До свидания, детский сад! 2014год.
(дети стоят у входа в зал с цветами в руках)
Вед (родителям):
Нарядные дети, притихшие мамы…
Последний наш праздник сегодня для вас!
Он в детском саду всегда главный был самый-
Сегодня ребята уходят от нас.
(под музыку дети парами входят в зал, проходят через центр)
Вед:
Сегодня волненье сдержать невозможно-
Последний ваш праздник в детском саду.
На сердце у нас и тепло, и тревожно,
Ведь выросли дети и в школу идут.
Это наши неповторимые:
……………………………… и ………………………………….,
……………………………… и ……………………………………
(названные дети выходят вперед, делают легкий поклон и встают на заранее назначенные места)
Вед:
Ребята! Мы вас от души поздравляем!
Вы в школу идете – учиться, дружить.
Успехов, здоровья вам всем пожелаем
И свой детский сад никогда не забыть!
1 реб:
Детский сад наш, до свиданья,
Мы уходит в первый класс,
И, хоть грустно расставанье,
Не волнуйся ты за нас!
Все, чему нас научили,
Будем помнить мы всегда!
Знаем мы – нас здесь любили,
День за днем здесь шли года.
2 реб:
Раньше мы играли в школу,
Но закончилась игра.
Нам завидуют сегодня
Дошколята со двора.
Этот праздник – день прощанья –
Грустный и веселый.
Детский сад наш, до свиданья!
ВСЕ: Здравствуй, здравствуй, школа!
3 реб:
Мы обещаем – так учиться будем,
Чтоб все о нас узнали, наконец,
Чтоб слышали такое вы повсюду:
Из «Колобка»? Ну, значит, молодец!
И сегодня, в день прощальный,
Мы не станем унывать,
Детский сад наш помнить будем,
Добрым словом вспоминать!
4 реб:
С нежной грустью «До свиданья!»
Скажем группе мы родной,
Мы ведь с ней не расставались,
Разве только в выходной.
В сентябре другие дети
В нашу группу к вам придут,
Ну, а мы закроем двери-
Нас дела большие ждут.
5 реб:
Детский сад, тебе спасибо!
Ты нас многому учил,
В мир искусства, пенья, танца
Настежь двери отворил.
6 реб:
Сказать особо мы хотим
«Спасибо» воспитателям!
На нас вы столько знаний, сил,
Своей души затратили!
Уроки вашей доброты
Забудутся едва ли,
Ведь вы с утра до темноты
Нам маму заменяли.
7 реб:
Нашей группы нету краше –
Чисто и светло вокруг!
Может быть, у няни нашей
Пять иль шесть, иль десять рук?
Спасибо за старание,
За чистоту, внимание
Нашей ……………………………………………
8 реб:
Со здоровьем все в порядке,
Потому что по утрам
В светлом зале на зарядке
Было интересно нам!
Заниматься физкультурой
Все мы обожали,
Силу, дух, мускулатуру
В играх укрепляли!
За это Вам спасибо,
Марина Юрьевна!
9 реб:
Фантазируем, играем,
Что-то вместе собираем
В настроении отличном
В кабинете необычном.
Знает всех по именам
И всегда поможет нам
Гузелия Рашитовна!
10 реб:
«Эни» – мама, «эти» – папа,
А «гайле» – это семья.
Изучать язык татарский
Теперь в школе буду я.
От взрослых и от всех ребят
Мы говорим:
ВСЕ: Бик зур рэхмэт, Нурия Хабутдиновна!
11 реб:
За то, что вкусно нас кормили,
Спасибо нашим поварам!
Такими крепкими, большими
Без вас не вырасти бы нам!
12 реб:
Еще спасибо докторам –
Вы сберегли здоровье нам.
Вы с нами ласковыми были
И витаминками кормили,
И благодарность наша
Вам за прививки даже!
13 реб:
Белая салфетка, чистая простынка,
Белизной сияют фартук и косынка!
Чтобы было чисто, просто высший класс,
Наша Наталья Дмитриевна заботилась о нас!
Вы приняли нас малышами,
Теперь прощаемся мы с вами.
14 реб:
Кто заведует всерьез
Всем хозяйством? Наш завхоз!
В ее руках всегда умело
Спорится любое дело!
У нее всегда в порядке
Краска, веники, тетрадки.
За это Вам спасибо, Насима Нуховна!
15 реб:
От всех родителей, ребят
«Спасибо» дружно скажем
За наш чудесный детский сад
Заведующей нашей!
Спасибо Вам, Татьяна Александровна!
ПЕСНЯ «ПРОЩАЛЬНАЯ»
16 реб:
Сотрудники нашего детского сада!
От шумной и любящей вас детворы
Примите, пожалуйста, эту награду –
Наши улыбки и эти цветы!
(дарят цветы, садятся на места)
Вед: Ребята! Как незаметно летит время! Совсем недавно, казалось бы, вас сюда привели, а кого-то принесли на ручках, такими вы были маленькими, а сегодня ваш выпускной бал! Мы обычно приглашали сюда малышей, чтобы они попрощались с вами, а сегодня решили просто показать вам их на экране.
ФИЛЬМ «АХ, МАЛЫШИ, МАЛЫШИ….»
Вед:
Незаметно, ах, как незаметно
Расставаться настала пора!
И уже звуки вальса чаруют,
В вихре танца кружит детвора!
ВАЛЬС «АНАСТАСИЯ»
Вед:
А еще стихи мы знаем
И сейчас их прочитаем.
СТИХИ.
Вед: Ребята, а вам хочется идти в школу?
Дети: ….
Вед: А я вот знаю одного мальчика Вову, который был очень большим лентяем и фантазером…. Впрочем, вы сейчас все увидите сами….
СЦЕНКА «ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»
Мама:
Вовочка! Иди сюда!
Ох, с тобой одна беда!
/зрителям/:
С сыном просто наказанье!
Чтобы дать образованье-
Нужно очень потрудиться!
Не желает он учиться!
Вовочка!!!
Вовка:
Иду-у-у, сейчас!
Что стряслось опять у нас?
Мама /укоризненно/:
Ну, сыночек, хватит спать!
Вовка:
Вот еще! Была б забота!
Мама /строго/:
Вова!!!
Вовка /соглашаясь/:
Ладно, ладно, почитаю,
Хоть и так давно все знаю!
ПЕСЕНКА ВОВКИ.
Ах, зачем наука мне?
Я и так умен вполне!
Мне бы лечь да полежать,
И немного помечтать…
Эх, чем книжки зря листать,
Лучше лишний раз поспать!
Сон от всех болезней
В десять раз полезней!
/берет «Букварь», лениво листает его, отбрасывает в сторону, берет «Сказки», листает, как бы читая:
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил да был когда- то Царь,
Превеликий государь.
/мечтательно/
Вот бы стать сейчас Царем!...
Все б мне было нипочем!
Ничего б не делал я,
Не ругали бы меня…..
/зевает и засыпает над книгой/
/выходит Царь, в руках ведро и кисть, красит забор, поет/
ПЕСНЯ ЦАРЯ.
В сказках царский долог век,
Но Царь ведь тоже человек!
Я не знаю скуки,
Я мастер на все руки!
Эх, тряхну я стариной,
Пусть завидует любой!
Я заборы крашу,
Чтобы стали краше!
Вовка:
Эй, Царь - господин!
Что работаешь один?
/Царь испуганно подбегает к трону, надевает корону, садится, берет в руки скипетр, принимает чинную позу)
Царь:
У-ух, как меня ты напугал!
Как же в сказку ты попал?
А я решил вот потрудиться-
Мне без дела не сидится.
Вовка:
Царям не полагается!
С этим слуги справятся!
Царь (встает с трона, снимает корону, берет опять кисть)
А ты, малец, откуда сам,
Чтоб советовать царям?
Царь обязан потрудиться,
Чтоб совсем не облениться!
(Вовка уже сидит на троне, в короне, развалившись)
Вовка:
Ну-у, какой ты Царь тогда,
Коль работаешь всегда?
Царь:
Что же скажут в царстве люди,
Если Царь - бездельник будет?
Вовка:
Принимать гостей с почетом-
Это Царская работа!
Царь:
Ты хоть молод, но ленив,
Да, к тому же, и болтлив.
Был бы ты уже большой-
Сразу б голову долой!
Трон мне быстро уступи!
Да корону-то верни!
(садится на трон, надевает корону)
Та-ак, сейчас проверю я,
Годишься ли на роль царя.
Царством чтоб руководить,
Грамотным Царь должен быть!
Посмотри, вот буквы в ряд
Аккуратненько стоят.
Ну-ка, ясна голова,
Ты составь из них слова.
Вовка:
Это я быстро! Раз, два, три,
Ты на слово посмотри!
(ставит неправильно)
Царь: Ты ж неправильно составил!
Вовка: А-а, ну да…Теперь исправил…
(опять неправильно)
Царь:
Слуги! Эй! Сюда спешите,
Самозванца накажите!
Вовка (детям):
Помогите мне хоть вы!
Не сносить мне головы!
ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО»
(дети составляют слова «УЧЕНИК» и «ЗВОНОК»)
Вовка:
Царь, заданье проверяй
И корону надевай!
(показывает на свою голову)
Царь:
Знаешь царский мой закон?
Прогонять из царства вон
Всех бездельников болтливых,
Нерадивых и ленивых!
(прогоняет Вовку)
Вед: Эх ты, Вовка – Вовка. Грамоты не знаешь, над учебниками засыпаешь, а когда в садик ходил, наверное, не любил спать в сон – час?
Вовка: А Вы откуда знаете?
Вед: Да знаю… Наши ребятишки тоже не любят.
ТАНЕЦ «ТИХИЙ ЧАС»
Вед: Конечно же, этот танец – шутка, и ребята и спали хорошо, и занимались, и играли, и об этом они споют вам сейчас в своих частушках.
ЧАСТУШКИ.
Вед: Как видите, наши дети не теряли время зря. А ведь есть такие ребята, которые теряют. И даже больше вам скажу – есть такие злые волшебники, которые это время находят! Впрочем, обо всем по порядку…
СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ.
(выходят злые волшебники – Старик и Старушка, на ходу беседуют)
Старик: Да-а, такой тяжелый сегодня день – ни одной пакости, ни одной вредности не сделали! А еще называемся «злые волшебники»!
Старушка: Так ведь старость! Силы-то уже не те – годы наши преклонные, пенсионные. В молодости-то сам, небось, помнишь, как все ловко получалось!
Старик: Значит, нам надо годы себе вернуть! И помолодеть! И с новыми силами вредить, вредить и вредить. (потрает руки)
Старушка: А как же мы помолодеем?
Старик: Ты же знаешь – есть такие ребята, которые попусту теряют время. Вот мы и должны это время подобрать и себе взять!
Старушка: Да-а, а как же ты его возьмешь, время-то? Ведь оно же не кошелек! Это же не вещь!
Старик: Это для людей оно не вещь, а для нас очень даже вещь! Оно вроде песочка, потерянное время. Его надо только веничком собрать и в мешочек положить. И при этом заклинание сказать:»Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды! Что от вас ушло, то к нам пришло!» А потом мы из этого песочка замесим тесто, напечем лепешек, съедим и…помолодеем!
Старушка: Неужели это правда? И я опять буду молодой? А старость наша куда денется?
Старик: А старость к детям перейдет. Они вместо нас превратятся в стариков, представляешь? И нам польза, и людям вред!
Старушка: Вот это здОрово!
Старик: Тихо! Заклинание запомнила?
Старушка : Запомнила.
Старик: Тогда берем мешки и за работу!
(появляется Петя с ранцем за спиной, на ходу собирает трансформер)
Старик: Мальчик, ты что, в школу сегодня не идешь?
Петя: Я? Как не иду? Вот как раз в школу я сейчас и иду!
Старик : Так ведь звонок давно уже прозвенел!
Петя: А, успею! В школу прийти никогда не поздно! Я вот хочу научиться трансформер собирать быстрее Кольки, чтобы он больше не задавался!
(продолжает играть, в это время Старик открывает мешок)
Старик:
(заметает в мешок, Петя уходит за кулисы. Выходит Зина, на ходу отбивает мяч)
Старушка : О, девочка, как ловко ты играешь в мячик! А в школу не опоздаешь?
Зина: В школу?
(продолжает играть. Спохватившись, ловит мяч, держит его в руках)
А, в школу? Сейчас пойду, только еще немножко поиграю… (продолжает играть)
Старушка: Чирлики-мирлики! Шаранды-баранды! Что от вас ушло, то к нам пришло!
(выходит Люба)
Люба: О, Зина, привет! Какой у тебя мячик классный! А давай вместе играть – ты мне бросай, а я тебе!
Зина (радостно): Давай!
Старик и Старушка : А в школу?
Зина и Люба : Успеем!
(Старик и Старушка начинают заметать в мешок, девочки, играя, скрываются за кулисами)
Кажется, удалось!
А ты сомневалась! Теперь дело за лепешками!
Ну, это я мигом! Раз-два и готово!...Вот, смотри, какие получились! Сейчас я одну съем!
Нет, я первый!
Это почему это ты первый? Собирали время вместе, а лепешки я испекла, значит, я первая!
Не будем спорить! Это сейчас не главное, кто первый. Главное, что мы сейчас по-мо-ло-деем! Давай, вместе съедим, на 3-4!
Ну, хорошо, давай! 3-4!
(едят лепешки. Во время всего этого диалога волшебники переодеваются в детей)
(выходят навстречу друг другу Петя и Коля. Петя с бородой и в шляпе, за спиной ранец, в руках все тот же трансформер)
Петя: Привет, Колька! Смотри, как я уже научился!
(крутит трансформер)
Коля (растерянно): Здравствуйте, дедушка. А откуда вы меня знаете?
Петя: Ты что, Колька? Какой я тебе «дедушка»?
Коля: Но мы с вами не знакомы… А-а, Вы, наверное, Мишкин дедушка?
Петя: Да что ты все заладил «дедушка» да «дедушка»! Вот как дам сейчас, будет тебе «дедушка»!
(сжимает кулаки)
Коля: Ой, извините, дедушка, но я, пожалуй, пойду.
(уходит, пятясь)
(под ноги Пете выкатывается мячик, он поднимает его и начинает играть, вслед за мячом выбегают Зина и Люба, превратившиеся в бабушек)
Зина и Люба : Дедушка, это наш мячик!
Петя : А разве бабушки играют в мячик?
Зина и Люба : Какие бабушки?
Петя: Вы – бабушки.
Зина и Люба: Мы – бабушки?
(смотрят друг на друга, в ужасе вскрикивают)
Зина: Я не бабушка, я Зина из 1-го «б»!
Люба : И я не бабушка! Я Люба из 1-го «б»!
Петя: Так и я не дедушка, Я – Петя из вашего класса!
(выбегают Старик и Старушка, превратившиеся в детей, бегают, прыгают через скакалку, веселятся, выкрикивая радостно: «Получилось! Получилось!» и убегают)
Вед: Уважаемые наши бабушки и Вы, дедушка! Ой, то есть я хотела сказать, Зина, Люба и Петя! Хотите узнать, что с вами произошло?
(герои кивают головой)
Вед: Думаю, что наши ребята смогут вам объяснить.
Дети: …..
Вед: Ребята, а кто же им теперь сможет помочь, как вы думаете? Может быть, Старик Хоттабыч? Или золотая рыбка? Или еще кто?
Дети (предлагают):…
(под музыку появляется Баба Яга)
Баба Яга : Ишь ты, Старик Хоттабыч им поможет! Золотая рыбка их желания исполнит! А Баба Яга что? Не волшебница уже? Не верите, значит, в мою волшебную силу? Я вот сейчас заколдую вас всех, превращу в пауков – червяков, лягушек – попрыгушек, будете знать!
(начинает колдовать)
Шалды – балды, 3 кувшина без воды…
Вед: Ой-ей-ей! Подождите, подождите! Как «заколдую»? Какие «лягушки – попрыгушки»? Придумаете тоже! У нас тут такое несчастье случилось – вот, видите? Злые волшебники заколдовали детей и надо срочно их расколдовать! А вы ведь тоже, мне кажется, не очень добрая волшебница? Ну, в сказках так пишут…
Баба Яга : Это я-то не добрая? Как только вам могло такое в голову прийти? Да добрее меня нет никого на всем белом свете!
(подходит к героям, разглядывает их, трогает)
Ух, какой тут у вас дедушка! Да и бабушка ничего, аппетитненькие такие! Ой, о чем это я?
Вед: А говорила – «добрая»!
Баба Яга: Да добрая я, добрая! Это так, вырвалось! Значит, говорите, помочь надо? Расколдовать? Это я сейчас, это я мигом! Часы нужны, волшебные, чтобы потерянное время вернуть.
(достает из мешка часы)
Вставайте-ка в круг, помогать мне будете!
(дети встают вокруг бабушек, дедушки и Бабы Яги, Баба Яга колдует)
Баба Яга:
Говорят, что колдовство
Ерунда и баловство!
Хоть не верю в ерунду я,
Потихонечку колдую:
Цамба, драмба, гребешок,
Жаб зажаренных мешок!
Кролл – тролли – профутролли
Без горчицы и без соли,
Поколдую, пошепчу,
Сделай все, как я хочу!
(поворачивает стрелки часов в обратную сторону, герои опять превращаются в детей, встают в общий круг, все хлопают, кричат «спасибо», садятся на места)
Баба Яга: Я вот все хочу спросить у вас – вы чего здесь сегодня собрались? Праздник, что ли, какой?
Вед: Угадала, праздник – очень большой и очень важный – мы своих ребят провожаем сегодня в школу.
Баба Яга : Школа, школа… Где-то я такое уже слышала… А-а, вспомнила! Я же песню такую знаю! Вот, послушайте.
(поет): Пачкать кляксами тетрадь
И, как курица, писать
Только двойки получать
И девчонок обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вед: Какая-то песня у тебя неправильная.
Баба Яга: Это почему же «неправильная»?
Вед: А вот послушай, чему на самом деле учат в школе!
(дети – «дикари» идут переодеваться)
ПЕСНЯ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»
(1 куплет на русском языке, 2 на татарском)
Вед: Поняла, чему учат детей в школе? Кстати, татарскому языку – тоже! И если бы ты в свое время ходила в школу…
Баба Яга: Да кому она нужна, эта ваша школа? И зачем только вы туда идете? Может, еще не поздно – попроситесь вон у начальницы своей, может, в садике вас еще оставит? В школе уроки-то дли-и-инные – предли-и-инные, а переменки – короткие – прекороткие… Учителя там мало чего знают – все учеников больше спрашивают. Хоть бы ее совсем не было, этой вашей школы!
Вед: Ты представляешь, что тогда было бы?
ПЕСНЯ «ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ШКОЛ»
(2 дикаря инсценируют песню)
Баба Яга : Убедили, убедили, школа – нужна! Ну, не мне, конечно – вам! Вон вы какие уже большие стали!
Вед: А хочешь посмотреть, какими они были раньше?
ИГРА «ВСПОМНИ ДЕТСТВО»
(2 ползунков, 2 чепчика, 2 бутылочки с соком и соской. 2 «малыша» и 2 няньки – помогают малышам одеваться. Одетые малыши ползут на четвереньках до стульчиков с бутылочками, пьют сок)
Баба Яга: Да-а, как хорошо, что ваши ребятки уже выросли. Теперь с ними просто, наверное.
Вед: Да всяко бывает… Дети ведь, сама понимаешь, как настоящий вечный двигатель. И танец наш тоже так называется.
ТАНЕЦ «ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ»
Баба Яга : Так что же, ваши ребятишки только танцуют и бегают? А буквы, например, они знают?
Вед: Ну, а как же! Они и слова уже могут составлять и даже из одного слова много других придумать.
Баба Яга : Это как же?
Вед: А вот сама посмотри.
ИГРА «ПЕРВОКЛАССНИК »
(составить всевозможные слова из этих букв, в это время Румина переодевается на танец)
Баба Яга : Какие же молодцы ваши ребята! А в школе-то ведь они еще умнее станут! Жалко мне было своего Ягусика в школу отдавать, а теперь решила – отдам!
Вед: А мы хотим твоему Ягусику подарок сделать – вот такой красивый Букварь.
Баба Яга : Вот спасибо так спасибо! Уважили! Побегу, обрадую сыночка! До свиданья, ребятишки, успехов вам в школе! Свидимся еще в какой – нибудь сказке!
(уходит)
Вед: Я вижу, наши ребята готовы уже порадовать нас своим замечательным танцем «Дело в шляпе»
ТАНЕЦ «ДЕЛО В ШЛЯПЕ»
(после танца Румина переодевается)
Вед: А мы пока продолжим игру со словом «ПЕРВОКЛАССНИК».
(подключаются родители)
Вед:
Ну, вот и все… Настал тот час,
Который все вы ждали.
Вы были здесь в последний раз,
В нарядном этом зале.
ПЕСНЯ «ЗА ЛЕТОМ ЗИМА…»
Вед:
Время летит и его не вернуть,
Вы стали большими, ребята.
Мы отправляем сегодня вас в путь,
Простились вы с детским садом.
Всех вас мы любим! Жаль расставаться,
Но хочешь – не хочешь, пора нам прощаться.
Наш детский сад будет помнить всех вас…
Школа зовет! Вам пора! В добрый час!
(слово заведующей, награждение детей, вручение подарков, ответное слово родителей)
Православные христиане готовятся к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Почему в этот день нельзя ходить в лес, зачем змеи сплетаются в клубок, объясняют священнослужители.
Воздвижение (народное название – Сдвижение) – один из двунадесятых праздников православной Церкви, отмечаемый в 2018 году 27 сентября. Этот праздник связывается с непрекращающейся борьбой добра и зла, когда активизируется всякая нечисть.
Запрет на походы в лес
Воздвижение – один из дней в году, когда категорически запрещается входить в лес. Считается, что лесные лешие, злясь на скорое наступление зимы, проводят осмотр своих владений и сгоняют в одно место всех подчиняющихся им тварей. Сами при этом могут принять любой облик, чтобы ввести в заблуждение тех, кто в этот момент оказался в их владениях: человек, отправившийся в лес может из него не вернуться или сойти с ума.
Посещение леса опасно еще и потому, что к наступающим холодам начинают активно готовиться животные. Звери зарываются в норы, а змеи сползаются в одно место под землю и сплетаются в клубки. В это время они особенно активны и могут наброситься на непрошенных гостей.
Жители деревень и сел в этот день стараются накрепко закрыть все двери и калитки, чтобы ни одна случайная «гадина» не смогла заползти в их дом. Впрочем, считается также, что если змея укусит в этот день человека, то серьезно за это поплатится: она не сможет найти место зимовки своих сородичей и присоединиться к их клубку, а поэтому обречена на гибель.
Обычаи на Воздвижение
В селах на Руси с Воздвижения начиналась пора девичьих посиделок: девушки собирались на вечеринки, приносили разные угощения и приглашали парней, которым предстояло выбрать себе невесту. Девушки в свою очередь надевали свои лучшие наряды, а для будущих женихов готовили подарки – вышитые пояса. Если парень принимал подарок, то считалось, что между молодыми людьми заключена помолвка.
Девичьи посиделки длились две недели. В эти дни даже церковь не запрещала заговоры и привороты, помогающие быстрее выйти замуж. На Воздвижение не планировали никаких важных дел, чтобы не оскорбить отдыхающую природу. К тому же все, что затевается в этот день, по поверьям не принесет успеха.
Ещё в детстве мне моя бабушка, Анастасия Дмитриевна Власенкова(Гришина), рассказывала разные истории из своей жизни. Однажды она поведала про то, как её отец ходил за грибами в осеннюю пору и было это на православный праздник, который в народе называют - сдвиженье, а по-православному - это праздник Воздвижения Креста Господня и отмечают его 27 сентября. И этой истории уже больше ста лет...
Отца моей бабушки звали Дмитрий Тарасович. Человеком он был смелым и потому меньше всего верил разным приметам и байкам и всегда по-доброму подшучивал над суеверными людьми. Накануне 27 сентября, когда семья села ужинать, он объявил о своём желании и решении идти утром в лес с кем-либо из старших детей. Двое из шестерых детей были уже подросткового возраста. Мать моего прадеда и его жена всполошились.
Считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. В этот день змеи собираются все в одно место. И встречаться с ними крайне опасно для жизни... И стали уговаривать его отказаться от задуманной затеи. Но всё было напрасно.
Прадед мой был человеком упрямым. Тогда они сказали, что пусть он идёт один, а ребят не берёт с собой. И настроены женщины были более чем решительно. В конце концов так и порешили.
И вот утром, едва солнце выглянуло из-за горизонта, он наскоро перекусив, чем Бог послал, обувшись в сапоги, взял корзину и отправился в лес. Поначалу всё было хорошо. Грибы ему попадались и корзина уже была наполовину с грибами, но ему попадались ещё и... змеи, которые все ползли куда-то в одном направлении.
Моему прадеду стало интересно и отправился следом за ними. Вскоре он
понял, что змеи направляются к большому оврагу. Их число становилось всё больше и больше. Это его не остановило, а только распалило интерес.
Вскоре он подошёл к тому самому оврагу, к которому ползло змей уже видимо -невидимо. Откуда столько их взялось? Со всех сторон слышался уже не только шорох от движения этих ползучих гадов, но и их шипение, словно бы они разговаривали между собой.
И тут моему прадеду стало по-настоящему страшно, потому как ступить уже было некуда. Везде были змеи... Он воскликнул:"Господи, спаси и сохрани меня!" - и бросился опрометью назад, где-то наступая на ползущих змей, которые, как ни странно, в эти минуты не обращали на него никакого внимания.
Говорят, что этот день считается днём змеиных свадеб*. Происходит спаривание змей, а потом они расползались по своим норам и впадали в спячку до весны, когда травка зазеленеет и солнце станет прогревать землю. Потому они и спешили на зов своей змеиной природы.
Домой прадед прибежал, не помня самого себя, бледный и дрожащий. Потом, когда он успокоился, то сказал, что больше никогда не пойдёт в лес в этот день и всем своим родным и близким закажет также не ходить. Ещё он сказал, что глянул он в этот овраг, а там змеи то сплетались в клубки, то расплетались, и шум от их шипения был таким, что ничего не было слышно...
Через два дня он пошёл опять в лес, где и нашёл свою корзину с грибами неподалёку от большого оврага. Всё было как обычно. Щебетали птицы, осенний ветерок поигрывал кронами деревьев... И вокруг ничего не напоминало о тех жутких минутах, которые пережил мой прадед 27 сентября 1906 года.
* Самец, который обычно значительно крупнее самки, агрессивно преследует ее, пытаясь схватить зубами за спину или шею. Когда ему это удается, он обвивается вокруг ее тела и спаривается. В течение месяца спаривания повторяются неоднократно. К концу этого срока все тело самки бывает покрыто многочисленными укусами и ссадинами. Кроме того, у самцов змей есть два половых органа, причем довольно внушительных размеров. У королевских змей, длина которых около полуметра, половой член может достигать 7-10 см! При спаривании змеи постоянно пользуются одним органом, правым или левым. Второй - запасной. Органы расположены в хвостовой части и вылезают в отверстие - клоаку
И ещё одна заметка с форума в интернете: У них процесс спаривания происходит так: самка (как правило, сначала одна, потом подтягиваются ещё штук 10-20) раскрывает своё "хозяйство" нараспашку и выделяет призывный секрет: "Налетай! ". Я ранее отмечал - у змей суперобоняние: на запах секрета слетаются все самцы Ужа, которые есть поблизости. И начинается самый настоящий группен-секс. Самцы выделяют свою бесценную жидкость и начинают втирать её в самок. Трутся часами друг об друга. Таким образом, втиранием, и происходит оплодотворение.
Люди часто, без труда обнаруживают по характерным звукам эти змеиные свинг-вечеринки - отсюда и идут поверия, что змеи "в клубках" собираются. При приближении человека эти греховодные змеи разбегаются в панике - тикают веером во все стороны, в том числе и в направлении потревожившего их гражданина. Из-за этого говорят: при клублении змеи бросаются, атакуют человека - караул!! !
Обычно в одном таком "агрессивном" кублЕ от 40 до 150 змей. Это, надо признать, производит впечатление: всё в клубке движется, мокрое, липкое, шипящее - фу-у-у, жуть. Тут стороннему наблюдателю не до точного определения, кто участвует в оргии: гадюки или Ужи. Вот и приписывают эту сомнительную славу гадюкам (так выглядит более устрашающе и романтично, что ли) .