелых. Кто не испугается и подойдет к Русалке на пять шагов, тогда она убежит.

Дети идут к Русалке, считая шаги, Русалка убегает.

Ведущий. В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно. И нам теперь можно продолжать веселье.

Дети исполняют парный танец «Аннушка». После танца девочки в русских костюмах выносят на подносах пироги.

Ведущий . А заканчивается наше веселье сладким угощеньем: Киселем, да крендельком, да вкусным пирогом.

Дети уходят в группу на чаепитие с пирогами.



Рассказать друзьям