Савка праздник. В день святого николая было принято не только одаривать детей, но и устраивать для них веселые представления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Варвара праздник вороватый, его празнавать надо, чтобы не украл у тебя кто-то да что-нибудь. Например, лиса чтобы кур не воровала, - говорит 69-летняя Любовь Коваленко из села Смяч Щорского района на Черниговщине. - Ничего и не делают в этот день: не шьют, не вышивают, не стирают, мужики дрова не рубят. Празднуют, потому что если не будешь, то так поделает тебе, что и не учуешь, с какой стороны".

На Варвару вареники всегда делали, хоть и крепко бедно жили. И сейчас лепят вареники под этот день. У нас делают вареники на сыворотке или на перекваше - по-вашему на кислом молоке. В пост на воде делали пресное тесто. Соли туда, соды добавляют. Начиняют вареники грушами сухими. Их кипятком распарить надо, хвостики и носики выбросить, на машинку смолоть и смешать с рисовой или пшеничной кашей. А еще их начиняют грибами с картошкой, пшенной или гречневой кашей. Варят в кипящей воде или в печи выпекают".

Запеченные в печи на соломе вареники называют сущики. Их запекали и до золотистой хрустящей корочки. В один клали монету. Тому, кому этот сущик достанется, на протяжении года будет везти и у него будут водиться деньги.

На Варвару обязательно, чтобы были вареники на столе, - утверждает и 62-летняя Валентина Вивчаренко из села Галево Чернухинского района на Полтавщине. - Тесто такое делаем, как на пироги. Лепим их здоровыми, как колхозный вареник. Начинка постная, потому что на Варвары приходится как раз половина рождественского поста. Начиняем капустой, картошкой, маком, ягодами из компота.

Вареники в Украине также готовили из ржаной, пшеничной, гречневой муки, а в карпатских селах - из ячменной и овсяной.

Когда-то девушки собирались на вечерницы на Варвару, лепили каждая себе вареник, бросали в кипяток и смотрели: чей вареник первым всплывет, та заранее замуж пойдет, - рассказывает Валентина Вивчаренко. - А еще каждая обозначит свой вареник, сложат в миску и угощают ребят. Вот кто мой вареник ухватил, тот будет уже мне и пара. Чтобы над парнями посмеяться, девушки начиняли вареники то свеклой, то морковью, а то и перцем.

О полесском варенике-"бугае" рассказывала в 1999-м тогда 61-летняя София Ющенко , переселенка из чернобыльского села Стечанка:

У нас каждая девушка для своего парня лепила вот такой здоровый вареник, где-то сантиметров 25. Ему делали такую морду, рожки из теста, и хвостик такой из теста тоже делали. И так уже набивают в вареник тот фасоли, гороху, а тогда кладут для шутки соли или клочья. А какой парень уже возьмет и откусит, вот тогда смеху было!

В языческие времена вареники наделяли магической способностью способствовать росту и размножению всего живого. Их варили в тот день, когда рождался теленок или ягненок - чтобы были пышными, как вареники. С маком и изюмом носили на посещения к женщине-роженице. Желали:

Чтобы была такая полная, как этот вареник. Чтобы рожала детей, как здесь изюму.

От Варвары до Рождеств а нужно отдавать долги

Варварин день открывает цикл последних в году праздников.

Счетаетса, что сегодня, 17-го, - Варки, а назавтра, 18-го, - Савки, а они мать и отец святому Николаю, который будет 19 декабря, - говорит 69-летняя Любовь Коваленко из села Смяч Щорского района на Черниговщине. - Вот вон и говорит: "Не так празднуйте меня, как моих мать и отца". А Анны - 22 числа - это уже будет последний праздник в этом году.

Ночь на 22 декабря - самая длинная в году. На Анны приходится зимний сонцеворот: дни постепенно становятся длиннее, а ночи -короче.

До Варвары день уменьшается, а ночи удлиняются, - добавляет подруга Любви Коваленко 74-летняя Анна Стародубец . - А после Варвары трое суток на месте постоит, а тогда день добавляется на воробьиный скок, или еще говорят, на маковое зернышко. Ну и приговаривают: "Варвара ночь уравала, Сава дня дабавил, а Николай их гвоздем пригвоздил".

От Варвары до Рождества не нужно браться за новую работу, а лучше заканчивать старую и отдавать долги. А еще верили, что кто проспит на Варвару, будет целый год сонливым.

Под день великомученицы Варвары вечером срезали веточку с вишни, ставили в воду и задумывали желание. Если она до Нового года зацветет - желаемое сбудется, если же засохнет - нет.

12.12.2016

Праздником Введения (Введение Пресвятой Богородицы во храм), который отмечается церковью 4 декабря, в украинском народном календаре начинался зимний праздничный цикл.

С завершением сбора урожая и полевых работ, а также с наступлением холодов в украинском в древности появлялось больше времени для торжеств и обрядов. Праздником Введения (Введение Пресвятой Богородицы во храм), который отмечается церковью 4 декабря, в украинском народном календаре начинался зимний праздничный цикл.

Именно после 4 декабря шла ряд очень популярных в народе праздников: Екатерины, Андрея, Варвары, Саввы, Николая, Анны и, наконец, Рождество, Новый год, Крещение.

13 декабря православные христиане отмечают праздник в честь святого апостола Андрея Первозванного. В то же время день Андрея был в народе большим зимним молодежным праздником. В этот день женщины старались не печь хлеба, не шить и не прясть. А девушки на Андрея обычно гадали.

Андрей Первозванный был одним из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. В православной церкви его называют Первозванным, поскольку, согласно Евангелию от Иоанна, Андрей был одним из двух первых жителей Галилеи, которым Христос начал проповедовать свое учение. Имя второго до нашего времени не дошло. Впоследствии Андрей рассказал об Иисусе своему брату Симону (апостолу Петру) и привел его ко Христу. Однако в Евангелиях от Матфея и от Марка представлена ​​другая версия, в них говорится о том, что Христос встретил первыми одновременно и Петра, и Андрея.

Особенно почитают Андрея Первозванного в Украине, поскольку возникновение Киева, столицы страны, наши предки связывали с именем именно этого апостола. Как говорится в летописи «Повесть временных лет», почти две тысячи лет назад апостол Андрей во время своего третьего путешествия с христианской проповедью в земли скифов побывал на склонах Днепра, где впоследствии был построен Киев, и освятил это место, установив здесь креста. Нестор-летописец отмечает, что Андрей «... указал на горы и изрек благодать града, который появится на них».

Хотя Андрей Первозванный и христианским святым, однако различные обряды, которые происходят в этот день, имеют древнее языческое корни: молодые люди во время празднования пытаются угадать свою судьбу, узнать суженого или суженую.

Одним из самых интересных приемов любовной магии, приуроченных ко дню Андрея, было «засевания конопли». Поздно вечером, когда темно, девушка набирала в пелену семена конопли (иногда льна, мака и т.д.). Выходила за дом, сеяла на снегу и напевала:

Андрей, Андрей!
Коноплю сею;
Юбкой волоку, -
Замуж выйти хочу.

Затем набирала горсть снега там, где сияла конопли, вносила в дом и, когда снег таял, считала семян: если каждая зерно должна пару - хороший знак.

На Подолье широко распространенный способ гадания с «балабушками» - маленькими булочками. Тесто для них замешивали на «непочатой» воде, которую каждая девушка должна была принести во рту из реки или колодца. Зная об этом, парни нередко устраивали засады, смешили и пугали девушек, заставляя их несколько раз возвращаться за водой. Количество «балабушек» соответствовало количеству девушек, присутствующих на вечеринках. Помазав салом, преподаваемых на скамейке или на полу так, чтобы каждая девушка видела свою. После этого в дом заводили пса, которого специально прежде не кормили. Девушка, чью «балабушку» пес съедал первой, раньше всех должна была выйти замуж. Оставленные псом хлебцы означали, что их обладательницы в следующем году не имели шансов на брак.

Перспективы будущего брака девушки пытались определить, считая дрова в охапке (четное число - хорошая примета), считая колья на определенном отрезке плота или забора, выливая воск или пуская половинки орехов с зажженными свечами на воду, заглядывая в полночь в зеркало, кладя на ночь под голову пояс, с помощью колец, «вещих» сновидений и т.

Существовали специальные гадания, которые имели целью распознать профессию будущего мужа, узнать, кому будет принадлежать лидерство в семье.

В этот вечер девушки пытались увидеть своего избранника в зеркале, узнать профессию будущего мужа. Чтобы это угадать, девушка посыпала на пол немного пшеницы, наливала в блюдце воды, ставила рядом зеркальце и вносила петуха: если петух напьется воды, человек будет пьяницей, если клюнет пшеницы - будет хозяином, а как посмотрит в зеркало - будет панычом или лентяем.

Бегали девушки также к реке, набирали ила со дна и приносили в дом. В доме этот ил внимательно рассматривали: если там есть кусочек железа или гвоздь - муж будет кузнецом, треска - плотником, стекло - стекольщиком, кожа - сапожником, песок - каменщиком, а если, кроме земли, нет ничего, - земледельцем.

Кроме этого, через дом бросали сапог, а потом смотрели, в какую сторону носом упадет. Считалось, что оттуда нужно ждать жениха.

Чтобы узнать, как будут звать суженого, девушки шли утром на улицу и спрашивать имя первого человека, которого встречали.

На всей территории Подолья была распространена Андреевская игра «кусать калиту». Особое место на Андрея занимает обрядовая игра «Калита» («Калета»), в которой принимали участие девушки и юноши. Девушки собирались вместе и пекли калиту - большой круглый корж из белой муки. Каждая девушка должна была принять участие в приготовлении Калиты. Тесто месили все по очереди, начиная от старшей девушки и к молодой девочки. В центре лепешки делали дырку. В некоторых этнографических источниках сохранились сведения, что Калита, как правило, составляла 35 см в диаметре и 1,5 см толщины.

Сладкое с медом тесто пекли в печи и запекали так, чтобы трудно было откусить. Сверху калиту мазали медом.

На Андрея разрешались молодежные дебоши, а парням прощались все их выходки. В тех родителей, которые запрещали гулять с ними своим дочерям, ребята ночью могли снять ворота или разобрать забор, убрать телеги, плуги, бороны и т.д. и позакидувалы их на крышу дома или хлева или занести в другую сторону деревни.

В давние времена учебный процесс начинался зимой - первого декабря по тогдашним летоисчислению. Это была самая удобная пора, когда сельские дети имели возможность получать образование. Родители отводили в школу детей именно на этот праздник, потому что «пророк Наум наведет на ум».

По народным представлениям, Наум - покровитель ума, знаний и благотворительности, а потому крестьяне были убеждены: если на праздник пророка начать обучение, то ребенок успешно усвоит знания, наберется ума. Особенно это касалось детей слаборазвитых. Вечером родители приглашали крестных, которые приходили с букварями, и дети начинали наизусть заучивать буквы.

Хотя впоследствии сроки начала обучения были перемещены, но в ремесленных цехах и при братствах продолжали давнюю традицию - мастера набирали себе учеников на праздник Наума. В его честь устраивали интересные обряды, профессиональные посвящения и тому подобное. Также с этого дня начинали осваивать музыкальные инструменты те, кто хотел овладеть игрой на бандуре или скрипке.

ВАРВАРА - покровительницы горняков и женщин

О празднике Варвары было немало преданий. Одни считали, что Варвара была иудейкой, но впоследствии вихрестилася. Когда об этом узнал отец - жестокий язычник Диоскор, то вынес смертный приговор. Другие утверждали, что Варвара - магометанки, но согласилась принять христианское вероисповедание, поэтому отец заставил ее толочь босиком измельченное стекло.

Святую Варвару считают покровительницей горняков всего мира и женщин. Именно поэтому в Украине День святой Варвары (17 декабря) праздновали только женщины. На этот праздник девушки готовили вареники с маком или сыром. Среди них обязательно должны быть «пирхуны» - вареники, начиненные мукой. Сваренными варениками угощая ребят, внимательно следя кому именно попадет «пирхун». Неудачника, который вытащил такого вареника, долгое время дразнили «пирхуном».

Также в День святой Варвары девушки гадали на судьбу. В этот день они шли в сад, ломали ветку вишни и ставили ее в воду. Если на Рождество веточки зацветали, то это предвещало брак в этом году. Если же нет - сидеть в девках.

Праздник святого Саввы считался очень важным на Руси. По традиции в этот день запрещалось работать.

С древности считается, что на святого Савву беременная женщина не должна мыть голову, иначе у её ребенка будет слабая память. В этот день люди говорят: «Тот, кто на Савву засватается, тот весь век не будет разлучен». У кого в этот день гроб случится, через год еще один повторится. На Савву принято заговаривать свой дом от воров.На Саввы женщины собирались в рукодильницьки группы, потому что пришла пора «и Савит, и варвариты, и кудель кучматиты». Кто не работал, то говорили: «Савила и варварила и рубашки себе не произвела; Саввы и Варвары на мне рубашку оборвали »...

«Бедному Сеньке нет судьбы ни на печи, ни на скамейке. Савва приехал на белых санках. Саввы дня прибавили. Савва строит, а Николай гвоздит. Савка бедный, Николай богатый. Савва - отец зимнего Николая. Варвара ночи урвала, а Савва день доточил... »- такие, в частности, поговорки бытовали на праздник Саввы.

Все три праздника - Варвары, Саввы и Николая - называли Миколаинимы праздниками. В отличие от весеннего (22 мая), зимнего Николая отмечали особенно торжественно. Считалось, что он защитник всех бедных и обездоленных. Но больше всего его почитали дети, для которых он был почетным охранником. Даже существует легенда о том, как Николай спасал детей среди моря.

Традиционно в Украине, особенно в западных областях, по сей день готовили обряды, связанные со святым Николаем. Вечером кто-то уважаемый из семьи, преимущественно дедушка, переодевался на улице в «доброго Николая» (вроде Деда Мороза), заходил в дом с подарками, которые родители, зная о детских прихоти, готовили заранее.

Вручая каждому отдельно гостинец, святой Николай вспоминал все то хорошее, что сделал ребенок в течение года, и стыдил за невежливы поступки. Поэтому дети свято верили в существование этого хорошего защитника и старались не гневить "деда Николая, который знает обо всем». Это был весьма действенный воспитательный момент.

Кроме того, в школах устраивали интересные представления, где главным действующим лицом выступал святой Николай. Рядом с ним непременно соседствовал находчивый чертик, который пытался убедить дедушку в том, что вручать детям подарки не стоит, потому что они были непослушными. Но сюжетная линия таких представлений заканчивалась тем, что «добрый Николай» на этот раз прощает.

Особым уважением в народе пользовалась икона Николая Чудотворца. Она была почти в каждом доме, поскольку, как уже говорилось, он защищал всех бедных и обездоленных.

Хотя этот праздник имел преимущественно церковный характер, в отдельных областях Украины, в частности на Подолье, с ним были связаны некоторые народные обычаи и обряды. В местностях над Збручем 6 декабря принимали ритуального гостя - «полазника». Как и посевальщика, первый Полазник должен был быть мужского пола.

Под влиянием польского населения среди украинском Подолье распространилась традиция дарить подарки от имени Николая. Устраивались поучительные представления на религиозные темы, где вместе со святыми действовали и черти. По окончании спектакля через костюмированного св. Николая проходила церемония вручения подарков детям. Иногда выпекали особый вид печенья - «николайчики». Вместе с другими гостинцами и розги как предостережением от злых поступков клали детям ночью под подушку. Обычай дарования на Николая сохранился и сейчас.

Другие названия праздника: Савва с салом, День Саввы, Савва Сальник, Савва Освященный, Савва с гвоздем, Савва Иерусалимский.

В простонародье святой получил прозвище Сальник, так как наступающая оттепель в этот день приводит к гололеду, то есть «салит» снег.
По народным поверьям в этот день ни за какие работы не брались, так как всё могло пойти прахом.

История

Савва родился в V веке в городе Каппадокии в семье христиан. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец вместе с женой оставили его на воспитание дяди, а сами отправились в Александрию. В 8 лет Савва стал учиться при монастыре, познавать грамоту и изучать библейские книги. Вскоре он решил избрать для себя путь инока, и просьбы родителей о женитьбе не смогли убедить его в обратном.

По достижении 17 лет Савва приобрел дар чудотворца. Он стал исцелять больных и бесноватых людей, а также совершать чудеса: появление проливного дождя во время засухи, источника с водой в центре Лавры и так далее. Савва вел иноческий образ жизни. К нему стали приходить ученики, которые выстроили в пещере, где он обитал, церковь.

Савва основал несколько обителей и разработал Иерусалимский устав, которым руководствовались все монастыри в Палестине.

Традиции и обряды на Саввин день

— В Саввин день на Руси полагалось не работать, так как можно было обидеть святого, а сам день нужно было проводить в молитвах и богоугодных разговорах. Кроме того, на Савву нельзя было ругаться и произносить бранных слов, особенно тем, у кого в хозяйстве была лошадь: это могло привести к беде на зимней дороге.

Может сложиться впечатление, что на Руси было слишком много дней, когда крестьяне не работали, а что-то праздновали. На самом деле дело обстоит не так. Крестьянский труд был очень тяжелым, и чтобы просто прокормить семью, приходилось работать от зари до зари. Причем работали не каждый на себя, а всей крестьянской общиной: посев и жатва, вывоз навоза на поля, молотьба, рубка капусты, строительство и т. д. Естественно, что такой коллективный труд требовал четкой отлаженной системы, поэтому к лентяям в крестьянской общине относились с презрением, если не с ненавистью.

— В старину говорили, что Савва продолжает Варварину работу - морозит реки и озера, укрепляя зимние дороги и переправы: «Варвара мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает». Сальником же Савву прозвали потому, что он оттепелью повышал температуру, образуя гололед - «салил снег». По этому поводу говорили: «Савва салит, ледяные настилы стелет», «Савин морозец пугает народец».

— Наши предки умели определять погоду, не выходя из избы. На Савву это можно было сделать по огню в печи: если он красный, а поленья трещат - значит, на дворе лютая стужа. Предсказывали в этот день и погоду на будущее: дым столбом предвещал мороз, дым волоком - ненастье. Если же дым без ветра стелился по земле - можно было ожидать снегопада.

Примет и поговорки на Саввин день

  • Варвара мостит, Савва стелет.
  • Варвара мостит, Саввы гвозди вострит, Никола прибивает.
  • Варвара завалит, Савва засалит, а Никола закует.
  • На Савву зима реки засаливает.
  • Если на Савву дует сильный ветер, то после Петрова дня (12 июля) и до конца июля также следовало ожидать сильного ветра.
  • Если снег начал неравномерно подтаивать (с просветами), то в скором времени наступит оттепель.
  • Если белки деревья оставили и на землю спустились, то вскоре наступит тепло.
  • Если снегирь запел, то скоро поднимется вьюга со снегом и развезет дороги.
  • Если дым волоком тянется – жди ненастья.
  • Если беременная женщина не будет в этот день мыть голову, то у ребенка будет хорошая память.
  • Сватовство в Савин день принесет счастье молодым.
  • Родившиеся 18 декабря могут многого добиться в жизни. Носить им следует хризоберилл или хризолит.
  • Саввы-Варвары ночи урвали, кур воровали, под печку клали.
  • В день Саввы - дома Главы.
  • На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь.
  • Сава съел сало, утёрся, запёрся, сказал: «не видал».

который православные христиане отмечают 17 декабря, в череде так называемых Никольских праздников - день святого Саввы Освященного, припадающий на 18 декабря. И если 17 декабря в день Варвары веселились и отдыхали женщины, 18 декабря - уже мужской праздник - Савин день.

История праздника. Савва Освященный причислен к лику святых не за мученическую смерть или испытания, а за силу веры, с которой он прожил жизнь. Попав маленьким пятилетним мальчиком в монастырь, Савва не только научился читать, но и принял христианское учение. И несмотря на то, что родители его просили жениться и вести нормальную жизнь, он выбрал постриг и стал монахом.

Савва жил в Иорданской пустыне, основал несколько монастырей. А православная церковь до сих пор использует Иерусалимский устав, написанный преподобным Саввой Освященным. Также этот святой творил чудеса, исцеляя людей от различных недугов. Савва Освященный считается покровителем больных и детей.

Что надо сделать в Савин день. День памяти Саввы Освященного - повод в очередной раз остановиться в суете будней и задуматься о жизни, о душе. С давних времен в этот день было принято исповедаться и причаститься.

Тем, кто не готов к исповеди, можно просто сходить в храм на службу или усердно помолиться дома. Считается, что святой Савва слышит просьбы женщин, которые просят здоровья, сил и удачи для своих мужчин. Веднь Савин день - праздник мужчин, праздник главы семейства. Поэтому не стоит пропускать такую возможность - помолиться за любимого мужа и попросить у высших сил помощи и защиты для него.

Саввин день в Украине также с давних времен называли мужским и представителям сильной половины человечества было запрещено работать, зато разрешено веселиться. Обычно в этот день мальчики и парни, день рождения которых припадало на 18 декабря, угощали друзей варениками, а те их таскали за уши.


Женатые мужчины устраивали «похороны» Савки. А именно: накрывали праздничный стол с постными блюдами и «хоронили» свои недостатки и грехи, припевая:

Савка вмер, бо слабий був,
Жiнку бив, бо дурний був.
Ой, вип`ємо по чарочцi!
Заспiваймо по Савочцi!

А еще в Саввин день не только можно, но и нужно свататься. Считается, что это поможет сделать будущий брак крепким и счастливым.

О Никольских праздниках (Катерины, Саввы, Николая) сложено множество пословиц о погоде: «Савва салит, ледяные настилы стелет, гвозди острит. Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт», «Варвара мостит, Савва гвозди острит», «Варвари ночі урвали, а Сави дня прибавили».

В Украине женщины собирались за рукоделием на вечерницы — пришла пора «і савити, і варварити, і куделю кучматити» .

А еще обязательно узнайте,

фото из открытых источников

Сегодня ночью святой Николай Чудотворец заглянет в каждый дом, где живут дети, и положит им под подушку подарочек. Пряники, конфеты, игрушки, книжки и другие гостинцы получат и послушные ребятишки, и озорники. Последние, правда, могут обнаружить рядом с подарком еще и «рiзочку» — напоминание о том, что в следующем году нужно вести себя хорошо, не шалить и подтянуть оценки в школе.

В Украине Николай Чудотворец всегда был наиболее почитаемым святым. Наши предки называли святителя своим заступником, покровителем моряков и путешествующих. К нему обращались люди, попавшие в беду, нуждающиеся, он помогал и в болезнях, и в быту, и в самых трудных, порой отчаянных ситуациях. Поэтому день святого Николая, 19 декабря, всегда считался большим христианским праздником.

Накануне дня святого Николая, 18 декабря, отмечаются именины Саввы . В отличие от «женского» праздника Варвары (17 декабря), день памяти Саввы Освященного считался мужским. Этот святой, родившийся в Палестине, с восьми лет жил в монастыре. Повзрослев, принял постриг, а через некоторое время пошел в Иорданскую пустыню, где основал несколько монастырей. Он также создал Иерусалимский устав, который до сих пор используется в православных церквах. Святой Савва был прозорливым, творил чудеса, по его молитвам люди исцелялись от разных недугов.

Именины Саввы обычно справляли весело, шумно, с юмором, причем не только дети, но и взрослые. Так, мальчиков, отмечавших день ангела 18 декабря, приятели сначала в шутку таскали за уши, а затем, положив на лавку кожух и усадив не него именинника, все вместе трижды поднимали его вместе с лавкой к потолку. За поздравления и старания шумную компанию полагалось угостить пирогами-варениками.

«Миколайчики»

Для приготовления потребуется: 1 яйцо, 1 ст. ложка меда, 1 стакан сахара, 1 ч. ложка соды, гашенной уксусом, 50 г маргарина или масла, 2 ст. ложки сметаны, 2 стакана муки, 1 ст. ложка растительного масла, три яичных белка для глазури, 300 г сахарной пудры, 3 ст. ложки какао. Замесить тесто из муки, сметаны, яйца, меда, сахара, соды, маргарина (масла) и растительного масла. Месить, пока масса не станет однородной и гладкой. Затем сформировать колобок и поместить его в холодильник на час. Охлажденное тесто раскатать слоем толщиной в полсантиметра и вырезать формой печенье. Силуэт Николая можно вырезать ножом. Печенье выпекается в течение пяти минут в горячей духовке. Пока остывает, можно приготовить глазурь. Белки трех яиц взбивать, постепенно добавляя сахарную пудру, пока не получится довольно густая масса, которой удобно рисовать. Затем следует отделить часть глазури в другую посуду и добавить какао. На остывшее печенье наносим кисточкой рисунки белой и шоколадной глазурью: рисуем бороду Николая, глаза, нос, кафтанчик, варежки и сапожки.

Ну, а взрослые именинники устраивали шуточный обряд, который назывался «похорон Савки». Мужчины приглашали на обед родственников и соседей и во время постной и вместе с тем сытной трапезы говорили:

«Савка вмер, бо слабий був,

Жiнку бив, бо дурний був.

Ой, вип`ємо по чарочцi!

Заспiваймо по Савочцi!»

Эти слова должны были избавить именинника от недостатков, очистить от пороков, оставив их в прошлом, «похоронив». Впрочем, не забывали в этот день и о молитве. Утром Саввы обязательно ходили в церковь, чтобы исповедоваться, причаститься и попросить у Бога здоровья и благополучия на весь год.

В день Саввы обычно бывают снегопады и метели. «Варвара снiгом стелить, Сава завiрюхою загладжує, а Микола морозом давить», — говорили в старину люди.

А на следующий день (19 декабря) православные и грекокатолики отмечают праздник Николая-угодника . Начиналось все на рассвете. Первым вставал хозяин дома, чтобы засветло обойти свое подворье. Считалось, что если его кто-нибудь опередит, то в следующем году семью может постигнуть несчастье — потеря кормильца. Мужчина шел в хлев, кормил скотину и приговаривал: «Дай, Боже, добрий день, щоб худобонька здорова була та я з своєю жоною». Остальные домочадцы не поднимались с постели, доки батько не повернеться.

Когда отец заходил в хату, все семья начинала собираться в храм на праздничную службу. Поскольку в Украине много церквей святителя Николая, часто в селах и городах в этот день отмечались и храмовые праздники. Пропустить литургию было большим грехом. Не торопились по домам и после церкви, ведь в это время на улицах устраивались шумные народные гулянья.

*В старину малышей водили в гости к Николаю, на роль которого выбирали самого уважаемого в селе пожилого мужчину

Домой на торжественный обед традиционно приглашали не только родственников и кумовьев. Приятелей и соседей, с которыми из-за ссор или недоразумений испортились отношения, тоже звали в гости. На Николая полагалось покончить с враждой, поэтому никто не отказывался прийти на праздничный обед. Ожидая гостей, все домочадцы внимательно следили за тем, кто же первый переступит порог. Если это будет состоятельный женатый родственник — значит, в следующем году, до Николая «весеннего» (22 мая), нужно ждать сватов от богатого жениха. Вообще, в старину с Николая начинались зимние сватанья, ведь после Рождества уже можно было играть свадьбы.

Не стоит забывать, что праздник Чудотворца приходится на середину Рождественского поста, поэтому скоромных блюд к обеду не подавали. Родню угощали жареной, запеченной или тушеной рыбой, варениками с картошкой, грибами и капустой, всевозможными соленьями, пирогами и медовыми коржиками. Для детей мамы пекли специальные пряники — «Миколайчики». Малышам в пост разрешалось есть молочные продукты, поэтому в тесто добавляли молоко, сливочное масло и сметану.

Для взрослых специально к празднику варили «Mиколино пиво». Об этом обычае даже вспоминается в одной из колядок:

«Чому так нема, як було давно,

Як було давно, як було

з первовiку:

Святому Миколi пива не варять?..»

Кроме пива на стол ставили бутылки с вином и медовухой. К слову, так как после Николая Рождественский пост становится более строгим (рыбу можно употреблять только в субботу и воскресенье), народ старался наесться «про запас» и долго не выходил из-за стола. Правда, это не касалось девчат и парубков. Молодежь в праздник спешила гулять. Парни запрягали коней в украшенные лентами и еловыми ветками сани и с песнями возили девушек вокруг села. Ну, а как только опускались сумерки, молодые люди отправлялись по дворам, чтобы поздравить всех песнями. Традиционно на подворье первыми заходили юноши, и только после того, как хозяева разрешали петь, к парням присоединялись девушки. Молодежь желала всей семье здоровья и богатого урожая, свадеб и детишек, ну и, конечно же, поздравляла с праздником святого Николая:

«Ой хто, хто Миколая любить,

Ой хто, хто Миколаю служить,

Тому святий Миколай

На всякий час помагай!»

Отдельно поздравляли детишек, угощая малышню конфетами, яблоками и орешками, а еще деткам раздавали прутики — как предупреждение на будущее.

Но все же праздник Николая старались отметить не столько гуляньями, сколько добрыми делами. Существовало поверье, что на Николая ничего нельзя делать для себя, а только для тех, кто нуждается. У того человека, кто забудет об этом обычае и не позаботится о бедняках, в доме могут поселиться злыдни. Так что люди состоятельные обязательно помогали малоимущим. Например, одиноким старикам и вдовам привозили дрова, чтобы те встретили Рождество в тепле. Для сирот благодетели оставляли опекунам значительные суммы денег — споможина на життя. Эти средства шли детям на новую теплую одежду или на оплату учебы.

Кроме материальной помощи, не забывали и о духовной стороне праздника. Детей нужно было не только одеть, но и обязательно порадовать. Поэтому в старину для детворы устраивались веселые представления. Так, малышей водили в гости к Николаю, на роль которого выбирали самого уважаемого в селе пожилого мужчину. «Скажiть, мамки, хто у нашому родi найслухнянiший?» — спрашивал переодетый в святого дедушка. Дети с надеждой смотрели на его мешок и без утайки рассказывали о своих успехах и шалостях. Потом Николай загадывал ребятам загадки, просил спеть и станцевать для него. Честным, способным и умным деткам полагались гостинцы: одному -—сорочка, другому — шапочка, а кому-то и новые сапожки.

Со святого Николая уже начинали готовиться к Рождеству. Хозяйки наводили порядок в доме, делали покупки на базаре, а главное — обильно кормили свиней, чтобы на Святки побаловать семью вкусными мясными блю-дами. Девчата и парубки на вечорницях репетировали вертеп, распределяли обязанности и роли, мастерили маски, костюмы, изготовляли звезду и разучивали колядки.

Рыбно-пшеничные котлеты

Для приготовления потребуется: 200 г пшеничной каши, 1 луковица, 2—3 ст. ложки муки, 5—7 ст. ложек растительного масла, 3 ст. ложки манки, 300 г рыбного филе (например, хека), пучок зеленого лука, соль. Сварить густую пшеничную кашу. Репчатый лук мелко порезать и обжарить в масле. В кашу добавить поджаренный лук, муку, манку, соль и хорошо перемешать. Рыбное филе порезать на 4—5-сантиметровые кусочки. Противень смазать подсолнечным маслом, выложить на него рыбу. Запекать в духовке при 2000 C с двух сторон по 15 минут. Затем рыбу пропустить через мясорубку, добавить зеленый лук, масло и соль. На разогретую сковородку ложкой выложить кашу, а сверху — рыбу. Обжарить котлеты с двух сторон до румяной корочки.

Кстати, по погоде в праздник определяли, каким будет будущий урожай. Пойдет снег на Николая — уродит пшеница, дождь — капуста и огурцы. Голая земля — жди голода. В народе говорили: «Миколини морози — не рiвня введенським», «Хвали зиму пiсля Миколи», «Микола бородою трусить — дорогу стеле».

Ну, а через три дня после Николая, 22 декабря , верующие отмечают еще один праздник — зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы . На Анну беременные женщины не работали, а девчата, у которых часто болела голова, не пряли. В старину этот день называли еще и «родинами сонця», ведь после зимнего солнцестояния «сонце повертає на лiто, а зима — на мороз». Потому и говорили люди: «Прийшли Ганки — сiдай у санки», «Яка Ганка до полудня, така зима до кiнця грудня».



Рассказать друзьям