Анкета
«Воспитатель глазами воспитателя»
Умеет ли вызвать и поддержать интерес к какой-либо проблеме?
Поднимает ли вопросы, которые часто вызывают дискуссию?
Соблюдает ли логическую последовательность в изложении материала?
Может ли разъяснить сложные и непонятные места?
Обладает ли высокой культурой речи? Умеет ли снять напряжение, усталость?
Ориентирует других и сама использует в работе нововведения?
Творчески подходит к своему делу?
Проявляет доброжелательность и такт по отношению к коллегам?
Объективно ли оценивает свою деятельность и педагогов?
Уважительно ли относится к коллегам?
Располагает к себе манерой поведения и внешним видом?
Воспитатель глазами
старшего воспитателя
Оцените качество воспитателя:
7 – данное качество присуще в высокой степени;
6 – данное качество ему свойственно;
5 – скорее всего это качество ему присуще;
4 – трудно сказать, свойственно ему это качество или нет;
3 – скорее всего присуще противоположное качество
2 – противоположное качество сильно выражено
1 – противоположное качество ярко выражено.
Положительное качество | |||||||
1. Хорошо знает свою работу | |||||||
2. умеет быстро принимать решение в сложных обстоятельствах | |||||||
3. постоянно работает над повышением квалификации | |||||||
4. действует самостоятельно, имеет своё мнение | |||||||
5. всегда вежлив и доброжелателен с коллегами | |||||||
6. активен, энергичен | |||||||
7. общителен | |||||||
8. принимает активное участие в жизни д\у |
Мотивация к повышению профессионального уровня:
удовлетворённые знания по методике (воспроизведение полученных в ВУЗе знаний в пределах требований)
Сознательное моделирование процесса совершенствования на основе глубокого анализа своих неиспользованных возможностей.
осознание недостаточности знаний по отдельным аспектам методики, формирование потребности в этом направлении
Сумма баллов:
Свыше 65 – высшая категория
50 – 60 – 1 кв. категория
39 – 50 – 2 кв. категория
Старший воспитатель:
Квалификационные требования,
дошкольных образовательных учреждений
Вопросы для собеседования с педагогическими и руководящими работниками:
1. Основные нормативно-законодательные документы, регламентирующие деятельность ДОУ (федеральные, региональные, муниципальные)
2. Контроль как функция управления ДОУ (виды, методы, принципы, содержание)
3. Делопроизводство – основа управленческой деятельности заведующего ДОУ
4. Планирование работы ДОУ на учебный год по результатам (структура, содержание, принципы)
5. Педагогический совет как орган управления ДОУ
6. Стиль общения руководителя (виды, характеристика каждого)
7. Работа по созданию системы повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном учреждении (формы, принципы, методы, мотивация профессиональной деятельности педагогических кадров)
8. Принципы систематизации методических и информационных материалов, оборудования методического кабинета
9. Технология обобщения педагогического опыта
10. Педагогическая диагностика (цели, методы, средства)
11. Основные задачи, формы, методы, принципы работы с родителями. Методы изучения опыта семейного воспитания.
12. Вариативные программы (концепция, структура, содержание
13. Модели общения воспитателя с детьми (цели, задачи, тактика, результат)
14. Возрастные особенности в развитии личности детей дошкольного возраста
15. Индивидуальные типологические особенности в развитии личности дошкольников
16. Возрастные изменения в развитии речи детей на протяжении дошкольного детства
17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ
18. Возрастные изменения в развитии мышления детей дошкольного возраста
19. «Кризисные периоды» в развитии личности дошкольника
20. Причины негативных проявлений в поведении дошкольников
21. Возрастные изменения в развитии мотивационной сферы дошкольников
22. Особенности познавательных интересов детей дошкольного возраста
23. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Обеспечение комфортной обстановки в ДОУ
24. Особенности развития воли у дошкольников
25. Понятие адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
26. Организация, содержание, средства, принципы, методы работы с детьми раннего возраста.
27. Сенсорное развитие ребенка. Особенности восприятия детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания и развития основных видов деятельности ребенка. Содержание, средства, методы сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях.
28. Особенности работы с детьми в разновозрастной группе детского сада. Трудности и преимущества.
29. Предметно - развивающая среда ДОУ в современных условиях
30. Роль игры в развитии личности ребенка
31. Развивающее обучение, его концептуальные положения и принципы
32. Формирование экологической культуры у дошкольников (задачи, методы, средства)
33. Интеллектуальное развитие дошкольника
34. Требования к организации режима дня и учебных занятий в ДОУ
35. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
36. Организованные формы двигательной деятельности дошкольника
37. Система закаливания детского организма (виды закаливания, основные принципы и т.д.)
38. Эстетическое воспитание дошкольников: задачи, основные средства, направления, содержание
39. Знакомство дошкольников с искусством
40. Виды и формы организации музыкальной деятельности в ДОУ
41. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
42. Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения
43. Взаимодействие ДОУ с семьей
44. Пути преемственных связей ДОУ и школы
45. Организация работы ДОУ с детьми, не посещающими детский сад
Порядок проведения аттестации
Аттестации подлежат следующие категории педагогических работников ДОУ, в том числе ведомственных:
- заведующие;
- старшие воспитатели;
- зам. заведующего по учебно-воспитательной работе;
- воспитатели;
- музыкальные руководители;
- инструкторы по физической культуре.
Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный №2322.
В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников ДОУ требованиям (показателям) к их квалификации (знаниям), профессионализму (умениям) и продуктивности (результатам деятельности).
Экспертиза результатов деятельности аттестуемого включает: наблюдение педпроцесса, методической работы с педкадрами, анализ документации и диагностических материалов, продуктов детской деятельности, анкетирование, беседы с аттестуемым, администрацией, детьми и их родителями, знакомство с материально-технической (учебно-методической0 базой ДОУ, изучение обобщенного опыта работы, результатов инновационной деятельности и др.
Экспертиза профессиональной компетентности осуществляется через:
- собеседование (вопросы прилагаются);
- защиту реферата, опыта работы, авторских методических разработок (программ, тематических планов, серии конспектов занятий и др.);
- самоанализ результатов работы за три года;
- творческий отчет;
- представление результатов опытно-экспериментальной работы;
- участие в муниципальных региональных профессиональных смотрах, конкурсах, форумах;
- участие в КПК в качестве лектора;
- активное участие в методической работе (в ДОУ, районе) в качестве руководителя МО, ШПО, творческой группы.
Примечания:
1. Собеседование с педагогами ДОУ проводится по двум вопросам: один по дошкольной психологии, второй по дошкольной педагогике и методикам; с руководителями собеседование проводится по вопросам управления ДОУ.
2. Требования к ответу для присвоения:
- высшей квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты в полном объеме и показана взаимосвязь с практикой на диагностической основе;
- первой квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты полностью с примерами из практики;
- второй квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты в целом.
3. Рекомендации о присвоении квалификационной категории выносятся с учетом показателей оценки уровня профессиональной компетентности (см. приложения№1-5)
Квалификационные требования,
предъявляемые к педагогическим работникам
дошкольных образовательных учреждений
ЗАВЕДУЮЩИЙ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Должностные обязанности
1. Осуществляет руководство ДОУ в соответствии в его Уставом и законодательством РФ.
2. Определяет стратегию, цели и задачи развития дошкольного учреждения. Совместно с Советом педагогов и общественными организациями, осуществляет разработку, утверждение и внедрение программы развития ДОУ.
3. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.
4. Решает методические, административные, финансовые и др. вопросы.
5. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических, медицинских и др. работников ДОУ.
6. Определяет должностные обязанности работников.
7. Создает условия для повышения их профессионального мастерства.
8. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально – психологический климат в коллективе.
9. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
10. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях.
11. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.
12. Несет ответственность за реализацию образовательных программ, качество воспитания и образования выпускников детского сада, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод воспитанников и работников ДОУ во время воспитательно - образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке
13. Формирует контингент воспитанников, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном воспитанников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы.
14. Принимает меры к созданию условий для поддержки их родственных связей.
15. Обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями (лицами, их заменяющими).
Должен знать:
1. Конституцию РФ, Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
2. Конвенцию о правах ребёнка;
3. Педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления ДОУ;
4. Основы экономики, права, социологии, организации финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;
5. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство;
6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Первая квалификационная категория
- Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением;
- Обеспечивает систему контроля за качеством работы воспитателей;
- Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов и строит работу с педкадрами на ее основе;
- Активно участвует в методической работе города (района): выступает на МО, семинарах, работает в творческих группах по актуальным проблемам;
- Изучает и обобщает опыт работы воспитателей и специалистов ДОУ, имеет свой обобщенный опыт;
- Организует в системе педагогическую пропаганду среди родителей, обеспечивает дифференцированный подход и нетрадационные формы работы с семьей
Высшая категория
- Должен отвечать требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением I квалификационной категории;
- Осуществляет мониторинг профессионального роста педагогов;
- Организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
- Участвует в методической работе в городе (районе) в качестве руководителя МО, проблемного семинара, творческой группы по интересам, лектора на курсах повышения квалификации. Имеет авторские методические и управленческие разработки;
- Пропагандирует опыт работы воспитателей и свой опыт на педчтениях, конференциях, форумах в городе (районе), области;глазами
... Воспитатель Безопасность Воспитатель Педагог-психолог Социализация Воспитатель Педагог-психолог Труд Воспитатель Познание Воспитатель Коммуникация Воспитатель ... : гимнастики для глаз , повышающей работоспособность... детьми, памятки, анкеты , таблицы, ...
Петрова Анжелика
Консультация «Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста»
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Всем давно известно, что движение - это : - врождённая, жизненно-необходимая потребность человека; - эффективное лечебное средство; - познание окружающего мира; - важное средство воспитания и обучения.
Предметно-двигательная среда группы должна :
Побуждать детей к двигательной активности ;
Позволять выполнять разнообразные движения;
Способствовать оздоровлению и познавательно-двигательному развитию детей .
Исходя из требований ФГОС, принципам и в комплектации физкультурного уголка являются :
Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
К центру физического развития и его оборудованию предъявляются следующие педагогические, эстетические, гигиенические требования.
1. Безопасность размещения.
2. Соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям.
3. Центр должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Для организации работы по двигательной активности детей раннего возраста определили для себя основные задачи :
- создать условия , побуждающие детей к двигательной активности ;
Научить детей правильно двигаться ;
Заложить основы физической культуры.
Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе . Это разнообразные игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, разнообразные мячи, погремушки, колечки.
В младших группах любимые игрушки детей - куклы, мишки и др. - время от времени можно располагать на физкультурных пособиях, чтобы ребенок мог взять их, пролезая в ворота, пройдя по бревну и т. д. Большую роль в двигательном режиме играют атрибуты, сделанные силами родителей и педагогов. В младших группах можно использовать коляски, тележки-каталки, чтобы дети катали, садились в них.
Важно изготавливать нестандартное оборудование из бросового материала : мягкие комочки, цветные ведерки и яички («Гномики» , «Котята» , пеньки, грибки, гантельки из пластиковых бутылок с разными наполнителями, «шумелки-гремелки» , «моталочки» и т. д.
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны . Это достигается за счет смены переносного оборудования.
В игровой зоне обязательно наличие двигательных модулей .
У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому пособия необходимо вносить постепенно, чередуя их. Мелкие пособия держать в открытых контейнерах, корзинках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
На прогулке необходимы такие игрушки, как машины, мячи, скакалки и т. д., что дает возможность обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей . Важное место отводим проведению занятий по развитию движений. На каждом участке должны быть изолированные теневые навесы, различное оборудование для упражнений в равновесии, лазании, метании : горки, бумы, зигзаги, гимнастические стенки. Все оборудование на групповых участках нужно размещать так, чтобы высвободить больше площади для упражнений детей в разных видах спортивных движений. Расширение и обогащение двигательного опыта детей - одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Для детей, особенно младшего возраста , основной вид деятельности - игра. Поэтому при составлении плана необходимо учитывать, как более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий . Эти задания в играх и игровых упражнениях должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание, ползание. Весь игровой материал распределять в определенной последовательности, с учетом сложности движений. В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне» , «Бегите к флажку» , «Догони мяч» , проводят в начале с небольшой подгруппой (8-10 детей) . При такой организации дети буду чувствовать себя свободнее, увереннее, а воспитателям легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложнять задачу . Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети.
Создание условий для разных видов двигательной активности детей в течение дня .
Планируя утреннюю гимнастику, необходимо ставить перед собой цели : поднять эмоциональный и мышечный тонус, совершенствовать двигательные навыки , пластичность, развивать умение соотносить движения со словами : например, дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.
Планируя прогулку 1-ой и 2-ой половины дня, использовать подвижные игры различной интенсивности на равновесие, прыжки, метание, лазание, бег. Такие игры как «Бегите ко мне» , «Догони мяч» , «Найди свой домик» , «Найди свой цвет» , «Поезд» , «Мыши в кладовой» и т. д.
Малоподвижные игры : «Возьми флажок» , «Тишина» , «Каравай» , «Зайка серый умывается» и т. д.
Ставить перед собой задачи : закрепление ранее разученных видов ходьбы и бега, имитаций движений, метание на дальность, подлезание под препятствие, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с препятствием, используя спортивное оборудование : зрительные ориентиры для ходьбы «змейкой» , гимнастические скамейки, канаты, стойка с рейкой для подлезания, переходной мостик, обручи, косички, корзина, корзина с мечами, кегли.
Давать детям возможность самостоятельно двигаться , придумывать игры самим на ту тему, которая им интересна.
В группе должен находится спортивный уголок. В его составе необходимо иметь : обручи, кегли, мячики, массажный мяч, скакалки, ленточки, дорожка для профилактики плоскостопия .
Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно» , а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться , но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.
Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.
А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие .
Используемая литература : Н. П. Кочетова "Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста и т . д.
Публикации по теме:
«Создание условий для двигательной активности в режимные моменты» (Из опыта работы) Одна из самых главных задач в детском саду направлена на укрепление и сохранение здоровья детей. Поэтому я строю свою работу с учётом возрастных.
Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через.
Фотоотчёт уголков здоровья, физкультуры, двигательной зоны для самостоятельной двигательной активности детей. Выполнила: Горская Наталья.
Консультация для родителей «Значение двигательной активности для роста и развития ребёнка» Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма.
МБДОУ №2 «Ромашка»
Развитие у детей двигательной активности в режиме дня Рябунина Л.В. воспитатель второй младшей ясельной группы 2016г.
Двигательная активность у детей раннего возраста.
Цель:
Задачи:
Актуальность темы.
Двигательная активность в ясельной группе является крайне актуальным для развития ребенка, потому что движение – это:
- Врожденная, жизненно необходимая потребность человека,
- Эффективное лечебное средство,
- Познание окружающего мира,
- Важное средство воспитания и общения.
Система двигательной активности детей:
- Создание условия в группе(пространство, горка, мостик, спортивное оборудование)
- Самостоятельная двигательная деятельность детей.
- Утренняя гимнастика.
- Подвижные игры и физ.упражнения на прогулке.
- Гимнастика после сна
- Дыхательная гимнастика
Утренняя гимнастика
- Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей, утренняя гимнастика.
- Комплекс 1
- Зайка серенький сидит!
- 1.«Зайка серенький»
- Зайка серенький сидит
- И ушами шевелит.
- Вот так, вот так
- Он ушами шевелит. (Дети присели,
- шевелят кистями поднятых рук)
- Зайке холодно сидеть,
- Надо лапочки погреть. (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук)
- Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп –
- Надо лапочки погреть. (Встают, хлопают в ладоши)
- Зайке холодно стоять,
- Надо зайке поскакать.
- Скок-скок, скок-скок, (Дети прыгают на месте на обеих ногах. Темп средний)
- Надо зайке поскакать.
- Кто-то (мишка, лисичка, волк) зайку испугал. Зайка прыг - И ускакал!
- 2.Ходьба (30 секунд).
- 3. Подвижная игра «Кот и мышки».
- 4. Упражнения на дыхание или релаксация.
- 5. Релаксация.
Особенности проведения занятий по физической культуре для детей от 1,6 мес. до 3 лет.
- Проводится два занятия в неделю по 10 минут.
- На занятиях присутствует педагог по физической культуре и воспитатель группы.
- В каждое занятие включаются упражнения для всех групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног)
- Одно и то же занятие проводится дважды: т.к. ребенок усваивает движение в результате многократного повторения и чувствует себя комфортно в знакомой ему обстановке.
- На занятиях используются специальное оборудование и пособия.
- В этом возрасте вместо подвижных игр используются игровые упражнения.
Прогулка
- В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Важно создать необходимые условия: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
- Игры во время прогулки
- Догони
Гимнастика после сна.
- 1. « Кулачки – ладошки»
- (упражнение на сжимание и разжимание пальчиков рук)
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали
- Так, так и вот так
- И головки убирали.
- Возле кроваток
- 1. Ходьба
- Ножками потопали
- Ручками похлопали
- Качаем головой
- Ходьба по дорожке « Здоровья»
Упражнения с предметами .
С мячиками.
И.п.: стоя, ноги свободно расставлены.
Взять мячик в левую руку, поднять вверх
И.п.: то же.
Завести руки за спину – «спрятали мячики»
Вытянуть руки вперед – «показали мячики»
И.п.: стоя.
Метание мяча вдаль
Игровые упражнения, тренирующие дыхание.
- Дыхательная гимнастика «Листопад»
- Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
- Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Вывод
- Заниматься с детьми следует постоянно, систематически.
- Главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье детей, их психологическое благополучие и физическое развитие – это доставит детям максимум удовольствия от движения.
С самого начала жизни крохи необходимо правильно и гармонично развивать растущий организм ребенка, укреплять здоровье, повышать выносливость и закаливать ребенка, увеличивая его сопротивляемость к различным недугам. Особенностью физического развития детей раннего возраста является, несомненно, быстрый рост организма. Чем крепче и здоровее ребенок, тем растет и развивается он лучше. Важно уделять большое внимание правильному режиму питания, разумному распорядку дня. Много свежего и чистого воздуха, гигиеничная, теплая, легкая одежда, не позволяющая малышу перегреваться или переохлаждаться, чистота и уход – все это имеет важнейшее значение одежда
Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка.
Двигательная активность Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности.
Цели и задачи: Цели: совершенствовать работу педагога с детьми раннего возраста по физическому развитию, стимулировать потребность в познании двигательной активности детей Задачи: обеспечить формирование здоровьесберегающего и здоровье укрепляющего двигательного поведения, умение подчиняться установленным правилам, действовать по определенным сигналам, развивать у детей согласованность своих действий с движениями окружающих, формы двигательной активности, воспитывать интерес к движениям
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей: чередование активной и пассивной деятельности; увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания; использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
Формы организации двигательной активности: Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям: - утренняя гимнастика - гимнастика после дневного сна - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой
Формы организации двигательной активности: - утренняя гимнастика; физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Прежде всего решаются оздоровительные задачи. С этой целью наиболее значимы дыхательные, пальчиковые, коррекционные гимнастики (это лазание, корригирующая ходьба, упражнения для профилактики плоскостопия), самомассаж, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (это прыжки на матах, батуте, хлопки, притопы, «качалки», кратковременные висы и т.п.). Все здоровье укрепляющие гимнастики необходимо проводить в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями
Формы организации двигательной активности Формы организации утренней гимнастики Традиционный комплекс утренней гимнастики Утренняя гимнастика в игровой форме с использованием полосы препятствий с включением оздоровительных пробежек с использованием простейших тренажеров.
Дополнительные виды занятий двигательного характера оздоровительный бег на воздухе; пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; двигательная разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке; прогулки-походы в парк; корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела; использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне
При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям. «Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине… создаёт ли их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение» И.М.Сеченов.