Русские народные сказки - герои и персонажи. Самые положительные сказочные герои

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они - типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой - злые силы. Отсюда - их характеристики - действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга - персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего - отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга - хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога - чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии - дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда - рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог - птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он - третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна - это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя. На вид - худой (Кощей - от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках - то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае - природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род - в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо - персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит - рыба-остров.

Степанова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1862
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Положительный герой русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

СТАТЬЯ

Положительный герой русской народной сказки и его влияние на

нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника

Произведения

народного

творчества

з апеч атле ли

национальную культуру и мудрость предшествующих поколений. Сказка и в

настоящее время не теряет актуальности в воспитательной работе с ребенком.

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, во многом опирается

на знакомство дошкольника со сказочными героями. Ведь сказка запечатлела

традиции и обычаи народа, характер образного мышления. Именно поэтому,

сказочные

персонажи

возможность

воспитание

дошкольников. Знакомство с ними позволяет передать ребенку жизненный

опыт. В связи с тем, что материалом народной сказки служила жизнь народа,

она отражает лучшие его черты, учит ребенка трудолюбию, отваге, доброте,

пониманию красоты, духовным ценностям, героизму, мужеству и повествует

об этом в доступной дошкольнику форме.

В современном мире воспитание этих качеств особенно актуально, ведь

утрата нравственных и эстетических ценностей обнаруживает в XXI веке

стремление к тенденции. В сложных и противоречивых условиях развития

современного общества особую значимость в воспитании подрастающего

поколения приобретает проблема обеспечения в нем единства этического и

эстетического,

развития

общества

передний

выдвигаются

формирования

человека

творчески

активной

личности,

носителя

этических и эстетических ценностей. Нравственное воспитание – одна из

важнейших сторон многогранного процесса развития ребенка, освоение им

моральных

ценностей,

выработка

нравственных

патриотизма.

дошкольный

является

периодом,

возникают первые осознанные нравственные качества, поэтому это время

наиболее благоприятное для его нравственного воспитания.

В связи с этим, цель данной статьи – рассмотреть положительного

героя русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое

развитие дошкольников.

отметить,

зарубежных

достаточно

распределены

положительных

отрицательных.

Несомненно,

позволяет дошкольнику легко определять и усваивать именно положительные

качества на наглядном примере и учиться видеть разницу между добром и

отличать

поступки

порицать

поступки

черты характера.

Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует

отметить, что самый популярный из них – это Иванушка-дурачок, однако,

далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные

черты. В сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана

представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается

хитростью

смекалкой

чудовищами,

заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и

несомненно,

положительный

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и

страшного

пленившего

красавиц

богатырь,

разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.

«Иван-царевич

положительным

персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого

верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках

«Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других. Таким образом,

положительные герои могут быть представлены и в виде животных.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках

выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую

отличается

добротой,

помогает

избраннику

победить

хитростью

смекалкой,

волшебный

направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках

положительной

снабжает

напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную

помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или

Рассматривая положительного героя подробнее, следует остановиться

именно на Иване-дураке, как наиболее частом положительно герое русских

народных сказок. Следует отметить, что это собирательный персонаж, тем не

менее, обладающий яркой индивидуальностью. Его черты – черты русского

национального

общественного

сознания.

Иван-дурак

зачастую

оказывается

удачливее

казалось

противников.

например,

Иван-дурак,

представленный

царевича – третий сын, младший в семье. Его братья – старше, умнее,

прагматичное.

глупостью

наивностью

младшего брата, не принимают его как равного. Он же, не обижается на

братьев. По русской традиции, младший сын – хранитель родовых традиций,

он близок дому, домашнему очагу, печи. Здесь можно привести в пример

Емелю, разъезжающему на печи, который также является представителем

данного образа. Вскоре ему помогает чудесное животное – щука. Помощь

чудесных животных весьма часта для положительного героя. Необходимо

отметить,

указывает

положительными

русских народных сказках, представлены глупость, лень, а герой – а лишь

удачливый человек, которому повезло получить помощь чудесного животного

или магическую помочь, например, от Бабы-яги.

Положительные черты Ивана-дурака – в другом. “Дело в том, что

«глупость» Ивана-дурака – это на самом деле просто верность традициям

старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся

мире – бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому”.

Иван-дурак не намерен изменять всем этим чертам, независимо от того, что

«современными» ему условиями они порицаются. «А это, с точки зрения

братьев-прагматиков,

глупым». Именно поэтому, с самого начала народной сказки, положительный

герой представлен как более глупый, чем другие, нуждающийся в помощи.

Стоит отметить, что и помощь эту он получает, лишь за свои положительные

черты. Делясь последней краюхой хлеба со старушкой в лесу, он получает от

нее награду. «В Иване-дураке заключено донкихотское начало – внутреннее

благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам,

власти – вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь»”. Последнее

показывает

порицание

народной

сиюминутных

ценностей

мудрость русского народа включила в сказку концепт того, что человеческие

ценности должны побеждать сиюминутные.

Рассматривая

положительных

сказочных

животных,

отметить,

изображение

иносказательно

показывает в себе определенные черты человеческого характера. Так, лисы

изворотливы,

олицетворение

положительных

персонажей,

является,

наделенный

добродушием

медведь. Появляются в положительных героях и зайцы, ежи, мыши – мелкие

зверушки,

олицетворяющие

положительные

качества,

взаимопомощь, находчивость и изобретательность перед лицом грубой силы.

положительных

животных

встречаются

человеку домашние животные – кот, петух, собака – животные, полезные для

человека.

Положительные герои представлены и другими персонажами. Один из

отметить,

рассматривать

ипостась

Ивана-царевича,

положительными чертами. Солдат представляет собой завершение перехода

волшебной

положительных

выступает и хитрость, которая порицалась в волшебной сказке.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических

чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечной чуткости к

человеческому

несчастью,

состраданию.

Благодаря

познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления

окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

Рассматривая

положительного

нравственно-

эстетическое

развитие

дошкольников,

некоторые

Дети не могут жить и расти без сказок и их героев. Воспитательное значение

положительного

народной

эмоциональной

воздействия

переоценить

значение

положительных

эстетическом

воспитании

неотделимы от красоты. Народные сказки включают чарующие картины в

сюжетной

поступков

положительных

оказывает

огромное

эмоциональное

воздействие.

Эстетические,

нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под

впечатлением сказочных образов положительных героев, активизируют поток

мыслей, который побуждает мышление ребенка к активной деятельности.

Через сказочные образы положительных героев в сознание детей входит

слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни

средством

выражения

реальностью

мышления.

Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребенка,

с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и

фантастические

знакомые

незнакомцы.

объясняет

положительного

народной

Положительные

развивают

воспитывают

воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в

волшебный мир. Сказки входят в жизнь ребенка с момента, как он обретает

способность понимать речь, поэтому положительные герои народной сказки

начинают свое влияние с самого раннего возраста.

Благодаря

возрастным

особенностям

подражательности,

рефлексивности,

воспитываются

человеческие

характера при наблюдении за положительными героями народной сказки.

учитывать,

количество

многообразие

позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для

подражания

Опосредованное

зачастую

эффективно, нежели замечания. Дошкольник может рассказать о том, чем

нравится ему положительный герой, и чему бы он у него хотел научиться.

стимулировать

поощрять

положительные

изменения

поведении или деятельности дошкольников.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и

волшебством,

привлекает

возможность

оценивать

выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в

воображаемом

творчески

преобразуя

Перевоплощаясь

положительных сказочных героев, следуя за ними, дошкольник получает

эстетические

нравственные

нравственные

взаимоотношений

союзников

бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Таким образом,

положительные герои выступают в роли нравственных воспитателей.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на нравственных и

эстетических аспектах и вопросах, поднимаемых в сказке. Так, например,

дошкольнику можно пояснить, что относиться к другим следует так, как

относились

Помогать

бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь

делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному.

Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных

друзей. Дошкольник видит эти примеры у положительных героев русской

народной

привыкает

нравственность

безнравственности. Таким образом, положительные герои русской народной

сказки служат таким нравственно-эстетическим аспектам как:

– развитие интереса к объектам и явлениям окружающего мира;

– обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям

окружающих и желание оказать им посильную помощь;

– возникновение у дошкольников под воздействием благополучного

конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается

на развитии доброжелательных отношений между ними;

формирование

нравственных

справедливости.

Народная

положительного

способствует

формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек

– это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый

трудолюбивый,

Родину). Идеал для дошкольника – это далекая перспектива, к которой он

будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный

в детстве, во многом определяет – его как личность.

Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но

и как люди с определенными чертами. У дошкольника не возникает сомнения

в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому.

Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и

прямодушии,

героизме

трусости,

щедрости

жадности,

почерпнутые из сказок, на примерах героев, складываются у дошкольника в

нормы поведения. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и

воспроизводятся

жизненно

представления

нравственно-этетических

аспектах.

Доставляя

эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить

сравнения.

Развивается

образное

логическое

мышление,

кратко, емко и красиво выражать мысль. Положительные герои сказок со

своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести

простейших

жизненных

ситуациях.

богатства

выпадают

положительным героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за

умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во

непременным

условием

положительного

выступает труд. Прямо или косвенно в них выражается одобрение поступков

положительных

Положительный

оказывает

сильнейшее

эмоциональное

воздействие

сопереживая

положительным

сказочным

становится

соучастником

обретает эмоциональный опыт, в чем и состоит особая ценность сказочного

стимулируют

творчество,

слушатели

превращаются в их сочинителей и исполнителей.

нравственно-эстетического

воспитания

проходило осознанно. Необходимы знания, на основе которых у дошкольника

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его

необходимости

преимуществах

овладения

появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы

возникли

приобретения

соответствующего

нравственного

качества.

поражают

потребность

практической

реализации

поступках,

поведении,

позволяют

проверить

подтвердить

прочность

формируемого

качества.

конечном

нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои

радости в детстве. Если знания прошли через сердце ребенка, отразились в

его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и

горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.

В заключение, хочется сказать о том, что несмотря на то что в сказках,

как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда

добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои

в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в

борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа.

Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными

словами, можно сказать, что сказки и их положительные герои являются

важнейшими

словесными

средствами

умственного

нравственного-

эстетического

воспитания.

обогащают

морально-нравственным

настраивают

развивают

эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат ребенка

целеустремленности, передают жизненный опыт русского народа. Опираясь

на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство,

эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.

По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-

то жанр народного творчества со сказкой. Без положительных героев сказок

не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю.

Благодаря сказке, ребенок познает окружающий мир не только разумом, но и

сердцем. От положительных героев сказки дошкольники черпают понятия

справедливости и не справедливости.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает

о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми,

противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы

жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность

и т.д., что делает влияние положительного героя русской народной сказки на

нравственно-эстетическое воспитание дошкольника огромным.

У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

Предлагаем вам ознакомиться с характеристиками сказочных персонажей, которые являются действующими лицами любимых Вашими детками, а может и вами, сказок. Они помогут вам более направленно выбирать те или иные сказки для своих детей в коррекционных целях. Возможно, Вы узнаете что-то новое и интересное… А возможно с чем-то не согласитесь. Но знакомство с характеристикой персонажей поможет вам в выборе героя собственных сказок для своего малыша, а также для общей информированности.

Золушка живет на кухне возле печки и спит в ящике с золой. Зола (пепел) представляет суть того, что сгорело. Огонь — символ уничтожения, очищения и трансформации. Золушка живет рядом с огнем, который передает ей свою силу, и она в свою очередь помогает ей пережить невзгоды и страдания. Подобно огню, превращающему воду в пар, Золушка перерабатывает, пережигает унижения, обиды и боль, превращая их в чистую любовь. Надо иметь горячее сердце, чтобы не озлобиться и не очерстветь душою, когда тебя оскорбляют, унижают и ненавидят.


Царевна-лягушка

Земноводная лягушка и Василиса Прекрасная — одно и то же существо: животная и земная силы слиты воедино. В каждом человеке таятся невероятные и чудесные возможности. Сливаясь с образом Василисы прекрасной, ощущаешь себя всемогущим, гармоничным и радостным. лягушка, превращающаяся в красавицу, реализует свои потенциальные возможности, данные от рождения.


Спящая красавица

Во времена Спящей красавицы человек иначе воспринимал и осознавал окружающий мир. Сознание никогда не стоит на месте, оно развивается, и на смену интуитивному восприятию должно было прийти логическое мышление. Веретено — символ прядения. А процессы прядения и мышления изначально родственны. До сих пор существуют выражения «Я потерял нить рассуждения», «Я потянул за ниточку и все вспомнил». «Прясть» на образном языке означает выстраивать мысли, создавать логическую цепочку.

Принцесса, которая по проклятию злой феи уколется о веретено и умрет (уснет), не готова легко и быстро перейти на иной тип мышления. И она погружается в сон, чтобы принять этот процесс на бессознательном уровне.


Снежная Королева

Женщина изо льда… Лед — это замерзшая кристаллизованная вода. Ледяная королева символизирует застывшие чувства и эмоции, остановившееся движение. Любоваться кристаллами льда, правильностью линий, геометрией пространства и времени и не ощущать нежности цветка, теплоты солнца, мягкости прикосновения любимых рук — значит жить с холодным застывшим сердцем. Снежная Королева и ее ледяной замок — это на психологическом уровне отрешенность, бесчувственность, твердость, решительность, ледяное спокойствие, хладнокровие, умение владеть собой. Так ли уж плохи эти качества? Разве не бывает в жизни ситуаций, когда нам необходимо быть хладнокровными, уравновешенными и спокойными? Просто все избыточное вредит. И даже самое прекрасное в большом количестве утомляет. А когда разум и чувства находятся в гармонии — что может быть лучше?

Образ Снежной Королевы очень полезен детям (взрослым) слабым и безвольным, неуверенным и робким, ранимым и мягким: придаст им силу, твердость, веру в себя, стойкость перед лицом трудностей. Образ Снежной Королевы поможет также и чрезмерно возбудимым, темпераментным и горячим: охладит излишний пыл, уравновесит и успокоит.

Русалочка

Русалочка — дитя стихии воды и символизирует собой эмоционально-чувственный мир. Страстное стремление Русалочки испытать земную любовь и провести свою жизнь не в водных просторах, а на твердой суше можно ассоциировать с тем, что неосязаемое и невидимое стремится обрести форму. Но жизнь на земле связана у Русалочки с огромной болью. Вероятно, не случайно героиня так и не сумела осуществить свою мечту — стать возлюбленной и супругой принца. Казалось бы Русалочка заслужила свое счастье, но не получила его.

В подобных случаях можно предложить детям сочинить собственную сказку и изменить ее конец. Техника изменения сказок позволяет более оптимистично и радостно посмотреть на окружающий мир. Это особенно важно для грустных, нерешительных, заторможенных и ослабленных детей.

Хозяйка Медной горы

Эта женщина необыкновенно красива, уравновешенна и сильна. Каменная женщина, однако же, и плакать способна, и справедлива, и сострадательна. Так почему же даже добрым людям не несет она радости? Может, дело не в Хозяйке Медной горы, а в самом человеке, который выходит бороться с более сильным, а выдержать борьбу не способен? Драгоценные камни — символ богатства и власти. Многие ли способны обладать сокровищами и не иметь к ним привязанности, не впадать в зависимость? Образ Хозяйки Медной горы позволяет ощутить себя сильным и по-хорошему властным, справедливым и одновременно безжалостным, могущественным и богатым.

Легкое, воздушное существо, наделенное магической силой. Вестница судьбы, ведунья, волшебница — другие ее имена. Фея — прекрасное звездное существо, своеобразный посредник между Космосом и Землей, миром людей. Фея неразрывно связана со светом, пронизывающим любые пространства. Ощутить себя феей — значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли; пережить состояние волшебника, для которого нет ничего невозможного.

Свое имя получила от глагола «ведать» — знать. Другие ее звания — ведунья, сведущая, знающая, ворожея. Ведьма — это прежде всего знахарка, колдунья. Она легко повелевает многообразными силами природы и любыми существами. В отличие от феи и доброй волшебницы ведьма использует силы во вред человеку или существу, требует немалую плату за услуги, радуется, когда хорошо ей самой, излучает злость, зависть, напряженность и грубую силу (силу урагана, вихря, землетрясения).

Одна из ведьм. Древние славяне на Руси называли ее адской богиней, страшной богиней, которая губит тела и души людей. Баба Яга — могущественная колдунья, а ее избушка на курьих ножках — нечто вроде проходной, своеобразный мост между миром живых и царством мертвых. Только храбрый герой, способный преодолеть страх смерти, может противостоять Бабе Яге. Воплотиться в Бабу Ягу, прожить ее образ — значит ощутить могущество, сокрушительную силу и отсутствие страха смерти.


Кощей Бессмертный

Принадлежит миру мертвых. Почему же его называют бессмертным? Кощей Бессмертный состоит из одних костей. кости — самая твердая, самая прочная, самая жесткая ткань в человеческом организме, способная выдерживать огромные нагрузки. Кости в определенных условиях не гниют и не разлагаются, трудногорючие.

Кощей Бессмертный символизирует полную бесчувственность и бездуховность, жесткость, стереотипность, ограниченность и косность. В то же время образ Кощея Бессмертного помогает помогает обрести твердость духа, бесстрашие, непоколебимую уверенность в себе, решительность и силу.

Царь (король)

Управляет государством, в его подчинении огромное количество людей. На символическом уровне царь означает некий главенствующий высший психический центр. Быть в царственном состоянии — значит ощущать объединение всех частей «Я». Чувствовать себя царем — значит управлять своими мыслями, эмоциями, состояниями, ощущать ответственность за все, что происходит в твоем «царстве».

Высший регулирующий центр, несет ответственность и управляет. Однако в отличие от царя она символизирует женские эмоции и чувства.

Прекрасный знак красоты и расцвета жизненных сил. Чтобы точнее понять символику того или иного цветка, опишите его для себя 3-5 прилагательными. Эти прилагательные и будут означать то состояние Вашей души, которое Вы видите в цветке. Если, к примеру, взять «Аленький цветочек», то его хочется описать такими прилагательными: прекрасный, горящий, пылающий, алый. Неправда ли, ассоциируется с сердцем, любовью? Желание купеческой дочери обрести аленький цветочек — это желание любви, страстности, самоотдачи, сердечной привязанности.

Символ свободы. Проживая состоние птицы, можно избавиться от тяжелых привязанностей к желаниям, ощутить состояние независимости, легкости, воздушности и полета.


Простая и одновременно таинственная птица. Вороны наделяются мистической силой и способностью проникать в сверхъестественные миры, включая загробное царство. Вороны — умные и мудрые птицы. Перевоплотившись в ворона, появляется возможность взглянуть на мир другими глазами, увидеть глубинные и таинственные сферы жизни, исследовать темную сторону своей души и прикоснуться к внутренней мудрости.

Ласточка

Красивая быстрокрылая птица является символом весны и обновления, символом новой жизни. Не случайно именно ласточка перенесла Дюймовочку в новый мир, в котором девочка нашла дом, своего принца и счастье. Ухаживать за ласточкой, как это делала Дюймовочка, — значит готовиться к переменам, к состоянию весны, радости, счастья.

Белый лебедь символизирует прекрасные и чистые помыслы. Лебедь — знак величия, красоты и грации.

Филин (сова)

Хищная ночная птица, прекрасно видящая в темноте. Она символизирует неизвестность и тьму. Неведомые темные пространства обычно устрашают, и потому люди всегда побаиваются филина (сову). Но недаром филин (сова) считается символом мудрости. Именно его бесстрашное восприятие темной и таинственной стороны жизни дает глубину и мудрость. Филин (сова) — символ трансформации, перехода негативных темных состояний в спокойное и гармоничное восприятие жизни.

Хищный зверь, сильный, умный и осторожный. Иногда его наделяют такими чертами, как жестокость, свирепость, ненасытность и жадность. У волков сильно развито чувство семьи, стаи. Они заботливые родители и прекрасно чувствующие друг друга партнеры. В одних сказках волк — кровожадное, свирепое и беспощадное чудовище, а в других, в частности в «Маугли», — заботливый, внимательный и даже благородный родитель. Поэтому волк может символизировать разные состояния души.

В русских сказках обычно выступает как самостоятельное умное и находчивое существо, умеющее легко защитить себя и дать отпор любому зверю. Его иголки символизируют осторожность, неприступность, закрытость, боязнь боли и потребность в защите.

Заяц считается символом страха, слабости, а также хвастовства, неоправданной самоуверенности. И во многих сказках он действительно представлен именно так. Однако в сказке «Заяц Коська и Родничок» показаны другие стороны заячьей натуры: любопытство, игривость, терпеливость и смелость.

Неоднозначный и глубокий образ, ее боятся, с ней связывают коварство и подлость. Библейские мотивы характеризуют змея как соблазнителя и искусителя. Змея обладает способностью часто менять кожу, и этим она символизирует возрождение и обновление. Разные змеи символизируют разное: удав, например, может символизировать огромную удушающую сжимающую мощь и силу, а гадюка — возможно, хитрость и подлость.

Относится к разряду земноводных животных и одинаково хорошо ощущает себя в воде и на суше. Ей подвластны как эмоционально-чувственный мир, так и материально-предметный. В разных сказках мы видим разные образы лягушек. в сказке «Лягушка-путешественница» на первый план выступают любопытство, стремление к изменениям, хвастовство и напыщенность; в сказке «Царевна-лягушка» — благородство, скрывающееся за кажущейся внешней безобразностью.

Истолковывая образ медведя, следует учитывать его двойственную природу. С одной стороны, медведя считают неуклюжим, неповоротливым, тяжелым существом, с другой — медведь необычайно ловок и быстр. Медведь представляет жестокость, грубость, злую силу, и одновременно его образ связывают с добродушием и защитой. В сказке «Маугли» медведь — символ учительской мудрости, внимания, благородства и защиты.

Умна, отважна, бесстрашна, хитра, обладает обольстительной грациозностью и гибкостью, бесшумностью, терпеливостью, иногда безжалостностью. Образ пантеры поможет уравновесить имеющиеся качества, придаст силу, твердость, трезвость, решительность и отвагу.

С образом рыбы связано множество разнообразных выражений: молчать как рыба, биться как рыба об лед, как рыба в воде… каждое из этих выражений описывает определенные действия человека. Образ рыбы часто ассоциируется с «всплыванием» глубинной психической бессознательной информации. Можно говорить также о таких чертах характера, как холодность и бесстрастность. Иногда рыба символизирует скользкость, когда человек, с которым мы общаемся, ловко уходит от нужной темы, избегает острых моментов или ситуаций.

Известна своей способностью сбрасывать хвост во время опасности и со временем отращивать новый. Поэтому ее считают символом обновления, реинкарнации, изворотливости и жизненной энергии. Может быть, благодаря сказкам Бажова, а возможно, по другой причине места обитания ящериц связывают с залежами драгоценных камней, золота или кладов. И оттого ящериц считают символом богатства, материальной выгоды или награды.

Народная сказка - это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок - искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет "не по дням, а по часам". Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. "Бабой" в древности называли мать, старшую женщину в роду. "Яга" может быть связано с древнерусскими словами "ягать" ("громко кричать, ругаться") или "ягая" ("больная, злая").

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд "перепекания". На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского "кощей", что переводится как "невольник". Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского "костить" (ругать, вредить) или "кость". Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище "Горыныч" связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом "гореть".

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч - собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке "Буренушка" душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.



Рассказать друзьям