Сценарий праздника "осенины". Сценарий театрально-фольклорного представления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОСЕНИНЫ

Театрализованная игровая - программа

сценарий

Н.П. Сыромолот,

педагог-организатор

МОУ ДОД ЦДОД

Действующие лица:

Королева Осень, Придворный министр, Ветер, Слякоть

Звучит музыка в зал входит королева осень

садится на трон

Королева Осень: - Ох, как нелегко быть королевой.

Придворный министр: - Ваше высочество королева Осень, что пожелаете.

Королева Осень: - Желаю чтобы тучки хмурилось, чтобы листья желтели, я пришла - всем сонное настроение срочно.

Придворный министр: - Ваше высочество, как вы умеете создать осенний уют, всего за несколько секунд.

Королева Осень: - Не льсти мне, лучше доложите как у нас дела с погодой и осенним климатом?

Придворный министр: - …холодина! …сырость!

Королева Осень: - А с листьями, как обстоят дела с листопадом?

Придворный министр: - Все по плану, листья желтеют по графику, посмотрите весь дворец в листьях, вот осиновый, вот берёзовый, вот дубовый жёлтенькие, красненькие всё как вы любите.

Королева Осень: Да красота – это страшная сила, только ты знаешь, я люблю чистоту и порядок. Так что убери здесь все.

Придворный министр: Д-а-а! Один я будудо следующей осени убирать! Ребята, а может, быть вы мне поможете?

Игра «Собери листья»

Под ритмичную музыку ребята собирают листья, которые разбросаны в зале. Одна команда собирает в корзину красные другая желтые

Придворный министр: Ну, вот государыня работа выполнена. Если бы не ребята, то до следующей осени бы убирал!

Королева Осень: Скажите кА мне пожалуйста, что это за ребятишки вам помогали?

Придворный министр: Ребята из ШРР «Аистёнок» (указывая на ребят)

Королева Осень: Наслышана! Знаешь, что то-то в сон меня клонит, господин придворный министр – развеселите меня или ребят попросите вам помочь.

Придворный министр: Мне листики с тополя информацию принесли, что вы ребята песни осенние знаете. Так может, споёте для королевы? Развеселите её немного?

«Осенняя песня» исполняют обучающиеся 1года обучения ШРР

Королева Осень: Молодцы ребята! Неплохо спели!

Под музыку выходят Слякоть и Ветер

Ветер: Ой, Слякоть ты моя осенняя, куда это нас занесло?

Слякоть: Ну откуда я знаю. Ой, я чуть жива. Ты что же это так разошёлся? Чуть меня не высушил. Все мои косточки продул холодным ветром (плачет)

Ветер: Нечего плакать. Осень говорила, что где – то здесь растёт осеннее Чудо – дерево. Кто попробует плодов и сорвёт листья с этого дерева, будет всегда весёлым и бодрым, с хорошим настроением (обращаясь к слякоти), ты, старая, поняла, о чем я тебе говорю?

Слякоть: Нет, не совсем. Что делать то нужно?

Ветер: Что, что! Дерево, того – этого свиснем, т.е. сдуем. И будем всегда веселиться с тобой.

Слякоть: А-а-а! Теперь поняла! Давай действовать.

Слякоть и ветер подходят к чудо – дереву и хотят его утащить

Королева Осень: Что здесь происходит? Сейчас же перестаньте!

Слякоть: Ты не лезь не в своё дело.

Королева Осень: Что – о-о?

Слякоть: Уши растопырила. Больше всех надо? Мы может, хотели деревце укоренить, полить, чтобы деревце лучше росло.

Ветер: Ты что, это же сама королева осени! Её величество!

Ветер и Слякоть: (вместе падают на колени просят прощения) Ой простите, простите!

Королева Осень: Да я-Королева осени и вы на мой праздник попали! И знаете что я с вами сделаю?

Придворный министр: Моя Королева! Я их знаю. Это ветер осенний холодный, а это слякоть. Так и норовят ущипнуть за нос. Там где они появляются, холодно и нет веселья.

Ветер: Как это нет. Да может, я лучше других умею, веселиться. Хотите, докажу?

Игра с ветром

Дети становятся лицом в круг и вытягивают вперёд руки. Ветер разбегается и пытается заморозить каждого. А дети должны убрать руки за спину. «Замороженный» выходит из игры

Королева Осень: Молодец ветер хорошую игру придумал. Кстати вам нравится мой новый зонтик. Покручу зонтик вправо – идет дождик, покручу влево туман, уберу зонтик – солнышко выглянет.

Придворный министр: - Гламурно, дождика хочется, давно не было…

Королева Осень: Ну зачем же сейчас дождик, тогда все разбегутся, и кто же тогда будет со мной играть?

Придворный министр: - Ваше высочество, а вы чуть-чуть, чтобы только небо похмурилось?

Ветер и Слякоть: (вместе) Да ваше величество немножко дождичка можно!

Королева Осень: Ну, хорошо, а вы попросите ребят, чтобы они со мной немножечко поиграли.

Придворный министр: Ребят поиграем?

Королева Осень : (смотрит на часы) С минуты на минуту пойдёт дождь, так что быстренько поделитесь на 2 команды.

Игра "Зонтики".

Дети делятся на 2 команды, каждой команде дается по зонтику и паре галош. Первые игроки с зонтиком в руках добегают до деревьев, стоящих на другом конце зала, обегают их и возвращаются назад, передают зонтик следующему игроку. Так должна пробежать вся команда.
Раздается гром и шум дождя

Королева Осень : Ой, молодцы то, какие! Никто не промок? Ну, садитесь на свои места!

Королева Осень: - А знаете, господин придворный министр, я вас, наверное, уволю…

Придворный министр: - Почему?

Королева Осень: - Посудите сами, осень – всего три месяца.

Придворный министр: - Да.

Королева Осень:

Ветер и Слякоть: (вместе) Да - да зачем?

Придворный министр:

Королева Осень: - И весной охраняете?

Придворный министр:

Королева Осень:

Придворный министр:

Королева Осень: Последняя?

Придворный министр:

Королева Осень: Хорошо!

Придворный министр: Слушайте внимательно.

Королева Осень:

1. Всех наградила,
Все погубила. (Осень)

2. Опустел наш сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.

3.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,


(дождь)

Придворный министр: - Да.

Королева Осень: - Королева осени я, а служишь ты мне всего три месяца – зачем же мне придворный министр, все остальное время?

Ветер и Слякоть: (вместе) Да - да зачем?

Придворный министр: - Ваше высочество, я всю зиму ваши покой охраняю, представьте, что может случиться в замке осени, без хозяйки?

Королева Осень: - И весной охраняете?

Придворный министр: - Все время за порядком слежу, чтобы охрана не зевала, чтобы сосульки не висли, чтобы зелень замок не заплела, а паутинки не разлетелись…

Королева Осень: - Ну что ж, тогда я вас уволю всего на один день или час, или минуту? Отгадаете мои загадочки, тогда не уволю.

Придворный министр: Ваше высочество у меня просьба есть.

Королева Осень: Последняя?

Придворный министр: Можно мне ребятки да ветер со слякотью помогать будут, глядишь вместе и отгадаем.

Королева Осень: Хорошо!

Придворный министр: Слушайте внимательно.

Королева Осень:

1. Всех наградила,
Все погубила. (Осень)

2. Опустел наш сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

3.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

4.Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
(иней)
5.. Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)

6. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

Придворный министр: Ваше величество все загадки твои мы отгадали!

Королева Осень: Господин придворный министр, ну вы не обижайтесь… я знаете … пошутила.

Придворный министр: - Ваше высочество, вот всегда вы так и с погодой у вас так, зальете все вокруг, тучками небо затянете, а потом одумаетесь, и опять солнышко, уж больно у вас неустойчивый нрав.

Ветер и Слякоть: (вместе) О - очень не устойчивый?

Королева Осень: - Придворные должны любить свою королеву такой, какая она есть, такой меня природа создала.

Придворный министр: - Мы вас любим, только будьте немного постояннее.

Королева Осень: - Не обещаю. Кстати господин придворный министр вы ведь знаете, что Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами. Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Кстати, а наш урожай уже собран?

Придворный министр: Да моя королева! Только его нужно из огорода в хранилище перевезти.

Королева Осень: Ну, так чего же мы ждём? А слякоть и ветер нам в этом помогут!

Игра «Перевези урожай с поля»

Дети делятся на 2 команды. Каждая получает по грузовичку (игрушка), а так же овощи. По количеству участников. Задача – перевести овощи с линии старта (огород) к финишу (хранилище). Каждый участник перевозит один овощ.

Придворный министр: Славненько потрудились, теперь урожай сохранится до весны.

Королева Осень: А вы помните, что у нас есть волшебное дерево?

Ветер и Слякоть: (вместе) Ну конечно помним! (улыбаясь)

Королева Осень: Слякоть сорви листок с дерева.

Слякоть: Любой, какой понравится?

Королева Осень: Конечно.

Слякоть подходит к дереву и срывает лист дуба.

Слякоть: Ребята, а это лист с какого дерева? (дети отвечают) Ой,

да на нем что – то написано как необычно.

Королева Осень: Если вы ребята заметили, то дерево необычное. Почему его называют чудо деревом? (дети отвечают, что листья с разных деревьев)

Королева Осень: Верно, молодцы. Слякоть ты говорила что, на листе что – то написано. Читай.

Ветер: Да она не умеет(смеётся)

Слякоть: Это я то не умею, я три класса лесной школы закончила (читает плохо по слогам ). Дубовый листок просит вспомнить песню про осень.

Королева Осень: Ты знаешь?

Ветер: Ха – ха! Как же знает. У неё в голове мох!

Слякоть: я знаю только забыла. Сейчас почешу за левым ухом и вспомню.

Придворный министр: Матушка осень да здесь и вспоминать не надо, ребята ведь ещё одну песню про осень спеть могут.

Королева Осень: Ну тогда давайте слушать!

Песня «Листопад»

исполняют обучающиеся 2 года обучения ШРР

Придворный министр: Ваше величество ребята сегодня славно потрудились, веселили вас, пели вам песни, играли с вами может у вас подарки какие-нибудь припасены.

Королева Осень: Вы ведь знаете господин придворный министр, что на подарки я щедра. И в этом мне поможет наше чудо – дерево.

Колдует над деревом. И вытаскивает корзину прикрытую тканью.

Раздают все вместе

Королева Осень: Господин придворный министр, Ветер слякоть нам пора. Всего вам доброго! Прощайте!

Придворный министр: Приходите, ребята к нам на следующий год осень встречать будем рады вас видеть.

МОУ Белышевская школа

С.Белышево

Конкурсная программа 1-4класс

«Осенины»

Составила мероприятие:

Учитель начальных классов

Кострова Людмила Витальевна

Конкурсная программа для учащихся начальных классов «Осенины».

Цель : Развитие творческих способностей, познавательной активности детей, умения логически мыслить.

Задачи : Расширять знания об осени, овощах, грибах, лекарственных растениях;

Способствовать созданию празднично - соревновательного настроения участников конкурсной программы;

Воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование и материалы : повязка на глаза и овощи в мешочке. Кроссворды, картинки или фотографии грибов, раскраски. Маски по сказке «Репка». Листья деревьев. Презентация, музыка. Жетоны, которые раздаются детям за правильные ответы.

Ход мероприятия :

Лето давно прошло. Наступила осень.Осенью в старину на Руси был такой праздник Осенины (или встреча осени). И мы решили устроить конкурсную программу в честь осени.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.

Сегодня мы свами отправимся по станциям и будем, выполнят задания.

    Станция «Стихотворная или Музыкальная» - дети рассказывают стихи на осеннюю тематику (1 класс), исполняют частушки (3 класс).

    Станция «Урожайная» - определить на ощупь овощи и фрукты, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Станция «Кроссвордная» - отгадать кроссворды, за каждый правильный ответ 1 балл. (Приложение 1)

для 1 и 2 классов

Вопросы к кроссворду:

  1. Бываю горький, бываю сладкий.

Расту спокойно я на грядке.

Напоминаю цветом светофор,

Но только я не помидор.

    Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

    Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? Я …

    Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

    Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

    Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

    Черна и горька растет в земле.

    Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

    На грядке повалился на бочок

Солидный, круглолобый …

    Маленький, горький, белый –

Луку брат.

для 3 - 4 классов –

«Овощи, фрукты, ягоды»

Ответы: Морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.

    Станция «Грибная» -

Для 1 – 2 классов игра: “Съедобный-несъедобный”

Грибы знаете? Собирать умеете? Съедобный от несъедобного отличаете?

Сейчас проверим. Я буду называть грибы. Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Потопали! Похлопали! Дружнее! Веселее! Похлопали! Потопали! Отлично!

Теперь будьте внимательны.

Масленок
-Моховик
-Поганка - топать
-Боровик
-Дождевик
-Волнушка
-Хлопушка. Нет такого грибочка.
-Шампиньон.
- Лисичка.
-Подберезовик.
-Сыроежка.
-Свинушка (топаем)
-Груздь.
-Рыжик.
-Чижик – нет такого.
-Опёнок.
-Слоненок – нет такого.

Для 3-4 классов отгадать, что за гриб и показать картинку + презентация .

Праздник Осени у нас, и светло, и весело
Вот какие украшенья Осень здесь развесила!
Каждый листик золотой – маленькое солнышко,
Соберу в корзинку я, положу на донышко.

Смотрите сколько листьев у нас, они не простые, а с вопросами.

    Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Красная шапочка (Подосиновик).

    Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро (груздь).

    Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач – старик,

Житель бора – (боровик).

    Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

    Из-под снега прямо,

Смятая панама –

Вылезает старичок по прозванию ()

Под землей не усидел,

Знать, весною много дел! (сморчок)

    На земле лежит лепешка,

От дождя она растет, лишь дотронешься немножко,

Ее сразу разорвет!

Пых! И вырвался костер

Дымным облаком из спор! (дождевик)

    Ножка белая, прямая,

Шляпа красная такая.

А на шляпке, на верхушке,

Беленькие конопушки (мухомор).

    Стоит Лушка -

Белая рубашка,

А шляпа надета

Шоколадного цвета (белый гриб).

    Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще …

Расту я обычно

В березовой роще (подберезовик).

    Рыженький Ванек,

Крепкий паренек, спрятался за пень,

А шапка набекрень (рыжик)

    Семь сестричек – лесовичек

Платья сшили к лету

Разные по цвету:

У каждой сестрички

Свой вкус и привычки (сыроежки)

    В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления (волнушка).

    Выросли в подвале,

Света не видали,

Но в салат попали (шампиньоны).

    Посмотрите-ка, ребята: тут

Лисички, там опята

Ну, а это на полянке ядовитые (поганки)

    Станция «Игровая».

Инсценировка сказки «Репка». Ведущий рассказывает сказку, а действующие лица выполняют действия.

Чтобы сказку здесь сыграть, нужно роли всем раздать.

Кто загадку разгадает, роль он тут же получает.

Работящий, хоть и сед, догадайтесь, это… (дед). (Ведущая одевает на участника инсценировки бороду и шапку)

А у деда есть подружка, очень милая… (старушка) (Одевает платок и фартук)

Раскрасавица, не злючка, проживает с ними… (внучка) (Одевает наушники, слушает плеер)

А у внучки есть дружок, очень шустренький… (щенок) (Одевает маску собаки)

Растянулась на окошке и мурлычет сладко…(кошка) (Одевает маску кошки)

Растет в огороде, хоть нынче не в моде.

Круглая, да крепкая, жёлтая… (репка). (Привязать к талии макет репки)

А про кого же мы еще забыли?

Ну, конечно же, про мышку. (Мышка наряжается в маску).

Раздаются роли.

Для 1 – 2 классов, поворачиваются вокруг себя.

Для 3 - 4 классов:

Репка – разводит руки, приседает и говорит «Оба-на!»

Дед – дед вытирает пот со лба и говорит «Ух, ты!»

Бабка – показывает «класс», говорит «Вот так то»

Внучка – машет ручкой и говорит «Всем, привет!»

Жучка – лает

Кошка – мяукает

Мышка – пищит

    Станция «Лекарственная» - определить, о каком лекарственном растении идет речь.

    Корень мой народ недаром

Называет «золотым».

Помогает всем настойка,

И здоровым и больным.

Если силы на исходе – 30 капель натощак,

И усталость, и сонливость одолеть мне так, пустяк.

Если заболел всерьез, то не лей напрасно слез,

По рецепту докторовпринимай мою настойку –

Будешь весел и здоров! (радиола)

    Собирать мою кору нужно раннею весною.

Останавливают кровь при кровотеченьях мною.

Чудодейственный отвар может пить, и млад, и стар.

Ну, а осенью подарок – кисти ягод огневых.

Рвите на зиму, ребята, много витаминов в них (калина).

    Семена мои целебны,

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда: зацветаю я когда,

то цветов моих краса всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня, я боюсь их, как огня!

Я прошу вас, пощадите и за зря меня не рвите! (пион).

    Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни)

    У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца, первоцвет весенний, тмин песчаный)

    У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Валерьяна, девясил, женьшень, радиола розовая, лопух, солодка)

    У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, смородина, облепиха, калина, малина).

    Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский)

    Это прозвище недаром у красивого цветка.
    Капля сочного нектара и душиста и сладка.
    От простуды излечиться
    Вам поможет… (Медуница)

    Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы).

    Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги. Используются для успокаивающих ванн. Назовите его…(Сосна).

    Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел).

    Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник).

    Станция «Цветочная» - собрать или раскрасить картинку и назвать цветы.

    Станция «Лиственная» – определить, каким деревьям принадлежат листья.

    Станция «Развлекательная» - конкурс для капитанов, с завязанными глазами, собрать разбросанные на полу шишки, кто больше.

Подведение итогов, награждение команд – победителей.

Приложение 1


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 5 «Теремок
»

108840
, Россия, г. Москва, г. Троицк, ул. Лесная, д.2, т: 51
-
50
-
52; т/ф (496) 51
-
34
-
49,
e
-
mail
:5
teremok
@
rambler
.
ru

Сценарий

театрально
-
фольклорного представления.

Осенины
.

Педагог дополнительного

образования по фольклору

Любимова А.А

Фольклорный праздник из цикла календарные
праздники осени.

Дети
и ведущие в народных костюмах

Ведущие под музыку заходят в зал

1
Ведущая

Мы сегодня в этом зале
, о
сень к себе в гости ждём

Что б устроить посиделки
, н
ам осенним светлым днём

2
Ведущая
-

Хлебосольством и радушием
, б
удем мы гостей встречать

Рукодельем

и весельем
, б
удем время коротать

1
Вед
ущая

Ждём ребят сегодня в гости
, п
риглашаем и девчат

Посиделки начинаем
, о
т души вам каждый рад.

(дети хороводом проходят
в зал и садятся вдоль ковра

на скамейки)

2
Вед
ущая

Веселье вам гости дорогие. Да радости!

Проходите в нашу светлицу поработать и повеселиться.

На наших посиделках каждый сможет повеселиться

И вкусненьким угоститься.

1
Ведущая

Кто пироги любит есть для того и работа есть.

Ведь не даром в русской пословице говориться:
-

скуки
-

бери дело
в руки»
.

А
посиделки
-

не только веселье, но и работа.

Как закончиться осенняя ст
рада, коротали
осенние вечера

вместе, проводили
время за рукодельем, кто шьёт, к
то прядёт, кто по дереву мастерит. То песню
затянут, то шутки шутят.

2
Вед

Ч
т
о
-
то
разговорились мы с тобой,

подруженька,

хороша верёвка
длинная,

а речь короткая. Так
что вы

принимайтесь ребятки за дело,
выбирайте работу, кому, что по душе.

встают и берут атрибуты. Девочки садятся в середину с прялками.

Девочки

Ой, ты прялица,

ты прялица моя

Пойду вынесу на улицу тебя

Буду прясь я попрядывать

На ребят
буду поглядывать
.

Девочки исполняют песню и хоровод ПРЯЛИЦА

1
Вед

ах складная песня наша, с хорошей песней любое дело спориться. А
вы ребятки умеете потрудиться или только
веселиться
?

Мальчики

А вот и наша работа

Поглядите, коль охота

Ложки расписные

Узоры завитые

Мы их сами вырезаем

А
потом на

них и
граем.

Эй ребята выходите

Своё уменье покажите.

Дети исполняют наигрыш на ложках БАРЫНЯ

2
Ведущая

Да
играли вы

А теперь пора за дело.

С начало рукоделье

А уж потом и веселье

А ну
-
ка девицы пройдитесь

рукодельем похвалитесь.

А мы девицы рукодельницы

Рукодельницы не бездельницы

Вышивали сами

Платки с кистями.

Ну
-
ка девицы выходите

Своё уменье покажит
е.

Девочки исполняют русский танец ХОРОВОД С ПЛАТКАМИ

1
Вед
ущая

молодцы девочки. Работу сделали на славу теперь можно и
отдохнуть. Предлагаю вам поиграть в игру хороводную. По кругу пройдитесь
парню поклонитесь.

Русская народная игра В

ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ

1
Вед
ущая

потехе час, а делу время.
Поиграли,

отдохнули, пора
угомониться. У нас и работа ещё не вся сделана.

2
Вед
ущая

а это что за лежебока на лавке развалился, одеялом прикрылся
.
А ну говори
,

зачем на наши посиделки пришёл
,

шить вышивать, пилить иль
строгать, а может ты кузнец?

Мальчик

Я удалой молодец!

Ничего делать не умею

Зато всё имею

Сходил на базар

Прикупил там товар

Вот пойду
,

пройдусь

Перед народом

похвалюсь
.

Шуточная народная песня ШЁЛ, ДА ПОШЁЛ

2
Вед
ущий

что ж товара накупил хорошего и шапка и рубаха и сапоги и на
личико пригож, ну всем хорош. Да только с таким молодцом
,

кто водиться
будет, ты же лодырь
,

ничего делать не умеешь.

А у нас и своих молодцов
полна горница и все работники хоть куда.

Мальчик

Да я их, одной левой! Я знаете
,

какой сильный, меня маманя
одной кашей на масле кормит и конфетами.

2
Вед
ущая

да ты ещё и хвастун. Устроим мы для тебя и ребят состязания,
посмотрим кто тут сильный.

Игра: проводится игра « бой подушками». Два мальчика вст
ают на лавку с
двух сторон и бью
друг друга

подушками. Проиграет тот, кто первый сойдёт
со
скамейки. (ига

проводится до з
-
х раз)

2
Вед
ущая

повеселили нас ребята,
вам силачам ещё подрасти надо.

да силушки набраться, вот
тогда подушке

с вами не справиться.

(выходят

девочки 5 группы, которые сидели в
«гостях
)

1Вед

К нам на
биседушку, пришли

соседушки.

Что
хотите, потрудится

или повеселиться.

Девочки

У нас соседушки своя беседушка.

Посиделки весёлые и вкусные

Осенние капус
т
ные
.

Пришли повеселиться с вами

И угостить всех пирогами

Плясовую заведём

Про капусту пропоём.

Дети исполняют КАПУСНЫЕ ЧАСТУШКИ.

Выходите
-
ка ребята

Мы на публике блеснём

И задорные частушки

Про капусту пропоём.

Капуста моя кочерыжка белая

Сочная хрустящая вкусная и спелая

В огород козла пустили

Чтоб капусту сторожил

Несознательный козёл

Съел капусту и ушёл

Мы капустицу пололи

Всё боялись не успеть

Ни травы и ни капусты

Любо дорого глядеть

Хороша наша капуста

Ну а мы
-
то чем плохи

Вот сидим и ждём на грядке

Приходите женихи

Если захотим мальчишку

К себе быстро присушить

Каждый день по кочерыжке

Станем мы ему носить.

Положили мы в кадушку

Всю
капусту поскорей

Станем петь мы ей частушки

Что б хрустела веселей.

За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час

Пирожки с такой капустой

Получились просто класс

1
Ведущая

Умел народ трудиться
-

Умел и веселиться

А ну народ, становись в хоровод

запоём пляску заведём.

Дети исполняют русский танец СУДАРУШКА

1
Вед
ущий

вот и конец всему делу венец.

Работа
сделана на славу,

П
овеселились от души,

М
олодцы наши ребята,

девчонки молодцы.

2
Вед
ущий

Заслужили угощенье

Угостим мы вас печеньем

И
пирогами вкусными

Осенними капустными.

К нам в гости
осень приходила

Всех гостинцем одарила

Ей спасибо говорим

За всё её благодарим

Исполняют песню про осень ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ

Вед

Посидели повеселились, пора и по домам.

Спасибо всем за работу,
веселье и угощенье.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!



Рассказать друзьям