Социально-психологические аспекты воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В представленном выступлении говорится актуальности изучения психологических факторов внутрисемейного воспитания и их возможного влияния на воспитание детей в семье, а также выявить проблемы современного внутрисемейного воспитания.

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое.

Воспитание - это часть социализирующего образования, это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщение человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья и ребенок - это зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируется те качества личности, которые больше нигде сформированы быть не могут. "Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям" В свое время Ж.Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливается их максимальную чувствительность к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, отражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими является потребности в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д. Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняется экономическим, политическим, экологическим, половыми и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений. Нельзя не согласиться с мнением, что внутрисемейное отношения является ведущем компонентом семейного воспитания. Они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Серьезные отклонения внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю её воспитательных возможностей. Итак, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляется в семейном воспитании.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля отношений: авторитарный, демократический и попустительский. [ст.32.9]

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главное средства этого стиля. У детей это вызывает чувства страха, незащищенности. Психологи утверждают, что все это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.

Попустительский тип отношений называют еще "авторитетом любви". При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у их почти нет ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь - от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате, дети лучше понимают родителей, растет разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинство. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими является сами. Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется педагогическое влияние родителей на сознание и поведение ребенка. Сколько родителей, столько существует и разновидностей методов, среди которых и известные всем убеждение, личный пример, поощрение, наказание, а в некоторых семьях - воспитывающие ситуации.

Таким образом, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей вырастают тревожные дети, честолюбивые родители порой так подавляет своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, несдержанный агрессивный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [ст.102.13]

Семья как фактор социализации личности и семейного воспитание.

Сущность содержание понятия "семья". Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации личности С.И. Гессен рассматривал как три ступени.

· Первая ступень - дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.

· Вторая ступень - период активного познание ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.

· Третья ступень развития личности, по Гессену, этап завершения ее формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное "Я"; формируются ее мировоззрение.

Классическая формула - семья как социальный институт - определяет семью как объединение людей в брак, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

· Вступление в брак;

· Рождение первого ребенка;

· Окончание деторождения (последний ребенок);

· "пустое гнездо" - выделение из семьи последнего ребенка;

· Прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

· Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяется и уезжают из большой семьи.

· Вторая стадия - рождения ребенка, семья состоит из двух поколений.

· Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью.

Социализирующие функции семьи заключаются в физическом и эмоциональном развитии ребенка, умственное развитие ребенка, овладение человеком социальными нормами, формирование ценностных ориентаций и т.д.

Роль семьи в процессе социального развития. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономические состояние семьи зависит от экономического состояния государства.

Семейное воспитание - это взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность родителей и детей.

Исследования показали, что ребенок оказывает не меньшее влияние на родителей, чем родители на него. Взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребенка отражена в понятии "родительно - детские отношения".

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. [ст.26.17]

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Психологические аспекты воспитательных технологий

Основные понятия психологии воспитания

Психология ВОСПИТАНИЯ

Лекция 28

В современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на «исповедь», за советом, за поддержкой дети, педагоги, родители. Психолог участвует в процессе воспитания и непосредственно и опосредованно.

Большая часть трудностей, с которыми сталкиваются педагоги, имеет «отношенческий» характер. В педагогической практике сфера отношений рассматривается как составляющая воспитательной деятельности. Для того чтобы психолог мог оказать квалифицированную помощь педагогу в решении педагогических проблем, необходимо обратиться прежде всего к теоретическим основам психологии воспитания.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.

Приведем несколько определений понятия воспитания, имеющихся в педагогической литературе.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).

Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему Соотношения между ними и определения этих понятий .



Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.
Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.
Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).

Следуя указанной схеме, обучение - средство получения образования; обучение и образование - средства воспитания и обучения, образование и воспитание - средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие - средства формирования человека.

В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации». Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом :

В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.

Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:

Направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);

Ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);

Активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);

Усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).

В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включитькомпоненты процесса воспитания : цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.

Рассмотрим один из вариантов содержательного наполнения этих понятий.

Цель . Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Противоречия . Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

Содержание воспитания . Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).

Методы воспитания . Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания . Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40 человек), массовые.

Контроль и оценка результата . Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения , которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания, в зависимости от контекста.

Сравним три следующих утверждения.

1. Воспитание есть взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников.

2. Воспитание есть взаимодействие (т.е. общение) между учителем и учеником.

3. Для того чтобы выработать у ребенка уверенность в себе, необходимо включить его в разнообразные виды деятельности и общения.

В первых двух утверждениях термины «деятельность» и «общение» обозначают сущностные стороны воспитания, а в третьем - средства воспитания. Значительный вклад в психологию воспитания вносят исследования тех психологов, которые занимаются проблемами личностного развития.

Анализ существующих подходов к определению понятия воспитания , смежных с ним понятий, а также новых идей в психологии воспитания позволяет выделить следующие значимые моменты для психологического обеспечения процесса воспитания .

1. В психологии воспитания имеется значительный разброс в позициях авторов. Каждый из компонентов процесса воспитания, рассмотренных выше, имеет обширное психологическое обоснование, содержащееся в различных областях психологической науки (возрастная психология, психология труда учителя, психология самовоспитания и т.д.).

2. В сознании педагога психологическая и педагогическая информация нередко существует параллельно. Многозначность подходов к выявлению психологических механизмов процесса воспитания приводит к рассогласованию в его представлениях о возможных способах деятельности.

3. Психолог может провести грамотную психологическую экспертизу и оказать педагогу помощь в выборе адекватной технологии решения поставленных задач.

4. Психолог также испытывает определенные затруднения в процессе общения с педагогами, поскольку он «не проживает тех многочисленных ситуаций, в которых оказывается педагог.

5. Для того чтобы педагог стал более компетентен в психологическом плане, а психолог - в педагогическом, необходим системный комплексный подход в организации воспитательной работы. Отдельные «мероприятия» (лекции специалистов, деловые игры без участия руководителей учреждения и т.п.), как показывает практика, малоэффективны.

Социально-психологические

аспекты воспитания

Учитель МБОУ Медведская ООШ

Фоминова Н.А.

Содержание:

Введение - 2-3

    Общение как социально – психологический аспект воспитания. - 4-7

    Коллектив как социально – психологический аспект воспитания. -8-11

    Семья как социально – психологический аспект воспитания. - 12-15

Заключение - 16- 17

Введение

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе развития общества, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Важно обеспечить организацию систематического процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Перед педагогами стоят задачи – обучение и воспитание детей, задача психологов – оказание психологической помощи ребенку в решении проблем обучения и взаимоотношений, а задача родителей – решение проблем воспитания. Именно поэтому для повышения качества обучения, воспитания и развития детей необходимы согласованные действия психологов, педагогов и родителей.

Всем известно, подростковый возраст – сложный возраст. Он включает в себя период познания других и самих себя, становления навыков общения. Поэтому в этот период общение со сверстниками является самым лучшим и очень значительным для успешности в дальнейшей взрослой жизни.

«Если молодой человек не может вступать в … отношения с другими людьми и собственными внутренними ресурсами, то в позднем отрочестве или ранней взрослости его межличностные связи становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к глубокому чувству изоляции». Так Эриксон Э. подчёркивал подростковый возраст, как исключительно важный.

Навыки общения со сверстниками в большой степени формируется в младшем подростковом возрасте. Само общение как вид деятельности, представляет для подростков отдельную ценность. Оно занимает огромное место в их жизни. Именно в этом возрасте подросток расширяет свой круг общения. Определяет групповую принадлежность и типы людей, на которых он начинает ориентироваться. Особенность развития подростка проявляется во внутренних противоречиях, неопределенности уровня притязаний, склонности принимать крайние позиции, повышенной застенчивости и агрессивности, а так же сильной эмоциональности ко всему.

Самые первые навыки общения ребенком приобретаются в семье. Особенность отношений между родителями и детьми состоит в том, что они характеризуют сильную эмоциональную значимость и для ребенка, и для родителя.

На примере семейных отношений, свои собственные отношения с окружающим миром ребёнок строит по такому же принципу. Поэтому, подростковый возраст определяет будущее место личности в обществе и его семейную жизнь. Следовательно, главные аспекты социально – психологического воспитания - это общение, коллектив и семья.

1. Общение как социально – психологический аспект воспитания.

Учение, в основном, определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью. Общение же более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с взаимодействием человека с человеком, воспитанием.

Психологически правильное воспитание - это продуманное, научно обоснованное общение людей, которое рассчитано на развитие каждого из них как личности. Воздействие человека на человека в воспитательных целях предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми. Не зная механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, мы вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение. А нам нужно ещё предвидеть его результаты.

Способность правильно воспринимать и понимать людей имеет, скорее всего, генетические корни. А если коснуться биосоциальных законов - то совершенствуется с младенческого возраста.

Лисина М.И. специально изучала этот процесс развития общения, его роль в воспитании детей разного возраста. Она пришла к этим выводам относительно связи общения и познания людьми друг друга.

С рождения ребенок имеет особую потребность к общению с окружающими людьми. Это проявляется в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей для его саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к самооценке и оценке.

Оценка со стороны другого человека даёт возможность выяснить, как он воспринимает эту личность, способствует формированию самооценки а так же образа «Я».

По теории Лисиной М.И., потребность в общении с окружающими людьми у детей проявляется в возрасте 2,5 месяцев, в виде комплекса оживления. Далее в жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:

а) развитие мотивов общения;

б) развитие средств общения;

в) совершенствование форм общения.

Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей. От первых месяцев жизни до окончания школы один за другим возникают следующие виды мотивов, на основе которых выделяются разновидности общения: органические, познавательные, деловые, игровые, интимно-личностные и профессиональные.
Органические мотивы - потребности организма, для удовлетворения которых необходимо общение младенца со взрослыми людьми. Эти мотивы появляются с рождения до возраста 2 - 3 месяца. Далее к ним присоединяются познавательные мотивы. Это общение ради Познания, удовлетворение любопытства. Сначала они возникают у младенцев на базе врожденного рефлекса или ориентировочной реакции, которые затем превращаются в потребность в новых впечатлениях. Она становится поводом для частых обращений ребенка к взрослому, начиная, где то со второго полугодия жизни.

Когда дети начинают играть в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы. Игра становится источником ещё одной группы мотивов - деловых.
Лисина М.И. считает, что деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности. И связаны они с необходимостью получения помощи со стороны взрослых. Три названные группы мотивов превалируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда появляется способность и потребность в самопознании и самосовершенствовании.

Это связано с началом подросткового возраста. Когда взрослеющие дети задумываются над своей будущей профессией, у них появляется последняя группа мотивов общения - профессиональные. Развитие мотивационной сферы общения в течение детства, добавление к прежде действовавшим мотивам новых, ведет к расширению возможности для воспитания личности. Проследим эти возможности.

Общение, связанное с удовлетворением органических потребностей детей, влияет на формирование у него потребности в общении с людьми.

Общение, связанное с познавательными целями, способствует развитию потребности в знаниях, познавательных интересов ребёнка.

Но только игровое общение создает благоприятные условия для развития контактности, умения ладить с людьми, совершенствует социально важные ролевые формы поведения.

Деловое общение ведет за собой развитие таких качеств личности, как инициативность, умение слушать, предприимчивость, понимать, правильно воспринимать и оценивать людей.

Становление нравственных качеств личности человека, его морали происходит в интимно-личностном общении.

Профессиональное общение развивает личностные свойства, которые у человека проявляются в его профессиональной деятельности.

С развитием видов общения идет процесс совершенствования средств общения. Лисина М.И. выделила у детей три основных вида средства общения: экспрессивно - эмоциональное, предметно-действенное и речевое.

«Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него». Появление трёх видов средств общения связано с этапами речевого развития детей.

На протяжении первых семи лет жизни возникают, дополняя друг друга, четыре основные формы общения: ситуативно-личностная
(первое полугодие жизни), ситуативно-деловая (от шести месяцев до двух лет), внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет) и внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет).
Но только внеситуативно-личностная форма общения служит познанию
ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений. Ребёнок, достигший этого уровня развития, проявляет стремление к взаимопониманию с окружающими людьми.

Данные отношения, в свою очередь, определяются эталонами межличностного восприятия.

В процессе познания, изучения людьми друг друга эти эталоны играют роль мерки, которая прикладывается к одной личности и определяет ее воздействие на другую личность. Эти эталоны не всегда хорошо осознаются человеком, который их использует. В них отражены особенности тех социальных групп, которые являются референтными для данного индивида. Бодалев А.Д. считает, что в раннем возрасте эталоны обычно являются конкретными, они отождествлены с теми или иными людьми, выбранными в качестве идеала, объекта для подражания или «героя». С возрастом эталоны
детей становятся все более обобщенными, связанными с другими идеалами, ценностями и нормами, вместе с тем становятся более дифференцированными и различными у разных людей, причем у подростков обнаруживаются первые отчетливые отличия подобного рода.

2. Коллектив как социально – психологический аспект воспитания.

Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за все годы существования, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты в педагогической теории. Она строилась и развивалась годами на основе тезиса, согласно которому воспитание и полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив.

Советская система воспитания, ориентировалась на наличие одинаковых условий для всех детей. Классик советской педагогики Макаренко А. С. особо подчеркивал, что в воспитании важно обеспечить взаимодействие преподавателя с коллективом воспитанников. Современный антропоцентричный подход к обучению и воспитанию предполагает, что в центре всех учебно-воспитательных воздействий оказывается не коллектив, а отдельная личность. При этом, преподаватель не может не учитывать в своей воспитательной работе влияния общественной среды на формирование сознания и поведения детей и подростков

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность только тогда, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (Коротов В.М. и др.) выделяют три функции:

Организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

Идейно-воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

Стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.

Являясь членом общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем соответствующее положение, осуществляя свою деятельность. Но это не значит, что школьник должен безропотно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив даёт возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В коллективе формируются социально ценные качества (гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.) и существенные личностные характеристики (самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности).

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребенка.

Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Общественное мнение коллектива для подростка является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. Блонский П.П. писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный школьник.

Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика.

Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём.

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить общественную похвалу вовсе не следует рассматривать как проявление тщеславия и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное мнение, уважает, ценит его.

Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.

3. Семья как социально – психологический аспект воспитания.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к понима­нию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколе­ний. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она, прежде всего, активный элемент и агент социализации ребенка. Именно в этом контексте можно говорить о воспитательном потенциале семьи.

Существует определенная специфика семейного воспитания в от­личие от воспитания общественного. По природе своей семей­ное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как пра­вило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотноше­ний ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимос­ти, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопро­вождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, по­мощников, защитников, старших друзей...

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший, родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в кол­лективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т. д. А это негативно влияет на адаптацию в школе.

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький че­ловек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, из­неженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т. д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.

«Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буй­ных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицатель­ных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспита­ние становится неблагоприятным фактором формирования лич­ности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит дезадаптацией ребенка».

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные иде­алы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеоб­разные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедуш­ки... И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домаш­нее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные тра­диции, вступают в самые различные по характеру взаимоотноше­ния.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизнен­но важные виды деятельности - интеллектуально-познаватель­ную, трудовую, общественную, ценностно-

ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. При­чем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложней­ших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благо­творное (либо неблаготворное) влияние ребенок испытывает даже тогда, когда он вне дома: в детском саду, в деревне, в школе, в детском лагере. Семья таит в себе определенные сложности, проти­воречия и недостатки воспитательного воздействия.

Исходя из специфики семьи как персональной среды раз­вития личности ребенка, должна быть, выстроена система прин­ципов семейного воспитания:

    дети должны расти и воспитываться в атмосфере добро­желательности, любви и счастья;

    родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

    воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

    диалектическое единство искреннего, глубокого уваже­ния к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

    личность самих родителей - идеальная модель для под­ражания детей;

    воспитание должно строиться с опорой на положитель­ное в ребенке;

    оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видо­изменены... Главное, чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка, т.к. это положительно повлияет на успешность в обучении ребенка.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика рос­та их взаимоотношений во многом детерминируется такими фак­торами, как семейные ценности и стили воспитания.

Рассмотрев вопрос о воспитательном потенциале семьи и специфике семейного воспитания, мы пришли к выводу, что на воспитательный потенциал семьи оказывает существенное влияние благосостояние семьи, традиции и ценностные ориентации семьи и профессиональная деятельность супругов. Отсюда следует, что семья является одним из главных социально – психологических аспектов воспитания, тем более что большую часть своего времени ребёнок проводит в семье.

Заключение.

В этой работе я рассмотрела вопрос о социально-психологических аспектах воспитания. Постаралась ответить на вопросы о том, что такое воспитание, как влияет на развитие личности ребенка общение, коллектив и семья.

Проведя анализ работ посвящённых проблеме «социально-психологические аспекты воспитания», я пришла к следующим выводам:

1. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Я считаю, что в первую очередь важно сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. Всё это должно строится на максимальном развитии субъективных особенностей каждого ребёнка.

2. С момента рождения влияния генов, среда, а позже активность самой личности по самовоспитанию тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду. (И то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они сами выросли.) В результате имеется тесная взаимосвязь между генотипом ребенка и средой, в которой он воспитывается. По мере своего роста ребенок начинает выходить за пределы окружения, создаваемого ему родителями, и выбирать и строить свое собственное. Это последнее, в свою очередь, формирует его личность. Общительный ребенок будет искать контактов с друзьями. Общительная натура подталкивает его к выбору окружения и еще больше подкрепляет его общительность. А то, что нельзя выбрать, он будет стараться построить сам. Это взаимодействие – процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности. Общительный ребенок, вступая в такое взаимодействие, отбирает и строит ситуации, которые еще больше способствуют его общительности, поддерживают ее. Итак, наследственность, социальная среда и стремление субъекта к самосовершенствованию в результате дают стержень личности индивида.

3. Процесс развития личности и процесс развития коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, от его уровня развития, структуры межличностных отношений. С другой стороны, воспитанники и есть коллектив. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

4. Семья – это коллектив, который играет существенную роль в воспитании личности. Роль семьи в воспитании - основная, долговременная. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта роль все более усиливается благодаря эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Только осознание родителями того, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, способствует формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Список литературы

1. Кареев, Н. И. Основы русской психологии/ Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И. А. Голосенко: Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006

2. Токарева, Т. Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007

3. Щербаков, С. А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления. – 2007.

4. Кравченко, А. И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей/ – М.: «Московский Лицей», 2006.

5. www.psychol-ok.ru

Краткое содержание

Общение и воспитание. Общение и его роль в воспитании. Восприятие человека человеком в общении как фактор, формирующий самооценку личности и ее образ «Я». Развитие мотивов общения у детей от рождения до окончания школы. Возможности, открываемые в связи с формированием мотивов общения, для развития личности ребенка. Роль разных видов общения для становления отдельных групп качеств личности. Совершенствование средств общения в онтогенезе. Развитие форм общения у детей. Формирование эталонов межличностного восприятия.

Коллектив и развитие личности. Традиционное понимание роли коллектива в воспитании. Основные социально-психологические возражения к тезису о том, что личность формируется только в коллективе и через коллектив. Эксперименты В. М. Бехтерева и М. В. Ланге. Отсутствие высокоразвитых коллективов в реальной жизни. Случаи подавления коллективом индивидуальности творческой личности. Унификация личностей под влиянием единых требований коллектива. Факты, свидетельствующие о положительном влиянии коллектива на воспитание личности. Двойственность воздействия реального коллектива на личность. Пути устранения отрицательного и усиления положительного влияния коллектива на личность. Психолого-педагогические принципы перестройки взаимоотношений личности и коллектива.

Семья и воспитание. Роль семьи в воспитании детей. Виды внутрисемейных отношений, имеющие воспитательное значение. Совокупность психологических факторов, положительно и отрицательно влияющих на воспитание детей в семье, пути и способы их регуляции. Кодекс взаимного поведения супругов, обеспечивающий создание в семье оптимальных условий для воспитания детей. Применение поощрений и наказаний. Положительная роль братьев и сестер в семейном воспитании. Особенности воспитания детей, родившихся первыми в семье. Влияние братьев и сестер на воспитание мальчиков и девочек. Воспитание детей в неполной семье. Социально-психологические следствия распада семьи, его влияние на воспитание детей. Отношения в семье и их воздействие на воспитание. Влияние рождения ребенка на межличностные отношения в семье. Различия в реакциях на рождение ребенка у мужчины и женщины. Стиль родительского поведения и воспитание детей.

Формирование и изменение социальных установок. Воспитание как процесс формирования и изменения социальных установок ребенка. Четыре фазы психологического воздействия на социальные установки: привлечение внимания, возбуждение интереса, убеждение, указание на желательные действия. Особенности выполнения каждой фазы психологического воздействия на практике. Соотношение рационального и эмоционального в воздействиях на социальные установки. Психологические требования к аргументации и выражение воспитателем собственной социальной позиции. Значение порядка представления фактов для формирования и изменения социальных установок. Эффекты первичности и новизны в формировании социальных установок. Другие социально-психологические явления, возникающие в процессе убеждения, применяемого для изменения социальных установок. Феномены ассимиляции и контраста.

Взаимосвязь обучения и воспитания. Основные категории теории воспитания: цели, средства и методы воспитания, биогенная и социогенная теории воспитания. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в группе – основные фазы социального развития личности в процессе воспитания

Воспитание в широком смысле слова есть воздействие на человека, оказывающее влияние на его развитие. С этой точки зрения воспитывает ребенка не только семья, школа, но и природа, среда, средства массовой информации и т.д. Воспитание в узком смысле – это целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него заранее определенных качеств личности. Воспитывать – значит создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают развернутую систему отношений личности к обществу, к труду, к другим людям, к самому себе, к природе и т.п. Воспитание - есть субъект-субъектное взаимодействие.

Целью воспитания в современных условиях является формирование культурной, достаточно образованной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности. Общая цель воспитания на разных этапах развития общества постоянно уточняется, корректируется за счет того, что воспитание отдельных качеств личности выдвигается на первый план. Задачи школьного воспитания -1) формирование системы привычек культурного поведения и учебной работы, ставшими потребностью личности. Система привычек определяет во многом стиль поведения и работы человека; 2) привитие ребенку иммунитета к злу, ясное понимание различия добра и зла. Важно, чтобы он, видя зло, реагировал на него, защищая собственные интересы, а значит интересы общества.

Особой характеристикой цели воспитания - ее двойственный характер: с одно стороны - формирование творческой личности, а с другой - подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. Но кажущееся противоречие разрешается в групповой совместной деятельности, организованной на принципах коллективизма. Достижению целей воспитания служит взаимосвязь воспитания и обучения: обучение является средством воспитания. Если обучение есть формирование сознания, то воспитание гл. образом адресовано к подсознанию. Воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, не просто соблюдение этих норм с расчетом на награду или избежание наказания. Это невозможность нарушения норм, которые стали внутренними регуляторами действий и поступков.

Воспитание предполагает социальное развитие личности в онтогенезе. Вхождение в социальную среду предполагает развитие личности в ней по внутренним психологическим закономерностям. Индивид закономерно проходит три фазы своего становления - адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. Адаптация - объективная необходимость «быть таким как все». Удовлетворения этой потребности предполагает усвоение ребенком новых социальных норм взаимодействия, форм и средств деятельности, которыми владеют другие члены группы (или же вместе с ним также их осваивают). Индивидуализация - порождается обострением противоречия между достигнутыми результатами адаптации - тем, что он стал «таким как все» в группе, - и неудовлетворяемой при этом потребности индивида в возможности выразить свою индивидуальность. Ученик находит способы и средства выражения своей индивидуальности. Интеграция личности в группе возможна при осознании учеником единства потребности группы в своем развитии с его личностными потребностями осуществлять значимые «вклады» в жизнь группы А.В.Петровский).

Единство общения и деятельности – методологическая основа психологии воспитания. Общение и его роль в воспитании. Развитие общения в онтогенезе. Взаимодействие субъектов общения и сотрудничества в воспитательном процессе. Психология педагогического общения

Основным содержанием общения в процессе воспитания является информация о ценностях, нормах и формах поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Насколько общение оказывает воспитательное воздействие, в этом выражается эффективность профессиональной деятельности учителя. Профессиональное общение преподавателя - педагогическое общение, направлено на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между учащимися, педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Профессионально-педагогическое общение – это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности, организующих и направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитанников. Компоненты пед. общения – это когнитивный (знание общих закономерностей общения; структуры, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения; методик исследования и основных психолого-пед. требований); регулятивный (умение передавать информацию, организовывать взаимоотношения, педагогически целесообразно воздействовать, управлять собственными психическими состояниями), аффективный (эмоциональные состояния, характеризующие отношения, переживания педагога) и духовный (сплав интеллектуальных и духовных способностей). Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. В.Д.Шадриков отмечал присутствие духовных способностей в каждой психической функции – мышление морально. Функции пед. общения – познавательная (объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях), эмотивная (отношение говорящего к сообщаемому и к собеседнику), воспитывающая (целенаправленное формирование социально полезных качеств личности), фасилитативная (облегчение ученику выражения себя, проявления в себе положительного), регулятивная (побуждение и координация общения), самоактуализация (реализация педагогом своих возможностей). Гуманистическое пед. общение – это диалогическое, творческое, личностное и индивидуальное взаимодействие. Стили пед. общ –я.

Существенные признаки группы как воспитательного коллектива. Коллективизм и конформизм как цели и результаты группового воспитания. Психолого-педагогические механизмы демократизации и гуманизации жизнедеятельности школьников

Принцип коллективистского воспитания осуществляется в процессе формирования воспитательного коллектива (А.С.Макаренко) – это учебная группа детей, объединенных совместной деятельностью, цель которой общественно полезная и личностно значимая. Цель развивается как дальняя, средняя и близкая перспективы. Группа открыта для связей с другими коллективами. В совместной деятельности происходит распределение полномочий между всеми членами группы, которые имеют возможность выполнять роли руководителей и подчиненных. Общественное мнение учитывает мнение членов группы, которые в коллективы защищены от произвола. А.В.Петровский выделил уровни формирования группы как коллектива – страты. Основными характеристиками являются групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство. Для выявления системы межличностных отношений в группе используются социометрический метод (Дж. Морено), метод референтометрии, изучаются мотивы выбора.


Похожая информация.




Рассказать друзьям