Шарнирная кукла своими руками для новичков. Как делаются шарнирные куклы своими руками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Итак, вам всегда нравилось что-нибудь моделировать, и вы с восторгом смотрите на утонченных кукол, стоящих на полках магазина? А знаете ли вы, что делаются шарнирные весьма просто, а результат чаще всего превосходит прилавочный товар? Однако стоит учесть, что занятие требует терпения и усидчивости. В таком случае итог работы порадует вас и ваших близких. У вас будет собственная прекрасная кукла, которая будет оригинальна и неповторима.

Шарнирные куклы: изготовление

Прежде всего, выбираем материал для работы. Им будет пластик для моделирования, который можно приобрести в специализированном магазине. Делаем основу-туловище из обычной фольги и оборачиваем ее пищевой пленкой - это наш каркас. Точно так же делаем и остальные части тела куклы. После того как наш пластик затвердеет, вытаскиваем фольгу из куклы. Таким образом, мы экономим материал.

Далее поработаем над детализацией: руки и ноги разрезаем на три части. К бедрам приделываем шарниры. Эти детали должны иметь идеальную сферическую форму.
складываем в правильном порядке, делаем небольшие отверстия для нитки.
Лепим ступни и Для основы в пальцах используем проволоку.

Гладкость и безупречность кожи - вот основная изюминка, которой могут «похвастаться» шарнирные куклы. Своими руками нужно отполировать все тело, используя для этого мягкую ткань. На голове куклы делаем небольшое углубление, куда потом будут крепиться волосы. Особое внимание уделяем тем местам, где держатся шарниры. Если оставить поверхность шершавой, то эти детали впоследствии будут ее царапать.

Собираем все части куклы воедино, проверяем, чтобы они идеально подходили друг другу. Далее грунтуем части тела. Используем и лак на основе акрила. Сами детали раскрашиваем акриловым декоративным покрытием. Чтобы работать было удобнее, насаживаем детали на трубочки для коктейля. После грунтовки и полного высыхания растираем сухую розовую пастель и слегка очерчиваем ей выпуклости на теле нашей куклы. После покрываем лаком. Можно использовать шелковисто-глянцевый, а можно - матовый.

Теперь начинается самая интересная часть - раскрашиваем лицо куклы. Не забудьте выделить глаза. Для этого можно использовать которые крепятся на супер клей. Чтобы закрепить волосы, используйте зубочистку, дабы не испачкать руки. Волосы крепим в выемку, сделанную заранее на голове.

Собираем все части куклы вместе. В ступнях и кистях проделываем небольшие отверстия, куда вставляем гибкую проволоку. За нее цепляем резинку. Одну используем, чтобы соединить руки и ноги воедино, а вторую - чтобы соединить голову и грудь. Резинки связываем плотно между собой. Итак, вы убедились, что шарнирные куклы BJD не такое уж сложное занятие. Главное - проявить свою фантазию и задаться целью довести дело до конца. В таком случае ваша поделка будет достойна самых ярких аплодисментов.

Шарнирные куклы своими руками являются своего рода эксклюзивом, поэтому широко пользуются спросом по всему миру. Создавая свою модель, вложите в нее как можно больше индивидуальности, никогда не бойтесь экспериментировать. А вдохновение черпайте из лиц танцовщиц и актрис. Стоит предупредить, что шарнирные куклы своими руками стоит начинать делать после того, как вы создадите несколько анатомических эскизов вашей куклы в полный рост.

Даже если вы уже давно не играете в куклы, сам процесс изготовления своими руками куклы на шарнирах принесет вам незабываемое удовольствие. Это даже не мастер класс, растянувшийся на несколько дней, а может быть, и недель.

Это настоящее творчество. Для тех, кто не знает, как сделать шарнирную куклу, но хочет узнать, могу дать один совет: читайте и делайте. Коллекционные куклы похожие на этих, будут хорошим украшением дома.

Шарнирная кукла из папье-маше

Материалы и инструменты

Лучше запастись сразу всем и разложить на столе, чтобы не прерывать мастер класс из-за отсутствия какой-нибудь мелочи. Чтобы изготовить куклу из папье-маше своими руками, нам понадобится:

  • надфиль;
  • маникюрный набор;
  • тонкое сверло
  • шило;
  • пилочка;
  • ножницы, нож или скальпель;
  • набор наждачной бумаги;
  • зубочистки, трубочки для коктейля, деревянные шпажки;
  • клей ПВА;
  • плотный пенопласт;
  • туалетная бумага;
  • самозатвердевающий пластик;
  • акриловые краски и кисточки;
  • стеклянные глазки или бусины;
  • «волосы»;
  • Нитки «ирис»;
  • канцелярские скрепки;
  • чаша с водой и чистая салфетка.

Мастер-класс по изготовлению шарнирной куклы

  • Делаем чертеж своими руками или копируем его из интернета в трех экземплярах.

Вырезаем лекала головы и торса в профиль и фас. Накладываем на толстый пенопласт и вырезаем по контуру две детали.

  • Поворачиваем детали боком, накладываем чертежи, переводим и вырезаем по контуру.

Убираем все лишнее, придаем заготовкам плавные очертания.

Опытный мастер знает, что прежде чем лепить фигурки из папье-маше, надо предусмотреть на них держалки. Вставляем для этой цели палочки в шею и вместо одной ноги.

Сделайте замес из ПВА и туалетной бумаги. Обклейте папье-маше своими руками голову и туловище. Именно на этом этапе мастер вставляет бусины для глаз, углубляя их в бумажное тесто. Если вы решите украсить куклу глазами из магазина, или нарисовать их красками, то углубления делать не надо. Поставьте заготовки сушить на 2-3 дня.

Проденьте в соломинку для коктейля деревянную шпажку и налепите на ней шарниры и также поставьте на просушку на 2-3 дня.

Мастер класс по изготовлению шарнирной куклы продолжим разгибанием канцелярских скрепок. Затем своими руками нарежьте из проволоки отрезки длиной 40 мм и загните их круглозубцами, как показано на фото.

Из той же разогнутой проволоки нарежем 10 отрезков для кистей рук и 10 для стопы. Это будут пальчики нашей игрушки.

Обмотаем нитками «ирис» каждый пальчик до середины в два слоя, смазывая ПВА. Соберем их по пять и замотаем нитью, тщательно проклеив. Поставим сушить.

Вылепим из папье-маше на металлических заготовках-пальцах стопы и кисти, сформировав также круглый шарнир в местах нахождения суставов. Не забудьте оформить подошву.

Делаем пластилиновые шарики-шарниры по чертежу и оборачиваем их пищевой пленкой, чтобы не прилипли внутри торса. Они нужны для примерки.

На этом этапе мастер должен своими руками выколупать на 7-8 мм пенопласт с местах, где должны стоять шарниры, а затем заполнить их массой папье-маше и аккуратно продавить пальцем выемку для шарика, а впоследствии, шарнира.

Лепим детали рук и ног, используя тот же способ, но без пенопласта, наращивая их на трубочку для коктейля. Пока они сохнут, обрабатываем отшлифованную голову, туловище, стопы и кисти разведенным до жидкого состояния самозатвердевающим пластиком. Отмечаем карандашом места пропилов и отверстий на коленных и локтевых шарнирах, а так же на кистях и стопах.

Возьмите сверло 1,5 мм и высверлите намеченные отверстия. Если нет дрели, проколите их руками с помощью шила. Маленькой пилой, канцелярским ножом или пилочкой для ногтей сделайте пропилы по нарисованным меткам.

Опустите в пропил нашу изогнутую скрепку. Одновременно в боковые отверстия вставьте небольшой прямой отрезок проволоки, который будет служить осью, так чтобы эта он прошел и через скрепку.

Еще раз покрываем все детали жидким пластиком, сушим, шлифуем. Проверяем все отверстия.

Собираем куколку. Закрепив скобку внутри головы куклы, к другому ее концу привяжите резинку и пропустите ее через туловище двумя петлями. Резинку для рук также вдвойне закрепите на скрепке в кисти, проденьте через туловище к другой руке, закрепите там.

Подтягиваем резинки, подпиливаем суставы, проверяем подвижность. Приклеиваем волосы, красим губки и брови.

Силиконовая кукла

Способ изготовления куклы на шарнирах всегда один. Варьируется лишь сырье, из которого изготавливаются детали. Самый удобный материал – полимерная глина. Но это может быть и папье-маше, и обычное дерево. Однако, наиболее похожие на человека шарнирные куклы получаются из силикона.

Каркас для поделки выполняется из стальной проволоки, винтиков и снарядов для пневматического ружья. С этой сложной конструкцией легко справится мастер. Новичку придется немного потрудиться. Этот металлический скелет необходимо поместить в форму и просто залить силиконом.

Лепим человека из пластилина или полимерной глины. Отдельно делаем торс с головой, ноги и руки. Снимаем форму стоматологическим гипсом. Помещаем в нее металлический скелет. Заливаем силикон. Вынимаем. Красим. Получаются мягкие, гибкие шарнирные куклы, без углов, отверстий и зазоров.

Деревянная инопланетянка

Самый естественный для человека материал – это дерево. Из мягкой липы можно сделать вот такую куклу-инопланетянку. Принцип шарнирных соединений снова повторяется. Из инструментов, кроме перечисленных в первом варианте, понадобится маленький деревообрабатывающий станочек. Отличие заключается лишь в том, что детали насаживаются на леску, концы которой выводятся через дырочку на макушке. Их можно закрепить и отрезать, замаскировав отверстие пышными локонами. А можно оставить так.

  • 3.8/5
Very bad! Bad Hmmm Oke Good!
20% 0% 20% 0% 60%

Популярность шарнирных кукол легко объяснить. Ведь она воспроизводит точную копию человека, со всеми анатомическими особенностями. Конструкция, с использованием в местах скреплениях шарниров, делает их очень гибкими, и одаривает способностью принимать самые разные позы и даже выражать настроение.

Многие ошибочно считают, что изобретению шарнирных кукол мы обязаны таким странам, как Япония, Корея или Китай. Это далеко не так. Первые модели, сделанные в подобной технике, были известны еще в Древнем Риме, Египте и Греции. Материалом для них служили глина и дерево, а собирали их с помощью веревок и колышков.

В наше время ценность этих кукол не только в том, что они выглядят как люди, но и в их индивидуальности. И для этого необязательно ее делать самому. Достаточно купить даже серийную, и благодаря свойствам материала, из которого она изготовлена, поменять ей внешность.

Японская шарнирная кукла

Хоть и не японцы придумали и создали первую игрушку на шарнирах, но своим возрождением она обязана все же этой стране. Японская компания Volks первой предложила модель, которую хозяин может создать под себя, почувствовав себя в роли Пигмалиона, валяющего свою Галатею. Их еще называю Super Dollfie, сокращенно BJD.

Несмотря на свое разнообразие в BJD все же есть определенные стандарты. Они заключаются в пропорциях и в размерах. Так как только благодаря большому размеру large, можно создать модель с полной детализацией всех анатомических особенностей.

Самые первые BJD имели стандартный размер 60 сантиметров. Затем изделие стало «подрастать ». Вначале до 65, затем до 70 сантиметров и складывается впечатление, что и это еще не предел.

Существуют и другие категории игрушек на шарнирах, поменьше – tiny и mini. Совсем крохи от 9 до 35 сантиметров, чем-то напоминают стандартных кукол и поэтому создаются со всей атрибутикой присущей им.

Средний размер 35-45 сантиметров, это компромисс между качеством, так как с такой моделью уже можно работать, придавая ей индивидуальность, и ценой – она дешевле. Ну а все что выше 45 сантиметров считаются большими.

От обычных игрушек японские BJD отличает еще и материал. Они созданы не из пластика, а из полиуретановых смол. Этот материал более приятен на ощупь и напоминает фарфор. Именно благодаря ему изделия и можно модифицировать, вооружившись наждачной бумагой, надфилем и другими режущими инструментами.

Процесс создания такого изделия довольно трудоемкий и дорогой. Вначале скульптор-дизайнер вручную изготавливает все детали. Затем по ним создаются силиконовые заготовки, в которых и отливаются части тела. Но подобные заготовки не вечны и могут использоваться только для создания нескольких прототипов, а затем процесс начинается заново.

Естественно, беря в расчет стоимость материала, оборудования, аренды, затрат на зарплату и другие факторы, стоимость одного изделия на шарнирах зашкаливает. Цена одной базовой модели составляет 300-700 долларов США.

Но это стоимость новой модели. А из-за того, что они обычно выпускаются ограниченным тиражом, то попадая на вторичный рынок, ее цена растет еще больше. А это большой стимул научится делать шарнирных кукол своими руками, пусть даже не на продажу, а для себя.

Шарнирные куклы, сделанные своими руками

Приступая к работе, заранее привыкните к мысли, что ваша кукла вряд ли будет шедевром. До этого еще далеко. Но то, что она будет яркой, индивидуальной, со своим именем и характером, с собственной историей создания – это наверняка.

В процессе создания каждый человек превращается в творца, поэтому нет ничего удивительного, что получившееся изделие получается одушевленным. И, вполне возможно, станет талисманом удачи. Главное, не забудьте ко всем материалам и инструментам, запастись хорошим настроением.

Технологий по созданию таких кукол множество. Для того чтобы определиться с тем, в какой из них работать, вначале выберите материал, из которого она будет создаваться.

Материал для шарнирных кукол подразделяется на виды:

  • самозастывающий, такой как папье-маше и Эфапласт;
  • запекаемый – все разновидности пластика, полимерная глина;
  • литьевой – фарфор и полиуретан.

Нам подходят два первых. Литьевой метод является уже фабричным. От того, какой модель будет – текстильной, из папье-маше, самозатвердевающей глины или другого материала, собственно и зависит весь процесс создания. К примеру, текстильная шарнирная кукла шьется из специального кукольного текстиля молочного или телесного цвета. И для ее создания вам, несомненно, понадобится выкройка.

В интернете есть много мастер-классов по пошиву текстильной шарнирной куклы, там же даются и выкройки в нужную величину.

Если изделие делается из твердого материала, то выкройку заменит схема, на которой модель рисуется в профиль и анфас со всеми максимально возможными подробностями. Естественно, выкройка и схема текстильной и полиуретановой шарнирной куклы рисуется в натуральную величину.

Мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика

Наша первая кукла пусть будет из пластика для моделирования. Этот материал продается в специализированном магазине. Еще понадобятся фольга и пищевая пленка. Пользуясь схемой, изготавливаем каркас основы-туловища, рук, ног и головы из пленки и фольги.

Делается это следующим образом:

  • Вначале из фольги лепим нужные по размеру и контурам детали. Для того чтобы не отклоняться от схемы, постоянно прикладывайте их к чертежу. Это необходимо для того, чтобы выдержать нужные размеры и пропорции. Затем оборачиваем детали пленкой, а после облепливаем каркас тонким слоем пластика, толщиной 1-1,5 мм. Далее, пользуясь инструкцией, запекаем пластик в духовке;
  • После того как детали запеклись, пользуясь своими познаниями в анатомии, с помощью наждачки или пилочки для ногтей, начинаем шлифовать детали, придавая им нужные впадинки и бугорки. Там, где, по вашему мнению, пластика не хватает, наращиваем его. Только помните, после каждого наращивания пластика, изделие нужно отправлять в духовку на затвердение. Это одновременно и творческая, и рутинная работа;
  • После того как детали обработаны, туловище, руки и ноги разрезаются, и из них аккуратно извлекается каркас. А на его место ставятся гибкие трубки или резиновые шнуры. Руки и ноги режутся в одном месте, там, где у человека скрепляются суставы – локоть и колено;
  • На их место по размеру лепятся шарниры. Также нужно сделать заготовки ладоней, пальцев и стоп. Все примеряется к ногам и рукам, подпиливается и трется, пока, по вашему мнению, не будет идеально подходить друг другу;
  • В область лодыжки, а также соединений предплечья, ладони и шеи вставляются петельки или металлические крючки. Вся модель собирается на двух резиновых шнурах. Они проходят через все тело. Один протягивается от одной лодыжки к шее, а затем ко второй лодыжке. А второй шнур тянется от одного запястья через плечи к другому. Учитывайте степень натяжения шнура, чтобы изделие не получилось разболтанным или пережатым. Также за свои крючки на резинку присоединяются ступни, ладони и голова;
  • Далее начинается полировка и оформительские работы. «Кожа » полируется мягкой тканью до идеальной гладкости, затем грунтуется и прокрашивается акрилом. На голове делается небольшое углубление для волос. Затем растолченной розовой пастелью покрываются выпуклости на теле и лице, фиксируется все лаком;
  • В продолжение работы над оформлением, нужно раскрасить лицо, прикрепить волосы и наклеить или нарисовать реснички. Прототипом для лица может послужить любой образ. Это может быть известная актриса или певица, а может быть, просто понравившееся вам лицо.

Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. ГЛАВА 1 Я, конечно, не гуру, но кое-что умею, поэтому представляю вашему вниманию курс по созданию шарнирной куклы из папье-маше и самозатвердевающих пластиков. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Скрывать ничего не буду, расскажу всё как есть. Первая часть будет посвещена материалам. Запаситесь сразу всем неободимым, дабы ничего не отвлекало вас от творческого процесса. Первым делом найдите подходящие инструменты, лучше всего стоматологические, но вполне можно подобрать кое -что и в маникюрных наборах. Кроме того понадобятся надфили, пилки, крошечные свёрла, шило, острые ножницы, миниатюрная пила, канцелярский нож со съемными лезвиями, хорошо бы заиметь также скальпель. Для лепки и росписи понадобятся различные кисти. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Кроме всего прочего запаситесь набором наждачной бумаги от самой крупной до нулёвки. Также понадобятся зубочистки, деревянные шпажки, коктельные трубочки, клей ПВА (большая банка 1литр) и плотный пенопласт. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Для лепки я использую два вида папье-маше с опилками и с туалетной бумагой, правда, если надумаете делать папье-маше с опилками, то придётся найти мельчайшие как пыль опилки. Мои знакомые держат мебельный заводик, так, что опилки я нашла, но если таких знакомых у вас нет, делайте папье-маше просто из туалетной бумаги. Также придётся купить и самозатвердевающие пластики, например такие: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. (Керапласт, правда, я не советую, он трескается, но за неимением ничего лучшего, для учебы пойдет и этот пластик). Ни в коем случае не открывайте пачку застывайки заранее, если открыли, тут же поместите пластик в прочный полиэтиленовый пакет, завяжите и уберите в стеклянную банку, которую плотно закройте крышкой, точно также следует хранить и папье-маше. Папье-маше их опилок я делаю просто: беру пудрообразные опилки, заливаю их готовым обойным клеем, затем добавляю для крепости клей ПВА, все это тщательно вымешиваю и оставляю на сутки разбухать.Так выглядит папье -маше из опилок: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. А так из туалетной бумаги: Итак, я взяла рулон дешевой за 2 рубля туалетной бумаги, разорвала его на куски и замочила в воде. Бумага бысто разошлась превратилась в бумажную массу, затем я отжала эту массу и влила клей ПВА, на глазок. Замесила тесто. Тесто показалось мне жидковатым для лепки, тогда я разровняла поверхность и стала на неё выкладывать листочки туалетной бумаги, я дожидалась, когда лист намокнет и вмешивала его в общую массу и только затем прилепляла к разглаженной поверхности следующий листочек. Получилась вот такая масса Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Я также очень часто беру 1 часть папье-маше их опилок и смешиваю с таким же количеством папье-машовой массы из туалетной бумаги. Опилки держат форму и масса после высыхания слабо деформируется, а туалетная бумага связывает опилки волокнами, добавляя прочности. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Для росписи понадобятся набор пастели, карандаши и набор акриловых красок. Кроме того нужен будет глянцевый акриловый лак для глаз или готовые стеклянные глазки. Я готовые глаза не использую, но вставляю для удобства подходящие по размеру перламутровые бусины, которые затем расписываю и покрываю лаком. Подумайте также над материалом для паричка, поищите в закромах, возможно у вас есть кусочки шкурки ламы или овчины, на худой конец можно найти паклю(продается в супермаркетах) или распустить атласную ленту подходящего цвета. Вариантов масса. Также понадобятся обыкновенные канцелярские скрепки, из которых мы будем делать крючки. На рабочий стол я кладу лист стекла, так удобнее и проще. Всегда под рукой должы быть чистая тряпочка и чашка с водой. Распечатайте подходящие фото лиц и фигур, в фас, профиль, 3/4, сзади. Если есть хорошая статуэтка или кукла, держите её на столе. Найдите фото черепа, во всех ракурсах, найдите альбомы по рисованию, идеально анатомию Бамеса для художников, распечатайте и сложите в папку, которая станет вашей настольной книгой. Начните смотреть на лица людей, внимательно изучайте сторение лица и тела всех попадающихся на глаза людей, сравнивайте и мотайте на ус. Просмотрите все возможные видео с лепкой лиц и фигур. Как правило начинающие художники и скульпторы делают одни и те же ошибки. Некоторые кукольники повторяют косяки из куклы в куклу, им просто никто вовремя не подсказал, а сами они не видят, так усторен наш мозг, тут уж ничего не поделаешь. Именно поэтому художественному мастерству учас из века в век, вундеркинды случаются редко, остальных художников просто научили. Не копируйте чужие куклы как бы они вам не нравились. С первой же куклы вырабатывайте свой стиль. Начните с эскиза, не жалейте себя рисуйте до тех пор, пока изображение не удовлетворит вас. Образ куклы должет быть сформирован еще до начала, он может в пути чуть-чуть меняться, но нужно стараться придерживаться намеченной цели. Как правило, в результате получается всё намного лучше, чем задумывалось. И ещё, когда рисуете и лепите, выключите часть мозга, отвечающую за ум, отдайтесь творчеству, не тормозите себя и не ограничивайте, позвольте себе творить без ума, результат вас удивит. Не позволяйте домочадцам отвлекать и дергать вас, лучше всего закрыться в отдельной комнате, уединится на даче и т.д. Ваша задача: войти в транс и творить. На сегодня всё. В следующем уроке мы попробуем нарисовать чертёж. ГЛАВА 2 Сегодня мы попробуем нарисовать чертёж будущей куклы. Я задумала сделать девочку лет восьми. Соответственно подбираем и пропорции. Мы нарисуем свою девочку, но пропорции придётся соблюсти. Рисовать будем схематически, но точно обозначим где будут шарниры и заранее определимся с типом шарнира. Я собираюсь сделать бобовидный шарнир в ногах и шарообразный в остальных частях тела. Шарниры должны гармонично вписаться в фигуру, сильно не выпирать, но и жертвовать красотой в ущерб работоспособности шарниров не следует, тут нужно соблюсти баланс. Еще раз просматриваем анатомию Бамеса: http://www.grafik.org.ru/heand.html Не лишним будет и сходить на вот этот полезнейший сайт с позами: http://www.posemaniacs.com/ В шарнирной кукле ценится нутуральность пропорций, если это не стилизация, держим эту книгу под рукой. Поскольку мы с вами не художники и не скульпторы, то мы не изучали так тщательно анатомию тела, как они, и нам придётся всё время сверяться с фотографиями настоящих людей. Итак рисуем. На эскизе мы должны как можно более точно обозначить ключицы, высоту груди, пупок, колени, локти, уровень глаз, носа и губ, размер кистей рук и ступней. В последствии этот поможет нам точнее вылепить куклу, поскольку при лепке мы будем всё время сверяться с чертежом. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Художник из меня так себе, чертежи я рисовать не люблю, но это обязательная часть, без которой кукла, конечно будет, но кривая, хромая и косая, так что не поленитесь и обязательно сделайте подобный чертёж. Поскольку куколка предполагается в обуви, я нарисовала примерный чертёжик колодки, на которой будет клеиться обувь. Как правило ноги у шарнирной куклы делают длиннее, чем у обычного человека, но я этого делать не стала, мне хочется натуральности и в фигуре и в лице и в одежде, а вы можете смело удлинять конечности, как вам заблагорассудится. Это ваша и только ваша кукла и вы вольны (конечно в рамках анатомии, которую нужно уважать) делать всё, что угодно. Вы можете удлинить конечности, но не можете проигнорировать строение ноги и руки, нельзя делать руки и ноги прямые как палочки, все выпуклости и изгибы должны быть. Глаза делят условно голову напополам, это тоже всегда должно соблюдаться, какая бы стилизация не применялась. Обязательно должен быть подбородок, многие начинающие кукольники почему-то забывают его вылепить. Радужка глаза всегда, (кроме особого сумашедшего выражения) спрятана под верхнее веко, начинающие кукольники все как один рисуют радужку посередине глаза, из-за чего глаз выглядит неестественно напряженным. Соблюдайте также пропорции кистей и ступней. Приложите свою кисть к лицу и вы увидите истинный размер. Не делайте кисти рук и ступни длиннее, если это не гоблин или какой-то другой мифический персонаж. Кисти рук и ног у детей меньше, чем у взрослых, обязательно учитывайте это, когда будете рисовать чертёж. Чертёж можно отсканировать и увеличить или уменьшить на компьютере и распечатать вновь уже с удовлетворяющим вас размером. Распечатайте его трижды, нам понадобиться эти чертёжи для выкройки. Данный чертёж позволяет сделать куклу 25 см росту, что, согласитесь маловато, 30-40 см будет в самый раз. Не замахивайтесь в первый раз на 60 или 70 см, намучаетесь со шлифовкой больших поверхностей и это может отбить всякую охоту делать куклы дальше. Вырезаем выкройку торса и головы в двух ракурсах: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Берем достаточно толстый кусок пенопласта, накладываем выкройки сначала в фас, обводим карандашом: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Острым канцелярским ножом со съемными лезвиями вырезаем заготовку по контуру: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Затем разворачиваем детали, прикладываем выкройки в профиль и обводим карандашом: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Вырезаем по контуру: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Далее отрезаем всё лишнее и формируем фигуру, стараясь максимально насколько это возможно приблизить модель к реальности, не спешите, нож острый, берегите пальцы! —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Затем берем папье-маше из туалетной бумаги (забудем об опилках, зачем усложнять себе жизнь) и облепливаем фигурку со всех сторон, не забудьте воткнуть в ногу и снизу деревянную шпажку, а в голову на уровне ушей вставляем деревянную перекладину, за которую затем будет цепляться резинка: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — — Если вы собираетесь вставить в голову бусины для глаз, делайте это сейчас, вствляйте абсолютно симметрично, покрутите голову и так и эдак и смотрите под разными углами, потом будет исправить невозможно: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Оставим детали сушить: поставим шпажки в карандашницу и на время забудем о них, пусть хорошенько высохнут. Тем временем пришла пора заняться шарнирами. Берём шпажку, надеваем на неё коктельную соломинку, и лепим вокруг соломинки заготовку для шарниров: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Постоянно сверяемся с чертежом, шарниры должны быть подходящего размера. -Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Заготовки должны хорошенько высохнуть, это займет дня два а то и три, наберитесь терпения и хорошенько всё высушите. ГЛАВА 3 Пока детали и шарниры сохнут, мы не будем терять времени и займёмся кистями рук и ступнями ног. Сегодня нам понадобятся: круглозубцы, нитки ирис, клей ПВА и скрепки. —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Круглозубцами сгибаем из разогнутых канцелярских скрепок крючки, они нам понадобяться позже: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Из тех же скрепок отрезаем кусочки проволоки по размеру каждого пальчика на руках и ногах: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Затем берем нитки ирис и обматываем каждую проволочку в два слоя, заготовку проклеиваем кистью клеем ПВА и оставляем сушить, заготовки для ступней обматываем наполовину. —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Собираем кисти рук и ног, обматывая ниткой и закрепляя клеем, большой палец руки прикрепим позже: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — После того, как заготовки хорошо высохнут, лепим из папье маше начерно кисти и ступни сразу с шарниром, шарнир должен выглядеть как часть шарика, обязательно сверяйтесь с чертежом, кропотливо и старательно попытайтесь сделать детали как можно более точно,у высохших деталек обрезать пальцы или вытянуть проволочки будет трудно. —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Проволочный каркас ступней нужно выгнуть круглозубцами по изгибу, ступня человека стоит не плоско, выгните в соответсвии с чертежом также и пальчики. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Оставляем детали сушить, положив их на кусочек пленки. Детали высохли и мы можем приступать к работе. Сегодня нам понадобятся: пластилин, пищевая пленка и скальпель. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Довольно трудно найти подходящие по размеру шарики из стекла или пластика, поэтому из пластилина формируем подходящие по размеру шарики, имитирующие шарниры, сверяемся с чертежом: Оборачиваем каждый шарик пищевой пленкой, кончики скручиваем: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. У заготовки вынимаем часть пенопласта на глубину 7-8 мм под шарниры: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Тщательно заполняем пустоты папье-машовой массой, делаем пальцем углубления в местах шарниров: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Вставляем шарики, постоянно сверяясь с четежом, если заметите косяки, их легко исправить на данном этапе, потому, что деталь немного размякла. Долепите пустоты вокруг шариков: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — —— — — Ещё раз поправьте все косяки и осторожно не вынимая шариков, положите на просушку: То же самое повторяем с головой: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Заполняем голову массой не полностью, оставляем пространство внутри под будущий крепёж: Вставляем шарик, если нужно долепливаем пустоты папье-машовой массой: Детальки просохли и можно продолжать работу. Нам просто необходимо на данном этапе сделать подробные чертежи шарниров. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — Детали шкурим крупной нождачкой, сворачивая её в фунтик: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. На пальчиках рук намечаем карандашом места сгибов и круглозубцами сгибаем каждый пальчик, как нам нравится, пальчики, впрочем можно и не гнуть. Отшлифованные детальки прикладываем к чертежу и тщательно сравниваем: Шариниры рук меня вполне устраивают, отложим их в коробочку. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Шарниры ног придётся долепить. Долепливать будем снова папье-машовой массой, чем толще слой папье-маше, тем прочнее деталь. Дело в том, что самозатвердевающие пластики более хрупкие и чем меньше будем их использовать, тем лучше. Итак я долепила ножной шарнир, постоянно сравнивая детальки с чертежом, детали нужно долепливать на коктельной соломинке. Я сняла их с соломинки для фото, но вы не снимайте. -Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Долепить пришлось также кисти рук и ступни ног. Долепливая эти детали, оставьте чуть-чуть пространства для будущего слоя самозатвердевайки. — Детальки оставляем сушиться на коктельной трубочке, а сами переходим к приготовлению шликера. ГЛАВА 4 Сегодня пришло время открыть пачку самозатвердевающего пластика. Обычно я леплю из Jovi, мне нравится в нём всё, к тому же пластик выпускается в белом и терракотовом цвете. Я беру большую пачку 500г белого пластика, смешиваю её с одной третью маленькой 200г пачки терракотового цвета, хорошенько вымешиваю и вуаля: получается замечательный телесный цвет. Лепить, впрочем можно и из белого пластика, именно из белого пластика под названим La Doll, я и буду лепить куклу. Для тех, кто не нашёл самозатвердевающую глину, рецепт из журнала «Ручная работа». Автор: Валентинка 747 Берем по 10 ст. ложек крахмала, клея ПВА и зубной пасты. Замешиваем как тесто, добавить можно водички. Лепите что угодно! Застывает уже через 20 минут. Моделирующая паста очень дорогая, а эта и дешевле и по свойствам не уступает! (Как утверждает автор) Рецепт мною не испытан, так, что прежде чем применять, попробуйте на одной лишней детальке как шлифуется, какова прочность, не крошиться ли край шарнира, попробуйте также распилить деталь и просверлить дырку. Если этот состав вам не понравился, а самозатвердевающую глину никак невозможно достать, (например вы живете в деревне или маленьком городке), тогда придётся выходить из положения по-другому. Сходите с хозяйственный магазин и купите маленькую баночку шпатлёвки по дереву. В этом случае вам придется долепливать все детали папье-машовой массой, тщательно зашкуривать высохшие поверхности и промазывать шпатлевкой по дереву. Шпатлевка влагостойкая, быстро сохнет, через 5-6 часов уже можно шкурить, шкурится прекрасно, держится прочно, лепится на сухую поверхнось, что очень удобно. Помним, что самозатвердевающую глину нужно хранить в прочном, туго завязанном пакете в стеклянной банке с плотно закрытой крышкой. Во время лепки берём только маленький кусочек, а пакет тут же закрываем. Итак, мы открыли пачку застывайки, отделите от неё кусок в 50г и поместите в небольшую стеклянную банку, например из-под горчицы, залейте водой и перемешайте, воду лейте постепенно, ваша задача: получить массу с консистенцией сметаны. Шликер нам понадобиться не раз, так,что заготовьте. — Банку с шликером закрываем крышкой и откладываем, недоразмешенные комки завтра снова попытаемся размешать. Из деталей торса и головы убираем пластилиновые шарики и досушиваем детальки уже без них, шарики не выбрасываем, они ещё нам пригодятся. Поскольку почти все комплектующие куклы пришлось долепить, и они должны хорошенько высохнуть. Наши детали просохли, и мы можем приступить к творческому процессу. Если вам захотелось сделать корпус куклы подвижным, придется снова нарисовать чертеж: Отшлифуем крупной шкуркой шероховатости, а затем согласно чертежа нарисуем карандашом места прорезей: — — Пропилим минипилой прорези в боках, затем канцелярским ножом прорежем аккуратно по линии рисунка, нож держим строго перпендикулярно: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — — Удалим из верхней и нижней частей весь пенопласт и лишние наплывы папье-маше, если такие есть, срежем их скальпелем или ножом, среднюю деталь оставим с пенопластом внутри: Пустоты с боков у нижней части заполняем папье-машовой массой, формируя пространство под округлый шарнир, воспользуемся любым подходящим шариком и загладим скругляя внутреннюю поверхность детали со всех сторон. Снова вставляем пластилиновые шарики, тщательно выравниваем так, чтобы шарики ровно стояли на поверхности и в таком виде не вынимая шарниров сушим вертикально: — В шее верхней части просверливаем отверстие и вставляем коктельную трубочку, пустоты вокгуг неё заполням плотно папье-машовой массой, работаем подходящим инструментом. Для чего это делается: стенки очень тонкие и шея может сломаться при поворотах головы, поэтому мы её и укрепляем. Боковые края детали так же как и нижнюю часть промазываем папье-маше и разглаживаем поверхность шариком: Вырезаем из пенопласта подходящие по размеру полусферы, прикрепляем их к средней детали зубочистками, накроем чертёж пленкой и сравним, лишнее срежем: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. В верхнюю часть детали вставляем перекладину из деревянной шпажки, кончики перекладины должны чуть-чуть выдаваться наружу: — Облепляем пенопласт со всех сторон папье-машовой массой и снова сверяемся с чертежом: — Детали кладем на пленку и оставляем сушиться, а сами займемся мелкими детальками. Отшлифуем их шкуркой и покроем заготовленным в прошлый раз шликером из самозатвердевающей глины: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Пальчики рук и ног также тщательно покрываем шликером, убираем перепонки тонким ножом и оставляем сушить: ГЛАВА 5 Настало время поговорить о защите, прежде чем приступать к шлифовке деталей, обзаведитесь маской и очками, дабы удовольствие от процесса не превратилось в аллергическую муку: Детали тщательно шлифуем мелкой шкуркой, постоянно сравнивая с чертежом, снова покрываем шликером, сушим, снова шкурим, и так до тех пор, пока не добъемся идеально гладкой и правильной поверхности. Крупные вмятины замазываем маленькими кусочками самозатвердевайки, прежде чем налепить, смачиваем кисточкой поверхность детали водой, лепим и размазваем массу, лишнее затем после полного высыхания можно будет также отшкурить. Процесс может занять несколько дней, зависит от температуры и влажности в помещеннии и от вашей лени 🙂 — Вчера вечером я нанесла первый слой и отшлифовала, как видно из фото, детали отнюдь не совершенны, над ним ещё работать и работать, так что наберитесь терпения: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Лирическое отступление Поскольку я не люблю заниматься одним и тем же, параллельно лепке и шлифовке я занимаюсь одеждой и волосами, а также обувью. Я вылепила из папье-маше колодку под обувь, пока заготовка несовершенна и требует корректировки, обратите внимание, что основа скручена из фольги: — Также нашло на меня желание сделать крылышки и веночек, возможно эти аксессуары и не подойдут будущей кукле, куклы, знаете ли бывают с характером:), но мне захотелось, и я сделала Волосы у куклы предполагаются золотисто-рыжего цвета, подходящих трессов я не нашла, красить мне не хотелось, и я решила сделать трессы из обычных советских штор, которые по случайности ещё не выкинула. Я вырезала кусочки ткани нужной мне длины, с одной стороны (там где я наклеила для наглядности красную полоску) я прошлась тонким слоем клея ПВА и высушила, для того, чтобы нити прочно держались при выдергивании утка.Основа ткани состоит из прекрасных прочных золотистых нитей однородных по цвету и толщине, уток же сделан из разнородных нитей и по толщине и по цвету, таким образом я выдернула уток и выбросила, а основу оставила. Этот способ позволяет сделать трессы любой длины: — -99- Затем я накрутила пряди на кусочек скрученной фальги и прокипятила несколько минут в воде, это во-первых позволит расправить мелкие волны на нитях, а во вторых закрутит пряди, и получатся кудри. Сушим, разложив на поверхности не вынмая фольги: — Вот такие в результате получились трессы. На сегодня всё, до следующего раза, пойду шкурить и покрывать шликером. — Сегодня нам понадобятся мини-сверла, размеры на фото, круглый надфиль, мини-пила, канцелярский нож: — Прежде чем доводить наши детали до совершенства, необходимо пропилить шарниры. Чтобы довести круглые шарниры до совершенства воспользуйтесь линейкой с круглыми отверстиями, смочите шарик чуть-чуть водой и покрутите в подходящей ячейке линейки со всех сторон, шарик будет идеально круглым. Способ не мной придуман, автора к сожалению не знаю. Итак все шарниры долеплены и дошкурены до идеального состояния: — — Остро-заточенным карандашом рисуем места пропилов, отмечаем кружками точки для просверливания отверстий: — — — — Самым маленьким сверлом на 1,5 мм высверливаем по намеченым кружочкам. Если у вас нет мини дрели (дреммеля), то вам придется наметив точку шилом, свелить отверстия руками, тяжело, но возможно: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Мини-пилой очень осторожно пропиливаем прорези, где это невозможно прорезаем канцелярским ножом: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Шарниры на кистях рук протачиваем металлической пилкой для ногтей: Коленные и локтевые шарниры протачиваем круглым надфилем: — — Просвеливаем отверстия под крепёж в кистях и ступнях: — Надфилем расширяем центральное отвепстие на ступнях ног и кистях рук: — Вставляем крепёж, для этого отрезаем от скрепки кусочки подходящего размера, проволочки должны быть такой длины, при которой кончики не торчали бы из шарниров, в данной кукле это 1, 5 см: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — В коленные и локтевые шарниры примеряем резинку, которая будет использоватся при перетяжке, если необходимо, то расширяем прорези: Теперь прокрываем все прорези и отверстия под крепёж шликером, вешаем на спицу за крючки сушиться, с крючками будет намного удобнее доводить до совершенства кисти рук и ступни ног. Коленные и локтевые шарниры снова надеваем на трубочку и шпажку и покрываем шликером. На сегодня всё, над деталями ещё работать и работать. ГЛАВА 6 Зашкуриваем крупной наждачкой детали торса снаружи и изнутри, складываем и сравниваем с чертежом: Обратите внимание, что шея должна быть немного наклонена в перёд к груди: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Я вижу, что в результате лепки и сушки, возникли кое-какие изъяны, лишнее убираем шкуркой, недостающее долепливаем папье-машовой массой, края нижней и верхней деталей оклеиваем полосками туалетной бумаги, заворачивая полоску внутрь детали, всё тщательно промазываем ПВА: — Работаем кистью, пальцами мы все испортим, поскольку бумажки будут к ним активно липнуть: — Детали оставляем сушить. Оклеивание полосками бумаги укрепит тонкие стенки деталей. среднюю деталь пришлось немного долепить: Настала пора заняться руками и ногами. Берём готовые шарниры и надеваем их на коктельную трубочку, в трубочку вдеваем шпажку, шарниры оборачиваем небольшим куксочком пищевой плёнки и тщательно прячем краешки пленки внутрь шарниров, мягкие трубочки позволяют это сделать, не тыкайте острыми предметами, подберите подходящий инструмент. Тоже самое повторяем с локтевыми шарнирами. Имитируем шарниры кистей: облепливаем трубочку кусочком пластилина и покрываем шарик пищевой пленкой, при э том всё время сверяемя с чертежом, лепите шарнир сразу туда, куда нужно: — Из пенопласта вырезаем шарики под бедренные шарниры чуть меньше, чем на чертеже и надеваем их на шпажку: — — Тщательнейшим образом вымерям всё по чертежу, от этого зависит будет ли будущая кукла хромой и кривой, сравниваем руки и ноги между собой, всё должно быть симметрично: Облепляем детали папье-маше, в руки вставляем кусочки коктельной соломинки, дабы потом не сверлить, места сгибов шарниров оставляем открытыми: Облепливаем слоем 2-3 мм, наша задача на этом этапе сделать почную заготовку, пока не стараемся соблюсти точно все изгибы: Постоянно сверяемся с чертежом, лучше налепить меньше, чем потом срезать: Детали оставляем сушить. На сегодня всё. ГЛАВА 7 Пока руки и ноги сохнут, самое время заняться лицом: — Я приготовила две головы с бусинами и без, я буду лепить на этот раз без бусин, бусины удобны тем, что вместо них затем можно вставить стеклянные глазки. Размечаем лицо, рисуем схематично, но точно: —— Сначала лепим застывайкой лоб и нос: — —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Затем верхнюю губу: Затем нижнюю губу, выражение лица лепим сразу, при этом, если лицо улыбающееся, то глаза должны быть прищурены, а щёки приподняты, вооружитесь подходящими фото, ещё лучше иметь статуетку или качественную куклу. При этом стараемся вылепить именно тот образ, какой мы задумали: — — Затем лепим глаза и уши: — — Голову оставляем сушить, когда она просохнет, необходимо будет отшкурить её мелкой наждачкой и где необходимо пройтись шликером и долепить. Детали торса нудно облепить тонким слоем застывайкой: — Углубления под шарниры тоже покрываем слоем застывайки, снова используем пластилиновые шарики для выравнивания поверхности, шарики в плёнке смачиваем водой и вращаем, как всегда сверяемся с чертежом — После сушки, преде чем шкурить детали, проверяем, не нужна ли подгонка: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. —— При подгонке оборачиваем среднюю деталь пищевой пленкой, долепливаем внутренние части верних и нижних деталей и вращая среднюю деталь доводим поверхность до идеально-ровного состояния. Когда руки и ноги подсохнут, долепим их папье-маше согласно рисунку и анатомии человека. На сегодня всё, пошла долепливать 🙂 Мы остановимся на этом этапе лепки и шлифовки и проделаем технические отверстия. — Наметим карандашом места сверления сверху и снизу детали, рисуем соразмерные отверстия: — Сверлим по размеченым точкам: Канцелярским ножом осторожно вырезаем отверстия и удаляем весь пенопласт: — — Стенки средней детали показались мне слишком тонкими и я облепила деталь изнутри по кругу папье-машовой массой, если стенки достаточно толстые и крепкие, делать этого не нужно, после просушки я пройдусь по краю отверстий надфилем, а затем покрою шликером. А сейчас деталь оставляю сушить: — В верхней и нижней частях намечаем шилом отверстия и сверлим: Складываю детали вместе и оставляю в таком виде сушить, чтобы средняя деталь не деформировалась при сушке и не испортила бы все дело: — Голову прикладывать, конечно не нужно, её будем дорабатывать. Долепливаем руки и ноги согласно чертежа, на этот раз более точно, но не сильно заморачиваясь над качеством, потом детали будут корректироваться, к тому же при сушке их может повести, лепим в общих чертах папье-машовой массой: — — Не забываем сверять детали друг с другом и с чертежом. Оставляем все для просушки. Поскольку пока детали сохнут проходит немало времени, постараемся заполнить их полезными делами, например сделаем паричок. МК по паричкам например от Натас: http://na-tas72.livejournal.com/24334.html Или от Елены Аки: http://elena-aki.livejournal.com/57689.html На сегодня всё, до следующего раза. Глава 8 Детали рук и ног высохли, зашкуриваем их крупной наждачкой и оклеиваем всю поверхность нарезанными полосками туалетной бумаги, особенно т щательно проклеиваем места шарниров: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — Детали сушим, после полного высыхания, отдвигаем деталь от пластилинового шарика и проклеиваем полосками бумаги край шароприёмника, загибая полоску бумаги внутрь, всё промазываем ПВА, ПВА не жалеем, шарик задвигаем обратно и сушим в таком виде. После просушки, пластилиновые шарики убираем, а детали прикладываем к чертежу: Рисуем карандашом места распила и осторожно пилим заготовку мини-пилой. Если пропили таки шарнир, ничего страшного, снова укутайте его пищевой пленкой и продолжайте работу, после всех мучений шарнир можно будет быстро починить шликером. Детали разъединяем, но не снимем с соломинки: Край шароприемника проклеимаем со всех сторон, загибая полоску туалетной бумажки внутрь детали, затем все три части смыкаем обратно и сушим: После полного высыхания, снимем детали с соломинки и таком же точно порядке одеваем на резинку: — сгибаем ноги и руки, лишнее срезаем, детали должны быть более и менее подогнаны уже на этом этапе: Край шароприёмника можно легко и аккуратно обрезать маникюрными ножницами, папье-маше позволяет это сделать при такой толщине. — Если сгибу что-то мешат, сошкуриваем крупной наждачкой, подгоняем с таким расчетом, чтобы уместить последующий слой застывайки. — Шарик позволяет согнуть руку под угом около 90 градусов или чуть больше, но в этом случае придётся подпиливать руку и жертвовать анатомией в угоду подвижности, решайте сами: —— Обязательно сравниваем руки между собой с согнутом виде: —— Детали снова одеваем на соломинки и шпажки и покрываем шликером в том числе и внутри деталей, отдвигая каждый раз шарнир, а затем смыкая детали. После высыхания, примазываем слой застывайки, постоянно сверяясь с чертежом. Поскольку мои детали ещё сохнут после проклеивания шаропрёмников, фото с застывайкой будут в следующей части МК. Пока сохнут детали вполне можно продумать образ будущей куклы, одежду, обувь, аксессуары и т.д. , и даже кое-что пошить. Одновременно доводим до совершенства детальки кистей и ступней, дело это долгое муторное, всё лучше делать одновременно. Раздвигаем детальки по соломинке и промазываем шликером внутренние части: — Детали смыкаем и покрываем шликером всю наружную поверхность. Для чего это делается: если вы сразу намажете застывайку на папье-маше, она может при высыхании отслоиться и вся работа пойдет на смарку, поэтому не поленитесь и прокройте детали шликером: После полного высыхания прикладываем части к чертежу, лишнее сошкуриваем: Долепливаем части застывайкой, постоянно сверяясь с чертежом и анатомией Баммеса. Очень хорошо иметь под рукой фото рук и ног, лучше цветные, полистайте журналы, наверняка такие фото есть в каждом доме. Детали тщательно сравниваем между собой спереди, сбоку и сзади, все должно быть симметрично: — Детали оставляем до полного высыхания, затем зашкуриваем мелкой шкуркой, но не нулёвкой пока: — Детали покрываем шликером и сушим, снова шкурим: В голову вставляем крючок, для этого выгибаем круглозубцами кусочек прочной срепки и загибаем заготовку на перекладину, осторожно, не повредите края головы: — —— Между отвестиями в верхней части руки прорезаем канцелярским ножом прорези: — В ногах пропиливаем прорези, для этого намечаем ножом места сверления и сверлим тонким сверлышком отверстия: — Поскольку у меня есть дреммель, я протачиваю прорези специальной насадкой, а если мини-дрели нет, пропилите мини-пилой и проточите надфилем: — — ГЛАВА 9 ПЕРВИЧНАЯ СБОРКА КУКЛЫ Раскладываем куклу на чертеже и отрезаем подходящие по размеру резинки в два слоя вот таким образом: — Берём резинку, предназначенную для рук и протягиваем крючком, согнутым из прочной проволоки, в отверсия рук вот так: — Концы резинки завязываем внутри детали, резинки выравниваем, они должны быть одинаковые: —— Протягивам крючким резинку через верхнюю деталь рук: Затем средние части. Не перепутайте, надевайте в том же порядке, что и на соломинкке, для верности лучше подпишите карандашиком детали буквами П и Л: — Затем нижнюю часть: Ну и кисти рук: — Резинки подтягиваем и завязываем узлом, старый узел нужно будет развязать: — Начинаем собирать ноги, в кольцо проволочки,торчащей из головы вкладываем резинку, завязанную узлом: Оба кольца резинки протягиваем через отверстие в шее, закидывая за резинку рук, т. е. резинка должна быть ближе к спине: — Резинку протягиваем через среднюю часть корпуса, также через заднюю часть прекладины: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — Крепим нижнюю часть: — Затем крепим верхние части ног: — Затем средние части ног: Затем нижние части и ступни, резинки подтягиваем и завязываем узлом: — Куклу проверяем на подвижность, скорее всего края шароприемников нужно будет подточить шкуркой или надфилем, сгибайте куклу и так и эдак, не жалейте, на этом этапе всё поправимо. Нам необходимо убрать всё лишнее. Если всё будет сделано правильно, впоследствии края шароприемников сыпаться не будут. Я сразу вижу, что руки нужно подточить, ибо они не сгибаются даже на 90 градусов: Куклу усаживаем в различные позы, проверяем, не мешают ли движению черезчур короткие и узкие прорези, резинка должна проходить везде, но не болтаться, поскольку у нас нигде не вставлены проволочные перекладины. Если кукла отказывается прямо садиться и откидывается назад, проточите глубже прорези в бедрах, если отказываются сгибаться руки и ноги, проточите шарниры и прорези, возможно они слишком узкие, подгоняйте до тех пор, пока кукла не станет принимать любые позы. Хорошо бы, конечно чтобы она умела стоять, если вы все сделали точно, то ноги будут одинаковой длины и кукла спокойно встанет. — Сажаем куклу на пяточки, я не очень довольна левой ногой, между шарниром и ногой — щель, скорее всего верх шароприемника слишком узкий и не позволяет свободно ходить шарниру, его нужно пошкурить по кругу, буду доводить до совершенства: — Меняйте позы, вот кукла свободно без усилий села на шпагат, это хорошо: Довольно свободно сидит на попе: — Когда сидит, не откидываеся назад, голова свободно вращаеся во все стороны, это радует: — Проверяем шарниры корпуса, все вращается отлично, кукла гуттаперчевая, это замечательно. Если что-то мешает вращению, смело стачивайте, пока кукла еще не отполирована и не окрашена. Я тут ещё и примерила крылья, вроде соразмерные: — После всех подгонок, куклу снова разбираем и отполироваем детали, где нужно долеливаем, где необходимо домазываем шликером, удачного творчества! Как видите мою куклу ещё шкурить и шкурить. ГЛАВА 9 Итак мы подошли к финалу. Зашкурим мелкой шкуркой все детали и приступим к окраске. Можно просто покрыть все поверхности разведенным 1:1 с водой клеем ПВА, затем высушить и расписывать куклу пастелью, растворяя её в том же растворе ПВА. Можно затем покрыть лаком, но он быстро сойдёт на шарнирах. Мы лёгких путей не ищем, поэтому приготовим водооталкивающую грунтовку. Чем хороша грунтовка, во-первых получается прочное твердое покрытие, которое нельзя поцарапать ногтем, во-вторых грунт служит также основой для росписи, в третьих высохшая грунтовка прекрасно шкурится и зашлифовывается до блеска. Акриловую грунтовку также можно купить в хозяйственных магазинах: Рецепт грунтовки для папье-маше: 10 столовых ложек акриловой белой краски для фасадных работ 10 столовых ложек клея ПВА 2 столовых ложки жидкого стекла (канцелярский силикатный клей) Капля красной акриловой краски, капля желтой, капля синей в общем подбираем телесный цвет нужного оттенка. Смесь тщательно перемешиваем перед каждой окраской. Чтобы окраска грунтовкой не доставила вам никаких хлопот при шлифовке, делает так, берём кусочек поролона, оборачиваем его кусочком тонкой трикотажной х.б тканью и чпокающими движениями наносим грунт. Набираем краску немножко, чтобы покрытие получилось ровным. — Грунтуем этой смесью все детали и сушим, процедуру повторяем несколько раз: Для росписи раскрошим на палитре пастель нужного оттенка, немножко разведем водой и добавим к ней грунтовки, размешаем, получился более темный оттенок, нанесем его на детали, там, где нам необходимо, выделяя локотки, коленки, впадинки и тд. — После высыхания покрываем снова более светлой грунтовкой из общей банки и сушим. После полного высыхания зашкуриваем все делали шкуркой нулевкой. Пожалуйста, одевайте защитные маски и очки, говорю вам как химик, смесь содержит стекло, берегите своё здоровье! Нижний более тёмный слой равномерно проступит и будет выгляеть идеально без резких переходов. —— Лицо расписываем точно также: сначала грунт, затем роспись пастелью, смешанной с грунтовкой, затем опять слой грунта и шкурить. Реснички и бровки рисуем цветным лучше акварельным карандашом, а затем для закрепления покрываем тонким слоем ПВА с водой. Глаза расписывем акрилом и покрываем глянцевым акриловым лаком. Примеряем паричок 🙂 —— Осталось собрать на резинку, надеть паричок, одеть, и кукла готова. Поскольку процесс сборки уже был, я повторяться не буду. Ищите способы окраски, их великое множество. Мне нравится этот, но грунтовка требует тщательной шлифовки, иначе поверхность будет белёсой. А на этом я заканичиваю свой МК. Если есть вопросы, пожалуйста спрашивайте. Удачного всем творчества! Вот какая кукла у меня в результате получилась, зовут Нюся, 24 см:



Рассказать друзьям