Семейно-правовые отношения. Брак и семья в Древнем Риме

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине: Римское частное право

РИМСКАЯ СЕМЬЯ

Введение

1. Римская семья

2. Брачное право

2.1 Общие положения брака

2.2 Брачные условия

2.3 Виды брака

Заключение

Введение

Римское семейное и брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. Из того, что мы знаем о римлянах, так это прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе. Власть главы семьи (первоначально носящая общее название manus) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое.

Брак (matrimonium) - союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского нрава (в равной степени публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого нраву.

В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше - отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами, и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать.

1. Римская семья

1.1 Значение родственных отношений в римском обществе

В древнейший период (до VIII в. до н. э.) в Риме безраздельно господствовал родовой строй с общественной собственностью на землю, но постепенно происходило разложение общинной собственности и появление частной собственности на землю. Основой римской городской общины был род. Он базировался на теснейших кровно-родственных и территориальных связях. Светоний приводит пример ареста Аппия Клавдия, все члены рода которого из-за этого случая немедленно облеклись в траур, не исключая и его недоброжелателей и явных врагов.

Главными определяющими эти взаимоотношения были взаимное право наследования членов рода, общие места погребения, общие религиозные празднества (sacra gen tilitia), запрет на внутриродовые браки, общее владение частью выделенной государственной земли, обязанность взаимной поддержки членов рода, защиты и помощи, право ношения родового имени, право принятия в род посторонних и многое другое.

Семья (familia) в римском обществе носила строго патриархальный характер и основывалась на абсолютной власти домовладыки.

Глава семьи (pater familias) считался старшим агнатом («ближайшим к предкам») и имел неограниченную власть над своими домочадцами. Он был человеком «своего права» (homo sui juris), даже если сам был малолетним. Члены его семьи были людьми «чужого права» (homo alieni juris), т. е., не имели необходимого комплекса гражданских прав и свои интересы могли представлять, только делегировав их домовладыке.

Не случайно в древнюю эпоху этим термином обозначался не только круг близких родственников, составлявших собственно семейное сообщество, иные подчиненные (принятые в семью) лица, в том числе жена, вольноотпущенники и рабы, но и имущество.

Юридически власть домовладыки различалась на власть над женой (manus mariti) и власть над детьми (patria potestas). Вместе с тем, несмотря на чрезвычайную широту власти pater familias, она все же была не беспредельна, так как жестко ограничивалась общественным мнением. В случае злоупотребления глава семейства мог потерять свою власть.

Сами семейные отношения в древней патрицианской семье строились не на кровном родстве (cognatio), как это принято в современном обществе, а на идее подчинения власти домовладыки (agnatio). Со временем когнатское родство все же вытеснило агнатское.

1.2 Положение детей в римской семье

Перед домовладыкой все члены семьи были совершенно бесправны. Он мог подвергать их любому наказанию, продать в рабство, а в архаичный период даже лишить жизни (jus vitae ас necis). Причем было совершено безразлично, какой социальный и общественно-политический статус имели члены семьи. Так, консул Спурий Кассий (486 г. до н. э.) сразу после окончания срока своих полномочий был обвинен в тягчайшем государственном преступлении, высечен и обезглавлен своим собственным отцом, который был не согласен с его политикой. Отец также имел право казнить свою дочь за прелюбодеяние.

Право распоряжения жизнью детей было упразднено только в IV в. н. э. при императоре Константине.

С этого времени оно стало признаваться обычным убийством, но не более того.

Право жизни и смерти особенно часто осуществлялось в отношении новорожденных калек. Древний обычай умерщвлять детей хилых или с врожденными недостатками объясняется тем, что каждый ребенок был, прежде всего, будущим воином. Кроме того, рождение таких детей являлось зловещим предзнаменованием. Так, по свидетельству Тита Ливия, в 207 г. до н. э. ребенка, который при рождении был «ни мальчиком, ни девочкой», по приказу гаруспиков положили живым в сундук и утопили в море. Сенека говорит об этом, как о самом обычном деле: «Мы топим детей, если они родились хилыми или уродцами».

Но не жалели и вполне здоровых в физическом и психическом отношении детей, но «лишних». Об этом свидетельствует предписание, ограничивающее право убийства домовладыками детей в возрасте свыше трех лет, если только речь не шла о случае их полного уродства, подтвержденного пятью свидетелями.

Значительно позднее «ненужных» и больных детей стали оставлять на Овощном рынке у columna Lactaria. Здесь их могли подобрать чужие люди. А дальше их чаше всего обращали в рабство или, специально покалечив, отправляли просить милостыню в пользу новых хозяев.

Император Александр Север предпринял попытку запрета выбрасывания нежелательных детей: при нем такте действия стали рассматриваться как убийство. Однако еще за много веков до него и Сервий Туллий, организовав регистрацию новорожденных в храме Юноны Люцины, пытался бороться с такой практикой. Император Марк Аврелий издал распоряжение обязательно сообщать о рождении ребенка в течение 30 дней префекту эрария для составления специального свидетельства.

Правовое положение детей вплоть до начала III в. н. э. было неоднородным. Так, право выделяло две категории детей:

Законные, в том числе и усыновленные (liberi justi, legitimi);

Рожденные вне законного брака (поп justi, поп legitimi), которые считались не более чем родственниками матери и ни на что претендовать не могли.

Дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales), приобретали статус матери, а не отца, хотя и не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети - спурии. Они могли ожидать от него средств для пропитания (alimenta) и даже претендовать на некоторую часть наследства. Таким сыном военачальника Констанция Хлора был Константин, ставший впоследствии императором.

Спурии (spurii, от spurious, спорный, незаконнорожденный) считались как бы вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воззрениям «отец - тот, на кого указывает факт брака» («pater vero is est, quern nuptia demonstrant»). Между тем подобных случаев было так много, что слово спурии от названия определенного явления со временем превратилось в одно из самых распространенных личных имен: мужских - Спурий (Spurius), женских - Спурия (Spuria).

Известен, например, народный трибун Спурий Мелий. Подобная судьба постигла также и слово постумы, которое дало начало такому личному имени римлянина, как Постум (Postumus). Первоначально postumus обозначало самого младшего ребенка, который родился последним, или после того как отец составил свое завещание, или непосредственно после смерти своего законного отца. Правовое положение таких детей, как и спуриев, было весьма неопределенным. Правовое положение детей, родившихся от недозволенных связей - супружеской измены (адюльтера) или инцеста (кровосмешения), было еще хуже.

Иногда взрослый сын наделялся пекулием (peculium), т. е., частью имущества в его пользование. Как правило, это были некоторые предметы утвари, мелкий скот, птица. Во времена первых императоров (принцепсов) положение совершеннолетних сыновей существенно облегчается. В некоторых случаях у них появляется свое собственное имущество, например подарки родственников новобранцу, его жалование, боевые награды военнослужащего (dona militaria), солдатские трофеи, которые можно даже завещать. Так сложился институт военного пекулия (peculium castrense).

В период поздней Империи таким собственным имуществом стало возможным обзаводиться и на любой гражданской или духовной службе (peculium quasi castrense). Несколько позже дети объявляются собственниками имущества, наследуемого ими после смерти матери (bona materna) и родственников по материнской линии (bona materni generis) либо полученного в дар от матери и ее родственников, а при Юстиниане было установлено правило, согласно которому сыну принадлежало уже все приобретенное им имущество, кроме купленного на средства отца.

1.3 Установление и прекращение отцовской власти

Основанием возникновения отцовской власти (patria potestas) были:

Рождение детей в римском браке;

Легицимация (legitimatio) - процедура признания законным своего ребенка, рожденного в браке или вне брака, и уравнение его в правах с законнорожденными детьми;

Адопция (adoptio) - форма усыновления лиц «чужого права» (подвластных детей), первоначально совершаемая в виде троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю, впоследствии - посредством рассмотрения просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения;

Адрогация (adrogatio) - такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц «своего права», т. е., людей уже взрослых и самостоятельных, в процессе вынесения соответствующего решения народным собранием, рассматривающим все причины и обстоятельства просьбы усыновителя и усыновляемого.

Одним из важнейших условий усыновления детей было требование о том, что усыновитель должен был быть старше усыновляемого минимум на 18 лет. Отцовская власть всегда была пожизненной и прекращалась только с физической смертью ее носителя или с утратой домовладыкой права свободы или римского гражданства, что, по сути, также рассматривалось как смерть - гражданская. При этом в глубокой древности ни высшие посты в аппарате государственного управления, ни великие заслуги перед Отечеством, ни выдающиеся личные качества детей не могли привести к обретению ими самостоятельности. Только принятие сыном титула жреца культа Юпитера (flamen dialis), а дочерью - жрицы богини Весты автоматически освобождало их из-под власти патер-фамилиас (pater familias).

В постклассический период освобождению способствовало занятие некоторых самых высоких государственных постов (консула, префектов преторианцев, города и др.).

Кроме того, подвластные могли получить свободу в случае обвинения патерфамилиас в «недостойном поведении», которое могло заключаться в принуждении дочери к занятию проституцией, разврате и др.

Сам глава семейства за всю историю существования римского государства так и не получил возможности просто давать независимость своим взрослым детям. Имелся только один случай законной возможности освобождения отцом по собственному волеизъявлению своего ребенка или внука - через процедуру эмансипации (emancipatio), т. е., посредством фиктивной продажи подвластного ребенка в рабство третьему лицу с последующим освобождением новоприобретенного «раба» этим лицом в пользу его отца. В глубокой древности эмансипация несла собственно наказательную (карательную) нагрузку, так как такими действиями отец, освобождая сына из под своей власти, лишал его тем самым и свой защиты. Посредством формальной процедуры манципации патер-фамилиас мог принимать в свою семью других лип «своего права», которые по самым различным причинам осознанно шли на такую (минимальную) утрату самостоятельности. В соответствие с Законом XII таблиц этим «третьим лицом» по просьбе отца выступал некий полноправный гражданин, который назывался «отец по доверию» (pater fiduciarius).

Он трижды «приобретал» эмансипируемого чужого сына и всякий раз, давая клятву не удерживать его, возвращал посредством обратной манципации настоящему отцу. После третьего возвращения отец объявлял о полном освобождении ребенка из-под своей власти, оставляя за собой право на половину имущества эмансипированного сына. При освобождении дочери достаточно было однократной фиктивной эмансипации. Позднее манципация ушла в прошлое, и для освобождения принадлежащих семье лиц «чужого права» стало достаточно получить специальное разрешение монарха либо сделать особое заявление в суде.

2. Брачное право

2.1 Общие положения брака

В римском обществе, четко разделенном статусными границами на свободных и зависимых, граждан и неграждан, брачные отношения определенных слоев и категорий лиц имели существенные различия и основывались на строгих юридических «условностях».

Особенную важность чистота брачно-семейных отношений приобретала применительно к аристократическим сословиям (первоначально, патрицианскому), для которых: брак имел скорее публичное значение, нежели частное. Вместе с тем принудить кого-либо к браку формально было нельзя, так как довольно рано сложился основный принцип брачных отношений: «Брак должен быть совершенно свободным» (Libera matrimonia esse). Фактически это правило нарушалось на самых высоких ступенях римского общества. Светоний отмечал, что Август перенял манеру Цезаря «распоряжаться личной жизнью своих родственников без их согласия». Брак в римском праве понимался как социально-значимый союз мужчины и женщины, который определял правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения супругов и их наследственные права. Памятники римского права сохранили несколько высказываний известнейших юристов того времени о сущности брака. Так, Модестин говорил: «Брак есть союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (Дигесты 23. 2. 1), в своде Юстиниана сказано: «Брак - это союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь» (Юстиниан 1. 9. 1).

Дигесты закрепили такое его определение: «Брак создается не (простым) сожительством, но согласием (супругов)» (Дигесты 35. 1. 15), а Ульпиан отметил: «... не совокупление создает брак, а супружеская привязанность» (Дигесты 24. 1. 32. 13).

Основное деление форм брака (matrimonium) проводилось по его юридическому оформлению. В соответствии с этим различались:

Законный или правильный брак (matrimonium justum);

Незаконный или неправильный брак (matrimonium injustum), который, к слову, также признавался вполне легальным, хотя и не был освященным необходимыми сакральными формулами.

Matrimonium justum, строго говоря, был единственно и легальным и легитимным брачным союзом, так как он заключался между римскими гражданами, имевшими jus conubii, т. е., само право вступления в брак и подразумевал истинные намерения супругов жить именно в браке (affectio maritales). Первоначально jus conubii обладали лишь патриции и старые латины. Старые латины, или латины-присцы (latini prisci), являлись коренными жителями ближайших окрестностей Рима - Лациума.

В силу своего древнейшего происхождения и сакральных связей с прапатрициями они, в отличие от иных латинов, проживали в самоуправляющихся общинах и издревле несли военную службу в составе особых подразделений римской армии. Иные слои населения, а также лица с определенной степенью умаления статуса римского гражданина, этого права не имели. Они могли находиться в брачных отношениях только с представителями своего социально-сословного круга, без защиты этих отношений положениями римских законов.

2.2 Брачные условия

Для вступления в брак существовали определенные требования. Прежде всего, это наличие самого права вступления в законный римский брак - jus conubi. До 212 г. н. э. таким правом обладали исключительно граждане Рима и latini prisci при достижении брачного возраста, который для женщин наступал с 12 лет, а для мужчин - примерно с 14 лет. Требовалось отсутствие уже заключенного брака, обоюдное согласие брачующихся, а в случае их нахождения «под властью», необходимо было также и одобрение домовладыки. Кроме того, брак должен был быть заключен в строгом соответствии с одной из существующих форм (речь о них пойдет ниже).

Для уже существующего брака самыми главными условиями право определяло постоянную совместную жизнь и супружескую верность. Закон предписывал супруге, которая, входя в семью мужа, приобретала его и сословие, почитать его.

Так как по древним законам жена рассматривалась наравне с любым домашним имуществом, находящимся в абсолютной собственности домовладыки-мужа, то любое оскорбление, нанесенное ей, означало нанесение вреда супругу. Поэтому последний должен был всегда обеспечивать защиту ее интересов. Супругам запрещалось подавать иски друг против друга, их также нельзя было заставлять свидетельствовать друг против друга. Признавались ничтожными браки, заключенные с безумными, а также фиктивные («только для вида»).

Между близкими (прямыми) родственниками («кровосмесительные»);

Между боковыми ветвями родства - в глубокой древности до шестой степени родства, позднее до третьей степени;

С лицами, подвергшимся умалению статуса по моральным основаниям;

Между опекуном и его подопечной;

Между женщиной, изменившей мужу, и ее любовником и т. п.

В конце I в. до н. э. различного рода ограничения еще более усилились. Во многом это было связано с консолидацией привилегированного сословия. Так, запрещались браки:

Между высшими провинциальными чиновниками и местными жительницами;

Между представителями сенаторского сословия и вольноотпущенными и др.

Для представителей высшего сословия имелось немало и иных существенных ограничений. Например, лицам сенаторского происхождения ни в коем случае не разрешалось связывать себя семейными узами с представителями актерской профессии, проститутками, т. е., с лицами, по словам Модестина, «служащими для забавы других». Причем даже с теми, кто с точки зрения жестких нравственных канонов патрицианского сословия уже перестал вести предрасудительный образ жизни («позорность действия не уничтожается тем, что это действие прекращено»). Иначе патриция ожидало значительное умаление статуса, вплоть до инфамии (бесчестья).

Все вышеназванные обстоятельства, не допускающие заключения брачного союза, именовались брачными препятствиями.

2.3 Виды брака

Законный брак - matrimonium justum, всегда был только двух видов:

С полной властью супруга - брак кум ману («брак с рукой», cum manu mariti);

Без полной власти мужа - брак сине ману («брак без руки», sine manu mariti).

Брак «с рукой», т. е., с властью мужа, являлся древнейшей формой брачного союза с односторонней и абсолютной властью мужа, с полным юридическим переходом жены в его семью.

Супруга в этом браке была совершенно бесправной: юридически она была в положении дочери (loco ffliae) или сестры своих детей (loco sororis). Попадая в чужую семью, она становилась агнаткой ее членов и зачастую супругой мужа, не имеющего в рамках этой семьи никакой юридической самостоятельности (sui juris), поэтому зависимость жены, как и ее бесправность, можно назвать двойной.

Естественно, все принадлежавшее ей ранее имущество и приобретенное также всецело принадлежало мужу.

Ритуал заключения брака cum manu mariti в архаичные времена происходил в нескольких различных вариациях в зависимости от договоренностей между семьями, а также от нравов соответствующей исторической эпохи:

1. Конфарреация (confarreatio) сопровождалась религиозной процедурой символического провозглашения с участием десяти свидетелей, принесением клятв Юпитеру и с последующим освящением брака жрецами-фламинами, при этом невеста произносила слова: «Где ты, Гай, там и я, Гая» (ubi tu Gaius, ibi ego Gaia»). Этот вид заключения брака был характерен для патрицианских родов;

2. Коемпция (coemptio) происходила в виде покупки будущей жены сына его патерфамилиас у ее семьи (прежнего домовладыки) в присутсвии пяти свидетелей. Впоследствии цена за невесту стала уже символической - один сестерций (nummo uno или одна монета). По сути, это настоящий обряд манципации, где предметом торга была будущая супруга;

3. Узус (usus) являлся признанием брака в силу приобретательной давности, т. е., длительного пребывания в нем. Заключение та коей формы брачных отношений происходило путем простого переселения жены в дом мужа, с привнесением ею приданого (dos) и ведение совместного хозяйства супругами без каких-либо претензий со стороны ее родственников.

Простота заключения и отсутствие крайней жесткости брачных отношений, присущих другим видам таких союзов, обусловили широкую распространенность этой формы брака, особенно среди небогатых слоев римских граждан. Брак - usus - мог приобрести состояние «мужней власти» только по истечении годичного срока непрерывного пребывания жены в доме супруга. Трехдневное отсутствие супруги в доме мужа (usur-patio trinoctii) снимало с нее его абсолютную власть и власть его семьи, но при этом она теряла право наследования имущества.

Брак без мужней власти, являющийся, по всей видимости, производным из узус, свое наибольшее распространение получил значительно позже, ко II в. до н. э. Он заключался путем простого брачного соглашения, при котором супруга сохраняла свой прежний юридический статус (sui juris или alieni juris), связь с отцовским домом и определенную самостоятельность в рамках новой, агнатской для себя, семьи. Однако мнение мужа всегда доминировало в вопросах о месте жительства семьи и способах воспитания детей. Так же, как и в узус, ежегодное трехдневное прерывание проживания в доме супруга, не позволяло превратиться этому виду брака в брак с мужней властью. Кроме того, брак сине ману мог быть прекращен не только обоюдным соглашением сторон (divortium), но и свободным желанием любого из супругов (repudium).

Достаточно лишь было вручить так называемое разводное письмо libelms repudii). Однако в случае отсутствия уважительных причин для такого заявления, объявивший о разводе супруг при разделе имущества мог потерять некоторую часть в пользу другой стороны.

Муж не имел абсолютной власти ни над женой, ни на ее имущество, даже приобретенное в период совместного проживания, если на то не было соответствующей договоренности.

Супруги в личном отношении считались юридически равными объектами, могли предъявлять друг другу иски (кроме бесчестящих). Категорично запрещались в браке какие-либо дарения супругов друг другу. В Дигестах говорится об этом очень подробно: «Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя» (Ульпиан, Дигесты 24. 10. 1). Павел продолжил эту мысль: «... И дабы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей» (Дигесты 24. 10. 2).

«Наши предки запретили дарения между мужем и женой, они оценивали достойную уважения любовь лишь на основании душевного настроения и заботились о репутации супругов, дабы (супружеское) согласие не имело вид приобретенного посредством цены и дабы лучший не впал в бедность, а худший не обогатился» (Ульпиан со ссылкой на слова императора Антонина Пия, Дигесты 24. 10. 3). Однако закон не только не запрещал, но даже предписывал произведение супругом специального брачного дара (donatio propter nuptias, дарение по причине брака) - преподнесение некоторой части своего имущества супруге. Этот подарок призван был выполнять несколько функций.

Он должен был олицетворять истинность его намерений, обеспечивать прочность союза, а также служить неким препятствием против объявления супругом необоснованного развода.

Такой брачный дар следует отличать от приданого (dos), которое приносила в дом своего будущего супруга его жена. Главным его назначением был вклад жены в совместное домашнее хозяйство и смягчение бремени мужа по его ведению. Поэтому приданое было обязательным элементом, устанавливаемым патерфамилиас жены, ею самой или иным третьим лицом. На ранних этапах римской истории в случае развода оно оставалось у мужа, но позже появилась возможность истребовать его обратно, в том числе и по суду (при неуважительных, необоснованных причинах развода). Не случайно в Дигестах можно найти такое положение: «хотя приданое находится в имуществе мужа, тем не менее, оно принадлежит жене» («Quamvis in bonis mariti dos sit, mulieris tamen est», Дигесты 23. 5. 75). Таким образом, брачный дар и приданое в чем-то были похожи.

В позднейшие времена широкое распространение получила так называемая детальная система (regime dotale), при которой все имущество супруги, доставшееся ей либо от родителей, либо от иных лиц, поступает во владение мужа. В свою очередь, его имущество рассматривается как предмет залога, право на который имеет супруга.

Римское право знало еще одну форму брачно-семейных отношений, в отличие от предыдущих не обремененную какими-либо формальными условиями - конкубинат. Как мы уже говорили, это было фактическое сожительство двух свободных лиц с намерением создания семьи. Первоначально при конкубинате выдвигалось условие отсутствия имеющегося другого законного брака (иначе - адюльтер), но уже в республиканский период требования значительно упростились.

2.4 Основания прекращения брачных отношений

Главными основаниями прекращения законного римского брака были:

Смерть одного из супругов;

Максимальное либо среднее уменьшение статуса лица (т. е., утрата свободы либо гражданства);

В период архаичного права в браке с мужней властью инициатором расторжения брака мог быть только муж. Жену в подавляющем большинстве случаев закон рассматривал его собственностью, поэтому она находилась в полной зависимости (власти) от него. Муж мог потребовать развода по самым различным основаниям. В том числе, при измене, бесплодии и др. В некоторых случаях развода мог требовать и глава семьи супруга. В браке без мужней власти, как уже отмечалось, обе стороны в решении этого вопроса были абсолютно самостоятельны, и развод по инициативе одного из них назывался редутиум (redutium, возвращение), а по обоюдному согласию - дивортиум (divortium, развод). Достаточно было объявления о том перед свидетелями либо прекращение фактического совместного проживания.

К концу I в. до н. э. преобладающей формой брака практически для всех категорий римлян стал брак сине ману. При этом строгие моральные и религиозные ограничения и правила ушли в прошлое, а браки по расчету, временные и ни к чему не обязывающие сожительства, разводы стали нормой. Особенно чувствительно общее падение нравов сказывалось на аристократических кругах. Не случайно в правление Октавиана Августа (в 18 или 4 гг. до н. э.) был принят комплекс чрезвычайно жестких законов о браке (Lex Julia de maritandis ordinibus), призванных несколько оздоровить положение в этой сфере. Они содержали в себе радикальные меры, направленные на борьбу с безбрачием, бездетностью и безнравственностью в брачно-семейных отношениях. Некоторыми их положениями являлись:

Узаконение браков между свободнорожденными и вольноотпущенниками (за исключением браков сенаторов);

Запрещение излишних отцовских препятствия для брака их детей;

Введение обязанности состояния в браке - мужчинам в возрасте от 25 до 60 лет, женщинам с 20 по 50 лет;

Обязанность вступления в новый брак для вдовцов в течение двух лет, разведенных - полутора лет;

Обязанность семей иметь минимум трех детей, за рождение которых были положены определенные льготы от государства, иначе взимался налог за бездетность, а также были существенные ограничения права завещания и т. д.

В дополнение к Lex Julia de maritandis ordinibus в 18 г. до н. э. был издан «Юлиев закон против прелюбодеяний» (Lex Julia de adulteriis), который, по мысли властей, должен был остановить дальнейшее падение нравов в брачно-семейных отношениях.

Этим законом к преступлению приравнивалось не только прямое нарушение супружеской верности (adulterium), но и попустительство ему со стороны родных и близких супруги.

Обманутому мужу в случае поимки любовников «на месте преступления» позволялось убить соперника, а опозоренный отец имел право убить и свою дочь и ее возлюбленного. Первоочередное право обвинения виновной имели ее отец и муж, а через 60 дней это право принадлежало любому гражданину, достигшему 25-летнего возраста, если к этому времени муж не прощал изменщицу и продолжал жить с ней в браке. Наказанием для любовников в случае обвинительного приговора суда были: конфискация некоторой части имущества, высылка на острова (deportatio in insulam), запрещение женщине вступления в законный брак.

Не подпадающие под «прелюбодеяние» иные проявления половой распущенности мужчин, рассматривались как «бесчестье» (stuprum) и наказывались не менее строго.

Следует отметить, что действие этих законов оказалось сравнительно недолгим, и уже вскоре был принят закон Папия и Поппея (lex Papia Poppaea, 9 г. н. э.), значительно смягчавший их содержание. Интересно, что оба инициатора закона женаты никогда не были. Вместе с тем, грозные положения, так называемого Юлиева закона о браке, формально были отменены только в начале IV в. н. э.

В Своде Юстиниана предусматривалось два вида развода divortium:

Без негативных последствий для сторон (divortium sine damno развод без осуждения), который был возможен по взаимному соглашению сторон, а также по воле одного из супругов;

С плохими последствиями (divortium cum damno, развод с осуждением), что могло быть в случае незаконного расторжения брака (после развода выплачивался специальный штраф) либо по вине одного из супругов (измена, совершение преступления, посягательство на жизнь супруга, аморальный образ жизни и т. п.).

Заключение

Юристы классического периода относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в семейном праве с исключительной законченностью и последовательностью.

Уже законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки (pater familias). Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти, как в семье, так и в государстве.

В раннем Риме семья была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом - четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности. Глава семьи - домовладыка - обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей: правом жизни и смерти, продажи в рабство и телесных наказаний, изгнания из дома. Он распоряжался семейным имуществом. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало последнего в члена семьи. семья право юридический

Первоначально власть главы семьи над всеми ее членами обозначалась термином manus - буквально «рука». Затем стали говорить о власти над женой - manus mariti - и власти над детьми, рожденными в законном браке - patria potestas. Только домовладыка являлся лицом своего права (persona sui juris). Другие же члены семьи были лицами чужого права (persona alieni juris), т. е., лицами, подчиненными pater familias. Все они, будучи подчинены власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами (agnati), то есть родичами по власти. Это означало, что за гражданские правонарушения подвластных отвечал отец. Родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется

1) взаимностью, в него вступают два партнера, не имея в виду безусловного равенства при этом;

2) состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров: не отвечает своему предназначению и не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста;

3) согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем: брак не может и не должен заключаться по принуждению (Libera matrimonia esse), равно как вступление в брак не может быть предметом никаких категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т. п.;

4) наличием половой связи между партнерами в браке: брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от таких, не может считаться действительным;

5) стремлением партнеров заключить именно брачный союз: не могут служить предпосылкой к признанию брака только сексуальные отношения;

6) постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае, стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т. п.

Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Список использованной литературы

1. Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 784 с.

2. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: ТЕИС, 2002. - 400 с.

3. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002. - 320 с.

4. Римское частное право / под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского М. Юриспруденция. 2005. - 448 с.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 2004. - 320 с.

6. Савельев В.А. Римское частное право. Проблемы истории и теории. - М.: Юристъ, 2006. - 344 с.

7. Смирнова Н.Н. Римское право. - СПб.: Михайловъ, 2000. - 383 с.

8. Хутыз М.Х. Римское частное право. - М.: Былина, 2004. - 279 с.

9. Черниловский З.М. Римское частное право. - М.: Юрист, 2007. - 280 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития правового статуса семейных отношений, значение брачного законодательства Августа. Обзор отношений между супругами, закрепленных в римском праве. Отношения между родителями и детьми, условия опеки и попечительства согласно римскому праву.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    История становления и развития системы приемной семьи в РФ. Специфика современного правового регулирования института приемной семьи. Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Проблемы правового регулирования института приемной семьи.

    дипломная работа , добавлен 03.08.2012

    Место ислама в ряду мировых религий. Устои и правила создания мусульманской семьи, принципы ее религиозно-правового регулирования. Принцип построения брачных отношений в сравнении с христианством и иудаизмом. Основные права замужних женщин в исламе.

    статья , добавлен 06.04.2016

    Основные социально-правовые положения о браке и семье, согласно Семейному кодексу РФ. Регулирование семейных отношений. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Законы России о государственной социальной поддержке семей, имеющих детей.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2009

    Понятие семьи в юридическом аспекте. Способы заключения брака в Древнем Риме, утрата равноправия женщинами и установление мужской власти при возникновении патриархального рода. Особенности консорциума, патриархальной семьи агнатов и когнатической семьи.

    реферат , добавлен 29.01.2012

    Сущность имущественных отношений в семье как предмета правового регулирования. Общая характеристика имущественных отношений между родителями и детьми. Анализ проблем существующего законодательства в области имущественных отношений родителей и детей.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2009

    Понятие, признаки и виды правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, а в ряде случаев и их возобновления. Субъекты, объекты правоотношений и юридические обязанности. Юридические факты и их классификация.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения. Юридические факты в административном праве. Полномочия исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Характеристика личных и имущественных отношений между супругами в римском гражданском праве. Отличительные черты агнатского и когнатского родства. Особенности установления и прекращения отцовской власти, личных и имущественных отношений отца и детей.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понятие семьи по законодательству Российской Федерации как института социального государства. Конституционные права, обязанности, гарантии в данной сфере. Правовые особенности фактических брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной, защита детей.

Что из себя представляло семейное право в Древнем Риме?

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Семьей в Древнем Риме признавалось обьединение браком или кровным родством лиц, связанных общим бытом, моральной ответственностью и взаимной помощью.

Конечно же, в такой семье остались традиции со времен родового строя. Беспрекословным было подчинение главе семейства его жены, детей и их потомства, родсвенников, проживающих в его доме, а так же кабальных и рабов. Глава семьи был лицом своего , а остальные признавались лицами чужого права, то есть подвластными ему. Он был единственным обладателем частной правоспособности.

Даже сыновья независимо от их возраста, гражданского и семейного сосотояния всегда были в подчинении с ограниченными частными правами, то есть с ограниченной дееспособностью. Они не имели прав на приобретенное ими имущество, которое сразу переходило в собственность к отцу. Подвластные члены семьи при заключении правовых сделок были исключительно представителями домовладельца, который являлся единственным и полноправным обладателем имущественных прав в семье.

Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.

Но постепенно такой вид родства в семейном праве Древнего Рима теряет свою актуальность:

Родители стремятся оставить нажитое имущество своим кровным детям. И тогда римляне отдают все большее предпочтение кровному родству. Так возникает понятие «когнатская семья», которое определяется по линиям и степенью родства.
Типичные особенности римской семьи отобразились и в римском семейном праве, отличившиеся своей последовательностью и завершенностью. Правовые нормы и Древнего Рима нашли свое отображение и в современном праве.

Особенности семьи и права Древнего Рима?

Брак в древнего рима характеризуется:
  • Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
  • безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • Согласием партнера;
  • Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.
В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом .1. Dos возвращалась жене или ей и ее отцу, если:

— брак прекращался смертью мужа;

— брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.

2. Dos оставалась мужу, если:

— брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;

— брак прекращался разводом по инициативе жены или по ее вине.

  • Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода, в соответсвии с . Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.Брачный контракт составлялся на табличках, ни одной из которых не сохранилось.
Во времена республики Древнего Рима для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима (когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н. э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).

Семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т. е. личные и производственные от них имущественные отношения, возникающими между …

  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 13 страница
  • NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 14 страница
  • Происхождение римской семьи.

    Наиболее обширным родственным союзом являлась родовая община (familia gentilicia). Члены одного рода (gens) имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник.

    Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей.

    Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2).

    Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprio iure) и в широком - семью по общему праву (familia communi iure).

    Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода".

    Ф. Энгельс определял римскую семью как "хозяйственную организацию известного числа лиц, подчиненную отцовской власти главы семьи".

    Энгельс указывал на патриархальный характер римской семьи. Сущность патриархальной семьи состоит в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывала несколько несколько поколений потомков старшего предка по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами.

    По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной.

    Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

    Структура внутрисемейных связей (родство) в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине в семье - домовладыке, отцу семейства (pater familias).

    Такую систему родственных связей римские юристы называли агнатской.

    Формальной основой агнатской семьи являлась система юридического подчинения - "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии.



    Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством (Гай, 3.10). Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" (Гай, 1.156). "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты...". Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

    Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

    Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

    Когнатское родство римляне определяли по линиям и степеням.



    Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

    По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

    Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

    Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

    Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

    Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять), которое принципиального значения не имело..

    Брак и его виды. Заключение и прекращение брака.

    В Институциях Юстиниана закреплено, что "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1).

    Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

    Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

    Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

    Постоянное внебрачное сожительство мужчины и женщины, сопряженное с ведением общего хозяйства, но без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

    Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

    Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

    Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

    Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2

    Право заключения законного брака (ius conubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres.

    В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

    Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

    Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

    Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между проконсулом провинции и жительницей этой провинции;

    Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.

    В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться.

    Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин.

    Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.

    Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

    Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2).

    Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

    В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

    По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

    Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

    Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).Выделялся такой способ как usus. Гай пишет о нем:

    "Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111).

    В среде патрициев применялся конфареационный способ заключения брака:

    По словам Гая "конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами.

    В среде плебеев примянялась coemptio - обряд символической продажи.

    Гай писал: "что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Помимо брака под мужней властью Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]" . Это должно было повторяться ежегодно.

    При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

    Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

    В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

    Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

    До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

    Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи

    Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.

    ПРАВА ОТЦА

    Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.
    Власть отца распространялась на всех членов фамилии.
    Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.
    При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.
    От начала древнего Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа.

    Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

    ПРАВА ЖЕНЩИНЫ

    В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

    Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

    УСЫНОВЛЕНИЕ

    Если детей от законных браков не было, римлянин прибегал к усыновлению, с тем чтобы имя рода и его имущество не канули в Лету. Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.

    Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.
    Римское право предусматривало две формы заключения брака:
    Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
    Женщина после замужества оставалась членом старой семьи, при этом претендовала на наследство семьи... Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

    ОБРУЧЕНИЕ

    Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми.

    Богачи предпочитали торжественный ритуал с принесением жертвы в присутствии десяти свидетелей. Это был патрицианский брак, почти исчезнувший к началу империи. Чаще встречалась «покупка» жены, когда будущий муж в присутствии пяти свидетелей вручал тестю выкуп за невесту.

    Со времен империи восторжествовала универсальная форма свадебного обряда, которому предшествовала помолвка в доме отца невесты. В День свадьбы приносилась жертва, над которой молодые произносили трогательную формулу: «Где ты, Кай, там и я, Кайя», - и соединяли руки.
    Жених вручал будущей жене монету, как символ заключенного между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

    СВАДЬБЫ

    На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа... Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…

    РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

    Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.

    Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

    Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребенка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождения и право гражданства.

    ОБУЧЕНИЕ

    Мальчика и девочку начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

    Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.
    На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.

    В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
    За границей образование получали преимущественно в Афинах, на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.
    В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

    Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте.
    Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

    Грамотный раб стоял дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.
    Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

    Http://maxpark.com/community/6782/content/2087316

    В Древнем Риме "расширенные" семьи являлись мощным инструментом власти.

    Они сопровождали историю Рима на протяжении всей ее республиканской фазы и даже императоры обязаны им очень многим. Поговорим о "gentes", самых древних и наиболее аристократических родaх Вечного города, тех, которые могли с точностью отследить свое благородное происхождение. Некоторые утверждали, что римские "джентес" являлись прямыми потомками полулегендарных племен, которые III веке н. э собрались вокруг семи холмов, на берегу Тибра.

    Несмотря на все старания современной науки, до сих пор ученым полностью не удалось выяснить родовую теорию римлян. Достоверно известно, что в римских "джентес" господствовало признание происхождения и принадлежности к роду по мужской линии. Итак, членами семьи считались только те лица, которые могли доказать, что по мужской линии они произошли от признанного всеми родоначальника. Если человек мог со стопроцентной точностью выстроить всю свою родословную, из которой вытекало, что он является потомком родоначальника по мужской линии, он назывался "agnatо"; те же, кто не был в состоянии доказать родства, однако по общему признанию вел происхождение от одного из мнимых предков рода, звался "gentiles". Самые древние римские роды и семьи были исключительно патрицианскими, так как изначально плебеи, считавшиеся пришлым населением Рима, не имели родового устройства. Поэтому именно патриции составляли древнеримскую знать

    Каждый древнеримский род включал в себя несколько семей - "Familiae". Римская семья была построена по расширенному типу: она включала в себя "домовладыку", его жену, детей и его родственников, а также слуг, рабов и и клиентов (clientes) - абсолютно чужих семье людей, связанных с ней некими обязательствами.

    В наличие семьи и детей являлось главной целью существования любого гражданина, при всем при этом отношения в семье не регулировались никакими республиканскими законами, а подчинялись античным традициям.

    Из каких же членов состояла римская семья патрициев?

    1. Домовладыка (Pater Familias)

    Глава и кормилец семьи звался "домовладыкой". Он был бесспорным авторитетом римского патриархата, его воле должны были подчиняться все члены семьи - от детей и жены до других родственников. Власть хозяина дома была безграничной: он мог по своему расчету и желанию отдать дочерей замуж (а в Древнем Риме браки заключались, по большей степени, лишь из политических или финансовых интересов), а потом также по желанию развести их, ему позволялось продавать детей в рабство, кроме прочего он имел возможность решать, признавать или не признать своих детей.

    Сыновья в римских семьях были настолько же дискриминированы, как их сестры, ведь власть домовладыки - Patria potestas - распространялась на взрослых сыновей и их семьи, лишь когда умирал их отец сыновья становились полноправными главами своих семейств.

    Домовладыка единолично владел всем недвижимым и движимым имуществом семьи, при этом, даже женившись, его сыновья оставались бесправными в своей основной семье. При жизни отца никто, даже сыновья, не имели права владеть и распоряжаться какой-либо собственностью.

    Именно домовладыка в патрицианских семьях передавал членство в роду.

    Что касается браков, то до периода поздней Республики в Риме практиковали тип брака "cum manu": он заключался в том, что девушка, вступая в брак, попадала под власть главы семьи мужа. Позже этот форма брака изменили на "sine manu": здесь жена не принадлежала семье мужа, а оставалась во власти отца.

    2. Женщины и Матроны

    Матрона (matrona) была женой домовладыки, зачастую, фактически более влиятельной чем ее муж. Матрона имела большие права, по сравнению с ее же детьми и другими членами семьи, так как на неё возлагались обязанности по ведению хозяйства. Зависимость матроны от мужа ограничивалась имущественными отношениями: она не могла владеть и распоряжаться имуществом без разрешения хозяина дома.

    Римские матроны были уважаемы и хорошо принимаемы вокруг: они были вхожи в общество, ездили в гости, принимали участие в торжествах и приёмах.

    Что касается девушек на выдание - дочерей - они имели свое собственное приданое, но, как дочери и сестры должны были подчиниться воле домовладыки.

    Женщины даже после замужества оставались членом своего рода, причем брака в нашем понятии в Древнем Риме не сущестовало. Брак римлян был похож на современное сожительство: жена в любой момент могла по воле отца оставить своего мужа и возвратиться к себе домой.

    До формального заключения брака в Древнем Риме молодых обручали и именно в этот момент жених и невеста произносили брачные клятвы. Клятва в Древнем Риме была похожа на современную: "Согласен ли ты..." у церковного алтаря: невесте и жениху задавали вопрос, обещают ли они заключить законный брак, на что каждый из них отвечал утвердительно. В этот момент жених дарил будущей жене кольцо, надевая его на тот же палец, где его носят современные итальянцы - безымянный левой руки, а также монету.

    На римских свадьбах одну из главных ролей играла распрорядительница торжества - благородная дама, которую уважали семейства брачующихся. Она приводила невесту в "зал росписи", а затем передавала ее жениху.

    Церемония бракосочетания. Фото Corrillasi

    После заключения брака новобрачные отправлялись в дом родителей девушки на пир. По завершению пира распорядительница снова отдавала молодую жену мужу, та же по традиции должна была театрально стонать и плакать, что символизировало нежелание девушки уходить из родного дома, где отец настолько хорошо к ней относился.

    3. Слуги

    Слугами семьи могли быть даже родственники главы дома, но чаще всего это были отпрыски слуг, прислуживавших роду в течение нескольких поколений, или вольноотпущенники (освобожденные рабы). Они были полностью зависимы от Pater Familias.

    4. Клиенты (Clientes)

    У клиентов, входящих в римские семьи, не было кровных уз с семьей. Это были нуждавшиеся в покровительстве люди (обедневшие или потерявшие родовые связи), которых богатые патриция втягивали в дела семьи. В силу полученных от глав семей (фамилий) милостей, клиенты выполняли определенные обязательства, важные для влиятельных патрициев: сопровождали своего покровителя на Форум, обеспечивали голоса на выборах и служили на войне под его началом. Немудрено, что патриции желали привлечь как можно больше клиентов. Что касается последних, то их обязательства перед патроном фамилии передавались даже по родству - после смерти отца его дети становились клиентами покровительствующей семьи.

    Клиенты и патер. Фото Circolo dei Saggi

    5. Дети

    Празднования, связанные с рождением нового члена семьи, открывались на восьмой день после его рождения и длились трое суток. После родов к роженица приходил ее отец (патрон) и определял судьбу малыша: признавал членом семьи, приказывал убить либо бросал на произвол судьбы. Если домовладелец принимал малыша, его принимал отец: именно он давал имя младенцу.

    После счастливого события в дом приглашали гостей, которые несли дары малышу: как правило, это были разнообразные амулеты, защищавшие от злых духов.

    Долгое время, до правления Октавиана Августа, римских новорожденных не регистрировали. Только когда дети достигали совершеннолетия и получали право носить белую тогу, они становились гражданами Рима и попадали в список граждан.

    Октавиан ввел закон регистрировать новорожденных в течение месяца с даты рождения в храме Сатурна, в римской канцелярии.



    Рассказать друзьям